Не оправдавшие надежд. Эскортные корабли кригсмарине

34
Не оправдавшие надежд. Эскортные корабли кригсмарине

Перевод статьи «Knapp daneben. Flottenbegleiter der Krigsmarine», опубликованной в немецком журнале «Schiff Classic» № 1, 2023.
Автор: Hans Karr (фрегаттен-капитан запаса)
Перевод: Slug_BDMP


Серия эскортных кораблей F1–F10 являлась новинкой германского флота. Но на практике они оказались неудачными и не оправдали надежд, возлагавшихся на них руководством флота при их проектировании и постройке. В чем же была ошибка?



1 апреля 1933 года в строй вошел броненосец «Дойчланд» – первый крупный боевой корабль рейхсмарине (позже – кригсмарине). Он отличался инновационным оборудованием и артиллерийским вооружением. Еще два корабля этого класса находились в процессе постройки. В будущем планировалась постройка и дополнительных кораблей.

Для обеспечения безопасности этих броненосцев Техническим управлением флота в 1932–1934 гг. была разработана концепция нового корабля, получившего обозначение Flottenbegleiter – эскортный корабль. Они должны были обеспечить противолодочную и противовоздушную оборону крупных кораблей, а также прокладывать им дорогу в минных полях, наличие которых было вполне возможно в Балтийском и Северном морях. Для решения этих задач предполагался 600-тонный корабль. К тому же параметры и количество кораблей этого водоизмещения не попадали под ограничения международных договоров. Хотя в дальнейшем водоизмещение кораблей превысило запланированные 600 тонн, но на бумаге оно оставалось прежним.

Заказы на постройку десяти эскортных кораблей, не получивших собственных имен, лишь буквенно-цифровые обозначения, были выданы судостроительным заводам Germanenwerft в Киле (F1– F6), гамбургскому Blom+Voss (F7, F8) и Marinewerft в Вильгельмсхафене (F9, F10). Все корабли вступили в строй кригсмарине в период с декабря 1935 по март 1938. Из них в Киле были сформированы две флотилии эскортных кораблей. В состав 1-й вошли F1, F2, F5, F6, F9 и F10. В состав 2-й – F3, F4, F7 и F8.


Эскортные корабли F2, F4 и F5 у пирса

Устройство



Общая схема эскортных кораблей

Корпус корабля – клепаный, с продольно-поперечной схемой набора, делился на 13 отсеков 12 водонепроницаемыми переборками. Днище было выполнено двойным на 86 с лишним процентах длины. Надстройки частично изготавливались из алюминиевого сплава. При длине в 75,94 м, ширине 8,8 м и осадке в 3,24 м стандартное водоизмещение составило 712, а полное – 1 028 тонн.

Изначально на эскортниках данного проекта не предусматривались бортовые кили. Вместо них имелась активная система успокоения качки, и это создало большие проблемы. При неправильном использовании эффект получался обратным: крен увеличивался до критической величины, при которой возникала опасность опрокидывания. Поэтому с 1938 года пользоваться этим оборудованием запрещалось. Впоследствии оно было демонтировано, и корабли получили бортовые кили.

Следующей проблемой оказался слишком высоко расположенный центр тяжести. Для исправления этого недостатка пришлось укоротить вторую мачту и вторую дымовую трубу, а также демонтировать кормовой прожекторный пост. Несмотря на принятые меры, корабли, по оценкам моряков, оставались очень валкими, а поведение их на волне непредсказуемым.

Но и на этом недостатки не заканчивались. Корпус и набор корабля оказались недостаточно прочными и имели склонность к образованию трещин.


Даже при небольшом волнении корабли сильно зарывались носом в воду

Всё это делало корабли лишь ограниченно годными к боевому применению в Северном море.

Численность экипажа разнилась от корабля к кораблю и составляла от 113 до 145 человек.
Изначальной задачей эскортных кораблей было сопровождение броненосцев. Для этого проект предусматривал скорость до 28 узлов. Здесь напрашивалось применение дизельных двигателей, но дизели того времени были слишком тяжелы и громоздки и не вписывались в заданные параметры корабля.

Решением казалось применение котлов повышенного давления с высокими рабочими параметрами пара.

Таким образом, эскортные корабли стали первыми в кригсмарине, оснащенными этими новыми и еще сырыми, недостаточно опробованными силовыми установками.

Корабли имели по две котельные установки. На F1–F6 применялись котлы Ле-Монта (температура пара 450 °С, давление – 80 атм.), а на F7–F10 – котлы Велокса- Бенсона (480 °С, 80 атм.). Пар из них подавался на два турбозубчатых агрегата Браун-Бовери, каждый из которых приводил в движение один из двух валов гребных винтов. Мощность силовой установки составляла 16 993 л. с, что обеспечивало эскортнику скорость до 27,9 узла. Дальность плавания экономическим ходом в 16 узлов составляла 1 250 миль – не так уж и много для возлагавшихся на эти корабли задач.

В ходе эксплуатации силовая установка показала себя ненадежной. Поломки случались постоянно, особенно это касалось котлов. Снижение рабочего давления проблему не решило. Корабли этой серии получили у моряков прозвище «вокзальная флотилия», так как они много времени проводили в ремонте, на Германской верфи, находившейся напротив Кильского железнодорожного вокзала.

Вооружение


О вооружении эскортных кораблей в одном из внутренних документов управления кригсмарине говорится следующее: «...вооружение – это лучшее, что имеется в этих кораблях и, при их размерах, впечатляет...». Артиллерия главного калибра была представлена двумя 105-мм орудиями SK L/45C32, расположенными на баке и на кормовой надстройке. Зенитная артиллерия состояла из четырех 37-мм орудий SK L/83 в двуствольных установках (на площадке перед второй трубой) и двух 20-мм одноствольных автоматов FlaMG L/65 на крыльях мостика. Ещё два 20-мм зенитных автомата пали жертвой борьбы за снижение центра тяжести. Также пришлось отказаться от установки двух запланированных торпедных аппаратов – они не вписывались в заданные размеры и водоизмещение кораблей в 600 тонн.


37-мм зенитная установка

Большое внимание уделялось минному вооружению. В зависимости от типа мин количество их планировалось от 50 до 62. Но, как отмечалось в одном из служебных документов, из-за проблем с остойчивостью полная загрузка минами никогда не осуществлялась.

Минно-тральное вооружение отвечало требованиям времени. Для использования параванов на корме имелись две шлюп-балки.

Кроме того, эскортные корабли имели два бомбомета и две направляющие для глубинных бомб. Максимальное количество бомб составляло 36 штук.

В течение службы, особенно в условиях войны, состав вооружения менялся и поэтому различался от корабля к кораблю.


Бомбомет, аналогичный тем, что имелись на эскортных кораблях

К прочему оснащению можно отнести два мотобота. Для их подъема и спуска имелись две шеститонные тали. Также имелся гребной ялик.

Почти сразу после вступления эскортных кораблей в строй стало ясно, что выполнять задачи по предназначению – сопровождение крупных боевых кораблей – они не способны. Единственная задача, которую они могли хоть как-то решать – это служить в качестве тральщиков.

Вследствие этих причин 2-я флотилия эскортных кораблей была расформирована уже 29 октября 1938 года, и все боевые единицы были сведены в одну флотилию, базирующуюся в Куксхафене. А 1 апреля 1940 года была расформирована и она.

Новые задачи


Корабли, изначально проектировавшиеся как эскортные, применялись для других целей. Почти все они, за исключением F5 и F9, в течение 1938–1940 гг. были выведены из боевого состава флота и перестроены. Руководство оценивало их как непригодные для боевого применения, и поэтому в боевых действиях они не участвовали, за исключением F6, который отметился в оккупации Дании – в операции «Учения на Везере».

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что этот класс эскортных кораблей был провальным.

Для сопровождения крупных надводных боевых единиц они не годились по ряду причин: низкая скорость, недостаточная дальность плавания, низкая мореходность, ненадежная силовая установка. Как артиллерийская платформа они были слишком нестабильны и поэтому не могли полноценно выполнять задачи ПВО. Не имея гидролокатора, эти корабли не могли эффективно вести противолодочную борьбу. Лишь в качестве тральщиков они были более или менее пригодны.

Всё это стало ясно ещё до начала войны. Чтобы хоть как-то использовать уже построенные корпуса, часть из этих кораблей была наскоро переоборудована в тендеры. Другие же помогали обучению экипажей подлодок в качестве торпедоловов. Некоторым пришлось поучаствовать в сопровождении конвоев на Балтике в завершающей фазе войны.


F1 после переоборудования в тендер «Jagd»

История службы


– F1


Заложен 2.08.1934; спущен на воду 1.03.1935; введен с строй 15.12.1935; в 1939–1940 перестроен в тендер на верфи кригсмарине в Вильгельмсхафене. При этом корпус был удлинен в носу и корме. 23.05.1941 вновь введён в строй в качестве торпедолова в 25-й флотилии подлодок. 19.04.1942 получил название «Jagd» и передан в распоряжение Командования миноносных сил (Fuerer der Zerstoerer). На момент окончания войны находился в Копенгагене. Стал трофеем США. Использовался германской службой разминирования. В 1947 году передан Франции и отправлен на слом.

– F2


Заложен 7.08.1934; спущен на воду 2.04.1935; введен с строй 27.02.1936; в 1939–1940 перестроен в тендер на «Германской верфи» в Гамбурге. 6.05.1940 вновь принят в состав флота и служил в 23-й и 25-й флотилиях подлодок. С июня 1944 служил в качестве конвойного корабля в 5-й дивизии конвойных кораблей. Передан в качестве трофея Великобритании. 30.01.1946 перевернулся и затонул во время шторма на рейде Скапа- Флоу.

– F3


Заложен 22.08.1934; спущен на воду 1.06.1935; введен с строй 7.03.1936; в 1938–1940 перестроен в тендер на верфи «Шихау» в Кёнигсберге. При этом корпус был удлинен в носу и корме. 1.04.1940 вновь принят в состав флота под названием «Hai» («Акула») и направлен в распоряжение Командования минно-тральных сил (восток). Выполнял конвойные задачи в Балтийском море. 3.05.1945 потоплен британской авиацией в Кильской бухте. В 1948 году поднят и отправлен на слом.

– F4


Заложен 22.08.1934; спущен на воду 2.07.1935; введен с строй 5.04.1936; в 1939–1940 перестроен в торпедолов на «Одерской верфи» в Штеттине. Применялся для обучения экипажей подлодок. С 1944 года выполнял конвойные и патрульные задачи на Балтике. После войны передан Великобритании и в 1949 году отправлен на слом.

– F5


Заложен 6.09.1934; спущен на воду 14.08.1935; введен с строй 1.05.1936. С 1.08.1940 служил в качестве опытового корабля при Командовании минных и противолодочных заграждений. 29.01.1945 подорвался на мине у острова Грейфсвальдер-ойе (в Поморской бухте). При попытке буксировки столкнулся с остовом затонувшего корабля, опрокинулся и затонул.

– F6


Заложен 6.09.1934; спущен на воду 1.10.1935; введен с строй 25.06.1936; в 1938–1939 перестроен в тендер на верфи «Шихау» в Кёнигсберге. При этом корпус был удлинен в носу и корме. 20.09.1940 под названием «Королева Луиза» вновь включен в состав флота. Участвовал в оккупации Дании. Выполнял патрульные задачи на западном направлении. 5.10.1943, ввиду плохого технического состояния и нецелесообразности ремонта, выведен из состава флота и переведен в Вильгельмсхафен. 30.03.1945 потоплен британской авиацией. В 1955 году поднят и сдан на слом.

– F7


Заложен 10.01.1935; спущен на воду 25.05.1936; введен с строй 15.02.1937; в 1940 перестроен в торпедолов. Применялся для обучения экипажей подлодок до 1944 года. Затем выполнял конвойные и патрульные задачи на Балтике. После войны передан СССР. Под названием «Буран» служил в составе Балтийского флота. В 1951 году переименован в «Дубна». В 1956 году выведен из состава флота. В 1957 сдан на слом.

– F8


Заложен 29.01.1935; спущен на воду 27.07.1936; введен с строй 8.04.1937; в 1940 перестроен в торпедолов. Применялся для обучения экипажей подлодок до конца войны. После неё передан Великобритании. В 1950 продан на слом в Нидерланды.

– F9


Заложен 12.11.1934; спущен на воду 11.05.1936; введен с строй 21.08.1937. 14.12.1939 потоплен британской подлодкой «Урсула» в Германской бухте в районе Гельголанда.

– F10


Заложен 12.11.1934; спущен на воду 11.05.1936; введен с строй 12.03.1938; в 1940 перестроен в торпедолов на «Одерской верфи» в Штеттине. Применялся для обучения экипажей подлодок до 1944 года. Затем выполнял конвойные и патрульные задачи на Балтике. С января 1945 признан небоеспособным и поставлен на прикол в Вильгельмсхафене. После войны передан Великобритании и продан на слом в Нидерланды.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    28 июня 2023 04:14
    броненосец «Дойчланд»

    Наверное, правильнее было бы его величать тяжелым крейсером...
    1. +2
      28 июня 2023 06:01
      А еще его именовали "карманный линкор".
      1. +2
        28 июня 2023 17:26
        Ну, это бритты придумали, в рекламных целях, сами немцы его называли - панцершиффе, т. е. броненосец.
    2. +8
      28 июня 2023 07:34
      Ну как? При вводе в строй он таки числился тем, что на русский правильно будет переводить как "броненосец"
    3. +6
      28 июня 2023 08:29
      Официально корабли этой серии назывались Panzerschiff (броненосец)
    4. +2
      28 июня 2023 10:14
      Цитата: Luminman
      Наверное, правильнее было бы его величать тяжелым крейсером...

      Не-а, в класс КРТ панцершиффе по калибру не пролезает. Если брать Вашингтонскую и Лондонскую классификации, то "Юбер аллес" - это линкор. smile
      1. 0
        28 июня 2023 18:57
        Цитата: Alexey RA
        Не-а, в класс КРТ панцершиффе по калибру не пролезает. Если брать Вашингтонскую и Лондонскую классификации, то "Юбер аллес" - это линкор.

        C чем немцы вполне согласились, подписав договоры по ограничению морских вооружений 35-го и 37-го годов... :)
    5. +4
      28 июня 2023 14:21
      Всего было построено три единицы: «Дойчланд» (Deutschland), «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee). В довоенном германском флоте числились броненосцами (Panzerschiffe). С 25 января 1940 года переклассифицированы в тяжёлые крейсера. В военно-морской литературе широко распространён термин «Карманный линкор» (Pocket battleship) — ироническая классификация кораблей, придуманная британской прессой 1930-х годов.


      15.11.1939 "Deutschland" по указанию Гитлера переименовали в "Lützow".

      Фюрер опасался, что в случае неблагоприятного развития событий заголовок в газетах и журналах типа "Германия" (т. е. Deutschland) выведена из строя" или, хуже того, "Германия" пущена ко дну" произведут тяжелые впечатления на немцев.

      Не законченный постройкой тяжелый крейсер "Лютцов" был продан СССР и носил названия "Петропавловск", "Таллин" и "Днепр".

      Плавказарма "Днепр" (бывший крейсер "Петропавловск/Таллин") в середине 50-х годов.
      1. +1
        28 июня 2023 19:00
        Цитата: Морской Кот
        15.11.1939 "Deutschland" по указанию Гитлера переименовали в "Lützow".

        ... и переклассифицировали в тяжёлый крейсер...
  2. Eug
    +4
    28 июня 2023 05:58
    История учит тому, что ничему не учит.... очень похоже, что корабли проекта 22160 повторят судьбу немецких эскортников - естественно, с вариантами, но суть та же - куда приткнуть...
    1. +2
      28 июня 2023 07:28
      Цитата: Eug
      История учит тому, что ничему не учит....

      Не помню точно цитату и автора, но как-то так: История не учительница, а надзирательница, ничему не учит, но больно наказывает тех, кто не выучил свои уроки.
      1. +6
        28 июня 2023 08:15
        Цитата: Наган
        История не учительница, а надзирательница, ничему не учит, но больно наказывает тех, кто не выучил свои уроки.

        Ага. А поскольку единственный урок истории заключается в том, что люди не помнят ее уроков...
  3. +4
    28 июня 2023 07:49
    Несмотря на неудачный проект, статье + drinks
  4. +1
    28 июня 2023 08:43
    У важаемый Автор!
    Не печатались ли в этом журнале статьи о судостроительной программе "Ганза"?
    Программа по постройке грузовых судов для восполнения потерь торгового флота Третьего Рейха.
    Этакие "Либерти для Фюрера".
    1. +3
      28 июня 2023 10:10
      Не печатались ли в этом журнале статьи о судостроительной программе "Ганза"

      В этом журнале не печатались.
      По "Hansa Bauprogramm" есть книга

      Hans Jürgen Witthöft: Das Hansa-Bauprogramm. Wehrwissenschaftliche Berichte Band 6. J. F. Lehmanns, München 1968.
      1. +2
        28 июня 2023 12:59
        Старая книжица.
        Новых ислледований по этому проекту не проводили.
        Но он и не сильно помог восполнить потери в грузовых судах.
        Планов было "громадьё", а практика доказала их нереальность.
        Датчане и голландцы суда "закладывали", но доводить их до финала не спешили.
        Только германские судостроители пытались воплотить этот план в реальность, но и им это не удалось!
        К счастью...
        1. +4
          28 июня 2023 15:34
          Цитата: hohol95
          Только германские судостроители пытались воплотить этот план в реальность, но и им это не удалось!
          К счастью...

          А толку-то? До моря эти суда в товарных количествах добрались бы к середине 1943 года. Чему очень обрадовалось бы Береговое Командование, для которого увеличение числа целей было бы лучшим аргументом в борьбе за новые самолёты.
          Так что суда Hansa-Bauprogramm столкнулись бы с укомплектованными ударными авиакрыльями. Плюс к тому, с середины 1943 г. началось вооружение ударников НАРами. smile
    2. 0
      29 июня 2023 20:27
      Не знаю. Я этот журнал не регулярно читаю. А в открытых источниках только ссылка на педивикию
  5. +4
    28 июня 2023 10:12
    Для обеспечения безопасности этих броненосцев Техническим управлением флота в 1932–1934 гг. была разработана концепция нового корабля, получившего обозначение Flottenbegleiter – эскортный корабль. Они должны были обеспечить противолодочную и противовоздушную оборону крупных кораблей, а также прокладывать им дорогу в минных полях, наличие которых было вполне возможно в Балтийском и Северном морях.

    Самое интересное, что с другой стороны Балтики тоже проектировали эскортные корабли для "больших горшков" с теми же самыми задачами - ПВО, ПЛО, противоминная оборона.
    Получились корабли "дивизиона плохой погоды" - СКР типа "Ураган". Только наши ещё и торпедный аппарат на корабль умудрились запихать. А вот с ПВО засада вышла - 37-мм автомат ("в девичестве" - пом-пом) после передачи его производства с "Большевика" на небезызвестный Завод №8 и переименования в 11-К в серию так и не встал.
  6. 0
    28 июня 2023 10:54
    Хммм... То, что немцы фапали на прямоточные котлы Бенсона - это известный факт, но ведь Велокс - это чисто французская торговая марка и патентованная разновидность Бенсона?!!

    М.б. правильнее написать - котлы Бенсона (с нелицензионной доработкой по типу "Велокс")?
    1. +2
      28 июня 2023 13:31
      но ведь Велокс - это чисто французская торговая марка и патентованная разновидность Бенсона?!!

      Караул! Невежество прямо заливает сайт мутным потоком.
      Velox - это конструкция котлов, которве были разработаны в начале 1930-х годов швейцарской компанией Brown Boveri Company (BBC).
  7. 0
    28 июня 2023 17:27
    Одно только непонятно, за каким хреном немцам понадобилось, миноносец называть эскортным кораблем?)))
    1. +1
      28 июня 2023 18:23
      Какой же это миноносец? У него же нет главного атрибута миноносца- торпедного вооружения.
      1. +1
        29 июня 2023 16:13
        Цитата: Slug_BDMP
        Какой же это миноносец? У него же нет главного атрибута миноносца- торпедного вооружения.

        * задумчиво смотрит на эскортные миноносцы (DE) типа "Эвартс". wink
      2. 0
        2 декабря 2023 17:18
        Наличие или отсутствие ТА не основной признак дестроера))) есть и другие.
  8. 0
    28 июня 2023 19:09
    Какие претензии к самим то кораблям-то что их не стали дальше строить-это про качество кораблей не говорит-решили немцы обойтись всякими мобилизованными судами-да и не больно им нужны были-экскортные корабли
    1. 0
      28 июня 2023 19:52
      Цитата: костя1
      Какие претензии к самим то кораблям-то что их не стали дальше строить

      Отвратительная мореходность и слабый корпус, что могло быть "вылечено" только разработкой нового проекта.
      1. +1
        29 июня 2023 09:07
        Да, тут немцы фигню какую-то придумали. На бумаге должен быть океанский эскорт, типа хантов, а построили чистый корабль прибрежной зоны.

        Не говоря о том, что нормальный океанский эскорт линкоров, а не купцов, должен быть размером не с Хант, а с КРЛ Дидо.
  9. -1
    28 июня 2023 21:58
    Надо было дойчам не жадничать, а купить
    у сталина проект царского новика и все бы у них получилось
    1. +1
      28 июня 2023 22:07
      Цитата: Beaver
      Надо было дойчам не жадничать, а купить
      у сталина проект царского новика и все бы у них получилось

      С учётом того, какую помощь при строительстве "новиков" немцы оказывали России, что-то у кого-то покупать было совсем необязательно...
      1. -1
        29 июня 2023 09:34
        Эта самоуверенность их и сгубила. Новик это был готовый проект такого же корыта. Пусть устаревший, зато без детских болезней
    2. 0
      29 июня 2023 11:01
      Цитата: Beaver
      Надо было дойчам не жадничать, а купить
      у сталина проект царского новика и все бы у них получилось

      И влететь с ними под пункты того же Версаля по ограничению корабельного состава.
      Будь всё так просто - не стали бы немцы строить те же панцершиффе. smile
      1. 0
        29 июня 2023 18:26
        Цитата: Alexey RA
        И влететь с ними под пункты того же Версаля по ограничению корабельного состава.

        Всё же F-ки строились под закат "Версаля" и немцы на него уже поплёвывали с колокольни Кёльнского собора....
  10. 0
    29 июня 2023 01:55
    Цитата: Морской Кот
    Всего было построено три единицы: «Дойчланд» (Deutschland), «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee). В довоенном германском флоте числились броненосцами (Panzerschiffe)

    Всем миром обзываются до сих пор "Карманными линкорами" .По " Дойчланд " вроде -бы СБ-2
    в ходе войны в Испании разок попали . Скоробогатов , вроде-бы сам и попал . Рейд " Адмирала
    Шеера" в Индийский океан всем известен. Битва при Ла - Плате здесь уже обсуждалась на
    форуме.