Перспективы использования ВСУ зенитных ракет 5В28 из состава ЗРК С-200ВМ для нанесения ударов по наземным целям

44
Перспективы использования ВСУ зенитных ракет 5В28 из состава ЗРК С-200ВМ для нанесения ударов по наземным целям

На Военном обозрении 13 июля вышла статья Романа Скоморохова Загадка, упавшая колом в землю, в которой он рассуждает о возможности применения украинских ЗРК С-200 для обстрела наземных целей.

Мне не известна военно-учётная специальность автора данной публикации, но, судя по всему, о советском ЗРК большой дальности С-200 в частности и системе ПВО страны вообще он имеет поверхностное и местами искажённое представление. В статье, посвящённой возможному применению снятых с боевого дежурства украинских дальнобойных зенитных ракет, Роман зачем-то приводит не имеющую к этому отношению информацию и, напротив, упускает важные технические детали и организационные нюансы.



Также из комментариев читателей, оставленных к статье Романа, следует, что не все из них понимают, что собой представлял ЗРК С-200ВМ, и какими возможностями он обладал.

Актуальное состояние украинских ЗРК С-200


После распада Советского Союза на Украине осталась мощная группировка сил ПВО, подобной которой не было ни в одной из союзных республик. Большим арсеналом противовоздушных средств обладала только Россия. В 1992 году воздушное пространство УССР защищали два корпуса (49-й и 60-й) 8-й отдельной армии ПВО. Кроме того, на территории Украины находился 28-й корпус ПВО 2-й отдельной армии ПВО.

Структура и вооружение зенитных ракетных войск, размещённых на Украине, были аналогичны принятым в войсках ПВО СССР. В 1991 году на территории Украины находилась техника и вооружение 18 зенитно-ракетных полков и зенитно-ракетных бригад, в которых было более 100 зенитно-ракетных дивизионов, вооружённых ЗРК: С-75М3, С-125М/М1, С-200ВМ и С-300ПТ/ПС.

По состоянию на 2010 год в работоспособном состоянии на Украине имелось примерно три десятка объектовых зенитных систем и комплексов средней и большой дальности: С-300ПТ/ПС и С-200ВМ.

В 2013 году Украина имела несколько дивизионов, вооружённых дальнобойными С-200ВМ. Поддержание в рабочем состоянии ЗРК С-200ВМ с жидкостными ракетами, в которых использовалось токсичное топливо и агрессивный пожароопасный окислитель, было возможно благодаря героическим усилиям расчётов и проведению восстановительного ремонта.

Уже 10 лет назад боевая ценность этих одноканальных ЗРК была невысокой, а эксплуатационные расходы очень значительными. Справедливости ради, стоит признать, что С-200ВМ являлся самым дальнобойным украинским средством ПВО. Но это обесценивалось плохим техническим состоянием аппаратной части комплексов и зенитных ракет, что обуславливалось высокой степенью износа, а также низкой помехозащищённостью и одноканальностью по цели.

Где-то в 2008 году «Укроборонпром» анонсировал программу восстановления и модернизации ЗРК С-200ВМ, но после анализа вариантов это признали нерациональным и ресурсы направили на поддержание в рабочем состоянии многоканальных ЗРС С-300ПТ/ПС с твердотопливными ЗУР.

В 2014 году начался вывод из эксплуатации украинских С-200ВМ, а в 2016 году формально выведен из боевого состава последний дивизион 540-го Львовского зенитного ракетного полка.

Есть основания полагать, что часть техники и ЗУР снятых с боевого дежурства С-200ВМ направили на хранение, и сейчас они могут быть переделаны для обстрела наземных целей. Впрочем, в этом имеется мало смысла, а почему – рассмотрим ниже.

Какие ЗУР из состава ЗРК С-200ВМ могут иметься в распоряжении ВСУ?


В своей статье Роман пишет:

«Ракета 5В21 в любой модификации имела полуактивную головку самонаведения…»

Вообще-то в составе ЗРК семейства С-200 использовались ЗУР разных модификаций: 5В21 (В-860) – для ЗРК С-200А, 5В21П (В-860П) – для ЗРК С-200В, и 5В28 (В-880) – для модернизированного ЗРК С-200ВМ. Теоретически модернизированная «Вега» может стрелять старыми ракетами, имеющими меньшую дальность, но такая возможность использовалась только для «утилизации» ЗУР на полигонах (во время учебно-контрольных пусков), которые не имели дальнейших перспектив эксплуатации в строевых дивизионах.

Зенитная ракета модификации 5В21, использовавшаяся в составе ЗРК С-200А, принятого на вооружение в конце 1960-х, как и другие ЗУР, применявшиеся в составе поздних вариантов С-200, была оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Но не понятно, какое отношение к возможным ударам по территории России имеют неоднократно упоминаемые Романом ЗУР 5В21, которые давно утилизированы и отстреляны на полигонах, и считались устаревшими уже в начале 1980-х?

В составе ЗРК С-200ВМ, доставшихся Украине в наследство от СССР, использовались ЗУР модификации 5В28(В-880) с дальностью стрельбы до 240 км, и в статье Романа, где он приводит фотографии якобы ракет 5В21, запечатлены именно они.


Якобы ЗУР 5В21 на стартовой позиции. На самом деле ракеты 5В28

Ну и ещё зачем-то фотография старта экспортной ракеты В-880Э из состава иранского ЗРК С-200ВЭ.


Старт иранской ракеты В-880Э

В Иране ракеты, поставленные в 1992 году, в ходе капитального ремонта существенно модернизировали, и они по внутренней начинке ещё больше отличаются от ЗУР 5В21, чем стандартные 5В28.

Цитата, Роман Скоморохов:

«Не исключено также, что Украина могла даже получить ракеты для С-200 из других источников. Хотя о такой передаче не было объявлено, потенциальные доноры существуют в Европе, причем Болгария и Польша являются текущими операторами.»

Такие поставки крайне маловероятны, и вот почему. Болгария, получившая в середине 1980-х два ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 26 ракет В-880Э, в связи с высокими эксплуатационными расходами вывела их из эксплуатации более 20 лет назад и сейчас они неработоспособны. Польша имела два ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 38 ракет В-880Э и даже в 2002 году модернизировала один комплекс до уровня S-200С Wega, но в 2014 году он снят с боевого дежурства. Даже если в Польше и Болгарии сохранились пригодные к восстановлению ракеты В-880Э, доставка их в Украину и реанимация будут сопряжены с большими трудностями, при отсутствии реальных боевых перспектив.

Радиолокационные средства ЗРК С-200ВМ


Рассматривая возможность применения украинских ЗРК С-200ВМ по земле, Роман упоминает радиолокационные средства, допуская ряд существенных неточностей:

«РЛС раннего обнаружения из состава комплекса С-200 типа П-14, П-35 имели превосходную дальность обнаружения, от 400 до 600 км (С-200 был комплексом большой дальности), РЛС раннего предупреждения 5Н87/5Н87М и П-15М работали на обнаружение низколетящих целей.»

Устаревшие РЛС П-14 и П-35, выпущенные в 1960-е годы, давно списаны. Упомянутые радиолокационные комплексы 5Н87/5Н87М (а не РЛС) включают в себя станции дежурного режима, а также радиовысотомеры и предназначены в основном для контроля средних и больших высот. Мобильные маловысотные РЛС П-15М на базе ЗиЛ-157, использовавшиеся по большей части в войсковой ПВО, давно выведены из эксплуатации, и совершенно не ясно, какое отношение они имеют к С-200.

Если мы ведём речь именно про украинские ЗРК С-200ВМ, то для обзора воздушной обстановки и точного измерения координат в радиотехнических подразделениях, придаваемых зенитным ракетным полкам, имелись радиолокаторы дежурного режима 5Н84А, П-37, 35Д6, а также радиовысотомеры ПРВ-13 и ПРВ-17.

Двухкоординатная РЛС 5Н84А «Оборона-14», работающая в метровом частотном диапазоне (фото которой в статье Романа имеется), уверенно обнаруживает истребитель, летящий на высоте 10 км на дальности более 300 км. Обновление информации происходит каждые 10 или 20 с.


РЛС 5Н84А

Украинский вариант 5Н84АМА, принятый на вооружение в 2011 году, имеет те же характеристики. В ходе модернизации осуществлён переход на модульную конструкцию и новую элементную базу, что позволило повысить надёжность станции и снизить энергопотребление. Увеличилось число рабочих частот и помехозащищённость. В настоящее время все украинские РЛС «Оборона-14» выведены из строя или уничтожены.

До начала «спецоперации» в украинских РТВ также имелись РЛС дежурного режима П-37, работающие в диапазоне частот 2830-3010 МГц и инструментальной дальностью до 350 км.

Роман не вспомнил о трёхкоординатной радиолокационной станции 35Д6, работающей в дециметровом частотном диапазоне. Эта РЛС является одной из лучших поздних советских и способна обнаруживать цели, летящие на малых высотах. Дальность обнаружения – до 360 км.

На РЛС 35Д6 антенный пост с поворотным устройством и кабина управления монтировались на едином полуприцепе.


РЛС 35Д6

Радиолокатор 35Д6 обладает хорошей помехозащищённостью, после доработки может применяться в составе современных автоматизированных систем и при необходимости работать в режиме автономного пункта управления.


РЛС П-37 и радиовысотомер ПРВ-13

Упоминая устаревшие и снятые с вооружения РЛС П-14 и П-35, Роман забыл про радиовысотомеры ПРВ-13 и ПРВ-17, которые работают в паре с двухкоординатными РЛС 5Н84А и П-37.


Радиолокатор подсвета цели ЗРК С-200ВМ

Именно при помощи радиовысотомеров осуществляется точное определение координат, необходимое для выдачи автоматизированного целеуказания операторам радиолокатора подсвета цели 5Н62В (антенный пост К-1В).


Рабочее место оператора РПЦ

Впрочем, как и на других советских объектовых ЗРК, операторы РПЦ модернизированной «Веги» имели возможность самостоятельного поиска цели в режиме «широкого луча». Но это требовало большего времени, чем при предварительном получении точного целеуказания.

Некоторые особенности боевого применения ЗРК С-200


Относительно боевого применения Роман пишет:

«…цель должна была находиться в луче РПЦ до момента подрыва БЧ ракеты. Это важно, поскольку обеспечить такие условия для наземной цели не так просто.»

Не то чтобы обеспечить поражение ЗУР из состава ЗРК С-200 наземной цели не просто, а невозможно. На этапе проектирования С-200А рассматривалась возможность обстрела крупных радиоконтрастных целей типа «железнодорожный мост» или «крейсер».

Кривизна земной поверхности на удалении более 70 км не позволяет обеспечить надёжную радиолокационную подсветку даже крупной наземной цели, а на небольшой дальности многочисленные отражения от складок местности и искусственных сооружений делают устойчивое наведение крайне проблематичным. Более того, даже при стрельбе по воздушным целям надёжное поражение объектов на высоте менее 300 м затруднено. В связи со всем этим режим «земля» для ЗРК С-200 не существует, и, соответственно, стрельба в штатном режиме по наземным и надводным целям ракетами 5В21, 5В21П и 5В28 не предусмотрена.

В случае если полуактивная радиолокационная головка самонаведения по какой-то причине перестаёт видеть цель, в течение 7-10 секунд на рули ракеты выдаётся команда «максимально вверх». Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части.

Отдельно стоит упомянуть о возможности нанесения ударов по земле ЗРК с радиокомандной системой наведения. В ряде источников говорится, что ЗРК С-75 поздних модификаций могли наносить удары по земле ракетами со «специальной» боевой частью. В СНР-125 маловысотных комплексов С-125М/М1А также имелся режим «земля», что позволяло обстреливать радиоконтрастные наземные и морские цели ракетами с осколочными и «специальными» боеголовками.

То же самое в полной мере относится к ЗРС советского производства С-300ПТ/ПС, в которых используются ракеты 5В55Р/РМ с радиокомандным наведением второго рода (с визированием через ракету). До начала «специальной военной операции» на учениях неоднократно осуществлялись учебно-тренировочные стрельбы российских ЗРС С-300ПС, с нанесением ударов по наземным целям с заранее известными координатами. При этом дальность стрельбы не превышает 50 км. Об отработке таких задач ранее неоднократно писали в официальных СМИ, например здесь.

Возможность и перспективы использования ЗУР 5В28 против наземных целей


Цитата, Роман Скоморохов:

«На бумаге в теории – да, 5В21 могла пролететь до 300 км.»

Не на бумаге и не в теории. Ракета комплекса С-200 способна пролететь более 500 км, и такие случаи известны. В конце 1980-х в ходе учебно-контрольных стрельб в Казахстане после отказа системы наведения ЗУР не самоликвидировалась и, вылетев за пределы полигона, упала на колхозное поле. При падении ракета не взорвалась, впоследствии была разобрана на месте и вывезена на полигон для утилизации.

Безусловно, оснастить ЗУР 5В28 или любую другую ракету этого семейства контактным взрывателем, который инициирует боевую часть при ударе о землю, несложно. Другой вопрос – куда полетит неуправляемая ракета с намертво законтренными рулями и куда она сможет попасть?

В феврале 1991 года во время операции Desert Storm иракцы пытались запускать в сторону войск многонациональных сил зенитные ракеты В-755 из состава ЗРК С-75М «Волга». Все ракеты упали в пустыне, не причинив вреда противнику. С полной уверенностью можно утверждать, что результат применения неуправляемых ЗУР 5В28 будет не лучше, и неуправляемые ракеты, запущенные в «белый свет как в копеечку», будут представлять опасность лишь для гражданского населения.


Для того чтобы появилась возможность наносить точные удары по конкретным объектам, в первую очередь требуется внести изменения в аппаратуру управления, отказавшись от радиолокационной полуактивной ГСН. Относительно легко зенитную ракету можно превратить в оперативно-тактическую путём совмещения бортовой аппаратуры управления с GPS навигатором, что уже активно используется на дронах-камикадзе. Также для того чтобы контролировать дальность стрельбы необходимо внедрить механизм отсечки топлива, чего на зенитной ракете нет.

Впрочем, это не самая большая проблема, которая возникает при переделке ЗУР в ОТР. Те, кто хотя бы немного знаком с ЗРК семейства С-200, знают, насколько это громоздкий и сложный комплекс. Фактически «двухсотка» является «полустационарным» ЗРК и разворачивается на хорошо оборудованных в инженерном отношении позициях. Перебазирование С-200 возможно, но оно занимает много времени и очень трудоёмко.

Старт ракеты осуществляется с массивной пусковой установки 5П72В, на которой также проходит предстартовая подготовка. После пуска очередная ЗУР подаётся с одной из двух заряжающих машин 5Ю24.


Заряжание пусковой установки 5П72В ЗУР 5В28 при помощи заряжающей машины 5Ю24

Заряжающая машина 5Ю24 представляла собой раму на рельсовом ходу с передней и задней опорами для ракеты, механизмами и приводами передвижения ЗМ по рельсам, механизмами сцепления с ПУ 5П72В и досылки ракеты, обеспечивающими автоматический цикл заряжания, включая подъезд к ПУ и возвращение в исходное положение.

В связи с тем, что все существовавшие ранее стартовые позиции С-200ВМ в Украине ликвидированы, а сами пусковые установки 5П72В и заряжающие машины для них обладают крайне низкой мобильностью, обеспечить пуск ракет в прифронтовой полосе с использованием штатных средств ЗРК С-200ВМ будет очень непросто.

Логичным выглядит создание буксируемой или самоходной пусковой установки, установленной на колёсное или гусеничное шасси большой грузоподъёмности, но и в этом случае придётся преодолеть много технических сложностей.

В начале 2000-х в Ливии с участием иностранных специалистов предприняли попытку улучшить мобильность ЗРК С-200ВЭ путём размещения основных элементов комплекса на колёсной базе.


Для этого пусковую установку 5П72В установили на большегрузное шасси повышенной проходимости МАЗ-543, поместив ракету между кабинами, по типу ОТР Р-17. Радиолокатор наведения также смонтировали на МАЗ-543. Средства технического и материального обеспечения были размещены на базе автопоездов КрАЗ-255Б.

Однако ничего хорошего из этого не получилось. При пуске ракеты, стартующей под углом 48°, на МАЗ-543 воздействовали реактивные выхлопы твердотопливных ускорителей, из-за чего колёсный тягач выходил из строя. Кроме того, из-за высокого центра тяжести имелась склонность к опрокидыванию, а при транспортировке заправленной ракеты она испытывала слишком большие ударные нагрузки.

Меня очень повеселил комментарий одного читателя, цитата:

«Как, по-вашему, возможно ли применение С-200 с воздушного носителя и насколько при этом возрастёт дальность?»

К счастью, в воздушных силах Украины не существует самолёта, под который можно было бы подвесить ракету массой 7100 кг, длиной почти 11 м и диаметром 0,86 м. Для сравнения, широко распространённый истребитель МиГ-21Ф-13 имел такой же нормальный взлётный вес. Да и подвеска зенитной ракеты под воздушный носитель невозможна в принципе, так как ЗУР 5В28 заряжается на «пушку» сверху, что характерно для всех советских объектовых ЗРК первого поколения.


Для лучшего понимания габаритов ракеты – фото пусковой установки 5П72В и установленной на неё ЗУР 5В28 рядом с людьми. Также видны рельсы, по которым выезжают из железобетонного укрытия заряжающие машины 5Ю24

Что касается предстартовой подготовки, то следует понимать, что ракета не может находиться в снаряжённом и заправленном состоянии бесконечно долго, а компоненты реактивного топлива имеют определённые сроки хранения. Просроченные топливо и окислитель склонны к потере своих свойств и саморазложению, что чревато возникновением аварийных ситуаций при заправке и может привести к нештатному режиму работы ЖРД. В настоящее время Украина не располагает запасами свежего горючего ТГ-02 и окислителя АК-27, а налаживание их производства в условиях, когда промышленные предприятия и объекты энергетики подвергаются ударам крылатыми ракетами и беспилотниками, нереально.

Подготовка к пуску долго находившихся на хранении жидкостных зенитных ракет, произведённых около 40 лет назад и требующих заправки адскими компонентами, состоящими из очень агрессивного пожаро- и взрывоопасного окислителя и весьма токсичного топлива, является очень неординарной задачей. Для этого необходимо специальное оборудование технической позиции, а саму процедуру заправки расчёты осуществляют в костюмах химической защиты и в изолирующих противогазах. Пренебрежение средствами защиты кожи и органов дыхания и нарушение технологии заправки неизбежно приводит к тяжёлым последствиям.

В то же время на вопрос, возможно ли использовать зенитные ракеты комплекса С-200ВМ для обстрела наземных целей, следует ответить утвердительно. Но конвертация ЗУР 5В28 в ОТР потребует очень существенных материальных ресурсов и будет весьма трудоёмкой, что отрицательно скажется на критерии «стоимость-эффективность», при туманных перспективах боевого применения. Я далёк от того, чтобы недооценивать оружие противника, как и не являюсь сторонником тезиса «поздно, мало, бесполезно». Возможно, что украинские специалисты, среди которых немало тех, кто обладает высокой квалификацией, попытаются сделать из зенитных ракет оперативно-тактические, но боевая эффективность таких самоделок с учётом всех обстоятельств весьма сомнительна.

На мой взгляд, гораздо большую опасность для стационарных объектов в глубине российской территории представляют не переделанные зенитные ракеты, а тяжёлые БПЛА советского производства Ту-141 и Ту-143 или беспилотные учебно-тренировочные L-39 Albatros, оснащённые боевым зарядом, а также вновь создаваемые украинские и существующие западные дроны большой дальности.


Судя по имеющейся фотографии, сделанной за мгновение до падения неустановленного объекта в Брянской области, он по очертаниям больше похож на дальний разведывательный беспилотник Ту-141, чем на зенитную ракету 5В28.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    18 июля 2023 05:45
    Мне не известна военно-учётная специальность автора данной публикации

    Спасибо за отличную статью! Такого высокопрофессионального и квалифицированного обзора ЗРК С-200, да и вообще одного из видов вооружения и его возможного использования, давненько не было на ВО. Сразу чувствуется профессионал! drinks
    p.s. А ВУС у г-на Скоморохова обширный. Недавно была его статья про японские НАПЛ. Примерно такого же уровня, как и вышепреведенная.
    1. +3
      18 июля 2023 12:21
      Цитата: Дилетант
      А ВУС у г-на Скоморохова обширный. Недавно была его статья про японские НАПЛ.
      Да вы что? Всё-таки дойдёт и до ПЛАРБ. laughing laughing drinks
      1. -3
        18 июля 2023 14:11
        у ВСУ где то ещё припрятаны 2 дивизиона ЗРК С-300В1 (1 из них был на хранении)
        - по сводкам Герасимова в уничтоженных их не было
        1. +2
          18 июля 2023 23:33
          На картинке - С-300В, без 1.
          Комментарий слишком короткий...
        2. 0
          19 июля 2023 01:10
          Цитата: Romario_Argo
          у ВСУ где то ещё припрятаны 2 дивизиона ЗРК С-300В1 (1 из них был на хранении)

          Прежде чем постить левые фотографии, разберитесь, чем С-300В отличается от С-300В1
  2. -3
    18 июля 2023 05:49
    Меня очень повеселил комментарий одного читателя, цитата:

    «Как, по-вашему, возможно ли применение С-200 с воздушного носителя и насколько при этом возрастёт дальность?»

    К счастью, в воздушных силах Украины не существует самолёта, под который можно было бы подвесить ракету массой 7100 кг, длиной почти 11 м и диаметром 0,86 м

    Спасибо за приведённые сведения.
    Приятно читать статью, написанную специалистом.
    А вопрос-то был вовсе не про боевые самолёты, а про вообще воздушное судно, что при осуществлении старта сбросом ракеты с большой высоты с задней аппарели значительно увеличивает баллистическую дальность. Так как по сведениям на ВО сплошность ПВО России на сегодняшний день отсутствует, это делает удар такой системой по большому скоплению мирного населения (скажем во время празднования дня города) весьма опасным. Про систему наведения/подрыва с использованием GPS вы рассказали. Так террористический удар такой сцепкой по глубокому тылу с запуском недалеко от границы вне зоны боевых действий - не исключён.
    1. +5
      18 июля 2023 08:28
      Цитата: Виктор Ленинградец
      А вопрос-то был вовсе не про боевые самолёты, а про вообще воздушное судно, что при осуществлении старта сбросом ракеты с большой высоты с задней аппарели значительно увеличивает баллистическую дальность.

      Не путайте ЗУР с БР. Баллистическую дальность при сбросе этой ракеты с аппарели существенно не увеличишь, так как высота и скорость носителя по меркам ЗУР 5В28 не столь велики. При этом понадобиться огромный объём НИОКР и испытаний, чего Украина себе позволить не может.В силу конструктивных особенностей ракеты 5В28 проще с нуля создать новую твердотопливную БР, чем приспособить эту ЗУР у воздушному пуску.
      1. -1
        18 июля 2023 17:42
        ждём новый Ту-160М2,
        там хотят реализовать бомбоотсеки для ракет средней дальности воздух-воздух
        к примеру Р-37 до 400 км, Р-77 до 100 км, в перспективе до 200 км.
        превращение Ту-160М2 в стратегическую воздушную крепость
      2. -1
        18 июля 2023 19:39
        Спасибо, однако наука баллистика говорит, что стартуя из разряженных слоев атмосферы ракета способна развить бОльшую скорость, чем при наземном старте (св. 1200 м/с) - а это много лучше чем снаряд "Колоссаль".
        Далее, при отсутствии сплошности ПВО, такая ракета (вовсе и не кувыркаясь на аэродинамически устойчивой платформе при скорости набегающего потока 130 - 140 м/с, как пишут комментаторы) достигнет скорости до 1800 м/с в верхних слоях тропосферы, после чего продолжит полёт по инерции и поразит не защищенную цель (рынок в выходной полдень, пляж на местном водоеме, пионерскую линейку, презентацию с участием значимых лиц и т.д..)
        Вы простите старика, но у всех нас, пусть когда-то, была своя ВУС, и мой хлеб был это предвидеть. Противник у нас изобретательный, и свои НИОКР может провести тренируясь на наших болевых точках. В мире полно списанных (но на один рейс хватит!) С-130, Вы приблизительно знаете количество С200, которые можно собрать по миру, ну и представьте себе точки по периметру Союзного Государства с которых может быть осуществлён пуск. А БЧ (по-факту крупнокалиберная шрапнель) максимально эффективна против человеческих скоплений.
        Так что дальность действия подобной сцепки и возможности противодействия ей для меня остаются серьёзным вопросом в свете любви Власти (что у нас в России, что в Союзной Белоруссии) к массовке.
      3. +2
        19 июля 2023 13:50
        Цитата: Bongo
        Не путайте ЗУР с БР.

        И с планирующими боеприпасами
    2. +1
      18 июля 2023 09:40
      Цитата: Виктор Ленинградец
      вопрос-то был вовсе не про боевые самолёты, а про вообще воздушное судно, что при осуществлении старта сбросом ракеты с большой высоты с задней аппарели значительно увеличивает баллистическую дальность.

      Ну, вот допустим вы сбросили ракету с тележкой или платформой (по другому никак) с Ил-76 летящего на скорости около 500 км/ч и высоте 5000 м, что дальше? А дальше конструкция весом около 8 т кувыркаясь камнем пойдет к земле. Сразу отделить платформу и запустить твердотопливные ускорители, а тем более основной двигатель из-за опасений за сохранность носителя не получится. Можно прицепить парашют к носовой части ракеты, чтобы она медленно опускалась вертикально. А после того, как носитель удалиться запустить двигатели. Но, что мы в этом случае выигрываем? Кроме того, у меня большие сомнения, что нежная жидкостная ракеты произведенная несколько десятилетий назад выдержит такие кульбиты.
  3. +4
    18 июля 2023 05:59
    Автору спасибо за подробный, профессиональный разбор темы. Особенно понравилось тактичное(!), вежливое исправление ошибок, недочётов предыдущего автора(Скоморохова) поднимавшего тему.
    hi
  4. +2
    18 июля 2023 06:48
    Ну, не заслужил Роман "ремня" за эту статью ! Потому что он Писатель ,а не Читатель ! Его призвание -писать , а не читать справочный материал перед написанием статьи ! И вообще...не "царское" это дело в "материале" ковыряться ! Можно "приказать" и консультанты всё выдадут ! Они не доглядели !
    P.S. Запомнилось мне из некогда прочитанной информации "про С-200",что в конце "жизни" С-200 были созданы и твёрдотопливные ЗУР...даже "маркировка" указывалась ! А правда ли это-нихт ферштейн ! hi
    1. +3
      18 июля 2023 08:32
      Цитата: Nikolaevich I
      Можно "приказать" и консультанты всё выдадут ! Они не доглядели !

      Прошу прощения, какие консультанты? Нет никаких консультантов. Я мог бы эту тему развить, но не стану.
      Цитата: Nikolaevich I
      Запомнилось мне из некогда прочитанной информации "про С-200",что в конце "жизни" С-200 были созданы и твёрдотопливные ЗУР...даже "маркировка" указывалась !

      Вы путаете с С-75, для С-200 даже экспериментальных твердотопливных ЗУР не существовало. no
      1. +1
        19 июля 2023 02:46
        Цитата: Bongo
        Прошу прощения, какие консультанты? Нет никаких консультантов.

        Это прискорбно. crying
        Некоторым авторам консультанты бы не помешали.
    2. 0
      18 июля 2023 09:03
      Вы намекаете на старый советский анекдот, при жителей крайнего Севера?))) так они и писать не всегда умели)))
    3. 0
      19 июля 2023 13:58
      Цитата: Nikolaevich I
      Потому что он Писатель ,а не Читатель

      Он хоть излагает свои мысли.
      По нынешним временам это уже похвально.
      На работе начал сталкиваться с непонятными текстами.
      Оказалось, их составил искусственный интеллект!

      Ради эксперимента поставил и я ему задачу написать про изученный мной пулемет.
      Составил быстро, и складно.
      Но такую ахинею...
  5. +1
    18 июля 2023 06:58
    Интересно мнение Сергея по учениям 2001 года. Катастрофа Ту-154 после поражения ЗР С-200.
    1. +4
      18 июля 2023 08:37
      Основная причина это плохая координация действий в ходе учений и слабая обученность операторов, а так же "генеральский фактор", когда в кабинах комплекса присутствовали начальники с большими звёздами, которых там быть не должно. Были и технические моменты, например у разных РПЦ совпадали литерные частоты. Не знаю, рассекречены ли выводы комиссии расследовавшей данный инцидент.
  6. 0
    18 июля 2023 09:01
    Отличная статья. Судя по всему автор служил в ЗРВ. Хотелось бы увидеть статью о возможностях применения С - 300 "по земле".
    1. +1
      18 июля 2023 09:43
      Цитата: ТермиНахТер
      Хотелось бы увидеть статью о возможностях применения С - 300 "по земле".

      Вроде в этой статье Сергей достаточно доходчиво рассказал, что все ракеты с радиокомандным наведением можно применять по земле. А что до подробностей про С-300П, то для них время ещё не настало.
    2. 0
      12 сентября 2023 11:16
      Цитата: ТермиНахТер
      Хотелось бы увидеть статью о возможностях применения С - 300 "по земле".

      Еще лет 20 назад мой знакомый бывший офицер ПВО рассказывал, как С-300 на полигоне точно поразила танк. Причем речь шла о позднесоветских временах, т.е. еще были первые модификации.
  7. +2
    18 июля 2023 09:29
    До начала «специальной военной операции» на учениях неоднократно осуществлялись учебно-тренировочные стрельбы российских ЗРС С-300ПС, с нанесением ударов по наземным целям с заранее известными координатами.

    Не совсем понятно, почему автор не рассмотрел очевидный вариант- применение ракет ЗРК по не радиоконтрастным наземным целям с известными координатами по данным ИНС ракеты? Судя по тому, что пишут, именно так и применяют в таких случаях ракеты С-300. Точность попадания, конечно, зависит от точности ИНС и ограничивает реальную дальность применения.
    Но это штатный режим для С-300, хотя и не основной.
    1. 0
      18 июля 2023 23:29
      Цитата: solar
      Не совсем понятно, почему автор не рассмотрел очевидный вариант- применение ракет ЗРК по не радиоконтрастным наземным целям с известными координатами по данным ИНС ракеты? Судя по тому, что пишут, именно так и применяют в таких случаях ракеты С-300.

      А как из того, что пишут, следует, что ракеты С-300 применяют по данным ИНС?
  8. +4
    18 июля 2023 10:52
    Прочитав заголовок, решил не тратить время и сразу посмотреть автора laughing. Теперь точно прочитаю медленно и вдумчиво.
    Спасибо Уважаемый Сергей! Жаль, что последнее время, по объективным причинам Вы не часто балуете нас Вашими взвешенными и аргументированными материалами на актуальные темыhi
  9. +1
    18 июля 2023 10:54
    Спасибо за статью! Действительно, подобный уровень на ВО уже и подзабылся немного. Но есть вопрос:
    обесценивалось плохим техническим состоянием аппаратной части комплексов и зенитных ракет, что обуславливалось высокой степенью износа


    высокая степень износа в мирное время на Украине от чего? Возраст и хранение – понимаю, а износ – нет.
    1. +1
      18 июля 2023 14:02
      Цитата: Проктолог
      высокая степень износа в мирное время на Украине от чего? Возраст и хранение – понимаю, а износ – нет.

      Все элементы комплекса при работе в разной степени изнашиваются. Например, более 10 лет назад Иран купил в России дизель-генераторы для ЗРК С-200 и "различные комплектующие". Под "комплектующими" видимо имеются ввиду электроваккумные приборы, доля которых в составе аппаратной части этого комплекса очень велика. Так же как и электроника изнашиваются механические части. После нахождения ЗУР на БД их разбирают для профилактики и количество таких циклов конечно.
  10. -2
    18 июля 2023 10:57
    Нанесение ударов по земле ,зенитными ракетами не возможно. Слишком много надо соблюсти условий . Я думаю ,что ВСУ помогут те же англичане,систему наведения переделают как и самолеты .Которые были переделаны в тиши
  11. +2
    18 июля 2023 11:23
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    Такие поставки крайне маловероятны, и вот почему. Болгария, получившая в середине 1980-х два ЗРК С-200ВЭ (каналы), 1 ТП и 26 ракет В-880Э, в связи с высокими эксплуатационными расходами вывела их из эксплуатации более 20 лет назад и сейчас они неработоспособны.


    https://youtu.be/jBNnD81OPnA?t=1267
    ИМХО, кое-что даже сейчас болгары таскают по парадам, так что в свете новостей, что они и БТР60 в ВСУ готовы отдавать, от них и С200 можно ждать...

    ... ЗУР 5В28 будет не лучше, и неуправляемые ракеты, запущенные в «белый свет как в копеечку», будут представлять опасность лишь для гражданского населения
    ....
    на вопрос, возможно ли использовать зенитные ракеты комплекса С-200ВМ для обстрела наземных целей, следует ответить утвердительно

    ИМХО, этого и следует ожидать по следующим причинам: есть ракета и ей можно "пальнуть", назвав это, например "ложной целью для ПВО" и "новым оружием ВСУ". Вроде "и хлопцы при деле, и гривны платятся". А кто "не при деле" - тех могут по посадкам в "контрнаступ" послать.
    ИМХО, опять же, но на фото не Ту141, скорее С200 feel ...
    1. +2
      18 июля 2023 14:28
      Здравствуйте!
      Цитата: Wildcat
      кое-что даже сейчас болгары таскают по парадам

      ЗУР из состава С-200 очень эффектно смотрятся на парадах, но на БД этих ракет давно нет. Что не удивительно, С-200 чрезвычайно дорог в эксплуатации.


      Позиция болгарского ЗРК С-200ВЭ. Снимок 2008 года, ракет на пушках нет и не было после.

      Такая же история с С-75

      С-300 ПМУ напротив эксплуатируется, пусть и урезанным составом.

      Цитата: Wildcat
      ИМХО, этого и следует ожидать по следующим причинам: есть ракета и ей можно "пальнуть", назвав это, например "ложной целью для ПВО" и "новым оружием ВСУ".

      Вы не представляете, сколько головняков с подготовкой и заправкой ракет. Конечно в качестве ложной цели старые зенитные ракеты использовать можно, но в масштабное их использование я не верю.
      Цитата: Wildcat
      опять же, но на фото не Ту141, скорее С200


      На ЗУР 5В28 аэродинамические поверхности симметричны, чего не скажешь про этот объект.
      1. +2
        18 июля 2023 17:42
        hi
        Добрый день!
        Скорее всего вы правы.
        Но теоретически, если предположить, что это все же С200, то скоро об этом станет известно, вряд ли ВСУ затеяли в таком случае одиночный пуск.
  12. +2
    18 июля 2023 12:18
    Мне не известна военно-учётная специальность автора данной публикации, но, судя по всему, о советском ЗРК большой дальности С-200 в частности и системе ПВО страны вообще он имеет поверхностное и местами искажённое представление.
    Ну что вы, Сергей, право слово, такое сказать о самом пишущем авторе ВО. Ведь если судить по его статьям, то Рома разбирается во всём. Кроме атомных подводных лодок. Хотя вполне возможно, что и в этом он "огромный спец". Просто я его статьи уже давно не читаю. особенно про авиацию. Где он столько псевдограмотного бреда нёс что даже, кудряшки у колобка выравнивались... laughing laughing drinks
    1. +2
      18 июля 2023 14:33
      Александр, здравствуйте!
      Нельзя "разбираться" во всём, это очень пагубно сказывается на репутации.
      1. +3
        18 июля 2023 16:00
        Цитата: Bongo
        Александр, здравствуйте!
        Нельзя "разбираться" во всём, это очень пагубно сказывается на репутации.
        Добрый вечер, Сергей!
        Ладно это вы знаете, я знаю... Рома наверное думает, что чем он больше бреда напишет,тем "будет круче" выглядеть... Так смотря на его статьи, на ВО всё больше и больше появляется подобных дилетантов, которые рассказывают как меряется стреловидность крыла причём по передней хорде этого крыла belay Радует, что ещё иногда появляются грамотные статьи вроде ваших, но такое "очучение" что скоро на ВО Останутся только Ромы и ему подобные. Ну как то так вот. hi drinks
        1. +3
          19 июля 2023 02:50
          Цитата: Fitter65
          Так смотря на его статьи, на ВО всё больше и больше появляется подобных дилетантов, которые рассказывают как меряется стреловидность крыла причём по передней хорде этого крыла

          wassat
          Цитата: Fitter65
          Останутся только Ромы и ему подобные. Ну как то так вот.

          Я в своё время "пророс", когда Роман дописался до того, что Су-30 появился раньше, чем Су-27П. wassat
          1. +2
            19 июля 2023 23:58
            Цитата: Tucan
            Я в своё время "пророс", когда Роман дописался до того, что Су-30 появился раньше, чем Су-27П.

            Помню такое, после этого бреда я кстати и забросил это дело, читать и комментировать Ромины статьи. drinks
  13. 0
    18 июля 2023 17:11
    Хотелось бы уточнений от автора о подписи под одой из фотографий .Дело в том что рабочего места оператора РПЦ как такового нет , есть офицер или оператор наведения .Отношение к РПЦ он прямого не имеет , в кабине К1 во время боевой работы нет людей..На практике, никогда информации о высоте цели нам не передавали , только азимут и угол места , включаешь секторное сканирование и ждёшь появления отметки цели.
  14. +2
    18 июля 2023 18:56
    Сразу видно не дилетанта, но специалиста: со знанием дела -- конкретно и по существу! Однозначно + !
  15. +1
    18 июля 2023 23:25
    В случае если полуактивная радиолокационная головка самонаведения по какой-то причине перестаёт видеть цель, в течение 7-10 секунд на рули ракеты выдаётся команда «максимально вверх». Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части.

    Это ошибка. Очень распространенная ошибка даже среди служивших на разных С-200. Если ГСН этих ЗУР перестает видеть цель, то ЗУР продолжает полет в режиме стабилизации. Потеря ГСН цели не оказывает никакого влияния на момент самоликвидации ЗУР. Самоликвидация ЗУР происходит в течение, ЕМНИП, 20 с после окончания работы бортового источника питания (БИП) без увода ЗУР куда либо. Если самоликвидация не произошла, то ЗУР, будучи статически устойчивой, продолжает неуправляемый полет до 600 км.
    1. -2
      19 июля 2023 06:34
      Спасибо, Ван, за ценную информацию.
      Значит с земли - 600 км, а с 8-9 км, да по выгодной баллистической траектории? Есть о чём задуматься!
      1. 0
        26 июля 2023 08:23
        Вопрос в стоимости и необходимости.
        Но если помечтать, то запустить ЗУР можно. Как носитель использовать буран, у него как раз есть возможность разместить ракету во внутреннем отсеке и выдвинуть ее на манипуляторе (затраты на взлет бурана опустим). Допустим пусковая и люк грузового отсека не развалится на скорости от набегающего воздушного потока. Чего добьемся? Пуск в рязряженном слое атмосферы с дальностью в пару тысяч километров с БЧ в пару сотен килограмм. Кстати , надо ещё посчитать выдержит ли по теплу ЗУР, т.к. скорость ей будет сообщена больше (иначе нет смысла). Стоимость даже при наличии всего и не возможном везении - космическая, эффект минимальный.

        Куда эффективнее изобрести и построить аналоги иранских БРСД Шахаб.
  16. +2
    23 июля 2023 15:47
    Цитата: Bongo

    На ЗУР 5В28 аэродинамические поверхности симметричны, чего не скажешь про этот объект.

    А ведь действительно на "Стриж" похоже!
  17. 0
    12 сентября 2023 19:41
    Отличная статья!!! Авто настоящий профессионал и классный военный специалист прошедший службу от командира взвода и наверное до командира полка ПВО. Служил на С-75 в Монголии(1975-76) ЗКВ старшина стартовой батареи. Для ЗУР этого комплекса были таблицы стрельб по наземным целям. И одна из ракет, будучи на боевом дежурстве, могла быть оснащена спец зарядом.
  18. +1
    13 ноября 2023 10:06
    Все таки используются зенитные ракеты в качестве баллистических.