Возвратный резерв: передача выводимого из эксплуатации вооружения дружественным странам

39
Возвратный резерв: передача выводимого из эксплуатации вооружения дружественным странам

Существует несколько факторов, которые оказывают и будут оказывать в дальнейшем значительное влияние на характер текущих и будущих военных конфликтов.

Первый фактор – любое оружие устаревает. Иногда к этому фактору пытаются отнести невнятное «моральное устаревание», вот только неясно, что это может означать применительно к оружию, которое может эффективно уничтожать врага? Нет, мы говорим о другом, о том, что в определённый момент времени оружие физически изнашивается настолько, что его поддержание в работоспособном состоянии становится неэффективным с точки зрения критерия «стоимость-эффективность» – можно предположить, что сейчас под этот критерий попадают некогда могучие атомные крейсера проекта 1144 «Орлан».



Второй фактор – непрерывное увеличение стоимости новых вооружений. Особенно наглядно это заметно, если посмотреть на увеличение стоимости истребителей в зависимости от их поколения (пусть и условного) – даже богатейшие страны не могут позволить себе только истребители пятого поколения, приходится комбинировать их с модернизированными самолётами четвёртого поколения.

Третий фактор – это следствие второго – увеличение стоимости вооружений приводит к уменьшению их количества в вооружённых силах (ВС), относительно аналогичных вооружений предыдущего поколения.

Четвёртый фактор – как показала реальность Российской специальной военной операции (СВО) на Украине – оружия всегда не хватает, причём его не хватает всем, в том числе России, Украине, а также помогающим ей странам Запада.

Пятый фактор – даже выводимое из эксплуатации вооружение зачастую требует финансовых вложений для его утилизации. Казалось бы, напрямую это не влияет ни на вооружённые силы, ни на ход боевых действий, однако это не так – к примеру, дороговизна жизненного цикла и высокая стоимость утилизации атомных боевых кораблей в значительной степени влияют на отказ ведущих флотов мира от этих машин.


Атомные крейсера проекта 1144 нет смысла держать в резерве, поскольку они будут бесполезны без перезарядки атомного реактора, они станут опасны без надлежащего дорогостоящего хранения, при этом их утилизация также будет стоить огромных денег

Возникает вопрос, что со всем этим делать?

Хранить нельзя утилизировать


В этом предложении крайне сложно поставить запятую. Когда мы говорим о том, что делать с вооружениями и военной техникой (ВиВТ), исчерпавшими свой ресурс, то здесь присутствует множество факторов.

В первую очередь – это сложность снимаемой с вооружения техники. Понятно, что хранить автомат Калашникова гораздо проще, чем танк, а танк проще, чем самолёт, с атомной подводной лодкой (ПЛА) всё совсем непросто...

То же самое касается разных поколений боевой техники – одно дело непритязательный МиГ-23, другое – какой-нибудь F-22, с его вечно облезающим «стелс»-покрытием. Для новейшей боевой техники кратно увеличивается количество высокотехнологичных запчастей, которые могут потребоваться для её восстановления. Стоит помнить, что у этих запчастей имеется определённый срок хранения, а новые запчасти спустя пару десятилетий могут уже и не выпускаться.

Ну и наконец, огромную роль играют условия хранения. Одно дело – это авиабаза хранения списанной боевой техники в Аризоне, считай в пустыне, другое – склад где-нибудь в Ленинградской области, где всё сгниёт за год без сложных процедур консервации (да и после них тоже, только чуть медленнее).


В США имеются территории с климатическими условиями, идеально подходящими для хранения списанной техники

Возникает вопрос и по возврату ВиВТ с хранения. Ладно автомат или танк, ну даже корабль, но как быть с авиацией? Сможет ли пилот, всю свою практику летавший на Су-57 или Су-35, сесть за штурвал того же МиГ-23? Сколько времени ему потребуется на получение необходимых навыков? Сколько самолётов с хранения и пилотов будет потеряно в процессе из-за технических неисправностей самолётов и нехватки соответствующего опыта у пилотов?


Кабина Су-35 (слева) и кабина МиГ-23 (справа)

При этом хранение выводимой из эксплуатации боевой техники – это весьма важное мероприятие, достаточно вспомнить, сколько боевой техники было взято со складов хранения, восстановлено, а иногда и доработано, а затем направлено в зону СВО.

Выводы можно сформулировать в виде тезисов:

– чем сложнее будут ВиВТ, тем сложнее и дороже будет их хранить и восстанавливать;

– сложность восстановления и дороговизна хранения всегда будут накладывать ограничения на количество ВиВТ, находящихся в резерве на складах хранения;

– как следствие, значительная часть выводимых из эксплуатации ВиВТ в любом случае пойдёт на списание и утилизацию;

– утилизация будет стоить денег, которые могли бы быть потрачены с большей пользой;

– даже при возврате ВиВТ из резерва, будут возникать проблемы с их эксплуатацией в действующих ВС, как в части применения по назначению, так и в части ремонта и технического обслуживания.

Продать или подарить?


Продажа бывших в употреблении вооружений – это достаточно прибыльный бизнес. Правда, есть разница, продавать или сдавать в лизинг относительно современные вооружения, требующие минимум вложений, или вооружения, ремонт и модернизацию которых осуществляет поставщик.

Можно вспомнить достаточно современную ПЛА «Нерпа» проекта 971У «Щука-Б», которую Россия передала Индии в лизинг. Вопрос в том, а взяла бы Индия в лизинг готовую к списанию ПЛА, например, весьма удачного, но устаревшего проекта 671РТМ(К) «Щука», сравнимого по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) с американскими ПЛА класса «Лос-Анджелес», ведь у Индии всё равно нет ничего сравнимого по ТТХ, так почему бы не взять?

Другой пример – авианосец «Викрамадитья», проданный той же Индии, созданный путём глубокой модернизации советского авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4. Купила бы Индия не авианосец «Викрамадитья», а модернизированный авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»?


Индусов не интересовали устаревающие российские ПЛА проекта 671РТМ(К) «Щука», а продажа и модернизация авианесущего крейсера проекта 1143.4 в авианосец «Викрамадитья» создала огромную нагрузку на российскую корабельную промышленность, что в настоящее время недопустимо

В общем, продавать устаревшее оружие можно, но далеко не всякое, желательно чужое и по бросовым ценам, покупателями в этом случае станут, скорее всего, не государства, а некие группы «борцов за свободу».

Тогда, можно подарить, раз уж мы за «свободу» боремся?

Здесь тоже есть нюансы. Вспомним попрошаек поляков, возжелавших получить готовящийся к списанию американский крейсер типа «Тикондерога» за один «символический» доллар.

В реальности всё гораздо сложнее, а поляки гораздо наглее, чем они о себе говорят. Корабль в конце срока службы нуждается в серьёзном ремонте, который затянется на годы и потребует сотен миллионов долларов. Даже если поляки заплатят их США, то потом они наверняка потребуют компенсацию за свой вклад в борьбу с «русскими варварами».

Но для США проблема не в деньгах – доллары они напечатают, проблема в том, что под ремонт даримого полякам корабля будут заняты производственные мощности, будет использовано оборудование, которое необходимо для ремонта и модернизации собственных кораблей. Эти ресурсы всегда ограничены, а США и так проигрывают гонку вооружений на море Китаю.


Польша не способна самостоятельно создавать, ремонтировать и обслуживать корабли класса «Тикондерога», а это значит, что всё это ляжет на плечи бюджета и промышленности США

Так что и подарить можно далеко не каждый образец ВиВТ, поскольку сам акт дарения может стать обузой, как для дарителя, так и для одариваемого.

Так что тогда делать, хранить или продать, подарить или утилизировать?

Хранить или утилизировать?


Определённая часть ВиВТ не может быть продана или передана третьим странам – это стратегические ракетные комплексы, атомные подводные лодки и тому подобное. Часть из них может быть приспособлена для других нужд, например, межконтинентальные баллистические ракеты могут использоваться в качестве носителей конвенциональных боевых частей в конце своего жизненного цикла, ракетные подводные крейсера стратегического назначения могут стать носителями крылатых ракет большой дальности, как это сделали США со своими ПЛАРБ-ПЛАРК «Огайо», или превратиться в мобильные резервные космодромы. Впрочем, всё это лишь отсрочит конец – рано или поздно их всё равно придётся утилизировать.

С другой стороны, такие ВиВТ, как стрелковое оружие, артиллерия, танки и другие наземные боевые машины, а также боеприпасы для них и минно-взрывные средства, могут храниться достаточно долго и с минимальными затратами на содержание – главное обеспечить охрану для того, чтобы их банально не разворовали. В случае глобального конфликта, особенно с применением ядерного оружия, огромные запасы простых, но мощных и надёжных ВиВТ, могут стать основой для выживания государства и населяющих его народов.


Бронетехника относительно нетребовательна к условиям хранения

Можно предположить, что в условиях прогрессирующей нестабильности и возрастания рисков ядерной войны, потребуется разработка новых, надёжных и высокоэффективных способов консервации ВиВТ.

Остаются те образцы ВиВТ, которые можно хранить, но это сложно и дорого, можно продать или подарить, но это может оказаться ещё дороже. К этой категории ВиВТ в первую очередь можно отнести авиацию и флот (не стратегические комплексы и не изделия с ядерной силовой установкой).

Разумеется, часть ВиВТ, относящихся к авиации и флоту также может и должна быть законсервирована для использования в дальнейшем, однако их количество будет ограничено, с учётом сложности обеспечения хранения в российских климатических условиях.

С другой стороны, утилизировать многие образцы ВиВТ не только банально жалко, но и нецелесообразно, поскольку из них можно сформировать...

Возвратный резерв


Под возвратным резервом понимается продажа или передача выводимых из эксплуатации в ВС РФ образцов ВиВТ, отвечающих следующим критериям:

– высокая сложность и стоимость хранения и повторного ввода в эксплуатацию;

– отсутствие угрозы возможного ущерба интересам национальной безопасности;

– самое важное – возможность ремонта, модернизации и поддержания в состоянии боевой готовности силами самой страны покупателя/получателя или третьей стороны.

Рассмотрим этот вопрос на примере.

В последнее время Россия в значительной степени интенсифицировала отношения с Северной Кореей. Официально об этом не заявляется, но «вражьи голоса», в частности британская разведывательная служба МИ-6, говорят о возможных поставках в Россию боеприпасов и вооружений из Северной Кореи. Потенциально Россия также могла бы поставлять в КНДР определённые вооружения, причём без ущерба для боеспособности ВС РФ.

Наименее развитыми сегментами ВС КНДР являются авиация и флот, что неудивительно, поскольку и военно-воздушные силы (ВВС) и военно-морской флот (ВМФ) требуют огромных вложений и высокотехнологичной промышленности. В то же время из состава ВС РФ выводятся как боевые и вспомогательные самолёты и вертолёты, так и корабли различного назначения, требующие значительных средств на обеспечение своей сохранности в резерве, так и на утилизацию.

В частности, говоря об авиации, из эксплуатации ВС РФ выведено большое количество таких самолётов, как МиГ-23, МиГ-27, частично выведены из эксплуатации и продолжают выводиться по мере износа МиГ-29, Су-24, Су-25, Су-27, вертолёты Ми-8, Ми-24 и многие другие.

К примеру, что если бы из 3 630 произведённых МиГ-23 и 769 МиГ-23УБ примерно 400–800 машин были бы переданы Северной Корее на особых условиях? Плюс пара сотен МиГ-27 и пара сотен МиГ-25? А чуть позже, уже в наше время, по паре сотен Су-27 и МиГ-29? Список можно продолжать долго.


В СССР было произведено свыше четырёх тысяч истребителей МиГ-23 различных модификаций

В настоящей реальности ВВС КНДР успешно эксплуатируют ограниченное количество самолётов Су-25, МиГ-23, МиГ-29, вертолётов Ми-8, Ми-24 и Ми-26, а также других, менее современных машин. Таким образом, Северная Корея вполне способна самостоятельно восстанавливать, эксплуатировать и модернизировать советскую/российскую военную технику (возможно, при помощи Китая).

При этом особый раздел в договоре передачи боевой техники предусматривал бы её возврат России в особый период, разумеется, с учётом разумной денежной или иной материальной компенсации, а также обязательство не замены, а дублирования обозначений на русском языке в ходе эксплуатации в КНДР. Там же могло бы быть предусмотрено обучение российских пилотов, их переучивание на устаревшую для России технику, которая в ряде сценариев может быть крайне эффективной. Например, как далеко истребители-бомбардировщики МиГ-25 могли бы забрасывать авиабомбы с универсальными модулями планирования и коррекции (УМПК)?

В качестве стороны таких соглашений может быть не только КНДР, но и другие страны, например, Иран, Сербия, Сирия, Куба, Вьетнам и другие, кто будет заинтересован в обозначенном выше формате сотрудничества, кто не находится под управлением США и Великобритании, а также способен восстанавливать и поддерживать те ВиВТ, что ему поставят, пусть и с помощью третьей стороны (к примеру, Сирия явно не сможет сама восстанавливать боевые самолёты, но ей вполне может помочь Иран).

Может ли бывший «друг» переметнуться к противнику?

Да, такое бывало множество раз. И что с того – это приемлемый риск, вряд ли США рассчитывали иметь Иран своим врагом, когда поставляли ему новейшие истребители-перехватчики четвёртого поколения F-14 Tomcat, но много ли США от этого потеряли?


F-14 Tomcat

Теоретически любая поставка оружия – это риск того, что оно может быть использовано против тебя, однако торговлю оружием это не останавливает.

Каждое государство-союзник необходимо оценивать по ряду критериев, таких как устойчивость политического строя, территориальная близость к России, другие партнёры этого государства, его исторические выкрутасы» – смена союзников, предательство и так далее. В зависимости от этого должны определяться номенклатура, количество и условия передачи тех или иных образцов ВиВТ.

Разумеется, условие обеспечения «возвратного резерва» может распространяться не только на ВиВТ, передаваемые безвозмездно – к поставочным ВиВТ это условие также может быть применено, например, в обмен на предоставление скидок.

Выводы


Безвозмездная передача ВиВТ при условии их ремонта, модернизации и эксплуатации силами страны-получателя, с планом её возврата в «особых условиях», способна стать новым этапом сотрудничества между Россией и дружественными странами. Эта практика может быть распространена и на поставочные договора ВиВТ дружественным странам, с предоставлением соответствующей скидки.

Наличие значительного «возвратного резерва» даст преимущества ВС РФ в количестве и качестве боевой техники в будущих военных конфликтах, а также снизит финансовые затраты нашей страны на хранение и утилизацию устаревшей боевой техники.

Некоторые образцы ВиВТ, не эффективные в условиях сегодняшнего дня, завтра, после небольшой модернизации или доработки, могут стать одним из решающих факторов для достижения победы на поле боя. Было бы полезно иметь их в работоспособном состоянии в «возвратном резерве», в этом случае словосочетание «хранить нельзя утилизировать» во многом может потерять свою актуальность.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 октября 2023 04:39
    Вынужден признать, что откровенной минотрофановщины как в прежних публикациях в данной статье нет, и ряд моментов заслуживает внимания. Однако автор по прежнему крайне халатно подходит к сбору материала.
    Внастоящей реальности ВВС КНДР успешно эксплуатируют ограниченное количество самолётов Су-25, МиГ-23, МиГ-29, вертолётов Ми-8, Ми-24 и Ми-26,

    Сложно назвать годовой налёт очент ограниченного числа самолетов в 12-20 часов "успешной эксплуатацией", кроме того северокорейские Ми-24 и Ми-26 существуют только в фантазиях автора.
    1. +13
      11 октября 2023 06:06
      Сомнительно что кто то захочет подписывать контракт на условиях возможного возврата.
      И да, надеяться что кто то будет холить технику с перспективой отдать дяде - наивность.
      Внутри своей страны не особо получается, а уж надеяться на индийских/арабских прапорщиков
      -
      1. +4
        12 октября 2023 00:09
        Автор хитрый парень laughing хочет переложить стоимость хранения и поддержания работоспособности излишков боевой техники в мирное время на своих союзников!!! lol laughing
        До такого даже американцы не додумались! lol
        Военно-техническое сотрудничество на таких принципах не строится. Оружие покупается из расчета, что в случае замеса, на поставщика можно рассчитывать по обеспечению армии, это раз. soldier
        Бесплатно вооружают обычно союзника, который должен не вернуть в случае чего боевую технику, а вписаться за тебя на этой самой технике, это два. bully
        Если будут нормальные союзники, которых имеет смысл вооружать, то это значительно увеличивает наш военный потенциал и тогда вооруженных конфликтов может вообще не быть, ибо против коалиции далеко не всякий решится выступить! Нужно союзников искать!!! hi
    2. +1
      11 октября 2023 09:07
      Лично я сделал из статьи( вполне актуальной) следующий вывод:
      технику отдать/подарить дружественным странам Магриба/Сахеля.Она несложная,вертолеты(и не только) хороши против караванов и "джихадмобилей.В пустынных условиях техника будет храниться долго.
      А заработать можно на обучении,запчастях.Да и клонов ИГИЛ меньше станет,что немаловажно.
    3. +4
      11 октября 2023 09:39
      Ми-26 (поставки РФ 4шт ). Фото Ми-24 ВВС КНДР действительно нет, не смотря на то что пишут о поставках от 24 до 50шт. Хотя тут нет (https://aviaforum.ams3.digitaloceanspaces.com/data/attachment-files/2015/06/692418_c0e4d41baf4451cfa9cb6347e11a7148.pdf) - подробно и полно про экспорт Ми-24.
    4. +1
      11 октября 2023 12:04
      Цитата: Tucan
      очент ограниченного числа самолетов в 12-20 часов "успешной эксплуатацией",

      численное значение налёта уменьшается с каждой перепечаткой данных от 2014
      THE BEGIN-SADAT CENTER FOR STRATEGIC STUDIES
      BAR-ILAN UNIVERSITY/Mideast Security and Policy Studies No. 156
      Limited pilot training exacerbates the problems with aging airframes. While
      most fighter pilots in western air forces fly a minimum of 180 hours each
      year, KPAF pilots are limited to 20 to 40 flight hours annually in an effort
      to preserve aging airframes and conserve limited stocks of aviation fuel.(5)

      (5)https://www.nknews.org/2014/11/the-state-of-north-koreas-military-past-present-and-future/
      . По оценкам 1980-х годов, их пилоты налетали всего около 50 часов в год, что привело некоторых к выводу, что любой воздушный бой будет «стрелять в индюшка». Сегодняшние оценки предлагают еще более низкие цифры — 15–20 часов. (Для справки, американские пилоты, дислоцированные в Южной Корее, в 2013 году налетали около 120 часов – цифра, которую раскритиковали как опасно низкую.)

      откуда Andrea Berger ( научный сотрудник программы ядерного анализа в Королевском объединенном институте исследований обороны и безопасности (RUSI) в Лондоне. Она также является заместителем директора британского проекта по ядерным вопросам) взяла эту цифру- загадка..
      DIA считает (2021 North Korean Military Power)
      The Air Force is capable of defending
      North Korean airspace, with aircraft and groundbased systems but would struggle to penetrate
      South Korean air defenses in an attack role
      .

    5. -1
      11 октября 2023 14:40
      Сложно назвать годовой налёт очент ограниченного числа самолетов в 12-20 часов "успешной эксплуатацией"

      Так как КНДР не публикует данные о годовом налете пилотов, то число взято "с потолка", но преподносится как истина.
      кроме того северокорейские Ми-24 и Ми-26 существуют только в фантазиях автора.

      Википедию посмотреть не дано прежде чем других критиковать?
      КНДР — 20 Ми-24, по состоянию на 2012 год. https://clck.ru/363jeU
      КНДР — 4 Ми-26, по состоянию на 2023 год. https://clck.ru/363jYN
      1. +2
        11 октября 2023 16:06
        Википедия это не достоверный источник. Найдите фото Ми-24 с О3 ВВС КНДР, тогда критикуйте......
  2. +11
    11 октября 2023 04:39
    Намешано-намешано...
    У автора дома в загашнике наверняка лежит шлямбур на случай поломки перфоратора или неисправности электрических сетей?
    Безвозмездная передача ВиВТ при условии их ремонта, модернизации и эксплуатации силами страны-получателя, с планом её возврата в «особых условиях», способна стать новым этапом сотрудничества между Россией и дружественными странами.

    Вывод логичный, как и тот, что нельзя вооружать собственную армию хламом (пусть даже и модернизированным) при имеющихся новейших разработках.
    stop И хватит ныть об отсутствии средств и специалистов. Деньги есть, а специалистов нужно учить и нужно им платить - тогда они и появятся...
  3. +7
    11 октября 2023 04:44
    Безвозмездная передача ВиВТ при условии их ремонта, модернизации и эксплуатации силами страны-получателя, с планом её возврата в «особых условиях», способна стать новым этапом сотрудничества между Россией и дружественными странами.

    Для этого нужно сделать "всего ничего" - искоренить бюрократизм и коррупцию. Без этого даже простые и очевидные вещи могут стать невозможными. Сколько сказано по поводу передачи автомобильной и др., техники с баз хранения в зону СВО, но она как продавалась перекупщикам так и продолжает. А вы о безвозмездной передаче в другие страны. Тут в пределах одной страны вопрос решить не всегда получается.
  4. 0
    11 октября 2023 04:54
    Тюю, думал что конкретное об американских, а по факту израильских, складах "с дипломатической неприкосновенностью" будет, откуда 300 тыс. 155 мм снарядов укронацистам отправили, а тут пустопорожние измышлизмы.
    вряд ли США рассчитывали иметь Иран своим врагом, когда поставляли ему новейшие истребители-перехватчики четвёртого поколения F-14 Tomcat, но много ли США от этого потеряли?
    США очень сильно помогло то, что Иран остался врагом СССР.
  5. +4
    11 октября 2023 05:45
    Помнится, во время китайско-вьетнамского конфликта 1979-го года вьетнамцы очень даже успешно применяли против китайцев наши древние танки Т-34, так же, наверное, переданные Вьетнаму...
  6. +7
    11 октября 2023 06:20
    Сколька букаффф, а написать можно было первый и последний абзац.
    1. +2
      11 октября 2023 07:21
      написать можно было первый и последний абзац.
      Если платят за количество строк (печатных страниц), то для автора предложенный вами вариант не выгоден.
      По поводу статьи. Все должно быть в меру и целесообразно. И на хранении должна быть техника, и на продажу, и на обмен в замен чего-либо.
      1. -4
        11 октября 2023 08:53
        "Ну и наконец, огромную роль играют условия хранения. Одно дело – это авиабаза хранения списанной боевой техники в Аризоне, считай в пустыне, другое – склад где-нибудь в Ленинградской области, где всё сгниёт за год без сложных процедур консервации (да и после них тоже, только чуть медленнее).
        -если полигоны для хранения строить не " где-нибудь в Ленинградской области", а в Арктике, то сохранность будет не хуже чем в пустыне.
        1. +6
          11 октября 2023 15:43
          Цитата: agond
          -если полигоны для хранения строить не " где-нибудь в Ленинградской области", а в Арктике, то сохранность будет не хуже чем в пустыне.

          Угу... годовой перепад температур градусов в 40-60, ветра, осадки - и лет через пять технику можно списывать или тащить на капиталку. С БРЭО, гидравликой и топливной системой точно можно будет попрощаться.
  7. -3
    11 октября 2023 08:44
    Дарить китайскому сателлиту КНДР боевые самолеты? Гениальная многоходовочка. Если Китай решит пересматривать условия неравноправных договоров XIX века первый на очереди северный сосед.
    Вьетнам и Сербия вполне могут покупать наши вооружения за валюту. Куба и Сирия даже не смешно. Иран - от такого «союзника» я бы в первую очередь ждал ножа в спину.
    1. -3
      11 октября 2023 21:37
      Цитата: Иван Северский
      Дарить китайскому сателлиту КНДР боевые самолеты? Гениальная многоходовочка. Если Китай решит пересматривать условия неравноправных договоров XIX века первый на очереди северный сосед.
      Вьетнам и Сербия вполне могут покупать наши вооружения за валюту. Куба и Сирия даже не смешно. Иран - от такого «союзника» я бы в первую очередь ждал ножа в спину.

      Вьетнам уже давно союзник США против Китая. Я не удивлюсь, если откроется, что Вьетнам (за валюту или ответные поставки из США нужной техники) продает на Украину старую технику времён войны с США.
  8. +3
    11 октября 2023 09:55
    из 3 630 произведённых МиГ-23 и 769 МиГ-23УБ
    - их нет ни на каком хранении, остались только в виде памятников
  9. +4
    11 октября 2023 09:56
    Обалденный эксперт! Каких причин накопал, залюбуешься! Даже вот это
    пытаются отнести невнятное «моральное устаревание», вот только неясно, что это может означать применительно к оружию
    не забыл!
    Правда, не упомянул один пустяк. Оружие может быть исправно, не требовать доп вложений, быть в полном порядке. Вот только оно устаревает технически. То есть не способно будет справиться со своими задачами в бою с вероятным противником, у которого появилось на вооружении более новое оружие, которое эффективно уничтожит ваше.
    А на других ТВД, в условиях возможных боев с не таким современным оружием, оно будет эффективно. Именно эта причина является основной для передачи (точнее продажи) технически устарелого оружия дружественным странам. Так как эта причина основная, автор статьи до нее не додумался) В общем дальше высосанных из пальца "причин" (отдать потенциальному союзнику неработоспособный хлам - гениальная идея! союзник будет страсть как благодарен!), я не читал.
    1. +2
      11 октября 2023 15:52
      Во-во. В дополнение можно было бы разобраться в причинах снятия с вооружения Максима, Нагана, брони неспособной защитить на поле боя, а только ограничивающей подвижность и т.д. и т.п.
      1. 0
        11 октября 2023 17:32
        Цитата: Andreich A.
        В дополнение можно было бы разобраться

        Не понял ваш посыл, но можно ответить) Максим слишком тяжел для маневренной войны. Но для обороны укрепленных обьектов вполне годится и сейчас. Кстати, он был вполне эффективен в зенитных спарках, тройках и прочих "роялях", исправно сбивая самолеты, пока они не стали для него слишком быстрыми и крепкими. Однако, это тот самый скоростной диапазон, и те самые прочностные характеристики, в которых сейчас летают БЛА. Современные прицелы (лучше прицельные комплексы на основе поворотных камер с электронно-механическим зумом), и спарки-тройки Максимов легко очистят небо от БЛА.
        Наган, изготовленный на современном оборудовании, вполне подойдет как для полицейской службы, так и для окопных схваток. Броники армейские не пробивают и современные пистолеты, используемые солдатами, а в лицо и конечности по прежнему будет эффективно) Причина снятия их с применения проста - оружейники и их интересанты очень хотят хапнуть денег на перевооружении. Эта причина актуальна для подавляющего большинства случаев "морального старения оружия".
        О какой именно броне идет речь? Причем тут явно бракованые изделия?
  10. -1
    11 октября 2023 10:59
    Сложно назвать годовой налёт очент ограниченного числа самолетов в 12-20 часов "успешной эксплуатацией"

    Не знаю откуда у вас информация о 12-20 часа налета "ограниченого числа" самолетов, но то что пишут в мире - практически все Миг-29, Миг-23 и Су-25 которие КНДР получила 30 лет тому назад, остаются в строю и прошли капитальний ремонт в условиях полного прекращения импорта запчастей.
    При етом все они редовно участвуют в масштабних учении и демострируют пилотаж на парадах.
  11. +2
    11 октября 2023 11:43
    К примеру, что если бы из 3 630 произведённых МиГ-23 и 769 МиГ-23УБ примерно 400–800 машин были бы переданы Северной Корее на особых условиях? Плюс пара сотен МиГ-27 и пара сотен МиГ-25?

    Без шансов. Ибо передавать МиГ-23 и МиГ-27 пришлось бы при раннем ЕБН, году этак в 1992-1993. Потому что уже в Первую Чеченскую при обследовании однодвигательных МиГов на хранении оказалось, что большая часть машин из-за несоблюдения условий и регламента хранения для эксплуатации непригодна.
  12. -3
    11 октября 2023 11:49
    Рассуждения автора несут зерно истины . Но где гарантии , что вернут по требованию , не перепродадут , не используют в первую очередь в своих разборках , когда надо организуют переобучение наших в первоочередном порядке в ущер себе , что их стандарты содержания и модернизаии будут соответствовать нашим ( банальный пример - средства связи и их стандарты или требования к ГСМ ) . Дальше думать лень . Но зерно здравости в рассуждениях , повторяю , есть .
  13. 0
    11 октября 2023 12:02
    мое глубокое диванное мнение.
    в армии военная техника и системы вооружения должны быть максимально унифицированы.
    Это влияет на их цену, уровень обученности и опытности пользователей, простоту ремонта и содержания
    Например Т-80 (модификации опустим) должны стоять на вооружении соединений "Северного Военного Округа", Морской пехоты и Восточного Военного Округа.
    А также на качественном хранении в этих округах должны стоять именно они.
    Других танков там быть не должно.
    В особый период, танк снимается с хранения и отправляется на фронт или в случае необходимости отправляется на модернизацию.
    А чтобы модернизация была минимальной, считаю, что на хранение нужно "сейчас" ставить Т - 80БВМ. В советское время часто отправляли практически убитую технику на хранение. Уверен что это неправильно и глупо. Потом этот хлам нужно капитально ремонтировать/восстанавливать и попутно модернизировать. В общем долго и дорого.
    Тоже самое по транспорту.
    Например СВ ВС РФ должны использовать только грузовики Урал, а вот ВДВ, Флот - Камаз.
    Унификация. Во всем и везде, где возможно.
    Другой пример, касаемый продажи техники и вооружений.
    Танк Т - 64 всех модификаций.
    Уверен, что поставив в данный танк отечественный двигатель, его можно и нужно продавать всем подряд. Зарабатывая потом на поставке БК и запчастей. Без возвратов)))
    По авиации.
    Авиационную технику иметь на хранении конечно же хорошо. Это резерв. И опыт СВО показал, что враг активно использует такую технику, которая способна только взлететь, пустить ракеты и сесть. Но опять же нужно качественное хранение в сухом климате. Пустынь у нас нет, но есть сухой воздух на северах.
    И всю "маленькую" авиатехнику возможно хранить под металлическими тентами на северных аэродромах. Большую просто под тентами. С качественной консервацией.
    1. -2
      11 октября 2023 21:49
      Цитата: Диверcант

      Танк Т - 64 всех модификаций.
      Уверен, что поставив в данный танк отечественный двигатель, его можно и нужно продавать всем подряд. Зарабатывая потом на поставке БК и запчастей. Без возвратов)))

      Отечественный двигатель (очередная реинкарнация довоенного В-2 с об'емом в 38 литров) просто не влезет в МТО Т-64 рассчитанного на 13 литровый оппозитник. Ну разве что ГТУ от т-80 туда прикрутить, то это уже совсем извращения. Тем более у Т-64 есть свои минусы и ограничения в виде перегруженного и достаточно хлипкого шасси, устаревшего бронирования и прочее. Нет, конечно страны с опытом эксплуатации Т-64 за милую душу купили бы эти танки, но из таких сейчас есть только Украина. Плюс немного Молдавия и Узбекистан, но они погоды не сдают, да и союзниками РФ их явно не назвать, так что с большой долей вероятности эти страны просто перепродадут их на Украину.
      1. +1
        12 октября 2023 10:47
        Цитата: Escariot
        Отечественный двигатель (очередная реинкарнация довоенного В-2 с об'емом в 38 литров) просто не влезет в МТО Т-64 рассчитанного на 13 литровый оппозитник.

        Барон выкладывал статью из "Вестника бронетанковой техники" (1976 г., №2) об испытаниях в СССР опытных танков Т-64А с двигателем В-46 с эжекционной системой охлаждения.
        http://btvt.info/5library/vbtt_1976_02_436.htm
    2. 0
      12 октября 2023 10:45
      Цитата: Диверcант
      Например Т-80 (модификации опустим)

      Кхм... Т-80 - это как раз тот случай, когда дьявол в деталях. Потому как ГТ-версия требует переработки штатов тылов подразделения.
      Цитата: Диверcант
      Например СВ ВС РФ должны использовать только грузовики Урал, а вот ВДВ, Флот - Камаз.

      А получится наоборот. Ибо Миасс в одно лицо заказ армии не вытянет. Не говоря уж о том, что линейка серийных машин "КамАЗа" шире.
  14. +1
    11 октября 2023 12:07
    Как показала практика, что когда приходит сибирский пушной зверёк, то вход идёт все что есть.
  15. 0
    11 октября 2023 12:29
    А разве не очевидно, как в мире проходит "утилизация" вооружений?
  16. 0
    11 октября 2023 14:23
    Технику надо делать с умом и она должна делиться на две категории - высокотехнологичные изделия относительно своего времени и массовое производство. Арт системы и через 20 лет ими будут. Рсзо точно так же. Апл не корректный пример - их штук 50 в строю всего, так же и авианосцы. Истребители надо делать более простыми в управление. В общим надо думать мозгами, тогда и через 40 лет технику можно будет применять
  17. 0
    11 октября 2023 14:29
    Мечты, мечты... С учётом того сценария, который нам написан - война с окраеной на много лет... Как мы видим, наращивание производства с.в.т лишь на словах - возможно вся техника пригодится, и раздавать её никому не надо (т62 не даст соврать) ... Уж лучше и дешевле строить ангары для её хранения и сохранения...
  18. -1
    11 октября 2023 14:34
    Цитата: михаил3
    Оружие может быть исправно, не требовать доп вложений, быть в полном порядке. Вот только оно устаревает технически. То есть не способно будет справиться со своими задачами в бою с вероятным противником, у которого появилось на вооружении более новое оружие, которое эффективно уничтожит ваше.

    А вьи тоже забили два пустяка:
    1. Старое оружие часто можно применит так что оно еффективно уничтожит новое. Примерами можно заполнит многотомную енциклопедию.
    2. Старое оружие можно технически обновит.
  19. 0
    12 октября 2023 04:49
    Что касается техники двойного назначения : почему бы новую н̠е̠ п̠р̠о̠д̠а̠в̠а̠т̠ь̠ н̠а̠с̠е̠л̠е̠н̠и̠ю̠ с̠ 7̠0̠-п̠р̠о̠ц̠е̠н̠т̠н̠о̠й̠ с̠к̠и̠д̠к̠о̠й̠ с̠ у̠с̠л̠о̠в̠и̠е̠м̠ п̠е̠р̠е̠д̠а̠ч̠и̠ в̠ а̠р̠м̠и̠ю̠ п̠о̠ т̠р̠е̠б̠о̠в̠а̠н̠и̠ю̠ г̠о̠с̠у̠д̠а̠р̠с̠т̠в̠а̠ в̠ в̠о̠е̠н̠н̠о̠е̠ в̠р̠е̠м̠я̠ ?
  20. 0
    12 октября 2023 07:32
    Я правильно подтекст понял - сами ремонтировать и хранить не можем и нехотим,отдадим за деньги товарищам?
  21. 0
    12 октября 2023 07:48
    Ну как же не лягнуть Орланов? Это прямо стало правилом хорошего тона....
  22. 0
    12 октября 2023 22:29
    Много много воды и рассуждений ни о чём. В СВО. Какие танки, ещё советские, откуда снаряды и пушки - из СССР. Чтобы ликвидировать, надо иметь замещение. В РФ власть буржуйская, барыги, они уже всё растащили по своим заморским карманам, а автор предлагает им схемы обогащения.
  23. 0
    27 января 2024 14:27
    "Иногда к этому фактору пытаются отнести невнятное «моральное устаревание», вот только неясно, что это может означать применительно к оружию, которое может эффективно уничтожать врага?"

    Из лука вполне можно застрелить человека даже в 21 веке. Также я лично очень не хотел бы получить 20 грамм свинца в свою тушку из мушкета с дымным порохом. И кто в своем уме будет вооружать свои ВС пусть даже самыми лучшими луками в истории человечества, изготовленными из самых прочных пластиков? Это и есть вполне внятное моральное устаревание. А так да, на Форде А 1932 года выпуска можно в принципе тоже ездить, вон вся Куба катается на американском старье 50ых и 60-ых годов производства и ничего, вопрос с запчастями, расходом топлива и безопасность этих драндулетов оставим за скобками.

    Нечего выдавать нужду за добродетель. Если на бронетрактор вроде мотолыги колхозят что-то древнее, что бы пулять хоть что-то на 5-6 км куда-то в примерном направлении противника - это не народная смекалка, это проблема и решается это не переводом старья в категорию нормуль, и так сойдет