«Следует концепции Су-57»: Франция разрабатывает проект истребителя Superman с «маневренностью в условиях малозаметности»

30
«Следует концепции Су-57»: Франция разрабатывает проект истребителя Superman с «маневренностью в условиях малозаметности»

Французский аэрокосмический исследовательский центр ONERA ведет работы в рамках проекта Superman, в рамках которого создается концепт истребителя, способного совместить маневренность и скрытность, подобно Су-57.

Как указывается в издании Air Cosmos, соответствующие испытания макета проводятся в аэродинамической трубе ONERA в Модане. В ходе тестирования разработчик пытается найти оптимальный баланс между тремя главными характеристиками истребителя – маневренностью, малозаметностью и скоростью.



Название проекта Superman может навести на мысль об исключительной маневренности, тогда как речь идет скорее о маневренности в условиях малозаметности

- пояснили в ONERA.

Ранее конструкторам не удавалось найти оптимального баланса. Например, хотя малозаметный F-22 и можно назвать маневренным, но в недостаточной степени, так как он имеет векторную тягу только по двум осям (что вызвано требованиями к скрытности с задней стороны фюзеляжа), в то время как Су-35, который «стелсом» не является, – по трем.

Противоречие присутствует в любом случае: чем больше поверхность киля, тем выше маневренность аппарата и тем он менее скрытен. Таким образом, все это история компромисса.


В ONERA в поисках оптимального решения при разработке новой конструкции воспользовались российским опытом:

Создаваемый нами самолет следует концепции Су-57, то есть он должен быть маневрирующей машиной, сочетающей в себе ограниченную малозаметность.



Для достижения этой цели разработчики воспользовались техническим решением Levcon. Так называется дополнительная наклонная плоскость, прикрепленная к основанию крыла спереди, которая увеличивает подъемную силу на малых скоростях, обеспечивает большой угол атаки и позволяет быстро выходить из сваливания. На данный момент Levcon используются на двух типах самолетов – российском Су-57 и индийском Tejas.

Фактически это единственный элемент управления [самолетом], о котором мы недостаточно знаем

- заявляют французские конструкторы.

С их слов, пример Су-57 показывает, что при создании нужного угла атаки можно управлять взаимным расположением воздухозаборника и Levcon. Созданный ONERA концепт называется разработчиками «технологическим подвигом»:

Модель является техническим шедевром: рули движутся со скоростью 100 градусов в секунду, а их позиционирование гарантировано с точностью до 0,1 градуса.


На данный момент модель продувается в аэродинамической трубе только на низких для истребителя скоростях (200 км/ч). Со временем она будет оборудована двигателем и набором подруливающих поверхностей, что позволит увеличить скорость.

Однако мы должны помнить, что очень высокая маневренность не достигается при скорости 2 Маха

- поясняют разработчики.

Форма аэродинамического профиля, если смотреть сверху, очень похожа на конструкцию Су-57. Характерные для нее углы позволяют избежать сваливания. При изменении угла атаки в крейсерском режиме момент тангажа самолета равен нулю. Для модели Superman данная формула работает вплоть до скорости в 0,85 Маха.

В ходе работ конструкторы пытаются увязать Levcon с вихревыми потоками, которые создают подъемную силу для самолета.

Русские неспроста назвали Levcon «контроллером», поскольку это руль, управляющий вихрями на передней кромке

- поясняют разработчики.

В качестве примера они приводят крутое кабрирование: самолет должен при резком наборе высоты потерять скорость, однако Levcon, манипулируя вихревыми потоками, позволяет [молниеносно] вернуться в положение с опущенным носом, чтобы восстановить скорость.

Будут ли будущие боевые самолеты [НАТО] оснащаться Levcon? На данный момент ответ не может быть утвердительным, потому что это решение будут принимать производители. Однако Onera делает возможным этот выбор

- подводят итог во французском издании.

30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    20 августа 2023 13:43
    «Следует концепции Су-57»: Франция разрабатывает проект истребителя Superman с «маневренностью в условиях малозаметности»
    recourse Скорее это Скат, какой то.... requestФОТО1.
    1. -1
      20 августа 2023 14:21
      Что то среднее между Су-57 и С-70 Охотник.
      1. +1
        20 августа 2023 17:28
        Хотеть и планировать можно бесконечно, результат под вопросом. Ограниченный по характеристикам самолет 5го поколения Китай создал, но таких темпов от Франции я не то, что не жду, даже не в планах сомневаюсь. Они всем евросоюзом ни чего приемлемого не смогли создать, а уж в одиночку Франции... Макрон должен всю францию продать, что бы изготовить хотя бы приемлемый образец, в серию вообще не верю.
        1. 0
          20 августа 2023 21:55
          Цитата: НИКНН
          Хотеть и планировать можно бесконечно, результат под вопросом.

          Франции не нужен этот самолёт "в ближайшее время" , они совсем недавно перевооружили свои ВВС очень недешевыми "Рафалями" , которые очень хороши и во всём , кроме малозаметности , соответствуют 5-му поколению (БРЛС АФАР , БРЭО , двигатели , связь , маневренность , состав вооружения) . Так что на ближайшие лет 15 у них с боевой авиацией всё нормально . поэтому просто начали работу над будущим самолётом , уже по СТЕЛС технологии . И их ничто не подгоняет .
          Цитата: НИКНН
          Макрон должен всю францию продать, что бы изготовить хотя бы приемлемый образец, в серию вообще не верю.

          Франция и вовсе может с карты мира исчезнуть в ближайшей перспективе ... или в "дикое поле" и страну постапокалипсиса . Если решатся (на пример) на военную авантюру в Центральной Африке . Их просто их собственные мигранку порвут , изжарят и сожрут . И не забываем , что население Нигера хоть и негры , но при этом преимущественно - мусульмане суниты .
          А что это значит ?
          А значит это то , что поддержку эта очень бедная страна , может получить от ОЧЕНЬ БОГАТЫХ братьев по вере ... начиная от Алжира и Магриба и Ближнего Востока , вплоть до всех мусульманских стран мира и всей Чёрной Африки . Незавидная перспектива для Франции .
          Так что Вы совершенно правы - до реализации проект этого самолёта может и не дожить .
          Цитата: Orange-Bigg
          Что то среднее между Су-57 и С-70 Охотник.

          Французы начиная с первых "Миражей" и работы над "Конкордом" , придерживаются концепции "бесхвостка" - планеры без хвостового оперения . Таковыми были все "Миражи" (за исключением "Мираж-F1") , таковой у них и "Рафаль" . Так что удивительного , что взяв за основу конфигурацию планера от Су-57 (с передними управляющими органами-контроллерами в корне крыла) они остались верны своей традиции ? Им так уже просто привычней . request
          Планер "Мираж-5" взяли для своих "Кфиров" израильтяне , да и "Лави" их тоже был бесхвосткой . А теперь производные от "Лави" - J-10 (даи J-20 тоже) так же являются бесхвостками . Так что не судите строго законодателей этой моды .
          И кстати - именно схема "бесхвостка" для самолёта 5-го поколения , очень серьёзно улучшит его характеристики малозаметности . В США тоже такие концепты рассматривают .
  2. -1
    20 августа 2023 13:48
    Интересно что мешало на Су57 сделать воздухозаборники более утопленными в фюзеляж,но более широкими?Они бы по любому нужный объем воздуха для работы двигателя давали!
  3. -1
    20 августа 2023 13:49
    концепт прям на су-57 похож

    пс
    и не знал что су-57 стал эталоном
  4. 0
    20 августа 2023 13:56
    Как бы исключительная манёвренность ограничена физеолгией человека.Пилотов будут выращивать используя генную инженерию?
    1. +1
      20 августа 2023 14:08
      Современные противоперегрузочные костюмы дают пилоту 10g
      1. 0
        20 августа 2023 14:24
        URAL72 ,противоперегрузочный костюм это хорошо,но для глаз ни чего пока не придумали.
  5. +2
    20 августа 2023 14:02
    Новый истребитель разрабатывается совместно Францией и Германией (Dassault, Airbus, MTU Aero Engines, Safran, MBDA, Thales) , еще к программе присоединилась Испания, а Бельгия стала наблюдателем.

    Выглядеть он будет по-другому, по всей видимости.



  6. +1
    20 августа 2023 14:11
    так как он имеет векторную тягу только по двум осям (что вызвано требованиями к скрытности с задней стороны фюзеляжа), в то время как Су-35, который «стелсом» не является, – по трем


    По трем осям векторная тяга это как, может кто из инженеров пояснит? Или автор знает что он написал
    1. 0
      20 августа 2023 20:10
      Первая ось - вверх -вниз.
      Вторая ось - вправо - влево.
      Третья ось - вперёд - назад.
      Третья ось существует всегда, первая, это когда сопло плоское, теоретически плоское сопло можно и вправо - влево направить, другой вопрос - зачем? А что имел в виду автор - понятия не имею. hi
  7. 0
    20 августа 2023 14:37
    Надеюсь, что у французиков программа будет стоить дорого, и буксовать не хуже нашей пакфа, да и сроки, чтобы взлетел лет через пятнадцать, ну а если серьезно, то для янки конкурент как кость в горле, могут и палок им в колеса напихать, как с Австралией и подлодками было.
    1. -1
      20 августа 2023 15:07
      Цитата: Codett
      Надеюсь, что у французиков программа будет стоить дорого, и буксовать не хуже нашей пакфа


      Французский боевой самолет последнего поколения ("Рафаль") выпущен в количестве двух с половиной сотен, а не менее двух десятков как Су-57.
      1. 0
        20 августа 2023 17:20
        Цитата: Maxim G
        Цитата: Codett
        Надеюсь, что у французиков программа будет стоить дорого, и буксовать не хуже нашей пакфа


        Французский боевой самолет последнего поколения ("Рафаль") выпущен в количестве двух с половиной сотен, а не менее двух десятков как Су-57.

        Рафаль нужно сравнивать с Су-35, как самолеты одного поколения.
        Су-35 выпущено порядка 100 шт., но Рафаль начали выпускать на 10 лет раньше Су-35.
        1. 0
          20 августа 2023 17:42
          Цитата: Капитан Пушкин
          Рафаль нужно сравнивать с Су-35, как самолеты одного поколения.
          Су-35 выпущено порядка 100 шт., но Рафаль начали выпускать на 10 лет раньше Су-35.

          Одного поколения с семейством Су-27 "Мираж" 2000.
          "Рафаль" - это следующее поколение, как и F-22, F-35, J-20, Cу-57.
          1. 0
            20 августа 2023 20:17
            «Рафаль» это то же поколение, что и Су-27/30/35, что и Мираж 2000. Годы создания и выпуска к поколению отношения не имеют. И вообще, эти игры в поколения являются детской игрой и вообще ни на что не влияют.
            1. 0
              21 августа 2023 03:11
              Следующее, годы не причём.
              Речь о характеристиках.
              1. 0
                21 августа 2023 09:17
                Характеристики последующей модели всегда лучше предыдущей. И что? Называть новым поколением? Зачем??? На что это влияет? Военным, инженерам классификация на поколения глубоко безразлична. Им важны характеристики. Деление на поколения зачастую весьма условно, именно об этом и говорят появившиеся +++. Повторюсь - игра в поколения, это для дилетантов, профессионалы оперируют характеристиками. hi
                1. 0
                  21 августа 2023 09:54
                  Цитата: Сергей Валов
                  Повторюсь - игра в поколения, это для дилетантов, профессионалы оперируют характеристиками.

                  Характеристики ставят его в один ряд с перечисленными выше мною самолётами F-22, F-35, J-20, Cу-57.
                  Но не с семейством Су-27.
  8. +1
    20 августа 2023 14:44
    Франция разрабатывает проект истребителя Superman с «маневренностью в условиях малозаметности»

    А где "знаменитая" красная накидка с буквой "S"?

    Французский аэрокосмический исследовательский центр ONERA ведет работы в рамках проекта Superman

    Ну тогда может и окончательное название будет иное.
  9. +1
    20 августа 2023 15:09
    "он ( F-22) имеет векторную тягу только по двум осям (что вызвано требованиями к скрытности с задней стороны фюзеляжа), в то время как Су-35, который «стелсом» не является, – по трем."///
    ----
    Су-57, который "стелсом" является, - тоже - по трем осям yes
    Levcon, улучшая маневренность, ухучшает "стелсность".
    Придется выбирать: или сверхзвук, или сверхманевренность, или стелсность (радио малозаметность).
  10. +2
    20 августа 2023 15:35
    Как указывается в издании Air Cosmos, соответствующие испытания макета проводятся в аэродинамической трубе ONERA в Модане.

    Это один из этапов. Проводятся еще работы по проекту Superman в аэродинамической трубе в городе Лилль, где изучается поведение боевого самолета в пределах его диапазона полета. Говорят, что новая поверхность управления LEVCON для будущих самолетов-невидимок позволяет пикировать носом на 100° за одну секунду.

    1. 0
      20 августа 2023 17:06
      Никакие предкрылки, закрылки и поворотные сопла не могут отменить силы инерции.
      А эти силы выбрасывают кувырком и разрушают любой аппарат, выполнивший резкий маневр на большой скорости.
      Вся сверхманевренность Су-35/57 выполняется на скоростях 0.5-0.6 МАХ.
      И противник это знает.
      А на скорости 0.9 МАХ "неуклюжий пингвин" F-35 выполяет виражи и развороты резче, чем Су.
      1. 0
        20 августа 2023 20:27
        А ещё есть вращающаяся часть двигателя - валы, лопатки, которая является великолепным мощным гироскопом со всеми вытекающими. Я как-то слышал от одного умного человека, специалиста в данной сфере, что трудно представить какие чудовищные силы действуют на лопатки турбины во время резких манёвров.
  11. 0
    20 августа 2023 15:53
    Ну, ежели самолет - Супермен, то и пилотов на него тоже надо готовить по суперменской программе, думаю... И противоперегрузочные трусы... кгхм... костюмы с буквой Сы на латинице, обязательно пора заказывать французским кутюрье... lol
  12. 0
    20 августа 2023 16:23
    Например, хотя малозаметный F-22 и можно назвать маневренным, но в недостаточной степени..... Если-конечно считать сопло вверх и вниз 2 плоскости, то у меня по геометрии 2
  13. 0
    20 августа 2023 20:34
    «В ходе тестирования» - уважаемый автор, на испытательных стендах авиационную технику НИ КОГДА не тестируют, это НЕВОЗМОЖНО! Тестирование и испытания, это совершенно разные процессы.
  14. 0
    21 августа 2023 10:45
    Цвет планера на первом фото это намёк на его будущую стоимость? wink
  15. 0
    22 августа 2023 05:40
    писятседьмой последнее наследие великой страны. Повторить такое не сможем даже сами, куда уж любителям лягушек.