Экспериментальный самолет X-59 QueSST готовится к испытаниям

5
Экспериментальный самолет X-59 QueSST готовится к испытаниям
Готовый X-59 выведен из цеха, 19 июня 2023 г.


NASA и Lockheed Martin продолжают работы по исследовательской программе QueSST. Ее задачей является поиск решений и технологий для создания перспективных сверхзвуковых самолетов с оптимизированной аэродинамикой и сниженной шумностью. В частности, планируется резко уменьшить ударную волну при полете на сверхзвуковой скорости. К настоящему времени программа QueSST прошла этап строительства экспериментального самолета. В ближайшее время начнутся его испытания.



Завершение строительства


Агентство NASA запустило программу QueSST (Quiet Supersonic Technology – «Технология тихого сверхзвука») в начале прошлого десятилетия. Ее целью является поиск и проработка решений и технологий, позволяющих сделать сверхзвуковые самолеты менее шумными и уменьшить негативное влияние на наземные объекты. Первые несколько лет потратили на исследования и лабораторные испытания, после чего началось строительство самолета-демонстратора технологий.

На правах разработчика летающей лаборатории в программе QueSST с 2016 г. участвует компания Lockheed Martin в лице отдела особых проектов Skunk Works. В середине десятых годов на основе данных исследований она создала проект экспериментального самолета с индексом X-59. Тогда же изготовили и испытали первые компоненты будущего самолета.


Характерный вид спереди

Полномасштабное строительство опытного X-59 началось к концу 2018 г. На стапеле завода «Локхид-Мартин» в г. Палмдейл постепенно формировались характерные обводы фюзеляжа и крыла оптимальной формы. Также устанавливалось необходимое оборудование. При этом компания-изготовитель не торопилась, что сказалось на сроках выполнения работ. Кроме того, имели место трудности и задержки, из-за которых самолет не удалось собрать в 2022 г. и поднять в воздух до конца года.

Тем не менее, запланированные работы были завершены. В прошлом году завершилась сборка основной части планера. Также самолет получил большую часть пилотажного и иного оборудования, в т.ч. часть принципиально новых систем. Провели некоторые работы по настройке аппаратуры. В ноябре 2022 г. на машину установили двигатель. К середине апреля 2023-го завершили сборку и установку хвостовой части фюзеляжа.


На стадии испытаний в аэродинамической трубе, 2018 г.

В первой половине июня сборка опытного самолета завершилась. Его сняли со стапелей и опустили на собственное шасси. В середине месяца X-59 перевели из сборочного цеха на летно-испытательную станцию. Теперь его готовят к будущим наземным испытаниям, после которых начнутся полеты. Предполагается, что первый полет удастся провести до конца этого года.

Экспериментальный облик


Целью программы QueSST является уменьшение ударной волны и снижение шумности самолета при сверхзвуковом полете. Эту задачу предлагается решать за счет оптимизации аэродинамического облика самолета с внедрением новых любопытных идей. В результате этого машина строится по одной из известных схем, но заметным образом отличается от другой техники такого рода.

X-59 представляет собой одноместный однодвигательный самолет длиной 29 м с размахом крыла 9 м. Максимальная взлетная масса – 14,7 т. Основная масса узлов и агрегатов была разработана с нуля, но некоторые элементы заимствовали у серийной техники. Так, используется модернизированный серийный двигатель, фонарь одноместной кабины и катапультное кресло взяли у учебного самолета T-38, а трехточечное шасси – у истребителя F-16.


Самолет получил фюзеляж большого удлинения с характерными обводами. Его отличает крайне длинный заостренный носовой обтекатель – он занимает около трети общей длины машины. В хвосте находится турбореактивный двигатель. Для оптимизации процессов обтекания, двигатель помещен в эллиптическую гондолу над фюзеляжем, а сопло находится над специальной нижней плоскостью.

Плоскости построены по схеме «продольный триплан». В задней части обтекателя, перед кабиной, находится стреловидное переднее горизонтальное оперение. Практически сразу за ним размещается крыло с переменной стреловидностью передней кромки, а ниже двигателя предусмотрен хвостовой стабилизатор. На мотогондоле размещен киль с дополнительной плоскостью на законцовке. Крыло имеет традиционную механизацию на задней кромке, а два набора стабилизаторов выполнены цельноповоротными.

Специально для X-59 компания General Electric разработала новую модификацию турбореактивного двигателя F414. Изделие F414-GE-100 отличается новым программным обеспечением, измененной системой трубопроводов и другими средствами крепления. При этом основные агрегаты не изменяются, а характеристики остаются на прежнем уровне. За счет форсажной тяги на уровне 10 тыс. кгс самолет на высоте более 16 км сможет развивать максимальную скорость 1,5 М и крейсерскую 1,42 М.


Самолет после установки двигателя, ноябрь 2022 г.

Характерной особенностью планера X-59 является отсутствие выступающего фонаря. Это улучшает обтекание носа и центральной части фюзеляжа, однако закрывает летчику обзор вперед и вниз. В связи с этим разработана оригинальная видеосистема обзора eXternal Vision System (XVS). На носовом обтекателе перед кабиной монтируется 4K-видеокамера. Под фюзеляжем размещается видеосистема Collins EVS3600 с дневным и ночным каналом.

Весь набор оптико-электронных компонентов обеспечит максимальный обзор переднего сектора «сквозь» обтекатель. Объединенная картинка со всех камер будет выдаваться на крупноформатный монитор перед летчиком. Такой монитор фактически заменит козырек фонаря и обеспечит необходимый уровень обзора.

Новые решения


В ближайшее время опытный X-59 пройдет необходимые проверки на земле, и к концу года планируется начать летные испытания. В ходе этих мероприятий самолет покажет работоспособность новых идей и их потенциал с точки зрения практического применения. Если эти решения и компоненты хорошо покажут себя, их используют в следующих проектах сверхзвуковой или иной авиационной техники.


Монтаж хвостовой части, апрель 2023 г.

К примеру, большой интерес с точки зрения дальнейшего применения представляет система обзора XVS. Предполагается, что набор камер и монитор станут полноценной заменой для традиционного фонаря и полностью обеспечат наблюдение и управление самолетом. XVS уже справилась с испытаниями на стенде, и теперь необходимо опробовать ее в реальном полете.

Однако главной задачей X-59 является отработка оригинального аэродинамического облика со специфическими обводами носового обтекателя и плоскостей. Предполагается, что удлинение фюзеляжа за счет обтекателя позволит разнести в пространстве скачки уплотнения, возникающие при сверхзвуковом полете. Эта дистанция окажется достаточной для того, чтобы два фронта скачков не объединялись в один звуковой удар и не усиливали друг друга. В свою очередь, конструкция фюзеляжа, плоскостей и мотогондолы оптимизирует обтекание и исключает образование дополнительных источников шума.

По расчетам, при полете самолета X-59 на высоте, наблюдатель на земле будет фиксировать ударную волну громкостью в пределах 60-75 дБ. Для сравнения, типичный истребитель в таких условиях создает шум в 90-100 дБ. Следует помнить, что разница громкости в 30 дБ равноценна разнице интенсивности звука в 1000 раз.


Компоновка и компоненты системы XVS

Технические решения, резко снижающие шум, могут найти применение при разработке перспективных сверхзвуковых самолетов разного назначения. В первую очередь, ими должны заинтересоваться создатели гражданских самолетов. В свое время ударная волна помешала развитию гражданской сверхзвуковой авиации: она ограничивала возможные районы полетов и не позволяла строить развитую маршрутную сеть. Если громкость волны удастся сократить, гражданская авиация получит новые возможности.

В ожидании результатов


Одной из задач агентства NASA является разработка новых технологий и решений, которые затем будут использоваться в реальных проектах авиационной техники. Программа QueSST преследует именно такие цели. С ее помощью проведут исследования и практические эксперименты, которые покажут работоспособность и потенциал новых необычных решений в области аэродинамики и авионики.

По результатам предварительных испытаний отдельных компонентов на стендах, участники программы QueSST делают положительные оценки и смотрят в будущее с оптимизмом. Однако результаты лабораторных проверок и теоретических изысканий необходимо подтвердить в ходе полноценных наземных и летных испытаний самолета-демонстратора технологий. Строительство опытного X-59 уже завершено, и его летные испытания теперь являются делом самого ближайшего будущего.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    11 июля 2023 08:29
    Такая программа в это же время существовала и в Европе, причём работы велись совместно с РФ. На приведенном фото испытаний в аэродинамической трубе проводятся исследования обтекания модели методом лазерного ножа (зелёный контур). Верхний свет забыли выключить.
  2. +3
    11 июля 2023 09:57
    Это очень интересный проект с 98% вероятностью успеха в виде летающих серийных самолётов лет через 10-15. На Западе активно развиваются несколько конкурирующих частных разработок коммерческих сверхзвуковых самолётов, конкорды 2.0. Мне очевидно, что успех любой из них – лишь вопрос времени. Разработки – гражданские, задачи по снижению шума и уменьшению ударной волны военным, казалось бы, не важны.

    Но жизнь (мавики, Starlink, гибридные авто) учит нас, что сугубо гражданские разработки при условии их отработанности, массовости непременно заинтересуют военных. Коммерсанты будут требовать от сверхзвуковых самолётов экономичность, неприхотливость, ресурс, что обязательно скажется на военных разработках.

    Жаль только, "жить в эту пору прекрасную" нам нам не светит. У нас смехотворная для 2023 г. разработка Ту-160М – единственный вариант.
    1. -1
      11 июля 2023 12:03
      может к ТУ -144 еще вернемся. К ил-114 и ТУ-214 уже вернулись.
  3. 0
    12 июля 2023 11:32
    Смутно вспоминаются варианты Миг 21 с треугольным крылом.
    1. 0
      13 июля 2023 21:23
      Интересно место расположения двигателя в хвосте над фюзеляжем то есть воздухозаборник может затеняться крылом , что не есть хорошо , поэтому двигатели , обычно устанавливают снизу или по бокам фюзеляжа .или спереди как у Мигг-21