В России возобновили выпуск уникального двигателя для танка Т-80: о его преимуществах

70
В России возобновили выпуск уникального двигателя для танка Т-80: о его преимуществах

Отечественный танк Т-80 можно без преувеличения назвать уникальным. И дело здесь не только в том, что принятая на вооружение почти 50 лет назад машина (естественно, прошедшая ряд модификаций) по-прежнему является крайне эффективным вооружением, что доказала российская специальная военная операция.

Все дело в том, что Т-80 является первым в мире серийным танком с газотурбинным двигателем. Этот сложнейший агрегат перестали производить после распада СССР. Однако СВО поставила все на свои места и вдохнула «вторую жизнь» в уникальную разработку.



Где и как сегодня ремонтируются, а также начали производится силовые установки для танков Т-80 в своем репортаже рассказывает «Военная приемка».



Мы же остановимся на преимуществах ГТД-1000Т перед его предшественниками – дизельными двигателями, которые устанавливались на Т-64.

В газотурбинном двигателе Т-80 ГТД-1000Т установлены два компрессора — высокого и низкого давления, и три турбины. В целом конструкция агрегата получилась весьма простой внешне, но дорогой в реализации: нужны были сложные отливки из жаропрочной стали, производством которых в СССР занимались сразу несколько предприятий.

В то же время, новый двигатель полностью оправдал ожидания.

Так, мало того, что ГТД-1000Т был почти в полтора раза легче и гораздо меньше дизельного агрегата Т-64, так ему еще и не требовалась система жидкостного охлаждения, а также обогрева зимой.

Кроме того, Т-80 быстрее набирал разгон, а его скорость на марше (70 км/ч) почти на 10% превышала таковую у Т-64 (65 км/ч по шоссе).

Но и это еще не все, ГТД-1000Т не требовал предварительного разогрева. Таким образом, танки Т-80 заводились гораздо быстрее, особенно зимой.

Отдельного внимания также заслуживает уникальная система торможения. Ведь в Т-80 впервые применили комбинированный режим, одновременно использующий механические тормоза и турбину двигателя (регулируемое сопло турбины позволяет изменить направление газовых потоков, чтобы заставить лопатки турбины вращаться в обратном направлении).

Важным достоинством газотурбинной силовой установки является ее многотопливность. Агрегат может функционировать на реактивных авиационных ТС-1 и ТС-2, ДТ и автомобильных низкооктановых бензинах.

Наконец, Т-80 благодаря новейшей силовой установке создавал гораздо меньше шума и отличался плавностью хода. В связи с этим механики-водители легко им управляли и меньше уставали на марше.
70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    25 сентября 2023 12:12
    Замечательный двигатель.
    И ему можно найти применение не только на танках!
    В качестве силовой установки скоростных катеров, например. С некоторыми небольшими доработками.
    1. +3
      25 сентября 2023 12:17
      Буквально вчера был репортаж об этом уникальном двигателе, газотурбинные двигатели стоят и на "абрамсе", но то авиационный вертолетный двигатель, а тут чисто танковая разработка. американец после пыли просто встает у него фильтры забиваются, движок от Т-80 в силу двух независимых крыльчаток вращаюшихся синхронно переваривает всю пыль, далее его возможность в силу регулируемого потока воздуха с максимальной тяги до полной остановки менее секунды, это позволяет двигателю не хлохнуть во время натыкания на преграду. Двигатель Т-80 по габаритам без потери мощности в трое !!! меньше американского, это позволяет взять на борт больше горючего и боеприпасов, в силу лучшей компановки.
      1. +23
        25 сентября 2023 15:41
        Уважаемый Silver, телевизоры есть у всех, а Вы сколько лет прослужили на Т-80, чтобы так красочно расписывать как ГТД " переваривает всю пыль" ?
        И про " крыльчатки вращающиеся синхронно" тоже забавно...
        Мне вот пришлось пару лет эксплуатировать Т-80БВ, а до него Т-64, 62,55, т.е. танки с дизельной силовой установкой.
        Дабы не повторять уже много раз повторенное, скажу, что ГТД имеет и достоинства и недостатки.
        Главный недостаток прожорливость, цена и слабая ремонтопригодность. Глупостям о " многотопливности" не верьте. Керосин или, как заменитель, хорошее ДТ.
        Достоинства? Быстро менять, если есть на что, достаточная мощность, пологая кривая крутящего момента и возможность запуска зимой без подогрева.
        Но, так же, следует помнить, что заводится этот агрегат по программе, что зимой, что летом в течении, дай Бог памяти, 1 мин 20 сек. Не как дизель мгновенно ( при температуре масла и ОЖ выше нуля). Могут возразить, что харьковский 5ТДФ и летом иногда требует подогрева, но это особый случай в ДВС wink.
        Так, вот танк должен срочно сменить позицию, а тут больше минуты жди...
        С другой стороны, дизель нужно в таком случае всегда держать при температуре выше нуля градусов.
        Вот так. Плюсы и минусы, как на ВО. laughing
        По совокупности специалистами ГБТУ сделан вывод, что ГТД более приемлем в небе.
        Зачем же выпускать новые?
        Несмотря на имеющиеся недостатки, которые терпимы при грамотной эксплуатации, не использовать тысячи восьмидесяток с хранения во время войны было бы преступлением.
        Как и не делать капитального ремонта им. А капремонт танка отличается от изготовления нового только тем, что используют старый броневой корпус, все же узлы, агрегаты, системы меняют на новые или восстановленные.
    2. 0
      25 сентября 2023 12:39
      Помимо цены, этот двигатель сильно прожорлив.
      1. -2
        25 сентября 2023 13:22
        Благо, можем себе позволить. Нефти в России хоть залейся. На войну найдут, ну а мы уж как-нибудь литр 95-го по 70 рублей осилим, да...
        1. +9
          25 сентября 2023 13:35
          Цитата: Jager
          Благо, можем себе позволить. Нефти в России хоть залейся. На войну найдут, ну а мы уж как-нибудь литр 95-го по 70 рублей осилим, да...

          Осталось довезти его до линии фронта и заправить танк.
        2. +7
          26 сентября 2023 06:26
          Благо, можем себе позволить. Нефти в России хоть залейся.

          Это СССР себе мог позволить, потому как ВСЯ нефть принадлежала государству. А сейчас ГСМ покупают за полную цену плюс откаты упырям в лампасах и в итоге не удивлюсь если соляру МО покупает рублей по 150 за литр плюс доставка.
          Потом это топливо надо под обстрелами как то на передовую доставить и здесь вопрос экономичности становится очень важным.
          1. -1
            26 сентября 2023 10:57
            Это СССР себе мог позволить, потому как ВСЯ нефть принадлежала государству

            А в США нефть не государству принадлежит, и они могут себе Абрамс с ГТД позволить. Назадача, да?

            А так, СССР мог себе позволить что угодно, потому что советское государство не глядя кидалось в ВПК деньгами, пока население за туалетной бумагой в очереди стояло.
            1. +7
              26 сентября 2023 11:58
              Цитата: Witsapiens
              А в США нефть не государству принадлежит, и они могут себе Абрамс с ГТД позволить. Назадача, да?

              Чтобы ровнять финансовые возможности США и РФ, нужно знать, что ВВП одного только штата Техас больше, чем ВВП всей России.
              Незадача, да?
            2. -1
              30 сентября 2023 17:19
              А в США нефть не государству принадлежит, и они могут себе Абрамс с ГТД позволить. Назадача, да?

              В США нет случаев продажи топлива дороже чем на заправках в армию а у нас таких фактов предостаточно. И конечно же военный бюджет РФ меньше в 10 раз чем американский. Это как купить и содержать новый Мерседес как у соседа, который зарабатывает в 10 раз больше. Купить конечно можно но что будет с остальными расходами в вашей семье? Задача да?
          2. -1
            27 сентября 2023 11:34
            Это СССР себе мог позволить, потому как ВСЯ нефть принадлежала государству. А сейчас ГСМ покупают за полную цену плюс откаты упырям в лампасах и в итоге не удивлюсь если соляру МО покупает рублей по 150 за литр плюс доставка.


            Нефть как и все остальные ресурсы и сегодня принадлежат государству, чтобы начать их разработку частные компании их у государства покупают на аукционе.

            Да в СССР все было государственное, но и отношение ко всему было как в колхозе, вырварская неэффективная добыча и низкое качество топлива.
            1. -1
              30 сентября 2023 17:13
              Да в СССР все было государственное, но и отношение ко всему было как в колхозе, вырварская неэффективная добыча и низкое качество топлива.

              И поэтому РФ за 30 лет не произвела ни новых танков ни пушек ни РСЗО ни самолетов ни стрелкового оружия ни средств связи. И даже такая передовая страна как Иран может производить все виды БПЛА а РФ нет. Хотя СССР был одним из первых запустивших производство БПЛА на поток и выпустивший около тысячи реактивных БПЛА.
    3. +20
      25 сентября 2023 12:54
      Для армии лучше всего если дело ограничется двигателем. Т-90М прекрасная машина и ВПК РФ по логике должен прейти на выпуск только этого ОБТ. Вообще наличие нескольких моделей а ВС всегда ухудшает логистику . Это прописная истина.
      1. +10
        25 сентября 2023 13:51
        Цитата: Арон Заави
        Т-90М прекрасная машина и ВПК РФ по логике должен прейти на выпуск только этого ОБТ. Вообще наличие нескольких моделей а ВС всегда ухудшает логистику . Это прописная истина.

        Все верно, за исключением одного, двигатель семейства В-2, который сейчас используется на "тагильских" танках подошел к пределу своих возможностей по модернизации, а максимум, что они дают это около 1200 л.с.
        Тут и проявляется преимущество ГТД, уже есть опытные образцы выдающие 1400, а в перспективе 1600 и 2000 л.с.
        Конечно можно установить на Т-90 двигатель серии 2-В-2 от Т-14, но это значит полностью переделать кормовую часть танка.
        С чем согласен, так это с тем, что башню и боевое отделение танков необходимо сейчас унифицировать и делать ЕДИНЫМ, для танков семейства Т-72/90 и Т-80. Тем более, что она давно разработано и прошла проверку циклом испытаний, под индексом "Бурлак"
        Вот она установлена на танке Т-80
        1. +8
          25 сентября 2023 16:21
          hi
          Переделать, конечно, нужно. Вот насколько это сложно и дорого? Тут надо конкретно считать. Ставили ведь на опытную 80-ку ещё сорок лет назад прародителя 2В-12, да ещё с 16 " горшками", а значит и более габаритного.
          Да и узбеки меняют на доставшихся им от союза 64-х 5ТДФ на В-84. Тоже не совсем просто, но нашли способ.
        2. +1
          26 сентября 2023 12:32
          а еще срочно нужно,
          проработать варианты оборудования крыши башни и люков встроенной и местами разнесенной ДЗ Реликт,
          ну или хотя бы еще столько же добавить на башню разнесенной ДЗ Реликт, прикрыв люки командира и наводчики
        3. +1
          27 сентября 2023 00:36
          svp67 (Сергей)
          Тут и проявляется преимущество ГТД, уже есть опытные образцы выдающие 1400, а в перспективе 1600 и 2000 л.с.
          так это повлечёт увеличение размеров, разве нет?

          С чем согласен, так это с тем, что башню и боевое отделение танков необходимо сейчас унифицировать и делать ЕДИНЫМ, для танков семейства Т-72/90 и Т-80. Тем более, что она давно разработано и прошла проверку циклом испытаний, под индексом "Бурлак"

          бурлак с забашенной нишей под б\к в любом исполнении - лакомая цель для всех.
          танкисты на т-90 с полей пишут, что туда б\к не укладывают, и в ниши, и баки-стеллажи тоже не укладывают. только в автомат заряжания - под ноги.
          и съёмный контейнер с б\к и АЗ - всё равно выходить из боя при перезарядке, разве нет? опять же требует заряжающую машину поди..
          слишком сложно
      2. +8
        25 сентября 2023 14:11
        Цитата: Арон Заави
        Вообще наличие нескольких моделей а ВС всегда ухудшает логистику . Это прописная истина.

        Предполагается ,что впереди ещё "битва за Арктику"...А для этого региона ГТД-"идеальный" движок ! Так что...Богу божье,а кесарю кесарево !
    4. 0
      27 сентября 2023 22:05
      В советское время ГТД для Т-80 стоил дороже танка Т-72.
  2. +1
    25 сентября 2023 12:22
    Самый большой минус ГТД - его цена. Она выше В-92 от Т-72/90 в десятки раз! Семейство дизелей В-2, к которому относится и В-92 выпускается десятками тысяч в год и используется на маневровых тепловозах, буксирах, катерах, на тяжёлой автотехнике и пр. (по крайней мере, во времена СССР). ГТД таким похвастаться не может. Как показывает практика, танк должен быть дешёвым и технологичным.
    1. +2
      25 сентября 2023 13:23
      Интересно, где сейчас в новой технике используют В-2 (модификации)? Уж точно не в тепловозах.
    2. +8
      25 сентября 2023 13:55
      Цитата: Yrec
      Она выше В-92 от Т-72/90 в десятки раз!

      Нет, это уже не так. Двигатель В-92, далеко сам недешев и мало того, перегружен, то есть выжить из него сейчас еще что то проблематично
  3. +31
    25 сентября 2023 12:24
    В газотурбинном двигателе Т-80 ГТД-1000Т установлены два компрессора — высокого и низкого давления, и три турбины.


    Это что за бред? В этом двигателе двухступенчатый центробежный компрессор, двухступенчатая осевая турбина компрессора и одноступенчатая осевая свободная турбина.
    Уровень сайта скатился до бабушкиных посиделок на лавочке.
    1. +9
      25 сентября 2023 14:02
      А чему удивляться ! Чукча – не читатель, чукча – писатель
    2. +5
      25 сентября 2023 16:59
      Так в статье еще и про реверс вращения турбины за счет реверса сопла :) А то, что там есть турбина ГТД и отдельно силовая турбина - автору невдомек.
    3. +3
      25 сентября 2023 22:14
      Правильно написано. 2 турбокомпрессора: низкого давления (ТК-I) и высокого давления (ТК-II с полым валом, сквозь который проходит вал ТК-I). И силовая (свободная) турбина.

      Глупостей в статье хватает, но не эта.
      1. -1
        27 сентября 2023 12:46
        Правильно написано. 2 турбокомпрессора: низкого давления (ТК-I) и высокого давления (ТК-II с полым валом, сквозь который проходит вал ТК-I). И силовая (свободная) турбина.

        Глупостей в статье хватает, но не эта.


        Ну-ну, на чертеже двигателя укажите.

  4. +2
    25 сентября 2023 12:31
    Вообще-то первым танком с ГТД был шведский Strv 103, за десять лет до Т-80.
    1. +16
      25 сентября 2023 12:56
      То был "костыль" в виде двухмоторного агрегата, дизель+ гтд. Первым, чисто танковым ГТД обладал именно Т-80.
      Тоже относится и к Т-34. В-2 - это первый серийный танковый дизель. До него дизеля ставили те же японцы. Но то были автомобильные или тракторные моторы.
    2. +7
      25 сентября 2023 13:08
      На стрв гтд вспомогательный, подрубался в помощь обычному дизелю при сложных дорожных условиях.
      smile
      1. +3
        25 сентября 2023 22:17
        Ничего себе "вспомогательный", вдвое мощнее дизеля!
        Другое дело, что эта не слишком удачная разбивка по мощности приводила к слишком частому запуску ГТД.
  5. +9
    25 сентября 2023 12:46
    Если вспомнить для кого ТВД строились Т-80 с их газотурбинными двигателями и сложить один плюс один, то "цивильным" европейцам впору на всякий случай автобаны- то разрушить. winked
    1. +1
      25 сентября 2023 14:34
      Цитата: Пленник
      Если вспомнить для кого ТВД строились Т-80 с их газотурбинными двигателями и сложить один плюс один, то "цивильным" европейцам впору на всякий случай автобаны- то разрушить. winked

      Зачем? У СССР то топливозаправщиков еле еле хватало, чтобы обеспечить ГСВГ в случае большой войны. У России топливозаправщиков не хватило, чтобы обеспечить логистику на т-72 от границы до Борисполя. А тут какие-то влажные мечты про автобаны и Т-80 который жрет топливо как вне себя.
      1. +1
        25 сентября 2023 18:33
        Цитата: Escariot
        А тут какие-то влажные мечты про автобаны и Т-80 который жрет топливо как вне себя.
        Заправляться на автобанах от местных ресурсов вполне себе идея. Правда, немцы будут возмущаться, что подъезжают тут на заправку без очереди всякие понаехавшие.
        1. +4
          25 сентября 2023 22:32
          Цитата: Наган
          Цитата: Escariot
          А тут какие-то влажные мечты про автобаны и Т-80 который жрет топливо как вне себя.
          Заправляться на автобанах от местных ресурсов вполне себе идея. Правда, немцы будут возмущаться, что подъезжают тут на заправку без очереди всякие понаехавшие.

          На Украинских заправках заправиться не получилось, думаете на немецких получится?
      2. +1
        25 сентября 2023 22:20
        По словам А. К. Дзявго, начальник трубопроводных войск говорил, что они трубы танкистам подтянут.
  6. +1
    25 сентября 2023 13:00
    Недостаток высокая стоимость и прожорливость. По поводу многотопливности ничего сказать не могу, но очистка от парафиновых фракций у ТС и дизельного топлива не сопоставима. Возможно какие то специальные сорта дизельного топлива? На технике использующей ГТД в качестве силовых установок были проблемы с фильтрацией ДТ, а работоспособность напрямую зависела от качества топлива. Кроме этого, пробег объекта на одной и той же заправке прямо пропорционален опытности мехвода. ПО разным оценкам от 200 до 300 км. Однако для боевых действий существенные плюсы, не смотря на стоимость и прожорливость..
    1. +3
      25 сентября 2023 22:27
      На ГТД-1250 в качестве основного топлива записано дизельное. То же и на ГТА-18.
  7. +9
    25 сентября 2023 13:07
    Так, мало того, что ГТД-1000Т был почти в полтора раза легче и гораздо меньше дизельного агрегата Т-64,
    Я просто в шоке... Сколько можно писать ГЛУПОСТИ... На кого они рассчитаны?
    Берем "Тех.описания" обоих двигателей и сравниваем:
    Габариты двигателей (мм)
    Длина ГТД1000Т-1495 5ТДФ-1413
    Ширина ГТД1000Т-1042 5ТДФ-955
    Высота ГТД1000Т-932 5ТДФ-580
    Так какой двигатель БОЛЬШЕ?
    Теперь массы "сухих" движков , в кг...
    ГТД1000Т-1050 5ТДФ-1020
    1. +6
      25 сентября 2023 21:54
      Цитата: svp67
      Берем "Тех.описания" обоих двигателей и сравниваем:
      Размеры дизеля 5ТДФ приведены с системой охлаждения ?
      1. 0
        26 сентября 2023 06:59
        Цитата: Bad_gr
        Размеры дизеля 5ТДФ приведены с системой охлаждения ?

        Нет сам двигатель...без систем, как и ГТД-1000Т
        1. +4
          26 сентября 2023 08:14
          Так её на ГТД и нет - не предусмотрено! ¯\_(ツ)_/¯
          Вот любят чубатые лукавить.
          Как в анекдоте - крутые часы, а два чемодана - батарейки к ним.
        2. +1
          26 сентября 2023 13:26
          Цитата: Bad_gr
          Размеры дизеля 5ТДФ приведены с системой охлаждения ?

          Цитата: svp67
          Нет сам двигатель...без систем, как и ГТД-1000Т

          Наверное, корректнее будет сравнивать размеры самого МТО.
          Т-64 -------------- 2,6 м³
          Т-80 -------------- 2,8 м³ (3140кг)
          Т-72 -------------- 3,1 м³
          «Абрамс» ------ 6,8 м³ (7610кг)
          «Леопард-2»--- 6,9 м³ (7730кг)

          В разных источниках информации цифры немного разнятся. К примеру по МТО танка Т-80 встречается 2,5 м³, а по Т-64 --- 2,4 м³ . Может разные модификации, или ошибка.
  8. +2
    25 сентября 2023 13:09
    А где Армата-то?
    ____________________
  9. +4
    25 сентября 2023 13:11
    "Начали производить"-дальше можно не читать...Все на что способны эффективные менеджеры,это подлатать Т-80 с хранения,наделал СССР галош.Обходились в СССР как то без лозунгов о будущем начале производства,просто производили и все.
    1. -1
      25 сентября 2023 14:42
      Цитата: Фома Киняев
      "Начали производить"-дальше можно не читать...Все на что способны эффективные менеджеры,это подлатать Т-80 с хранения,наделал СССР галош.Обходились в СССР как то без лозунгов о будущем начале производства,просто производили и все.

      СССР так же обходился без сотовых телефонов, отдыха граждан в Турции и туалетной бумаги с запахом персика. Все силы были направлены на производство дорогущих Т-80. Причем даже в СССР тогдашние управленцы смекнули, что производить и эксплуатировать Т-80 с ГТД - это уж совсем дорого и начали переход на Т-80УД с 6ТД в качестве силовой установки.
      1. +3
        25 сентября 2023 22:32
        Не было никакого "перехода" Омск и Харьков делали Т-80У и Т-80УД параллельно. Была попытка развернуть производство ГТД в Харькове, вот от этого вовремя отказались. Одного завода в Калуге достаточно, дробление - только рост цены.
    2. -6
      26 сентября 2023 11:07
      Лучше современный эффективный менеджмент, чем убогий советский. Пока народ стоял в очереди в очередь за туалетной бумагой, СССР кидался деньгами в ВПК.

      Кстати, насчет лозунгов, когда там должен был коммунизм наступить?
      1. 0
        28 сентября 2023 22:38
        Коммунизм был только нам о нём не объявили вот так.
  10. 0
    25 сентября 2023 13:53
    "...Важным достоинством газотурбинной силовой установки является ее многотопливность..." Как будто семейства В-92, 5ТД и даже УТД не многотопливные feel
    1. +4
      25 сентября 2023 22:39
      Многотопливность дизеля с неразделённой камерой сгорания - довольно условная. Достаточно вспомнить УТД-20, для которого главный конструктор Егоров не дал записать работу на бензине.
      Реально многотопливный двигатель - это предкамерный MTU 873 на Лео-2.
      В 1945 наши танкисты в немецкий бензин добавляли масло: для уменьшения задержки самовоспламенения и смазки деталей топливной аппаратуры.
      Правда, я не очень верю, что и ГТД может нормально работать на бензине, ведь там топливо является рабочей жидкостью для всей гидроавтоматики, в частности, для привода регулируемого соплового аппарата (РСА) силовой турбины. Как там с паровыми пробками?
  11. +3
    25 сентября 2023 13:55
    Цитата: Yrec
    Самый большой минус ГТД - его цена. Она выше В-92 от Т-72/90 в десятки раз! . ГТД таким похвастаться не может. Как показывает практика, танк должен быть дешёвым и технологичным.

    Зато для условий крайнего севера он идеален. Для чего и возобновили выпуск.
    1. +3
      25 сентября 2023 14:38
      Цитата: Вячеслав И.
      Цитата: Yrec
      Самый большой минус ГТД - его цена. Она выше В-92 от Т-72/90 в десятки раз! . ГТД таким похвастаться не может. Как показывает практика, танк должен быть дешёвым и технологичным.

      Зато для условий крайнего севера он идеален. Для чего и возобновили выпуск.

      Для крайнего севера надобно максимум пару сотен танков, а старых т-80 на складах должны быть тысячи. Конечно их не плохо было бы обновить и модернизировать, но вот возводить целую линию по производству танков ради столь небольшого количества - верх расточительности.
      1. 0
        25 сентября 2023 22:46
        Так ничего возводить не надо. Небольшая модернизация производства в Калуге только снизит цену.
        1. 0
          26 сентября 2023 08:16
          Один массированный прилëт и что делать?!
      2. Комментарий был удален.
    2. 0
      27 сентября 2023 01:25
      Цитата: Вячеслав И.
      Цитата: Yrec
      Самый большой минус ГТД - его цена. Она выше В-92 от Т-72/90 в десятки раз! . ГТД таким похвастаться не может. Как показывает практика, танк должен быть дешёвым и технологичным.

      Зато для условий крайнего севера он идеален. Для чего и возобновили выпуск.

      А вы что нибудь слышали про предпусковые подогреватели для дизельных двигателей, работают автономно, да и само современное дизельное топливо, сейчас имеет большую температуру замерзания, так что проблема запуска надуманная, это я вам как житель Заполярья говорю, да и нет уже у нас таких зим суровых.
  12. +2
    25 сентября 2023 14:48
    А теперь более подробно.
    Кроме того, Т-80 быстрее набирал разгон, а его скорость на марше (70 км/ч) почти на 10% превышала таковую у Т-64 (65 км/ч по шоссе).

    Да Т-80 быстрее, но движение танков на марше не более 40 км. в час, и то в течении пару часов, потом механиков-водителей нужно отправлять на отдых. Так что скорость не главное. Одиночная машина может быстро работать, но для взвода уже не возможно.
    ГТД-1000Т не требовал предварительного разогрева. Таким образом, танки Т-80 заводились гораздо быстрее, особенно зимой.

    Только зимой и только в случае если дизель надо разогревать. А потом ГТД для запуска нужно гонять почти минуту, а дизелю нужно 5, максимум 10 секунд. Вот и считайте сколько времени пройдет с команды "Заводи" до команды "Вперед". Кроме того, запуск ГТД возможен только с АКБ.
    Важным достоинством газотурбинной силовой установки является ее многотопливность. Агрегат может функционировать на реактивных авиационных ТС-1 и ТС-2, ДТ и автомобильных низкооктановых бензинах.

    То, что происходит с ГТД на дизтопливе и бензине, с дизельным двигателем на ТС и бензине трудно назвать эксплуатацией. Потеря мощности двигателей жуткая.
    1. +2
      25 сентября 2023 22:55
      "Кроме того, запуск ГТД возможен только с АКБ."
      На Т-80У вспомогательный энергоагрегат ГТА-18 заводится от одной батареи 12СТ-85, а от четырёх - даже в прилично разряженном состоянии, а уже от ГТА-18 заводится основной двигатель.
      Т-80БВ тоже хотели модернизировать с установкой ГТА-18.
    2. +2
      26 сентября 2023 20:09
      Какие вы все быстрые, в мороз -20 заводить дизелек придеться долго или очень долго, запустить подогреватель, минут 10 при хороших акб, прогреть систему охлаждения до температуры запуска ну минут 30-40 , прогреть масло, прокачать масло создав давление в маслянной системе, подогреть топливные фильтра, прокачать топливо, итого час , полтораесли акб нормальные и воздух высокого давления есть! Вперед на веннике, можете ручками греть, можете жопой, аесли топливо окажеться летним, то завести вы его не сможете до лета, впереди с песней, эксперды...
  13. +1
    25 сентября 2023 19:02
    В России возобновили выпуск

    Ни одного слова о том, что возобновили производство двигателя в статье нет, как нет инфы о том где, когда и сколько.
    1. 0
      25 сентября 2023 22:07
      Цитата: Дилетант
      В России возобновили выпуск

      Ни одного слова о том, что возобновили производство двигателя в статье нет, как нет инфы о том где, когда и сколько.
      Видео смотрели ?
  14. -1
    25 сентября 2023 19:25
    Подняли мощность на 10%-а уж крику то-да и зачем это танку-не гоночный автомобиль?
  15. +4
    25 сентября 2023 21:20
    Не возобновили, а возобновляют. Еще ни одного нового двигателя согласно этой передаче пока не выпущено , хотя я очень рад , что готовность к успешному возобновлению производства высока и работа успешно продолжается , а не просто оптимистичные заявления там где конь не валялся. Как всегда , головное предприятие столкнулось с тем, что поставлявшие когда то ему важные компоненты другие предприятия уже давно не существуют , и приходится налаживать производство этих , часто довольно сложных агрегатов , у себя.
    P.S.
    Насчет малой шумности заявление интересное. Несколько раз встречался с этим танком , и сложилось впечатление , что спереди он действительно практически бесшумный, зато с обратной стороны весьма впечатляющий звук реактивного самолета. Возможно впечатление было ошибочным?
  16. +1
    26 сентября 2023 09:46
    Цитата: алексеев
    Не как дизель мгновенно

    И вы перед запуском не включаете маслозакачивающий насос? Ну вот зачем вводить людей в заблуждение? Да, вы можете на дизеле "мгновенно" стартовать если он у вас работает на холостых. Были у нас "специалисты" которые запускали Д-12 без включения маслозакачивающего насоса, кончалось это правда плохо для двигателя. На базе ГТД-1000 может получиться прекрасный двигатель для самолётов типа Ан-2. Действительно, двигатель дорогой, вот только ресурс у него до переборки 25000 моточасов, а не 2500 как на продвинутых авиа поршневиках. Скупой платит многократно. Посчитайте количество капитальных ремонтов поршневого двигателя и их стоимость и сравните со стоимостью ГТД-1000. Вот тогда будет о чём говорить.
  17. +4
    26 сентября 2023 10:14
    Когда мы критикуем Абрамсы с газотурбинными двигателями, то отмечаем такие недостатки как прожорливость, пылеуязвимость и большая заметность в ИК-диапозоне. Однако, когда речь идет о наших газотурбинных Т-80, то про все эти недостатки мы почему-то забываем.
  18. +4
    26 сентября 2023 14:19
    Опять разбрасывание средств вместо унификации.
    Даже для могучего СССР три! основных боевых танка было дорогим удовольствием (Т-64, Т-72, Т-80). И рассматривали вопрос отказа от какого-то, комиссии создавали, но у каждого КБ и связанного с ним завода было свое лобби в верхах, так все и осталось, продолжили транжирить средства на производство трёх танков....
    Ни одна самая богатая страна в мире не может себе позволить такого.
    Сейчас опять те же грабли: Т-72, Т-80, Т-90.
    И если Т-72 и Т-90 хотя бы однотипные танки, со многими взаимозаменяемыми комплектующими, Т-80 абсолютно другая машина. Причем дорогая из-за того самого ГТД.
    Т.е. помимо производственной нагрузки на бюджет разных типов танков, ещё и нагрузка на военную логистику - снабжать и ремонтировать разнотипную технику.
    А то, что Т-80 очень легко и быстро заводится зимой не выдерживает никакой критики.
    Кроме Т-80 практически вся боевая техника снабжена дизелями.
    Танки сами по себе не воюют, с ними следуют САУ, пехота на БТР/БМП, системы ПВО, инженерно-саперные машины и т.д. Т.е. в любом случае танки не рванут в наступление, на марш, пока остальные не будут готовы. И какое в таком случае имеет значение быстрый запуск ГТД Т-80, если все-равно остальная техника дизельная?
    Технику следует унифицировать, сконцентрироваться на одном типе танков, одном типе САУ, РСЗО и т.д..
    Понятно, что сейчас идёт СВО, и в бой идёт все, что может воевать. Потому все и повытаскивали.
    Но вопрос унификации стоял, стоит и будет стоять, т.к. это вопрос грамотного расходования денег налогоплательщиков.
    А если МО это не интересует, а интересуют только схемы распилов и откатов, то это другой вопрос...
  19. -1
    26 сентября 2023 16:19
    Залихватская статейка))) Все, кто каким либо боком касались двигателепользования, знают, что турбина вообще – крайне нежный агрегат, и требует соблюдения теплового режима работы, чистоты воздуха, регулярной замены. Ни одно из этих условий на войне соблюсти невозможно, увы. Поэтому давайте газотурбинные танки оставим для биатлонов, а на войну наклепаем старых добрых дизелей и обеспечим их дешёвым топливом.
  20. Eug
    0
    26 сентября 2023 17:21
    Два бооольших минуса - расход топлива, очень высокие расход воздуха и требования к воздухоочистке.
  21. +1
    27 сентября 2023 12:38
    Был у меня знакомый - механик-водитель Т-80, по его рассказу был он в ГДР одним из "элиты" мехводов при командовании. То есть показывал разные фокусы перед делегациями, выручал подразделения на маневрах, и т.д.
    В общем с точки зрения механиков этот движок имеет просто огромное преимущество в ремонтопригодности. Что бы в нем ни вышло из строя, это в течении нескольких секунд приводит к обрыву лопаток. Либо только компрессора, либо всех турбин вообще. И как только движок "сплюнул" (лопатки вылетели в сопла), его нужно вынимать целиком из моторного отделения, паковать, и на завод. Никаких полевых ремонтов он не предусматривает)
    Что не может не нравиться ремонтникам, которым не возиться с ним, пытаясь реанимировать мертвое. Хорошо или плохо такое положение дел - бой покажет...
  22. 0
    6 ноября 2023 18:25
    В России возобновили выпуск уникального двигателя для танка Т-80

    какой конкретно завод возобновил? Когда? Никаких фактов. Сдается очередная надуманная история. Не так то просто возобновить. Это легко остановить, закрыть и растащить производство. Сейчас наверное и линий по сборке уже давно нет и поставщиков комплектующих. Чтобы возобновить производство старого ИЛ-96 нам понадобилось лет 15, а то и больше.