Экспедиция к предкам. О пользе детских журналов и газет

62
Экспедиция к предкам. О пользе детских журналов и газет
Страница 4 из журнала «Техника-молодежи» за 1968 год. Впервые увидел тогда на фотографии все эти пистолеты и револьверы…


Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Валентин Берестов «Как хорошо уметь читать»

История недалекого прошлого. Как я уже писал здесь в предыдущих материалах, читать я научился лишь в первом классе. Да и зачем было мне учиться читать, когда мама мне читала «Копи царя Соломона» и «Похитители бриллиантов», дедушка был бессменным чтецом «Борьбы за огонь», а бабушка, хотя и читала мне редко, но все же читала. В её репертуаре был Маршак, «Буратино», «Незнайка», так что удовольствие от чтения я получал, безусловно, равно как и знания.



Изрисовав красным карандашом «Одиссею капитана Блада», я в итоге заставил себе её прочитать, так что уже к школе я был очень даже начитанным мальчиком, в особенности после просмотра летом 1962 года кинофильма «Три мушкетера», поскольку я тут же заставил маму мне эту книгу прочитать.


Обложка журнала «Т-М» № 2 за 1968 год. Журнал был посвящен теме Советской армии, ведь номер-то был февральский…


Третья страница обложки была также очень познавательной. На предшествующей странице рассказывалось о необычных военных изобретениях, а на ней рассказ о них был вот так проиллюстрирован

Но вот в школе меня ожидали большие неприятности из-за чтения.

Училка у меня была из маминых подруг по педучилищу, и она же с ней и начинала работать в школе. Но только ей предложили перейти потом в вуз, а моей Лидьвасильне нет. Ну и понятно, что, не имея возможности укорить мать, она по мере сил старалась свою зависть выместить на мне. Был проведен опрос: кто из детей какие книги читал. Ну и все назвали… книги, о которых я даже и не слышал. А я назвал вышеуказанные произведения, чем подверг её прямо-таки в мистический ужас: «Такие книги детям читать рано!»

Но хуже всего было то, что читал я их не сам, а мне их читали. «Читать надо самому… иначе никогда… не станешь… полезным членом коммунистического общества!» Потом было предложено записаться в школьную библиотеку и читать книги по возрасту.

Противился этому я как мог, и в итоге уже в мае (!) был силой отведен туда под конвоем двух одноклассников, которым было строго-настрого наказано меня не выпускать оттуда, пока я не запишусь. Ну я и записался, и о последствиях этой записи я ещё расскажу.


Обложка журнала «Юный натуралист» 1956 г. № 6

Однако летом случилось важно событие, во многом определившую мою дальнейшую судьбу. Один мой повзрослевший родственник вместе с родителями переезжал в другой город и понятно, что «всякую макулатуру» взять с собой они не могли и… передали мне оставшиеся от него журналы «Юный техник», «Юный натуралист» и «Техника-молодежи». Журналы эти были за несколько лет. Помнится, там были журналы за 1956–1957 годы, и они произведи на меня просто неизгладимое впечатление.


Номер журнала «Техника-молодежи» с началом романа А. Ефремова «Туманность Андромеды»

Журналы «Юный натуралист» были большого формата, с рисунками в стиле графики, причем бумага была какая-то… цветная, не чисто белая, что интересно. В этих журналах меня больше всего поразили большие серийные истории о животных: австралийском страусе эму и ещё одном «австралийце» – утконосе. Я вообще никогда даже не думал, что о животных можно писать так интересно, тем более о столь редких.

А потом там ещё была одна повесть о поисках «космического путешественника». Суть её была в том, что космическим путешественником могло быть растение, которое росло на корабле пришельцев из космоса, и что оно потом случайно (или не случайно!) попало на Землю и распространилось. В повести несколько ребят ищут такое растение под названием «травяной князь». Не могу сказать, есть ли оно на самом деле, но написано было очень интересно, а главное, там же был рассказ и о кукурузе, и том, что её история тоже весьма необычна.

Хочу напомнить, что это был 1957 год, и уже тогда даже в таком журнале, как «Юный натуралист», говорилось о пришельцах из космоса и инопланетных цивилизациях у других звезд. Конечно, это очень заводило мою фантазию.


Текст «Туманности…» в журнале

А ещё тогда же в 1957 году уже в журнале «Техника-молодежи» был напечатан роман И. Ефремова «Туманность Андромеды». Это было одно из первых научно-фантастических произведений, которое я читал, и оно также произвело на меня очень сильное впечатление. То есть играть на улицу летом 1963 года я, конечно, выходил. Но, пожалуй, больше радовался дождям и непогоде, когда я оставался дома и мог читать все эти журналы один за другим.


Приключения Пети Верхоглядкина

Кстати, там же были ещё и журналы «Юный техник», в которых меня до чрезвычайности заинтересовали рисованные приключения «журнальных человечков»: Васи Дотошкина, являвшегося положительным героем, и двух отрицательных персонажей Пети Верхоглядкина и Бобы Белоручкина. Особенно забавным казалось имя Белоручкина – Боба. В реальной жизни оно мне ни разу не встречалось. Кстати, очень показательно, что положительный герой этих картинок был всего один. А вот отрицательных – два! Все как в жизни, не так ли?


Иллюстрация из фантастического рассказа из «Ю-Т» № 1– 1956 год. Здорово нарисовано, не так ли?

Там тоже были очень интересные научно-фантастические повести: «Прохождение Немезиды» и «300 миллионов лет спустя». А уж про рассказы и говорить нечего. Они встречались, наверное, в каждом журнале.


Первый лично мой журнал «Юный-техник»!

Свалившееся на меня богатство я изучил от корки до корки едва ли не за месяц и тут же потребовал от мамы выписать мне такие же журналы. И уже в августе получил первый свой собственный журнал «Юный техник» (№ 7, 1963 г.).


В нем меня очень заинтересовала статья о рекордных скоростных автомобилях. Ни о чем подобном до этого я даже и не слышал!

То есть нужно отметить, что если ребенок 50–60-х годов имел доступ к журналам «Юный техник», «Юный натуралист» и уж тем более «Техника-молодежи», он оказывался в чрезвычайно насыщенной информационной среде и очень много всего узнавал, помимо школы.

И, кстати говоря, далеко не всем учителям это нравилось. Как, впрочем, и сегодня, когда дети очень многое узнают, помимо школы и учебников, из Интернета и своих мобильных телефонов. Спросил – «Гугл» ответил. Быть образованнее «Гугла» трудно. Вот почему большинство сегодняшних учителей клянет Интернет. Он просто подчеркивает их посредственность, вот и все.


Вот, например, какой интересный материал, был в номере 11 журнала «Техника-молодежи» за 1964 год… Ну вот в каком учебнике все это можно было прочитать?

Ну а сугубо детские журналы, спросят читатели? Их что же автору не выписывали?

А с ними было так: уж не помню, в какой год мне выписали сначала «Веселые картинки», а затем и журнал «Мурзилка». А выписали потому, что мои одноклассники приносили их в школу и… Мне показались соблазнительными их яркие красочные картинки.

Что ж – попросил и получил. Но «Веселые…» выписывал только год и столько же «Мурзилку». Почему-то, получив их в собственные руки, я как-то очень быстро в них разочаровался. Так же, как и разочаровался в журнале «Юный натуралист», который, уж не помню в каком году, сменил формат и стал полностью цветным, но небольшим по размеру. В основном читала его моя бабушка и то – советы по ведению приусадебного хозяйства. Там не было больше историй, похожих на те, что печатались в нем в 50-е годы, и мне он разонравился.

С того же 1964 года я стал покупать в киоске «Союзпечати» журналы «Моделист-конструктор» и польский журнал «Горизонты техники для детей». В 1968 году в дополнение к «Юному технику», а также журналам «Пионер» и «Костер», мне наконец-то выписали и «Технику-молодежи», и «Моделист».

В общем, дома у меня была целая куча всевозможных журналов. Чему мои товарищи по улице могли только завидовать.


А потом в «Технике-молодежи» начали печатать продолжение «Туманности Андромеды» – «Час Быка»…

«Костер» печатал в 60-е годы такие повести В. Крапивина, как «Та сторона, где ветер», «Люди с фрегата «Африка», «Оруженосец Кашка». Мне они показались какими-то совершенно… «душераздирающими», из-за чего я больше потом Крапивина не читал. Нервный был очень, наверное.

Будучи пионером, я, естественно, выписывал газету «Пионерская правда». Чем она запомнилась? А вот чем: в ней печатались две замечательные повести: «Ночной орел» А. Ломма и «Голубой лангуст» А. Негго – продолжение приключенческой повести «Остров великанов», по которой тогда же был снят телевизионный фильм «Тени старого замка». Так что, начав читать «Лангуст», я еще и «Остров великанов» прочитал, а тут по телику еще и фильм показали – словом шик, блеск, красота!

Были еще какие-то интересные статьи про изобретательство, конкурсы. Но набраться смелости и в них участвовать… Нет, смелости мне тогда не хватило. Кроме «Пионерской правды», Лидьвасильна в обязательном порядке велела выписать журнал – либо «Пионер», либо «Костер», и я и тут отличился, попросил маму выписать оба сразу. «Я же сказала один!» – удивилась учительница. «Но два-то интереснее!» – ответил я.

«Пионер» запомнился НФ-повестью «Гости с Миона». В каком-то из них печатались и «Мэри Поппинс», и страшная сказка «Мио, мой, Мио». Но в каком именно журнале – увы, на память никак не приходит, так как читал я теперь и газеты, и журналы буквально с утра до вечера. Тем более что дома у меня выписывали еще и «Вокруг света», и там тоже было много всего интересного.

А днем, сидя в школе на уроках, я очень часто в своем сознании прокручивал прочитанное, и, естественно, «слушал невнимательно» или «вообще не слушал». Понятно, что Лидьвасильна с радостью на меня пожаловалась моим домашним, и на семейном совете было решено «размусорить мою голову». То есть не давать мне читать ни газету, ни журналы. И книги тоже!

Но как было это осуществить на практике, когда как раз в это время печатался «Голубой лангуст» (или «Ночной орел», уж не помню, что именно, да это и неважно). Бабушке, например, самой хотелось узнать, что там дальше… Но не педагогично же – читать самой, а внуку не давать. Поэтому для «Пионерской правды» сделали исключение.

Но, по счастью, мои родные были типично русскими, а ещё и советскими людьми. То есть они принимали решения, но долго им следовать были не в состоянии, поскольку были очень заняты на работе и дома по хозяйству. Поэтому, если ребенок был, но им не мешал – вот это было и славно. А чем он там занимается, очень многие родители даже и не знали.

Так что понемногу я вернул себе право читать получаемые дома журналы «тихой сапой». А на уроках старался… нет, не слушать внимательно. Очень часто там нечего было слушать. А сидеть с умным видом, смотреть на учительницу и время от времени кивать ей головой. Оказалось, что этого вполне достаточно!

В общем, более чем серьезного чтения у меня было даже в начальной школе сверхдостаточно.

И нет ничего удивительно в том, что русские народные сказки я прочитал только лишь по окончанию четвертого класса, летом. Тогда я радовался, что навсегда распрощался с Лидьвасильной, и очень удивлялся тому, какое это интересное чтение…


«Т-М» № 1 за 1970 год ознаменовался первой «Исторической серией», посвященной советским танкам. Даже и не думал тогда, наслаждаясь этими публикациями, что в 2007 году сам стану автором 12 статей «Рыцарского музея»…

Все это время мне очень хотелось повторить какую-нибудь самоделку из всех этих журналов, но сколько я не пытался хотя бы что-то смастерить, ничегошеньки у меня не получалось. Хотя, опять-таки, публикация в одном из номеров «Юного техника» мне очень помогла спустя уже много лет, когда я работал учителем в сельской школе.

Это был материал с красочными рисунками о том, как сделать простейший школьный экзаменатор на трубочках с подкрашенной водой: пять колонок по пять трубочек в пяти прорезях, которые пережимались пятью бельевыми прищепками. В чем хитрость данной конструкции, уверен, догадаются все, кто об этом сейчас читает. Но я не стал возиться с прищепками, а сделал все на 25 тумблерах и с пятью лампочками, работавшими от батарейки КБС.

Устройство носило громкое название «Электронный экзаменатор» и помогало быстро опросить учащихся на знание физических и математических формул, иностранных слов и исторических дат. Воспользовался я им по максимуму. Мало того, что применял на уроках и сам, и давал его своим коллегам, я ещё про него и написал статью в газету. Причем не в одну и сразу прославился как педагог-новатор.

«Электроника приходит в класс». Звучное название, не правда ли? И для 1977 года – «самое то». Лишний раз после этого убедился в том, что всякое полученное тобой полезное знание может быть использовано и принести пользу.

Вообще, тот же «Юный техник» (и «Моделист-конструктор») мне здорово помогли все в той же деревне на учительской стезе. Но об этом расскажу как-нибудь в следующий раз. К воспоминаниям о детстве это не относится…

Продолжение следует…
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 июня 2023 04:41
    С первых слов статьи понял...пишет уважаемый Вячеслав. smile
    Приветствую Вас с радостью hi!
    Мое знакомство с литературой тоже началось с тех же книг и журналов как и у вас...они все у меня в подкорке сознания сидят smile... ничем не выковыряешь.
    Эх как приятно пройтись по местам боевой славы.
    Хорошо бы возродить для наших ребятишек подобную литературу и пропаганду передовых идей человечества в красивой и доступной для них форме...в аниме, мультиках, спецэффектах компьютерных технологий, демонстрационных роликах науки и техники и т. д. ...это же Эльдорадо для творческих личностей коих в России полно.
    Благодарю Вячеслав за славно начатое субботнее утро...получил заряд положительной энергии от вашей статьи. smile
    1. +5
      10 июня 2023 05:07
      Полностью присоединяюсь, к Лехе с Андроида! С удовольствием прочитал, пошёл на рыбу! Всем отличных выходных! hi
      1. +3
        10 июня 2023 09:08
        Доброе утро .
        Позвольте и мне присоединиться к словам благодарности автору .
        Почти все журналы и произведения мне знакомы , с ними вырос .
        Чтение развивает ребёнка , поэтому надо стремиться что бы и современные дети этим занимались .
        Времена изменились , теперь есть возможность скачивать книги из сети . Что многие и делают .
        Но заметил , люди (и дети) , стали читать меньше .
        Я например , не знал ни одного правила русского языка , кроме возможно жи-ши пиши через И .
        Но благодаря чтению практически все сочинения , изложения , писал практически без ошибок . Чем ставил в ступор училку , она была уверена что я списывал .
        Хорошего дня , и жду продолжения .
        1. +4
          10 июня 2023 14:34
          Кузнец 55 hi Именно чтение (а я настолько люблю читать, в детстве под одеялом с фонариком )), за что родители ругались lol ) в итоге правописание вышло на твёрдую четвёрку!
          1. +1
            12 июня 2023 04:58
            Цитата: Alien From
            Кузнец 55 hi Именно чтение (а я настолько люблю читать, в детстве под одеялом с фонариком )), за что родители ругались lol ) в итоге правописание вышло на твёрдую четвёрку!

            Тоже самое! Читал взахлеб, электричества не было и отец не разрешал читать при свете керосиновой лампы. Так под одеялом с немецким фонариком "Даймон". Так кажется назывался. Отличный был фонарик! Журналы в приоритете, Моделист-конструктор и Радио. По сей день берегу некоторые экземпляры.
            Веселое время и детство было! Еще запомнилось, что в то время малоимущим одежду и обувь перед 1 сентября покупала школа! Где сейчас такое увидишь? У нас в классе учился один такой мальчик. Жили очень бедно. Отца не было, а у матери на руках было их трое, все ребята. Очень хорошо помню, что в пятом классе ему еще покупала школа одежду. Запомнилось потому, что в 1958 году к 1 сентября построили новую трехэтажную, светлую школу, и нас перевели в нее, нас, уже начинающих пятиклассников. А сколько радости было от светлых классов, буфета, спортзала и даже туалетов в здании школы! Вот уже в новой школе его и одевали, и обували! А потом случилось такое... Мы уже начали учиться, а неподалеку от угла школы рабочие копали вручную котлован под опору ЛЭП и наткнулись на 500 кг бомбу! Всех из школы эвакуировали, из близлежащих домов тоже. Вокруг был частный сектор. Бомбу обезвредили и подняли на поверхность, и она еще какое то время лежала там. Мы на пееременах бегали к ней и смотрели.
            Вот такое было время!
            Спасибо автору за содержательную статью и за напоминание нашего детства!
    2. +2
      10 июня 2023 21:04
      Цитата: Леха с Андроида.
      Приветствую Вас с радостью

      Я Вас тоже.
      Цитата: Леха с Андроида.
      Хорошо бы возродить для наших ребятишек подобную литературу и

      Скоро выйдет моя книга "Блестящее Средневековье. Рыцари и замки". Вся цветная. И написана просто и понятно. И масса картинок и фото.
      1. +3
        10 июня 2023 21:56
        Всегда с благодарностью вспоминаю Юрия Степановича Голубева - физика, Асю Львовну Гольдберг - нашего классного руководителя и замечательного человека, заложившей традиции дружбы, Валентину Ивановну Пахомову - математика, Эрне Яковлевне Бруверс - латышский язык, очень теплый и справедливый человек, Николая Васильевича Преображенского - физкультура, мастера спорта и эталона мужского поведения… В школе были замечательные учителя литературы, но наша в их число не входила… Тамара Матвеевна Федосцева - русский язык до 8-го класса.

        Тоже попал в 11-летний поток, научился токарному делу и поработал на Рижском Дизельном Заводе.

        Спасибо всем моим учителям в школе и в институте, они научили и главное - привили любовь к знаниям, трудолюбию и вере в победу добра!

        Но как говорят «..можно вылечить болезнь, но не характер..». Характер - это судьба.

        ВО подверженно эмоциональным крайностям описания и оценки СВО, поэтому вдвойне спасибо автору за теплые, позитивные воспоминания и истории, легкое перо и интереснейшие иллюстрации… всегда ищу написанное Вячеславом Олеговичем!!
  2. +9
    10 июня 2023 04:51
    И у меня была первая учительница, которую звали Лидия Васильевна ,в отличии от Лидьвасильевны.
    Она уже была глубоко на пенсии и её уговорили преподовать в нашем классе.
    Четыре года, она строгая, но справедливая была для нас в школе всем.
    Это был её последний класс. Учась потом в 5-6 классе, мы часто приходили к ней домой, особенно в начале учебного года, когда было тепло и мы могли посидеть у неё во дворе её дома.
    Жаль, что не дома, а то бы выложил её фотографию.
    Я и сегодня рад,что у меня была Лидия Васильевна, а не Лидьвасильевна!
    "От всей души спасибо говорим
    И искренне за всё благодарим.
    За сказку, за улыбку, за мечту,
    За искреннюю сердца доброту."
    Т.Гунбина
    1. +5
      10 июня 2023 07:21
      Учительница начальных классов, возможно самый важный выбор родителей, который значимее различных образовательных программ и другой школьной мишуры.
      Моя история в начальной школе схожая с вами последний выпуск Римы Федоровны, увы сегодня уже покойной. Дай бог здоровья ее внукам и правнукам.
      Кода в первый класс собиралась дочка, поступили так же как и мои родители выбирали учителя, а не школу. Не прогадали.
      Не менее важен классный учитель. В 5 классе (мой поток догнала 11-ти летняя реформа) у нас за полгода поменялось три классных учителя. Тогда директор школы приняла нетривиальное решение и для нас «оболдуев» и параллельных «бешек» с пенсии вызвала бывших директора и завуча. Вот тогда наша вольница хлебнула «фунт лиха». Держали нас в узде до 11 класса. К слову из моих одноклассников ребят (провинциальной школы) в ВУЗы поступили все кто решил поступать. Из одноклассниц 95% по параллели.
      Ну где-то так.
      1. +4
        10 июня 2023 07:35
        Школа определяет многое. После окончания школы,из класса 32 человеке 3 поступили в средние учебные заведения,2 ( девочки) ни стали поступать вообще,а остальные в вузы. 9 ребят в военные училища.
        1. +4
          10 июня 2023 16:15
          Привет, Александр. У меня связь со школой видимо на роду прописана - прабабушка до революции была станичной учительницей, жена училка-точилка(правда теперь уже 10лет как директор школы) И с будущей супругой в начальных классах за одной партой сидели. Чудно. request
        2. +3
          10 июня 2023 18:16
          После окончания школы,из класса 9 ребят в военные училища поступили

          Я в ВУ поступил уже "направленцем САПО" после срочки, а так как я родок октябрьский то школу окончил в восемнадцать, а дальше - почти как в жалобной дворовой песне laughing
          Парнишку прямо с выпускного забрали в райвоенкомат
    2. +7
      10 июня 2023 08:16
      Старейший в России памятник первой учительнице, г. Саратов.
    3. +4
      10 июня 2023 15:45
      Александр ee2100:У меня была первая учительница, которую звали Лидия Васильевна

      А у меня Рябикова Софья Ивановна. Во 2-ом классе поздравляли ее с 75- летием. Помню, одному нашему однокласснику стало плохо и она на руках отнесла его в медкбинет. А наш а класс был на втором этаже, школы а медпункт на первом. Откуда только силы нашла. строгая, но очень добрая была Софья Ивановна. Вечная ей память.
      1. +5
        10 июня 2023 18:38
        Привет, Дима!
        Можно пожалеть Шпаковского, что ему не повезло с первой учительницей.
        Первая учительница- это как первая любовь, на всю жизнь!
  3. +3
    10 июня 2023 05:06
    Мой отец долгое время выписывал журнал Наука и жизнь, но мне, когда я ходил еще в начальные классы нравилось там читать про похождения графа де Генерата, барона де Бошира и герцога фон Сортира - была там такая колонка юмора. Именно оттуда я узнал, кто такие дегенераты и дебоширы. Больше ничего другого я в этом журнале не понимал и казалося он мне жутко скучным и неинтересным...
    1. +2
      10 июня 2023 07:37
      Кроме "наука и жизнь" ждал каждый месяц журнал "военный зарубежник" он приходил в спец.конверте,как секретный пакет.
      Круто!
    2. 0
      10 июня 2023 15:18
      Журнал с такими героями назывался Пионер
  4. +3
    10 июня 2023 05:19
    Журнал Техника молодежи" это тот журнал, который родители выписывали по моей настойчивой просьбе с 60-х годов и приход которого ждал каждый месяц. Особенно нравились тематические вкладки с рисунками самолетов, танков, стрелкового оружия, которые аккуратно вырезал и складывал по тематике. Кроме этого конечно выписывали журнал "Юный техник". Про книги и разговора нет, т.к. в школьной библиотеке был постоянным посетителем (в магазинах с книгами была большая напряженка) и библиотекарь придерживала для меня книги, которые я спрашивал. А это в осном в то время была фантастика Беляева, Ефремова, Стругацких, Лем не очень нравился. Конечно с удовольствием читал Дюма, Джека Лондона, В. Скотта, О.Генри... Да, были времена.
    1. +2
      10 июня 2023 07:26
      Мне отец начал выписывать ТМ и ЮТ с 87 или 88 года (запамятовал). Через год им добавился журнал Зарубежное военное обозрение, как не парадоксально из-за того, что подписка на аналогичное отечественное периодичное издание подписка щакончилась.
  5. +3
    10 июня 2023 05:26
    Вячеслав о hi Огромное спасибо за статью! hi Разбередили душу,напомнив о воистину
    популярнейших Советских журналах,которые только ленивый человек не читал и не выписывал!!!
  6. -2
    10 июня 2023 07:28
    Всё это было пока Хрущёвско-Брежневская психология не выдавила этот творческий дух. А потом началось, как у них всё плохо и в странах соц.лагеря хорошо.
  7. AUL
    +3
    10 июня 2023 07:45
    Все иллюстрации в статье сейчас всплыли в памяти...
    Когда-то, в 6-летнем возрасте, на чердаке я нашел учебник физики для 6 класса и стал его читать(читать научился в 5 лет, вместе со старшей сестрой). И попался мне там рисунок глубоководного жесткого скафандра. Это и определило мои дальнейшие интересы в жизни - физика, математика, точные науки. Поэтому сколько себя помню, в доме всегда выписывались ЮТ, ТМ, Знание-сила, Наука и жизнь, Искатель.(Еще БСЭ и альманах Рыболов-спортсмен, но тот раз в год, к сожалению). Позже - журнал Квант. Ведь прекрасные были издания, подписку на них приходилось выбивать с трудом! Особенно мне нравились исторические серии в ТМ - танки, самолеты, корабли, артиллерия, паровозы... А в Знание-сила печаталась хорошая фантастика... А в "Наука и жисть" - повести Волкова и Хейли... Как давно это было! А сегодня мне 75 стукнуло(но я еще вполне тверезый request ), но помню почти все в этих журналах!
    Спасибо автору, пробудил очень приятные воспоминания!
  8. +3
    10 июня 2023 08:36
    Перечисленные журналы я увидел только в 5 - 6 классах, когда отца перевели в Москву, до этого в гарнизоне их не было. Но мама работала библиотекарем в гарнизонной библиотеке и я имел полный доступ ко всей имеющейся там литературе, и это не считая неплохой домашней библиотеки. Так, например, весь гарнизон неделю хохотал над вашим покорным слугой, когда он в 5 лет попался на попытке украсть подшивку журнала Молодой коммунист. Я в 9 - 10-летнем возрасте умудрился единственным в семье прочитать «17 мгновений весны» и во время первой трансляции по телевизору изредка пророчествовал чем закончится та или иная ситуация.
    1. +3
      10 июня 2023 17:59
      я в 5 лет попался на попытке украсть подшивку журнала Молодой коммунист.

      Завидую широте Вашего кругозора в пятилетнем возрасте smile
      А если серьезно. в 14-ти летнем возрасте сам ежемесячно получал по почте и "Молодой коммунист", и "Блокнот Агитатора". В середине 70-х бабушка для меня выписывала "Вокруг Света", Технику Молодежи" и "Крокодил" . а чтобы оформить на них подписку у нас на почте приходилось в нагрузку оформлять еще и это.
      1. +3
        10 июня 2023 18:13
        "Блокнот Агитатора"
        Угу, помню-помню. Родителям в 87-88гг. приходилось выписывать эту хрень в нагрузку к "Роман-газете".
  9. +5
    10 июня 2023 09:57
    Вячеслав! Спасибо! То, что Вы публикуете, всегда интересно читать.

    Но, извините, у Вас или настроение прескверное, или подагра замучила...
    Отыграться на сыне той, с кем вместе училась... В жизни такое бывает. Но в текст такое вносить? Личное мнение, но словно клякса на начисто переписанном сочинении.
    И про Гугль и посредственность учителей (или преподавателей)...
    Рассказанное учителем подразумевает возможность обсуждения, даже спора. Прочитанное в интернете обсуждению не подлежит не потому, что верно, а потому, что глаза с экраном монитора говорить не могут.
    Но это личное мнение.
    1. +4
      10 июня 2023 13:40
      И про Гугль и посредственность учителей (или преподавателей)...

      Да это автор, говоря по простому, ляпнул, не подумав. У него это случается. Забыл, что сам тоже преподаватель, хотя и в прошлом. Да и свои статьи черпает из "гугля", притом вместе с ошибками в этих самых статьях.
      1. AUL
        +3
        10 июня 2023 16:14
        А что, раньше все преподаватели были просто ангелы-подвижники? Разные были! Мне повезло с учителями, но парочка оставила таки недобрую память. Это математичка(5 - 8 классы, оперативный псевдоним Клизьма дальнобойная) и химичка (Танька-бородавка), которые люто ненавидели учеников!
        А вот физик Золотарский Семен Борисович и "русиня" Винокур Анна Юльевна(мать того самого Вовки Винокура, мы в одном классе с ним учились) запомнились самыми добрыми воспоминаниями!
        1. +2
          10 июня 2023 18:07
          А что, раньше все преподаватели были просто ангелы-подвижники?
          Не были, конечно. Дело в том, что любой выпускник любого университета имел право преподавать в школе. Причем совершенно не разбираясь ни в методологии преподавания, ни в педагогике. Вершиной айсберга была система распределения кадров молодых специалистов, когда самые ущербные попадали в систему среднего образования.
          1. 0
            10 июня 2023 18:53
            Цитата: 3x3zsave
            ... Дело в том, что любой выпускник любого университета имел право преподавать в школе.
            Да, помню такую трактовку, право имел, но чего-то там был и обязан.
            ...Причем совершенно не разбираясь ни в методологии преподавания, ни в педагогике.
            Но это надо было постараться не разбираться "любому выпускнику ... университета" - 5 лет ему показывали, как это делается и по педагогике, как минимум, зачётное занятие было, хотя конечно, были и такие, кто не разбирался. Но всё зависело от того, способен ли был человек развиваться в этом деле. Тут срабатывало и наставничество, и система контроля в форме пробных/показных занятий. Кадровая политика тоже играла свою роль. В общем довольно частный и редкий случай. Мне на занятиях чаще попадались управленцы, плохо разбирающиеся в управлении и устойчивости функционирования объектов. А в советское время студенты знали, что такое "устойчивость" и выпускники ВВУЗов могли дать определение понятия "живучесть", но... были и такие, кто не мог, а сейчас их ещё больше и что? Какая система образования, такие и специалисты. Это я ещё сильно смягчаю формулировки.
            1. +3
              10 июня 2023 19:09
              Мое почтение, коллега!
              Я уже почти 45 лет наблюдаю динамику системы среднего образования в нашей стране. Общий диагноз, почти за полвека,: и сейчас хреново, и тогда было нехорошо.
              1. 0
                11 июня 2023 22:05
                Добрый вечер и моё почтение, коллега!
                Цитата: 3x3zsave
                Общий диагноз, почти за полвека,: и сейчас хреново, и тогда было нехорошо.

                Соглашусь, пожалуй, с данным утверждением. В мире мало чего совершенного. Но если сравнивать результаты "системы среднего образования в нашей стране", мне представляется другая картина. Я не имею инструментария и другой возможности следить за динамикой процесса, но вижу, что государство предпринимает определённые усилия в этом направлении и меня удивляет "половинчатость" и просто неэффективность этих мер. Раньше было понятно в чём недостаток и как его устранить, как правило достаточно было подключения административного ресурса. Сейчас проблемы понятны тоже, а вот как их решить? Мысли конечно есть, но все они какие-то криминальные по нынешним временам.
            2. +3
              10 июня 2023 20:33
              Вы путаетесь в слове университет. Это сейчас большинство ВУЗов обозвали университетами, а в советское время университетов было мало и это были действительно УНИВЕРСИТЕТЫ с соотвественно весьма высоким уровнем подготовки студентов.
          2. +1
            10 июня 2023 19:02
            Цитата: 3x3zsave
            Причем совершенно не разбираясь ни в методологии преподавания, ни в педагогике. Вершиной айсберга была система распределения кадров молодых специалистов, когда самые ущербные попадали в систему среднего образования.

            Все верно!
            1. +1
              10 июня 2023 19:29
              Все верно!
              Ну, Вам ли, Вячеслав Олегович, этого не знать?
          3. +3
            10 июня 2023 21:09
            «система распределения кадров молодых специалистов, когда самые ущербные попадали в систему среднего образования» - в средние школы в советское время направлялись по распределению выпускники педагогических институтов, причём практически все 100%. Так что говорить об отборе в школы наихудших кадров, это не знать советскую систему подготовки учителей. Были, конечно, педагогические училища, но их выпускники шли в детские сады и максимум, начальные классы.
    2. +2
      10 июня 2023 19:04
      Цитата: Fangaro
      Но, извините, у Вас или настроение прескверное, или подагра замучила...

      Когда у меня что-то болит,то трупы появляются только в моих книгах и то не всегда!
  10. +6
    10 июня 2023 10:56
    Быть образованнее «Гугла» трудно. Вот почему большинство сегодняшних учителей клянет Интернет. Он просто подчеркивает их посредственность, вот и все.

    Как обычно, без ложки авторской гадости в бочку информации не обошлось. Ну конечно, автор, образованнее "Гугла" и не такая посредственность как все учителя.
    Откуда столько желчи?
    1. +2
      10 июня 2023 12:50
      Отнюдь... Моделист- Конаструктор, За Рулем, Химия и Жизнь круче.
    2. -4
      10 июня 2023 19:00
      Цитата: ИванИванычИванов
      и не такая посредственность как все учителя.

      Конечно не такая, потому, что "таких" большинство. Читал лекции по истории учителям в Институте усовершенствования. Воспринималось то, что я говорил, а говорил я весьма известные вещи с открытым ртом. И Вы ещё мне что-то будете доказывать...
      1. +2
        11 июня 2023 12:12
        И Вы ещё мне что-то будете доказывать...

        Не буду - бесполезно. У меня тоже от удивления рот открывается, когда Ваше субъективное мнение противоречит объективным фактам.
        1. -2
          11 июня 2023 15:18
          Цитата: ИванИванычИванов
          когда Ваше субъективное мнение противоречит объективным фактам.

          Мое субъективное мнение всегда основывается на объективных фактах и данных.
          1. +1
            11 июня 2023 21:48
            Мое субъективное мнение всегда основывается на объективных фактах и данных.

            Возможно. Но выводы делаются не всегда грамотно, что также говорит о банальной "посредственности" ума. Умный человек никогда не скажет, что он образованнее "гугла" и большинства учителей.
  11. +4
    10 июня 2023 15:10
    Лидьвасильна в обязательном порядке велела выписать журнал – либо «Пионер», либо «Костер»,
    Поражаюсь свирепости учителей в Пензе. В Оренбурге в это же самое время никто никого ничего не заставлял выписывать, а в школьную библиотеку записывались те, кто хотел, кто не хотел - те не записывались. Я думаю, что записывались те, кто мог бегло читать, тогда чтение доставляло удовольствие, а не мучение. Речь идёт о младших классах. Классу к 3 - 4 я в школьной всё перечитал, в моём распоряжении стали библиотеки гормедучилища и Дома Офицеров (брал книги на абонементы родителей). Из журналов отмечу, конечно же, Технику -Молодёжи (начиная с 1964 года и по 1972), и Юный Техник, где был так называемый "Клуб XYZ", который вели преподаватели физтеха. В конечном итоге это определило мою дальнейшую судьбу.
    1. 0
      10 июня 2023 18:57
      Цитата: Авиатор_
      где был так называемый "Клуб XYZ", который вели преподаватели физтеха. В конечном итоге это определило мою дальнейшую судьбу.

      Вот! А я этот раздел пролистывал даже не заглядывая.
      1. +1
        10 июня 2023 21:24
        А я этот раздел пролистывал даже не заглядывая.
        В журнале было всё на любой вкус, этим он и привлекал.
        1. 0
          11 июня 2023 15:20
          Цитата: Авиатор_
          В журнале было всё на любой вкус, этим он и привлекал.

          Именно так! А помните там была история в комиксах про марсианина который делился поев сладкого и путешествовал по разным планетам в поисках своих детей?
          1. 0
            11 июня 2023 20:56
            А помните там была история в комиксах про марсианина
            Эту не помню. Был комикс, где на одном из рисунков описаны растения, бегавшие по какой-то планете вслед за солнечным днём.
    2. +1
      10 июня 2023 21:05
      Авиатор_ (Сергей): в школьную библиотеку записывались те, кто хотел, кто не хотел - те не записывались.

      У нас в школе своей библиотеки не было, а в детскую районную библиотеку записали в четвертом классе всех гуртом - пришла на классный час библиотекарь, переписала у учительницы данные родителей, и оформила всем читательские билеты а дальше - дело твое - хочешь приходи туда, хочешь нет.
  12. +2
    10 июня 2023 19:12
    Очень хорошая статья, автору - респект и уважуха!

    В 60-е и начале 70-х в нашем классе было повальное увлечение военной техникой периода ВОВ. На уроках перерисовывали друг у друга самолеты, танки и т.п. В этой дело втянулись даже девочки, помню на уроке ботаники со скандалом забрали у такой любительницы красивый рисунок нашего Яка из исторической серии "ТМ". Переводила под копирку.

    Но с образцами иностранной боевой техники тогда у нас было слабовато. В СССР такое не афишировали, дабы "не пропагандировать технические достижения врагов"
    Кстати, если кто помнит, был такой стёбный журнальчик "Зарубежное военное обозрение" и до конца 80-х издавался он с грифом "Для служебного пользования", а почитать его можно было только в соотствествующей библиотеке. Там писали о новинках вооружения НАТО с фотками и подробными ТТХ.

    Более-менее внятно и кое что о самолетах Люфтваффе, их конструкторах мы впервые в середине 60-х узнали из книги воспоминаний авиаконструктора Яковлева "Рассказы авиаконструктора" и "Дело всей жизни". Там были крупным планом фотки "Мессера" и "Фоке-Вульфа". Принос мной этой книги в школу вызвал нездоровый ажиотаж и на 40-й минуте шикарную книженцию спёрли.

    Историческая серия "ТМ" по советским боевым самолетам закончилась в декабрьском номере журнала краткой обзорной статьей по образцам иностранных ВВС периода Второй мировой. Были немцы и были наши союзнички с небольшими картинками. Оттуда впервые узнал о "Мустангах" и "Спитфайерах". Про япошек не было ничего и про знаменитого "Зеро" узнал только гораздо позднее из какого-то фильма.

    По танкам запомнилась шикарная обзорная статья в "Науке и жизни", кажись, тоже конец 60-х. С картинками. Была даже таблица ТТХ. Впервые узнал о "Матильдах" (очень смешное название для нас) и "Кромвелях".
    Кстати, мой дядька всю войну провоевал на каком-то американском танке, но вспомнил только то, как танк этот здорово горел и вонял при этом. Еще как у моего дядьки кто-то умыкнул кашу вместе с котелком (я был уверен, что это проделки немецких диверсантов). Маленьким мальчиком название танка я не запомнил.

    Школьником в отцовской библиотеке обнаружил "Танки вперёд!" Гудериана с фотками и ТТХ основных немецких танков. Нести в школу это сокровище не решился, показывал друзьям только дома. Особенно потряс нас в приложении "Дневник боевых действий" какой-то немецкой танковой роты. Били наших в хвост и в гриву, захватили бронепоезд. А в школе нам другое рассказывали...
    Парадокс - такое у нас издавало "Военное издательство МО СССР" - начало 60-х. Полагаю в рамках хрущевских разоблачений культа личности.
    1. +2
      10 июня 2023 20:49
      «журнальчик "Зарубежное военное обозрение" и до конца 80-х издавался он с грифом "Для служебного пользования» - не было ЗВО ДСПшным, я его в начале 70-х будучи школьником свободно выписывал и читал. И журнал, кстати, был в то время очень даже серьезный. Другой вопрос, что в свободную продажу он не поступал, но таких было много, например Судостроение. Что касается зарубежной техники ВМВ, то литература по ней была, но в школьных библиотеках ее искать было бессмысленно. Мне, разумеется, очень повезло с тем, что отец был читателем библиотеки ЦДСА, а когда я получил паспорт смог записать меня в Ленинку, где я «поселился» в военном отделе.
      1. 0
        28 июля 2023 15:22
        "Зарубежное военное обозрение" читал в армии. Кстати, очень интересное издание было. Насчет пометы "ДСП" не знаю, но в киосках после армии я его действительно не встречал.
    2. +1
      10 июня 2023 20:55
      Цитата: Тимофей Чарута
      По танкам запомнилась шикарная обзорная статья в "Науке и жизни", кажись, тоже конец 60-х. С картинками. Была даже таблица ТТХ.

      Очень хорошо помню тот материал. Впервые из него узнал про танк Т-24...
    3. -2
      10 июня 2023 21:30
      Особенно потряс нас в приложении "Дневник боевых действий" какой-то немецкой танковой роты. Били наших в хвост и в гриву, захватили бронепоезд. А в школе нам другое рассказывали...
      Вы полагаете, что Вам врали в школе, а не в ЖБД? А Вам не кажется, что не зря барон Мюнхгаузен был немцем? И писал о нём немец Распе. Битые всегда врут.
  13. +1
    10 июня 2023 21:38
    В книгах Жюля Верна можно многое узнать о производстве всего, но вот интересная ссылка.

    Понимал старик, ЧТО будет, если его рецепт попадет в руки смышленому пацану...
  14. +1
    11 июня 2023 10:08
    Моделист-конструктор интересный журнал был.
  15. +2
    11 июня 2023 11:51
    Еще можно отметить кто писал и кто был в редколлегиях детских изданий, как правило, профессора, заслуженные инженеры, академики, вся детская литература и печать была в высоком приоритете. Изложение сложнейших вопросов, мало того, что объяснено "на пальцах" очень доходчиво и простым языком, так еще, самое главное, очень интересно для детей. Вот что уничтожено нашими "одаренными", интерес к созиданию и творчеству, стартовый широкий кругозор и реалистичное представление о процессах вокруг. Заменено по госдеповским, соровским и вшэским методичкам на воспитание мещанства и потребительства, святую веру, на грани религии, во всесилие бабла. Что самое печальное, что наши "прогрессивные цифровизаторы, светочи и гарант" цинично и целенаправленно продолжают этот фатальный для страны курс на дебилизацию и воспитание низменных, мещанских потребительских качеств, показательно и лицемерно, отказываясь признавать свои ошибки, граничащие с саботажем и государственным преступлением, или банально, интеллектуально беспомощны в этом вопросе из-за несоответствия уровню стоящих задач, если это не так, то значит еще все печальнее и мы обречены.
    1. -2
      11 июня 2023 15:25
      Цитата: seacap
      Вот что уничтожено нашими "одаренными", интерес к созиданию и творчеству, стартовый широкий кругозор и реалистичное представление о процессах вокруг.

      Не знаю, как это уничтожено, когда выходили и выходят книги много лучше тех, что выходили в советское время. Например, в серии ШКОЛЬНАЯ библиотека вышли три моих книги; Рыцари. Крестоносцы, Индейцы. А всего там книг просто масса. И в библиотеках многие зачитаны буквально до дыр.И это лишь часть даже моих книг, причем очень малая. А каким спросом пользуется в библиотеках журнал "Мир техники для детей"? Поинтересуйтесь, а потом пишите.
  16. 0
    11 июня 2023 16:39
    Молодец автор - помнит все мелочи. Я мог бы подобгое написать , но мелочи забываются за ненабностью.
  17. 0
    28 июля 2023 15:20
    Прочитал с огромным удовольствием. В какой-то мере увидел себя. Читать начал рано и к школе читал уже довольно бегло. "Техника-Молодежи" - это было НЕЧТО!!! С моей точки зрения, лучший журнал для молодежи. А вот подписаться на него было очень непросто, во всяком случае у меня в селе не получалось. Ловил журнал в местном киоске "Союзпечать". "Мурзилка" и мне "не зашел", как ныне говорят "не мой формат". Кроме "ТМ" еще очень нравилась "Наука и жизнь". А "ТМ" за несколько лет так на чердаке и лежат... рука не поднялась в макулатуру пустить.
    И некоторые конфликты с учителем литературы возникали, чтение "по программе" мне было неинтересно, зачастую потому, что ЭТО я УЖЕ прочитал пару лет назад.
  18. 0
    28 июля 2023 15:32
    Великолепный материал.
    «Т-М» № 1 за 1970 год ознаменовался первой «Исторической серией», посвященной советским танкам. …"
    Поправлю автора: Первая "Историческая серия" в ТМ появилась в 1969 году и была посвящена самолетам. в 1970 году - танкам, в 1971 году - артиллерии.
    А номер 1 за 1970 год, ознаменовался (если память не изменяет) сменой формата журнала. Формат стал поменьше, потолще и печать цветная.