Боевая техника из-под пера: авиация

32
Боевая техника из-под пера: авиация
Кадр из кинофильма «Воздушные приключения» (1965). Увы, никто из романистов в начале ХХ века не описал в своих романах ничего подобного вот таким самолетам. По-видимому, они просто не произвели на них никакого впечатления…


Он метил в корпус аэроплана, но в последний момент у него промелькнула
счастливая мысль. Он свернул в сторону и с налета врезался в край правого крыла.
Аэропил отбросило назад, и нос его скользнул по гладкой поверхности крыла аэроплана.
Грэхэм почувствовал, что огромная машина мчится, увлекая аэропил. Но сразу не понял, что случилось.
Потом услыхал тысячеголосый крик и увидел, что его машина балансирует на краю
громадного крыла аэроплана и скользит вниз. Взглянув через плечо, он увидел, что корпус
аэроплана и противоположное крыло поднимаются кверху.
Перед ним промелькнули ряды сидений, испуганные лица, руки, судорожно цепляющиеся за тросы.
В крыле были открыты клапаны – очевидно, аэронавт пытался выровнять машину.
Второй аэроплан круто взмыл вверх, чтобы избегнуть воздушного водоворота
от падения гигантской машины. Широкие крылья взметнулись ввысь.
Грэхэм почувствовал, что аэропил высвободился, а чудовищное сооружение,
перевернувшись в воздухе, повисло над ним, как стена.

Герберт Уэллс «Когда Спящий проснется»

Рассказы об оружии. В прошлом материале про вооружения, вышедшие из-под пера писателей-фантастов, речь шла про придуманные ими сухопутные машины и огромные линейные корабли. Сегодня речь пойдет о воздушных средствах ведения войны, вышедших из-под пера писателей-фантастов. Ну а начать, пожалуй, нам нужно будет с романа «Когда Спящий проснется» Герберта Уэллса, в котором речь идет о событиях, отделенных от нас двумя столетиями.



Пожалуй, это ко всему прочему ещё и один из первых романов «о попаданцах», только вот попадает его герой Грэхем в будущее вполне естественным путем – впав в летаргический сон, после пробуждения от которого он оказывается в совершенно чуждом ему мире, все также наполненном несправедливостью и эксплуатацией. И вот там начинается революция, в которой Грэхем участвует и… Он сражается в воздухе с армадой аэропланов, которые везут в Лондон негров подавлять восстание.


Обложка романа «Когда Спящий проснется». Нью-йорк, 1899 г. Первое американское издание. Иллюстрации Х. Ланоса

В романе действуют два вида летательных аппаратов: огромные транспортные аэропланы и сравнительно небольшие, обычно двухместные аэропилы, конструкция которых описана достаточно подробно. Аэропил имеет кабину с остеклением и подвижный мотор с воздушным винтом, расположенным, видимо, позади кабины. Управление осуществляется смещением мотора, то есть изменением центра тяжести аппарата, кроме того, на крыле у него имеются клапаны, которые можно открывать и закрывать.

Аэропилы описаны как довольно прочные машины, взлетающие по специальным рельсам. Во всяком случае, в романе Грэхем таранным ударом сбивает сначала аэропил, а затем ещё и два аэроплана противника, прежде чем его собственный аппарат выходит из строя и разбивается при ударе о землю.


Грэхем садится в аэропил. Иллюстрация Х. Ланоса из романа «Когда Спящий проснется, 1899 г.

Интересно, что роман издавался в нашей стране в двух вариантах перевода. В одном более раннем встречаются оба эти названия: «аэроплан» и «аэропил». Но в более позднем варианте слово «аэропил» почему-то заменили на «моноплан».


Смерть Грэхема. Иллюстрация Х. Ланоса из романа «Когда Спящий проснется, 1899 г.

Казалось бы, после этого Уэллс должен был бы писать свои фантастические романы о борьбе в воздухе, ориентируясь исключительно на аппараты тяжелее воздуха. Но нет, следующий его роман «Война в воздухе», написанный им в 1907 году и напечатанный в 1908 году, посвящен главным образом дирижаблям.

Хотя аэропланы в нем также появляются. Роман очень интересен своими предвидениями, в частности, грядущей мировой войны и роли бомбардировок городов в этой войне.


Обложка романа Герберта Уэллса «Война в воздухе». Первое издание. 1908 г.

Но самое интересно, это описанные им дирижабли. Ведь в то время, когда он писал свой роман, дирижабли типа «цеппелин» уже существовали и летали. О них писали, их изображения помещали в журналах.

Но Уэллс придумал свой «цеппелин», расположив его вооружение – скорострельную пушку – в носу. Бомбят противника, в частности корабли американского флота, они тоже весьма оригинально – при помощи планеров, которые запускаются с борта дирижабля.


Первый полет дирижабля типа «цеппелин» на Боденском озере, июль 1900 года. Фотография из архива Библиотеки Конгресса США

Так что недаром сегодня идет речь о новом средстве ведения войны: сверхвысотном дирижабле большой грузоподъемности, с борта которого будут запускаться беспилотники и вестись наблюдение на сотни километров в глубь неприятельской территории, а сам он будет так высоко и далеко, что никакая зенитная ракета его не достанет!


Германские дирижабли. Иллюстрация из романа «Война в воздухе», Герберта Уэллса, 1908 г.

Интересно, что для борьбы с наполненными водородом дирижаблями в романе Уэллса используются ружья, стреляющие «кислородным патроном». Очевидно, конечно, что не патроном, а пулей. Причем Уэллс не описал её устройства, хотя и показал очень сильное воспламеняющее воздействие.

Рассуждая гипотетически, стрелять такими пулями следовало из ружья 12-калибра, а сами они могли бы представлять достаточно тонкую оболочку из магния, заполненную под давлением кислородом, и воспламенителем под сминающимся колпачком из смеси бертолетовой соли и красного фосфора.

Стоило лишь его смять, так эта смесь тут же воспламенялась, а поскольку вокруг был чистый кислород, сразу же воспламенялась и магниевая оболочка, в результате чего в том месте, куда попадала такая вот пуля, происходила высокотемпературная , способная поджечь все на свете.

В романе «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака», впервые опубликованном отдельным изданием в 1919 году, 5 первых глав написал сам француз Жюль Верн в 1905 году, а остальные – его сын Мишель Верн через 9 лет, в 1913 году.


Титульный лист первого французского издания романа «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака». Художник Жорж Ру

И вот там-то каких только летающих машин нет. Есть там и скоростные аэропланы, куда более быстрые, чем аппараты начала ХХ века, безусловно, знакомые и месье Верну, и уж тем более его сыну. Есть и дистанционно управляемые вертолеты – «гирокоптеры», одним словом, придумок там всяких «выше крыши».

Роман был опубликован в СССР в 1939 году в восьми номерах журнала «Пионер», но понятно, что в сильно сокращенном варианте. Затем его издали в 1955 году, и до 1960 года он выдержал пять изданий, причем одно на украинском языке, но зато потом до 1983 года его не переиздавали.


Самые настоящие квадрокоптеры, хотя правильнее их было бы назвать «пентокоптерами», поскольку у верновских аппаратов, как мы видим, воздушных винтов пять: один отвечает за подъем аппарата и удерживает его в воздухе, а четыре других – рулевые, позволяют мгновенно изменять направление полета. Иллюстрация из романа «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака». Художник Жорж Ру


А вот так в романе с помощью «пентокоптеров» идет борьба с негодяями из числа «веселых ребят». Иллюстрация из романа «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака». Художник Жорж Ру

Чрезвычайно интересен в плане «вооружений из-под пера» роман Александра Беляева «Борьба в эфире».

Впервые он был напечатан в 1927 году под названием «Радиополис» в журнале «Жизнь и техника связи» № 1–9. Это одно из немногих творений советской фантастики, в котором описана война будущего между США и СССР.

Переиздания романа последовали лишь после 1986 года, причем по количеству сбывшихся пророчеств этот роман можно считать настоящим «каталогом научных и научно-фантастических идей». Кстати, это же и еще роман о «попаданцах». Правда, герой его переносится в будущее в бреду, но тем не менее.


Обложка романа «Борьба в эфире», первое издание, 1928 г.

Опять-таки, чего только в этом романе нет. И выродившиеся до состояния морлоков и элоев американцы, как бедные, так и богатые, хотя и советские коммунисты, лишенные в нем волос и зубов, тоже немногим лучше!


Танки в романе вооружены не только пушками, но и грабьими клешнями, которыми они хватают и перекусывают друг друга пополам! Иллюстрация из романа «Борьба в эфире» А. Беляева

Но, конечно, главное в нем – это всевозможные летательные аппараты и даже космический корабль, на котором остатки разгромленных американских богачей пытаются удрать с Земли в космос.

Позднее Беляев разовьет эту тему в романе «Прыжок в ничто», но начало её было положено именно в «Борьбе в эфире». Кстати, в этом романе также говорится о «стратосферных бомбардировочных ракетах» или «снарядах без пушек», управляемых по радио.

Наконец, мы вновь обращаемся к роману Александра Казанцева «Пылающий остров». Ведь в нем он придумал не только сухопутный броненосец, но и атомный самолет-паролет, в котором пар от атомного реактора вращает турбину, та в свою очередь вращает генератор, а тот вырабатывает ток, питающий тяговые электродвигатели. У Казанцева это описано так:

«В задней кабине самолета помещался удаленный от пассажирской кабины атомный реактор. Применение быстролетящих нейтронов позволило сделать его очень легким. Реактор охлаждался кипящей при колоссальном давлении водой. Образующийся при этом пар направлялся в компактную паровую турбину сверхвысокого давления, на валу которой со скоростью в тридцать тысяч оборотов в минуту вращался постоянный магнит электрического генератора высокой частоты. Электрический ток направлялся по проводам к высокочастотным электромоторам у винтов».

Причем, интересно, что попытки построить самолеты с атомным приводом предпринимались и в США, и в СССР, но… закончились ничем. Опытные самолеты были поставлены на прикол. Уж очень опасной была бы авария такого самолета!


Радиоистребители атакуют самолеты Вельта. Иллюстрация из романа «Пылающий остров»

Но зато придуманные им радиоистребители, которыми Герои Советского Союза управляют с земли, нашли свое воплощение в современных ударных дронах, от которых до беспилотных истребителей, по сути дела, всего лишь один шаг!
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    2 июля 2023 05:13
    "Война в воздухе" Герберта,нашего,Уэллса ,самый мною перечитываемый роман.
    Ещё до планшетной эры приобрёл в Букинисте 15 томник этого ,уважаемого мною,автора,осуществил мечту детства.Сейчас планшет забит книгами на любой вкус,очень удобно,но ощущения не те!
    1. +12
      2 июля 2023 05:31
      Цитата: andrewkor
      самый мною перечитываемый роман.

      Как интересно. А как Вам романы "Когда Спящий проснется" и "Война миров"?
      А как Вам понравился или не понравился "Тоно-бэнге" и "Мистер Блетсуорси на острове Ремпроль"? В 15-ти томнике они есть...
      1. +11
        2 июля 2023 06:54
        А как Вам "Война миров"?
        Не читал.По радио CBS слушал как-то раз.Незабываемо.
        1. +10
          2 июля 2023 08:03
          А мне понравилась последняя экранизация с Томом Крузом.
          1. +5
            2 июля 2023 15:58
            Согласен с Вами, фильм красивый, но сюжет фильма по отношению к книге весьма относителен.
            Хотя, по любой книге поставить фильм очень сложно.
        2. AUL
          +14
          2 июля 2023 08:51
          Цитата: не тот
          А как Вам "Война миров"?
          Не читал.По радио CBS слушал как-то раз.Незабываемо.

          А мне очень понравилось "Второе пришествие марсиан" Стругацких. Очень рекомендую!
          1. +5
            2 июля 2023 08:58
            Цитата: AUL
            "Второе пришествие марсиан" Стругацких. Очень рекомендую!

            +++++++++++++++++++++
            1. +4
              2 июля 2023 11:47
              Цитата: kalibr
              +++++++++++++++++++++

              belay
              Вообще-то у Стругацких ВСЕ именно так. И вот как раз они с предсказаниями радикально угадывали. Причем как глобально, с например "голодными" и "сытыми" бунтами, так и в деталях - описание танковой атаки на Хонти - просто в деталях повторяет контрнаступ ВСУ, единственное - штрафников поменять на теробаранов, а Боевую Гвардию - на Национальную, типа Азова:
              На острие Стального Плацдарма выстроят три или четыре штрафных танковых бригады, подопрут их с тылу армейской корпусней, а за армейцами пустят заградотряды гвардейцев на тяжелых танках, оборудованных излучателями. Выродки, вроде меня, будут рваться вперед, спасаясь от лучевых ударов, уголовщина и армейщина будет рваться вперед в приступе наведенного энтузиазма, а уклонения от такой нормы, которые неизбежно возникнут, будут уничтожаться огнем гвардейской сволочи.
          2. +3
            2 июля 2023 15:40
            Согласен с Вами коллега!
            Книга роскошная, а "синевуха" так и вовсе полный атас -- русский мужик и из марсианской "брюквы" самогон выгонит. laughing good
      2. +7
        2 июля 2023 07:59
        Все собрание прочитал от корки до корки не раз ,включая "женские" романы.А указанные Вами произведения тоже входят в топ!А ещё "Билби".
  2. +7
    2 июля 2023 05:26
    Доброго дня, Вячеслав!
    Спасибо за продолжение интересных обзоров!
  3. +5
    2 июля 2023 07:44
    На то и писатели фантасты, чтобы не только читателю было интересно, но и инженеры-изобретатели ориентировались на их придуманные машины (аппараты) в будущем. Практически все, что сегодня имеется на вооружении и в быту когда-то было придумано писателями-фантастами в своих произведениях.
    1. +4
      2 июля 2023 11:59
      Очень далеко не все они придумали. Как правило они использовали то, о чем уже давно мечтали инденеры. Да и вообще фантастики в этих "фантастических романах" почти что и нет. С придумыванием чего-то нового у человека вообще туго. Вон, даже того же описываемого в обсуждаемых выше книгах Советского Союза уже давно нет, хотя в фонтастических книгах конечно он ого-го... вечный. ))) Вот возьмите какую-то современную фантастику. Читаешь, а там действие происходит лет примерно через... сто тысяч. Война (ну а что же еще?) в далеком космосе, лазеры, мазеры, нульпространственные звездолеты... и кто там действует? Конечно же каким-то чудом сохранившиеся русские. Ну ладно, ладно - бог с русским, они конечно же вечные. Ну а с кем они воюют? Ну конечно же с проклятыми американцами. А с кем же еще? А они то какого хрена существуют через такое огромное время? Их же через год, ну максимум два не станет вообще. А тут все просто. У автора нет никакой фантазии и плюс автор пишет не фантастику о будущем, а тупую беллетристику для самого обыденного настоящего. Ничего он не может придумать нового или фантастического. Совсем. Ну только стандартный антураж накладывает космический и все.
  4. +8
    2 июля 2023 09:15
    Оказалось, что и негров завозить аэропланами не надо самотеком перебрались
  5. +7
    2 июля 2023 09:36
    "Арктания" Гребнев Г. Н.
    "...Юра вылетел в солнечную, безветренную погоду. Его прогулочный автожир «Полярный жук» поднялся над станцией на высоту двести метров и повис в воздухе. Снизу он и впрямь был похож на темно-зеленого жука.
    Лопасти ротора над кабиной машины вращались так быстро, что их почти не было видно: лишь слюдяной кружок в воздухе мерцал над Юриным «Жуком». Автожир почти неподвижно парил над станцией. Глушители умерщвляли шум его ракетной камеры....
    ...«Арктания» висела в воздухе, далеко внизу под автожиром. Сверху она напоминала большой желток в яичнице-глазунье, посыпанный крупной солью. Но только сверху. Вблизи это была круглая плоская площадка диаметром в пятьсот метров — целый воздушный городок.
    Эта станция была сооружена из золотистого сплава магния, кальция и алюминия. Жилые и служебные строения на этой площадке, казавшиеся сверху крупными кристаллами соли, возведены были из легкой пластмассы стального цвета.
    Вся станция парила в воздухе, поддерживаемая огромными газопонтонами, подведенными под ее дно. Рвущийся прочь от земли газ гелий наполнял резервуары под станцией, и она неподвижно висела на высоте ста метров над той географической точкой земного шара, которая называется Северным полюсом.
    Тридцать якорей, или, вернее, ракетных двигателей, в полых бортах площадки придавали ей устойчивость и неподвижность....
    ...С гренландского плацдарма воздушная армада крестовиков поднялась невиданным строем: длинными крестами, направленными основанием к Советскому Союзу, — по шестнадцать машин в кресте. После первого же залпа зениток на восемьдесят третьей параллели воздушные кресты распались, и армада стаями стала прорываться вперед. Но дальше ее ждали такие же подледные зенитки. И когда, наконец, в штопор перешли добрые две трети вражеских машин, вдогонку за остальными выпорхнула советская москитная авиафлотилия. Маленькие воздушные „воробышки“, вооруженные одной пушечкой-скорострелкой и пулеметом, буквально увивались вокруг неповоротливых авиадредноутов крестовиков. Попасть из пулемета или орудия в такого вьющегося над головой „воробышка“ невозможно было, ибо он и летал-то не по прямой линии, а внезапными прыжками: вверх, в сторону, вниз.
    Последние машины крестовиков падали уже над своими аэродромами… Это был конец..."
  6. +5
    2 июля 2023 13:42
    Гм. Стоило упомянуть "Робур-завоеватель" Жюля Верна.
    1. +1
      2 июля 2023 20:36
      Цитата: Illanatol
      Стоило упомянуть "Робур-завоеватель" Жюля Верна.

      Про машину Робура уже писал...
  7. +6
    2 июля 2023 13:44
    Бомбят противника, в частности корабли американского флота, они тоже весьма оригинально – при помощи планеров, которые запускаются с борта дирижабля.

    В США в период с 1931 по 1935 год были построены два дирижабля - Akron и Macon, с внутренними ангарами, способными разместить несколько истребителей-бипланов Curtiss F9C Sparrowhawk . Истребители запускались и поднимались с помощью специального механизма.





    1. +2
      2 июля 2023 15:09
      Добрый день, Вик.
      Насколько я понимаю, самолёты могли только стартовать с дирижаблей, садиться они были вынуждены уже на землю? В общем, "разовое" использование.
      1. +3
        2 июля 2023 15:34
        Так и наши И-16 только доставлялись ТБ-3 (система "Звено") до определённой точки сброса, а после приземлялись на обычном аэродроме.
      2. +5
        2 июля 2023 16:00
        Нет, самолеты не только стартовали с дирижаблей, но и возвращались обратно.



        Момент "причаливания" истребителя к дирижаблю.
        1. +2
          2 июля 2023 16:35
          А при сильном ветре как это получалось. Вик, ей-богу, это сомнительно. На каком-нибудь полигоне, при идеальной погоде -- возможно, но в "суровой реальности" как-то сомнительно. Иначе бы идея получила развитие. smile
          1. +4
            2 июля 2023 17:06
            А при сильном ветре как это получалось.

            А при сильном ветре в то время и с классических авианосцев не летали. Да и на земле тогдашние самолеты в плохую погоду стояли на приколе.
            Самолеты вполне успешно летали - это документальный факт.



            Более того, с самолетов поснимали шасси, чтобы облегчить самолеты и установить дополнительные баки. То есть с возвращением проблем вообще не было.
            А идея не получила развитие по причине сопромата. Оба дирижабля потерпели крушение - каркас не выдержал нагрузок. Не умели тогда еще рассчитать столь сложную систему на прочность с учетом всех силовых воздействий. Да это и сегодня не просто, даже с учетом наличия ЭВМ.
            1. +3
              2 июля 2023 17:19
              Так этажерки с "Ковчега" в войну летали в любую погоду, а они мало чем отличались от тех же "этажерок" начала тридцатых годов.
              1. +4
                2 июля 2023 17:38
                Так этажерки с "Ковчега" в войну летали в любую погоду.

                Сразу понятно, что в море "в любую погоду" Вы не бывали. Полеты "в любую погоду" с авианосца не возможны технически. А попытки "обмануть природу" заканчиваются примерно так.

                1. +3
                  2 июля 2023 18:04
                  Вы правы, у меня оговорка, я имел в виду не "любую погоду", а плохую, но приемлемую для полётов при определённых обстоятельствах.
                  А что до хождения по морю, то хаживал, и на Белом, и на Чёрном, и в разную погоду, но только на ВРД и ВМ, а вот авианосец видел только на внешнем рейде Севастополя ("Киев", хоть и не совсем, но всё же авианосец).
                  1. +3
                    2 июля 2023 18:22
                    ВРД, как я понимаю - водолазное судно? Я имел удовольствие прокатиться из Помалаа (Индонезия) в Одессу на балкере. По дороге пару раз штормило серьезно. С удивлением узнал, что моряки подвержены морской болезни.
                    1. +2
                      2 июля 2023 18:54
                      ВРД -- водолазно-рейдовый бот (проект "Дубок", оттуда и "Д"), хороший ходок, четыре балла держит спокойно. Барокамера, компрессор, "Трёхболтовка", ШАП-40 и АВМ-5. Экипаж четыре человека.
                      ВМ -- Военно-морской, там и целый штат врачей полагается.
                      Фото ВРД
                      1. +2
                        2 июля 2023 19:10
                        Много чего пробовал, но вот с водолазным делом знаком поверхностно, как то не довелось серьезно ознакомиться. Так, поныряли рыбок посмотреть на Бунакене, не более.

                      2. +1
                        2 июля 2023 19:38
                        Меня больше привлекали затонувшие суда, правда, с глубиной погружения в акваланге, всё было весьма ограниченно, но этим особым миром я всё же проникся. smile
        2. +2
          2 июля 2023 17:05
          А при сильном ветре как это получалось. Вик, ей-богу, это сомнительно. На каком-нибудь полигоне, при идеальной погоде -- возможно, но в "суровой реальности" как-то сомнительно. Иначе бы идея получила развитие. smile
  8. 0
    11 октября 2023 10:06
    Фантасты придумывают, инженеры пытаются воплотить. Так как придумки далеко не все работоспособны, они развиваются в то, что мы видим вокруг себя. Практически все, описанное фантастами в начале прошлого века, воплощено, с поправками на реальность. Хотя развитие людей пока что... хотя в американской фантастике появилась одна идея, которая стоила ей самого существования. Очень уж американские хозяева не хотели ее воплощения. Впрочем, советские власти прикрыли развитие этой идеи гораздо раньше...