Авиационный ракетный комплекс Rapid Dragon

12
Авиационный ракетный комплекс Rapid Dragon
Контейнер комплекса Rapid Dragon на шесть ракет JASSM


Несколько лет назад в США началась разработка перспективного ракетного комплекса Rapid Dragon. Главная идея этого проекта заключается в размещении тех или иных ракет «воздух-поверхность» и вспомогательных средств на нехарактерных носителях в виде военно-транспортных самолетов. Часть проектных работ уже завершена, и проводятся летные испытания. При этом Пентагон планирует продолжать проект с целью получения новых возможностей.



Старая новая концепция


Идея размещения ракет «воздух-поверхность» на военно-транспортном самолете не является новой. Первые проекты такого рода прорабатывались в США еще в шестидесятых годах XX в. и охватывали разные классы оружия, вплоть до межконтинентальных баллистических ракет. Тогда эта концепция не получила развития по ряду причин. Однако недавно к ней вернулись и начали прорабатывать на современном техническом уровне.

В 2019 г. Исследовательская лаборатория ВВС США (AFRL) запустила проект с рабочим названием Rapid Dragon («Быстрый дракон»; имеется в виду средневековое китайское многозарядное осадное орудие «Цзи Лун Че»). На правах субподрядчиков к работам привлекли компании Lockheed Martin, Safran Electronics и т.д.

Целью проекта являлось создание комплекса средств, позволяющего использовать существующие военно-транспортные самолеты в качестве носителей ракетного вооружения. Для этого планировалось разработать сбрасываемый транспортный контейнер под существующую ракету или ракеты, новые системы управления и другие устройства.

Для отработки основных идей и решений на первом этапе проекта планировалось использовать военно-транспортные самолеты распространенных моделей и крылатую ракету AGM-158 JASSM. При получении положительных результатов, предполагалось разработать контейнеры под другое оружие и расширить круг их носителей. Именно такой путь развития позволял в будущем реализовать весь потенциал Rapid Dragon.


Загрузка боекомплекта в самолет

Использование готовых компонентов значительно ускорило разработку проекта. На проектирование и подготовку к испытаниям ушло менее двух лет. В сентябре 2021 г. AFRL показал первый демонстрационный видеоролик, и буквально на следующий день сообщила о начале летных испытаний опытного комплекса. В дальнейшем новости о проведении тех или иных тестов появлялись регулярно. Кроме того, раскрывались некоторые планы на будущее.

В ходе испытаний


Первые летные испытания комплекса Rapid Dragon прошли не позднее сентября 2021 г. В качестве носителей системы в них использовались военно-транспортные самолеты C-17A и EC-130J. Также в мероприятии применялись контейнеры новой разработки и, вероятно, макеты ракет AGM-158. По итогам испытаний опубликовали видео, демонстрирующее сброс ТПК с самолета, его спуск на парашюте и последующее отделение ракеты.

Следующие испытания состоялись в начале ноября того же года. На этот раз носителем «Быстрого дракона» стал специальный транспортник MC-130J, а боевой нагрузкой были ракеты AGM-158B JASSM-ER. Как и ранее, комплекс отработал штатным образом и обеспечил доставку ракет к намеченному рубежу пуска.

16 декабря того же года над Мексиканским заливом состоялись первые полноценные испытания ракетного комплекса с поражением учебной цели. Самолет MC-130J сбросил контейнер с ракетой неназванного типа, последняя отделилась от него и совершила полет к указанной надводной мишени. Все подробности этого теста не сообщались, но ракета успешно поразила цель.

В течение следующих месяцев AFRL и смежники проводили анализ данных и, вероятно, дорабатывали проект. Новый тест состоялся только в ноябре 2022 г. На этот раз пуск ракеты JASSM-ER провели в воздушном пространстве у берегов Норвегии, причем в рамках международных учений НАТО. Мероприятие назвали успешным.


Принцип действия "Быстрого дракона"

О следующих летных испытаниях комплекса Rapid Dragon пока не сообщалось. Возможно, проект в очередной раз дорабатывается и готовится к следующему этапу проверок. Также следует учесть, что пока речь шла об отработке концепции и основных способов ее реализации. Если идея транспортника-ракетоносца в полной мере себя оправдала, то на основе опытного «Быстрого дракона» уже могут разрабатывать полноценный комплекс для будущего внедрения в ВВС.

Ракета в контейнере


Превращение военно-транспортного самолета в ракетоносец по проекту Rapid Dragon не отличается сложностью. По сути, речь идет об использовании штатных функций транспортника, но с применением новых специфических компонентов. При этом у самолета появляются принципиально новые возможности, а комплекс в целом получает характерные преимущества.

Проект «Быстрый дракон» предусматривает перевозку крылатых ракет или иного вооружения в грузовой кабине самолета, для чего используются специальные многоместные контейнеры. Контейнер состоит из нескольких удерживающих устройств рамного типа для ракеты. В зависимости от носителя, он может вмещать 4, 6 или 9 ракет. Также контейнер оснащается парашютной системой.

В состав ракетного комплекса также входит аппаратура управления. Она обеспечивает прием целеуказания и команд с наземной станции управления и передачу данных в электронику ракет. Как именно реализованы эти принципы, и какая аппаратура используется, пока не уточняется. При этом сообщается о возможности ввода данных в ракеты в любой момент до сброса.

Принцип работы комплекса достаточно прост. Контейнер с оружием загружается в самолет штатным образом. В заданном районе при помощи вытяжного парашюта он выбрасывается из кабины через кормовую рампу. Далее контейнер раскрывает основной парашют, переходит в вертикальное положение и начинает плавный спуск. На заданной высоте удерживающие рамы раскрываются и позволяют ракете выпасть. Падая носом вниз, изделие набирает скорость, раскрывает крыло и рули, включает двигатель и переходит в горизонтальный полет. Далее ракета работает по стандартной программе.


Контейнер и ракета сразу после сброса

Носители и их оружие


Одним из преимуществ комплекса Rapid Dragon считается гибкость его применения. В его состав могут включаться не только ракеты JASSM, но и иное оружие. Также возможно использование разных самолетов-носителей с отличающимися размерами боекомплекта.

Так, для самолетов семейства C-130 предназначаются пусковые контейнеры на шесть ракет AGM-158. В их грузовую кабину входит два таких изделия – всего 12 ракет. Существует уменьшенный четырехместный контейнер; такие устройства тоже использовались в недавних испытаниях. Тяжелый C-17 вмещает пять контейнеров увеличенного размера с девятью ракетами в каждом. Соответственно, в ходе одного боевого вылета он может запустить до 45 ракет.

В испытаниях «Быстрого дракона» пока использовались только крылатые ракеты AGM-158A/B JASSM(-ER). В перспективе универсальный контейнер планируют адаптировать под оружие других типов. Уже сообщалось о планах по созданию таких устройств для ракет увеличенной дальности AGM-158C LRASM и AGM-158D JASSM-XR. Рассматривается возможность создания транспортного контейнера с авиабомбами JDAM-ER. Также заказчик может заинтересоваться контейнером под ракеты-ложные мишени ADM-160 MALD.

При использовании ракет семейства AGM-158, емкость контейнеров для разных изделий будет одинаковой. В случае с другим вооружением, таким как менее крупные авиабомбы, появится возможность увеличить количество изделий на контейнере и нарастить общий боекомплект транспортника-бомбардировщик. Как именно используют такие возможности, покажет время.

Потенциал и проблемы


В целом концепция военно-транспортного самолета с особой загрузкой, превращающей его в ракетоносец, выглядит интересно. Она имеет несколько характерных преимуществ, но в то же время не лишена недостатков. AFRL и подрядчики уже опробовали ее на практике и теперь есть возможность сделать выводы и составить планы на будущее.


Отделение ракеты от удерживающих устройств

В первую очередь, комплекс «Быстрый дракон» дает возможность быстро и серьезно усилить дальнюю авиацию. Без значительного переоснащения практически любые доступные транспортники становятся носителями ударных систем и могут дополнить имеющиеся бомбардировщики. В случае с ВВС США существует теоретическая возможность увеличения общей численности ракетоносцев и ракет в разы.

Применение военно-транспортных самолетов вместо бомбардировщиков можно рассматривать как своего рода маскировку. Выявить развертывание комплексов Rapid Dragon, определить их выход на рубежи пуска и т.д. будет достаточно сложно – как из-за класса используемых самолетов, так и в связи с их большим количеством.

В зависимости от модели, транспортник-ракетоносец сможет запустить до нескольких десятков ракет. Предполагается, что это позволит перегрузить даже развитую ПВО противника, и некоторое количество ракет сможет прорваться к целям.

Сбрасываемые контейнеры позволяют транспортнику нести широкий спектр вооружений без какой-либо доработки. Это резко расширяет возможности комплекса и увеличивает гибкость его применения. Он может атаковать разные цели и решать различные задачи, в т.ч. в ходе одного боевого вылета.

Таким образом, ракетный комплекс Rapid Dragon позволяет улучшить количественные и качественные показатели ударной авиации и решать разнообразные боевые задачи. При этом расширение боевых возможностей ВВС не потребует строительства новой техники.

Впрочем, имеются и серьезные недостатки. Так, транспортник, в отличие от современных боевых самолетов, является крайне простой целью для ПВО – как в плане обнаружения, так и с точки зрения перехвата. Пуски ракет с максимальной дальности или истребительное прикрытие улучшат его защиту, но не гарантируют безопасное выполнение задачи.


Запуск ракеты из сбрасываемого контейнера является специфической процедурой. ПВО противника обнаружит ее и начнет действовать соответствующим образом. Существует риск того, что запущенные ракеты или бомбы будут сопровождаться и подвергаться атакам зенитных средств прямо с момента сброса.

Жизнеспособность и целесообразность


Таким образом, ВВС США вспомнили о достаточно старой концепции ракетоносца на базе военно-транспортного самолета и теперь пытаются реализовать ее с применением современных вооружений и техники. К настоящему времени проект Rapid Dragon дошел до стадии летных испытаний, в т.ч. с полноценными пусками ракет по целям.

Впрочем, демонстрация опытного комплекса говорит только о принципиальной возможности реализации подобных идей. Их практический потенциал и необходимость американским ВВС все еще вызывает сомнения. Вероятно, сейчас AFRL занимается именно этими вопросами и пытается определить, стоит ли продолжать работы.
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    9 октября 2023 07:46
    Ну,прям так и просятся на страницу "давно уже популярные" лозунги-шаблоны ! "Новое-это хорошо забытое старое !"... "Возрождение устаревшей технологии на новом историческом витке !"... Ну що...побачим ,як мерикосы справятся с энтой задачей ?! (Со своим а-ля "Кинжалом" у них получилось не очень ! fool ) Кстати,как-то приходилось читать некую статью , где автором утверждалось ,что при конструировании Ан-124 "Руслан" была заложена возможность "превращения " оного из транспортника в ракетоносец...носителя КР Х-55 ! Возможно, эта возможность не была технически реализована,но предлагалась ! (Подробностей в инете я не нашёл...хотя...не раз замечал,что инфу ,замеченную некогда в интернете,через года три уже найти не удаётся!)
    Ну и..................................................................................................................................................................................................................................................
  2. 0
    9 октября 2023 10:27
    А что там с международными договорами, когда бомбардировщики (носители ракет) подсчитаны и должны базироваться в открытую так чтобы их можно было со спутников подсчитать?
    1. +1
      9 октября 2023 13:09
      А что там вообще с международными договорами? По-моему ими подтираются уже
  3. +2
    9 октября 2023 11:34
    Интересная и перспективная разработка. Недостаток указанный в статье на мой взгляд не существенный. При дальности ракеты даже в 2-3 сотни километров, самолёт будет действовать на границе вражеского ПВО.
    Зато возможен массовый удар ракетами.
    1. +2
      9 октября 2023 11:56
      Цитата: Аркадич
      Недостаток указанный в статье на мой взгляд не существенный. При дальности ракеты даже в 2-3 сотни километров

      belay
      Цитата: автор
      В испытаниях «Быстрого дракона» пока использовались только крылатые ракеты AGM-158A/B JASSM(-ER).

      ВВС США изучали различные усовершенствования AGM-158, в результате чего был разработан JASSM-Extended Range (JASSM-ER), получивший в 2002 году обозначение AGM-158B. Использование более эффективного двигателя и большего объема топлива с теми же габартитами, что и JASSM,получился JASSM-ER с дальностью полета более 575 миль (925 км)
      Цитата: автор
      Уже сообщалось о планах по созданию таких устройств для ракет увеличенной дальности AGM-158C LRASM и AGM-158D JASSM-XR

      LRASM: 500 nmi (926 km)
      JASSM-XR:доставляет боеголовку массой 2000 фунтов (910 кг) на дальность 1900 км ( 1000 морских миль)
      Цитата: Аркадич
      самолёт будет действовать на границе вражеского ПВО.

      Цитата: автор
      Также заказчик может заинтересоваться контейнером под ракеты-ложные мишени ADM-160 MALD.

      высеенный контейнер (или 2) с MALD перегрузит любую ПВО.
      Даже не хочется высчитывать, сколько их можно напихать в контейнер

      Окрестности Луганска (Storm Shawdow прорвались)

      --------------------------------------------
    2. -2
      9 октября 2023 13:10
      Цитата: Аркадич
      Недостаток указанный в статье на мой взгляд не существенный.


      Есть ещё один существенный недостаток: минимальная высота пуска, на которую необходимо забраться эрзатц - ракетоносцам.
      Да и максимальная дальность полета ракеты уже не будет такой максимальной.

      Бонусом идет ещё, что всё ВТА противника можно валить уже в первые часы конфликта. Лучше раньше.
      1. -1
        9 октября 2023 13:42
        При дальности КР в тысячу км, ни один из пунктов не является недостатком. И в первые часы всеми силами будут валить все же стратеги, а не транспортники. И транспортников сотни. И решают они широкий круг практических задач, а не вхолостую прожигают бюджет, в ожидании часа Х. И стратегов столько, сколько транспортников ни одна страна не потянет. Вот и получается, вместо бестолкового перезапуска Ту-160, лучше бы ответили асимметрично, в духе СССР, перепоручив ВТА, немногочисленные, оставшиеся актуальными в сегодняшних реалиях, функции стратегов. Опыт США показывает что схема-то рабочая. Но для этого в управлении военными и промышленными структурами должны быть Фигуры, способные ради Дела поставить на кон свою судьбу, а не манагеры нацеленные не на результат, а на успешную карьеру. Это США могут себе позволить избыточность, а мы обязаны строго следить за критерием эффективность/стоимость. Если конечно мы собираемся реально противостоять Западу, а не пытаемся незатейливыми понтами, только и посильными для воплощения нынешними манагерами, обеспечить себе (и стране с которой кормятся) приемлемые условия возвращения в "мировое сообщество".
        1. osp
          -2
          9 октября 2023 14:18
          Самое главное что практически все тактические самолеты стран НАТО могут носить эти ракеты.
          F-16 и F-35 берет их по паре.
          У нас же подобного оружия вообще нет , ибо Х-59 по заметности не идет ни в какое сравнение да и дальность у нее никуда.
          1. 0
            10 октября 2023 01:34
            Х-50 вроде как появляется вообни летит подальше
      2. -1
        9 октября 2023 19:06
        Малая высота разве недостаток? Сейчас наоборот ракеты стараются прижаться к земле.
        Зато за стратегами следят и их мало, а ВТА вне подозрений и такой массовый обстрел.
        Тут по аналогии высокоточное орудие или РСЗО. Орудие выстрелили попали, а РСЗО уж накрыли так накрыли.
  4. 0
    10 октября 2023 01:43
    Меня во всех этих высокоточных системах смущает то, что все авторы игнорируют их количество. Вики говорит что ракет на 2016 год всего изготовили 2 тысячи, ну будем считать что часть использовали, новые произвели, стало три тысячи. Скорее всего меньше. Со своих 6-7 десятков стратегов и огромного числа боевых самолётов такое количество ракет они отстреляют за неделю. Или у них в планах начать клепать эти ракеты как сосиски чтобы пулять откуда только можно, ну или это на случай если боевые самолёты начнут заканчиваться.
  5. 0
    8 ноября 2023 22:16
    ПВО не может обнаружить взлет десятка Су-24... Хотя сказки про загоризонтное обнаружение теннисных мячей на дальности до 5000 км, у турбопатриотов пару десятков лет уже "не гаснет"...
    Обнаружить даже транспортный самолет на дальности в 700-800 км от цели, задача неподвластная большинству ПВО.