Парадоксы СВО: аммиакопровод Тольятти – Одесса

46
Парадоксы СВО: аммиакопровод Тольятти – Одесса
Источник: ВК


Аммиачная сделка


Спецоперация полна открытий. Прежде всего, в военно-политической сфере. Например, зерновая сделка, по условиям которой Россия гарантирует безопасность судов, перевозящих зерно из трех украинских портов. Вокруг одного из них – порта Южный – разыгрались последние события.



По данным ООН, Россия с начала июня заблокировала регистрацию судов, следующих в эту морскую гавань. Якобы в мае в два раза снизился зерновой трафик с Украины, что не может не тревожить западные страны. Если это соответствует действительности, то Кремль сделал логичный ход, тесно связанный с переизбранием президента Турции. России был важен именно Эрдоган, как человек, способный вести независимую политику. Пусть далеко не всегда пророссийскую, но определенно протурецкую. А это значит, выгодную и Москве, и Анкаре.

17 мая российское руководство согласилось на продление зерновой сделки во многом для поддержки Эрдогана на выборах. Все-таки Турция из этой истории получает немало выгод. Здесь и политические дивиденды – Эрдоган прямо говорит о наступившем «Веке Турции» и чрезвычайном росте глобального влияния Республики. Выиграла Анкара и экономически за счет 25-процентной скидки от Украины на зерно. Посредничество Эрдогана в вопросах продажи украинской сельхозпродукции недешево обошлось Зеленскому. Турки под завязку загрузили свои мельницы и предприятия пищевой промышленности – поток зерна с противоположного берега Черного моря тому очень хорошо способствует.

Но в конце мая случились два события – 28 числа все-таки Эрдогана переизбрали, а за несколько дней до этого украинские террористы атаковали российское разведывательное судно «Иван Хурс». Закрывать зерновую сделку Россия сейчас явно не намерена, но вот выбить из уважаемых «партнеров» больше преференций вполне способна. И в первую очередь это касается аммиакопровода Тольятти – Одесса. В этом и заключается особая специфика событий на Украине – одновременно с ожесточенными боевыми действиями разворачивается экономический торг.


Общая протяженность аммиакопровода более 2,4 тыс. километров. Источник: bloknot.ru

Немного об аммиакопроводе.

Это самый протяженный в мире трубопровод, предназначенный для транспортировки аммиака. Начало он берет в Тольятти, а заканчивается в Одесском припортовом заводе, из которого уже перегружается на морские транспорты. Украинцы закрыли завод еще в начале марта прошлого года, через несколько дней после прекращения работы аммиакопровода.

Получают российский аммиак на предприятии «Тольяттиазот» из природного газа. Ключевым преимуществом тольяттинского аммиака является низкая цена, а значит востребованность на внешних рынках. США, Европа и Украина собственный аммиак если и производят, то он обходится в два раза дороже российского.

Наша страна наряду с Саудовской Аравией и Тринидадом и Тобаго входит тройку крупнейших экспортеров этого ценного соединения. В 2021 году на экспорт из России отправили почти 4,5 млн тонн аммиака. Это немногим меньше, чем у мирового лидера Саудовской Аравии.

Пропускная способность аммиакопровода из Тольятти около 2,5 млн тонн в год, поэтому далеко не весь газ проходит транзитом через Украину. Цифры позволяют понять, насколько высока важность трубы для российского экспорта – остальные маршруты физически не могут вывезти весь производимый объем газа.

Кто покупает аммиак из России? Крупнейшими экспортерами являются Эстония, Украина, Марокко и Турция. Отсюда и кровная заинтересованность Эрдогана в запуске аммиачной трубы – ежегодно по ней турецкие химические предприятия получали не менее полумиллиона тонн сырья.

Украина, кстати, до 2022 года закупала аммиака у России еще больше – от ежегодно 700 тыс. тонн и более. При этом Киев наживался на реэкспорте газа. Покупали аммиак прямо в трубе, а в Одессе уже перепродавали по мировым ценам. Все же помнят, что российский аммиак один из самых дешевых в мире? Украинские дельцы также получали немалый доход от транзита газа по своей территории. Тонкости аммиачной сделки до конца не известны, но, похоже, что эту схему пытаются восстановить.


«Тольяттиазот». Источник: ecostandardgroup.ru

Европейцам запуск аммиакопровода не особо нужен. Именно поэтому Зеленский с началом СВО перекрыл именно аммиачную трубу, а не газовую, через которую до сих пор идет газ в Европу. Все дело в низкой зависимости Европы от аммиака из России – основным поставщиком на рынок выступает Тринидад и Тобаго. Точные цифры пока не оглашаются, но, вероятнее всего, именно эта страна покрыла возникший дефицит.

Относительно российского аммиака известно, что за десять месяцев прошедшего года Евросоюз купил всего 270 тыс. тонн, что на 65 процентов меньше, чем обычно. В общем, переживут простой аммиакопровода, но если его запустят, то первыми встанут в очередь.

Где они были все восемь лет?


Львиная доля аммиака используется для получения азотных удобрений, поэтому спрос на этот ресурс будет только расти – продовольственная проблема в мире так и не решена. Отсюда возникает масса вопросов к владельцам и эксплуатантам предприятия «Тольяттиазот», продукция которого и наполняла до марта прошлого года аммиакопровод. Труба длиной более двух тысяч километров проложена еще в 70-х годах прошлого века и с тех пор исправно поставляла на экспорт аммиак из Тольятти. Можно сказать, трубопровод имеет стратегическое значение не только для города, но для России.

Сейчас на «Тольяттиазоте» работают только три агрегата синтеза из семи, да и те на минимальных режимах. Уязвимость любого транзита через территорию Украины стала понятна еще в 2014 году.

Почему управленцы не вложились и не построили ветку трубопровода к портам Краснодарского края?

Киевский режим неоднократно саботировал прокачку аммиака. В 2016 и 2017 годах транзит останавливали и подумывали о консервации украинской части трубопровода. При этом в порту Тамани с 1999 года строился терминал для выгрузки аммиака на морские транспорты. Строили-строили, но так и не довели до ума. Знаете, когда пришло понимание бесперспективности украинского транзита аммиака? Только 22 февраля 2023 года правительство России приняло постановление о возведении терминала в Тамани. Спустя почти год с начала СВО.

За это время производство стратегически важного газа упало на 2,85 млн тонн. Все это время шли торги с киевским режимом. Сначала Зеленский великодушно предложил запустить прокачку аммиака после обмена военнопленными по схеме «все за всех». Это в корне не устраивало Россию. Сейчас же Киев снова выставляет ультиматумы.

По мнению националистов, трех портов для вывоза украинского зерна не достаточно и в обмен на аммиак они требуют расширения числа морских терминалов. Получится ли сторговаться, покажет время, но российская зависимость от аммиакопровода не исчезнет до конца текущего года.

Менеджеры «Уралхима», которые и продвинули этот проект, обещают запуск «первого специализированного терминала для перевалки аммиака на территории современной России» к ноябрю-декабрю. Но есть нюансы.

Во-первых, запустят только первую очередь, которая не полностью компенсирует украинский транзит. Российский порт первоначально будет способен переварить не более 2 млн тонн газа, а труба перегоняла ежегодно на полмиллиона больше. Вторая очередь терминала, которая с лихвой перекроет украинский транзит, ожидается только к концу 2025 года.

Во-вторых, доставка аммиака к Тамани организуется по железной дороге, что увеличивает себестоимость и создает логистические проблемы. Никто к Тамани прокладывать трубу не собирается – долго и дорого.


Источник: rusdozor.ru

Ситуация с аммиакопроводом Тольятти – Одесса в очередной раз подтверждает тезис, что для российского бизнеса нет политики, а только финансовая целесообразность и профит. Как только в дело вступила политика, оказалось, что и профит куда-то пропал. Дальновидность боссов «Тольяттиазота» все эти годы не распространялась дальше самого Тольятти.

Это вынуждает сейчас через посредников договариваться с врагами. Причем не только договариваться, но и заключать выгодные контракты. Если трубу с аммиаком запустят, то Россия будет вынуждена оплачивать транзит. Сколько точно, неизвестно, но для киевского режима это будет неплохим приработком к 1,3 млрд долларов, которые Россия заплатила за год транзита природного газа в Европу. И потратит эти деньги Зеленский далеко не на гуманитарные покупки.
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +28
    6 июня 2023 04:56
    для российского бизнеса нет политики, а только финансовая целесообразность и профит.
    Короче, за бабло готовы на всё !
    1. +6
      6 июня 2023 07:34
      Удивляет упёртость в таком вопросе. Если настолько выгодно, постройте нитку от Тамбова до того же Новороссийска. Да, 1200 км. Но вопрос транзита будет снят и вложения отобьются. Но нет, не хотят вкладываться.
      1. +7
        6 июня 2023 07:59
        от Тамбова до того же Новороссийска.
        Новороссийск,не резиновый,как и Туапсе и Геленджик.Вы не забывайте,что они в гористой местности находятся.Эти порты,ни как не расширить,это не Одесса,не Херсон,не Николаев.
      2. Комментарий был удален.
      3. +2
        7 июня 2023 14:15
        кто то из тех вкладывается в то что досталось на шару?) зачем. они свои деньги тратить не будут. а государству оно нахрен не надо ибо это не государственное все
    2. +10
      6 июня 2023 07:37
      В поганых телегах пишу, что аммиакопровод ночью повредили в Харьковской области.
      1. +8
        7 июня 2023 05:34
        Цитата: Гражданский
        аммиакопровод ночью повредили в Харьковской области.

        Если это так , то случилось великое благо для России и уничтожен великий соблазн для продажных политиков в РФ .
      2. -1
        7 июня 2023 14:18
        примерно как видео с уничтожением трактора поливалки выдают за уничтожение леопарда?))) тогда да) зачем украинцы прутся крошить на нашу территории трубы..у них своих достаточно))
    3. +7
      6 июня 2023 11:17
      "Короче, за бабло готовы на всё !"
      да кто б сомневался. у бизнеса, как и у преступности- нет национальности. а у нашего ещё- даже минимальных проблесков патриотизма
  2. +15
    6 июня 2023 05:06
    Почему управленцы не вложились и не построили ветку трубопровода к портам Красноярского края?
    [quote][/quote]
    Пытались,соглашение видел, сумели построить только административное здание какое-то.Затем проект свернули.Но что было? Поднялись,экологи,которые протестовали супротив аммиакопровода,поднялось и....местное казачество,мол рыбы не будет в море и лиманах,хотя её к этому времени и так не было.За 10 лет с 1990 по 2000 выловили всю.Такого бесконтрольного лова море еще не знало.Лов бычка,под запретом.Поговаривали,еще тогда,Тузлы еще не было, что все эти протесты,спонсируется украинской стороной.
    1. +15
      6 июня 2023 05:14
      Натуральное пaскудство, уже Россию как хотят бомбят, а всё об уважаемых людях беспокоятся...

      А это значит, выгодную и Москве, и Анкаре.
      Скорее безвредную, чем выгодную.

      Почему управленцы не вложились и не построили ветку трубопровода к портам Красноярского края?
      Краснодарского же!
    2. -14
      6 июня 2023 05:38
      Цитата: parusnik
      Поднялись,экологи,которые протестовали супротив аммиакопровода,поднялось и....местное казачество

      Угу, а виноват Кремль...
      Напомнило, как в начале 90-х завернули постройку мусороперерабатывающего комплекса в Москве, соросята-якобы экологи из Гринписа постарались, наручниками там себя приковывали и истерили с утра до ночи по ТВ... А потом в конце 2010-х годов они же истерили, что "власть кАзлы, не построила мусороперерабатывающие заводы, комиссары вас обманывают, это все чиновники виноваты!!!"
      Вон, как ответившая на ваш пост белка-истеричка, у нее в том, что волну гнали онижидети с соросятами и лохлами - опять Кремль виноват, ну сцы в глаза - божья роса
      1. +4
        6 июня 2023 06:01
        Цитата: Bingo
        Вон, как ответившая на ваш пост белка-истеричка

        Это о ком?
      2. +25
        6 июня 2023 06:26
        Угу, а виноват Кремль...
        А что не так?Интерес,к строительству терминала на долго пропал.Тут целый комплекс причин.Не только казаки с экологами повлияли.Тут и демпинг цен за проход по Керченскому проливу.Украина брала дешевле,так как ей досталась глубоководная часть,а России часть ,которую необходимо было постоянно углублять,а это миллионы,правда когда пролив полностью перешел под контроль России,оказалось и эту часть необходимо углублять,занесло за 20 с лишним лет. Да и сейчас туго с дноуглублением.Техники почти нет.Не строим.Был у нас земснаряд,купленный еще в Японии, в середине 70-х,так его в Архангельск передали лет 8 назад,успешно там работает.Азовское море,мелеет,не хватает водопотока из Дона и Кубани,в море ил несется,водопотока в эти реки тоже не хватает, так как надо следить,углублять, не давать заболачиваться,но это же прибыли не приносит. Вода солонеет, исчезает кормовая база,исчезает кормовая база, исчезают виды рыб.Правительство канеш,не виновато.
  3. +21
    6 июня 2023 05:41
    Никто к Тамани прокладывать трубу не собирается – долго и дорого.

    Вот так везде и во всем! Разграбили страну, а сейчас не выгодно вкладывать бабло в строительство!
    Значит выход один. Все стратегические предприятия надо национализировать! Иначе России не видать удачи!
    1. +14
      6 июня 2023 10:36
      При нынешних торгашах,предателях и врагов народа никакой национализации не будет.Вам это по масонским каналам вовсю сказали.Сказала крыша самая главная.Кто же Вам отдаст "непосильно нажитое".У торгашей нет Родины,у них есть место,где сшибается бабло.И при прищемлении хвоста сбегут с награбленным в Куршавели и ЕС,а так же в любимые США.У них даже язык колониальный (пиджин инглиш).
      1. +5
        6 июня 2023 18:31
        .И при прищемлении хвоста сбегут с награбленным в Куршавели и ЕС,а так же в любимые США.У них даже язык колониальный (пиджин инглиш).

        Так я двумя руками за то, чтобы этих торгашей хоть в куршавели, хоть в лОндоны поганой метлой! А все их предприятия национализировать! Пускай бегут с награбленным, сейчас уже поздно про награбленное говорить! Это была заранее спланированная акция, к которой приложили руку меченый и алкаш!
        В 17 тоже бежали! А Россия выстояла несмотря ни на что!!!
  4. +17
    6 июня 2023 05:50
    Девиз нашего бизнеса-выжать все из советского наследства,денег на новые мощности не давать,прибыль прятать!.
    Трубу проложили "вклугаля"-аммиак в Одессу с Севера идет через Киев!Что у нас портов мало.Тот же Таганрог и Азов.Море мелкое-так проведите работы,ведь инфраструктура будет наше-российское.Нет надо гнать на Украину,с которой воюем! fool
    А лучше ДЕЛАТЬ УДОБРЕНИЯ!.И на нашем рынке не помешают,да и рабочие руки,и прибыль больше.И можно мешки отправлять любым транспортом,товар-нарасхват,у всех почвы обедняли. good hi
    1. +2
      7 июня 2023 14:26
      для совсем идиотов..трубу проложили там где она и идет. не с севера.) и ни через какой то киев. а идет она черех харьковкуюобласть минуя КУПЯНСК...ИЗЮМ (ничего не наводит на размышления?) далее идет отростов к сторону донбасса..на донецкий Стирол.....а сама трубапродолжает свой путь....между Днепропетровском и Запорожьем..по правой стороне днепра....ну куда мы как бы случайно..не зашли куда не надоть владельцам трубы...и там и остались....итак и приходит в херсонскую область....минуя Херсон..(нами там успешно..оставленный) дальше Николев...итолько потом одесса.. высовсем глупый? все схемы этой трубыесть в любом поисковике. а тут картинка для таких олигофренов такими же видимо составлена..как ИМ удобно..никакой трубы ИЗ киева НЕТ)
  5. +5
    6 июня 2023 06:13
    На аммиакопроводе утечка в результате повреждения в р-не Купянска, Харьковской обл. Украинская сторона заявляет, что в результате российского удара. По поводу российского бизнеса и не только. Действительно прибыль ставится во главу угла.
  6. +10
    6 июня 2023 06:31
    Торгаши не могут ни нормально воевать, ни - тем более - выиграть войну.
    1. +6
      6 июня 2023 10:17
      Для них выигрыш в войне, если они хорошо заработали.
      1. +3
        6 июня 2023 14:00
        Точно сказано. Нормальные люди и они по разному войну видят.
    2. +1
      6 июня 2023 11:26
      "ни - тем более - выиграть войну."
      в войне- не выигрывают. в войне- побеждают! надо бы это всем знать
  7. +6
    6 июня 2023 06:46
    Это вынуждает сейчас через посредников договариваться с врагами.

    Кое кто всем знакомый будет договариваться и договорится, поскольку он еще не начинал.
  8. +9
    6 июня 2023 06:59
    Пока власть будет прогибаться перед бизнесом в стране так и будет бардак!
    1. +19
      6 июня 2023 07:52
      Пока власть будет прогибаться перед бизнесом
      Так и власть от бизнеса и выражает интересы бизнеса.
  9. +7
    6 июня 2023 08:01
    Ситуация с аммиакопроводом Тольятти – Одесса в очередной раз подтверждает тезис, что для российского бизнеса нет политики
    Для любого бизнеса,нет политики,ничего личного,только бизнес.Хотя и бизнес,тоже политика.
    1. +3
      6 июня 2023 12:40
      Цитата: kor1vet1974
      Ситуация с аммиакопроводом Тольятти – Одесса в очередной раз подтверждает тезис, что для российского бизнеса нет политики
      Для любого бизнеса,нет политики,ничего личного,только бизнес.Хотя и бизнес,тоже политика.

      Постройка аммиакопровода - чрезвычайно выгодный и надежный бизнес, просто на диво. Раз нет трубопровода в таких условиях, то дело не в бизнесе)
  10. +2
    6 июня 2023 10:29
    Если торгашей не поставить в стойло, не будет нам военного счастья. (ИМХО)
    1. +7
      6 июня 2023 11:21
      И кто их поставит в стойло?Торгаши,которые находятся у власти?
  11. +4
    6 июня 2023 11:56
    Почему управленцы не вложились и не построили ветку трубопровода к портам Красноярского края?

    Потому что даже могучий СССР для постройки заводов, аммиакопровода и порта был вынужден пойти на сделку с США. Точнее, вот с этим человеком, обеспечившим кредитование стройки и поставку оборудования:

    Президент и Председатель совета директоров фирмы "Оксидентал петролеум корпорейшн" Арманд Хаммер (в центре) во время посещения Припортового завода имени Комсомола Украины. 01.11.1986 г.
  12. +3
    6 июня 2023 12:38
    Почему управленцы не вложились и не построили ветку трубопровода к портам Красноярского края?
    Они не могли. Дело в том, что чиновники "ведут общественные консультации". То есть спрашивают у организаций типа Гринписа - а можно нам проложить аммиакопровод по своей территории? Потом радостно транслируют бизнесу - общественность сказала, что нельзя!
    Бизнес не может начать работы. Чиновники могут радостно положить на счет очередной транш взятки за очередное запрещение. Все довольны! Какие вообще претензии?)
    1. +2
      7 июня 2023 17:33
      Цитата: михаил3
      Почему управленцы не вложились и не построили ветку трубопровода к портам Красноярского края?
      Они не могли. Дело в том, что чиновники "ведут общественные консультации". То есть спрашивают у организаций типа Гринписа - а можно нам проложить аммиакопровод по своей территории? Потом радостно транслируют бизнесу - общественность сказала, что нельзя!
      Бизнес не может начать работы. Чиновники могут радостно положить на счет очередной транш взятки за очередное запрещение. Все довольны! Какие вообще претензии?)

      Немного не так я знаю про прокладку трубопровода " Сила Сибири" По первоначальному плану он должен был идти Братск- Усть-Кут- Северобайкальск- Тында, т. е. вдоль трассы БАМа. Это было вполне очевидно! Доставка труб, оборудования и пр. по ж. д., да и места уже обжитые. Была даже прорублена просека, правда не на всю ширину, как требовалось, а 2 метра шириной.
      Но! Не Гринпис стал помехой строительству, а местные регионы! В первую очередь крик подняла Бурятия, мол погубите Байкал! Поддержала Бурятию Читинская область, так сказать по соседству, к Байкалу не имеющая отношения от слова совсем! И пошло-поехало! Все причастные быстро переиграли проект и пошла сила сибири вкругаля, из Усть-Кута вдоль Лены на Якутск, с Якутска на Тынду!
      После этого местные власти Бурятии и Читинской области обкусали себе все локти, но поезд уже ушел! Эти два региона потеряли рабочие места, налоги и пр. Так что не всегда гринпис виноват. Зачастую виноваты безмозглые руководители!
      1. 0
        8 июня 2023 09:24
        Я тоже немного знаю про эту историю. Когда Гринпис не справляется, кое кто адресно платит некоторым честным чиновникам из властей. Ну вот как с аммиакопроводом. Так что все так и только так. Причем чиновники, предающие свою страну за бабло, в полном порядке.
  13. +8
    6 июня 2023 12:40
    Ваньке патриоцизм и в окопы, а кому то котлету баксов в карман и в Куршавель-Дубаи. Новая действительность.
  14. +3
    6 июня 2023 14:46
    интересно зачем так ВРАТЬ то..и лепить картинку не соответствующую действительности...круто у вас амиакопровод идет аж через киев..а ничего что они идет южнее..гораздо..через ХЕРСОН..
  15. +4
    6 июня 2023 17:23
    Цитата: KLM77
    Пока власть будет прогибаться перед бизнесом в стране так и будет бардак!

    Вы немножко путаете-власть у нас и есть бизнес.И нет никакого бардака-деньги зарабатываются регулярно,мрлд $.Ну дела в СВО неважно идут,и люди погибают-для них это на втором плане.Главное-деньги! hi
  16. -3
    6 июня 2023 23:26
    За бабло, полученное от продажи аммиака, нефти, газа, леса, зерна, алмазов, золота и т.д., некоторое вооружение закупается, и зарплаты выплачиваются в оборонке. И всякую микроэлектронную дрянь для всяких умных штук покупают.
    Конечно, платить зарплаты в ВПК вдвое выше медианы - непатриотично.
  17. +1
    7 июня 2023 09:24
    Это не парадоксы сво это предательство в сво.
  18. +2
    7 июня 2023 14:11
    Для тех кто не умеет пользоваться своими мозгами и верит в подобную чушь..как тут в тексте и в картинке особенно...где на самом деле проходит та труба? нет не смотрим на ту левую картинку) все нормальные картинки никто не скрывает..итак смотрим..Харьковская область..Купянск..Изюм....ой не оттуда ли наши доблестыне...передислоцировались...дальше...интереснее...аккурат идет между днепропетровском и запорожьем..ой дамытуждаине совались...а вот дальше вишенка на торте...херсонская область..ПРАВЫЙ берег..николаев.. и толькоПОТОМ одесса....еще надо кому то что то объяснять?солдат мы своих спасали..или трубу??
  19. 0
    7 июня 2023 15:28
    Цитата: Гражданский
    что аммиакопровод ночью повредили в Харьковской области.

    Там ещё злопыхают, какому олигарху вся эта канитель принадлежит, и почему так настаивали на его запуске.
  20. +1
    7 июня 2023 16:48
    Вообще то аммиак производная для взрывчатых веществ . Получается поставляем взрывчатку врагам
  21. +1
    7 июня 2023 17:05
    Спасибо врагам теперь стало еще меньше причин чтобы на ненужных нам условиях с ними договариваться. Амиакопровод взорвали таки. Прям орден можно дать даже.
  22. 0
    7 июня 2023 19:31
    Карта, приложенная в тексте, не верна трубопровод проходит южнее и к тому же его подорвали.
    Так что пусть "Уралхим" вкладывается в новый трубопровод.
  23. 0
    7 июня 2023 21:45
    Качать по трубопроводу такое экологически опасное вещество , как аммиак через территорию , где идут боевые действия -это просто какой-то бред .
  24. +1
    8 июня 2023 02:56
    Лет 20 назад я думал, что все в итоге закончится бунтами и беспорядками. Но случилось то, что и должно было. Самоуничтожение с нарастающей силой и дурью.
    Как говорил Ницше :"отдельные люди редко сходят с ума, а народы очень часто".