Большая Ялта и большая вода

16
Большая Ялта и большая вода


Над нами Ай-Петри


Инвестиционный проект, насколько необходимый на Южном берегу Крыма, настолько и амбициозный – вполне в духе времени, планируется завершить уже в 2024 году. Напомним, на страницах ВО уже достаточно подробно были разобраны реальные и почти фантастические инвестиционные проекты из категории «вода для Крыма» (Откуда взять воду для Крыма).



На фоне крупных проектов, которые предназначены для водоснабжения всего полуострова, можно выделить еще один, который отличается прежде всего даже не высокой стоимостью, а своей технической сложностью. Этот проект предназначен для улучшения водоснабжения Большой Ялты.

Истоки его – давние, но реальные чертежи и расчёты разрабатывались с того момента, как полуостров вернулся в Россию. Идея заключается в строительстве под Ай-Петринской яйлой тоннеля, который соединит Ялту и поселки в составе её муниципалитета с источником пресной воды.


Вода, по здешним меркам – «большая», есть на северных пологих склонах Ай-Петринского плато – в Счастливенском водохранилище на реке Манаготра. Это водохранилище в свою очередь соединено с более мелкими водохранилищами на реках Бельбек, Кача, Манаготра и Бююк-Озенбаш.

Бурить, но не всегда и не везде


На среднем татском диалекте крымско-татарского эту речку, а по сути – регулярно пересыхающую протоку, называют Бююк-Озенбаш. А канал, подземный, там, где запланирован и новый, существовал ещё в советские годы, но сейчас пришёл в полную негодность.

В связи с этим строители местами пробуривают новый тоннель, а местами ремонтируют старый, соединяя его с новым. Советский водоносный тоннель бурил Харьковский (есть альтернативная версия – что Московский) Метрострой. Об этом свидетельствует то, что на верхней станции подачи воды возле села Счастливое (Бююк-Озенбаш) красуется знакомая каждому буква «М».


Из-за этого наивные любители туризма по горному Крыму, увидев метростроевскую символику, думают, что там действительно проходила ветка метрополитена. Иногда даже соответствующие вопросы охране задают. На самом деле, теоретически по тоннелю может проехать легковушка, но это если бы там не было воды.

Сам тоннель прокладывается на глубине около 1 000 метров под Ай-Петринской яйлой, т. е. параллельно старому. Из-за разницы высот достигается, и в старом тоннеле тоже достигалась, возможность подачи воды самотёком. Водохранилище находится на высоте более 400 метров, а нижняя точка тоннеля, откуда вода должна распределяться по Ялте и Южному берегу Крыма – чуть выше уровня моря.

Как известно, центр красавицы Ялты пологий, без обрывов. Поэтому на каждый метр продольной трассы тоннеля приходится несколько сантиметров понижения.

Необходимо и достаточно?


Главная причина, а по сути – острая необходимость немалых инвестиций в реконструкцию тоннеля заключается в том, что с момента его постройки он ни разу не подвергался капитальному ремонту. Хотя тоннель окружают настоящие подземные озера, подмывающие его с течением времени.


Советские учёные, а потом и украинские, не могли об этом не знать. Хотя, учитывая подмывы плывунами станций метро в Санкт-Петербурге, от Метростроя ожидать можно чего угодно. И уже в 1988 году специалисты сделали вывод, что тоннель может быть разрушен трёхбалльным землетрясением.

В Крыму такое – совсем не редкость. Южный берег полуострова – как раз сейсмоопасная зона. В частности, очередное землетрясение магнитудой 4,6 балла было в Чёрном море у берегов Крыма в июне этого года.

Вторая проблема – это оползни, которые также могут разрушить тоннель. Когда-то в конце перестройки денег на его ремонт просто не хватило. Ну а после достижения Украиной «независимости», по сути дела, их не было вообще. Теперь пришлось по большому счёту строить новый тоннель.

Специалисты того же Метростроя уже в 2014 году подсчитали, что новостройка совершенно точно обойдётся дешевле любой реконструкции. И вероятно, постройка нового тоннеля создаст дополнительные рабочие места в Бююк-Озенбаше.

Социально-демографическая ситуация в этом глухом крымском углу оставляет желать лучшего. Хорошо известно, что численность жителей села стала падать ещё до революции. Первая мировая война свела почти к нулю число отдыхающих в Крыму, и до того совсем немалое.

Кормить и обслуживать местным жителям стало просто некого, и они подались кто куда. Нацистские репрессии против крымских партизан и депортация крымских татар окончательно добили Бююк-Озенбаш. План отправить туда до шести тысяч переселенцев с Украины не удался по неизвестным, но вообще-то объяснимым причинам.

Сейчас, как и на момент депортации, большинство населения села составляют крымские татары, только их там в разы меньше, чем в не столь далёком прошлом. Если в конце XIX века в селе было 11 торговых лавок и пять мечетей, то сейчас тут всего одна мечеть, количество магазинов неизвестно, но уж точно не 11.


Бююк-Озенбашу требуется импульс для развития, возможно, что постройка водовода станет именно таким. Неплохо было бы подкрепить амбициозный проект тоннеля ещё одним – по созданию здесь сколько-нибудь современной инфраструктуры.

Как это было сделано, к примеру, по трассе из Сочи в Красную Поляну на Кавказе, популярную и раньше, а сегодня просто забитую туристами до отказа в любой сезон. Да, сегодня Крым под БПЛА и ракетами, но это же не навсегда, будем верить.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    14 августа 2023 04:54
    Дело нужное и полезное для граждан Крыма. Но вот это:
    Главная причина, а по сути – острая необходимость немалых инвестиций в реконструкцию тоннеля заключается в том, что с момента его постройки он ни разу не подвергался капитальному ремонту.

    Ну. если нужно инвестировать, - инвестируйте! Или снова рассказать где берутся деньги, как организовывается налогообложение в кризисных условиях (до 75%, как в США вводили налог на миллионеров)? Может мне стать главой ЦБ и разобраться с валютной выручкой и куда и кем она выводится?
    Закрывайте эти «общаки» и разные коммерческие банки, делающие из одного рубля два.
    Казна должна быть государственная и учёт средств нужно организовывать на уровне государства. Опыт СССР вам по глазам?
  2. +7
    14 августа 2023 05:32
    Бююк-Озенбашу требуется импульс для развития
    Импульс для развития требуется не только для Бююк-Озенбаша
  3. 0
    14 августа 2023 05:32
    Озенбашу требуется импульс для развития, возможно, что постройка водовода станет именно таким. Неплохо было бы подкрепить амбициозный проект тоннеля ещё одним – по созданию здесь сколько-нибудь современной инфраструктуры

    любой деревне в центральной полосе России тоже самое требуется, или МШХ будет тратить бюджеты только там где ему вздумается?
    1. +5
      14 августа 2023 06:05
      Где вздумается??Они вкладывают там,где вложения дают прибыль.В той же дорогущей Ялте,которая перещеголяла по ценнику уже Сочи ..А деревни в центре России?Да кому оно надо ,это социально-культурное развитие деревень и городков?Нет,есть и местные энтузиасты..А так.Я сравнил приезжая регулярно на малую родину-Смоленщину..По социалке не идет ни в какое сравнение с Кубанью,даже не курортной,а степной,сельскохозяйственной.Но скажу,поля стали засеваться в Смоленской области,по сравнению как было лет пятнадцать назад-лесом поросло.Вкладываются все же агрохолдинги..По сути статьи.Видел я эту стройку нового водовода,а еще раньше,да ,был удивлен порталом с буквой М..Воду в Ялте берут даже с водопада
      1. +1
        14 августа 2023 07:58
        Цитата: dmi.pris1
        В той же дорогущей Ялте,которая перещеголяла по ценнику уже Сочи ..

        ну это Вы загнули.. Сочи по ценам "на море" - песня "нас не догонят".. был и в Ялте и в Сочи в этом году, Сочи раза в 2 дороже, хотя в Ялте, чисто по моему мнению- получше..
        1. +1
          14 августа 2023 08:24
          Я ценник в Сочи знаю,да и по всему побережью.Поскольку живу в Краснодарском и постоянно езжу по краю.В Ялте был в 2019...Ценник неприятно удивил.Не буду утверждать,где лучше,где хуже.Но припарковать машину в Ялте-дикая проблема
          1. -1
            14 августа 2023 11:20
            Цитата: dmi.pris1
            Но припарковать машину в Ялте-дикая проблема

            вот с этим не спорю.. а по ценам- реально намного дороже Сочи Ялты, в 2023 во всяком случае.. а вообще мне ни Сочи ни Ялта не нравятся- Феодосия сила, вот где море, а эти 2 города- больше пафос и мода hi
          2. 0
            14 августа 2023 21:20
            Да ладно, а ценник на рыбалку в Астрахани, Ахтубе сильно отличается от ялто-сочинских
          3. 0
            15 августа 2023 15:18
            Ценники не радуют ни в Сочи, ни в Ялте. Личный опыт 2018 и 2019. День сегодняшний мне неведом, но уверен, что ценники выросли. Крым мне интересней, прежде всего своей историей, особенно воинской. Да и природа покоряет. Про парковки в городах тема отдельная.
      2. +1
        15 августа 2023 08:42
        Делают здесь - плохо, потому что не делают там. Делают там - плохо, потому что не делают здесь. Честно, надоело это. Я первый раз приехал в Крымнаш в 17. И за 6 лет его просто не узнать! Даже в самых глухих уголках чувствуется развитие. Поразили распаханные поля в этом году, где раньше уже начал вырастать кустарник. Дороги делают, инфраструктуру делают. Я отдыхаю в совершенно далеком от туристических потоков городке и вижу реально ГЛОБАЛЬНЫЕ изменения каждый год.
        Да, центр у нас заваливается. Несчастные ивановские и новгородские деревушки вымирают. Но хоть где-то что-то делается. На всех сразу не хватит - Россия не Лихтенштейн. А у нас то кризис, то война, то ещё что-нибудь...
      3. 0
        16 августа 2023 13:33
        А некоторые фермеры выступают против восстановления всех пашенных угодий, заброшенных на время в постсоветский период. Говорят, часть земель лучше в лесной фонд передать. Иногда во времена СССР под сельхозугодья использовали и разного рода малоплодородные неудобья на пересечённой местности, или, в нарушение природоохранных правил, распахивали луга рядом с реками. Есть ли смысл такие пашни восстанавливать?
  4. 0
    14 августа 2023 11:27
    Цитата: dmi.pris1
    Где вздумается??Они вкладывают там,где вложения дают прибыль

    Собственник во власти рассматривает благо государства только в том секторе, где видит собственное благо. © М. Веллер
  5. 0
    14 августа 2023 17:32
    Нацистские репрессии против крымских партизан и депортация крымских татар окончательно добили Бююк-Озенбаш.
    В книге воспоминаний " Крымские тетради" Ильи Вергасова, бывшего начальника штаба ялтинских партизанских отрядов, есть упоминание про эти речки( их две), только он называет их Кучук-узень-баш и Биюк-узень-баш, что означает Большая длинная голова и Маленькая длинная голова. Если есть крымские татары, пусть поправят. А так читал и вспомнилось.
    1. 0
      28 августа 2023 02:30
      Я не татарин, но Биюк-Карасу( Большая Карасевка)речка интересная, на месте нынешнего Белогорского вдхр была 5-я бригада с/х Предгорье, я мальчишка был, водопады были, а какие там яблоки были...
  6. 0
    16 августа 2023 11:55
    Из-за этого наивные любители туризма по горному Крыму, увидев метростроевскую символику, думают, что там действительно проходила ветка метрополитена. Иногда даже соответствующие вопросы охране задают.
    А вот если пустить по нему пассажирские подлодки, то получится и аттракцион для туристов, и быстрый путь в горы))
  7. -2
    19 августа 2023 11:32
    Вы должны прорыть тоннель из России в Крым.
    Как между Францией и Великобританией.И так они не смогут его бомбить как мост в Крыму.
    На мой взгляд, это потрясающее решение.И тоннель должен иметь несколько путей, широких и очень высоких.Для всех видов транспорта.
    Vy dolzhny proryt' tonnel' iz Rossii v Krym.
    Kak mezhdu Frantsiyey i Velikobritaniyey.I tak oni ne smogut yego bombit' kak most v Krymu.
    Na moy vzglyad, eto potryasayushcheye resheniye.I tonnel' dolzhen imet' neskol'ko putey, shirokikh i ochen' vysokikh.Dlya vsekh vidov transporta.