Из огня да в полымя. Американские страсти по катамаранному флоту

19
Из огня да в полымя. Американские страсти по катамаранному флоту

Члены Конгресса в очередной раз пытаются помешать командованию ВМС перевести половину своего флота быстроходных транспортных судов класса Spearhead в состояние пониженной готовности с приданными им только базовыми экипажами. Хотя большинство из рассматриваемых судов довольно молоды. В чем же проблема?

Американские адмиралы объясняют свои действия огромными логистическими препятствиями, а отсюда и финансовыми издержками, с которыми придется столкнуться пендофлоту в случае войны на Тихом океане (на минуточку, для чего на самом деле эти быстроходные многоцелевые суда с малой осадкой идеально подходят).



На этом фоне конгрессмены основательно настаивают – командование ВМС должно разработать и внедрить официальную концепцию по использованию этих судов-катамаранов в ходе операций на Тихом океане, что закрепит их действия на законодательном уровне. А американские моряки кричат – ни фига – решение о снижении готовности этих коробок должно приниматься только лишь флотскими рулями, что дает им возможность «сэкономить» бюджетные средства и пустить их на более «важные нужды».


Если палате представителей удастся настоять на своем и их поправка войдет в окончательный бюджет на 2024 финансовый год, а затем будет подписана президентом Джо Байденом, то ВМС будет запрещено использовать какие-либо средства для перевода экипажей этих кораблей в так называемый пониженный операционный статус (ROS).

Флотское командование также будет обязано разработать и внедрить стратегию и концепцию операций по использованию экспедиционных быстроходных транспортных судов в поддержку оперативных планов в районе операций Индо-Тихоокеанского командования США в течение 180 дней с момента принятия закона. У руководителя военно-морскими операциями будет 30 дней, чтобы представить комитетам Конгресса по обороне отчет с описанием такой концепции.

Надо сказать, что, по крайней мере, на бумаге, в настоящее время ВМС США располагают 13 кораблями класса Spearhead, также известными под аббревиатурой EPF. Первые из них были введены в эксплуатацию в 2012 году. Последний из этих кораблей USNS Apalachicola поступил на вооружение в феврале этого года. По мнению ряда экспертов, в том числе не американских, корабли данного класса – эффективное средство для использования в интересах экспедиционных сил: маневренность, низкая осадка и т. д. Но... у американских флотоводцев почему-то другое мнение!


Тут необходимо отметить, что, используя свой опыт проектирования коммерческих высокоскоростных паромов, дочернее предприятие австралийской судостроительной компании Austal в США разработало и построило корабли класса Spearhead, экипаж которых обычно составляет 42 человека. Эти суда с алюминиевым корпусом водоизмещением около 2 362 тонн могут развивать скорость около 35 узлов, имея максимальную – около 43 узлов, и спроектированы так, чтобы их можно было легко «перенастроить» для выполнения конкретной задачи. Каждый из них имеет многоцелевой отсек площадью порядка 1 900 квадратных метров, а также кормовую полетную палубу, способную принять различные типы вертолетов, и кормовую рампу для погрузки и разгрузки транспортных средств, персонала и грузов.

Учитывая все это, может показаться странным, что американские ВМС сейчас стремятся значительно сократить использование «Spearheads», которые в настоящее время находятся в ведении военного командования морских перевозок и имеют экипаж из гражданских моряков. Однако текущие планы адмиралов в отношении этих кораблей во многом говорят о несколько запутанной истории вокруг них и многолетней неопределенности в отношении их предназначения. Попробуем оценить масштаб сиих «ритуальных танцев»!


Так вот – официально задача кораблей класса Spearhead заключается в «обеспечении высокоскоростной и маневренной доставки боеготовых подразделений в небольшие труднодоступные порты и гибкой поддержки широкого спектра операций, включая гуманитарную помощь, ликвидацию последствий стихийных бедствий, обеспечение безопасности театра военных действий и эвакуацию небоевых».

Первоначально известные как совместные высокоскоростные суда (JHSV), класс Spearhead стал результатом требований армии США и Корпуса морской пехоты, выставленных промышленности еще в начале 2000-х годов. Изначально ожидалось, что некоторые из этих судов будут эксплуатироваться самой армией в составе ее малоизвестной, но на самом деле вполне боеспособной морской составляющей.


В 2000-х годах военно-морской флот также зафрахтовал ряд коммерческих паромов-катамаранов, чтобы изучить потенциальную полезность подобных судов в различных боевых и небоевых условиях, в основном в поддержку программы JHSV. В 2012 году ВМС также получили два гражданских парома, спроектированных Austal, от Морской администрации министерства транспорта США (MARAD). Оба этих судна, называемые высокоскоростными транспортными кораблями (HST), остаются в резерве, хотя одно из них было предоставлено в аренду коммерческому паромному оператору в Канаде с 2016 года.


За последние два десятилетия (или около того), Spearheads и их непосредственные предшественники, безусловно, продемонстрировали способность выполнять широкий спектр задач. Например, их применение в качестве морского «плацдарма» специальных операций и морских стартовых платформ для запуска дирижаблей наблюдения.




Тем не менее остается подтвержденным фактом – Spearheads до сих пор незначительно интегрированы в операции американских ВМС и, как правило, использовались просто как транспортные средства. Применение USNS Millinocket для обеспечения недавних учений Talisman Sabre 23 только для доставки материальных средств в Австралию, показательно отражает то, как эти корабли обычно эксплуатируются американскими флотоводцами в настоящее время.

Также ярким примером очевидной незаинтересованности действующего командования ВМС США в широком применении этих судов стал недавно поставленный USNS Apalachicola, оснащенный полным набором систем для обеспечения десантных операций по выбору экипажа. Но американский флот в настоящее время не спешит использовать эти возможности. Так все-таки почему?

Помимо логистических и финансовых трудностей с эксплуатацией кораблей данного класса, еще в 2016 году руководство ВМС обратило внимание и на потенциальную уязвимость Spearhead, когда один из паромов-катамаранов был уничтожен одной единственной противокорабельной ракетой у берегов Йемена. В тот период судно находилось на вооружении вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов и поддерживало операции против йеменских повстанцев-хуситов. То, что осталось от корабля, впоследствии было отбуксировано в порт Греции, где и его корпус находится и сейчас. А ведь цена у данных корабликов безумно не соизмерима со стоимостью противокорабельной ракеты!

В то же время даже в более широком контексте крупномасштабного конфликта корабли класса Spearhead, наверное, могли бы обеспечить объемную перевозку морских грузов в условиях, когда угроза применения противокорабельного оружия противником мала, или под защитой, предоставляемой другими силами и средствами? Вероятно, да, считают в Конгрессе США.

Кроме того, способность кораблей класса Spearhead относительно быстро «перенастраиваться» для выполнения различных задач придает им дополнительную гибкость. И не стоит забывать – денег американских налогоплательщиков в постройку этих судов вложено немало – только головной проект обошелся 185,4 млн долларов. Так почему этот бронепоезд должен стоять на запасном пути?


Не будем забывать, что корабли класса Spearhead не однократно использовались для поддержки операций по борьбе с наркотиками и для переброски американских военных подразделений для участия в различных учениях и других региональных мероприятиях в Латинской Америке. Поэтому у обывателей и возникает вопрос – что, разве они не будут полезны американцам в Тихоокеанском регионе?

Вот и заявляют в Конгрессе, что Spearheads являются не чем иным, как хорошо приспособленными инструментами для удовлетворения множества потребностей вооруженных сил США в Тихоокеанском регионе, как в мирное, так и в военное время. Суда, по сути, относительно молоды и изначально имеют незначительные требования к своим членам экипажа.

Еще нужно обратить внимание на тот факт, что потенциальная экономия от постановки значительного количества Spearheads на ROS, о которой мечтает командование ВМС, выглядит незначительной в контексте общего оборонного бюджета США. Еще с 2021 года Пентагон определил годовые эксплуатационные расходы на один корабль этого класса примерно в 20,3 млн долларов, что относительно дешево по стандартам военно-морских судов. А военно-морской флот заявляет, что в 2024 финансовом году могут высвободить всего лишь менее 20 млн долларов, переведя пять из этих кораблей в состояние пониженной готовности. Более чем странно – уж не карман ли свой пополнить собирались ушлые американские адмиралы?

Все это помогает объяснить, почему конгрессмены в редакции бюджета на 2024 год стремятся законодательно и окончательно принудить руководство ВМС с особой внимательностью взглянуть на будущее применение данного класса кораблей и судов в операциях в Тихоокеанском регионе и изменить свое отношение к «катамаранному флоту». Войдет ли эта формулировка в окончательный согласованный бюджет, и будет ли этот законопроект затем подписан президентом Байденом, еще предстоит выяснить.

А теперь трезво посмотрим на все это! Spearhead, как и любая другая военная техника, имеет определенные достоинства, но при этом и не лишен недостатков.

Скорость, вместимость и универсальность (имеется в виду работа в мелководных портах) – его фишка. Быстро перебросить роту морпехов с техникой – достойная опция, благодаря чему серия и находит свое применение в составе Командования морских перевозок.

Но... На этом выдающиеся качества и заканчиваются.

В боевых условиях ценность сомнительная, живучесть практически отсутствует. Несмотря на свой внешний вид, как и корабли прибрежной зоны, Spearhead – вспомогательный «военный кораблик мирного времени», который способен проявить себя во время ликвидации последствий стихийных бедствий, может быть, в борьбе с наркотрафиком или в каких-нибудь «гуманитарных миссиях». Но в морских десантных операциях или еще в чем-то большем – вряд ли!

Но что бы в конечном итоге ни произошло на законодательном фронте, это может иметь значительные последствия для будущего кораблей класса Spearhead американских ВМС. Будем наблюдать!
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    29 августа 2023 04:45
    один из паромов-катамаранов был уничтожен одной единственной противокорабельной ракетой у берегов Йемена.

    Интересно... what почему такая низкая боевая живучесть у этого типа кораблей?
    1. +5
      29 августа 2023 05:27
      Цитата: Леха с Андроида.
      один из паромов-катамаранов был уничтожен одной единственной противокорабельной ракетой у берегов Йемена.

      Интересно... what почему такая низкая боевая живучесть у этого типа кораблей?

      Привет Алексей!
      Использование сплавов на основе алюминия. Аналогичные проблемы имеют и броневые стали многих быстроходных катеров, лодок, яхт и различных БМД. При высокотемпературном поражении металл начинает выгорать. Потушить его можно но сложно. На море пожар само страшное, что может случиться.
      Псы. Думаю вся заокеанская возня связана с лоббированием нам не известных интересов. Банально флот и конгресс педалируют разные группы компаний, а кораблики интересны. У нас подобных скоростных транспортов увы нет.
    2. +4
      29 августа 2023 06:58



      Точно известно ,что на пароме которому хуситы влепили под рубку ПКР в экипаже были русские и украинцы.
      1. +2
        29 августа 2023 10:11
        Тралфлот-да он и не сильно пострадал lol В гараже Ашота ремонт займёт пару месяцев,и летать будет лучше прежнего,даже боком будет ходить на максимальной скорости.... wassat
    3. +1
      29 августа 2023 07:20
      Цитата: Леха с Андроида.
      Интересно... почему такая низкая боевая живучесть у этого типа кораблей?

      Помимо невысокой живучести алюминиевых конструкций при пожаре у катамаранной схемы ещё и хватает недостатков. Например низкая осадка достигнута лёгким, но нифига не дешёвым алюминием, при затоплении одного корпуса судно не перевернётся, но малый объём корпуса практически гарантированно выводит из строя машинное отделение этого корпуса. Ну и конкретно этот тип корабля пригоден только для переброски войск в порты. Неоправданно дорого, притом что дальность полным ходом невелика.
    4. +1
      29 августа 2023 10:04
      потому что алюминиевый корпус) помните была такая лодка лоханка..из дюральки..вот это что то похожее.А тут простой расчет.кто же посмеет тронуть американский корабль, это же сразу третья мировая начнется.Увы не началась и не начнется.
    5. +4
      29 августа 2023 11:41
      Цитата: Леха с Андроида.
      Интересно... what почему такая низкая боевая живучесть у этого типа кораблей?

      Потому что за 50 лет опыт CG-26 Belknap был забыт.


      Крейсер до и после пожара. Легкосплавная надстройка при пожаре просто "стекла внутрь".

      Самое забавное, что Spearhead - это не единственные "флотские плавучие зажигалки" компании Austal. Она также облагодетельствовала USN боевыми кораблями с такими же легкосплавными корпусом и надстройками - литоральниками типа Independence.
  2. +1
    29 августа 2023 05:34
    Цитата: Коте пане Коханка
    Привет Алексей!

    Доброе утро!
    hi
    Тогда такие корабли с существенными недостатками не должны появляться в зоне БД.
    Тем не менее это правило было нарушено... smile кто то должен стать стрелочником за этот инцидент.
    1. 0
      29 августа 2023 20:23
      Вечер добрый!
      Преимущества данного «корыта» высокая средняя скорость и низкий силуэт. Даже при встрече с большинством сторожевых кораблей и фрегатов он имеет шанс удрать за радио горизонт на «форсаже».
      Мне любопытно, какую ПКР данное судно выдержало. Если Экзозет, то не удивительно, но если, что-то по мощнее то не плохо.
  3. +2
    29 августа 2023 08:17
    Более чем странно – уж не карман ли свой пополнить собирались ушлые американские адмиралы?
    Да как то по фиг,не в США живем жеж.
  4. 0
    29 августа 2023 08:36
    Американские страсти по катамаранному флоту
    Как то уже давно была на ВО к одной из статей ссылка на американский фильм с названием "Войны Пентагона", после просмотра этого фильма все вопросы сразу отпадают сами собой. Если кто то ещё его не видел, рекомендую. hi
  5. -1
    29 августа 2023 10:11
    А никого не насторожило требование конгресса, о разработке тактики их применения в Индо-Тихоокеанском регионе? Да еще и а течении 180 дней
    1. +1
      29 августа 2023 16:26
      Цитата: AntidipresaHt
      А никого не насторожило требование конгресса, о разработке тактики их применения в Индо-Тихоокеанском регионе? Да еще и а течении 180 дней

      Это бюджетные тёрки, а не оперативные. Конгресс резонно указывает военным, что: "Вы корабли заказали? Заказали. Деньги потратили? Потратили. Теперь будьте любезны использовать то, что сами купили. И напишите нам отчёт - как вы это собираетесь использовать. А не пытайтесь засунуть разонравившиеся игрушки подальше в шкаф - и тут же начать просить новые". smile
  6. 0
    29 августа 2023 10:13
    еще в 2016 году руководство ВМС обратило внимание и на потенциальную уязвимость Spearhead, когда один из паромов-катамаранов был уничтожен одной единственной противокорабельной ракетой у берегов Йемена.

    Достоинства - это продолжение недостатков.
    Ну а что вы хотите от гражданского корабля, к тому же парома с его большими внутренними объемами и заточеностью на быструю погрузку-выгрузку? При перепроектировании в военный если все делать "как надо" то получим на выходе "кашу из топора", то есть из дешевого гражданского парома дорогой военный корабль.
    1. +1
      29 августа 2023 16:31
      Цитата: Не_боец
      При перепроектировании в военный если все делать "как надо" то получим на выходе "кашу из топора", то есть из дешевого гражданского парома дорогой военный корабль.

      Ага... "Халзан" тому примером. В исходных было: сделать дешёвый вертолетоносец для ПЛО и ДЕСО на базе корпуса гражданского ролкера. В результате получилось, что для соблюдения хотя бы по-минимуму всех требований ВМФ по защите и живучести к кораблям подобных классов, проще строить их на базе 1143, чем доводить до ума "Капитана Смирнова". smile
  7. +1
    29 августа 2023 11:15
    "Пендо-флот" - это автор так попытался выразить свой патриотизм? Получилось выразить только быдлизм.
  8. 0
    29 августа 2023 12:56
    В боевых условиях ценность сомнительная, живучесть практически отсутствует.

    Это гражданские суда. Во время войны амеры привлекали кучу гражданских транспортов для перевозок и никто не выступал про их живучесть. Это гражданские суда, они не для этого.
    Что касается этого типа судов, то идея-то, как раз, хорошая - большая площадь верхней палубы и просторный ангар по отношению к размерности, низкое сопротивление движению (т.е экономичность, дальность хода или скорость на выбор). Просто разработчики пытались выжать максимум из имеющихся измерений корпуса и погорячились. Увеличьте размерность, сделайте стальной корпус с элементами непотопляемости, систему электродвижения и хороший получится вспомогательный корабль - транспорт, легкий УДК, корабль снабжения в зависимости от установленного оборудования.
    1. +1
      30 августа 2023 12:53
      Цитата: Conjurer
      Это гражданские суда. Во время войны амеры привлекали кучу гражданских транспортов для перевозок и никто не выступал про их живучесть. Это гражданские суда, они не для этого.

      В том-то и беда, что EPF типа Spearhead - это не мобилизованные гражданские суда, а военные транспорты спецпроекта в составе флота и морских сил армии. И поэтому на них должны распространяться флотские, а не гражданские требования по защите и живучести.
  9. +1
    29 августа 2023 22:25
    Представим, что Госдума вдруг начала задавать какие-то вопросы Шойгу и Евменову по поводу флотостроительства, да еще и требовать рационального расходования выделенных средств.

    Брр, приснится же такое...