Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года

65
Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года
Место механика-водителя ИС-3


ГБТУ испытывает


Во время Великой Отечественной войны мало кто задумывался об эргономике рабочего места советского танкиста. Мягко говоря, это было совершенно непервостепенная задача для конструкторов. В пресловутой триаде «огневая мощь – подвижность – защищенность» об условиях работы экипажа нет ни слова.



Одними из первых документально оформили претензии к эргономике советской техники американцы. В 1943 году инженеры и военные обкатали на Абердинском испытательном полигоне танки Т-34 и КВ. Не будем останавливаться на неоднозначных выводах по поводу защищенности и огневой мощи, расскажем о впечатлениях от внутреннего пространства танков.

По поводу башни удивление американцев вызвала теснота. В секретном отчете начальник ГРУ Красной Армии генерал-лейтенант Иван Ильичев пишет:

«Американцы не могут понять, каким образом наши танкисты могут в ней помещаться зимой, когда носят полушубки».

Отдельных комплиментов заслужили конструкторы трансмиссии танка КВ. На тот момент еще союзники Советского Союза отмечали:

«Со стороны конструктора, поставившего её в танк, проявлена нечеловеческая жестокость к водителям». На Т-34 трансмиссия была явно не лучше. Для продолжения испытания местным инженерам пришлось даже исправлять «безобразную конструкцию и чрезвычайно плохую работу кулисы передачи».

В то же время настоящий гимн спели американцы советскому танкисту:

«От русского водителя требуется виртуозность при переключении передач на ходу, особый опыт в пользовании бортовыми фрикционами, большой опыт механика в умении поддерживать танк в ходовом состоянии (регулировка и ремонт непрерывно выходящих из строя деталей), что сильно усложняет подготовку танкистов-водителей».

Воистину, имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен, русский солдат.


Т-34-85






Отделение управления Т-34.

Нельзя сказать, что в Советском Союзе не задумывались об условиях работы танкистов и, прежде всего, механика-водителя. По легенде, появление стрелка-радиста в экипаже обусловлено необходимостью помогать водителю с переключениями жутко тугого рычага коробки передачи. Если с рычагом КПП еще как-то помогал товарищ справа, то с рычагами бортовых фрикционов танкист оставался один на один.

О сложностях управления танком на высшем уровне заговорили только после войны.


Место мехвода ИС-3

В 1945 году вышел секретный отчет «Результаты замеров усилий на рычагах управления танков Т-34-85 и ИС-3». Летом военные инженеры Научно-испытательного бронетанкового полигона Главного бронетанкового управления Красной Армии обкатали четыре отечественных танка. Три Т-34-85 и один ИС-3. Основная цель – оценить уровень усилий на рычагах управления танка.

Тройка Т-34 была выбрана не просто так. Военные решили выяснить, насколько условия сборки танка влияют на эргономику места механика-водителя. Первый танк произведен в Красном Сормово под городом Горький (завод № 112), второй – в Ленинграде (завод № 174), третий – в Нижнем Тагиле на заводе № 183. Первые два танка прошли чуть более 1 000 км, последний – почти новый с пробегом в 100 км.

Все танки, в том числе ИС-3, были выпущены в июне-июле 1945 года. Тяжелый советский танк испытатели взяли с Кировского завода с пробегом в 500 км.

Небольшая выдержка из отчета испытателей:

«Усилия замерялись динамометром при следующих условиях:
а) при статическом положении танка определялись усилия, затрачиваемые на выключение бортовых фрикционов до момента начала торможения барабанов;
б) при движении танка определялись усилия, затрачиваемые на полное торможение барабанов, при котором происходит поворот танка.
Перед началом испытаний была произведена регулировка приводов управления танков заводов № 112 и № 174 в соответствии с техническими условиями. Танк завода № 183 был новый и имел заводскую регулировку, которая соответствовала техническим условиям.
Величина хода рычага была разделена на шесть равных частей. В каждом из шести положений рычага определялись усилия, затрачиваемые на его передвижение.
До пятого положения рычагов управления (включительно) замерялись усилия, затрачиваемые на выключение фрикционов. При шестом положении рычагов зафиксированы усилия, необходимые для затяжки тормозных лент до начала торможения.
Испытания проводились на горизонтальном участке с сухим, мягким грунтом, без дернового покрытия».

ГБТУ подводит неутешительные итоги


Первое, что бросается в глаза в отчете – это гигантские усилия на рычагах управления фрикционами. Механик-водитель вынужден был тянуть на себя рычаги с силой от 21 кг до 46 кг! Максимальное усилие инженеры зафиксировали на правом рычаге при движении танка на второй и третьей передачах. Данный экземпляр танка был выпущен в Ленинграде на заводе № 174. Немногим лучше (всего на пару килограмм) были остальные Т-34.

Интересно, что наименьшее усилие на рычаге было определено на том самом «сормовском уроде» – так за плохое качество сборки называли танки с завода № 112. Именно на нем усилия на рычагах во всех режимах не превышали 40 кг. Условно говоря, он был самым легким в управлении из средних танков. Присутствовала и разница в прилагаемых усилиях между правым и левым рычагом – в некоторых режимах она достигала пяти килограмм. Этим грешил танк из Красного Сормово. У остальных машин разница не превышала 1,5–2 кг, что, вероятно, говорило о лучшем качестве сборки танков.

Тяжелый ИС-3 обладал более совершенной в сравнении с Т-34 трансмиссией. Планетарные механизмы поворота должны были несколько облегчить управление танков. Но все компенсировала возросшая масса машины, хотя усилия на рычагах, действительно, несколько снизились. Основная сложность была сдернуть рычаг с мертвой точки при статическом положении танка. Для этого требовалось не менее 30–32 кг. Это много – в аналогичных условиях механику-водителю Т-34 полагалось тянуть с силой в 20–26 кг. Самым тяжелым трюком на ИС-3 был разворот на месте на третьей и четвертой передачах – рычаги требовали не менее 30–40 кг.

В конце отчета военные эксперты ГБТУ пришли к логичному выводу:

«Полученные на рычагах управления танков Т-34-85 и ИС-3 усилия – велики, что вызывает значительное утомление водителя, при совершении длительных маршей».

Сухая формулировка, скрывающая беспримерный героизм танкистов Красной Армии даже вне поля боя.

Особенно выразительно результаты испытания выглядят на фоне аналогичных опытов, вошедших в историю с отчетом «Результаты замеров усилий на рычагах управления иностранных и отечественных танков». Место действия и время прежние – полигон в Кубинке, лето 1945 года. Только главных героев побольше – гитлеровские САУ Jagdtiger B, танки T-V Pantera, T-VI Tiger, американский тяжелый танк Т-26Е3 (М26 Pershing), легкий М-24 и средний М4А2 Sherman с 76-мм пушкой. Также в компании присутствовали британский крейсерский танк А34 Comet и золотая советская тройка – ИС-3, Т-44 и Т-34-85.




Pershing в 1945 году в Кубинке. По удобству управления оказался немногим лучше советских Т-34-85 и ИС-3.

Внимательный читатель спросит, как американский Pershing попал в Советский Союз?

Он никогда не поставлялся по ленд-лизу. Соединенные Штаты предоставили один серийный танк для изучения в апреле 1945 года. Машина прибыла в Мурманск с конвоем JW-66 и уже летом была всесторонне изучена военными в Кубинке. Аналогичным образом попали в Советский Союз остальные танки союзников.

Методика испытания органов управления была проста – замер усилий на рычагах управления при полном развороте на месте.

Интересно, что проигрыш отечественных танков в этом испытании не был тотальным. Да, на первой передаче усилия для разворота приходилось прикладывать немалые – 39–41 кг в ИС-3 и 32–34 кг в Т-34. Но американский тяжеловес Pershing был немногим лучше: 34–35 кг на рычаге. Средний М4А2 Sherman также непрост в вождении – до 30 кг на рычагах.

Как писали в отчете, «меньшие усилия на танках М4А2-76 по сравнению с танком Т-26Е3 при аналогичной конструкции механизма поворота объясняются меньшим весом танка и большей длиной рычагов управления».

Конечно, всех сразили немцы со своими сервоприводами трансмиссии – усилия от 4,5 до 14 кг. Самым легким в управлении оказался 72-тонный Jagdtiger B с рулевым колесом вместо рычагов.

Сравнительно комфортным для механика-водителя оказался Т-44: не более 10–11 кг усилий на рычагах для разворота во всех режимах.

Отдельно стоит отметить, что особенности планетарных коробок передач у всех немцев и британского А34 Comet позволяли машинам разворачиваться на месте на нейтральной передаче. Но легче от этого механику-водителю А34 Comet не стало. Во-первых, в ходе испытаний он в таком режиме повернулся с третьего раза, а во-вторых, усилия на рычагах составляли внушительные 20 кг.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    1 октября 2023 05:04
    Почитать, услышать, это отлично, но увидеть лучше... взгляните на сложности переключения передач в танке Т-34 собственными глазами...
    1. +9
      1 октября 2023 08:28
      Ну так там же чистая механика идет,в наших танках.естестственно что нагрузки высокие при перечключении передачи. Это вон гидравлика на танках появилась когда,очень легко стало танком управлять. В учебке ездил на Т72 в управлении и во время движения вообще никаких проблем не возникало.
      1. +8
        1 октября 2023 12:56
        Цитата: Бережливый
        Ну так там же чистая механика идет,в наших танках.естестственно что нагрузки высокие при перечключении передачи.....
        На наших Т54-55-62 то же, никакой гидравлики, чисто механика. В коробке передач 5-ять скоростей и задняя. Из них 1-ая и задняя без синхронизаторов, остальные - с синхронизатором. Трогаться со 2-ой, так как с первой на 2-ую без остановки, всё равно, не переключишься. Разворот на месте только на первой скорости. Переключение передач требует навыков, но когда освоишь, сложностей не представляет. В учебке механиков-водителей экзаменовали 100 км заездом по полигону, сидя по боевому (смотреть через тримплекса).
        В танковых войсках на спортгородке качали в основном мышцы корпуса и руки, ну и бег, само-собой. Подъём переворотом по норме надо было сделать 9-ять раз. Через год я при тогдашнем весе в 58кг 32-ух килограммовую гирю от пола до уха, любой рукой, подымал 12 раз (над головой не отжимал)
        1. +9
          1 октября 2023 14:48
          Танк Т-90М .
          Штурвал механика-водителя,


          рычаг переключения передач.

          На выставочных танках это стоит, что стоит на тех, что войсках - вопрос?
          1. +9
            1 октября 2023 18:51
            О, минусов понаставили. Это скриншоты с видеофильма о выпуске Танка Т-90М.
            И что в них такого, за что надо ставить минус ?
    2. +18
      1 октября 2023 08:50
      В свое время мой дед меня огорошил информацией, что для переключения скоростей на КВ иногда приходилось применять «кувалдочку».
      Снимаю шляпу перед нашими дедами и прадедами! hi
    3. +6
      1 октября 2023 14:52
      Посмотрел видео, тяжко мехвод рычаги переключал, ничего не скажешь. Не по теме, но все-таки Т-34 красивый танк good
  2. +22
    1 октября 2023 05:05
    Результат закономерен. Сильнейшее упрощение конструкции, использование рабочей силы, мягко говоря, не очень высокой квалификации, тех же учеников ФЗУ, вот и результат... Да, строевой мех-вод, за время суточного марша, мог потерять от 3 до 5 кг веса...
    И отлично, что этим обеспокоились, сразу после войны, когда не надо было уже гнать "вал" танков на фронт.
    Из личных наблюдений:
    - ветераны рассказывали, что в бою шли на второй передачи, стараясь ее не переключать под огнем, так как это могло привести к долговременной остановке танка.
    - как то, на стажировке неделю проработали на базе хранения БТТ, где помогали снимать и перегонять ИСУ-122 и ИСУ-152, все военных годов выпуска, но прошедших модернизацию уже после войны и то, во многих самоходах, около кулисы переключения передач висела кувалда. На вопрос, а зачем? Нам просто ответили, что для включения или выключения передачи, когда усилий мышечной силы мех-вода начинает не хватать... Вот как то так.
    1. +8
      1 октября 2023 07:10
      а еше в силу не очень хорошего обзора с места мехвода командир Т-34 подавал ему команды в лево-право ногоми положенными на плечи, в горячке боя тычки были довольно чувствительными, плечи потом болели.
      1. +13
        1 октября 2023 08:26
        В каком танке обзор мехвода прекрасный? Просто это самый быстрый способ передачи приказа водителю, не нужно отвлекаться на переключени ТПУ.
      2. +3
        1 октября 2023 16:10
        Цитата: Silver99
        а еше в силу не очень хорошего обзора с места мехвода командир Т-34 подавал ему команды в лево-право ногоми положенными на плечи, в горячке боя тычки были довольно чувствительными, плечи потом болели.

        На сколько я помню это не из за плохого обзора , а из за плохого ТПУ .
    2. +12
      1 октября 2023 07:25
      Цитата: svp67
      Сильнейшее упрощение конструкции


      У Т-34 шестерни бортпередачи делались упрощенно распространенным 30-е контуром с углом профиля 15º, без корригирования и с подрезанием зуба. Иначе не добиться массовости было. Но такая передача и ломается чаще и трение ней большое. И КПП тоже упрощали как могли.
      1. +2
        1 октября 2023 21:56
        КПП не упростили, её, наоборот, усложнили. В том числе и для того, чтобы можно было переключить при разрегулированной механике (все же 7 кулисок и 2 вала - это перебор для механической передачи, ни о какой точности речь не может идти даже близко).
        1. 0
          9 октября 2023 09:04
          Привет от автобуса ЛАЗ, где водитель занимался поиском и переключением передач :)
  3. 0
    1 октября 2023 05:29
    Интересно, а какая ситуация с сегодняшними образцами танков? Ставят ли на них АКПП?
    1. +6
      1 октября 2023 22:03
      На наших - механика. Близкая к секвентальной (можно переключать без сцепления), но все же с возможностью включить любую передачу.
      Ну и для поворота на наших современных танках используется "сдёргивание" передачи на КПП внутренней гусеницы (раздельные коробки на каждый борт позволили уменьшить крутящий момент на каждой, сделав их компактнее и надёжнее)
      1. -1
        9 октября 2023 14:15
        На Т-90М кажется автомат внедрили.
  4. +9
    1 октября 2023 07:42
    Папа, будучи студентом Вуза, уже сильно после войны обучался водить Т-34. Не рассказывал он ни про какие кувалды, ерунда все это.
    В те годы в КПП любой нашей техники отсутствовали синхронизаторы и переключение передач было любой машины требовало серьёзных навыков.
    Плюс в сцеплении танка отсутствовали фрикционные материалы. Шёл контакт металла с металлом, поэтому полностью отключить сцепление не получалось.
    Ну и не забывайте, что дизель не требует частых переключение передач. Низкие передачи нужны только для трогания с места.
    1. +12
      1 октября 2023 10:13
      Не знаю, кто минусы ставит, но поговорил ещё с папой. Говорит, что проблем с управлением су-100 у него не возникло. Просто сел и поехал. До этого он три года в школе учился водить грузовик, были права. Никаких кувалд не было))
      Единственное, очень мало места.
      1. +8
        1 октября 2023 13:19
        Цитата: ism_ek
        Не знаю, кто минусы ставит, но поговорил ещё с папой. Говорит, что проблем с управлением су-100 у него не возникло. Просто сел и поехал. До этого он три года в школе учился водить грузовик, были права. Никаких кувалд не было))
        Единственное, очень мало места.

        Кувалдочки использовались при переключении скоростей передач на КВ.
        Т-34-85 и СУ-100 имели уже доработанные коробки передач. Я лично сидел за рычагам музейных Т-34 (образца 42 года) и послевоенном Т-34-85 разница чувствовалась однозначно.
        Р.s. Минусами не балуюсь, немного поправил Вам карму! hi
      2. +4
        1 октября 2023 22:11
        В послевоенных машинах (скорее всего, и модернизированных в 1945-1948 годах Су-100 тоже) стоят механизмы выбора передачи по типу Т-44. У них гораздо проще кинематика управления, так что и привод от рычага переключения до коробки сильно упростился (почти до уровня современных легковушек с их 2 кулисками). Соответственно, люфты и перекосы уменьшились в разы, за счёт чего и переключаются они сравнительно легко.
        1. Комментарий был удален.
    2. +8
      1 октября 2023 17:28
      Помню, в школе на курсах от УПК учился вождению автомобиля на грузовике Газ-52. Даром, что он был выпуска начала 80-х, но на нем была коробка без синхронизаторов и отсутствовал усилитель руля. На всю жизнь запомнил переключение "вниз" с двойным выжимом сцепления и перегазовкой. У нас - пацанов - после упражнения "восьмерка" и то руки потом болели. А девчонки так вообще вешались))
      Хотя, потом, когда привыкаешь, то начинаешь даже ловить своеобразный кайф от того, что тебе, 16-летнему мальчишке, подчиняется огромная тяжелая машина...
      1. +2
        1 октября 2023 22:14
        Ну, ГАЗ-52 по агрегатам - это по сути ГАЗ-51 родом из 40-х (только рама да кабина от 53-го).
        1. 0
          2 октября 2023 01:28
          Цитата: ailcat
          Ну, ГАЗ-52 по агрегатам - это по сути ГАЗ-51 родом из 40-х (только рама да кабина от 53-го).

          Вообще то только кабина! Рама от 51-го.
    3. 0
      9 октября 2023 09:06
      Ага, многодисковое сцепление "сталь по стали", где диски коробило от нагрева и полного разобщения трансмиссии не получалось. Переключение передач стало значительно лучше при переходе на пятиступенчатую КПП постоянного зацепления вместо сдвижных шестерён в четырехступке.
  5. +15
    1 октября 2023 08:17
    Давайте вспомним добрым словом и женщин-мехводов... Представляю, каково было им управлять тридцатьчетвёрками
    1. +14
      1 октября 2023 08:54
      Цитата: ВоенСпец
      Давайте вспомним добрым словом и женщин-мехводов... Представляю, каково было им управлять тридцатьчетвёрками

      Я тут дочери пытался объяснить принцип двойного выжима педали сцеплению на УАЗике. Комментарии в свой адрес лучше опушу. laughing
      1. +7
        1 октября 2023 09:02
        Аналогично, много лет назад, будучи курсантом военного училища, осваивал эту процедуру на ЗиЛ-130...
        1. +7
          1 октября 2023 13:50
          вплоть до середины восьмидесятых из советской техники, не имеющей родословной из-за бугра, без двойного выжима летали только какеты в космос. lol

          "Камаз" - это был настоящий прогресс в плане эргономики и техники.
          1. +2
            1 октября 2023 18:32
            Цитата: Простой
            вплоть до середины восьмидесятых из советской техники, не имеющей родословной из-за бугра, без двойного выжима летали только какеты в космос. lol

            "Камаз" - это был настоящий прогресс в плане эргономики и техники.

            Нам в УПК из леспромхоза отдали Колхиду! Целых полгода практики играли «в угадайку». Причем не только курсанты, но и преподаватели. После ГАЗ-53 и ЗИЛ-13о были счастьем!!!
            Кажется ее потом в середине 90-х пустили на запчасти для последнего.
            1. 0
              1 октября 2023 18:47
              Цитата: Коте пане Коханка
              Нам в УПК из леспромхоза отдали Колхиду! Целых полгода практики играли «в угадайку». Причем не только курсанты, но и преподаватели. После ГАЗ-53 и ЗИЛ-13о были счастьем!!!
              Вся начинка "Колхиды" была от ЗиЛ-130, только собиралась в Грузии и кабина своя.
              1. 0
                1 октября 2023 22:17
                С 1970-х на зилах пошли синхронизированные коробки. Видимо, Колхида была просто новее...
            2. 0
              9 октября 2023 09:10
              КАЗ по сути бескапотный ЗИЛ. Помню автобусы ЛАЗ, где шофёр гонял "кочергу" по всей кабине и казалось, что все передачи втыкаются в одно и то же место вперёд или назад. Из-за вечно разболтанной кулисы, где выбор передачи производится поворотом вала, а включение продольным перемещением. То же самое касается буханки (две тяги) и корейских автобусов типа Asia (вал или троса).
        2. +2
          1 октября 2023 22:16
          Вам достался 130-й с полностью несинхронизированной коробкой? Это ж какие годы были?
  6. +10
    1 октября 2023 09:18
    В мореходке, был дедушка - плотник танкист, провоевал с 1942 по 1945. Красная звезда и Знамя, мех - вод, на Т - 34. Он рассказывал, что связь внутри танка была отвратительная. Потому, командир танка ставил ему на плечи ноги и так шло управление. Нажал на правое плечо - поворачивай в право, на левое - соответственно. Надавил на оба стой. Иногда, в горячке боя, нажимал очень сильно, до синяков.
  7. +5
    1 октября 2023 10:43

    «От русского водителя требуется виртуозность при переключении передач на ходу, особый опыт в пользовании бортовыми фрикционами ... что сильно усложняет подготовку танкистов-водителей»

    Во время войны на подготовку мехводов ресурс танков особо не тратили. "Взлет- посадка", используя терминологию авиаторов.
    Что вкупе с проблемами с управлением танков приводило к тому, что на практике использовали вторую передачу для большинства случаев- как в бою, так и на марше. Как из-за сложности переключения передач и сложности использования бортовых фрикционов на более высоких скоростях, так и из-за недостаточной подготовки мехводов. Поэтому "бумажные" характеристики по скорости мало соответсвуют реальным скоростям танка в то время. Кроме прочего, неоптимальное использование КПП, приводило к снижению ресурса что самой КПП, так и двигателя, и без этого не очень больших.
    большой опыт механика в умении поддерживать танк в ходовом состоянии (регулировка и ремонт непрерывно выходящих из строя деталей), что сильно усложняет подготовку танкистов-водителей»

    Еще Лоза в своей "Танкист на иномарке" отмечал, сравнивая с Шерманом, что Т-34 требует постоянного внимания мехвода на обслуживание танка- постоянные регулировки и прочее.
    1. 0
      1 октября 2023 22:21
      Третью чаще.
      Из-за чего полетело много голов в танкопроме. Как раз потому, что рассчитывали на использование в бою именно второй, а 3-4-ю оставили для маршей, и в силу этого было много отказов с разрушением шестерен 3-й передачи. Настолько много, что пришлось разрабатывать новую коробку....
      1. 0
        2 октября 2023 10:19
        Марши по времени и расстоянию- это намного больше времени боя.
        Читал, что вторую использовали повсеместно, так как на более высокой скорости было сложно пользоваться бортовыми фрикционами для управления танком, они сразу наглухо тормозили гусеницу. В бою же вообще старались передачи не переключать, так как это было чревато остановится на виду и стать мишенью.
  8. +4
    1 октября 2023 11:12
    Да у нас и после войны как то не особо уделялось внимание комфорту экипажа! Самый минимум чтоб просто управлять всем. Это отмечали все всегда и везде. Можно быть каким угодно патриотом и этого не видеть, но реальность такова, советский человек не должен был привыкать к удобным излишествам, чтоб не расслабляться. Недавно только начала меняться ситуация, появляться кондеи, удобные кресла, всякие ручки мониторы и прочее прочее.
    1. 0
      1 октября 2023 17:32
      Есть известный писатель Николай Черкашин, военный моряк. В одной из своих книг он сравнил особенности быта на нашей АПЛ и АПЛ США. В итоге отметил, что у американцев, конечно, всё удобнее и комфортнее, но вот на нашей подлодке они бы после своих удобств нести службу не смогли бы...
    2. -3
      2 октября 2023 10:25
      Малый заброневой объем с одной стороны снижает массу брони и соответсвенно массу танка, с другой стороны- ухудшает условия экипажа. Т-34 делали на основе БТ, поэтому так получилось, особенно когда воткнули заряжающего. Но последующие танки делали также по принципу уменьшения заброневого объема. Состояние экипажа после марша в расчет не бралось, важны были формальные "бумажные" характеристики- вес танка, скорость, толщина брони, калибр орудия и тд. А то что на практике это использовать было затруднительно или вообще невозможно- это игнорировали.
  9. +7
    1 октября 2023 11:41
    Эта проблема вполне себе осознавалась и ее пытались решить. Изначально на Т-34 была система пневмо усиления, как я понимаю позаимствованная у чехов. Но так как промышленность не потянула ее сняли. И получилось, что получилось. Компрессор вроде назывался К-36, потом с ним столкнулся на двигателе НК-12 с-та Ту-95МС, но тоже переделали на баллонную. А у Т-34 и всех последующих наших танков осталось от этой попытки баллоны высокого давления.Соответственно коробка передач опытной машины и серийной. Если они вставились в сообщение.

    [center]
    1. 0
      1 октября 2023 22:33
      Цитата: DWG1905
      Изначально на Т-34 была система пневмо усиления, как я понимаю позаимствованная у чехов. Но так как промышленность не потянула ее сняли.

      Альтернативой компрессору в управлении могло бы стать применение простых вакуумных усилителей - источник вакуума в виде впускного тракта был, а сами эти механизмы с 1920-х применялись в автоспорте.
      1. +1
        2 октября 2023 08:43
        Цитата: ycuce234-san
        Цитата: DWG1905
        Изначально на Т-34 была система пневмо усиления, как я понимаю позаимствованная у чехов. Но так как промышленность не потянула ее сняли.

        Альтернативой компрессору в управлении могло бы стать применение простых вакуумных усилителей - источник вакуума в виде впускного тракта был, а сами эти механизмы с 1920-х применялись в автоспорте.

        Какое разрежение на дизеле? Там нет дросселя.
    2. 0
      9 октября 2023 09:13
      Там планировалось пневматическое усиление или чисто "воздушное" управление, как например на механических экскаваторах?
  10. +4
    1 октября 2023 13:12
    Цитата: ВоенСпец
    Аналогично, много лет назад, будучи курсантом военного училища, осваивал эту процедуру на ЗиЛ-130...

    У ЗиЛов 130,131 коробка была с синхронизаторами. Как впрочем и на УАЗах, ГАЗонах и КамАЗах. Несинхронизированные коробки были вроде на ГАЗ-51,52 и ЗиЛ-157.
    1. +3
      1 октября 2023 17:34
      Подтверждаю, на Газ-52 была коробка без синхронизаторов. Прочувствовал своей рукой и правой ногой (делавшей перегазовки) 25 лет назад)))
      1. 0
        1 октября 2023 18:35
        Цитата: КСВК
        Цитата: ВоенСпец
        Аналогично, много лет назад, будучи курсантом военного училища, осваивал эту процедуру на ЗиЛ-130...

        У ЗиЛов 130,131 коробка была с синхронизаторами. Как впрочем и на УАЗах, ГАЗонах и КамАЗах. Несинхронизированные коробки были вроде на ГАЗ-51,52 и ЗиЛ-157.

        Нифига подобного, Уазики полкчили синхронизаторы на все передачи только в середине 80-х. У Зилов высшие были с синхронизаторами, низшие - без.
    2. 0
      1 октября 2023 22:24
      На ЗиЛ-130 почти до середины 70-х ставили несинхронизированной коробки.
      Синхронизированные разработали для ЗиЛ-131 и по мере освоения она пошла на все ЗИЛы.
    3. 0
      9 октября 2023 09:17
      На УАЗе исходно были синхронизированы только III и IV передача, на I и II сдвижные шестерни. Эта коробка-полусинхра считается самой надёжной, у меня на более поздней полносинхре после былого масляного голодания нет ни одного синхронизатора, всё руки никак не дойдут восстановить, тем более, никаких проблем не доставляет.
  11. -6
    1 октября 2023 13:24
    резюмируя вышеказанное _ ещё одно лыко в строку наших танков времёно ВОВ...то что пушки у дойчей были мощнее(так их 75 мм была на уровне а то и лучше по пробиваемости чем наша 85 мм кого-то удивляет а то что и амеровко_англовская 75 мм длинноствольная было мощнее(за счёт порохов между прочим)то-же)ну а 88 мм(Ахт_Ахт особенно удлинённая на Тигре 2 по броне пробитию и реал(а не паспортной)скорострельности уделывала нашу 122 мм то-же спорь не спорь..ну а то что их прицелы(ага от Цейса)и наши мутные это две большие разницы и дойчи реал могли(прицельно)лупить на 1_1.5 км а вот из нашей 122 мм стрелять-то можно но вот попасть ..ну так с 700_800 м..и вот ещё одна печалька..подвижность наших танков ..ну да всё уже описанно выше...в общем остаётся только восхищаться реал ГЕРОИЗМОМ наших предков на своих(ага '' лучших танках Второй мировой'' и это до сих пор тиражируется как непреложный факт)танках размотали панцер_ваффе...вечная Слава Героям БТ РККА !!!
    1. +3
      1 октября 2023 22:00
      Резюмируя, почитайте мемуары немецких генералов, может вместо «самостийных изысканий мыслей» найдете, что-то новое!
      В каждой строке по дае-три классических ошибки из девяностых. Резун (Суворов) отдыхает в сторонке . Особенно мне понравилось про америко/английскую пушку … То-то англичане на М4 меняли штатные 75мм орудия на свои 76мм!!!
      Лично для Вас я приведу только один тезис - танки с танками не воюют!
      hi Хотя нет добью я Вас другой аксиомой - пять танков лучше, чем - один!!!
      1. +1
        2 октября 2023 22:01
        чел я ведь по делу отписывал у у Вас всё уря да уря..а если что не так так сразу ''враг народа'' а учиться начинаем опять на своей кровушке...а пять танков однозначно лучше но вот Вы согласны стать членом их экипажа при встрече с одним Тигром при условии что четырёх тот Тигр сожгёт ну а последний Т-34 его то-же(что далеко не факт)..но что толку таких ура_пэтриотов не сломить..а вот пасанов на СВО что сейчас мастырят ''мангалы'' вместо норм защиты жалко..а ведь и ЭТО всё оттуда из 40-х века прошлого..ну да и ладно
        1. -1
          9 октября 2023 14:07
          В реальности 6 тигров из 10 будет подбито ПТО, 2 подорвутся на минах и по одному придётся на авиацию и танки противника.
        2. 0
          9 октября 2023 17:54
          Во-первых, Тигр и Пантера - тяжелые танки фактически, вес Пантеры сопоставим с ИС-2. Во-вторых, это танки нового поколения, проектировавшиеся из расчета противодействия среднему и устаревшему Т-34.
  12. 0
    1 октября 2023 19:36
    Цитата: Fenix844
    Помню, в школе на курсах от УПК учился вождению автомобиля на грузовике Газ-52. Даром, что он был выпуска начала 80-х, но на нем была коробка без синхронизаторов и отсутствовал усилитель руля. На всю жизнь запомнил переключение "вниз" с двойным выжимом сцепления и перегазовкой.

    Я учился на ГАЗ-51, КПП без синхронизаторов. Проблем больших не было ни с двойным выжимом, ни с перегазовкой. Дело навыка. Я на своей легковушке до сих пор передачи "вниз" переключаю как правило с перегазовкой. Уже на автомате.
  13. +6
    1 октября 2023 21:21
    Цитата: ism_ek
    уже сильно после войны обучался водить Т-34. Не рассказывал он ни про какие кувалды, ерунда все это.

    Смешались кучу лошади с человеками.
    Кувалдочкой надо было тюкать при переключении у Т-34 с ЧЕТЫРЕХСТУПЕЧАТОЙ КПП, ибо там были подвижные шестерёнки и надо было проявить незаурядное мастерство, что бы задвинуть нужную в нужное место. В 43-м году, если ничего не путаю, перешли на пятиступку, с шестернями постоянного зацепления. На такой коробке переключаться было существенно легче.
    Странно, что взрослые вроде люди не знают такой ерунды!
    1. +1
      1 октября 2023 22:28
      Четырехступенчатых было тоже две.
      А у пятиступенчатых - два разных механизма выбора передачи (образца 1942 года и по типу Т-44, если память не подводит).
      И только последняя коробка переключалась достаточно легко.
  14. -1
    2 октября 2023 13:55
    Зато потом моща у мехводов была , подковы руками гнули.
    Потом и пошла поговорка, что не так страшен русский танк, как его пьяный экипаж.
  15. +1
    8 октября 2023 12:38
    Мой дед Бубликов АЛЕКСАНДР из Курского хутора Курочкино, что на реке Псел, с 1941 по 45-й воевал механиком-водителем на Т-34.
    Был несколько раз ранен, четыре раза выбирался из горящего танка, но дошёл до Берлина и расписался на Рейхстаге, Вечная память ГЕРОЯМ ПОБЕДИТЕЛЯМ!!!
  16. 0
    9 октября 2023 09:30
    Аналогичная история в те года была и на гражданской технике, яркий пример это механические экскаваторы, где машинисту в течение рабочего цикла приходилось иметь дело с тремя парами фрикционов - лебёдки подъёма, тяги и напора с их приводом и тормозами. Плюс поворот башни. Ещё более сложная трансмиссия и кинематические схемы. В 40х перед машинистом что американского Northwest, что нашего ОМ-201 был лес рычагов и оргАн педалей. Усилия, несмотря на применение в обеих примерах механического сервоуправления, были нехилыми, плюс машинисту требовалось тонко чувствовать машину. Позже это было прозвано "управление в стиле бодибилдинг". Но уже в конце 40х началось внедрение гидравлического и пневматического управления, например воронежские тяжёлые экскаваторы и костромские поменьше. Немцы же применяли пневматическое управление ещё в 30х.
    На танках же, особенно периода войны, всяко стремились к максимальной живучести и ремонтопригодности. Плюс приспособленность к массовому производству с минимальным применением точной механики, коей являлась система пневмоусиления в изначальном Т-34.
  17. 0
    11 октября 2023 14:50
    С эргономикой и вообще с удобством у нас проблемы практически везде. Не только в военной технике. Похоже, что это совершенно непервостепенная и даже невторостепенная задача для конструкторов. Для примера, можно сравнить наши Жигули и европейскую, американскую, японскую, корейскую или даже китайскую машину. Это очень показательный пример.
    1. 0
      21 декабря 2023 10:38
      Барбос, вы откуда? Что "Жигули" в девичестве ФИАТ, не слыхали?
  18. 0
    19 ноября 2023 01:37
    ....Щипительнее надо ..... Сормово стало районом еще Нижнего Новгорода в 1928 году
    1. 0
      21 декабря 2023 10:40
      И кстати, "Сормовские ypoды" были при развёртывании выпуска, когда освоили, машины стали не хуже других. Не удивлюсь, если до времени упомянутых испытаний ни один "ypoд" не дожил.