Эволюция «незалежного» флота – откуда и в никуда

22
Эволюция «незалежного» флота – откуда и в никуда


Не поплыли, но пошли


После развода с Крымом и Севастополем украинские ВМС окончательно растеряли заложенный в СССР потенциал. Однако попытки его компенсировать британскими высокими технологиями продолжаются. Суда ведь можно не только построить, но и купить, одолжить, наконец – взять взаймы.



Сейчас много говорится о том, что на Чёрном море развязывается полномасштабная война. Но вот о том, кто будет участниками этой войны, упоминается мало. Понятно, что Турция точно лезть не будет, у Болгарии, Румынии и Грузии мало военных ресурсов.

Очевидно только противостояние Украины и России, поскольку в силу международных договоренностей натовские корабли не могут заходить в Босфор (Богазичи). Потому возникает вопрос: что может противопоставить России украинская сторона конфликта?

ВМС Украины в течение её независимости упорно копали себе могилу. Вероятно, надеялись, что гарантом суверенитета является Россия (что последние события опровергают), возможно – что НАТО. Но туда Украину никогда принимать не стремились, и в ближайшее время это вряд ли случится.


Вероятнее всего, это не случится из-за поистине чудовищной коррупции в украинских силовых ведомствах. Такой финансовой нагрузки даже НАТО не выдержит.

ВМС, которых нет


Ещё в первой половине девяностых украинские ВМС как-то держались на полученном в результате раздела советском наследии, но во второй половине бандитского десятилетия начались уже явные признаки разложения. Только за 1997 год количество боевых кораблей и катеров украинского флота сократилось более чем на 40 %.

Ниже по рангу ещё хуже – плавсредств вспомогательного значения (спасательные и береговая охрана) стало меньше вдвое. В 2015 году, когда Украина уже лишилась Крыма, и шёл вовсю конфликт на Донбассе, это количество сократилось соответственно на 60 и 75 процентов.

В Черноморском регионе по количеству боевых технических единиц во флотах государств хуже дела только у Грузии, которая по территории и населению сравнима с парой областей Украины. При этом даже минобороны Украины признает, что современным стандартам соответствует лишь четверть вооружений и военной техники её ВМС.

По итогам раздела КЧФ СССР Украине, несмотря на её амбиции и паралич ельцинской власти, досталось всё же самое худшее. Из 137 боевых и вспомогательных плавсредств, причитавшихся ей, большая часть находилась в неудовлетворительном техническом состоянии.


Подводная лодка Украине досталась только одна: «Запорожье». Нет смысла описывать ее: кто видел, тот поймёт. Помимо этого, Украина получила уникальный, не имевший аналогов на тот момент в мире, закрытый ангар для подводных лодок в Балаклаве, пробитый в скале и имевший два выхода: в открытое море и в Балаклавскую бухту.

Долгое время он простоял бесхозным, и его разворовывали охотники за цветным металлом, потом его сделали Музеем холодной войны, но всё равно местные маргиналы его на свою корысть продолжали эксплуатировать, в открытую собирая со стенок подводной части порталов мидий, продававшихся потом за бесценок курортникам.

И не чёртова дюжина в придачу


Принятый после первого Майдана 2004 года украинский «Бюллетень стратегической обороны» предполагал к 2015 году ввести в строй 12 новых плавсредств боевого и вспомогательного назначения и модернизовать еще пять. Но и эта задача не была выполнена.

До 2014 года, когда Украина лишилась Крыма и допустила конфликт на Донбассе, реально были спущены со стапелей только корветы «Луцк» и «Тернополь», проектирование и даже строительство которых началось еще при СССР. Корвет «Тернополь» строили аж 14 лет.

А ту самую подлодку «Запорожье» изначально использовали только для учебной подготовки. В разные времена Украина и страны НАТО рассматривали планы покупки Украиной американских боевых плавсредств. Но дело закончилось только совместной постройкой 5 кораблей: «Славутич», «Приднепровье», «Тернополь», «Кировоград», «Кременец»,

Также на зарубежные средства был осуществлен частичный ремонт «Запорожья». Примечательно, что это было сделано при «своём в доску» президенте Януковиче, которого некоторые российские СМИ до сих пор пытаются выставлять чуть ли не ярым антизападником. Есть, правда, и другая сторона медали: экипаж «Запорожья» обучался на российских базах.


Но в 2015 году вектор стал однополярным: президент Порошенко в Одессе заявил, что украинский флот должен соответствовать стандартам НАТО. В 2018 году США передали Украине патрульные катера, передача их осуществлялась и позже. Пока не ясно, будут ли переданы Британией патрульные катера ее производства. 23 июня 2022 года США согласились предоставить в общей сложности 18 патрульных катеров, но только менее половины из них – морские.

Только волны и «лёгкая» музыка


Очевидно, что «тяжёлых» плавсредств у ВМС Украины явно не хватает, точнее – просто нет. Потому упор делается на «лёгкие», если их так можно назвать. Это подводные дроны. Современные высокие технологии дают широкие возможности для морских боёв с минимальными как финансовыми, так и человеческими затратами.

В частности, на Украине недавно была создана группа компаний Brave1. Основная их разработка – морской беспилотник «Толока ТЛК-150». Вероятнее всего, это копия аналогичных британских устройств, которые Соединенное Королевство поставило Украине в качестве образцов.

Копия отличается малым размером стабилизаторов и большим килем. Длина дрона примерно 2,5 метра. Однако сами разработчики признают, что его можно использовать скорее как оснащенное перископом разведывательное устройство, но не как средство летального поражения.

Новый корпус значительно большего диаметра, чем британские аналоги, по мнению разработчиков, предполагает большую дальность передвижения и полезную нагрузку в случае перевозки взрывчатки, но они лукавят: это подразумевает большее сопротивление воды (если, конечно, дрон будет передвигаться над ее поверхностью, а не под водой).

Соответственно, это предполагает и большую затрату энергоресурсов при несомненно большем транспортируемом грузе. Сделать из дрона «судно на подводных крыльях», конечно, можно, да только беспилотник будет фиксироваться неприятельскими средствами обнаружения.

Будут ли боевые действия на Чёрном море войной технологий? Вероятно, что да, потому что это более выгодно обеим сторонам конфликта, чем пускать на гибель обитаемые боевые плавсредства, зачастую вместе с экипажами.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    18 июня 2023 05:28
    Понятно ,что ВМС Украины деградирует ,про это на ВО писали не раз.А привести статистику реальных боевых потерь противоборствующих сторон можно?Вика не врёт.
  2. +2
    18 июня 2023 05:53
    Когда говорят о Черном море,почему то забывают говорить про береговую линию.Еще в Царской России были по берегу Черного моря казачьи заставы.Их в свое время заменили советские. Многие из которых были использованы старые заставы.и были нужны для того,чтобы пресекать контрабанду. А также для того,чтобы на территории каждой заставы люди,населяющие эту землю,не были противниками режима.Контроль за прохождением судов осуществляли мощные локаторы.Взять береговую линию Абхазии.Там раньше находились не только заставы, но и пограничный флот.В подмогу им действовала военная авиация.Сейчас там тихо.Но эта тишина очень обманчива.
  3. +2
    18 июня 2023 06:07
    Зачем украине корабли? У нее вместо них есть адмиралы. Если объединить их вместе, то что нибудь одно обязательно утонет.
  4. +3
    18 июня 2023 06:34
    Один из подзаголовков статьи
    ВМС, которых нет
    сам говорит за себя и отвечает на поставленные в статье вопросы. Сегодня все, что имеется это катера и английские дроны с украинским наименованием. А если в будущем Украина все же наконец будет отрезана от моря, то вопрос ВМС Украины будет снят автоматически.
  5. +1
    18 июня 2023 07:09
    Авторы замахнулись на глубокую и очень скользкую тему, если её рассматривать в проекции и ЧФ РФ. Информация к размышлению. На Украине было всего одно военно-морское училище именно в Севастополе. Кажется даже в статусе академии. А где теперь его выпускники?...
    1. +1
      18 июня 2023 12:59
      Две высшие мореходки в Одессе (бывшее Одесское высшее инженерное морское училище им. Ленинского комсомола) и Киеве (бывшая средняя мореходка речного флота).
      Обе имеют военные кафедры.
  6. +2
    18 июня 2023 08:33
    «войной технологий» - технологиями не воюют, посредством технологий изготавливают технику, которая и воюет.
  7. +4
    18 июня 2023 10:39
    Ангар для подводных лодок. Приднепровье м т.д.
    Феерия непонятно чего и для чего написанного
  8. 0
    18 июня 2023 12:42
    Цитата: Михаил Викентьев, Роман Мамчиц
    Эволюция «незалежного» флота – откуда и в никуда

    recourse
    Тема не раскрыта...
    По итогам киевской встречи Бориса Ельцина и Леонида Кучмы (28 мая 1997 года) Черноморский флот поделили неравномерно: 81,7 % досталось РФ и 18,3 % – Украине. Тогда же главы государств подписали соглашение о разделе Черноморского флота между странами, которое Россия денонсировала в апреле 2014 года.
    бОльшее из доставшегося было непригодным для целевого использования.
    Эволюция выглядит так ( по 2018)

    Цитата: Михаил Викентьев, Роман Мамчиц
    поскольку в силу международных договоренностей натовские корабли не могут заходить в Босфор (Богазичи).

    belay
    В четверг, 28 марта 2019, в Черное море вошли эсминец ВМС Нидерландов «Эвертсен», канадский фрегат «Торонто» и испанский фрегат «Санта Мария».

    2022

    https://youtu.be/APzeIqrURw0
    В 2021 году корабли НАТО посещают Грузию во второй раз: Второе постоянное подразделение по противоминной деятельности НАТО (SNMCMG2) / испанские (флагманские), итальянские, болгарские, румынские и турецкие военно-морские корабли/ вошлов территориальные воды грузии.

    я так понимаю прошли они туда панамским каналом?
    1. +5
      18 июня 2023 13:01
      Нет, они пришли туда ДО НАЧАЛА СВО.
      А после начала СВО вход военным кораблям в Черное море ЗАКРЫТ.
      1. -2
        18 июня 2023 22:40
        Цитата: Seamaster
        Нет, они пришли туда ДО НАЧАЛА СВО.

        я знаю, но авторы черным по русски написали
        поскольку в силу международных договоренностей натовские корабли не могут заходить в Босфор (Богазичи).

        Цитата: Seamaster
        ЗАКРЫТ.

        все яйца в одну корзину. Закрыда и откроет Турция страна НАТО.
        Да и Су-24 все помнят
  9. 0
    18 июня 2023 16:10
    Подводная лодка Украине досталась только одна: «Запорожье». Нет смысла описывать ее: кто видел, тот поймёт.

    Долгое время он простоял бесхозным, и его разворовывали охотники за цветным металлом, потом его сделали Музеем холодной войны

    Я правильно понимаю, у Украины была одна кривая подлодка и шикарная база подводных лодок, которую по неизвестной причине не использовали и превратили в музей? Может сейчас ее как то используют по другому, нет?
    1. 0
      18 июня 2023 22:33
      Цитата: Самолет_Юнкерс
      Я правильно понимаю, у Украины была одна кривая подлодка и шикарная база подводных лодок,

      неправильно понимаете, база строилась под размерность старого проекта, для современных лодок не подходит..
      1. -2
        18 июня 2023 23:50
        Цитата: советник 2 уровня
        База строилась под размерность старого проекта, для современных лодок не подходит..

        Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок
        Длина 602 метра, ширина 12-22, глубина канала достигает 8 м
        613:
        ВИН: 1055 т
        Длина наибольшая (по КВЛ) 76,06 м
        Ширина корпуса наиб. 6,64 м
        Средняя осадка (по КВЛ) 4,55 м
        633:
        ВИН 1328
        Длина наибольшая (по КВЛ) 76,7 м
        Ширина корпуса наиб. 6,7 м
        Средняя осадка (по КВЛ) 5 м
        у ЧФР сейчас Палтус и 636.3.
        Других не предвидится. В принципе прекрасно подходит.
        Однако там уже только музей..и купальни. в 2018 даже канализации не было.
  10. -2
    19 июня 2023 06:34
    Для того чтобы купировать угрозу со стороны укронацистких морских беспилотников необходимо закрыть морские порты Украины морской блокадой, уничтожать прилегающую инфраструктуру с воздуха и с моря и наконец освободить их от нацистов.
    1. 0
      19 июня 2023 10:42
      спасибо за лозунги, Кэп.. а способы это реализовать в настоящем - не предложите?
  11. -1
    19 июня 2023 13:40
    Цитата: советник 2 уровня
    спасибо за лозунги, Кэп.. а способы это реализовать в настоящем - не предложите?

    Морская блокада портов Украины на Чёрном море их ведь даже н с Николаева или Одессы запускуют. Ну и вбамбливать в каменный век.
    1. 0
      19 июня 2023 13:53
      Цитата: Иезекиль 25-17
      Морская блокада портов Украины на Чёрном море их ведь даже н с Николаева или Одессы запускуют. Ну и вбамбливать в каменный век.

      ну на словах все просто.. но при наличии у них БРК, авиации и тех же БПЛА - может обернуться серьезными потерями, без гарантии результата.. даже скорее всего обернется.. гарантия-только сухопутная операция, а это на сегодня вряд ли.. в итоге флот может пострадать намного больше, чем сейчас..
  12. 0
    19 июня 2023 19:31
    А зачем им флот? Хрюшка не вобоплавающее животное.
  13. 0
    21 июня 2023 03:08
    Хотелось бы прояснить позицию авторов.
    ВМС Украины в течение её независимости упорно копали себе могилу. Вероятно, надеялись, что гарантом суверенитета является Россия (что последние события опровергают)


    Опровергают ЧТО?
    Авторы считают, что Россия не была надёжным гарантом суверенитета Украины до того момента, как на Украине начали строить нацистское государство нацеленное на противостояние России и нанесение ей ущерба всеми способами, вплоть до войны.
    Или авторы считают, что украинцы изначально на гарантии России не рассчитывали?

    Можно более понятно выражать свои мысли?

    Вероятнее всего, это не случится из-за поистине чудовищной коррупции в украинских силовых ведомствах. Такой финансовой нагрузки даже НАТО не выдержит.


    НАТО какое дело до украинской коррупции? НАТО денег не распределяет и своего военно бюджета у него нет. НАТО -- это бюрократическая структура. Все военные расходы несут суверенно страны НАТО. В рамках своих собственных военных бюджетов. И НАТО просто плевать сколько денег украдёт укрочиновник на оборонном бюджете.


    По итогам раздела КЧФ СССР Украине, несмотря на её амбиции и паралич ельцинской власти, досталось всё же самое худшее. Из 137 боевых и вспомогательных плавсредств, причитавшихся ей, большая часть находилась в неудовлетворительном техническом состоянии.


    Вот прямо специально отбирали что похуже что ли? Я напоминаю, параллельно с разделом военного флота шёл раздел гражданского. И там украинцы забрали себе почти ВЕСЬ советский гражданский флот. Вполне естественно, что имея огромный тоннаж сулящий доходы, украинцы сквозь пальцы отнеслись к разделу тоннажа, приносящего расходы. И состояние кораблей и нашего ЧМФ тоже было даааалеко не блестящим. Тем более что украинцы получили право ЗАПРЕЩАТЬ нам модернизацию и ремонт боевых кораблей, чем немедленно воспользовались, в результате чего ВЕСЬ, а не только украинский ЧФ к концу 90-х пришёл в плачевное состояние.

    Думаю, не будет клеветой признать, что раздел ЧМФ со стороны Украины был осуществлён исключительно ради престижа и с целью нанесения ущерба России. Самой по себе Украине боевой морской потенциал был совершенно не нужен. Это подтверждается ещё и тем, что за 30 лет "незалежности" украинцы уничтожили полностью своё кораблестроение и судоремонт.

    Примечательно, что это было сделано при «своём в доску» президенте Януковиче, которого некоторые российские СМИ до сих пор пытаются выставлять чуть ли не ярым антизападником.


    Не могли бы авторы привести прямую ссылку или хотя бы цитату из тех мифических "некоторых российских СМИ"? Я в "украинской теме" с начала 2000-х ещё с "дооранжевых" времён. И я никогда не слышал от российских официальных или хотя бы что-нибудь значащих лиц, что-нибудь напоминающее "Янукович наш". А вот украинские СМИ эту тему очень активно раздували. Более того, они её и придумали. Именно укросми в преддверии "оранжевого переворота" запустили "утку", что Янукович ставленник чуть не лично Путина. На Украине уже тогда антироссийская тема была на подъёме и эта тема уже работала там как компромат.

    Но в 2015 году вектор стал однополярным: президент Порошенко в Одессе заявил, что украинский флот должен соответствовать стандартам НАТО.


    Натовский "вектор" был официально закреплён в украинских законах ещё при Ющенко. Порошенко уже только констатировал факт, оформленный до него в форме закона.

    Будут ли боевые действия на Чёрном море войной технологий? Вероятно, что да, потому что это более выгодно обеим сторонам конфликта, чем пускать на гибель обитаемые боевые плавсредства, зачастую вместе с экипажами.


    Потрясающий вывод. Авторы не видят, как сейчас идёт "война технологий" на суше? Там почему-то укровоинство не стесняется "пускать на гибель обитаемые боевые средства". Полагаю, то же самое будет и на море.
    ЕСЛИ.
    Если у украинских "командувачей" появятся корабли. Сейчас им просто нечего направлять в бой. Поэтому, полагаю, война на море будет иметь тотальный характер. В ход с украинской стороны, со временем, несомненно пойдёт всё. И беспилотники и "пилотники", и полагаю даже гражданские суда, особенно после того как Россия прекратит участи в "зерновой сделке". Надеяться на то, что с той стороны не додумаются минировать и пускать брандерами сухогрузы или малые танкеры -- не стОит. И готовиться нужно не к войне технологий. А к любой подлости.
  14. 0
    19 июля 2023 11:00
    404-ые будут наращивать дроны. Подводные, надводные, любые. Для близких атак переданные сгодятся. Англичане поставят готовые. И тогда наступит 3 группы риска:
    1. Наши корабли, любые, в акватории Чёрного моря.
    2. Крымский мост
    3. Базы и порты, прежде всего в Крыму.
    Противопоставить этому можно только одно: полный разгром вмс всу с лишением их выхода к Чёрному морю. Но это поистине сверхзадача.
  15. Eug
    0
    7 октября 2023 12:58
    Зачем России Черноморский флот? Чтобы перебазировать его в Новороссийск.....