«Следует концепции Су-57»: Франция разрабатывает проект истребителя Superman с «маневренностью в условиях малозаметности»
Французский аэрокосмический исследовательский центр ONERA ведет работы в рамках проекта Superman, в рамках которого создается концепт истребителя, способного совместить маневренность и скрытность, подобно Су-57.
Как указывается в издании Air Cosmos, соответствующие испытания макета проводятся в аэродинамической трубе ONERA в Модане. В ходе тестирования разработчик пытается найти оптимальный баланс между тремя главными характеристиками истребителя – маневренностью, малозаметностью и скоростью.
- пояснили в ONERA.
Ранее конструкторам не удавалось найти оптимального баланса. Например, хотя малозаметный F-22 и можно назвать маневренным, но в недостаточной степени, так как он имеет векторную тягу только по двум осям (что вызвано требованиями к скрытности с задней стороны фюзеляжа), в то время как Су-35, который «стелсом» не является, – по трем.
В ONERA в поисках оптимального решения при разработке новой конструкции воспользовались российским опытом:
Для достижения этой цели разработчики воспользовались техническим решением Levcon. Так называется дополнительная наклонная плоскость, прикрепленная к основанию крыла спереди, которая увеличивает подъемную силу на малых скоростях, обеспечивает большой угол атаки и позволяет быстро выходить из сваливания. На данный момент Levcon используются на двух типах самолетов – российском Су-57 и индийском Tejas.
- заявляют французские конструкторы.
С их слов, пример Су-57 показывает, что при создании нужного угла атаки можно управлять взаимным расположением воздухозаборника и Levcon. Созданный ONERA концепт называется разработчиками «технологическим подвигом»:
На данный момент модель продувается в аэродинамической трубе только на низких для истребителя скоростях (200 км/ч). Со временем она будет оборудована двигателем и набором подруливающих поверхностей, что позволит увеличить скорость.
- поясняют разработчики.
Форма аэродинамического профиля, если смотреть сверху, очень похожа на конструкцию Су-57. Характерные для нее углы позволяют избежать сваливания. При изменении угла атаки в крейсерском режиме момент тангажа самолета равен нулю. Для модели Superman данная формула работает вплоть до скорости в 0,85 Маха.
В ходе работ конструкторы пытаются увязать Levcon с вихревыми потоками, которые создают подъемную силу для самолета.
- поясняют разработчики.
В качестве примера они приводят крутое кабрирование: самолет должен при резком наборе высоты потерять скорость, однако Levcon, манипулируя вихревыми потоками, позволяет [молниеносно] вернуться в положение с опущенным носом, чтобы восстановить скорость.
- подводят итог во французском издании.
Информация