Канонерские лодки Фарси

60
Канонерские лодки Фарси
Канонерская лодка Фарси с 240-мм орудием. Рисунок из журнала «Иллюстрация» 1869 г.


«…некрепкие ветви переломятся,
и плод их будет бесполезен,
незрел для пищи и ни к чему не годен».
Книга Премудрости Соломона, 4:5

История и корабли. Часто бывает так, и примеров тому множество, что придумывается и предлагается нечто на первый взгляд и полезное и выгодное во всех отношениях, но так почему-то успехов в итоге и не сыскавшее. За примерами и ходить-то далеко не надо. Всем памятна эпопея с суперэсминцем «Зумвалт». Но нового в этом абсолютно ничего нет. Так было и так будет.



А было нечто похожее во Франции в годы правления императора Наполеона III, мечтавшего иметь армию и флот, которые были бы достойны его великой державы. Тут-то ему и подвернулся некий Эжен Фарси, морской офицер и попутно изобретатель.

Родился он 19 марта 1830 года в Пасси и умер 26 февраля 1910 года в Париже. В возрасте 9 лет он записался юнгой на учебный корабль, и совершил на нем кругосветное плавание. Заняв 49-е место, он поступил в Военно-морскую академию в 1845 году и сделал неплохую карьеру морского офицера. Получил чин лейтенанта в 1859 году, стал капитаном фрегата в 1873 году, а затем вышел в отставку.


Страница из журнала с изображением стреляющей канонерки Фарси

Но известность ему принесла отнюдь не его карьера моряка, а склонность к изобретательству и конструированию. Так, в 1869 году он сконструировал канонерскую лодку, которая получила его имя, причем две его лодки использовались на Сене во время франко-прусской войны, а затем в Индокитае. Умер он после избрания депутатом от Парижа в парламент.

Ну а его канонерская лодка на бумаге не осталась, а была заложена по личному приказу Наполеона III в 1869 году. Построенный в Сен-Дени всего за пять недель мастерскими г-на Клапареда, этот кораблик обошелся казне всего в 25 000 франков, что вызвало у многих морских офицеров, а также и людей штатских, особенно журналистов, настоящую бурю положительных эмоций.

Но прежде всего о самой конструкции этого суденышка.

По сути это был речной катер длиной 15 метров и водоизмещением в 44 тонны. Осадка у него была небольшая, что позволяло проходить над минами противника. Непотопляемость обеспечивали короба по бортам. Нос имел характерные для французских судов таранные очертания.

Скорость составляла 6,5 узла, которую обеспечивали сразу две паровые машины мощностью 40 лошадиных сил, приводившие в действие два гребных винта. Реверс вращения винтов позволяет судну разворачиваться на месте.

Артиллерийское вооружение состоит из 240-мм пушки, установленной в носовой части судна и стреляющей 100-килограммовым снарядом только вперед. Система гашения отдачи обеспечивает откат ствола всего на 40 см. Экипаж – десять человек, включая командира.

Интересная форма корпуса этой канонерки, напоминающий французский деревянный башмак – сабо. Считалось, что эта канонерка решит важную задачу обороны и нападения в гаванях и на реках. Однако это общие слова.

Гораздо интереснее то, как это суденышко расписали господа журналисты…


Канонерка Фарси на Сене

Вот что о ней, например, писал популярный во Франции журнал «Иллюстрация»:

«Журнал стремится держать своих читателей в курсе многочисленных преобразований, которые последовательно претерпевает военно-морской флот. Поэтому он не мог не обратить особого внимания на канонерскую лодку лейтенанта Фарси, который довел систему канонерских лодок до такой степени совершенства, что морская инженерия вряд ли могла бы его превзойти.

Рисунок, который мы публикуем, представляет нашим читателям внешний вид этой новой боевой машины. Но мы, естественно, должны добавить сюда подробный анализ преимуществ, предлагаемых этой канонерской лодкой, с точки зрения конструкции, навигации, мощности и экономичности. Вот как проблема эта успешно решена.

Канонерская лодка г-на Фарси, построенная в мастерских г-на Клапареда в Сен-Дени, имеет форму башмака длиной шестнадцать метров, построенного из листового металла толщиной 3 миллиметра. Осадка 1 метр, вес орудия 15 000 кг, установка и станина орудия 7 000 кг; у нее есть две паровые машины, два гребных винта, а их мощность составляет десять лошадиных сил. В штате всего восемь человек.

Построенная таким образом канонерская лодка в самых благоприятных условиях движется со скоростью от 6 до 7 узлов. Судя по формам его корпуса, остойчивость такова, что при сильном ветре она может удерживать пушку весом 22 000 кг на высоте одного фута над центром тяжести корабля, не имея балласта в трюме. Остальные корабли имеют очень сильную качку, даже с балластом в трюме.

Со строительной системой мистера Фарси можно было бы плавать и торговым судам без балласта для обратного перехода, после выгрузки груза. Также можно было бы уменьшить осадку больших торговых судов, которые, таким образом, могли бы легче заходить в порты во время отлива. Плоское дно корпуса позволяет лодке подходить к самому берегу без опасности опрокидывания.

Соизмерима ли мощь канонерки с преимуществами конструкции и прочности на море? Факты ответят.

Канонерская лодка несет пушку, в которую загружается 24 кг пороха и которая выстреливает 300-фунтовый снаряд! Броненосный фрегат, пробитый одним из таких снарядов, сразу бы вышел из строя. По общему признанию, может показаться невозможным заставить такую хрупкую конструкцию поддерживать орудие такого мощного калибра, но опыт доказал не только то, что канонерская лодка полностью выполняла эту последнюю задачу, но и то, что тряска, вызванная выстрелом орудия, не вызывала на ней видимой усталости конструкции, и что она отлично вела себя на море.

Если мы теперь подумаем, что на дистанции 600 метров снаряд, выпущенный из этой пушки, пробивает броню толщиной 15 сантиметров, то мы легко поймем, что в бою все преимущества будут за этой маленькой канонеркой, почти полностью исчезающей под водой и почти неуловимой для противника. Это последнее соображение подводит нас к последнему и важному вопросу об экономии и полезности, которые третьи страны могут извлечь из новой канонерской лодки.

Мы знаем, какие огромные жертвы несут броненосные фрегаты нашему военно-морскому бюджету. Теперь, поскольку канонерская лодка г-на Фарси стоит всего 30 000 франков, мы могли бы, следовательно, по цене одного бронированного фрегата стоимостью 12 миллионов франков, создать огромный флот из 400 канонерских лодок, вооруженных пушкой, способной произвести ужасное опустошение в стане противника.

Мы видим, что независимо от экономического вопроса новая канонерка умудряется поднимать вопросы самого высокого политического порядка. Датчане, шведы, греки, все малые державы, у которых нет необходимых ресурсов для строительства бронированных флотов, смогут с новой системой канонерских лодок защищать свою территорию с небольшими затратами.

Что бы сделали испанцы, если бы у чилийцев было три или четыре канонерских лодки Фарси, чтобы потопить испанские фрегаты? Разве греки не смогли бы снять блокаду турецкого флота, если бы имели эту новую машину войны?

В заключение отметим, что канонерская лодка не похожа на многие новинки наших дней в состоянии проекта. Канонерская лодка существует; с ней производились опыты на Сене, в присутствии императора, в сопровождении маршала Ниэля, адмирала Риго де Женуйи и генерала де Бевиля, и все маневры канонерской лодки производились таким образом, чтобы давать полное и полное удовлетворение. Эксперименты неоднократно возобновлялись в Ла-Манше и всегда с тем же успехом».


Схема канонерки Фарси

На практике, однако, все было несколько иначе.

В 1870 году началась война против Пруссии, и Эжен Фарси получил свою канонерскую лодку для участия в боевых действиях. Его судно включили во флотилии Сены, в которую входили также яхта «Пуэбла» и восемь других судов. В сентябре флотилия пошла вверх по Сене от Жавеля до Берси и вела огонь по противнику в районе Севра и Медона. В ноябре шесть канонерских лодок были разоружены и передали свои орудия батареям фортов. Три лодки, в том числе и лодка Фарси, продолжали боевые действия и сумели нанести пруссакам тяжелые потери на Сене, Сен-Дени, Шуази-ле-Руа и на Марне у Шампиньи. 15 декабря они вмерзли в лед вдоль Лебединого острова, куда парижане приходили на них полюбоваться.

В мае 1871 года новая флотилия Сены повела борьбу против федеральных войск из Рюэйля, действуя в интересах Парижской коммуны. К ней присоединился и второй катер Фарси, названный «Митральезой». 28 мая Коммуна потерпела поражение. Сам лейтенант Фарси был избран депутатом от 15-го округа, так что разгром Коммуны на его политической карьере не отразился.

В ноябре 1883 года канонерские лодки были отправлены в Тонкин, где их служба оказалась наиболее результативной. В апреле 1884 года 140 штук канонерок перевезли в бухту Халонг. Они несколько раз совершали рейсы из Ханоя в Туен-Куан по реке Клэр, обеспечивая снабжение частей Иностранного легиона.


Канонерка Фарси в Тонкине

Выйдя в отставку в 1875 году, капитан Эжен Фарси продолжил свою изобретательскую деятельность и построил новую канонерскую лодку с осадкой всего 60 см, вооруженную орудием калибра 140-мм. Она развивала скорость 8 узлов. Испытывалась в 1886 и 1887 годах на Луаре и Роне, и в обоих случаях испытания были признаны успешными.


Ещё одно фото канонерки в Юго-Восточной Азии

А в 1889 года в Париже должна была состояться десятая Всемирная выставка. Она проводилась с 5 мая по 31 октября 1889 года и была посвящена Французской революции, столетие которой отмечалось в том году.

Выставка раскинулась в Париже на площади в пятьдесят гектаров. На Марсовом поле и во Дворце Трокадеро разместились выставки, связанные с искусством и промышленностью. Эспланада Инвалидов была посвящена выставкам французских колоний и военного министерства. Кстати, именно для этой выставки и была построена знаменитая Эйфелева башня. Кроме того, через весь Париж была проложена узкоколейная железная дорога, использовавшаяся как для перевозки пассажиров, так и экспонатов этой выставки.


Артиллерийская установка 140-мм орудия на канонерке Фарси

В журнале La Nature № 691 от 28 августа 1886 года сообщалось о новой канонерской лодке Фарси, пришедшей на смену предыдущей, но отличающейся только размерами, артиллерией и компоновкой.

«Эта новая канонерская лодка имеет длину 20,50 м, и 5 м в ширину при осадке всего 60 см. Водоизмещение 29 тонн. Две паровые машины мощностью 40 лошадиных сил работают каждая на свой гребной винт.

Вооружёна лодка спереди 140-мм пушкой и двумя 37-мм револьверными пушками Гочкиса. На крыше надстройки.

В ходе подготовки к Выставке канонерская лодка, шедшая из Лиона по каналам и рекам, достигла столицы с остановкой в Корбее, где инженеры и 20 рабочих Декавильских предприятий сумели поднять ее на колесный ход и доставить в Париж на расстояние почти 2 км.

К сожалению, большая, чем у ворот, ширина канонерки не позволила разместить ее внутри павильона, и она так осталась стоять рядом с ним на своих тележках».


Канонерка Фарси во время её перевозки на Всемирную выставку
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 июня 2023 04:39
    Всем доброго утра!
    Концепция речных канонерок (мониторов) интересная для специфических театров военных действий. В Сахаре или Гоби актуальность малого флота падает. В остальном, уникальный инструмент оказания огневой поддержки сухопутным войскам.
    Вячеславу спасибо!
    Р.s. далекий потомок французской канонерки - сторожевой артиллерийский катер Шмель - СССР.


    1. +6
      10 июня 2023 05:54
      Речная канонерка и монитор - это разные классы кораблей.
      1. +6
        10 июня 2023 08:05
        Цитата: Maxim G
        Речная канонерка и монитор - это разные классы кораблей.

        В отечественной историографии флота - да, в ряде других государств- нет. Причем, что есть сам первый Монитор? Ответ очевиден - броненосец. То есть его отличие от классической «канонерской лодки» отличало только бронирование, а от батарейных броненосцев южан, наличие орудий в одной вращающейся башни. Впрочем с проявлением второй башни, данная концепция умерла.

        Впрочем не до конца.
        Фактически однобашенными были английский броненосец Виктори и наши - Гангут с Русалками и Поповками.
        В отечественную классификацию мониторы вошли только после революции. Путем переименования наиболее бронированных речных канонерок с вращающимися башнями в мониторы. Аналогично поступили с захваченными у поляков канонерками в 1938.
        Ну последнее - крайний наш монитор специальной постройки Сиваш (тип Хасан) некоим образом на монитор и не походил.
        1. +2
          10 июня 2023 08:28
          Первые мониторы прекрасно соответствовали назначению. Малая осадка, низкий силует, 100% броневая защита и ОЧЕНЬ могущественные пушки. Потом добавились туда-сюда мониторы времен ПМВ. Каким-то образом еще были полезны русские "Шквалы" и румынские и польские корабли. Но с приходом ВМВ потом все это стало просто камикадзе.
          Дальше это стало годиться только против босоногих партизан и всякого рода хунхузов. Пока по суше не догнали, так хоть с воды достать. Из вооружения ДШК там за глаза.
          1. +2
            10 июня 2023 09:36
            В Южной Америке и сейчас успешно используют катера, а различные герильи кроме :АК или М-16 могут иметь и разные РПГ
            1. +2
              10 июня 2023 09:54
              Цитата: vladcub
              В Южной Америке и сейчас успешно используют катера, а различные герильи кроме :АК или М-16 могут иметь и разные РПГ

              США использовали подобные «шахид-боты» во войне во Вьетнаме и называли их канонерскими лодками.
              Наши Шмели по могуществу на голову выше.
              1. +2
                10 июня 2023 21:54
                Цитата: Коте пане Коханка
                США использовали подобные «шахид-боты» во войне во Вьетнаме и называли их канонерскими лодками.

                1. 0
                  10 июня 2023 23:04
                  Вася, ты несколько неправ, это были "корабельки" специальной постройки.
                  Вспомни "Апокалипсис" Копполы.

            2. +2
              10 июня 2023 13:26
              Так их спасает большая быстроходность. И по размерам они все же не сильно большие. Да, и крупнокалиберный Браунинг с миллионом патронов хороший аргумент в вырубании джунглей вместо с живностью. Фильм "Апокалипсис now".
        2. 0
          10 июня 2023 09:41
          От названия суть не меняется - если речная канонерская лодка забронирована, то это уже не совсем классическая речная канонерская лодка (которая по сути вооруженный гражданский пароход).
          1. +2
            10 июня 2023 10:14
            Цитата: Maxim G
            От названия суть не меняется - если речная канонерская лодка забронирована, то это уже не совсем классическая речная канонерская лодка (которая по сути вооруженный гражданский пароход).

            Что Вы считаете «классической речной канонерской лодкой»?
            Например, первые дизельные корабли Российского Императорского флота Шквал, вступили в строй как башенные речные канонерские лодки. Мониторами они стали после революции. Или они по вашему мнению не имели брони?
            Да в годы ПМВ, Гражданской войны и Великой Отечественной из гражданских судов переделывали канонерки, но в мирное время подобных судов были единицы., Чаще понижали в статусе бывшие эсминцы или переделывали корабли двойного назначения (десантные баржи или землеройные шаланды).
            1. +1
              10 июня 2023 10:15
              Французский "Фрэнсис Гарнье".
            2. +2
              10 июня 2023 13:28
              Тут же, как ни крути условия совсем разные. В гражданскую войну квалификация военных ниже плинтуса. И основное орудие - трехдюймовка. Все эти канлодки, пароходы и баржи решали что-то. А вот на Байкале белые знали как обращаться с пушками и запросто утопили паром "Байкал".
          2. +4
            10 июня 2023 13:24
            если речная канонерская лодка забронирована, то это уже не совсем классическая речная канонерская лодка (которая по сути вооруженный гражданский пароход).

            Вооруженный гражданский пароход - это эрзац с парой полевых трехдюймовок и "максимов".
            А речная канонерская лодка - это военный корабль специальной постройки, предназначенный для действий на реке. Может быть и броненосным и бронепалубным. Если проводить грубую аналогию с "большим флотом" то канонерская лодка - крейсер, а монитор - линкор.
            1. 0
              10 июня 2023 13:43
              У речных канонерок не в бронировании смысл (противопульное бронирование как у "Френсиса Гарнье" не делает его броненосным кораблем) это не их родовая черта, по которой можно квалифицировать и отследить эволюцию (а малая осадка является такой чертой).
              Вооружение, там и так слабенькое, относительно большой "Френсис Гарнье" главным калибром имел - одно 100-мм орудие.
        3. +4
          10 июня 2023 09:43
          Тёзка, приветствую. Вообще-то, "поповки" - скорее плавучие батареи и с мониторами в отдалённом" родстве" типа:" дисятая вода на кисиле"
          1. +2
            10 июня 2023 09:51
            Цитата: vladcub
            Тёзка, приветствую. Вообще-то, "поповки" - скорее плавучие батареи и с мониторами в отдалённом" родстве" типа:" дисятая вода на кисиле"

            Привет Слава!
            Новгород и Вице-адмирал Попов квалифицировались как броненосцы береговой обороны.
            Монитор с Вирджинией силами мерился на рейде. Так что… кузены как минимум.
    2. +1
      10 июня 2023 07:56
      Это только партизан и контрабандистов гонять. Жить этой калоше до первого попадания. РПГ хватит. 76 мм от ПТ-76 и броня от АКМ против любого танка.... Смешно. В музей. Где ему и место.
      1. +2
        10 июня 2023 10:40
        Жить этой калоше до первого попадания. РПГ хватит

        От попадания РПГ остается мааленькая дырочка. В большинстве случаев и все.
        Начет боевого применения - читайте про бронекатера, которые использовали во время Великой отечественной. Это и "речные танки", и "катерные линкоры" на Балтике. Последние себя очень неплохо показали про поддержке десантов.
        А так кораблик получился неплохой. По факту его построили вокруг пушки. И боевое применение было.
        1. 0
          10 июня 2023 13:13
          У РПГ не только кумулятивные ракеты. Да, и кумулятивная может попасть куда угодно. Хоть по топливу, хоть по боеприпасам.
        2. +3
          10 июня 2023 13:20
          Про бронекатера читал настолько много, что сейчас не все даже знают. Люди героические там были. А катера гибли тока в путь. Только в войну там была башня стандартного танка Т-34 с 76 мм пушкой. Из которой хрен куда попадешь на ходу. Но она хоть могла подбить вражеский танк. Чисто теоретически. Потому как на стопе катер утопят даже раньше, чем с него разглядят, не то что огневую точку, а даже сам танк. А сейчас? У танка 1000 мм эквивалента гомогенной брони и ствол 120-125 мм. Система управления огнем сама все решает. А что там у бронекатера? Как-то, было дело, нашему БДК и др. кораблям пришлось сматываться от пары грузинских танков в первой абхазской войне. Потому как современный корабль танку ничего не может сделать. Так то корабль. Который в качестве мишени может попасть по летящему шестидюймовому снаряду. А тут катер. Который является просто мишенью.
          1. 0
            11 июня 2023 12:27
            Как у вас всё просто! Будь так, артиллерийские катера давно бы отправили в утиль, но они по-прежнему в составе Каспийской флотилии. 76-мм пушка с ПТ-76, конечно же устарела, в современных условиях нужна хотя бы 57-мм автоматическая пушка с функциями ПВО. Дело скорее всего в том, что огонь прямой наводкой с воды, иногда, всё же, трудно чем-либо заменить.
            И, всякие "ништяки" с сухопутной брони можно и на флот перенести, и динамическую броню навесить и КАЗ установить.
            А если речь пойдет о десантных катерах, то однозначно бронировать, сделать двойной корпус и вооружение навесить сколько места хватит.
    3. +4
      10 июня 2023 14:59
      Привет, Влад! smile
      На потомка больше похожа канлодка "Отважный", учитывая расположение орудия главного калибра.
  2. +4
    10 июня 2023 08:00
    Много было всяких придумок. Французы были лидерами в "экономии" денег. Очень жаль, что не случилась с ними тогда нормальная война. Очень было бы любопытно сейчас это все обсудить. А то одна Цусима... Так там нормальные флоты сражались.
    Они хотя бы 2 вопроса себе задали: 1. Дальность плавария? 2. Мореходность? А то фрегат захотели замочить.
    1. +3
      10 июня 2023 10:18
      Очень было бы любопытно сейчас это все обсудить. А то одна Цусима... Так там нормальные флоты сражались.

      Насчет нормальности спорно, мы на бойню через полмира притащили целых три броненосца береговой обороны.
      1. +1
        10 июня 2023 21:57
        Цитата: Коте пане Коханка
        целых три броненосца береговой обороны.

        Которые при переходе через ОКЕАНЫ не утопли...Хотя такие "забеги" им были категорически запрещены.
        1. 0
          10 июня 2023 22:39
          Которые при переходе через ОКЕАНЫ не утопли..

          Спасибо адмиралу, которого все костерят, как хозяйственник и мореход он был очень неплох.

          Доброй ночи, Василий. smile
          1. +1
            10 июня 2023 23:34
            Какому адмиралу?
            Цитата: Морской Кот
            Спасибо адмиралу, которого все костерят, как хозяйственник и
          2. +1
            11 июня 2023 06:17
            Да, в общем, они для броненосцев были маленькие. И не предназначались для действий вдали от берегов. Но считать корабль 4500 тонн немореходным странно. Береговая оборона мореходности требует. А то, если чуть волна и дунуло берег что-ли не оборонять? Погода, она везде портится.
            1. +1
              11 июня 2023 13:07
              Броненосцы типа "Адмирал Сенявин" предназначались, в том числе, и для эскадренного боя в условиях Балтики, вместе с эскадренным броненосцами типа "Полтава", поэтому у них относительно высокая скорость и мореходность.
    2. +2
      10 июня 2023 11:47
      Цитата: mmaxx
      Они хотя бы 2 вопроса себе задали: 1. Дальность плавария? 2. Мореходность? А то фрегат захотели замочить.

      Французы хотели их использовать для обороны портов, была у них в то время такая теория "le combat du lion et des moucherons", битва льва и мошкары.
      1. +4
        10 июня 2023 15:18
        Цитата: 27091965i
        Цитата: mmaxx
        Они хотя бы 2 вопроса себе задали: 1. Дальность плавария? 2. Мореходность? А то фрегат захотели замочить.

        Французы хотели их использовать для обороны портов, была у них в то время такая теория "le combat du lion et des moucherons", битва льва и мошкары.

        Канонерские лодки и были изначально придуманы для обороны рейда и портовых сооружений. Иногда использовались как малые бомбардирские корабли на мелководье. В 17 веке кажется их использовали при обстрелах Дюнкерка.
        Во время наполеоновских войн их достаточно успешно применяли в Средиземноморье и на Атлантическом побережье.
        Мы их строили в годы третьей войны со шведами.
        1. +1
          10 июня 2023 16:26
          Уважаемый Владислав, спасибо за ответ, но мною рассматривалось применение теории на практике. К тому же было предложено несколько проектов таких кораблей, вооруженных 140 мм, 160 мм, 190 мм и двумя типам 240 мм орудий. Но остановились на 240 мм, так как основным требованием было пробитие 150 мм брони.
      2. 0
        11 июня 2023 06:06
        При защите портов мореходность все же нужна. И она странным образом связана с дальностью плавания. Не океанской, конечно. Но вполне определенной. Никто не блокировал порты выставив флот напротив и поблизости.
    3. +3
      10 июня 2023 13:23
      У Франции нормальный флот был - крупные корабли постоянно строились.
      1. +2
        10 июня 2023 13:55
        Уважаемый Максим, строительство броненосцев и крейсеров не отменяет защиту портов и береговой линии от атак фрегатов, в будущем крейсеров, каждое государство выбирало свой путь и свой тип корабля на основе разработанных этим государством теорий.
        1. +1
          10 июня 2023 15:32
          Цитата: 27091965i
          Много было всяких придумок. Французы были лидерами в "экономии" денег. Очень жаль, что не случилась с ними тогда нормальная война. Очень было бы любопытно сейчас это все обсудить. А то одна Цусима... Так там нормальные флоты сражались.
          Они хотя бы 2 вопроса себе задали: 1. Дальность плавария? 2. Мореходность? А то фрегат захотели замочить.


          Я комментировал, вот это сообщение.
          Имея в виду, что у Франции были и броненосцы и броненосные крейсера - для эскадренного боя подобного сражениям РЯВ.
          1. 0
            10 июня 2023 15:57
            Я комментировал, вот это сообщение.
            Имея в виду, что у Франции были и броненосцы и броненосные крейсера - для эскадренного боя подобного сражениям РЯВ.

            В описываемых в статье событиях не было флота у Германии. Французы блокировали немецкие порты, но положительного эффекта от этого не добились.
            1. +2
              10 июня 2023 16:13
              5 броненосцев вполне эскадра.
              Цитата: Коте пане Коханка
              В описываемых в статье событиях не было флота у Германии.
          2. +1
            10 июня 2023 16:16
            У меня сейчас не чего не отражается, по это не понятно кому адресован комментарий. request drinks
          3. +1
            10 июня 2023 19:01

            Я комментировал, вот это сообщение.
            Имея в виду, что у Франции были и броненосцы и броненосные крейсера - для эскадренного боя подобного сражениям РЯВ.

            Были даже один батарейный и один двухбашенный мониторы, но по назначению и они не применялись.
          4. +1
            11 июня 2023 06:08
            Но они, как никто, и растратили уйму денег на москитный флот. А броненосцы строили по 10 лет.
            При том, что технический уровень Франции был очень высок.
            1. 0
              11 июня 2023 07:16
              Цитата: mmaxx
              Но они, как никто, и растратили уйму денег на москитный флот. А броненосцы строили по 10 лет.
              При том, что технический уровень Франции был очень высок.

              Трудно с этим не согласиться!
              Впрочем французы очень похожи на нас… К началу франко-прусской войны французский флот находился в таком расстройстве , что вместо 14 броненосных фрегатов для блокады портов Германии смогли вытащить только 7. Правда у немцев было только 5 броненосцев из них 3 корвета с негодными машинами.
              Единственный морской бой (канонерских лодок) закончился победой кайзера по очкам.
  3. +6
    10 июня 2023 09:08
    В апреле 1884 года 140 штук канонерок перевезли в бухту Халонг.

    Такое количество канонерок удивило. Пришлось покопаться в литературе. На самом деле канонерок было две - Mitrailleuse и Revolver. Вячеслав Олегович, автопереводчик Вас ввел в заблуждение. " En avril 1884, elles sont remises à neuf avec des pièces de 140 et transportées en baie d’Along" переводится как "В апреле 1884 года их разобрали на 140 узлов и перевезли в бухту Халонг."
    1. +3
      10 июня 2023 13:51
      автопереводчик Вас ввел в заблуждение.
      Здравствуйте!
      Не соглашусь с выводом, ибо Шпаковский не раз сетовал, что французские источники ему недоступны. Скорее это косяк франко-английского перевода, который автором переведен на русский. Что в общем-то уже бывало не раз.
      1. +2
        10 июня 2023 15:45
        Не соглашусь с выводом, ибо Шпаковский не раз сетовал, что французские источники ему недоступны

        Нет правил без исключений. О Eugène Farcy даже нет статьи в англоязычной википедии, не говоря уже о его канонерках. В данном случае имеем слегка отредактированный машинный перевод статьи французского историка техники Marc André Dubout "Les canonnières Farcy". Оригинал тут - http://marc-andre-dubout.org/bateaux/200331_farcy/200331_farcy.htm.
        1. +5
          10 июня 2023 16:23
          "Да уж!" (С)
          У меня как-то появлялась мысль, привлечь старшего сына к переводам интересующей меня литературы (у него очень неплохой французский), но я понял, что на первой же "шапель ле фер" он споткнется и будет долго думать, что это за фигня.
          1. +5
            10 июня 2023 16:37
            У меня как-то появлялась мысль, привлечь старшего сына к переводам интересующей меня литературы (у него очень неплохой французский)

            Можно иметь прекрасный (английский, французский, немецкий, японский.....) в пласте общеупотребимой лексики, но тематические переводы требуют знания профессиональной лексики, а в большинстве случаев желательно иметь и представление о процессе.
            Не случайно составлялись узкоспециализированные словари, без которых при тематических переводах не обойтись.
            1. +2
              10 июня 2023 18:23
              Несомненно!
              PS: Зная, что робот администрации ресурса уличит меня в tупости, предвосхищу его мнение.
              1. +1
                11 июня 2023 07:19
                Цитата: 3x3zsave
                Несомненно!
                PS: Зная, что робот администрации ресурса уличит меня в tупости, предвосхищу его мнение.

                Красиво написано Дружище, можно «с лямзать» на будующее?
      2. 0
        11 июня 2023 09:58
        Цитата: 3x3zsave
        Не соглашусь с выводом, ибо Шпаковский не раз сетовал, что французские источники ему недоступны.

        Источников в интернете хватает, для этой статьи подходит "La canonnière Farcy", Henri de Parville. 1872 г. Вопрос только в качестве перевода.
    2. +4
      10 июня 2023 13:56
      Вячеслав Олегович, автопереводчик Вас ввел в заблуждение.
      Как и с пивоварами, делающими рыцарские доспехи - было не так давно. Олегычу бы чуть внимательнее к смыслу текста относиться, а то количество статей вредит качеству.
      1. +4
        10 июня 2023 14:36
        Слепая вера в непогрешимость англоязычных авторов приводит к тому, что "гран экьюэр" становится "мастером верховой езды", а не одним из высших офицеров французской короны.
        Здравствуйте, Сергей!
        1. +3
          10 июня 2023 15:48
          Здравствуй, Антон!
          Переводить с импортного наречия ещё надо уметь. До сих пор в качестве примера два варианта "Тома Сойера" - в переводе Дарузес и Чуковского. Перевод Дарузес просто великолепен, а у Корнея Ивановича - тупой подстрочник. Для примера, эпизод с проповедью в церкви, где скучающий Том хочет поймать наглую муху.
  4. +4
    10 июня 2023 09:19
    Артиллерийское вооружение состоит из 240-мм пушки, установленной в носовой части судна и стреляющей 100-килограммовым снарядом только вперед. Система гашения отдачи обеспечивает откат ствола всего на 40 см.

    Пушки казнозарядные?
    1. 0
      11 июня 2023 07:35
      Скорее всего, да. Это англичане до последнего дульнозарядных придерживались. Да, и с таким расположением орудия, засунуть ему что-то в ствол, те еще приключения))
  5. +3
    10 июня 2023 09:27
    "их служба оказалась наиболее результативной" ещё бы:тамошние реки богаты отелями, а таким лодка отмели по барабану.
    Они заточены для Военно-полицейских операций. Их противник, имеет лишь приблизительные представления о военной тактике. Имеет лишь ружья, а ружья против тяжёлой артиллерии....
  6. +2
    10 июня 2023 11:22
    А было нечто похожее во Франции в годы правления императора Наполеона III, мечтавшего иметь армию и флот, которые были бы достойны его великой державы. Тут-то ему и подвернулся некий Эжен Фарси, морской офицер и попутно изобретатель

    Думаю так писать нельзя Фарси разработал и представил несколько проектов Военно-Морскому Совету, но они были отклонены, у Совета было негативное отношение к таким кораблям. Позднее Фарси удалось используя своих друзей представить проект Наполеону III, который не смотря на противодействие Военно-Морского Совета приказал построить эту канонерку.
  7. +1
    11 июня 2023 22:29
    el desplazamiento en el agua absorbia el retroceso del cañon,por eso solo corrige en asimut y no usa una torreta.
  8. +1
    13 июня 2023 05:12
    Концепция "москитного флота" от "молодой школы" в момент её старта. За этим последовали ренделовские канонерки (от англичан) и многочисленные подражания, включая и наш "дивизион плохой погоды" (канонерки типа "Дождь"), и китайские самопалы, и шведские озёрные мониторы. По итогу всё это дело никакой боевой славы так и не дождалось.