Нереализованные проекты ВМФ СССР

35
Нереализованные проекты ВМФ СССР

То, что крейсера пр. 1144 получились большими и дорогими в силу целого ряда причин, понимали и адмиралы, и конструкторы, и кораблестроители. Поэтому идея сделать корабль немного меньше и соответственно дешевле появилась еще на этапе строительства «Кирова». Так родился пр. 1293, который в значительной степени опирался на предыдущий проект 1165.

Техническое задание, на проектирование этих кораблей выдали Северному проектно-конструкторскому бюро, главным конструктором был назначен Б. И. Купенский (ранее разработавший проекты 50, 61 и тот самый 1144). Получался корабль немного больше пр. 1164, но меньше, чем «Орлан». Однако с сохранением ЯЭУ, поскольку предназначался для сопровождения атомного авианосца, который уже готовился для постройки в Николаеве.



Приблизительные ТТХ:

Водоизмещение – 14 190 т, длинной – 210 м, шириной – 20,8 м.
Вооружение: 16 вертикальных ПУ ПКР «Гранит», ЗРК коллективной обороны «Фал» (модификация ЗРК «Форт») с боезапасом 64 ЗУР, ЗРК «Кинжал» с таким же боезапасом, две пусковые установки ПЛРК «Водопад», две РБУ-12000, спаренная универсальная 130-АУ АК-130, четыре 30-мм шестиствольных автомата АК-630М.

Следует отметить, что к этому времени на новых кораблях решили отказаться от 30-мм автоматических зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик», ввиду их большого веса и габаритов и того, что на практике они не успевали осуществлять дострел автоматами не сбитые с помощью своих ЗУР вражеские противокорабельные ракеты. Поэтому на РКР проекта 1293 перехват в ближней зоне осуществлял ЗРК «Кинжал», а дострел целей осуществляли автоматы ЗАК АК-630, введенные в общий контур ПВО, но и с возможностью индивидуального наведения от своей РЛС. Два вертолета Ка-27, со стационарным ангаром в корме.

На базе пр. 1193 с целью унификации по корпусу и силовой установке решили разрабатывать многофункциональный корабль ПВО/ПЛО пр. 1199, шифр «Анчар». Первоначально, корабль предполагался в 12 тыс. тонн, но затем решили его полностью унифицировать с проектом 1193. Более поздний проект имел уже такие же размеры.

Первый вариант с ЯЭУ, получился не совсем удачный по компоновке и представлял собой корабль ПВО, вооружённый тремя комплексами ЗРК «Ураган» с однобалочными ПУ, пятью боевыми модулями «Кортик» (при одном командном модуле), 130-мм универсальной спаренной АУ и восемью ПКР «Москит». Противолодочный вертолёт, один Ка-27, со стационарным ангаром. Защиту от противокорабельных торпед противника должны были обеспечивать два реактивных бомбомета «РБУ-6000».

Проект должен был оснащаться самыми современными средствами радиоэлектронного вооружения (из имевшихся на вооружении советского флота), в том числе РЛС большой дальности с фазированной антенной решёткой, мощным гидроакустическим комплексом, комплексом РЭБ. Разрабатывался и газотурбинный вариант проекта 1199 с усиленными средствами ПВО (ЗРК «Фал») за счёт снижения массы ГЭУ; он оснащался ПЛРК «Водопад» и ПКР «Москит», ЗАК АК-630 и ЗРК «Кинжал», как более эффективных для обеспечения ближней ПВО/ПРО.

После признания нецелесообразной разработки атомного ракетного крейсера проекта 1293, от идеи унификации кораблей «по корпусам и ГЭУ» отказались, в результате чего основные размерения проекта 11990 уменьшились до 188×19 м, а водоизмещение сократилось до 10 500 т. Скорость хода – около 32 узлов. То есть до параметров пр. 1164.

ПВО изменённого проекта, состояло из 4 ЗРК «Ураган», 6 ПУ ЗРК «Кинжал» и 4 БМ «Кортик», имевших разные системы управления. Противолодочное вооружение усилили: кроме двух вертолётов постоянного базирования и реактивных бомбомётных установок «РБУ-6000», корабль оснащался двумя пусковыми установками ПЛРК «Водопад» большой дальности.

В кормовой части корабля, в районе ПУ ЗРК «Кинжал», побортно зарезервировали места для разрабатываемого нового комплекса противокорабельных крылатых ракет с вертикальным стартом (впоследствии «Оникс»), но «в течение всей разработки проекта долго шел спор об их необходимости на этом корабле». Установки «РБУ-6000» планировалось в будущем заменить на РКПТЗ-1 (реактивный комплекс противоторпедной защиты) «Удав».

В конце 80-х в Николаеве даже начали резку стали и выдали заказы на некоторые агрегаты для корабля пр. 11990, но вскоре работы прекратились.

Завод и так загружен работами по ТАВКР и РКР пр. 1164. Надо признать, что на этих кораблях идеи универсальности достигли абсурда.

Увы, развал Союза не позволил увидеть, к чему бы это привело.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    9 октября 2023 05:02
    «Кортик», ввиду их большого веса и габаритов и того, что на практике они не успевали осуществлять дострел автоматами не сбитые с помощью своих ЗУР вражеские противокорабельные ракеты.
    Интересно почему?

    Увы, развал Союза не позволил увидеть, к чему бы это привело.
    Как к чему, что нибудь да построили бы. Это же Союз, а не "новая молодая страна".
    1. -1
      9 октября 2023 08:04
      Тяжёлые ПУ -низкая скорость реакции,но это не мешает наступать на грабли в проекте Каракурт.
      1. -1
        9 октября 2023 08:20
        Цитата: Фома Киняев
        Тяжёлые ПУ -низкая скорость реакции,но это не мешает наступать на грабли в проекте Каракурт.

        Ерунда, это решается мощностью приводов. Да и угловая скорость летящей в лоб ракеты невелика.
        1. +1
          9 октября 2023 09:05
          Советский ВМФ - это всего лишь результат борьбы "крыш" различных КБ в ЦК и МО, которые втюхивали в преобладающем большинстве весьма посредственных монструозных уродцев престарелым и недалёким адмиралам...
          1. +10
            9 октября 2023 19:41
            Цитата: ААК
            Советский ВМФ - это всего лишь результат борьбы "крыш" различных КБ в ЦК и МО, которые втюхивали в преобладающем большинстве весьма посредственных монструозных уродцев престарелым и недалёким адмиралам...

            Тогда (70-е - 80-е) шло бурное развитие систем корабельного вооружения и сам Флот рос просто гигантскими темпами - последние 15 лет СССР шел вровень с США по тоннажу вводимых боевых кораблей . К тому же у СССР не было того багажа\опыта строительства и эксплуатации столь большого Флота , были издержки и неудачные проекты . Но в основном шла Гонка Вооружений , нужно было строить защиту от ПЛАРБ противника для недопущения их на рубежи пуска в Средиземном и Северном морях . Оттого такой упор на противолодочные корабли и противолодочные вертолётоносцы\авианосцы (все "Кречеты" несли по эскадрильи противолодочных вертолётов) . К тому же необходимость борьбы с АУГ заставляла вооружать ПЛА и надводные корабли тяжелыми сверхзвуковыми ПКР ... а относительно лёгкие и компактные "Ониксы" были только в проекте . Но на закате Союза , когда на подходе были уже "Ониксы" и "Гранаты" для вертикального старта из УВП , появились проекты модернизации уже строевых "Сарычей" и БПК пр. 1155 в носители этих ПКР и КРБД . Вместе с ПЛУР "Водопад" такие системы вооружения позволяли достаточно плотно и органично компановать вооружение в относительно умеренного размером корпуса . Проживи СССР ещё 10 лет , мы наш Флот просто не узнали бы .
            Уже построенным "Сарычам" на месте кормовой башни ГК планировали установку 4-х УКСК на 32 ячейки под "Гранаты" или "Ониксы" . Плюс к тому вместо наклонных ПУ ПКР "Москит" планировали ставить пакеты с 6-ю пусковыми контейнерами "Оникса" (их тогда и для пуска с наклонных ПУ испытывали на опытовом МРК) . В результате артиллерийский эсминец (таким он создавался согласно техзадания) "Сарыч" нёс бы 12 ПКР "Оникс" и 32 "Граната" в УВП . И это при неплохом ЗРК средней дальности . И сразу чисто эскортный корабль начинал играть совершенно новыми красками ударных возможностей .
            1155 так же собирались модернизировать в ходе среднего ремонта с заменой второй башни на 4-е УКСК , вместо ПУ "Раструба" 2 х 6 "Ониксов" в наклонных ПУ , ПЛУР "Водопад" и ЗРК "Штиль" с пусковыми на месте ПУ "Кортика" на шкафуте . А сам проект 1155 собирались развить при строительстве новых в аналог раннего "Бёрка" - 8 ККСК на баке , 2 х 6 "Ониксов" , "Водопад" , ЗРК "Штиль" и "Кортик" . В таком облике собирались закладывать эти корабли уже в начале-середине 90-х .
            Шли работы и над корабельными РЛК из 4-х неподвижных антенных полотен ФАР . В 90-е всё это уже во всю внедрялось бы на строящихся кораблях , и ни о каком отставании в надводных силах от ВМФ США уже и речи бы не шло . ВМФ СССР к 2000 г. должен был иметь в строю 10 авианосцев , 4-е из которых атомные . С катапультами и самолётами ДРЛОиУ Як-44 . Первые 4-е "Кречета" планировалось модернизировать в полноценные лёгкие авианосцы по типу "Викрамадитьи" . На "Заливе" в Керчи планировали строить серию УДК - десантных вертолётоносцев .
            Готовилось списание массы старых кораблей и подводных лодок и развитие базовой инфраструктуры .
            О структуре ВМФ который строил Горшков надо понимать , что основу ударных сил Флота , вооруженных тяжелыми ПКР , были ПЛАРК , которые сопровождали каждую КУГ . Надводные корабли осуществляли разведку и целеуказание , а так же прикрывали ПЛАРК от атак противолодочной авиации и надводных сил противника . И так как Флот СССР тогда сильно численно и качественно уступал надводному флоту США , но превосходил в ПЛА и в целом подплавом , задачей при боевом столкновении , стояло - обнаружить и уничтожить главные силы противника . Задача собственного выживания в приоритете не была . В случае войны наши КУГ и оперативно развёрнутые эскадры , были смертниками , но они успевали дать целеуказание ПЛАРК для гарантированного поражения АУГ или КУГ противника . А в случае имеющегося целеуказания , имели все шансы поразить противника и выйти из боя .
            И американское командование весьма опасалось оставаться на дистанции залпа наших тяжелых ПКР . Тем более что у них самих ничего подобного длительное время не было . А когда ПКР появились , то это были "Гарпун" и позже "Томагавк" в противокорабельном исполнении (с ГСН от "Гарпуна") . А ещё занозой для них была наша МРА на Ту-16 , Ту-22М2\М3 и Ту-95 с тяжелыми и несбиваемыми ПКР Х-22 .
            Так что не стоит с удивлением смотреть на обилие в ВМФ СССР БПК разных типов и крейсеров с тяжелыми ПКР . Такие уж задачи стояли у нашего Флота . Непростые .
            1. -1
              11 октября 2023 22:00
              Не было в стране уже тогда таких ресурсов для строительства такого флота. А гонка за США в ВПК, была одной из причин развала экономики страны.
          2. +1
            23 октября 2023 07:32
            Во всех странах, борьба за дорогостоящие, военные заказы, ведется не самыми благородными методами. И подкуп, и подставы - все идет в ход.
        2. +3
          9 октября 2023 13:25
          Цитата: Владимир_2У
          Ерунда, это решается мощностью приводов. Да и угловая скорость летящей в лоб ракеты невелика.

          У "Кортика", скорее, проблема в параллаксе была - слишком широко разнесены автоматы.
          Плюс динамические нагрузки от двух ГШ-6-30 - 7 тонн отдачи от каждого автомата.
  2. 0
    9 октября 2023 08:48
    На базе пр. 1193 с целью унификации по корпусу и силовой установке решили разрабатывать многофункциональный корабль ПВО/ПЛО пр. 1199, шифр «Анчар». Первоначально, корабль предполагался в 12 тыс. тонн, но затем решили его полностью унифицировать с проектом 1193. Более поздний проект имел уже такие же размеры.

    Все же проект 1293, автор - исправьте ошибку.
  3. +6
    9 октября 2023 09:16
    Опять кризис жанра на ВО решается переписыванием википедии, притом с ошибками. О главной особенности силовой установки кораблей проекта 11990 «Анчар» автор так и не написал. Она была комбинированной -ядерно-газотурбинной.

    1. +2
      9 октября 2023 11:40
      Цитата: Frettaskyrandi
      Она была комбинированной -ядерно-газотурбинной.

      а зачем? часть времени таскаешь на себе ГТУ и топливо, занимая объем и массу...
      +возня с портовой инфраструктурой
      АППУ для надводных кораблей

      АППу для надводных кораблей «КН-3» (активная зона типа ВМ-16) создавалась на опыте строительства и эксплуатации паропроизводящих установок ледоколов. По своей конструкции она практически ничем не отличается от атомной установки типа ОК-900 атомных ледоколов класса «Россия». Недостатки в конструкции этих установок с точки зрения безопасности такие же, как и для АПЛ третьего поколения. В настоящее время атомные надводные корабли (АНК) имеют не меньше проблем, чем атомные подводные лодки. В основном это обусловлено тем, что при создании атомных надводных кораблей не был решен вопрос о создании комплекса для их базирования. В результате атомные установки АНК «Нахимов» и «Ушаков» длительное время эксплуатировались без капитальных ремонтов, так как базовые комплексы не могли обеспечить корабли необходимым электропитанием, паром и т.д. Ресурс оборудования был выработан очень быстро, средств для ремонта не выделялось, и корабли были выведены из эксплуатации.

      2е штуки ВВР

      Существовал и чисто газотурбинный вариант пр.11990, имевший усиленные средства ПВО (ЗРК «Фал») за счет снижения массы ГЭУ, и оснащенный ПЛРК «Водопад» и ПКРК «Москит». От ЗРАК «Кортик» отказались в пользу ЗАК АК-630 и ЗРК «Кинжал», как более эффективных в плане ближней ПВО-ПРО
    2. 0
      9 октября 2023 13:01
      Камрад ниже подтвердил. От комбинированной ГТУ - ЯЭУ отказались довольно быстро, потому что возить в качестве балласта и сами ГТУ и топливо к ним, посчитали неразумным.
    3. +1
      10 октября 2023 13:08
      Я не состою на зарплате у ВО))) пишу тогда, когда нахожу что-нибудь интересное. Кому не интересно - можно не читать)))
  4. Комментарий был удален.
  5. 0
    9 октября 2023 09:58
    Эм, не очень понял, в описании проекта указывается 16 "Гранитов" а на представленной картинке их 32.
    1. +1
      9 октября 2023 11:07
      Цитата: Forcecom
      Эм, не очень понял, в описании проекта указывается 16 "Гранитов" а на представленной картинке их 32.

      Пффф... а Вас не смущает, что на этой весёлой картинке ЗРК ДД скомпонован таким образом, что между его УВП и сиськой РЛС находится надстройка? wink
    2. +3
      9 октября 2023 13:04
      Картинка имеет сугубо иллюстративный характер. Поскольку в железе их никогда не существовало. Нарисован один из предполагаемых вариантов, вообще их было 24.
      1. -1
        9 октября 2023 18:46
        Цитата: ТермиНахТер
        Поскольку в железе их никогда не существовало.

        Если бы построили ваш вариант картинки,
        вот был бы простор для модернизаторов... wink
        1. +4
          9 октября 2023 20:17
          Это не мой вариант, а КБ. Лично я очень жалею о развале СССР. Прожил в нем 22 года и сейчас считаю эти годы были не самыми плохими в моей жизни.
          1. 0
            10 октября 2023 15:00
            Цитата: ТермиНахТер
            Это не мой вариант, а КБ.

            Вы его выбрали из 24 у КБ.
            Поэтому назвал его вашим.
            Я при СССР прожил 28 лет.
            Молодость - это молодость. wink
            1. 0
              10 октября 2023 17:38
              Да, в молодости всегда все воспринимается по другому))) и трава была зеленее, и водка вкуснее, и девчёнки - красивее)))
  6. +8
    9 октября 2023 10:42
    Очень узнаваемый текст и схема. Может стоило упомянуть первоисточник? А. Н. Соколов. "Муки творчества. Советский ракетный крейсер" в знак уважения к Алексею Николаевичу?
    1. -2
      9 октября 2023 12:47
      Может стоило упомянуть первоисточник? А. Н. Соколов. "Муки творчества. Советский ракетный крейсер" в знак уважения к Алексею Николаевичу?

      Я думаю, автор о наличии этой книги даже не подозревает. Он копипастил википедию.
      1. 0
        9 октября 2023 13:06
        Википедией не пользуюсь принципиально, на этой помойке можно писать что угодно, никто, никакой ответственности за написанное не несет.
        1. +1
          9 октября 2023 13:28
          Википедией не пользуюсь принципиально

          В приличном обществе, при ретрансляции чужих мыслей, принято указывать первоисточник.
          1. +2
            9 октября 2023 19:10
            Ну, ВО уже все сложнее назвать обществом приличных авторов)
            1. 0
              9 октября 2023 20:19
              Вас кто-то заставляет читать? Можно вообще не заходить на ВО, есть и другие сайты, аналогичного профиля.
      2. +1
        10 октября 2023 09:31
        Книги, как таковой нет, но в ЖЖ, на страничке А. Н. Соколова много текстов по истории флота и особенно много схем. Переработать эти тексты в PDF дело нескольких минут ну или просто сохранить... Но вот писать все это и рисовать - это труд и немалый. Хотелось бы самого Евтушенко послушать по этому поводу.
        1. -1
          10 октября 2023 13:10
          Что вы хотели услышать? Все что хотел - изложил. Хотел услышать мнение других камрадов в этом вопросе.
  7. 0
    9 октября 2023 16:21
    кроме двух вертолётов постоянного базирования

    а где ангар для вертолетов? На рисунке не видно
    1. 0
      9 октября 2023 17:38
      Ангар, надо понимать под палубой. На рисунке нарисованы створки на корме. Хотя возможны и другие варианты, говорилось, что вариантов было 24.
  8. 0
    10 октября 2023 11:03
    Цитата: Diger
    а зачем? часть времени таскаешь на себе ГТУ и топливо, занимая объем и массу...
    +возня с портовой инфраструктурой

    Реакторы типа ВВЭР выводятся на режим пол-дня, чтобы выйти из порта нужна обычная ГЭУ.
    1. 0
      10 октября 2023 13:12
      Не думаю, что тяжелые крейсера, кто-то будет "выгонять в море", в аварийном режиме. Разве только ракетно - ядерный удар, так в таком случае, 30 - 40 минут вряд ли что-то изменят.
  9. -1
    12 октября 2023 22:32
    Цитата: Владимир_2У
    Ерунда, это решается мощностью приводов. Да и угловая скорость летящей в лоб ракеты невелика.

    Да дат,20 тонную дурищу так просто повернуть,да еще с большими угловыми скоростями-надо же умник какой,погреб с БК то тоже надо было поворачивать,а стабилизация это что?Решатель мощностью.Зачем ?
  10. -1
    17 октября 2023 14:42
    Развал Союза не позволил увидеть и полёты "Бурана" и последующего "Вулкана" с нагрузкой уже не 100, а 200 тонн. Интересно, "к чему бы это привело ?"

    Сие уже становится "особенностью менталитета". У кого есть прогресс, тем интересно знать, как развивались достижения предшественников, а тем у кого "всё наоборот"- интересно НЕ реализованное... Ибо им и "свои яйцы мешают" и заведомо ни к чему хорошему у них ничто привести не может. И они рады, что "всё обошлось".

    Как сказал однажды при посещении "Байконура" Д. Медведев В. Поповкину ; "Ваше главное достижение в том, что сегодня никого не убило". Димон иногда так скажет, что нарочно не придумаешь ! Как ёклмн.... начнут лётчтики летать да ракеты пускать, таки прям страшно...... am
    1. +1
      23 октября 2023 07:38
      Практически все государства, на нашей планете, в разные годы своего существования проходили этапы взлета и спада. Россия после 1919 года, можно сказать, лежала в руинах и ничего, "поднялась". Кто не знает своего прошлого - у того нет будущего.