«Батавия» – удивительная реплика изумительного корабля

54
«Батавия» – удивительная реплика изумительного корабля
Носовая фигура галеона «Батавия»


Ну и славная пожива,
Всем ветрам не раздарить!
Пусть они о жизни молят,
Капитана не щадить!
Ветра свист и глубь морская!
Жизнь недорога. Эгей!
Там, спина к спине, у грота
Отражаем мы врага!
Поделом тому, кто сдался!
Сильным побеждать дано!
Нам и груз, нам и красотки,
Что останется – на дно!

Джек Лондон «Сердца трех»

Корабли и история. А было так, что спустя три года после того, как Д’Артаньян Александра Дюма въехал в Париж, чтобы совершать там свои невероятные подвиги, в Амстердаме, в Голландии был спущен на воду очередной галеон, получивший название «Батавия».



Построен он был «не просто так», а в качестве флагмана одного из трех флотов Голландской Ост-Индской компании и уже в том же году отправился в свой первый рейс в Батавию (ныне Джакарту). И опять-таки, это был не просто один из колониальных городков на краю света. Нет, это была столица Ост-Индской компании, центр богатства, могущества и всех финансовых потоков.


Бонавентур-мачта галеона «Батавия» на бушприте

Прелюдия


Но судьба обошлась с этим судном сурово.

Уже 4 июня 1629 года «Батавия» разбилась возле одного небольшого островка возле западного побережья Австралии. На борту судна находился 341 человек, включая членов экипажа и пассажиров, из которых спаслось около 300. Капитан корабля Франсиско Пелсарт на баркасе решил отправиться в Батавию за помощью, а вместо себя оставил командовать некоего Джеронимуса Корнелиса, высокопоставленного чиновника Ост-Индской компании, который, как оказалось, втайне от Пелсарта готовил мятеж ещё до крушения судна.

Поскольку на островке не было пресной воды, Корнелис послал около 20 солдат из судовой команды на близлежащие острова искать пресную воду, но, по сути, бросил их там умирать.

А потом он и вовсе устроил на острове нечто совершенно чудовищное: с помощью приверженцев устроил настоящую бойню, в ходе которой за несколько недель они убили примерно 125 оставшихся в живых, включая женщин, детей и младенцев. Но небольшое количество женщин они пощадили и использовали их в качестве… секс-рабынь.


Сначала была модель «Батавии». Вид спереди


И сзади…

Вот только тем временем группа солдат все же нашла пресную воду и, узнав о зверствах творимых, завязала бой с группой Корнелиса. И тут в самый решительный момент в октябре 1629 года, у острова показалось спасательное судно «Сардам» с Пелсартом на борту.

На правах капитана Пелсарт осудил Корнелиса и шестерых его людей, которые оказались первыми европейцами, казненными в Австралии. Двух других его приспешников, провинившихся не так сильно, высадили на материк. Так что и им в кавычках повезло – они стали первыми европейцами, проживающими на австралийском континенте.


«Батавия» в гавани Лелистаде

Из 341 человека на борту «Батавии» только 122 добрались до Батавии.

Сегодня история «Батавии» считается «одной из самых страшных историй ужасов в морской истории», ну а писать обо всем этом начали уже в 1647 году.


Резная корма

Уже в наши дни дайверы нашли остатки судна, которые были затем подняты на поверхность и тщательно изучены. Многие артефакты с «Батавии», в том числе корма корабля и останки скелета, оставшиеся после резни, размещены в «Галерее кораблекрушений» во Фримантле, Западная Австралия, а реплика этого корабля пришвартована в качестве корабля-музея в Лелистаде в Нидерландах.

Но это история «Батавии» в кратком её изложении. Однако она настолько интересна во всех отношениях, что рассказать её следует непременно со всеми подробностями.

Ну, а начнем мы с… технического описания этого галеона, тем более что многим читателям ВО было интересно узнать, как строили такие корабли, из чего, а главное – как долго. Вот обо всем этом мы сегодня здесь и расскажем. Ну и, разумеется, побываем в виртуальном путешествии на борту этого судна!


Кормовые крытые галереи. Трубы – из отхожих мест

Конструкция и материалы


Начнем с того, что голландцы в начале XVII века были крупнейшими кораблестроителями Северной Европы. Они были новаторами, как в дизайне своих кораблей (например, создали судно флейт с закругленной кормой), так и в технологии их строительства (например, придумали лесопилки с приводом от ветряной мельницы).

Тем не менее они использовали технику строительства судна «снизу», когда обшивка корпуса начинается с нижней его части. Последовательность строительства «снизу» была такая же, как при строительстве средневековых «круглых судов», так что в этом голландцы оказались весьма старомодны.


Какие изумительные скульптуры!

Тоннаж судна составлял 600 тонн. Длина 45,3 м, ширина 10,19 м. Площадь парусности – 3,100 м2. Скорость хода равнялась 5 узлам, то есть составляла 9,3 км/ч. Артиллерийское вооружение было достаточно мощным: 22 литые чугунные пушки, 6 – бронзовых и 2 фальконета.


И эти – тоже просто потрясающие! Хотя и попроще

Корабли Ост-Индской компании обычно строились на её собственных верфях. Компания подготовила документацию, в которой были даны подробные спецификации этих кораблей; причем время от времени она обновлялась. Указывались все основные размеры корпуса и параметры отдельных деталей. Однако чертежей, определяющих форму корпуса, ещё не существовало, и в рамках указанных размеров корабельные мастера могли творить что угодно.

В отличие от кораблей, построенных для европейской торговли, ост-индские суда имели двойную обшивку: внутреннюю из дуба, а внешнюю – из сосны. Щели конопатились смолой, смешанной с шерстью животных, а также были обиты близко расположенными один к другому железными гвоздями. Сосновая обшивка была предназначена для защиты от червя-тередо (или «корабельного червя»), которому смолистая древесина была не по вкусу.


Роспись кормы. Для красоты голландцам было ничего не жалко!

Отношение длины к ширине «Батавии» составляло 4,4:1. То есть она была уже, чем предыдущие корабли Ост-Индской компании. По уставу компании от 1619 года отношение длины к ширине должно было составлять 3,9:1. Однако тенденция строить все более узкие корабли проникла в то время и в Голландию. Так появились корабли с отношением от 3,7:1 до 4,5:1. Как и другие голландские корабли того времени, «Батавия» была построена из дуба, привезенного из лесов, росших за Вислой.


И без этой головы тоже было никак не обойтись. Любопытно, с кого её вырезали?!

Интересно, что голландская торговля балтийской древесиной, особенно дубом, восходит ещё к началу XIII века, и можно себе представить, сколько же за это время голландцы продали зависленских дубов!

К началу XVII века голландские купцы продолжали доминировать в европейской торговле древесиной. Вот только дубовая древесина из района Вислы перестала использоваться после 1643 года. И причиной обезлесения в этом районе вполне могло стать именно голландское судостроение.


Подобных голов на этом судне много. И все разные! Психотерапия, наверное. Образца 1628 года…

«Батавия» могла быть одним из двух кораблей, указанных в Уставе судостроения Ост-Индской компании от 29 марта 1626 года. Обычно на постройку одного такого судна уходило 18 месяцев, поэтому небольшая задержка с её спуском на воду соответствовала приведенным в документе датам.

Название «Батавия» было выбрано 29 июня 1628 года. Руководство компании настаивало на том, чтобы корабль был готов к тому, чтобы уйти в плавание в сентябре или октябре 1628 года.


Вот такие блоки специальные блочных дел мастера старились делать из целого массива древесины! Или, напротив, делали наборными из досок, склеивая их копытным/рыбьим клеем

Начало рейса


И так и случилось. В свой первый рейс судно отправилось 29 октября 1628 года из Текселя в Нидерландах в Голландскую Ост-Индию за специями. Судном командовал капитан и старший торговец Франсиско Пелсарт, а Ариен Якобс был его шкипером. Пелсарт и Якобс раньше встречались друг с другом в голландском порту Суратте, причем известно, что между ними существовала сильная личная неприязнь. Также на борту находился младший торговец Иеронимус Корнелис 30 лет от роду, обанкротившийся аптекарь из Харлема, который покинул Нидерланды, опасаясь ареста за свои еретические убеждения.


Брашпиль зачем-то цветов голландского флага

Заговор


По мнению Пелсарта, Якобс и Корнелис решили захватить корабль, чтобы начать новую жизнь, благо на борту судна находился огромный запас золота и серебра. Когда позади остался мыс Доброй Надежды, где экипаж пополнил запасы, Якобс, по утверждению Пелсарта, намеренно сбил корабль с курса и увел его от остальных кораблей.

К этому времени заговорщики уже обзавелись сочувствующими, и все вместе они устроили инцидент, из-за которого, по их мнению, вполне мог начаться мятеж. Было совершено сексуальное насилие над молодой пассажиркой Лукрецией Янс. На море столь дерзкое нарушение дисциплины должно было вызвать репрессии командира корабля в отношении экипажа. Это давало возможность объявить дисциплину на судне слишком уж суровой, несправедливой, собрать негодующих и вызвать мятеж. Но женщина сумела опознать напавших на неё мужчин, так что наказание оказалось вполне справедливым.


Корабельная чугунная пушка

Кораблекрушение


Корабль «Батавия» разбился 4 июня 1629 года возле острова Бикон, у островов Хаутман-Аброльос возле западного побережья Австралии. Выжившие, включая женщин и детей, были перевезены на остров на корабельном баркасе и ялике.

Но на острове так же, как и на соседних с ним островах, пресной воды не оказалось, а охотиться можно было только на морских львов и птиц. Когда пресной воды поблизости не нашли, Пелсарт, старшие офицеры, нескольких членов экипажа и пассажиров на девятиметровом баркасе направились на север в город Батавию в Голландской Ост-Индии за помощью.

По пути экипаж совершал дальнейшие вылазки на материк в поисках пресной воды. Пелсарт по дороге вел дневник этого выдающегося путешествия длиной… в целых 2 000 миль!


Пушка точно того времени, об этом говорит её герб!

Путешествие заняло 33 дня, причем все выжили. После их прибытия в Батавию боцман Ян Эверц был арестован и казнен за халатность и «возмутительное поведение» перед гибелью корабля (его подозревали в причастности к заговору). Якобс был также арестован за халатность, хотя Пелсарт и не догадывался о его виновности в готовившемся мятеже.

Что касается Пелсарта, то генерал-губернатор Ян Питерсун Коэн передал ему корабль «Сардам» и приказал плыть спасать других выживших, а также попытаться спасти с обломков «Батавии» находившиеся на ней денежные средства.

В течение месяца Пелсарт достиг того места, где произошло кораблекрушение, но потребовался еще месяц поисков, чтобы снова найти острова.

В итоге он прибыл на место только для того, чтобы обнаружить, что среди выживших произошла кровавая резня, в результате которой их количество сократилось как минимум на сотню.


Вид на батарейную палубу

Диктатура Корнелиса


Иеронимус Корнелис был одним из немногих, кто пережил крушение корабля и добрался до острова Бикон. Хотя он не был ни моряком, ни солдатом, его выбрали руководителем выживших, видимо, поверив его словам о своем высоком положении в голландской Ост-Индской компании.

Однако выбор этот для спасшихся оказался в высшей степени пагубным, поскольку на уме у него было нечто совсем другое. Он планировал захватить любое спасательное судно, которое могло бы вернуться, и использовать его для того, чтобы найти некое новое пристанище и основать там что-то вроде колонии под своим началом. Однако для осуществления этого плана ему нужно было сначала устранить возможных противников.


Вот так выглядели орудийные тали, удерживавшие орудие при стрельбе

P. S.


Для оформления материала использованы фотографии Беркнота из Скарборо, а также фотографии «паблик домайн» из Интернета.

Продолжение следует…
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    10 июня 2023 04:55
    Вячеслав Олегович ! Как будто побывал в том времени на этом корабле! good hi ждём продолжения!
    1. +6
      10 июня 2023 05:12
      Присоединяюсь к добрым словам о работе!
      Впрочем, кому как, но мне лично «головы» на реплике Батавии «не вошли».
      1. +6
        10 июня 2023 05:26
        Коте! С головами согласен))) но сам корабль и статья good good
        1. +5
          10 июня 2023 08:14
          Цитата: Alien From
          Коте! С головами согласен))) но сам корабль и статья good good

          Я о том де! Как раз тот случай, когда «креативность» портит, а не помогает.
          1. +2
            10 июня 2023 10:06
            Спасибо за поднятую тему- она сама по себе очень интересна, хоть фильм по ней снимай. Иллюстрации хороши, но вот от самого текста честно говоря не в восторге. Ошибка на ошибке. Будем считать, что это сюрпризы перевода.
      2. +4
        10 июня 2023 09:16
        Интересно где автор брал материал? - В статье просто целая куча неточностей, особенно что касается самого кораблекрушения и последующих за этим событий.
        некоего Джеронимуса Корнелиса, высокопоставленного чиновника Ост-Индской компании, который, как оказалось, втайне от Пелсарта готовил мятеж ещё до крушения судна.

        Во первых - не Джеронимус Корнелис как пишет автор, а - Эронимус Корнелисзон (нидерл. Jeronimus Cornelisz), во вторых - не высокопоставленный чиновник Ост-Индской компании, а младший купец экспедиции. Чиновником Ост-Индской компании и старшим купцом возглавлявшим экспедицию (нидерл. opperkoopman) - был Франциско Пелсарт (нидерл. François Pelsaert), которого автор непонятно почему упорно именует капитаном. Капитаном, а если правильно - шкипером «Батавии» был Адриан Якобсзон
        за несколько недель они убили примерно 125 человек.

        не примерно 125 - а конкретно им инкриминировалось убийство 110 человек
        совершили сексуальное насилие над молодой пассажиркой Лукрецией Янс

        В ходе судебного разбирательства было установлено, что Лукреция Янс, или Лукреция ван дер Мейлен (1602, Амстердам – Флорида 1641), была дочерью торговца Ганса Мейнерца и Стефани Джустен. С 1620 года она была замужем за огранщиком алмазов ван дер Мийленом и одновременно с 1628г. (Еще за год до трагедии!) являлась любовницей главного обвиняемого - торговца Эронимуса Корнелисзона. Кстати,в 1630 году, после смерти первого мужа Ван дер Мейлена, она вышла замуж за родственника казненного Эронимуса - сержанта Якоба Корнелисзона Куика. Суд установил, что Лукреция ван дер Мейлен виновна в "провокации к мятежу, злодеяний и убийстве выживших, некоторые из которых погибли из-за ее коварства". Янс предстала перед судом и отвергла обвинения. Суд обратился за разрешением на ее пытки, но ей удалось свалить все обвинения на казненного ранее Эронимуса Корнелисзона. Она была оправдана по предъявленным обвинениям. Но это решение суда привело к принятию закона, который ограничивал присутствие женщин—пассажиров на судах на том основании, что их присутствие приводило к беспорядкам.
        Все это подробно описано в 1647 году в публикации Ongeluckige voyagie van ’t schip Batavia ("Неудачное плавание корабля Батавия"), основанной на судебном процессе и хранящейся в Национальной библиотеке Австралии:
        ссылка: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.83b32483-64840117-e9d36742-74722d776562/https/web.archive.org/web/20200314071344/https://nla.gov.au/nla.obj-39984464/view?partId=nla.obj-39984478
      3. +3
        10 июня 2023 09:55
        Пелсарт провел суд над бунтовщиками прямо на острове. Эронимус Корнелисзон и ещё семь человека были приговорены к смерти. Им отрубили правую руку, а потом повесили.
        рис. Казнь мятежников с галеона «Батавия»

        Остальные мятежники были доставлены в Батавию, где губернатор, рассмотрев дело, приказал повесить еще пятерых, а Ваутера Лосса (Wouter Loos)подвергнуть колесованию. Прочих приговорили к наказанию плетьми. Шкипер Адриан Якобсзон, несмотря на пытки, так и не признался в причастности к заговору, поэтому из-за недостатка доказательств казнён не был. Дальнейшая его судьба неизвестна.
        Интересна участь ещё двух приговоренных. Ваутера Лоса и одного примкнувшего к бунтовщикам юнгу не стали казнить по причине несовершеннолетия. Они были оставлены на диком берегу неизведанного материка. Позднее английские поселенцы обратили внимание, что у аборигенов, живущих в этом регионе необычно светлая кожа. Из-за этого возникло предположение, что два брошенных моряка были приняты в одно из племён.
        Тогда же с затонувшей «Батавии» удалось поднять 10 из 12 ящиков с гульденами, предназначенными для выплаты жалования Ост-Индийской администрации
        1. +1
          10 июня 2023 10:36
          Цитата: Ричард
          Позднее английские поселенцы обратили внимание, что у аборигенов, живущих в этом регионе необычно светлая кожа.


          Тогда бы светлокожесть была свойственна только ряду конкретных семей в этом регионе а не аборигенам целого региона.
          1. +1
            10 июня 2023 14:27
            Кстати да. Сейчас задумался над Вашим коментом и еще раз перепроверил автоперевод - нидерландское слово omgeving имеет также перевод на русский как местность. округа. Так, что вернее было бы написать:
            Позднее английские поселенцы обратили внимание, что у аборигенов, живущих в этой местности (округе) необычно светлая кожа.

            Благодарю, ycuce234-san, что заметили нестыковку. За внимательность - плюс однозначно hi
            1. +2
              10 июня 2023 15:44
              Я исходил из понимания скорости распространении изменений в генетике - для такого короткого срока (а европейцы сразу обратили внимание на феномен) можно изменить генетику ряда семей, но не однородно целого региона. А значит это явление минимум на пару тысяч лет старше описанных событий, и, вероятнее всего, с учетом хорошей изоляции - естественная мутация, сохраненная стабилизирующим отбором. На западном берегу Австралии какая никакая зелень и леса имелась, хоть и не такая мощная как на юго-востоке, потому не было значительного давления отбора по раку кожи, например.
        2. +2
          10 июня 2023 18:37
          Цитата: Ричард
          Индийской администрации

          Обо всем этом будет в продолжении...
      4. +1
        10 июня 2023 18:35
        Уже написано. Проверяется модераторами. Так что совсем скоро!
      5. 0
        10 июня 2023 21:02
        Головы реально смотрятся как что то сильно чужеродное.Не вписываются в образ..
      6. 0
        20 июня 2023 23:45
        Тоннаж судна составлял 600 тонн.

        В пятнадцать раз меньше яхт некоторых олигархов. Как на таком вокруг света ходили?
        А про головы - их выпученные глаза вызывают подозрение, что они увековечили посетителей того отхожего места во время качки
  2. +5
    10 июня 2023 05:38
    Спасибо, Вячеслав Олегович! Дуб живет долго. И приисковые рубки именно дуба уменьшают впоследствии его долю в составе древостоя. И так во многих местах.
  3. +5
    10 июня 2023 07:56
    В течение месяца Пелсарт достиг того места, где произошло кораблекрушение, но потребовался еще месяц поисков, чтобы снова найти острова.


    Как то сомнительно выглядит профессиональный моряк с многолетним опытом (а иных, не берут в капитаны smile ) ищущий лишний месяц точку своего отправления с острова. Похоже - и здесь есть какая то тайна капитана Пелсарта и команды его корабля «Сардам»...Он ведь не сомневался в себе, когда запросто ушел в длительное плавание на баркасе, хотя самым логичным было достичь тем же баркасом быстро австралийского побережья и там найти воду и пропитание без особого труда - Австралия не Сахара и не Берег Скелетов, это таки довольно хорошее место для выживания.
    1. +6
      10 июня 2023 08:18
      Как то сомнительно выглядит профессиональный моряк с многолетним опытом (а иных, не берут в капитаны smile ) ищущий лишний месяц точку своего отправления с острова.

      Учитывая тот инструментарий, который юзали в те времена, удивительно, что он вообще их нашел.
      1. +4
        10 июня 2023 08:35
        Цитата: Коте пане Коханка
        Учитывая тот инструментарий, который юзали в те времена, удивительно, что он вообще их нашел.


        Так у кэпа был тот же самый инструмент - и с ним он нашел безошибочно свой порт назначения с первого раза. Он ведь не просто приплыл куда то где будут обитаемые европейцами территории, как можно было подумать - а привел баркас именно туда, куда хотел - в крохотную точку на глобусе, к пирсу в Батавии.
        А это значит, что мятежному шкиперу не получилось его обмануть, даже болеющего лихорадкой, и он точно понимал куда уклонился корабль с курса, где находится точные точка крушения и точка отправления.
      2. +5
        10 июня 2023 10:22
        Приветствую, Влад hi
        Профессиональный моряк с многолетним опытом капитан Пелсарт - это только у Автора. request Документы свидетельствуют о другом - Франциско Пелсарт был чиновником Ост-Индской компании и главой экспедиции (нидерл. opperkoopman) по доставке 200 тыс. гульденов для выплаты жалования администрации Ост-Индиии. Профессиональным моряком был - шкипер "Батавии" Адриан Якобсзон
        Документы можно прочесть про ссылке, которую я привел выше.
        Блин, да еще проще вику прочесть, - там все должности правильно изложены
        1. +5
          10 июня 2023 11:20
          Проблема Дима в другом. Буть ты хоть трижды моряк, широту определить по сектанту просто, а вот долготу нужен хронометр. В то время из не было. Кроме того катастрофа про произошла в неизвестном ранее месте. В Яву баркас пришел по натию в начале и лоцманским картам в конце пути. Обратно было все сложнее район нашли быстро, а точку крушения в с ошибками в изначальной «геолокации» в несколько десятков минут искали долго.
  4. +1
    10 июня 2023 09:32
    Галеон был назван «Батавия»

    Батавия - это латинское название страны Нидерланды. И именно поэтому столица колониальной территории Нидерландская Ост-Индия было названа этим именем. Находилась Батавия на острове Ява в группе Больших Зондских островов. С 1949 года столица Индонезии Батавия носит индонезийское название Джакарта. которое на русском означает "город благополучной победы".
    1. 0
      10 июня 2023 12:30
      Иллюстрации хороши

      Можно и добавить
      "Батавия" изнутри
      камбуз

      кают-компания

      пассажирская каюта
      трюм

      палуба над трюмом
      1. 0
        10 июня 2023 12:37
        Батавия" снаружи





        Сборная модель "Батавия" фирмы "Ревелл"
        1. +3
          10 июня 2023 13:37
          "Батавия" изнутри
          камбуз


          Кстати, он довольно мал для экипажа в 310 человек. Им при корабельном питании нужно остаться здоровыми, не потерять в весе и не заболеть - иначе корабль станет неуправляемым.
          1. +3
            10 июня 2023 16:44
            Эти фото современной реплики "Батавия". А какой камбуз на настоящей был - бог его знает.
            Теперь насчет экипажа - каким он был полная неразбериха. Одни справочники указывают - 310 человек. Другие- 350 человек. Английская вика вообще пишет - "На борту пребывало около 350 человек: члены команды, группа солдат и пассажиры." Вот и гадай сколько кого было
            1. +2
              10 июня 2023 19:26
              Оригинальный камбуз точно целым находили на "Вазе". От "Батавии" подняли целой корму и наверно могли получить если не комплектную утварь кока то сечение камбузного помещения по месту разлома.
              Вообще галеоны интересны и с точки зрения, так сказать, религиозно-технической. Фактически они представляют собой плавучие храмы стихийного язычества, с деревянными нептунами, русалками, анималистикой и духами стихий. Церковь же, на суше сжигавшая еретиков и язычников (включая даже знать), столетиями закрывала глаза на такое положение дел на морях. Не знаю ни одного моряка или кораблестроителя, закончившего карьеру на костре инквизиции.

              https://homsk.com/begemot/galeon-vaza-nevezuchij-flagman-shvedskogo-flota
      2. +1
        10 июня 2023 16:57
        трюм

        Это явно не трюм, т.к. явно выше ватерлинии, да еще и с иллюминаторами.
        1. +2
          10 июня 2023 18:44
          Это явно не трюм,

          Не судите строго - я сам не моряк, да и пользуюсь автопереводом с иностранных сайтов. Может имеется ввиду вход в трюм? На фото и канатный тельфер позади крышек люков видно и деревянную лестницу с перилами справа от них
      3. +3
        10 июня 2023 17:42
        Дима, привет! smile
        Есть маленький вопрос: этот красный ящик с "очком", случайно, не "биотуалет" того прекрасного времени?
        А то нас, честно говоря, несколько удивили сортирные трубы, торчащие из-под кормовой галереи.
        Ибо, гальюн, после камбуза, первейшая на корабле вещь. smile
        1. +2
          10 июня 2023 19:01
          Приветствую, Константин hi
          Если честно - понятия не имею. На счет гальюна, тоже возникло такое предплолжение, но озвучить не решился. Вдруг - это на самом деле современная пожарная подставка под огнетушитель? Цвет вроде соответствует feel
          1. +1
            10 июня 2023 19:32
            А минус то за что? За то что я честно признался. что не знаю что на фото? Вот это коленкор belay
            1. +1
              10 июня 2023 20:39
              А минус то за что?

              А ему и сказать нечего. Ты прости, ты же умнее. smile
          2. +1
            10 июня 2023 20:37
            Цвет вроде соответствует

            Ящика с песком рядом нет. Но, в остальном соответствует.. smile
        2. +1
          10 июня 2023 23:10
          Он и есть... Вон, справа, тимберсы гальюна...
  5. +3
    10 июня 2023 09:39
    Якобс, по утверждению Пелсарта, намеренно сбил корабль с курса и увел его от остальных кораблей.

    Трюмы галеона были заполнены шестью сотнями тонн груза, включая более 200 тыс. гульденов для выплаты жалования администрации и ведения торговой деятельности. Поэтому он шел в составе конвоя. Конвой сопровождения состоял из семи судов — один военный, три многоцелевых судна, два торговых и одна яхта.
  6. +3
    10 июня 2023 09:56
    Камрады, В. О умеет подать материал. Это бесспорно.
    Правды ради, автору упрёк :не указал количество мятежников.
    И в определённой степени виноват в происшедшем и капитан Батавии.
    Если бы, он оставил старшего офицера и мятежа можно было бы избежать
    1. +1
      10 июня 2023 10:42
      в определённой степени виноват в происшедшем и капитан Батавии. Если бы, он оставил старшего офицера и мятежа можно было бы избежать

      «Батавия» не была голландским военным кораблем а торговым судном Голландской Ост-Индской компании. Поэтому по строгим канонам того времени у нее не было, да и не могло быть ни капитана, ни старшего офицера.
      За морскую часть отвечал шкипер Адриан Якобсзон. За доставку, целостность и охрану денежного груза - чиновник ост-индийской компании Франциско Пелсарт. Для охраны денег Пелсарту была выделена солдатская команда на самой «Батавии» и конвой из семи судов, причем один чисто военный,
      1. +2
        10 июня 2023 10:55
        Солдатики молодцы: в семером оказаться на необитаемом острове с пустыми руками, найти воду и еду, да ещё и отстроить укрепление, а потом отбиться от вооружённого отряда. Хороший у них командир был, ничего не скажешь. Причем интересно, документы сообщают, что командир был даже не офицер- капрал Виббе Хейесзон
        1. +1
          10 июня 2023 12:07
          Цитата: Ричард
          Солдатики молодцы: в семером оказаться на необитаемом острове с пустыми руками, найти воду и еду, да ещё и отстроить укрепление, а потом отбиться от вооружённого отряда. Хороший у них командир был, ничего не скажешь. Причем интересно, документы сообщают, что командир был даже не офицер- капрал Виббе Хейесзон


          А потом про них сочинят мемчиков вроде таких - "ничто не раскрывает твой человеческий потенциал, если своего капрала боишься больше чем противника".
        2. +1
          10 июня 2023 16:21
          " в семером оказаться на необитаемом острове "Вячеслав Олегович говорит, что солдат было 20
      2. +2
        10 июня 2023 12:31
        Цитата: Ричард
        «Батавия» не была голландским военным кораблем а торговым судном Голландской Ост-Индской компании. Поэтому по строгим канонам того времени у нее не было, да и не могло быть ни капитана, ни старшего офицера.


        Но это не мешало ей иметь свою армию, а и корабли её несли вооружение, фото которого есть в статье.
        Наверняка шкипер пришел в компанию именно из военно-морского флота, а вовсе не из рыбаков или с опытом европейского каботажного плавания - оттого так уверенно себя чувствовал в открытом океане.
    2. +2
      10 июня 2023 11:06
      автору упрёк :не указал количество мятежников

      Имеющиеся документы на этот счет точной информации не дают. Известно только сколько людей удалось спасти. Семьдесят семь, из них девять человек, кого осудили и потом казнили.
      1. +4
        10 июня 2023 16:17
        Семьдесят семь из 300! Корнелиусаcа, мало повесить. Я бы, что-то придумала. Чтоб знал, как убивать иженьщин и детей!
    3. +1
      10 июня 2023 18:41
      Цитата: vladcub
      И в определённой степени виноват в происшедшем

      Суд также решил!Об этом в продолжении...
  7. +1
    10 июня 2023 15:33
    Непонятно, почему нет окон на верхних ярусах кормовой надстройки. Им что, там свет уже не нужен? Что мешало прорезать хотя бы люки с крышками, если стекла жалко?
    И лафеты у пушек неприлично высокие, на мой взгляд.
  8. +1
    10 июня 2023 15:45
    Коллеги, Вячеслав Олегович,это готовый сюжет для боевика. Я бы охотно посмотрела подобный фильм или послушала в Ауди формате.
    Мы с Катей,зауважали Аудикниги: можно готовить кушать или убирать и слушать книгу
    1. 0
      10 июня 2023 16:57
      Я бы охотно послушала в Ауди формате

      Поищите аудиокнигу Питера Фитцсимонса "Батавия", в которой подробно описываются события. Или романа Дэвида Марка "Анатомия еретика"
      1. +3
        10 июня 2023 17:12
        Цитата: Ричард
        Поищите аудиокнигу

        Читать!Только читать!
        Приветствую Дмитрий! hi
        А за *наколку* благодарю.Поищу.
    2. +4
      10 июня 2023 17:10
      Цитата: Astra wild2
      Мы с Катей,зауважали Аудикниги: можно готовить кушать или убирать и слушать книгу

      Нет,Вы серьёзно?Тогда вопрос:с какой целью Вы *слушаете* книги?Как фон?Тогда лучше радио или телик.С целью узнать,прочитать,понять?Тогда только бумажный вариант.Как альтернатива *электронка*!В свете последних цен на книги я уже давно перешёл на электронный вариант.Не знаю,вы конечно девушки взрослые,но всё-таки бросьте это *удобство*. bully
  9. +2
    10 июня 2023 16:11
    Всем доброго дня. Вячеслав Олегович, спасибо, за" Батавию": фотки красивые. Мне, понравилась: разная корма и головы.
    Первая голова - рыжий верзила. Что-то увидел в переди, а вторая вызывает ассоциацию с старым выпивохой. Её хозяин, должен быть за пятьдесят, возможно, старый моряк
  10. 0
    10 июня 2023 16:24
    Вячеслав Олегович, Вы не знаете, возможно, есть экранизация этого события?
  11. +1
    10 июня 2023 18:38
    Цитата: Ричард
    Интересно где автор брал материал?

    Где-то... Не сам придумал...
  12. +2
    10 июня 2023 23:17
    Экий буйный народ был в те времена... Протестанты против католиков, Тридцатилетняя война..
  13. +2
    11 июня 2023 08:37
    Цитата: Морской Кот
    Дима, привет! smile
    Есть маленький вопрос: этот красный ящик с "очком", случайно, не "биотуалет" того прекрасного времени?
    А то нас, честно говоря, несколько удивили сортирные трубы, торчащие из-под кормовой галереи.
    Ибо, гальюн, после камбуза, первейшая на корабле вещь. smile


    Просто обычно было два гальюна, один - общедоступный в носовой части, сразу за гальюнной фигурой, а второй, "офицерский" - в "бутылках" по бокам кормовой галерии.