Новый инструмент дальней авиации: войска получили ракету Х-БД

31
Новый инструмент дальней авиации: войска получили ракету Х-БД
С. Шойгу, Ким Чен Ын, С. Кобылаш и другие должностные лица у бомбардировщика Ту-160 с ракетами нового типа


Несколько лет назад стало известно, что для российских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев разрабатывается перспективная крылатая ракета большой дальности Х-БД. К настоящему времени работы по этому изделию были завершены, и оно поступило на вооружение. Новая ракета дополняет существующие образцы и должна положительно повлиять на общие возможности дальней авиации.



По официальной информации…


О появлении на вооружении дальней авиации новой ракеты стало известно при необычных обстоятельствах. На прошлой неделе с официальным визитом в нашу страну прибыл лидер КНДР Ким Чен Ын. За несколько дней визита он посетил ряд предприятий и организаций разных отраслей, а 16 сентября прибыл на аэродром Кневичи.

Российские военные во главе с министром обороны Сергеем Шойгу показали высокому гостю современные образцы авиационной техники и вооружений для нее. Особое внимание уделили современным стратегическим бомбардировщикам-ракетоносцам, в т.ч. модернизированному Ту-160.

Рассказывая о Ту-160, глава оборонного ведомства отметил, что этот самолет несет 12 ракет с дальностью полета «шесть тысяч». Затем о такой технике и ее вооружении подробнее рассказал командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Кобылаш, и здесь прозвучала наиболее интересная информация.


По словам генерала, бомбардировщик Ту-160 способен нести крылатую ракету Х-БД с дальностью полета более 6,5 тыс. км. Фактически это было первое публичное упоминание перспективной ракеты официальным представителем Минобороны или оборонно-промышленного комплекса.

Заявления генерала С. Кобылаша, представляющие особый интерес, попали в небольшой видеорепортаж, опубликованный пресс-службой Минобороны по итогам визита северокорейского лидера. Также о визите на аэродром сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи. Оно опубликовало фотографии с мероприятий, и пара снимков представляет особый интерес.

На них запечатлены участники визита возле самолета Ту-160 с открытым грузоотсеком. Внутри на барабанной установке размещено вооружение, однако рассмотреть его не удастся – в этой части снимка применено размытие. Вероятно, таким образом от чужих глаз скрыли именно новую ракету Х-БД. Другие вооружения ВКС России, показанные в ходе визита корейской делегации, подобной «военной цензуре» не подверглись.

Перспективный образец


О новой крылатой ракете воздушного базирования большой дальности Х-БД известно крайне мало. Официальная информация фактически сводится лишь к сообщениям о существовании такой разработки. Кроме того, из недавних заявлений и материалов следует, что такие изделия поступили в войска и эксплуатируются с наличными ракетоносцами. Прочие сведения о проекте, его целях, разработке и технических особенностях пока отсутствуют.

По всей видимости, проработка перспективной КРВБ для дальней авиации началась в середине десятых годов – вскоре после принятия на вооружение изделий Х-101 и Х-102. О проведении таких работ стало известно только в феврале 2017 г., когда в отечественной прессе были опубликованы сведения об актуальных проектах Государственного НИИ авиационных систем.


Серийная ракета Х-101. Возможно, новая Х-БД похожа на нее

Согласно тем сообщениям, ГосНИИАС вместе с Минобороны формировали тактико-технические требования к перспективной КРВБ большой дальности, а также работали над ее обликом. Отмечалось, что дополнительное повышение дальности полета ракеты повысит боевую эффективность и сократит риски для самолетов-носителей. Так, сброс ракеты можно будет производить далеко за пределами зон ответственности ПВО противника.

По всей видимости, в дальнейшем Минобороны, ГосНИИАС и другие организации завершили все ранее начатые работы и перешли к разработке полноценного проекта. К настоящему времени могли справиться и с этой стадией работ, в результате чего самолеты Ту-160 получили новый тип вооружения с повышенными характеристиками.

Следует обратить внимание на сроки разработки новой ракеты. Если в 2017 г. действительно шла речь о нынешней Х-БД, то получается, что от формирования требований до поступления готовых ракет в войска ушло всего 5-6 лет. Как оборонной промышленность удалось справиться с новым проектом в столь краткие сроки, неизвестно, хотя можно высказать некоторые очевидные предположения.

Рост характеристик


Технический облик, все характеристики и возможности перспективной ракеты Х-БД пока не уточнялись. На данный момент известно лишь то, что это крылатая ракета воздушного базирования по типу существующих Х-55/101 и что она имеет дальность полета не менее 6500 км. Все прочие данные, а также внешний вид изделия, остаются закрытыми.

КРВБ Х-БД, предположительно, попали на недавние фото от ЦТАК. Однако ракурс съемки был подобран так, что можно было увидеть только наличие ракет (вероятно, трех) на барабанной установке. Рассмотреть сами изделия во всех подробностях, даже при отсутствии размытия, не удалось бы.


Изделия Х-101 на пусковой установке

Еще в 2017 г., после раскрытия первых сведений о новом проекте, появилась версия о его преемственности с существующими разработками. Согласно этим предположениям, перспективная ракета Х-БД могла создаваться с использованием наработок по предыдущим проектам, таким как Х-101/102. Более того, Х-БД может быть модернизированной версией существующего образца.

Можно предположить, что новая Х-БД похожа на предыдущие отечественные КРВБ по своей архитектуре, принципам работы и т.д. Судя по единственному фото, она тоже строится в планере с удлиненным фюзеляжем. Должны присутствовать раскладные крыло и оперение. Возможно использование технологий снижения заметности. По габаритам новая ракета не должна отличаться от существующих – это связано с ограничениями пусковой установки носителей.

Вероятно, в очередной раз используется турбореактивная двигательная установка. Двигатель должен иметь улучшенные характеристики, а в планере могут находиться топливные баки максимального объема. За счет этого дальность вырастет до названных 6500 км. Скорость должна оставаться высокой дозвуковой, как у существующих ракет.

Современные КРВБ для дальней авиации оснащаются комбинированными системами управления и наведения. Полет осуществляется по данным инерциальной и спутниковой навигации, а на конечном участке может включаться ГСН. Вероятно, на Х-БД используются схожие средства, дающие высокую точность поражения различных целей.

Боевая нагрузка остается неизвестной. Существующие КРВБ большой дальности несут боевую часть массой 400 кг и имеют возможность использования специального заряда.


Бомбардировщик Ту-160 сбрасывает ракету Х-55

Явные преимущества


В настоящее время основным вооружением бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС являются крылатые ракеты большой дальности Х-55 и Х-101/102. При помощи этих изделий ракетоносцы могут поражать цели на дальностях до 5500 км от рубежа пуска. Х-55/101 предназначены для поражения стационарных целей оперативного и стратегического значения.

Новое изделие Х-БД с увеличенной дальностью полета позволит нарастить боевой радиус дальних ракетоносцев на 1 тыс. км с понятными последствиями для их эффективности. В зависимости от ситуации, они смогут атаковать цели на большей глубине обороны либо осуществлять запуск на увеличенном расстоянии от зон ПВО противника.

Вероятно, новая ракета Х-БД рассматривается в качестве дополнения к существующим вооружениям. В дальнейшем она сможет полностью вытеснить и заменить более старую КРВБ Х-55, отличающуюся менее высокими характеристиками и некоторыми ограничениями.

Промежуточный итог


Таким образом, наша дальняя авиация получила новый образец ракетного вооружения с повышенными характеристиками. Ракета Х-БД прошла стадию разработки и даже попала в войска. Кроме того, Минобороны уже считает возможным говорить о ней открыто и демонстрировать изделия, пусть даже и ограниченному кругу лиц.

Все это указывает на готовность новой КРВБ к полноценной эксплуатации и боевому применению. Соответственно, в распоряжении дальних бомбардировщиков-ракетоносцев появился новый инструмент для решения особо сложных и ответственных задач. Возможно, уже в обозримом будущем его начнут использовать для решения реальных боевых задач.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    21 сентября 2023 04:46
    Возобновление патрулирования российской ДА над Северным полюсом, устроит бессонные ночи в Белом доме в Вашингтоне.
    1. +3
      21 сентября 2023 08:51
      Им от этого ни жарко, ни холодно. Стратеги летают по маршруту без БК.
      1. +3
        21 сентября 2023 09:29
        Цитата: Lozovik
        Стратеги летают по маршруту без БК.

        Тогда зачем по маршруту летают?
        1. +1
          21 сентября 2023 11:23
          Цитата: Ил-18
          Тогда зачем по маршруту летают?

          Демонстрация флага. smile
          Плюс ознакомление и подготовка экипажей к работе на ТВД.
        2. +2
          21 сентября 2023 11:27
          Осваивают маршруты полетов в зоны боевого дежурства, внутри которых находятся зоны возможных пусков ракет. Одновременно отрабатывается дозаправка топливом при большой полетной массе, выполняются тактические пуски ракет, ведётся радиотехническая разведка, определяются рубежи перехвата истребителями противника и время выхода на эти рубежи.
    2. +1
      21 сентября 2023 09:30
      Возобновление патрулирования российской ДА над Северным полюсом, устроит бессонные ночи в Белом доме в Вашингтоне.

      Возврат Шойгу к советской форме тоже внушает надежды. laughing Может и дальше одумаются.. wink .
  2. +2
    21 сентября 2023 04:47
    Это такой маленький привет нашим врагам на берегу Потомака.
  3. +1
    21 сентября 2023 05:24
    Жаль, что про крылатую ракету неограниченной дальности Буревестник ни чего не слышно. Пора уже их испытать на уничтожении американских снарядов с обеденным ураном.
  4. +9
    21 сентября 2023 06:08
    . Существующие КРВБ большой дальности несут боевую часть массой 400 кг

    Мост уничтожит?
    А нельзя сделать эту же ракету (снизить топливо увеличить заряд) с дальностью 1000 км, но чтобы боевая часть гарантированно уничтожала мосты? Такая ракета нам нужней в данный момент.
    1. +4
      21 сентября 2023 08:54
      Можно, только это будет уже другая ракета. От более тяжелого груза уедет центровка, нужно как минимум перекомпановывать отсеки для того, чтобы она оставалась в допустимых пределах с любым остатком топлива.
      1. +4
        21 сентября 2023 11:28
        Цитата: Lozovik
        Можно, только это будет уже другая ракета. От более тяжелого груза уедет центровка, нужно как минимум перекомпановывать отсеки для того, чтобы она оставалась в допустимых пределах с любым остатком топлива.

        А лучше всего закладывать подобные трансформации ещё на стадии разработки. Как в "Топор" с его несколькими модификациями, среди которых были дальнобойная ядерная лёгкая БЧ и близкобойная конвенциальная тяжёлая БЧ.
        1. +4
          22 сентября 2023 04:07
          Цитата: Alexey RA
          и дальнобойная ядерная лёгкая БЧ и близкобойная конвенциальная тяжёлая БЧ.

          У нас достаточно ракет для разной дистанции боя . Достоинство этой ракеты не столько в увеличенной её дальности (по ещё советскому техзаданию дальность должна была составить до 10 000 км.) , а в двух ЯБЧ на её борту . В результате количество носимых ЯБЧ на одном самолёте-носителе увеличивается в два раза , в два раза "тяжелеет" одноразовый залп нашей ДА , да к тому же и на большую чем прежде , дистанцию . при такой дальности нашим бомбардировщикам можно вовсе не покидать воздушного пространства своей страны и осуществлять пуски над Арктикой , вне зоны досягаемости авиации противника . В результате возможности наших СЯС резко увеличиваются ... ведь согласно договора один бомбардировщик считался как одна боеголовка . А их (боеголовок) на Ту-160 будет 24 , а на Ту-95 (если и на них подвесят) - 16 .
          Размеры отсеков вооружения у Ту-160 изначально проектировались на б0льший , чем существовавшие тогда , размер КР . На перспективу . И вот только сейчас эти размеры и возможности используются в полной мере .
          А для дистанций до 2500 км. у ВКС теперь есть новая Х-50 . Которые нести смогут не только Ту-160 (24 шт.) , но и Ту-22М3 и самолёты тактической авиации . Так что и для европейского , и для заокеанского ТВД инструментов теперь более чем достаточно . То-есть с запасом .
    2. +8
      21 сентября 2023 09:26
      Для уничтожения мостов нет никакой необходимости создавать новое вооружение. Достаточно и того что есть, даже с превышение. Дело не в отсутствии вооружения, а в отсутствии политической воли его применить.
    3. 0
      21 сентября 2023 19:51
      Чтобы снести мосты не надо городить сложнейшие крылатые ракеты, хватит самоходного плашкоута на радиоуправлении с парой фаб-5000, запущенного в Днепр. Так одного за другим запускать с двух сторон и вернуть его в первозданный вид можно
    4. +2
      22 сентября 2023 22:30
      А мост не обязательно уничтожать. Достаточно регулярно повреждать. Результаты сами знаете.
    5. 0
      2 ноября 2023 00:02
      Дорого для моста такую ракету использовать,для этого другие средства есть.
  5. -3
    21 сентября 2023 06:55
    Цитата: Vita VKO
    Жаль, что про крылатую ракету неограниченной дальности Буревестник ни чего не слышно.

    Тссс, по плану про неё надо забыть и не вспоминать.
  6. +1
    21 сентября 2023 06:57
    Цитата: Stas157
    чтобы боевая часть гарантированно уничтожала мосты

    Предположу что можно, но мосты нам никто не разрешил уничтожать.
  7. -3
    21 сентября 2023 07:05
    По габаритам новая ракета не должна отличаться от существующих – это связано с ограничениями пусковой установки носителей.

    Если анализировать новость - никакой революции не произошло, более того - старое выдаётся за новое под другим названием. Справедливых вопросов несколько: зачем создавать ракеты под ту160 с ограничениями, когда можно создавать ракеты под наземные мобильные пусковые установки? Есть ли решения по малозаметности и полёту на сверхмалых высотах (аналогично таурусам и стормшедоу)? И самое главное - калибры к сожалению успешно поражаются современным ПВО окраены, а вот сверхзвуковые из старых запасов - нет, те нужны новые решения для преодоления ПВО противника.
    1. +6
      21 сентября 2023 08:44
      Цитата: Владимир80
      калибры к сожалению успешно поражаются современным ПВО окраены

      Калибру в этом году 40 лет, "летающая труба с крыльями", ни о какой малозаметности речи не идёт. Кроме этого, враги ПВОшники "выучили" ее наизусть. По этому новые ракеты, соответствующие сегодняшнему и , наверное, завтрашнему дню ставят на вооружение.
    2. +2
      21 сентября 2023 11:32
      Цитата: Владимир80
      Справедливых вопросов несколько: зачем создавать ракеты под ту160 с ограничениями, когда можно создавать ракеты под наземные мобильные пусковые установки?

      Потому что наземные установки не достанут до главного вероятного противника.
      Все уже как-то позабыли, что эмэсы и лебеди - это не просто дальняя авиация, а часть триады СЯС. И для них прирост в полторы тысячи км очень важен - это либо увеличение количества накрываемых целей, либо увод районов пуска ещё дальше от ПВО противника.
    3. +3
      21 сентября 2023 19:01
      Пво окраины сообщает шо и кинжал они сбивают по стопитсот раз до обеда кажного дня
    4. -1
      21 сентября 2023 19:55
      Х-101 и Х-55 делались специально чтобы быть малозаметными, калибр - дешёвая экспортная ракета с кучей полезных нагрузок. Х-БД сразу делали для уменьшения радиозаметности не только для ПВО, но и для ДРЛО.
      1. +3
        22 сентября 2023 16:28
        Революций в ракетостроении не отмечалось со времён "королёвской семёрки". Сплошь эволюция, в ходе которой разработчики то там, то тут выжимают проценты.

        Цитата: Владимир80
        Справедливых вопросов несколько: зачем создавать ракеты под ту160 с ограничениями, когда можно создавать ракеты под наземные мобильные пусковые установки?

        Потому, что нужно знать особенности обороны потенциального противника :)
        ПРО СШО построена так, что защищает территорию страны не равномерно с разных азимутов. Сильнее всего с севера -- это кратчайший маршрут полёта ракет от нас к ним. Самолёты же позволяют нанести ракетный удар с неудобного для ПРО США азимута. Так же, как позволяли "ракетные поезда" и позволяют АПЛ.

        Цитата: Владимир80
        И самое главное - калибры к сожалению успешно поражаются современным ПВО окраены

        Ну если считать наземные объекты военной инфраструктуры средствами ПВО, то да, успешно.
        А вообще прорыв ПВО -- это задача для именно что РАЗНЫХ средств поражения от тихоходных ПКР, до сверзвуковых ОТРК и планирующих бомб. В этом смысле чем сложнее задачу наши ракетные войска могут поставить перед ПВО\ПРО врага, тем выше вероятность успеха.
    5. Комментарий был удален.
  8. +1
    21 сентября 2023 07:34
    Дальность это очень хорошо, но вот скорость бы поднять, сбивают эти ракеты иногда.
  9. +2
    21 сентября 2023 07:37
    не читал
    пишите автора в начале статьи!!!!
  10. +2
    21 сентября 2023 07:55
    В данной статье дальность полёта Х-БД указывается в 6,5 тысячи км...Но в интернете сообщается и о 8,5 тысячи км ! Очепятка ? Возможно ! "Нарастить " дальность на тыщу км (Х-101>5500 км) за счёт совершенствования турбореактивного движка возможно... Но до 8500 км ? Затруднительно сказать ! Тут стоит вспомнить историю создания Х-101 ! Ведь первоначально планировалась дальность до 8.000-10.000 км ! Достичь этого собирались с помощью винтовентиляторного двигателя... (кстати, в США ,примерно в тот же период, также собирались заиметь "томагавк" аналогичной дальности с помощью такого же движка...) Но конструкторы столкнулись с трудностями ...(не выходил у Данилы "каменный цветок"!)...сроки сдвигались вправо...Ну и пришлось решением "партии и правительства" ставить на Х-101 турбореактивный движок,чтобы уложиться в сроки ! Вот отседова и дальность в 5500 км !Иногда появлялись сообщения ,что работы над винтовентиляторным движком продолжаются потихоньку ...
    1. +4
      21 сентября 2023 08:59
      Совершенствование движка дает считанные проценты. Значительно увеличить дальность можно за счет увеличения запаса топлива и увеличения высоты полета на определенных участках маршрута.
    2. 0
      21 сентября 2023 19:56
      Цитата: Nikolaevich I
      В данной статье дальность полёта Х-БД указывается в 6,5 тысячи км...Но в интернете сообщается и о 8,5 тысячи км !

      Так это не Рябов сказал, а сам Шойгу. Шойгу наверно лучше знать
    3. +1
      22 сентября 2023 16:31
      Цитата: Nikolaevich I
      В данной статье дальность полёта Х-БД указывается в 6,5 тысячи км...Но в интернете сообщается и о 8,5 тысячи км ! Очепятка ? Возможно !


      Хм... опечаточка то принципиальная. 8,5 тыс. это до любой точки США не выходя из воздушного пространства России.
  11. 0
    21 сентября 2023 09:32
    По всей видимости, проработка перспективной КРВБ для дальней авиации началась в середине десятых годов – вскоре после принятия на вооружение изделий Х-101 и Х-102. О проведении таких работ стало известно только в феврале 2017 г., когда в отечественной прессе были опубликованы сведения об актуальных проектах Государственного НИИ авиационных систем.

    Я видел фотографии КРВБ.

    увеличение дальности достигается за счет дополнительных топливных баков.
    Северокорейцы — поборники контролируемых утечек информации
    Помните, они опубликовали фотографию своей водородной бомбы, которую пришлось проверить ЦРУ, а также фотографии испытаний тактических ракет и их точности...