США жалуются на беспредел Су-35 в небе Сирии

16
США жалуются на беспредел Су-35 в небе Сирии

Ну вот, опять в США богуют, опять крики про «непрофессиональное безрассудное поведение» в небе и все прочее. Опять, понимаешь, враждебные действия российских самолетов и американских беспилотников. Только в этот раз не Су-27, а квинтэссенция в лице Су-35С.

В принципе, нового вроде как и ничего, ну два Су-35С (говорят, три, но наши по трое не летают, на троих несколько иные вещи творят), ну три MQ-9 Reaper, ну площадь у Сирии не очень большая, аппаратов летательных в воздухе много, потому, как в час пик на проспекте Андропова что-то да может произойти.



В общем, оно и произошло.


Там не совсем понятно, кто обгонял и как подрезал, но воздушного ДТП не случилось. Но претензии есть, потому что один из наших самолетов сбросил осветительные ракеты на парашютиках вроде как на пути «Жнеца». «На траектории», как написали многие американские СМИ.


Если рассматривать случившееся, как воздушное хулиганство, то даже в этом случае, ничего такого не случилось. Американцы тут же припомнили инцидент над Черным морем, когда облитый керосином «Жнец» булькнул в морскую пучину.

Здесь же последовало обвинение в «безрассудном поведении» российского пилота в отношении американских аппаратов. Именно ссылаясь на предыдущие инциденты такого характера, ВВС США были вынуждены начать размещение в регионе своих F-22. Хотя по сути, когда это американцев что останавливало от размещения своих вооружений на территории других стран? Последний раз это было в середине прошлого века, в так называемый Карибский кризис. Остановили советские ракеты с ядерными боеголовками на Кубе. А тут какие-то наезды на БПЛА… Смешно.

Однако в командовании ВВС США так не считают.

В заявлении, сделанном 5 июля, генерал-лейтенант Алекс Гринкевич, глава Центрального командования ВВС США (AFCENT), предоставил следующие подробности инцидента:

«Ранее сегодня (5 июля – прим), примерно в 10:40 утра, российские военные самолеты вели себя небезопасно и непрофессионально при взаимодействии с американскими самолетами в Сирии. В то время как три американских беспилотника MQ-9 выполняли миссию против целей ИГИЛ, три российских истребителя начали преследовать беспилотники. Вопреки установленным нормам и протоколам, российские самолеты сбросили несколько парашютных ракет перед беспилотниками, вынудив наши самолеты совершать маневры уклонения».


Очень сложно давать оценку происшедшему, не владея правилами воздушного движения, принятыми у военных. Если они вообще существуют, эти правила. Для гражданских воздушных судов да, существуют, но там есть коридоры, за самолетами следят диспетчеры и все более-менее организованно. Все это делается организацией международной авиационной деятельности (ИКАО).

Следуют ли военные самолеты руководствам ИКАО – вопрос. Нет, там, где они просто совершают полеты, перелеты и все прочее – да. А вот насчет зон боевых действий (а «Жнецы»-то летели не видосики снимать, американцы об этом прямо сказали) – это вопрос на тысячу.

Идем дальше. Получилось скомпилировать выкрики в адрес пилотов ВКС РФ из американских СМИ и от официальных лиц, получилась довольно своеобразная картина. Но для начала я дам объяснения от пилота российских ВКС, которые очень хорошо прояснят суть происходящего.

Что происходит, когда самолеты российских ВКС перехватывают самолет другой страны вблизи своего воздушного пространства?


Первым делом чужой самолет необходимо взять на сопровождение. Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Здесь важно произвести опознание самолета и страны, которой он принадлежит и передать наземным службам.

После этого начинается привлечение внимания пилота самолета-нарушителя. Российский летчик, следуя параллельным курсом, «машет крыльями», демонстрируя свой набор вооружения. Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа чужого самолета. И вот здесь весьма часто летчики всех стран используют либо ИК-ловушки, либо осветительные ракеты, которые своими вспышками дополнительно привлекают внимание той стороны. Особенно это действенно в темное время суток или в дождь.

Когда наш летчик понимает, что его видят, то поворотом ручки управления делает деликатный «кивок» в сторону от государственной границы, предлагая чужому летчику начать маневр отхода к своей территории. Если нарушитель не реагирует, то все описанное повторяется с другого борта самолета-нарушителя.


Существуют определенные правила воздушного этикета, так вот эти действия – они считаются предельно вежливыми и корректными.

Тут еще стоит уточнить, что вся эта воздушная карусель происходит без радиообмена. В подавляющем большинстве случаев пилоты самолетов двух стран не знают частот друг друга, потому все и происходит на уровне языка жестов.

Бывают приятные исключения. Например, в Сирии российские и американские летчики имеют общий канал связи и хоть как-то могут координировать свои действия. Кстати, особых причин для недовольства у сторон не было. Но такое сотрудничество сегодня — большая редкость, многие программы взаимодействия Россия-НАТО массово блокируются, что вообще не идет на пользу сторонам.

Теперь о происшествии с другой стороны. Тут напомню эпизод с Су-30 и «Посейдоном», когда наш самолет немножко так потрепал форсажом Р-8А, о чем американцы тут же взвыли на всех частотах. Но вообще, о чем говорит такой прием? О том, что все вышеперечисленное уже было использовано. «Посейдон», видимо, пер, как гопник на своей «БМВ», не обращая внимания ни на кого. Игнорируя все вежливые способы информирования.


Невежливые способы, да, это как раз «подрезка» с обязательной турбулентностью или «клещи», когда такой маневр осуществляют два самолета. Дальше уже идут более радикальные методы типа стрельбы из пушки по курсу или пуск сигнальных или даже боевых ракет.


Сигнальные, конечно, предпочтительнее, потому что боевыми надо стрелять уже на поражение.
Что можно сказать о событии в сирийском небе? Как мне кажется, ситуация разворачивалась так: «Жнецы» куда-то летели по своим делам, видимо, их операторы на другом конце мира (ну кто не знает – все стратегические дроны США управляются из центра на территории страны, в штате Мэриленд) скорее всего, не поставили с известность сирийские власти, про российский контингент просто молчим. Результатом стал подъем в воздух звена Су-35С.

И вот «сушки» перехватывают «Жнецов». То есть, догнали, поравнялись… и что дальше? А дальше ничего. Полное такое и толстое, потому что у MQ-9 нет кабин, в которых сидели бы пилоты. И то шоу, которое устроили наши пилоты, оно имело одну-единственную цель – привлечь внимание операторов БПЛА.

Сейчас очень сложно сказать, куда летели MQ-9, зачем. Американцы говорят, что летели по ИГИЛ. Значит, на подвесках были бомбы или ракеты. В том случае, если маршрут проходил над секторами ответственности наших войск, беспокойство вполне обоснованно.

И здесь действия российских пилотов смотрятся очень даже грамотно. Смысл устраивать пилотажное шоу перед камерами, если операторы за тысячи километров могут просто не увидеть их? Кстати, а кто сказал, что наши не танцевали перед «Жнецами»? Записи-то весьма куцые…


Осветительные ракеты. Не «по пути следования», а в поле зрения камер. Чтобы операторы, наконец, проснулись и начали реагировать. Видимо, ракеты сделали свое дело, и операторы увидели наши самолеты, но реагировали недостаточно быстро. Потому один из самолетов решил встряхнуть струей турбулентности БПЛА. И вот после этого, наконец, американские погонщики «Жнецов» начали маневрирование.

Конечно, лучше поздно, чем никогда.

Крики американцев о том, что российские летчики спровоцировали ситуацию, в которой беспилотники могли бы налететь на ракеты, которые висели на парашютах, смотрятся бредово.

Вот если бы наши сбросили керосин из баков, как это сделал пилот Су-27, угробивший такой же MQ-9 над Черным морем, а в облако керосина сбросили эти ракеты – вот тогда да, было бы весьма интересное файер-шоу. А так…


«Эти события представляют собой еще один пример непрофессиональных и небезопасных действий российских военно-воздушных сил, действующих в Сирии, которые угрожают безопасности как американских, так и российских сил. Мы призываем российские силы в Сирии прекратить это безрассудное поведение и придерживаться стандартов поведения, ожидаемых от профессиональных военно-воздушных сил, чтобы мы могли возобновить наше внимание к окончательному разгрому ИГИЛ».


Это снова Гринкевич. А в своих коммюнике представители AFCENT (это центральное командование ВВС США) говорят, что «вооруженные российские истребители» пролетали над силами коалиции во главе с США в Сирии не менее 26 раз в период с 1 марта по 19 апреля 2023 года. Командование также заявило, что с марта было зарегистрировано 63 нарушения протоколов о предотвращении конфликтов между американскими и российскими силами.

В общем – тихий ужас…

И вот он вам «адекватный ответ»: развертывание на Ближнем Востоке F-22 из 94-й истребительной эскадрильи со штаб-квартирой на объединенной базе Лэнгли-Юстис в Вирджинии. Планируется, что эти самолеты могут обеспечивать сопровождение беспилотных летательных аппаратов, если это необходимо.

Конечно, можно и даже нужно признать, что некоторое обострение отношений имеет место. Однако, если мы посмотрим на то, где происходили инциденты, то самые известные почему-то были в акватории Черного моря.

Не в Северном. Не рядом с побережьем Флориды или Калифорнии, а именно в Черном. Там да, два Су-27 уронили в воду MQ-9 в марте этого года, там же еще один Су-27 вызвал неприятные ощущения у экипажа британского самолета радиоэлектронной разведки RC-135W «Rivet Joint» то ли случайно запущенной, то ли внезапно сшедшей ракетой. Но в случае с британским разведчиком все обошлось, ракету дистанционно подорвали самоликвидатором, салон самолета, надеюсь отмыли.

Собственно, говоря, ничего такого и не произошло. Да, «Жнец», который нахлебался сперва керосина, а потом морской воды – это неприятно, но не смертельно. Беспилотник все-таки. Ну а сброс нескольких ракет для привлечения внимания операторов – так и вообще не выглядит чем-то злонамеренным. Согласитесь, это как надо ухитриться, чтобы БПЛА, которым управляет целый экипаж их трех-четырех человек, пусть и дистанционно, врезался в эту ракету. Весьма, кстати, небольшую.

Нет, конечно, если там еще «Джек Даниэльс» применить, то да, шансы есть.

В принципе, все довольно мирно и спокойно. Чего поднимать такой шум, если честно, то не совсем понятно.

Да вот, тут еще и французы подтянулись. 6 июля начались рыдания на тему того, что два «Рафаля», которые патрулировали сирийско-иракскую границу, встретились в воздухе с парой Су-35С. И французики тоже лили слезки на тему того, как нагло и непрофессионально вели себя русские. Французы «были вынуждены маневрировать, чтобы контролировать риск аварии, прежде чем продолжить патрулирование».


Очень хотелось бы подробностей. Так-то обвинить можно кого угодно, но вот сама формулировка не совсем понятна. Складывается впечатление, что доблестные французы просто свалили с маршрута патрулирования в сторону, потому что увидели на радарах Су-35С. Так, на всякий случай.

Но в целом эти крики о непрофессиональном подходе, они требуют расшифровки. Хотелось бы понять, а «профессионально» - это как? Это как «Рафали» сделали, бегом прятаться, пока не прилетело, или что?

А ведь были времена, когда пилоты крыло в крыло летали, показывая, у кого титан звенит в костюмах…

Сегодня же мы можем до бесконечности наблюдать эту приятнейшую картину: как течет вода, как горит огонь и как ВВС США ноют, что им мешают нормально летать.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    10 июля 2023 05:17
    Нормально считаю. Пускай несут расходы, жгут ресурс, а то повадились беспилотниками обходиться, на истребителях экономить.
    1. +8
      10 июля 2023 06:04
      США жалуются на беспредел Су-35 в небе Сирии
      А кто их туда звал ?
      1. -6
        10 июля 2023 06:05
        Столько радости по поводу несбитого беспилотника говорит только о том, что никакого "ну наконец-то начали сбивать", о котором было столько разговоров после упавшего Рипера, нет. Всё продолжается как всегда.
        1. 0
          10 июля 2023 12:09
          А нельзя в Сирии обойтись простыми Су-27П?
          1. 0
            10 июля 2023 16:08
            Лучше разумно молчать, чем глупо говорить.
            1. 0
              10 июля 2023 20:29
              Как сказал поэт Некрасов - "Я слышу звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы,но в диких криках озлобленья"...
  2. +1
    10 июля 2023 08:22
    Сегодня же мы можем до бесконечности наблюдать эту приятнейшую картину: как течет вода, как горит огонь и как ВВС США ноют, что им мешают нормально летать.
    Большее удовольствие было бы если ВВС США вообще нормально не летало. request
  3. +2
    10 июля 2023 09:48
    Что же, можно согласиться с автором.

    Нытье американцев неприятно напоминает совершенно другое нытьё, про ножи в псину. Уважающие себя (и своих так сказать "избирателей") люди не должны себе такого позволять.

    Беспилотники созданы для в том числе того, чтобы гусарство в стиле старшего лейтенанта Цымбала проходило без особых последствий. Либо американцы принимают эти условия, либо устанавливают бесполетную зону и там уже летают как хотят.
  4. +1
    10 июля 2023 11:47
    Касательно французов, вспоминается "Нормандия-Неман". Даже не верится, что вместе били фашистский нечисть...

    Воспоминание об эскадрилье «Нормандия»

    "Я волнуюсь, заслышав французскую речь,
    Вспоминаю далёкие годы.
    Я с французом дружил, не забыть наших встреч
    Там, где Неман несёт свои воды.
    Там французские лётчики в дождь и туман
    По врагу наносили удары,
    А советские парни в рядах партизан
    Воевали в долине Луары.
    В небесах мы летали одних,
    Мы теряли друзей боевых,
    Ну, а тем, кому выпало жить,
    Надо помнить о них и дружить.
    Что ты делаешь нынче, французский собрат,
    Где ты ходишь теперь, где летаешь?
    Не тебя ль окликал я: «Бонжур, камарад!»,
    Отвечал ты мне: «Здравствуй, товарищ!».
    Мы из фляги одной согревались зимой,
    Охраняли друг друга в полёте,
    А потом ты в Париж возвратился домой
    На подаренном мной самолёте.
    Я приеду в Париж, все дома обойду,
    Под землёю весь город объеду.
    Из «Нормандии» лётчика там я найду,
    Мы продолжим былую беседу.
    Мы за правое дело дрались, камарад,
    Нам война ненавистна иная.
    Не поддайся обману, французский собрат,
    Верность клятве своей сохраняя.
    В небесах мы летали одних,
    Мы теряли друзей боевых,
    Ну, а тем, кому выпало жить,
    Надо помнить о них и дружить".

    Не поддайся обману, французский собрат!
    А ведь песня была написана в 1957 году...
    1. 0
      10 июля 2023 19:10
      Помню, в детстве у меня была книжка "В горах Дордони". Там наши военнопленные, сбежав из немецкого лагеря, воюют вместе с французскими партизанами...
  5. +2
    10 июля 2023 13:26
    Действия наших ВКС в Сирии - прямо бальзам на душу! Надо было бы, ещё, керосинчику "плеснуть" на "Жнеца", для полного "антуража"... Молодцы пилоты! Пора этих "раздухорившихся" "повелителей мира" и их "шестёрок" ставить на место. НЫНЕШНИЙ МИР уважает, только, силу и неотвратимость получения "сдачи" в, самый кратчайший срок....Той Франции, что была при Де Голе, Шираке, уже нет, есть, нечто, аморфное, безликое, лишённое гордости и суверенитета, под общим названием ЕС......
  6. +2
    10 июля 2023 15:12
    США жалуются на беспредел Су-35 в небе Сирии

    Так нам бы тоже нужно пожаловаться на то, что не дают Су-35 нормально летать в Сирии и также устраивают беспредел вдоль наших границ...
  7. +3
    10 июля 2023 15:15
    беспрелить надо в небе над украинцами.
    а ирану с сирией передать ракеты.
    у сирийцев железобетонные права есть отжарить ов на сирийской территории.
    только для этого яйца нужны.
  8. +2
    10 июля 2023 17:27
    Все прекрасно расписано и кто увлекается авиацией, думаю и без разъяснений на огромную статью знает порядок действий при перехват. Только одно автор забыл добавить - все эти финты в воздухе против больших самолётов и дронов разом закончатся, как только американские пилоты истребителей получат команду на применение оружия. Думаю, соотношение сил НАТО и России в Сирии все знают. По этому хвастаться мускулами перед бесзащитными целями - дело полезное, но далеко не геройское. То, что наши самолёты иногда сбиваются аж по паре в день, все тоже думаю помнят. Я не в коем случае не уменьшаю профессионализм и смелость наших пилотов и мощь истребителей, просто надо помнить, что с той стороны тоже не дятлы тупые и не на кукурузниках они.
  9. 0
    10 июля 2023 23:36
    Когда собьют наш самолёт в Сирии начнётся история с ножами в спину. Что F-22, что Рафаэль не будут делать dogfight, обнаружат раньше и пустят ракеты оставшись необнаруженными.
  10. 0
    1 октября 2023 12:56
    Сирийское небо наше, как хотим так и летаем, а вот, что атм делают американские самолеты?