С пушкой на мачте из-под воды

37
С пушкой на мачте из-под воды

Мы здесь поговорим о перспективах. Как развития, так и применения подводных лодок, причем, не абы каких, а неатомных, причем, в узком плане. Поговорим об артиллерии, именно на подводных лодках.

Когда мы говорим о подводной лодке, мы в первую очередь понимаем, что это класс кораблей, основным признаком которого является способность изменять водоизмещение путем заполнения специальных балластных цистерн забортной водой и таким образом погружаться под воду.



До определенного момента подводные лодки основное большинство времени проводили над водой, заряжая электрические аккумуляторы, уходя под воду для боевых действий. Сегодня они иногда всплывают, но это и неудивительно, прогресс все-таки. Особенно когда на рубеже веков дизель-электрические лодки (ДЭПЛ) начали менять неатомные (НАПЛ) с воздухонезависимыми двигательными установками.

Но мы сейчас об артиллерии. И начнем, как это уже принято, с небольшого исторического экскурса.

Первые подводные лодки орудиями не баловали. Им было достаточно торпед, про пушки начали думать много позже, так, что еще в Первую Мировую часть лодок имела артиллерийское вооружение, а часть нет. И это касалось всех стран-участниц, имевших подлодки на вооружении.









Причем, торпеды в те времена были не торт, так что пушками подводники наносили ничуть не меньше урона, особенно по каботажным судам противника.

Вторая мировая война вообще стала пиком создания подводных монстров самого разного назначения.



Французский подводный крейсер «Сюркуф» с двумя 203-мм орудиями, двумя зенитными пушками 37-мм, четырьмя пулемётами калибра 13,2-мм нес еще 8 торпедных аппаратов 550-мм и 4 торпедных аппарата 400-мм. И гидросамолет Besson MB.411 для разведки и корректировки огня 203-мм орудий. Водоизмещение этого монстра было как у эсминца, надводное 2 880 тонн, подводное 4300 тонн.

Японцы переплюнули.



Их подводная лодка I-400 имела водоизмещение 3 530 тонн над водой и 5 300 тонн под водой. Вооружение состояло из одного орудия 140-мм, десяти стволов автоматических пушек 25-мм, 8 торпедных аппаратов 533-мм и чего мелочиться, трех гидросамолетов Aichi M6A Seiran.

А после Второй Мировой как-то все утихло. В моря вышли атомные подводные ракетоносцы, способные уничтожить если не весь мир, то его значительную часть. И как-то артиллерийское оружие ушло не то что на третий план, оно вообще исчезло с подводных лодок. Действительно, ну какие там пушки, если есть крылатые ракеты, ракето-торпеды, баллистические ракеты?

И под поверхностью океана водное пространство твердо заполонили огромные крейсера, которым и всплывать-то было не обязательно.


Казалось бы – все? А вот нет. Как ни странно, но в мире осталось очень много луж, в которых «Огайо» или «Борей» будут чувствовать себя китом, попавшим в океанариум. Все эти Балтийское, Средиземное, Красное, Черное, Желтое, Андаманское, Балийское и прочие моря – ну никак они не для атомоходов. Ибо мелко, узко, островно.

Мы говорим о немцах. Которые с начала эволюции подводных лодок строили очень приличные субмарины и умели их использовать. Лучший пример – дважды взятая за кадык Британская империя, которой так перекрыли кислород в плане поставок продовольствия, что пришлось в январе 1940 года вводить нормирование продуктов и карточки.

Во время Второй Мировой войны немецкие лодки можно было увидеть по всему миру, от Северного Ледовитого до Тихого океанов. Про Атлантику просто молчим, там они творили невероятное. Эволюция германских подводных лодок – это отдельная тема, но касаемо артиллерии у немцев был порядок.


Орудия от 88-мм до 105-мм и самые разнообразные зенитные автоматы, вплоть до классики - Flakvierling 38, счетверенной установки калибром 20-мм.


Конечно, после поражения в той войне Германия надолго забыла про подводный флот, но, как говорится, все пройдет, пройдет и это. И настал тот момент, когда Германия, уже будучи в НАТО, начала возрождать свои Бундесмарине, которые теперь Дойчемарине, а заодно и подводные силы.

Конечно, о том, чтобы что-то такое изображать в Атлантике, речи не шло. Противник лежал восточнее, там, на дальних берегах Балтийской лужицы. А потому основная задача подводных лодок Бундесмарине заключалась в том, чтобы при необходимости топить десантные корабли, идущие на запад.

Сегодняшние немецкие подводные лодки «Тип 212А» уже расписаны вдоль и поперек, и все, что можно добавить – это то, что субмарины идеально созданы для Балтики. Они небольшого водоизмещения (менее 2 тысяч тонн), мелководные и вполне могут работать в любом районе Балтийского моря, даже там, где глубина не превышает 20 метров. Конечно, с риском для себя, но где его нет?


«Фишка» «Тип 212А» - воздухонезависимость. Топливные элементы Siemens PEM (полимерная электролитная мембрана), осуществляют реакцию между водородом и кислородом и вырабатывают электричество для электродвигателя и аккумуляторов. Так что для зарядки аккумуляторов не надо всплывать на поверхность, не надо даже выбрасывать шнорхель. Водород позволяет лодкам непрерывно находится под водой до 21 суток, а автономность до трех месяцев.

Запасы водорода и кислорода хранятся в баллонах. Место для хранения - между прочным корпусом из немагнитной стали и лёгким корпусом, изготавливаемым из армированного стеклопластика. Конечно, большой вопрос, как поведут себя газообразные водород и кислород под глубинными бомбами или в случае попадания противолодочной торпеды, но пока на этот вопрос ответов нет.

Для надводных переходов у лодки есть вполне обычный дизель от известнейшей фирмы MTU 16V 396, мощностью 2,1 МВт. Его можно также использовать и для зарядки аккумуляторов, благо, его мощность соответствует запросам электросистемы корабля.

Вооружение подводных лодок «Тип 212А» состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533-мм, находящихся в носовой части корпуса. В носовом отсеке есть место для хранения 13 торпед. При необходимости на внешней подвеске (да, снаружи легкого корпуса можно установить держатели) лодка может нести и устанавливать 24 морских мины.


Еще частью системы вооружения можно назвать то, что у нас принято обзывать рубкой, хотя это не рубка совсем. Просто ограждение для всей полезной нагрузки, которой поток набегающей воды не несет ничего хорошего. Конкретно в «Тип 212А» там находится шлюзовая камера на четырех человек (диверсанты, боевые пловцы и так далее), мачта для УВЧ «Callisto», буй связи VHF и GPS, гидроакустический блок бокового обзора, а также комплект внешних корпусных креплений для различных контейнеров и оборудования специального назначения. То есть, тех же креплений для мин с дистанционно управляемыми замками.

В общем – получилась очень приличная лодка, равной которой на Балтике, пожалуй, нет. Можно, конечно, сравнить с норвежскими и шведскими лодками, но смысл, если они играют в одной команде?

«Тип 212А» получил распространение за пределы Германии, его выпускают для ВМС Италии. С небольшими изменениями. Но нас интересует дальнейшее развитие «Тип 212А», который называется «Тип 212CD».


Лодка, если верить схемам, получается крупнее предшественницы. И это не просто усовершенствованная «Тип 212А», это кардинально переработанная лодка. Главный козырь – литий-ионные батареи, как у японцев, обеспечивающие и больший ток, и более быструю зарядку. Ну и полный пакет обновлений: более мощные топливные элементы, более мощные гидролокаторы, в общем – все более мощное и современное. Лодка станет быстрее, но тише.

Два корпуса «Тип 212CD», U-37 (S-187) и U-38 (S-188), были заказаны в 2019 году с запланированным вводом в эксплуатацию в 2032 и 2034 годах соответственно. Строительство новой лодки дело не быстрое, так что мы еще успеем осмыслить все, что там может измениться.

Одной из интересных концепций, которая может получить прописку на новых лодках (а об этом говорят всерьез в германском морском ведомстве), была система Triple-M. Triple-M/Drei-M (Modularer Mehrzweck-Mast) — это подъемная модульная система, разработанная немецкой фирмой GABLER Maschinenbau. Представляет собой мощную двухступенчатую телескопическую мачту, с этаким подобием револьверной верхушки. Система позволяет быстро заменять модули полезной нагрузки, размещаемые на площадке и быстро поднимаемые над корпусом лодки.


Модули, которые можно разместить на этой мачте представляют собой весьма полезный набор для экипажа лодки.


Это пусковая для старта беспилотных разведчиков (до 3 штук), которые могут летать и собирать информацию о происходящем вокруг лодки и передавать ее на лодку. Это РЛС, позволяющая отслеживать как надводные, так и воздушные цели. Это антенны для различных устройств из РЭБ, способные прикрыть лодку помехами, либо наоборот, поставить помехи противнику на берегу.

Но в контексте статьи больше всего заинтересовала другая система: Muraena Rheinmetall RMK-30.


Это дистанционно управляемая безоткатная 30-мм пушка Rückstoßfreie Maschinenkanone 30. RMK-30 имеет свой собственный радиолокационный прицел с комплектом обычных оптических прицельных приспособлений, которые позволят вести огонь и поражать цели как на поверхности моря, так и в воздухе на расстоянии до 2,5-3 км.


RMK-30 – изделие компании «Mauser», которая входит в концерн Rheinmetall. Автоматическая пушка, использующая весьма мощный безгильзовый патрон 30 × 250 мм, обеспечивающий весьма высокую дульную энергию и начальную скорость полета снаряда.

Изделие в целом не очень новое, разработку RMK-30 начали еще в 1993 году. Получилась трехкамерная револьверная пушка, барабан и ударно-спусковой механизм приводятся в движение электродвигателем, что обеспечивает скорострельность до 300 выстрелов/мин.

Вообще пушку предполагалось установить на вертолет Tiger UHT, командование Бундесвера было недовольно дальностью и точностью стрельбы французской 30-мм пушки GIAT.


Однако французское артиллерийской изделие пока продолжает нести службу, а для пушки «Маузера» придумали вот такой вариант развития событий.

Автоматическая 30-мм пушка с высокой скорострельностью на выдвижной мачте подводной лодки.


Вообще сам по себе проект «Мурена» весьма такой новаторский, но одно дело антенны и площадка для запуска дронов, и другое – 30-мм пушка.

Но на самом деле целей-то для такой пушки более чем достаточно.

1. Бич нашего времени – дрон-разведчик. Вообще все летающее представляет собой головную боль для подводников. Да, на современных лодках у экипажей имеются на вооружении ПЗРК, немцы тут не исключение, но: ПЗРК не панацея от беспилотных разведчиков, об этом говорилось много.

2. Ударный дрон/дрон-камикадзе. Это хуже, но это хуже может прилететь вслед за разведчиком и отоварить лодку неприятностями более чем успешно.

3. Вертолет. Особенно противолодочный, а чего обычному делать над морской гладью? Для вертолета 30-мм снаряд – шикарный аргумент. Вообще вертолет может от ракеты и отвертеться, сам наблюдал не так давно, как это происходит. А куда пойдет ракета, сбитая с толку ловушками и РЭБ-дурманом – вопрос на тысячу, как говорится. А снаряд обмануть ну никак не получится.

4. Катер и любая небольшая надводная цель. На которую торпеду тратить реально жаль, а вывести из строя надо. Или, например, лодка с мотором, на которой к аварийной подводной лодке идут желающие ее захватить.

Сегодня район действий немецких подводных лодок по-прежнему сосредоточен на Балтийском и Норвежском морях, европейских водах Средиземного моря и Северной Атлантике. В принципе, немецкие подводные лодки могут быть развернуты в любой точке мира. И если воды Северной Атлантики не блещут большим количеством судов, да и в воздухе не тесно, то использование лодок в весьма оживленных водах Балтийского моря как раз может породить массу ситуаций, при которых 30-мм пушка будет весьма хорошим подспорьем экипажу в решениях различных задач.


Так что вполне возможно, что подводная лодка, с пушкой на выдвижной мачте, идущая на перехват какого-нибудь судна – это не такая уж и фантастика. Все возвращается на круги своя, в возвращении артиллерии на палубы подводных лодок (или на мачты) – вполне оправданный ход, поскольку с ракетами в мире уже научились бороться, а вот со снарядами пока не очень.

Значит – почему нет?
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    29 июня 2023 05:02
    Мачта с ракетами Блоупайп для лодки была предложена еще лет 40 назад.
    1. +2
      29 июня 2023 07:28
      Кстати о "быстрой зарядке", можно сделать безэкипажную или опционно-экипажную лодку с зарядкой под водой в местах боевого патрулирования. То есть лодка сможет патрулировать заданный район в автоматическом режиме заряжаясь по необходимости. Это скорее всего уже реализуемый проект.
      1. +1
        29 июня 2023 13:36
        Уже придумали - Пасейдон называется.
  2. +13
    29 июня 2023 05:10
    Из четырёх вариантов автор выбрал пусть и не совсем бесполезный, но самый малополезный, фактически оружие отчаяния...
    P.S.Против морских патрульных БПЛА, с их высотой полёта в 4-5 км бесполезна эта пушка.
    1. +4
      29 июня 2023 06:36
      Против морских патрульных БПЛА, с их высотой полёта в 4-5 км бесполезна эта пушка.
      При высоте полёта в 4-5 км осуществляется, в основном, патрулирование надводной обстановки. ПЛ техника, особенно вертолёты с опускаемой ГАС, работают как раз на высоте эффективного боевого применения МЗА.
      1. +6
        29 июня 2023 07:23
        Цитата: ИВЗ
        При высоте полёта в 4-5 км осуществляется, в основном, патрулирование надводной обстановки. ПЛ техника, особенно вертолёты с опускаемой ГАС, работают как раз на высоте эффективного боевого применения МЗА.

        Я написал конкретно о БПЛА, но подъём этого устройства, а оно побольше головки перископа, выдаст позицию лодки и с со средних высот.

        Цитата: ИВЗ
        ПЛ техника, особенно вертолёты с опускаемой ГАС, работают как раз на высоте эффективного боевого применения МЗА.
        Это если забыть о дальности действия ГАС. Фактически, что бы сбить вертолёт, ПЛ должна быть не далее 5 км от него, а такая дистанция была по силам даже старой ОГАС Ока-2. Причём не вспоминая о РГАБ. Самолёт так и вовсе можно обнаружить только перископом, а это вскрытая позиция.
        1. +4
          29 июня 2023 08:29
          В данной ситуации это действительно оружие отчаяния. Если ПЛ уже обнаружена, то уничтожение обнаружившего её вертолёта / БПЛА / БЭК может позволить разорвать контакт прежде, чем по его целеуказанию в лодку прилетит что-то поражающее...
          1. +2
            29 июня 2023 19:08
            Интересно было бы узнать статистику второй мировой - сколько раз подлодки сбивали вражеские самолёты. Мне что-то подсказывает, что нечасто
            1. +2
              30 июня 2023 18:36
              Интересно было бы узнать статистику второй мировой - сколько раз подлодки сбивали вражеские самолёты.

              https://topwar.ru/104017-podvodnye-lodki-protivovozdushnoy-oborony-u-flak-germaniya.html
              Если кратко , то итог статьи:
              Отсутствие реальных результатов эксплуатации привело к закономерному итогу. Всего через несколько месяцев после введения в строй подлодки ПВО U-Flak было решено переделать по исходным проектам.
        2. -1
          29 июня 2023 22:19
          Противолодочная авиация здорового человека на этой высоте как раз и ведёт патрулирование со сбором информации от выставленных полей и барьеров РГАБ.

          Нужно бабахнуть ракетой со спец. боеприпасом, взрыв воздушный, в радиусе 20 км всю авиацию сметёт ...
      2. +1
        29 июня 2023 11:52
        Цитата: ИВЗ
        При высоте полёта в 4-5 км осуществляется, в основном, патрулирование надводной обстановки.

        Противолодочная авиация здорового человека на этой высоте как раз и ведёт патрулирование со сбором информации от выставленных полей и барьеров РГАБ.
        Цитата: ИВЗ
        ПЛ техника, особенно вертолёты с опускаемой ГАС, работают как раз на высоте эффективного боевого применения МЗА.

        Решение проблемы МЗА - заменить ОГАС на дополнительный пакет РГАБ. Тем более, что работа с ОГАС здорово сокращает время патрулирования.
        1. +1
          29 июня 2023 16:33
          Цитата: Alexey RA
          Противолодочная авиация здорового человека на этой высоте как раз и ведёт патрулирование со сбором информации от выставленных полей и барьеров РГАБ.

          Одним из режимов патрулирования самолётами БПА как раз является полёт на малой высоте. У Ориона 300 м., у Посейдона 60, но это скорее всего тиражируемая ошибка.
          Цитата: Alexey RA
          Решение проблемы МЗА - заменить ОГАС на дополнительный пакет РГАБ.
          Ну это же вообще не проблема, чисто случайно может вертолёт нарваться на эту пушку, при условии ещё что лодка вовремя обнаружит зависший вертолёт.
          1. +1
            30 июня 2023 10:10
            Цитата: Владимир_2У

            Одним из режимов патрулирования самолётами БПА как раз является полёт на малой высоте. У Ориона 300 м., у Посейдона 60, но это скорее всего тиражируемая ошибка.

            Это, скорее всего, для работы магнитометром. На "Посейдонах" они есть у индийцев - хотя изначально Р-8 делали без магнитометра, для работы со средних высот РЛС и РГАБ-ами.
            1. 0
              1 июля 2023 06:53
              Цитата: Alexey RA
              Это, скорее всего, для работы магнитометром. На "Посейдонах" они есть у индийцев - хотя изначально Р-8 делали без магнитометра, для работы со средних высот РЛС и РГАБ-ами.
              Тоже так думаю, но на П-8 есть некий цифровой детектор магнитных аномалий, заменивший традиционный магнитометр.
              И всё равно это не отменяет странных 60 м высоты и 333 км/ч скорости для турбореактивного (!) Посейдона против 300 м и 385 км/ч турбовинтового Ориона.
  3. +5
    29 июня 2023 06:30
    Всё же термин "воздухонезависимость", на мой взгляд не совсем точен. Кислород для работы силовой установки всё равно нужен, и то что его запасы в том или ином виде хранятся на борту, а не в атмосфере, не делает лодку полностью воздухонезависимой.
    1. +2
      29 июня 2023 08:36
      Жидкий кислород на борту - это всё-таки не атмосферный воздух. Так что термин вполне точен. Вот только 21 день без всплытия (при общей автономности 90 дней) - это скорее опциональная воздухонезависимость. Штатный режим эксплуатации для неё - это старый добрый РДП (шноркель). ВНЭУ, по идее, должна включаться только в самый ответственный момент похода (проникновение в район, где предполагается наибольший риск напороться на вражескую ПЛО) или если лодку обнаружили и начали преследование (боевая задача всё равно сорвана, теперь главное выжить, так что есть шанс отсидеться под водой, пока противнику не надоест или пока не подоспеет помощь).
  4. -1
    29 июня 2023 07:34
    Про подводные и надводные беспилотники надо думать, про связь типа старлинка... А мы все пушки приделываем ко всему подряд - если был бы в них смысл, американцы давно бы на свои подлодки ставили!
  5. +5
    29 июня 2023 08:21
    Так и не понял, эта мачта поднимается в подводном или надводном положении?
    Выдвижные устройства с РЛС и РЭР поотдельности и сейчас монтируется, а вот модульный принцип, это как то немного странно.
    Получается, что для пострелять, нужно убрать РЛС, и пока вы шмаляете, вы ослепли.
    Главное свойство любой ПЛ, это скрытность, в этом плане активная РЭБ это сигнал всем о своём местонахождении.
    Не могу представить в каких условиях, во время боевых действий командиру понадобится такое устройство.
    ИМХО Уж лучше тогда иметь на борту ПТУР, дёшево и сердито, и не нужно изобретать очередную модульную хреновину bully
  6. +6
    29 июня 2023 08:23
    Японцы переплюнули

    Это французы не доплюнули до британской серии подводных лодок «М» вооруженных 12 дюймовым орудием.

    Заложено 4 подводных монитора. В строй вступило 3: от М1 до М3. Причем М2 вместо пушки поручил ангар для самолета.
  7. +9
    29 июня 2023 09:00
    «например, лодка с мотором, на которой к аварийной подводной лодке идут желающие ее захватить» - если аварийная ПЛ дошла до этой ситуации, то у неё остаются только два варианта:
    1. Сдаться
    2. Самоутопиться.
    Попытка отбиться от катера приведёт только к ее уничтожению носителем катера. Вариант отправки катера к ПЛ для ее захвата гражданским невооруженным судном я даже не рассматриваю в виде его абсурдности.
    И по крупному - ПЛ создаются для действий под водой, любое их использование в качестве надводной платформы нерационально и очень опасно. Те же немцы во время ВМВ к концу войны отказались от артиллерийского вооружения своих ПЛ.
    1. +1
      29 июня 2023 09:19
      Самое интересное, что лодка двухкорпусная и наружный сделан из стеклопластика , это дает большую разницу в весе по сравнению со сталью , кстати есть типы армированных пластиков хорошо поглощающих шум , что позволяет в принципе уйти от необходимости покрытия лодки резиной , думается было бы правильным и нам подумать о применении пластиков для легких корпусов. наших лодок.
      1. +3
        29 июня 2023 10:32
        есть типы армированных пластиков хорошо поглощающих шум , что позволяет в принципе уйти от необходимости покрытия лодки резиной

        Резиной лодки обклеивают не только для снижения шумности, а в основном для поглащения и искажения сигналов активных ГАС. Да и резина на ПЛ не простая и не в один слой.
        А стыковка двух разнородных материалов, это всегда геморрой и при строительстве, и при эксплуатации.
      2. +4
        29 июня 2023 12:14
        Пластики очень неремонтопригодны, треснувшую или пробитую деталь придётся менять полностью. Кроме удельных характеристик есть еще и абсолютные и тут металлы вне конкуренции.
    2. 0
      30 июня 2023 05:17
      Только на 23-й серии...Остальные,включая 21-ю МЗА все-таки имели.
    3. +1
      30 июня 2023 18:52
      Цитата: Сергей Валов
      И по крупному - ПЛ создаются для действий под водой, любое их использование в качестве надводной платформы нерационально и очень опасно.

      Артиллерийское вооружение подлодки использовали не для боя , а для экономии торпед в дальнем океанском походе при обнаружении неохраняемых безоружных транспортов , и было очень эффективным. Стало терять актуальность , когда гражданские суда тоже стали вооружать как зенитками, так и несколькими орудиями "противоминного" калибра как раз для таких любителей экономить.
      1. 0
        30 июня 2023 21:53
        Цитата: старпом Лом
        Цитата: Сергей Валов
        И по крупному - ПЛ создаются для действий под водой, любое их использование в качестве надводной платформы нерационально и очень опасно.

        Артиллерийское вооружение подлодки использовали не для боя , а для экономии торпед в дальнем океанском походе при обнаружении неохраняемых безоружных транспортов , и было очень эффективным. Стало терять актуальность , когда гражданские суда тоже стали вооружать как зенитками, так и несколькими орудиями "противоминного" калибра как раз для таких любителей экономить.

        Один из таких моментов показан в художественном фильме "Он был не один". Момент с 54 минуты до 60 мин. Немецкая подлодка всплыла чтобы расстрелять малотоннажное гражданское судно из пушки. А судно оказалось ловушкой, с крупнокалиберным пулемётом типа ДШК и скорострельной зенитной пушкой и лодку утопили !
  8. +3
    29 июня 2023 09:21
    Мы здесь поговорим о перспективах.
    Как раз о перспективах в статье нет ни слова. Вся тема вертится вокруг того, что немцам удалось установить вертолётную пушку на ПЛ. И правильно многие тут отметили, что это оружие отчаяния.
    Перспектива, это без экипажные универсальные ПЛ носители с ИИ несущие на себе определённое количество дронов позволяющих основному носителю оставаться в глубинах океана невидимым для противника и которые имеют безграничную автономность. hi
    Для информации: средняя глубина мирового океана составляет 3,688 км.
  9. 0
    29 июня 2023 10:26
    Cложный механизм, весьма восприимчивый к применению при волнении моря.
    Часть револьверного механизма при работе будет открытой для забортной воды - брызг.
  10. 0
    29 июня 2023 16:25
    Я так понял, можно поднять либо пушку, либо антенну РЛС обнаружения?
    Поразить тремя снарядами низколетящий БПЛА (даже с РЛС прицелом) - та еще задачка. А если этих БПЛА будет больше трех?
    1. +1
      29 июня 2023 18:33
      Поразить тремя снарядами низколетящий БПЛА (даже с РЛС прицелом) - та еще задачка. А если этих БПЛА будет больше трех?
      Почему тремя? Это не револьвер, а пушка револьверного типа. Выстрелы находятся в ленте или магазине любой ёмкости. А барабанный патронник обеспечивает совмещение операций. Одна камора в момент выстрела соосна со стволом, из второй экстрагируется стреляная гильза в третью подаётся боеприпас. Аналогично устроены почти все одноствольные скорострельные авиапушки: Аден, Дефа, Маузер, ГШ-301...http://www.airwar.ru/weapon/guns/gsh301.html
  11. +4
    29 июня 2023 16:59
    Когда уже начнут автора статьи вверху писать????
    1. +3
      29 июня 2023 17:03
      Цитата: Blackgrifon
      Когда уже начнут автора статьи вверху писать????

      Элемент игры же! )))
  12. -1
    29 июня 2023 18:13
    А не проще ли вооружить подлодку зенитными ракетами, разместив их в универсальной ПУ ? Для обнаружения воздушных и надводных целей можно использовать оптико-электронную мачту и выдвижную малогабаритную РЛС
  13. 0
    30 июня 2023 07:50
    Это дистанционно управляемая безоткатная 30-мм пушка Rückstoßfreie Maschinenkanone 30.
    Это что-то новое. Автор, как обеспечивается безоткатность? Отбросом инертной массы или ещё как?
    1. +1
      30 июня 2023 21:42
      ...как обеспечивается безоткатность?

      Там на картинке сопло, как у СПГ.
  14. 0
    1 июля 2023 18:35

    Это не подводная лодка Первой мировой. Это британская подводная лодка класса S "STOIC", 1942 года постройки.
  15. 0
    27 августа 2023 12:40
    Еще во 2 мировую были радары которые головку шнорхеля видели. А что, современный радар эту выдвижную хрень с 10 км не увидит ?