Слухи и оценки: в ожидании крылатой ракеты Х-50

48
Слухи и оценки: в ожидании крылатой ракеты Х-50
Предполагаемый облик ракеты Х-50. Графика Jane's


Несколько лет назад стало известно, что для дальней авиации ВКС разрабатывается новая крылатая ракета воздушного базирования средней дальности Х-СД или Х-50. Работы по этому изделию постепенно приближаются к своему завершению, и в обозримом будущем оно поступит на вооружение. При этом новая ракета уже сейчас вызывает беспокойство противника, а кроме того, появляются слухи о начале ее боевого применения.



Опасения и слухи


С прошлого года бомбардировщики-ракетоносцы нашей дальней авиации регулярно наносят удары по удаленным объектам противника. Самолеты Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3 решают такие задачи при помощи крылатых ракет Х-55, Х-101 и Х-22. Характеристики этих вооружений соответствуют ставящимся задачам, и они показывают высокую эффективность.

Не так давно, в середине апреля 2023 г. в украинском генеральном штабе выразили опасения о возможном появлении у российских ВКС нового дальнобойного оружия. Ссылаясь на некие свои данные, генштаб противника сообщал, что в июне Россия начнет серийное производство перспективных КРВБ Х-50. В течение некоторого времени будет накоплен запас таких изделий, которые затем начнут использовать в ударах по украинским объектам.

Впрочем, киевское командование попыталось успокоить общественность. Оно в очередной раз подняло тему мнимой отсталости российской промышленности и ее неспособности массово выпускать современные системы и изделия. Аналогичные тезисы вскоре появились в публикациях иностранной прессы по следам сообщений украинского генштаба.


Ракета Х-101 во время подвески на Ту-160. Фото Минобороны РФ

На несколько следующих месяцев о ракете Х-50 фактически забыли, и новые сообщения о ней появились только в первых числах августа. В русскоязычной блогосфере, а затем и в прессе появились слухи о начале боевого применения подобных ракет в рамках Спецоперации. В основном лишь упоминаются некие боевые вылеты с Х-50 и атаки украинских объектов. К примеру, «Российская газета» 3 августа, ссылаясь на неназванные СМИ, написала о росте объемов производства и активном применении таких ракет.

Однако такие слухи не получают подтверждения. Официальные сообщения о поступлении на вооружение дальней авиации ракеты Х-50 и ее применении тоже не поступали. Кроме того, отсутствует и соответствующая информация со стороны противника – он не показывал обломки и детали, которые можно было бы связать с изделием Х-50.

Промежуточные результаты


По всей видимости, проект крылатой ракеты Х-50 / Х-СД пока находится на стадии разработки, испытаний и т.д. На завершение работ требуется некоторое время, и появление готовых изделий в арсеналах ВКС пока остается делом неопределенного будущего. Когда именно это произойдет – неизвестно.

Несмотря на подобную неопределенность, перспективная российская КРВБ уже вызывает беспокойство противника. Украинский генштаб прямо говорил об опасности изделия Х-50 для его военной инфраструктуры. Удары такого рода ожидаются уже осенью, через несколько недель или месяцев.


Х-101 на катапультной установке бомбардировщика. Фото Минобороны РФ

Реакция украинских военачальников на перспективную российскую ракету непонятна. С февраля-марта прошлого года наша дальняя авиация активно применяет по объектам противника имеющиеся КРВБ нескольких типов. Также активно применяются ударные БПЛА, ракеты морского базирования и сухопутные комплексы. Все эти средства наносят украинской инфраструктуре значительный урон. Почему в этой ситуации решили обратить внимание на перспективный образец вооружения – большой вопрос.

В ожидании ракеты


Согласно известным данным, разработка будущей ракеты Х-СД или «Изделие 715» стартовала в начале девяностых. Целью этого проекта являлось создание новой КРВБ средней дальности для дополнения существующего изделия большой дальности Х-55 и перспективного Х-101. Будущую Х-СД планировалось применять в тех ситуациях, когда дальность этих ракет была бы избыточной.

Разработка новой ракеты велась в ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка, имевшем большой опыт создания такого вооружения. В связи с известными проблемами девяностых годов, скорость проведения работ оставляла желать лучшего, и основная часть проектирования была завершена только в первой половине десятых.

В 2014 г. «Радуга» и компания «Туполев» заключили некий контракт о совместных мероприятиях. Предполагается, что это соглашение имело отношение к проекту Х-СД / Х-50. В 2016-18 гг. проект дошел до стадии наземных испытаний отдельных агрегатов ракеты и/или всего изделия в сборе. Соответственно, к концу десятилетия могли состояться первые тестовые пуски, а в начале двадцатых годов ракету могли довести до принятия на вооружение.


Х-101, использованная в ходе Спецоперации. Фото Lostarmour.info

Как прошли эти этапы работ, неизвестно. Официальная информация такого рода пока не поступала, хотя и циркулируют слухи разного рода. Впрочем, можно ожидать, что проект Х-50 – если от него не отказались по каким-либо причинам – приближается к своему успешному завершению. В таком случае дальняя авиация в ближайшие годы получит совершенно новое оружие.

Технический потенциал


По известным данным, ракета Х-50 является своего рода аналогом существующей Х-101 и построена с использованием тех же или схожих решений и компонентов. Предполагается, что в новом проекте вновь используется планер из композитов с характерными обводами, сокращающий радиолокационную заметность. Также имеется раскладываемое в полете крыло и оперение.

Новая КРВБ отличается уменьшенной дальностью полета, что сокращает потребный объем топлива и позволяет уменьшить габариты планера. Серийное изделие Х-101 имеет длину ок. 7,5 м и стартовую массу 2,4 т. Соответственно, перспективная ракета Х-50 должна быть существенно меньше и легче.

Предполагается применение короткоресурсного турбореактивного двигателя. С его помощью Х-50 должна развивать высокую дозвуковую скорость – как Х-55 или Х-101. При этом дальность, по разным оценкам, не превышает 1500-1600 км. Для сравнения, существующие КРВБ дальней авиации летят на 5500 км.

Актуальные КРВБ оснащаются системой наведения на основе инерциальной и спутниковой навигации, а также используют коррекцию по эталонной карте местности. Вероятно, в проекте Х-СД / «715» такой состав оборудования сохранили, и он позволяет поражать наземные цели во всем диапазоне дальностей с КВО до нескольких метров.


Бомбардировщик Ту-160 запускает ракету Х-55. Фото Минобороны РФ

Х-50 может нести осколочно-фугасную боевую часть большой массы. Вероятно, по могуществу БЧ новая ракета не отличается от своих предшественников в неядерном исполнении. О возможности установки специального боезаряда ничего не известно.

Носителями новой КРВБ должны стать стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС – с размещением на внутренней многопозиционной катапультной установке или на внешней подвеске. Такие носители смогут брать на борт до 10-12 ракет. Нельзя исключать, что сокращенные габариты и масса позволят использовать Х-50 и на бомбардировщике Ту-22М3М. Во всех случаях для совместимости с ракетой понадобится некоторое обновление аппаратуры и программного обеспечения. Также можно ожидать, что Х-50 изначально войдет в боекомплект перспективного самолета ПАК ДА.

Вооружение будущего


Таким образом, ВКС и оборонная промышленность продолжают работы по дальнейшему развитию вооружений дальней авиации. В обозримом будущем очередным результатом этого процесса должна стать новая крылатая ракета Х-50. Ей предстоит дополнить имеющиеся вооружения и, за счет иных характеристик, расширить боевые возможности стратегических бомбардировщиков.

В настоящее время дальней авиации ВКС России для решения стоящих задач приходится использовать ракеты большой дальности Х-55 и Х-101. Их дальность на уровне 5500 км нередко избыточна для таких ударов, что ухудшает экономические показатели боевого вылета. Новая ракета Х-50 позволит выполнять те же боевые задачи, но при этом оптимизировать расходы. Кроме того, возможно, что меньшие размеры КРВБ позволят увеличить боекомплект самолетов, и это станет дополнительным преимуществом.

Обновленная номенклатура ракет, включающая изделия разных типов с отличающимися характеристиками, станет более гибким и удобным инструментом для решения всех предполагаемых задач. За счет этого боевые возможности дальней авиации заметно улучшатся. Однако пока неизвестно, когда произойдут такие изменения. Из всей актуальной информации о проекте Х-50 пока имеются только слухи без подтверждения.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 августа 2023 05:08
    На завершение работ требуется некоторое время, и появление готовых изделий в арсеналах ВКС пока остается делом неопределенного будущего. Когда именно это произойдет – неизвестно.

    ну то-есть обсуждать вообще нечего пока...
    1. +4
      9 августа 2023 07:21
      Автор странным образом связал ракеты для стратегов и X-50. X-МД и X-СД (X-50) декларируются разработчиком КТРВ как малогабаритные. X-МД уже в производстве, 120 кг, 2,4 м, может применяться с подходящего БПЛА. X-СД должна помещаться в фюзеляж СУ-57. Многоцелевой авиации побольше, чем стратегов, Бандерве мало не покажется.
      1. +3
        9 августа 2023 07:39
        Цитата: Николай С.
        Автор странным образом связал ракеты для стратегов и X-50. X-МД и X-СД (X-50) декларируются разработчиком КТРВ как малогабаритные. X-МД уже в производстве, 120 кг, 2,4 м, может применяться с подходящего БПЛА. X-СД должна помещаться в фюзеляж СУ-57. Многоцелевой авиации побольше, чем стратегов, Бандерве мало не покажется.



        Х-50 по своим габаритам сможет помещаться только в фюзеляж стратегов Ту-22М3М,Ту-160М и наверно Ту-95МСМ или на внешнем подвесе тактической авиации Су-34,Су-30,Су-35.Для Су-57 создали Х-59МК2 внутрифюзеляжного базирования.



        Х-50 не влезет в Су-57.Только если на внешнем подвесе.
        1. +1
          9 августа 2023 08:51
          Линейка Х-59 - давняя постоянно модернизируемая разработка Радуги (начатая задолго до СУ-57). Текущая версия этих ракет называется уже Х-69 (на всякий случай). X-СД - ракета принципиально нового типа, разработка которой начата недавно. К ней у заказчика естественное требование - размещение в фюзеляж СУ-57 (т.к. это не ракета для стратега).
          P.S.Пожалуйста, не захламляйте сайт и свои сообщения видео и картинками, которые не несут никакой новой информации. Хотите опровергнуть - дайте корректную ссылку.
          1. +1
            9 августа 2023 09:15
            Х-69 это экспортный вариант Х-59МК2.

            Х-59МК2 создана с нуля у неё только индекс Х-59 общий со старым Оводом.


            X-СД - ракета принципиально нового типа, разработка которой начата недавно. К ней у заказчика естественное требование - размещение в фюзеляж СУ-57 (т.к. это не ракета для стратега).


            Какое недавно?Ещё в 2017 году на Западе тот же Бутовски писал что не первый год разрабатывается ракета Х-СД/Х-50.И по своим габаритам истребители её смогут нести на внешнем подвесе,а стратеги внутри фюзеляжа.Для внутрифюзеляжного размещения на Су-57 создана Х-59МК2.
            1. 0
              9 августа 2023 10:17
              2017год - это недавно, уже ПОСЛЕ появления СУ-57 и требований к его вооружениям. Я понял, вы просто повторяете свои утверждения и ничем подттвердить их не можете. Опять прилепили картику ни о чём. Спасибо за дискуссию, мне более чем достаточно.
              1. +3
                9 августа 2023 11:47
                Носителями новой КРВБ должны стать стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС – с размещением на внутренней многопозиционной катапультной установке или на внешней подвеске. Такие носители смогут брать на борт до 10-12 ракет. Нельзя исключать, что сокращенные габариты и масса позволят использовать Х-50 и на бомбардировщике Ту-22М3М..
                Странное высказывание, если учесть, что среди перечисленных, у Ту-22М3 самый большой размер бомболюка:
                1. 0
                  9 августа 2023 15:02
                  Цитата: Bad_gr
                  Странное высказывание, если учесть, что среди перечисленных, у Ту-22М3 самый большой размер бомболюка:

                  Самый большой у Ту-160, а у Ту-22М3 самый маленький: в первый влезает 2х45 ФАБ-500М-54, во второй только 18.
                  1. 0
                    9 августа 2023 17:28
                    Цитата: Lozovik
                    Самый большой у Ту-160, а у Ту-22М3 самый маленький: ........
                    То есть,
                    у Ту-160 2-а бомбоотсека и каждый из них больше, чем один у Ту-22М3 ?
                    1. +1
                      9 августа 2023 17:45
                      Совершенно верно. Другой пример: в 70-х будущий Ту-160 планировали вооружить новыми малогабаритными ракетами Х-15, которые должны быть размещаться на 4 установках МКУ-6-1 по шесть на каждой. В итоге эти ракеты получили лишь Ту-22М3 последних серий, на которых была лишь одна такая установка.

                      1. 0
                        9 августа 2023 20:55
                        Цитата: Lozovik
                        в 70-х будущий Ту-160 планировали вооружить новыми малогабаритными ракетами Х-15, которые должны быть размещаться на 4 установках МКУ-6-1 по шесть на каждой. В итоге эти ракеты получили лишь Ту-22М3 последних серий, на которых была лишь одна такая установка.
                        Понятно. Спасибо за информацию.
              2. 0
                9 августа 2023 17:03
                Цитата: Николай С.
                Я понял, вы просто повторяете свои утверждения и ничем подттвердить их не можете. Опять прилепили картику ни о чём. Спасибо за дискуссию, мне более чем достаточно.

                Интересный вы человек, ЧСВ большое а подтвердить вы его не можете ни ссылками, ни картинками.)))
                Цитата: Николай С.
                X-СД должна помещаться в фюзеляж СУ-57

                Должна или помещается?)
          2. 0
            15 августа 2023 11:07
            Х-69 это экспортный вариант ракеты.
    2. +2
      9 августа 2023 07:24
      Новость от 2020 года.

      До конца текущего года завершатся летные испытания новейшей российской ракеты Х-50. Последняя получила прозвище «невидимка» и, еще не успев заступить на боевое дежурство, вошла в десятку рейтинга лучших мировых крылатых ракет воздушного базирования от военного справочника Jane’s.


      Наконец, «венцом» конструкторской мысли, объединившей в себе все лучшее из программы Х-101, стала более простая и недорогая авиационная ракета Х-50. Длина снаряда составляет всего 6 метров при полной массе в 1600 кг, что позволяет поражать цели на расстоянии до 1500 км. Плюс ко всему, инженерам удалось снизить эффективную площадь ее рассеивания до 0,01 кв. м, превратив новую ракету в самую настоящую «невидимку».

      https://topcor.ru/15960-nevidimaja-x-55-rossija-ispytyvaet-novuju-krylatuju-raketu.html
    3. +6
      9 августа 2023 07:29
      Цитата: Владимир80
      ну то-есть обсуждать вообще нечего пока...

      Пожалуй худшая из статей на тему этой ракеты ... Даже критиковать стыдно .
      Статей на эту тему было уже немало , причём на порядок более информативных , ёмких ...
      КР выполнена по технологии СТЕЛС , поэтому в СВО её вряд-ли стоит применять массово , разумней накопить для НАТО . Для б\У хватит и тех типов , что есть (Искандер-К , Калибр , старые КР для правильной утилизации и конечно Герани) .
  2. +2
    9 августа 2023 05:38
    Прежде всего нужно определиться какой боезаряд по эффективности нужен военным, 500, 1000 или 3000 кг.
    В принципе 1500- 1600 км дальности хватает не заходить в зону ПВО противника. Ну и высота полёта.
    сейчас наверное это 30-50 метров. И скорость на конечном участке полёта несколько махов.
    Правда, это напоминает Шторм Садоу?
    Но главное мне кажется это наиболее большой вес доставляемого заряда, хоть с обычной взрывчаткой,
    хоть с термобарической. soldier
    1. +4
      9 августа 2023 07:30
      Скорее Х-50 напоминает JASSM,которая на сегодняшний день самая малозаметная КР Запада.
    2. +1
      9 августа 2023 12:38
      Цитата: Солдатов В.
      И скорость на конечном участке полёта несколько махов.
      Правда, это напоминает Шторм Садоу?

      Да как-то непохоже
    3. +1
      9 августа 2023 18:42
      Цитата: Солдатов В.
      И скорость на конечном участке полёта несколько махов.
      Правда, это напоминает Шторм Садоу?

      Вообще не напоминает. Особенно в части скорости на конечном участке.
  3. +4
    9 августа 2023 06:02
    Темы закончились, пишем о слухах. И подаётся все это как перспективное вооружение. А говорят в Москве кур доят. Давайте про это тоже статейку тиснем.
  4. Eug
    0
    9 августа 2023 06:18
    Мне интересно другое - нельзя ли создать максимально унифицированную КР для всех родов ВС? Когда - то, еще при Союзе, были такие проекты, системы управления для них шли под шифрами проект 516, 517, 518 для дозвукового и проект 536, 537, 538 для сверхзвукового варианта. Отличия - в способе старта и соответствующих алгоритмах СУ.
    1. 0
      10 августа 2023 04:17
      Цитата: Eug
      Мне интересно другое - нельзя ли создать максимально унифицированную КР для всех родов ВС?

      Вот на базе Х-50 такую создать и можно . Добавь ей стартовый бустер и будет для старта с наземной и морской пусковой .
  5. +5
    9 августа 2023 06:40
    Жизненно необходима более легкая ракета, что то типа нашей "Штормовой тени", для применения с Су-34, а в идеале и с Су-30. Так как взлеты и полет на рубеж пуска наших стратегов и тяжелых ракетоносцев легко отслеживается технической разведкой наших бывших "партнеров", надо дать такую ракету для "сухих", старты которых производятся значительно чаще и какую нагрузку несет взлетевший самолет не так то просто рассмотреть, время реагирования у противника резко сократится. Наша армия обязана иметь все инструменты вооруженной борьбы и главное, применять их, при возникновении необходимости.
    1. +2
      9 августа 2023 07:12
      Что то типа нашей Штормовой тени уже создано.Это КР Х-59МК2.

      На Украине была использована высокоточная авиационная ракета среднего радиуса Х-59МК2, которая предназначена для поражения различных надводных и наземных объектов. Аиф.ru выяснил, какими особенностями обладает этот боеприпас.
      Авиационная ракета Х-59МК2 класса «воздух-поверхность» была обнаружена камерами наружного наблюдения за считаные секунды до нанесения удара по объектам украинской армии в районе Николаева. На сегодняшний день это первый документально зафиксированный факт применения ракеты этого класса.


      Х-59МК2 имеет комбинированную систему наведения, основанную на нескольких блоках. В ее состав включена бесплатформенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации, корреляционно-оптическая головка самонаведения и автопилот. Для наведения на цель Х-59МК2 использует сложный метод совместной работы систем управления. В район цели ракета выходит, используя инерциальную навигацию с коррекцией по сигналам навигационных спутников. После обнаружение цели наводится с помощью оптической головки самонаведения, которая осуществляет окончательное наведение ракеты на нужный объект.

      https://aif.ru/society/army/chto_za_vysokotochnaya_raketa_h-59mk2_byla_primenena_na_ukraine
      1. +1
        9 августа 2023 13:47
        Цитата: Orange-Bigg
        ракета среднего радиуса Х-59МК2

        Хорошая ракета, только радиус боевого применения маловат, надо доводить до 500 км, с ее "до 300 км"
    2. +1
      9 августа 2023 07:43
      Давно анонсировалась ракета Х-59 Мк2 в точности соответствовавшая по весо-габаритным характеристикам Шторму и Скальпу, но что то давно не слышно. Может обозначение поменялось.
      1. +2
        9 августа 2023 07:52
        Х-59МК2 весит в районе 770 кг.Scalp/Storm Shadow весят чуть более 1300 кг.То есть почти в 2 раза больше.По весо-габаритным характеристикам Х-СД/Х-50 более походит на Scalp/Storm Shadow с её весом под 1500~1600 кг.

        Ракету Х-59МК2 выполнили с применением технологии стелс. Изделие весит 770 килограммов, его длина — 4,2 метра. Боевая часть имеет массу 310 килограммов: может применяться кассетный или проникающий вариант.

        https://naked-science.ru/article/tech/opublikovano-video-s-puskom-krylatoy
        1. +1
          9 августа 2023 10:14
          В других источниках приводится цифра 900кг стартового веса. Разница не так велика.
        2. +2
          9 августа 2023 12:37
          Главное не масса ракеты, а масса боевой части. А БЧ шэдоу недавно показывали, на триста кило как в Х-69 не тянет
  6. +2
    9 августа 2023 07:12
    Если у Х-101 избыточная дальность то почему на ней не заменить часть топлива взрывчаткой? Вес боевой части станет больше и решать такая БЧ вопросов сможет больше.
  7. +1
    9 августа 2023 07:40
    Да какие там слухи! Конечно делают, тем более война идёт, делают новое, разное, сейчас самая работа мысли идёт. Будут и другие образцы, удачные не очень, но точно будут :)
  8. +1
    9 августа 2023 07:57
    слухи есть. оценок нет. рябов такой рябов...
  9. +1
    9 августа 2023 09:13
    1.Господа "военэксперды"! Следует,пожалуй, учесть такой факт,что в РФ имеются ,где-то,аж 3 разные ракетные штуки под наименованием Х-50 ! Как бы не перепутать ! what
    2.А кудыть делись некогда разрекламированные гиперзвуковые КР "Острота" и "Гремлин" ? Ведь когда-то их обещали не то к 2012...не то к 2015 годам ! request
    1. +2
      9 августа 2023 09:31
      А кудыть делись некогда разрекламированные гиперзвуковые КР "Острота" и "Гремлин" ?


      На испытаниях.И никто никогда не обещал начать их испытывать ранее 2023 года.
      Так, 17 февраля 2021 г. российские средства массовой информации сообщили: на истребителе пятого поколения Су-57 начались испытания гиперзвуковых ракет нового поколения. Эта новая ракета воздушного базирования с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, получившая название "Гремлин", на пару с морским "Цирконом" представляет собой, после знаменитых уже "Искандеров" и "Кинжалов", второе поколение русского гиперзвука, вступающее в строй за последние 7-10 лет. Про крылатого русского "Гремлина" источник в МО сообщил информационному агентству «Новости»: «Ракета обеспечивает маневренный полет на гиперзвуковой скорости в течение продолжительного времени и предназначена для поражения таких приоритетных целей, как объекты противовоздушной и противоракетной обороны противника, радиолокационные станции, пусковые установки вражеских крылатых и баллистических ракет...»

      А 20 февраля в СМИ появилась новая информация, согласно которой гиперзвуковая ракета "Гремлин" выйдет на государственные испытания уже в 2023 году.

      https://politinform.su/132315-bystryj-giperzvukovoj-udar-vtoroe-pokolenie-giper-oruzhija.html
  10. +3
    9 августа 2023 10:19
    Предполагается применение короткоресурсного турбореактивного двигателя. С его помощью Х-50 должна развивать высокую дозвуковую скорость – как Х-55 или Х-101.

    Турбореактивний двигатель портит главное - дешевизна изделия. Если идет речь о боеприпас еднократного применения то только правоточний двигатель дает возможност производит десятки тисячи изделя в год.
    1. 0
      9 августа 2023 13:48
      Прямоточный наверно правильно. В чём дешевизна боеприпаса в военное время. Это боеприпас с нужными характеристиками но с малым гарантийным сроком. Дешёвое железо, дешёвый пластик, дешёвое электронное плато. Сделали и сразу в бой. В мирное время срок службы боеприпаса десятки лет из дорогих материалов.. Я как то комментировал что для старых бомб советского производства можно использовать дерево вместо металла для устройства крыльев. Любая мебельная фабрика могла сделать это устройство по цене дешёвого комода. А ведь бомбить надо круглосуточно и дёшево, если надо победить. soldier
    2. -2
      9 августа 2023 23:09
      Цитата: Костадинов
      Турбореактивний двигатель портит главное - дешевизна изделия. Если идет речь о боеприпас еднократного применения то только правоточний двигатель дает возможност производит десятки тисячи изделя в год.

      Ни право- ни левоточный двигатель не даст дешевизны, потому как там идут уже другие требования к материалам, невозможен полет на малых высотах, разгонные ступени и прочее. А малый реактивный двигатель... Во-первых очень существенную часть цены обычного ТРД проистекает из ресурса и следовательно материалов. Но тут не надо тысячи часов. Тут достаточно от получаса до пары часов. Соответственно материалы можно брать попроще. Конструкция их значительно проще чем ТРД на самолетах. Дальше технологичность производства - 3D-принтеры вам в помощь. И в итоге ТРД для ракет от 100кг до ~1500 станут копейки по меркам военных затрат. Гляньте цены на ТРД для авиамоделей. Их на самом деле также можно использовать))
  11. 0
    9 августа 2023 13:58
    Как тут многие правильно пишут, остро нужна КР повышенного могущества. Типичной сегодняшней БЧ в 500 кг явно не хватает для прочных целей типа мостов. Нужно не менее 1000 кг.
    1. 0
      9 августа 2023 17:21
      Эт смотря что в нее засовывать, если о...н или г...н со всякими рдх, то - да. А, если в Индиях купить за рупии (которые там у нас зависли) ICL20 - то вполне себе ...Заодно и в "ланцеты" . Индийцы вроде и пластификатор подобрали (чего не сделали матрасники) даже для использования в артиллерии (ввиду повышенной возможности к инициации). У нас за 20 лет к сему ВВ антирес у оборонки не возник (хотя пытались двигать ученые, синтезировавшие сильно ранее индийцев). Все из открытых источников.
    2. 0
      9 августа 2023 19:42
      остро нужна КР повышенного могущества. Типичной сегодняшней БЧ в 500 кг явно не хватает для прочных целей типа мостов.
      У ВС имеется все необходимое нужного могущества. У нас только воли применить все это не хватает. Тот же "Кинжал" с его высокой точностью можно запустить по мостовой опоре, разбив ее в труху. А не коптить дорожное полотно меньшими боеприпасами. Заодно и никакое ПВО не помешает. Однако применения нет.
  12. 0
    9 августа 2023 16:23
    ракеты нет,но статья уже есть.сразу посмотрел кто автор,ну всё ясно,даже читать не стал. то же ,что и рассказ про КА-52М недавно -ВОЗМОЖНО,ВЕРОЯТНО ,НАВЕРНОЕ и тд.ни чего нового.
  13. 0
    9 августа 2023 20:19
    ... при этом оптимизировать расходы.
    Архи-важная задача. Пока что наша страна со всей этой якобы-невойной уверенно вылетает в трубу.
  14. 0
    9 августа 2023 20:27
    Цитата: Mister22408
    А, если в Индиях купить за рупии (которые там у нас зависли) ICL20

    О!!! Спасибо за наводку! Посмотрел на структурную формулу - какая красивая! Не может быть, чтобы и у нас не сделали. Всё, конечно, насмерть засекречено, увы... Честно говоря, даже в поисковике боязно набирать. Ибо под колпаком сидим. Увы, колпак спец-служб теребить зазря не следует.
  15. 0
    9 августа 2023 20:34
    Новая КРВБ отличается уменьшенной дальностью полета, что сокращает потребный объем топлива и позволяет уменьшить габариты планера.

    Носителями новой КРВБ должны стать стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС – с размещением на внутренней многопозиционной катапультной установке или на внешней подвеске. Такие носители смогут брать на борт до 10-12 ракет. Нельзя исключать, что сокращенные габариты и масса позволят использовать Х-50 и на бомбардировщике Ту-22М3М.
    Ну и зачем тогда уменьшение дальности? Если бы ее на Су-30/ Су-34 стало можно подвесить, тогда да. А тут всей экономии - пара сотен литров керосина (движок тот же, электроника та же, то есть цена ракеты особо не изменится) при значительно сократившейся дальности.
  16. 0
    10 августа 2023 00:24
    В Х50 есть смыл только для превращение ту22м3 в носитель кр , поместиться ли КР под крыло су30-34 не ясно. А основной тренд таких боеприпасов именно для использования в тактических самолётах
  17. 0
    10 августа 2023 11:00
    Ни право- ни левоточный двигатель не даст дешевизны, потому как там идут уже другие требования к материалам,

    Какие "другие" требования к материалам для "левоточних" двигателей будет на дозвукових скоростях?
    Проблема у них скорее ниская ефективност на дозвукових скоростях и соответственно дальност изделия.
    Но тут не надо тысячи часов. Тут достаточно от получаса до пары часов. Соответственно материалы можно брать попроще.

    Для левоточних двигателей надо каких то спецматериалов, а для турбин ТРД можно попроще? Все таки час или два они должни вертется при немалих температур. И чем материалов будет дешшевле а температура ниже ТРД будут терят ефективност - главное их превосходство перед и право- и левоточних двигателей.
    И в итоге ТРД для ракет от 100кг до ~1500 станут копейки по меркам военных затрат.

    В итоге ПВРД и ПуВРД всегда будут на порядок проще и дешевле чем ТРД. При той же технологии можно производит несколько раз больше ракет.
  18. 0
    12 августа 2023 00:04
    Х102 запускать с вертолетов ми8. На 8 ракет один вертолет. 3000 на европу и конец конфликтам, только собственность за границей у госаппарата мешает
  19. 0
    12 августа 2023 11:32
    Правильно. Молодцы ребята инженеры и конструкторы создавшие эту ракету..