Як-141 – прерванный полет

33
Як-141 – сверхзвуковой, многоцелевой самолет вертикального взлёта и посадки, который предназначен для ближнего маневренного боя и перехвата воздушных целей, также самолет мог использоваться для нанесения ударов по надводным и наземным целям. По классификации НАТО: Freestyle – вольный стил. Як-141 стал третьим в мире самолетом вертикального взлета и посадки, который сумел преодолеть скорость звука (после самолетов EWR VJ 101 и Dassault Mirage IIIV). Первый экземпляр машины был построен в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1986 году. В последствии на новом истребителе было установлено 12 мировых рекордов, в том числе по достижению максимальной высоты полета, скороподъемности с нагрузкой в 1 и 2 тонны.

Разработка машины велась с середины 70-х годов прошлого века. Истребитель предназначался для обеспечения прикрытия авианосных соединений от самолетов противника, завоевания и последующего удержания господства в воздухе. Самолет должен был вести не только ближний маневренный бой, но и дальний. Планировалось, что данные истребители войдут в состав авиационных групп советских тяжелых авианесущих крейсеров «Баку» (будущий «Адмирал Горшков»), «Новороссийск», «Тбилиси» (будущий «Адмирал Кузнецов»), «Рига» (будущий «Варяг»), а также «Ульяновск». Помимо этого Як-141 должен был заменить отслужившие свое самолеты Як-38 на авианесущих крейсерах «Минск» и «Киев». Предполагалось, что самолет найдет себе место не только на флоте, но и в ВВС СССР. Однако наступивший после развала СССР экономический кризис, авария одного из опытных образцов, а также негативное отношение к «вертикалкам», которое тогда сложилось у военных, привели к закрытию данного проекта. В наши дни данный самолет можно увидеть только в авиационных музеях.
Як-141 – прерванный полет

История создания и описание конструкции

Появившийся в конце 1970-х годов истребитель-бомбардировщик Як-36М, а затем и Як-38 стали основой авиагрупп советских авианесущих противолодочных крейсеров класса «Киев». Данные самолеты, стоит это признать, оказались не самым лучшим подарком для ВМФ СССР. По части летных характеристик они уступали своему британскому конкуренту «Харриеру», при этом особую тревогу вызывала безопасность их полетов. Причина этого крылась в выборе ненадежной и достаточно сложной силовой установки, которая была комбинированной (состояла из 1 подъемно-маршевого двигателя и 2 подъемных). Такое решение вынуждало таскать в полете «мертвый» груз, а также тратить больше горючего на взлете. При этом расположение сопел под хвостовой частью планера делало невозможным использование изменения вектора тяги для улучшения маневренности самолета. Помимо этого данные машины не имели системы дозаправки в воздухе, подвесных топливных баков и встроенной пушки.

К тому моменту как к началу 1980-х годов у НАТО имелись усовершенствованные варианты «Хариеров» и «Си Хариеров», советские «карманные» авианосцы могли ответить им лишь ракетным вооружением, благо для кораблей данного класса оно было более чем сильным (хотя и в ущерб авиационной группе). Еще в начале 1970-х годов ОКБ Яковлева выступило с предложением по замене Як-36/38. Однако из-за волокиты и недостатка финансирования проекта работы по нему начались только в 1975 году. Первый полет нового самолета состоялся только через 11 лет. Изюминкой нового самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) стали возможность выхода его на сверхзвуковой режим полета, а также расширенный состав используемого вооружения, чего удалось добиться и за счет более мощной и совершенной РЛС.

При этом конструкторам-двигателистам так и не удалось спроектировать единую подъемно-маршевую силовую установку. Благодаря этому новому самолету Як-141 достались в наследство все проблемы своих предшественников. Правда, конструкторы постарались сделать все возможное, чтобы сгладить недостатки прошлых версий, связанные с установкой на самолет чисто подъемных двигателей. Прежде всего Як-141 был оснащен новой электродистанционной цифровой системой управления (ЭДСУ). При этом над соплом подъемно-маршевого двигателя Р-79 уже не нависал фюзеляж, как это было ранее. Это позволяло использовать отклонение вектора тяги как вверх, так и вниз. Используя одновременно с этим ЭДСУ, можно было значительно улучшить вертикальную маневренность истребителя. По словам представителей ОКБ Яковлева, новая машина по своим характеристикам приближалась к МиГ-29. А с помощью ЭДСУ можно было управлять не только аэродинамическими, но и струйными рулями, что положительным образом сказывалось на безопасности полетов.

Впервые новый истребитель был показан широкой общественности во Франции на 39-м авиакосмическом салоне в Ле Бурже 15 июня 1991 года. Новый многоцелевой сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки заинтересовал публику. Машина могла эксплуатироваться с кораблей, а также ВПП, обладающих ограниченными размерами. Як-141 мог взлететь без выруливания на взлетно-посадочную полосу аэродрома непосредственно из своего укрытия по выводной рулежной дорожке. Это обеспечивало массовый взлет и ввод в воздушный бой целого подразделения Як-141 непосредственно после сигнала боевой тревоги.

Новый истребитель Як-141 обладал следующими преимуществами перед своим предшественником Як-38:

- осуществление взлета без выруливания на взлетно-посадочную полосу непосредственно из укрытия по выводной рулежной дорожке;
-рассредоточение истребителей по большому числу малоразмерных площадок с обеспечением скрытности базирования и повышенной выживаемости;
-эксплуатация истребителя с поврежденных противником аэродромов;
-уменьшение в 4-5 раз времени взлета подразделения, вооруженного самолетами Як-141, из положения готовности 1 в сравнении с подразделениями, вооруженными обычными истребителями;
-сосредоточение необходимой группы истребителей для перехвата воздушных целей на наиболее опасных и важных направлениях вне зависимости от наличия и состоянии имеющейся аэродромной сети;
-нанесение ударов по наземным и надводным целям, эффективное ведение ближнего маневренного боя;
-небольшое время реагирования на запросы сухопутных войск за счет одновременного взлета большого числа истребителей с рассредоточенных площадок, расположенных недалеко от фронта, а также небольшого подлетного времени;
-базирование многофункционального истребителя как на авианесущих кораблях ВМФ, так и на судах морского флота не оснащенных развитой полетной палубой, а также на участках автодорог и ограниченных взлетно-посадочных площадках.

Отработка режимов вертикального взлета истребителя началась в конце 1989 года, а 13 июня 1990 года летчик-испытатель А. А. Синицын совершил свой первый полет с вертикальным взлетом и посадкой. Уникальные характеристики истребителя, которые были выявлены в ходе проведенных испытаний, позволяли рассчитывать на то, что машина официально займет лидирующие позиции среди самолетов данного класса. Так к апрелю 1991 года один из построенных летных экземпляров нового истребителя был подготовлен к проведению рекордных полетов. Данные полеты продолжались в течение 15 дней и выполнялись с использованием комплектов контрольных грузов. Всего летчик испытатели ОКБ Яковлева А. А. Синицын смог установить 12 мировых рекордов для самолетов данного класса «Н» (самолетов вертикального взлета и посадки с реактивной подъемной силой).

Истребитель Як-141 представлял собой самолет, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и высокорасположенным крылом. Машина имела следующее расположение двигателей: подъёмно-маршевый двигатель находился в хвостовой части фюзеляжа, в то время как 2 подъемных двигателя находились сразу за кабиной пилота. Крыло самолета было стреловидным и имело излом задней кромки и корневые наплывы. При размещении самолета на палубе консоли крыла складывались примерно на полуразмахе. Планер истребителя на 26% состоял из КМ, включая закрылки, носки и наплывы крыла, углепластиковые поверхности хвостового оперения. Остальная конструкция планера в основном была изготовлена из алюминиево-литиевого сплава.

Пилотажно-навигационный комплекс истребителя вертикального взлета и посадки Як-141 обеспечивал автоматическое, директорное и ручное управление машиной от взлета до совершения посадки в различных метеоусловиях и в любое время суток на всех возможных географических широтах. Система управления вооружением истребителя Як-141 включала в себя многорежимную бортовую импульсно-доплеровскую РЛС «Жук», которая позволяла использовать разного рода вооружение. Помимо этого самолет оснащался ИК-датчиком поисково-следящей системы и лазерным дальномером. Аппаратура радиоэлектронного подавления была установлена в законцовках килей и крыла. При этом в перегородках, которые простирались от килей вперед, могли быть установлены устройства для выброса дипольных отражателей или тепловых ложных целей.

Силовая установка нового истребителя включала в себя подъемно-маршевый двигатель Р-79 производства Московского НПО «Союз», а также 2 подъемных двигателя РД-41 производства Рыбинского КБ моторостроения. Круглое сопло двигателя Р-79 для отклонения тяги могло поворачиваться на угол до 95 градусов. Ресурс механизма поворота сопла двигателя должен был составить не менее 1 500 циклов. Максимальный поворот на 95 градусов применялся только при вертикальном взлете и посадке. Помимо полностью вертикального взлета, истребитель мог применять еще, как минимум, 2 способа взлета. Это сверхкороткий взлет с проскальзыванием и короткий взлет с разбегом. Оба эти режима взлета требовали нормального отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя на 65 градусов. При этом во время взлета с разбегом поворот сопла на данный угол осуществлялся уже после начала разбега, а при выполнении взлета с проскальзыванием (длина разбега порядка 6 метров) угол поворота 65 градусов устанавливается еще до начала движения истребителя.

Использование невертикальных режимов взлета обеспечивало Як-141 большую грузоподъемность, так как в таких режимах устранялся отрицательный экранный эффект, которые вел к снижению тяги двигателя в результате попадания в воздухозаборники двигателей отраженных от взлетно-посадочной полосы горячих реактивных струй и их подсасывающего воздействия.

Вооружение многофункционального истребителя Як-141 включало в себя: 1х30-мм автоматическую пушку ГШ-301 (боезапас 120 патронов). Самолет имел 4, а позднее 6 подкрыльевых точек подвески, на которые могли подвешиваться УР класса «воздух-воздух» Р-73 малой дальности или Р-60 ближнего воздушного боя, а также Р-77 или Р-27 средней дальности. Также было возможно использование УР «воздух-поверхность» Х-25, Х-31 и пушечных установок калибра 23 мм (боезапас 250 патронов). Помимо этого самолет мог нести до 6 бомб калибра 500 кг. или пусковые контейнеры НАР калибра от 80 до 240 мм.

Тактико-технические характеристики Як-141

Размеры: размах крыла в развернутом положении – 10,10 м., в сложенном – 5,9 м., длина истребителя – 18,3 м., высота – 5 м.
Площадь крыла – 31,7 кв. м.
Максимальная взлетная масса самолета при разбеге 120 метров – 19 500 кг, при вертикальном взлете – 15 800 кг.
Тип двигателя – подъемно-маршевый – 1 ТРДДФ Р-79 (1х15500/1х9000) кгс, подъемные – 2 ТРД РД-41 2х4260 кгс.
Максимальная скорость – 1250 км/ч у земли, 1800 км/ч на высоте 11 км.
Практическая дальность – до 2100 км. с ПТБ.
Практический потолок – 15 000 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: 30-мм автоматическая пушка ГШ-301 (боезапас 120 патронов) и 6 точек подвески УР, бомб, контейнеров НАР и пушечных контейнеров. Боевая нагрузка при разбеге в 120 метров – 2 600 кг, при вертикальном взлете – 1 000 кг.

Источники информации:
-http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak141.html
-http://www.brazd.ru/yak141.html
-http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiVOut/Y141a/Y141a001.htm
-http://ru.wikipedia.org
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Bator79
    +7
    11 декабря 2012 08:37
    ЯК-141 живет...F-35 это и есть сворованная в 90-е у ОКБ Яковлева технология ЯК-141
    1. tverskoi77
      +6
      11 декабря 2012 12:41
      точнее хитро украденная
      1. bask
        +8
        11 декабря 2012 16:48
        СКАЖУ ОДНО:::К:АКУЮ МАШИНУ , ДЕРЬМОКРАТЫ --ЛИБЕРАСТЫ ЗАГУБИЛИ-..с........позорные........
    2. почтальон
      0
      11 декабря 2012 14:13
      Цитата: Bator79
      есть сворованная в 90-е у ОКБ Яковлева технология ЯК-141

      А какой смыл "воровать" или "хитро красть", если Х-35 создавался в рамках конкурса JSF на техасском заводе фирмы Lockheed Martin в г. Форт-Уорт в сотрудничестве с британской корпорацией "ВАЕ"?
      Lockheed Martin(от F-80 до C-130)
      ВАЕ (Harrier GR5 / GR7 / GR9)
      Американцы получили доступ к наработкам англичан в области СКВВП
      (Англия -уникальный опыт боевого применения СКВВП, в Фолклендской кампании 1982 г.)
      Англичане -доступ к новейшим технологиям, примененных в программе JSF
      Американской промышленностью освоен выпуск AV-8B Harrier II с 1978.

      с одобрения правительства РФ в 1992/93 Lockheed заключил контракт ЯК на некоторые работы, относящиеся СКВП (STOVL)
      Р-79

      F135-PW-600


      F-15 STOL / MTD(c 1975 2-D сопло),NF-16D с 1988
      Pratt & Whitney F100-PW-229 PYBBN

      F-18HARV (с 1987)

    3. почтальон
      +2
      11 декабря 2012 14:16
      Цитата: Bator79
      есть сворованная в 90-е у ОКБ Яковлева технология ЯК-141

      А какой смыл "воровать" или "хитро красть", если Х-35 создавался в рамках конкурса JSF на техасском заводе фирмы Lockheed Martin в г. Форт-Уорт в сотрудничестве с британской корпорацией "ВАЕ"?
      Lockheed Martin(от F-80 до C-130)
      ВАЕ (Harrier GR5 / GR7 / GR9)
      Американцы получили доступ к наработкам англичан в области СКВВП
      (Англия -уникальный опыт боевого применения СКВВП, в Фолклендской кампании 1982 г.)
      Англичане -доступ к новейшим технологиям, примененных в программе JSF
      Американской промышленностью освоен выпуск AV-8B Harrier II с 1978.

      с одобрения правительства РФ в 1992/93 Lockheed заключил контракт ЯК на некоторые работы, относящиеся СКВП (STOVL)
      Р-79

      F135-PW-600 (фото внизу)


      F-15 STOL / MTD(c 1975 2-D сопло),NF-16D с 1988
      Pratt & Whitney F100-PW-229 PYBBN

      F-18HARV (с 1987)

      1. +3
        11 декабря 2012 20:32
        Цитата: почтальон
        с одобрения правительства РФ в 1992/93 Lockheed заключил контракт ЯК на некоторые работы, относящиеся СКВП (STOVL)
        Р-79

        Впоследствии удачный опыт яковлевцев по созданию самолета с 3BSN привлек к ним внимание LM, находившихся в тот момент в поиске оптимальной схемы для своего перспективного СВВП по проекту JSF. Несмотря на то, что RR предлагал свои услуги по разработке 3BSN на основе своих разработок по AVS, LM предпочли приобрести документацию у яковлевцев, поскольку в первую очередь интересовались не столько кинематикой сопла (она на тот момен была уже давно общеизвестной), сколько накопленным опытом эксплуатации сопла на Як-141, причем яковлевский опыт был ценным потому, что схема Як-141 в целом напоминала выбранную для X-35
        А RR разрабатывал вентилятор.
        1. почтальон
          +1
          11 декабря 2012 21:32
          Цитата: saturn.mmm
          , LM предпочли приобрести документацию у яковлевцев,

          А кто говорил,что американцы не прагматики? Денежку считать умеют....
          Но утверждать ,то LM- лохи и могут только тырить: не серьезно.
          Rolls-Royce RB.153-61 ( 1962-1963)

          на EWR Vj-101D

          с 5ю подъемными двигателями "Rolls-Royce" Rb.162-12

          Чего "воровать" то"
          Тем паче были уже Сверхзвуковые СВВП
          Dassault Balzac V-001

          EWR VJ 101C (1959)

          VFW ВАК 191В (1967-1972)

          1. Kassandra
            0
            17 февраля 2014 11:56
            а то что все это не работало и взрывалось начиная с 60% от натуральной величины, в том числе потому что кинематика разнится.
            Харриер - дозвуковой.
          2. Kassandra
            0
            18 февраля 2014 01:48
            Тээээксс! Если по порядку (снизу вверх) то:
            VFW ВАК 191В был дозвуковой, как и Харриер и Як-38.

            EWR VJ 101C только чуть за скорость звука вылез с его M=1,04 и был из-за своей многочисленной и разнесенной двигательной группы крайне ненадежен. при отказе или повреждении в бою хотя бы одного двигла в поворотных мотогондолах самолет опрокинуло бы. у яка такой проблемы не было.

            Dassault Balzac по максимльно достигнутой скорости мессеру даже уступал и мог держаться в воздухе всего 15мин так как такой зоопарк сьедал почти весь обьем для внутренних топливных баков.

            EWR VJ-101D никогда построен не был и не имел поворотных сопел. Из жести был сооружен только его движок который сейчас в музее а его мечтательный автор непонимающий разницы между сверхзвуковым истечением газов и печью для сжигания мусора - в дурдоме.

            Поэтому, таки да - LM это лохи. А у RR и MAN хватило джентельменства потом в порядке условно-бесплатной передачи технологии подходить к советским инженерам и спрашивать их почему у них не заработала их 3БДСМ мутатень за 10 лет до того как в СССР начались работы по яку
            www.robertcmason.com/textdocs/GermanVSTOLFighters.pdf
            стр. 50
            из-за чего из AVS получился.. Торнадо.

            денежку они - да считать умеют. "купили" все за 500тыс и уже 22г делают на этом миллиарды.
        2. Kassandra
          0
          17 февраля 2014 14:23
          схема Х35 была была выбрана такой просто потому что его начали делать в 1994г на базе Яка купленного в 1992
          у RR и МАN по AVS свое "похожее" не заработало.
      2. Kassandra
        0
        17 февраля 2014 14:26
        такой смысл что все свое "похожее" кроме харриера у них было через ЖЖ и так и не заработало.
    4. +2
      11 декабря 2012 17:23
      Не сворованные ...а любезно предоставленные Чубайсом ..за символическую плату
    5. +3
      11 декабря 2012 19:55
      Хочется поправить не сворованная , а проданная официально с подачи властей . Кто не верит , тот может поискать в инете сведения об этом .
    6. 755962
      +2
      11 декабря 2012 21:48
      Цитата: Bator79
      ..F-35 это и есть сворованная в 90-е у ОКБ Яковлева технология ЯК-141


      В ряде западных газет того времени иностранные специалисты утверждали, что русские с разработкой этого Яка обогнали их по крайней мере лет на десять-пятнадцать. И это было действительно так, потому что фирма "Локхид" в 1996 г для своего проекта по программе JSF - единый ударный истребитель выбрала схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъемно-маршевого двигателя, аналогичные двигательной установке Як-141.

      И американцы этого не скрывали. Они ссылались на соглашение с ОКБ им. А.С. Яковлева, которое позволило им это сделать. Но позже, американцы отказались от сотрудничества и решили, получив 90% информации от русских, что сделают сами такой истребитель. И сделали. Им стал F-35В.
      Подробнее: http://www.arms-expo.ru/053049049048124050053049056049.html
  2. WW3
    WW3
    +3
    11 декабря 2012 08:42
    Однако наступивший после развала СССР экономический кризис, авария одного из опытных образцов, а также негативное отношение к «вертикалкам», которое тогда сложилось у военных, привели к закрытию данного проекта. В наши дни данный самолет можно увидеть только в авиационных музеях

    Печально...а амерs срисовали свой F 35 с него...
    1. +2
      11 декабря 2012 10:45
      вики пишет:

      Недолгое сотрудничество ОКБ с американской компанией Lockheed Martin также ни к чему не привело


      как видно хватило!
  3. +3
    11 декабря 2012 09:10
    Да, печальный финал для очень перспективной машины, Катастройка по ней просто паровым катком прошлась. А нужда в таких машинах, пусть и в небольших количествах, есть - вполне себе полноценный самолет, взлетевший с полянкив лесу, с полщадки в горах, из бетонного капонира- это может стать очень ценным фактором. Плюс военно-морские дела, вооружение парой тройкой таких корабля среденего класса тоже добавит ему эффективности.
    Короче - жаль, я еще в 90-х годах эту машину заметил и было чертовски грустно из-за ее судьбы...
    1. vyatom
      +3
      11 декабря 2012 12:05
      Совершенно необходимо восстановить эти машины в свете возрождения наших авианосных группировок, чтобы не создавать авианосцы только под миги и су. А як-141 может взлететь и с палубы мистраля.
  4. +23
    11 декабря 2012 09:13
    F-35 я бы не стал относить к чистым "вертикалкам". У американцев он классифицируется как самолет укороченного взлета-посадки (для корпуса морской пехоты). А Як-141 проектировался как чистая "вертикалка". Жаль нашу авиацию, жаль!
  5. +5
    11 декабря 2012 09:55
    Да хватит траурных нот, жизнь, эволюция движутся циклически.
    Среди паровозов тоже есть шедевры, которые не пошли в серию, изза того что век паровозов ушёл, и на смену им появились новые машины.
    Всё у нас ещё будет!
  6. 0
    11 декабря 2012 09:55
    Неужели у яковлевцев ничего не осталось? Бросать эту тему, когда самолёт был близок к завершению доводок, не возродить проект сейчас, странно... Надеялся узнать об этом, но, похоже, это какая-то тайна, покрытая мраком.
    1. +1
      11 декабря 2012 10:06
      Яковлевцы занимаются МС-21 (магистральный самолет 21 века). Все остальное похерено, пока я надеюсь. Потому-что МС-21 мертворожденное дитя - очередной мегапроект Погосяна (одно название чего стоит).
      1. +1
        11 декабря 2012 11:40
        Еще на фирме Яковлева зани-маются спутниками и крылатыми ракетами. А Як-141 для своего времени был замечательный самолет. У него должен был быть новый мощный двигатель и в место подьемных двигателей должен стоять был вентилятор как F-35. Но двигатель не сделали, поэтому пошли по пути Як-38/39. В итоге усложнилось пилотирование и в одном из испытаний его ударили о палубу , даже видео есть. А перспективы были большие.
        1. +3
          11 декабря 2012 11:47
          Я только авиацию затронул. Ракеты пусть остаются. В Жуковском, Як-141 гоняли рядом с Ту-160 (институты рядом и стоянки рядом). Мы должны были ЭДСУ для него делать. Жаль мне нашу авиацию, жаль!
          1. blat
            0
            12 декабря 2012 00:12
            я вообще не понимаю чего вы ноете столько?если речь идёт о ф-35 то вы все дружно сходитесь во мнении что это вындервафля и полное д....о.а если об як -141 то начинаете причитать ах какой самолёт загубили.американцы вот не загубили и таки построили его ,но что-то восторженных откликов не вижу))))))))))))))))))
        2. Kassandra
          0
          17 февраля 2014 12:00
          У него все было, но.. и страна куда то делась (в том числе поэтому).
  7. +1
    11 декабря 2012 12:33
    Обидно....это первая полноценная вертикалка и взяли и зарубили на взлёте...
  8. freder
    0
    11 декабря 2012 12:52
    Скорее американцы подсмотрели как не надо делать вертикалку laughing и всех ошибок типа отдельных двигателей вертикального взлёта избежали..
  9. +1
    11 декабря 2012 13:40
    Машина прекрасна ... может базироваться в прямом смысле полевых аэродромах без полос... разместить можно на любом контейнеровозе.
  10. arthur_hammer
    0
    11 декабря 2012 13:47
    Интересно у нас будут возраждать самолеты ВВП? кто нибудь что нибудь знает? hi
    1. 0
      11 декабря 2012 13:56
      Цитата: arthur_hammer
      Интересно у нас будут возраждать самолеты ВВП?

      Если президент ВВП даст команду, может быть, самолётами ВВП начнут заниматься..
    2. 0
      11 декабря 2012 14:39
      надо просто Рагозину идейку подкинуть yes
  11. 0
    11 декабря 2012 15:29
    Дальность 2100 км это я так подозреваю без вертикального взлета. Автор деликатно умалчивает о том, что при вертикальном взлете и с боевой нагрузкой дальность будет всего несколько сот км. Да и нагрузка весьма не велика. Так что вертолет уступает ему только по скорости. Видимо не дорасли еще технологии до серьезных самолетов ВВП. Будет еще один самолет охраны мачты.
    1. +6
      11 декабря 2012 16:02
      Я дополню деликатного автора:
      Максимальная скорость:
      на высоте 11 км: 1800 км/ч (1,5 М)
      у земли: 1 250 км/ч (1,05 М)
      Практическая дальность:
      при ВВП без нагрузки:
      на высоте 10—12 км: 1400 км
      у земли: 650 км
      при УВП с нагрузкой 1 т:
      на высоте 10—12 км: 2100 км
      у земли: 1010 км
      Практический потолок: 15 000 м
      Боевой радиус: до 900 км
      Время барражирования на удалении 100 км: 90 мин
      Длина разбега: 120 м (либо вертикальный взлёт)
      Максимальная эксплуатационная перегрузка: 7 g

      ВВП - вертикальные взлет, посадка
      УВП - укороченный взлет, посадка на авианосец
      Все таки не охрана мачты.
      1. Antistaks
        0
        11 декабря 2012 19:39
        Ну если УВП то есть корабельная сушка. А если ВВП то чем он без БОЕВОЙ НАГРУЗКИ не мачту охранять будет?
      2. 0
        11 декабря 2012 21:11
        Так и я про то же: с укороченым разбегом и загрузкой всего 1 т. радиус меньше 1000 км.
        Тетя Вики сообщает, что его максимальный взлетный вес при вертикальном взлете - 15 800, сухой вес - 11 650, керосина в своих баках - 4 400. В итоге при полной заправке он даже звезды на своих крыльях не сможет поднять не то что бы вооружение. С укороченым взлетом уже может взять три с половиной тонны боеприпасов. Но вот ведь незадача: Су-33 без всяких наворотов превосходит его по все параметрам. А уж по пилотажным качествам даже неприлично "сушку" с ним сравнивать.
        Так что пока самолеты ВВП это только отработка технологий.
        1. i.xxx-1971
          0
          18 декабря 2013 00:58
          Все равно можно базировать на Мистраль и будет предпочтительнее вертолетов.
        2. i.xxx-1971
          0
          18 декабря 2013 00:58
          Все равно можно базировать на Мистраль и будет предпочтительнее вертолетов.
  12. F-22
    +1
    11 декабря 2012 16:23
    Если такой поставить на Мистрали - полноценный авианосец.
    1. Alpha-Omega
      0
      11 декабря 2012 17:08
      И сколько их туда поместится?
  13. Комментарий был удален.
  14. +1
    11 декабря 2012 17:42
    Самолетами вертиклального взлета и посадки занимались давно и многие, но наиболее удачным самолетом до настоящего времени был и остается английский Харриер и его модификации. Ф35 (его модификация с вертикальным взлетом) пока еще кот в мешке и каким этот кот окажется на деле когда из мешка вылезет пока никто еще толком не знает, хотя сомнений по поводу его супер дупер качеств у многих спецов более, чем достаточно.
    У ЯК 141 был очень неплохой шанс добиться успеха, если бы процессу его создания не помешал развал СССР, за что отдельное спасибо Горби и его последышам.
    По поводу кто у кого и что украл сказать трудно, т.к. в те времена вероятные противники старались слямзить все интересное друг у друга. Тем более, что большинство технических новинок в СССР тогда не защищались международными патентами, а авторские свидетельства были, в общем то, ничего не значащими бумажками даже внутри СССР. А без патента приоритет не докажешь ни в одном суде по авторским правам
    1. 0
      11 декабря 2012 18:58
      По поводу приоритета - я так понимаю, в F-35 использовано только сопло от двигателя Як-141 (были разговоры, что на F-35 первоначально предполагалось плоское поворотное сопло, но затем перешли на круглое - как бы наше), но у них, по-моему, поворот сопла выполнен со спиральным разворотом сегментов (выражаюсь, как умею), а у нас простой поворот. Это я не обругать наших хочу, машина замечательная, хотя и с недостатками - это я к тому, что у F-35 двигатель оригинальный, хотя и с использованием нашего опыта. А вот вентилятор для вертикальной тяги - очень толково и жаль, что у нас эта идея не прошла...
      1. Kassandra
        0
        17 февраля 2014 12:07
        все использовано, абсолютно. оригинального - ничего, кроме того что облепили конформными радиолокационными болотами.
        "купили" за 500тыс долл и делают теперь на этом 20 лет миллиарды.
        а все кто был несогласен - по постановлению правительства, расстрелявшего свой собственный, парламент, как то странно умерли...
  15. AntiBrim
    +1
    11 декабря 2012 19:57
    эх,если б не развал СССР , шороху бы навели!
    1. Kassandra
      0
      17 февраля 2014 12:11
      ну, в том числе потому и был развал
      а вся технология досталась врагу, прям как с Ме-262 и V-2, но только без войны.
  16. +2
    11 декабря 2012 20:59
    Кстатиа почему Горбачева рядом с яком не похоронят?
  17. И. Бровкин
    0
    11 декабря 2012 22:51
    эх,если б не развал СССР , шороху бы навели!

    Что правда,то правда!И америкосы с Ф-35Б замучились бы(если конечно начали бы его разработку) без нашей "помощи". Спасибо вам борис николаевич за все это-чтоб ты am в гробу перевернулись!
    Кстатиа почему Горбачева рядом с яком не похоронят?

    Ну знаете ли как-то жестоко "человека" заживо хоронить,а вообще горбачу можно исключение сделать и попробовать.Хотя почему Горбоча- Союз в большей степени развалил боря.
    Его и надо рядом с саратовским Яком "поместить" (хотя возможно Вы самолет имели ввиду) захоронить и памятник его из Екатеринбурга на постамент "процветающего" Саратовского авиационного завода. am
  18. 0
    12 декабря 2012 00:04
    Вы только посмотрите насколько он изящен и гармоничен! Как совершенны и стремительны его линии! Сколько в нём напора и решительности! Насколько скромный, настолько и уверенный! Самолёт-песня!!! Самолёт-совершенство!!!
  19. mr.poops
    0
    12 декабря 2012 00:24
    эээх самое обидное, что и восстанавливать то толку нет, авианосцы все порезаны((( думаю именно это в первую очередь этот красавец и "убило", а вот что технологии на запад продали за копейки вообще предательство!!!
    было бы неплохо использовать наработки для будующего
    1. 0
      12 декабря 2012 00:58
      - Восстанавливать - толк есть всегда, тем более с освоением новых технологий.
      - Огромное преимущество изделия в том, что оно создавалось отнюдь не только для авианосцев. Вчитайтесь в характеристики: вертикальный взлёт, проскальзывание(6 метров), короткий взлёт с разбегом. Оцените габариты самолёта: его можно доставлять практически любым видом транспорта в любые точки СССР (России). И с совершенно неподготовленных площадок вести боевые действия. Кстати автомобильная служба МО разработала и внедрила стартовую площадку на базе гусеничной машины для 141 изделия в условиях Сибирских болот и прочих непроходимостей (против кого думаю догадываетесь?)
      - Уверен, что наработки используют, но похоже опять, как и много лет назад в инициативном порядке. Позиция государства такова, что вы сначала сделайте и докажите, а потом может быть мы вам заплатим. А делать и доказывать надо за свой счёт. Но почему-то семьи кушать хотят сегодня, а не завтра.
    2. Kassandra
      0
      17 февраля 2014 12:21
      чо, Кузнецов тоже?
  20. MG42
    -1
    12 декабря 2012 03:57
    Похоже пролетели канадцы с амеровскими F35 как фанера над Парижем! fellow
  21. -1
    12 декабря 2012 15:18
    Авианосец как раз совсем не обязательно. Як-141 - это совсем другая авиация. Не нужны огромные уязвимые и дорогие аэродромы, базируется на любой площадке. Мобильный: можно разместить где угодно там где нужно, на границе с той же грузией. Стал там не нужен - снялся, перелетел куда-нибудь к Китаю (дозаправку в воздухе еще никто не отменял). 6-и метровые площадки можно в каждой погранзаставе понаделать. Между прочим все необходимое ему аэродромное оборудование Як-141 мог нести на себе в двух контейнерах. Только техников остается подвезти )
    1. Kassandra
      -1
      17 февраля 2014 12:25
      поэтому проще разрушить страну целиком, потому что хокус покус как в июне 1941 или июне 1967 уже не пройдет.
  22. 0
    11 апреля 2017 21:16
    11 марта 1991 года на Як-141 было установлено 12 мировых рекордов по скороподъёмности и грузоподъёмности для реактивных СВВП.