Вертолеты Ми-35М в Спецоперации

93
Вертолеты Ми-35М в Спецоперации


Российская армейская авиация оснащена боевыми вертолетами нескольких типов. Одним из основных образцов на ее вооружении является транспортно-боевой Ми-35М. Экипажи таких вертолетов регулярно совершают боевые вылеты и решают разнообразные задачи. Они самостоятельно атакуют назначенные цели или обеспечивают боевое применение другой авиационной техники.



Вертолеты в кадре


Транспортно-боевые Ми-35М разных частей и соединений массово применяются в зоне проведения Спецоперации, а министерство обороны регулярно показывает боевую работу вертолетов и их экипажей. За последние месяцы летчики и их техника несколько раз становились героями репортажей пресс-службы ведомства. При этом рассказывали о специфике их службы, а также показывали кадры реальной боевой работы.

Так, в последних числах августа Минобороны показало один из эпизодов применения Ми-35М на Краснолиманском направлении. О боевом вылете рассказал командир вертолета. Перед летчиками была поставлена задача уничтожения опорного пункта противника. Вертолет вышел на рубеж пуска, обнаружил цель и атаковал ее неуправляемыми ракетами. Для сокращения рисков, стрельба осуществлялась с кабрирования, после чего вертолет выполнил противозенитный маневр и выпустил ложные тепловые цели. Как сообщается, опорный пункт был уничтожен.

Через несколько дней Минобороны показало совместную работу транспортно-боевых Ми-35М и ударных Ка-52. Экипажи из состава армейской авиации Центрального военного округа тоже работали на Краснолиманском направлении и должны были уничтожить еще один опорный пункт. Демонстрировалось применение ракетных вооружений, в т.ч. управляемых.


10 октября вышел новый репортаж, героями которого стали летчики вертолета с позывным «Зевс». Они рассказали о своем положительном опыте работы на Ми-35М, особенностях службы и о выполнении боевых задач. Пилоты дали высокую оценку своей технике, а также сообщили, что в рамках Спецоперации экипажи быстро набирают опыт и повышают свою квалификацию.

Вновь демонстрировались эффектные кадры боевой работы. В репортаж вошли взлет, полет к цели, пуски неуправляемых ракет и уход с боевого курса. Кроме того, как и в других репортажах, продемонстрировали вид на местность и цель через оптико-электронную систему вертолета. Выполнив огневую задачу, «Зевс» вернулся на аэродром.

Боевая работа вертолетов Ми-35М и их экипажей продолжается. Они применяются на всех основных направлениях, уничтожают цели самостоятельно или поддерживают другие вертолеты и показывают желаемые результаты. Можно ожидать, что в дальнейшем Минобороны продолжит публиковать репортажи о вертолетчиках, их технике и выполняемой работе.

Современное поколение


Современный транспортно-боевой вертолет Ми-35М, используемый в Спецоперации, является одним из последних представителей своего семейства. Напомним, первый серийный вариант вертолета Ми-24 был принят на вооружение полвека назад – в 1972 г. Через четыре года советская армейская авиация получила модернизированный Ми-24В с рядом нововведений и преимуществ. На экспорт эта машина поставлялась под обозначением Ми-35.

К концу девяностых существующее семейство вертолетов пополнила модификация Ми-24ВМ или Ми-35М. В середине двухтысячных началось серийное производство такой техники в экспортном исполнении. В дальнейшем Ми-35М поставлялись целому ряду иностранных государств. В 2010 г. первую партию Ми-24ВМ заказало Минобороны России; позже появились новые заказы. По этим контрактам армейская авиация получила более полусотни вертолетов новой постройки.


Последние модификации транспортно-боевого вертолета, известные как Ми-24П-1М и Ми-24П-2М (экспортное обозначение Ми-35П-1М/2М) или «Феникс», впервые были представлены в 2017 г. Менее чем через два года, в 2019-м, эта техника дошла до серийного производства, и первые изделия пошли в войска. По разным данным, «Фениксы» остаются в производстве, но количество таких вертолетов в армейской авиации неизвестно.

Таким образом, в составе соединений и частей армейской авиации ВКС России имеется большое число транспортно-боевых вертолетов семейства Ми-24. Существенную долю этого парка составляют современные машины Ми-35М и Ми-35П-1М/2М, построенные в последние 10-12 лет. Сейчас эта техника активно используется в Спецоперации по защите Донбасса и решает разнообразные боевые задачи.

Рост потенциала


В ходе всех модернизаций прошлого и настоящего вертолет Ми-24 сохранял общую архитектуру и основные особенности конструкции. Вследствие этого современные Ми-35М/П в значительной мере похожи на всех своих предшественников. Обновление вертолетов и повышение боевых качеств осуществлялось за счет замены отдельных узлов и агрегатов, совершенствования систем и вооружений и т.д.

Как и все предшественники, нынешние Ми-35 построены по традиционной схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Сохранена особая компоновка фюзеляжа с тандемными кабинами экипажа и грузопассажирской кабиной за ними. На Ми-35М используется энергопоглощающее неубираемое шасси, но на Ми-35ПМ вернули убираемое.

Ми-35М получил новую двигательную установку на основе двух изделий ВК-2500 с мощностью до 2700 л.с. на чрезвычайном режиме и 2200 л.с. на взлетном. Пятилопастной несущий винт с новой втулкой и композитными лопастями, а также Х-образный рулевой винт заимствовали у ударного вертолета Ми-28. Все эти нововведения позволили улучшить летно-технические характеристики и грузоподъемность.


Вертолет Ми-35М / Ми-24ВМ получил обзорно-прицельную систему ОПС-24Н на основе оптико-электронной станции ГОЭС-324 с дневным и ночным каналами, благодаря чему стал всесуточным. Использована современная авионика и выполнены «стеклянные кабины» на основе многофункциональных дисплеев. В модификациях Ми-35П-1М/2М изменены приборы управления вооружением и установлены другие устройства. По желанию заказчика, возможна установка бортовой РЛС – впервые в семействе Ми-24.

С точки зрения вооружений Ми-35 похожи на другие варианты Ми-24, но имеют те или иные преимущества. Так, на Ми-35М используется подвижная пушечная установка с 23-мм орудием ГШ-23. В свою очередь, Ми-35П-1М/2М получил неподвижную пушку, но большего калибра – ГШ-30К.

Под укороченным крылом Ми-35М помещается четыре точки подвески общей грузоподъемностью 1,5 т. Более новый Ми-35П-1М/2М получил удлиненное крыло с тремя точками подвески под каждой плоскостью. Все варианты Ми-35 могут использовать неуправляемые ракеты и бомбы. Встроенная пушка может дополняться подвесными контейнерами. Также предусматривается применение противотанковых ракетных комплексов «Атака», «Штурм» или «Вихрь». В перспективе такие вертолеты станут носителями новых ракет «Гермес-А». Возможна подвеска ракет «воздух-воздух» Р-60 для самозащиты.

Используя штатные средства обнаружения, вертолеты Ми-35 последних моделей могут следить за обстановкой в радиусе 10-15 км и засекать различные цели, в первую очередь, наземные. Поражение таких объектов осуществляется в радиусе 6-8 км, в зависимости от их типа и применяемого вооружения. Неуправляемые и противотанковые ракеты, а также пушки позволяют вертолету атаковать и уничтожать широкий круг целей – от живой силы до тяжелой бронетехники.


Характерной особенностью и преимуществом Ми-35 является возможность перевозки нескольких десантников в отдельной кабине. В таком случае вертолет превращается в транспорт для десанта либо получает несколько дополнительных единиц стрелкового оружия для повышения общей огневой производительности.

Следует отметить, что по ряду тактико-технических характеристик, оснащению и возможностям даже последние модификации транспортно-боевого вертолета Ми-24/35 проигрывают специализированным ударным Ми-28 или Ка-52. Тем не менее, практика показывает, что это не является принципиальной помехой для эффективной боевой работы и применения. Подобные недостатки конструкции и комплектации нивелируются грамотным применением техники в т.ч. совместной работой машин разных типов.

Подтверждено практикой


За полвека службы транспортно-боевые вертолеты семейства Ми-24 зарекомендовали себя как удачные, надежные и эффективные машины, способные решать разные задачи. За счет последовательной модернизации их характеристики и возможности постоянно росли. Последние проекты продолжают это развитие и вновь дают желаемые результаты.

Современные Ми-35М и Ми-35П-1М/2М прямо сейчас проходят проверку практикой. Эти вертолеты и их экипажи задействованы в текущей Спецоперации и систематически занимаются уничтожением различных объектов и целей противника. Они делают свой вклад в нынешнюю демилитаризацию киевского режима, а также обеспечивают проверку и отработку технических решений для дальнейшего развития семейства Ми-24.
93 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    24 октября 2023 05:09
    Двигатель ВК-2500: взлетный режим - 2400л.с., чрезвычайный режим - 2700л.с. Опечаточка в тексте...
    1. +7
      24 октября 2023 11:44
      Для меня, далекого от авиации, является загадкой:
      Вертолет вышел на рубеж пуска, обнаружил цель и атаковал ее неуправляемыми ракетами. Для сокращения рисков, стрельба осуществлялась с кабрирования,[b][/b]
      Если ракеты неуправляемые, а стрельба на ходу, да ещё с кабрирования (подскока), по каким приборам (прицелам) ведется такая стрельба? Как совместить точку поражения с таким количеством переменных величин в движении? Или на борту есть компьютер, который дает пилоту команду на пуск неуправляемых ракет, держа в уме все переменные составляющие?
      Что-то вроде автомата торпедной стрельбы на моей старенькой ПЛ, куда вручную вводились данные: дистанция, пеленг и скорость цели. Но у торпеды уже была хотя бы акустическая система наведения на цель и ей достаточно было поймать шумы цели своим приёмником... а тут как? Поясните, кто знает...
      1. +2
        24 октября 2023 16:45
        Такая хрень:я взлетел, бахнул (расход же очевиден) и... трава не расти. Не для всех то правда, парни. Не каждому, летуны...
      2. +4
        24 октября 2023 22:30
        Конечно компьютер даёт указание.
        Ещё на земле вводятся координаты цели и компьютер даёт координаты района пуска и необходимые характеристики полёта.
        Точность там приемлимая, но естественно не для поражения точеных целей, а накрытия плошадных. Зашла группа в лесополку, роют окопы, вот тут их накрыть эффективно, если опять же минометная батарея работает, её норм можно накрыть. Если там конечно одиночная коробочка стоит, то с кабрирования её тяжко выцелить, и то шугануть можно.
        Крупными нарами обычно так не работают, а более прицельно, когда есть возможность.
        Бортовому компьютеру простичитать чтобы пятно разлета накрыло пятно цели нет никаких проблем.
        Формулы известны, скорость вертушки, скорость ветра, температура считываются онлайн...
        Главное чтоб координаты правильные дали, точные и актуальные, а не так что враг там был вчера, а полетим бомбить завтра. А так точность соизмерима с точностью наземной рсзо и выше чем у эрзацев из вертолетных наров и мотолыги или пикапа.
        1. +2
          25 октября 2023 12:13
          Георгий Свиридов (Георгий), спасибо за ответ! Получается я правильно предполагал участие бортового компьютера (комплекса прицеливания), который учитывает множество параметров и вводных перед стрельбой. Удивляют минусы под вашим комментарием от читателей. И тут мне не совсем понятно, если не согласны или видят ошибку у вас, то лучше написать самим и поправить что не так. Но получается "какнули и в кусты".
      3. +4
        24 октября 2023 23:57
        Когда вы видите видео с СВО, то часто можно увидеть поля в стиле лунный пейзаж. Это результат работы РСЗО, ошибки наводчиков (и т.п.) и ... стрельбы НАРами с кабрирования.
        Такой стрельбой накрывается район цели.
        1. +1
          25 октября 2023 14:42
          От С-8 лунный пейзаж не получить - от слова совсем не получить - на полигоне или дырка в земле или земляной бугор с кастрюлю
      4. 0
        25 октября 2023 00:38
        Были кадры пуска НАРов с кабрирования с Ка-52М. Легли точно в лесопосадку по целям. На Камовых вроде как в район пуска выходят по приборам. Вообще если Ка-52 собрать бронестекла из плоских частей, тогда можно повысить его бронирование. От Ми-35 надо отказываться. Либо отправлять на экспорт
        1. +4
          26 октября 2023 10:46
          Про плохой и ненужный Ми 24/35 расскажите летчикам и бойцам, прошедшим Афган и чечню
      5. Комментарий был удален.
      6. 0
        24 декабря 2023 21:22
        Да никак. Это стрельба по площадям. 10 ракетусиков на 1 кв км. Зато идет выхолащивание ресурса вертолета и экипаж подвергается риску. Вот и все боевое применение. Называется просто: ужас. Кошмарный.
        1. 0
          25 декабря 2023 08:25
          Glagol1(Андрей), вы меня расстроили указанием на полную бесполезность стрельбы с кабрирования. И куда только смотрит начальство, растрачивая ресурс вертолета? request
  2. -8
    24 октября 2023 07:14
    Даже богатые США имеют ОДИН боевой вертолет для армии (АН-64) и ОДИН для КМП (АН-1). И только в Стране Розовых Пони в производстве одновременно ТРИ боевых вертолета (Ми-35, Ми-28 и Ка-52). Несовместимых по оборудованию, ЗиП и экипажам. В нормальной стране это назвали бы вредительством.
    1. +1
      24 октября 2023 07:41
      А как же UH-60 тот самый чёрный ястреб, который приземлили сомалийские ребята в начале девяностых? Он тоже в строю. К тому же всё трое родом из 70-х годов, а AH-1 ещё старше на десяток лет, если не ошибаюсь.
      1. +11
        24 октября 2023 09:09
        Речь шла про БОЕВЫЕ вертолеты. UH-60 - транспортник. Как и наш Ми-8.
        1. -2
          24 октября 2023 09:13
          В таком случае, Ми-35/24 транспортно-боевой, также как и UH60 . Итого, два "чистых" боевых с каждой стороны. Вопросы?
          1. +10
            24 октября 2023 09:36
            Начнем с того, что в США Армия и КМП - это две разные планеты. Каждая со своим вооружением, своей логистикой, своими училищами для пилотов. И у каждой из структур боевой вертолет ОДИН. У Армии - это Апач, у КМП - Кобра. Без вариантов.
            У нас три боевых вертолета находятся в ОДНОЙ структуре. Которой нужно обучать пилотов и ремонтников по ТРЕМ разным программам, иметь в логистике ТРИ разных потока. Какие безумные деньги при этом тратятся, по сравнению с наличием на вооружении одного боевого вертолета - известно только одному Богу.
            В таком случае, Ми-35/24 транспортно-боевой, также как и UH60

            Про Ми-8 АМТШ скромно забыли? Он тоже "транспортно-боевой".
            А что до Ми-24 - то еще в Афганистане выяснилось, что он может быть либо боевым (и тогда его транспортная кабина - мертвый груз), либо транспортным, но при этом вертолет не в состоянии нести на пилонах вооружение. Ми-35 попытались облегчить (укоротили крылья, облегчили шасси, сделав его неубираемым), но по факту и он - либо боевой, либо транспортный. На всех видео, где из Ми-35 высаживается десант, на пилонах либо пусто, либо блоки для НАР - пустые.
            1. -4
              24 октября 2023 09:50
              что он может быть либо боевым (и тогда его транспортная кабина - мертвый груз), либо транспортным
              - никто в этом мире не идеален, разве крокодил стал от этого хуже?
              1. +2
                24 октября 2023 10:45
                Ремарка касалась высказывания оппонента о том, что Ми-24/35 - транспортно-боевой.
                А "крокодил" без транспортной кабины - это Ми-28.
                В-общем, всё как у классика. Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь - пирожник.
                1. -1
                  24 октября 2023 11:19
                  ПеЖэ, вы в корне не правы. Ми-35, Ми-28, Ми-8/171, Ка50/52 имеютпо сути один и тот же двигатель, массу одинаковых приборов, даже редуктор и винты одинаковые, кроме Камовцев. Ми-35М это по сути Ми-28 в старом, хотя и доработанном фюзеляже. Он просто дешевле за счёт налаженного производства и отсутствия некоторого прицельно пилотажного оборудования. Он нужен хотя бы для того, чтобы мы могли предложить на экспорт недорогую, надёжную и знакомую покупателю машину. Кто у вас купит вертушку снятую с вооружения? А обслуживать это разнообразие гораздо проще чем абсолютно новый (кроме двигателя) Ка-52. 35-й это по сути переходная модель на Ми-28
                  1. +7
                    24 октября 2023 12:52
                    Цитата: URAL72
                    Ми-35М это по сути Ми-28 в старом, хотя и доработанном фюзеляже.

                    Ми-35 - это синица в руках. Его заказали потому, что мебельщик не верил в готовность Ка-52 и Ми-28 к войсковой эксплуатации.
                    В результате, в Крым в 2014 прилетели именно Ми-35 - пока в Торжке пытались "подружить" Ка-52 и Ми-28 с ракетами. smile
                  2. +2
                    24 октября 2023 13:05
                    Дьявол, как всегда, скрывается в мелочах. Я могу допустить, что Ми-35 обратно совместим с Ми-28 по двигателям, ГР, эластомерной втулке, ГВ. По крайней мере, такие несерийные демонстрации были. Но вот уже по трансмиссии на РВ они не совместимы. И у обоих с соосником Ка-52 - вообще ничего общего, кроме двигателей.
                    А самое главное - это авионика и экипажи. Ну и обслуживание и ремонт. Здесь - полная печаль. И кто мешал за два десятилетия остановиться на одном вертолете - для меня загадка.
                    1. +4
                      24 октября 2023 18:21
                      Цитата: Господин ПэЖэ
                      И кто мешал за два десятилетия остановиться на одном вертолете - для меня загадка.

                      Состояние промышленности мешало. Когда минимальные потребности армии могли быть выполнены только при параллельной работе двух заводов. По Ка-52 максимальный темп выпуска был, ЕМНИП, 25 машин в год, а начальный - 10-15 машин.
                      А ещё мешало состояние самих вертолётов. Когда даже после начала серийного производства не было ясности - какую из машин доведут до ума и доведут ли их вообще.
                      1. -1
                        24 октября 2023 19:34
                        Кто мешал развернуть производство камовского вертолета и в Арсеньеве, и в Ростове? Да и в Улан-Удэ можно было. Но нет, лучше производить сборную солянку. К тому же конкурирующую между собой за двигатели.
                      2. +1
                        24 октября 2023 21:48
                        Кто мешал развернуть производство камовского вертолета и в Арсеньеве, и в Ростове?
                        Думаю, что на этот риторический вопрос ответа не последует.
                      3. +3
                        25 октября 2023 05:13
                        Цитата: Господин ПэЖэ
                        Кто мешал развернуть производство камовского вертолета и в Арсеньеве, и в Ростове? Да и в Улан-Удэ можно было.

                        Вы хотели бы чтоб башни в мирное время раскошелились на запуск сразу трёх заводов для производства Ка-52 ? Думаю , что и о запуске на Арсеньеве решение не просто принималось . Но уж больно хорош Ка-52 - сын "Чёрной Акулы" , да и морская его версия для УДК была нужна . А их минимум 4 шт. строить собирались .
                      4. +2
                        25 октября 2023 05:42
                        Мда, раньше Улан-Удэнский делал много всякой летной техники: и самолеты, и вертолеты. Сейчас только Ми-8 и его модификации. Да, и штат раз в 8 уменьшился. С началом СВО коллектив увеличился, мужики внезапно захотели кладовщиками и разнорабочими поработать/забронироваться.
                      5. +1
                        25 октября 2023 10:15
                        Цитата: Господин ПэЖэ
                        Кто мешал развернуть производство камовского вертолета и в Арсеньеве, и в Ростове?

                        Неготовность машины к эксплуатации. Ми-35 не от хорошей жизни заказали.
                    2. -2
                      25 октября 2023 03:40
                      Цитата: Господин ПэЖэ
                      И кто мешал за два десятилетия остановиться на одном вертолете - для меня загадка.

                      Объективная реальность.
                      Если сегодня прекратить поставки Ка-52, КБ Камова просто умрёт. У него нет другого серийного проекта на конвейере.
                      А если прекратить выпуск Ми-28 умрёт тема ударного вертолёта, поскольку КБ Камова не способно создать боевую машину. Ка-52 это фактически Ми-28 на соосной схеме.

                      Ми-24\Ми-35 это не ударная, а прежде всего десантная машина. Все нововведения, что описаны в статье появились на нём только в последние годы. И не для нашей армии, а на экспорт. СССР поставлял Ми-24 много куда, но его ударная версия появилась только по опыту Афгана, и то скорее в малых сериях, чем на конвейере. После распада СССР, иностранные владельцы Ми-24 пожелали расширить его ударные возможности и на базе оборудования Ми-28 ему навесили все новинки.

                      Вообще реальное развитие темы ударных вертолётов идет только внутри кооперации Миля, Камов концептуально копирует решения на соосной схеме, а Ми-35 это "побочная" ветвь милевских ударных машин.
                      Выбирать особо и не из чего, как видите.
                    3. +7
                      25 октября 2023 05:09
                      Цитата: Господин ПэЖэ
                      И кто мешал за два десятилетия остановиться на одном вертолете - для меня загадка.

                      Одного вертолёта не могло быть по определению . Ми-24 - проверенная практикой и войнами машина , отлично себя зарекомендовавшая . И его десантное отделение никогда обузой не была . При перебазировании там разное имущество можно было загрузить , и для доставки командного состава лучше не придумаешь . У нас их как генеральское такси в т.ч. использовали . Дали в штат нашей дивизии ПВО эскадрилью Ми-24 , сразу из Афгана выведенную - для перехвата маловысотных малоскоростных целей . Это после Руста так приграничные соединения ПВО укрепляли . И оправдали они себя в этом качестве выше всех похвал . А когда командование прилетало , то на таком красавце вся комиссия по точкам с инспекцией могла пролететь . На высокогорные точки смотаться . Других то вертолётов у нас не было . И эвакуацию экипажей сбитого самолёта\вертолёта эвакуировать на таком куда безопаснее - всё же броня от стрелковки . А то , что "или-или" в смысле вооружение или десант\пассажиры , так пушка то всегда заряжена . А сейчас и двигатели помощней , уже пожалуй и кое что на подвесы принять можно при десанте .
                      Во всяком случае американские военные , в т.ч. вертолётчики очень Ми-24 уважали всегда , и завидовали нам , что есть такой .
                      Поэтому никаких вопросов и сомнений относительно нужности Ми-24\35 никогда не было . Выбор стоял между чисто боевыми Ка-52 и Ми-28 . И споры были серьёзными .
                      Ка-52 по всем статьям лучше - выше боевые возможности , БРЭО , в целом живучесть . Но он и сложней , дороже и для его пилотирования специальная подготовка и навыки нужны . Просто так с Ми-24 на Ка-52 не пересядешь . А на Ми-28 - вполне . И вот этот последний довод многие авиаторы приводили в пользу Ми-28 , причём когда он ещё на вооружении не стоял . Лично с несколькими опытными вертолётчиками на эту тему разговаривал . Не знакомы они с соосными машинами были , поэтому не то что побаивались , но специально переучиваться , новые навыки , новые инстинкты . А вот молодые лётчики на Ка-52 садятся легко и очень хвалят . СВО и показала на практике какой боевой вертолёт должен быть основным .
                      Так что если бы выбирать с нуля , то в качестве боевого однозначно выбор за Ка-52 , как наиболее совершенный и с огромным потенциалом развития .
                      Ми-28 несмотря на то , что уступает во многом всё же дешевле и проще в обслуживании . Поэтому на экспорт он пошел первым , видимо поэтому и для себя закупать стали в равных пропорциях .
                      Ка-52 тоже пошел на экспорт - в Египет , для комплектации двух "Мистрале" , что нам не достались . Поэтому все три вертолёта и стоят на вооружении . Со временем опираясь на богатый опыт применения , возможно и сделают выбор в пользу кого то одного из двух . Но Ми-24\35 будет в строю при любых раскладах . Бронированное десантное отделение и отменные ударные возможности , такого больше ни у кого нет . Летающая БМП , как её и задумывал Миль .
                      Если выбор падёт на Ка-52 как единый ударный вертолёт для Армии и Флота , то все строевые Ми-28 могут пойти на экспорт . Но так как сейчас Армия и ВКС резко наращивают свою штатную численность , формируются новые авиаполки и бригады Армейской Авиации , то служить будут все три типа вертолётов . Развести их по разным округам и направлениям , чтобы упростить логистику их обслуживания , и пусть служат . Тем более что на Флоте у нас одни соосники , так что подготовка пилотов , штурманов и техников для оных была и будет . И никаких проблем в логистике . Просто теперь в Армейской Авиации есть ударный вертолёт соосной схемы . И он - лучший .
                      1. +2
                        25 октября 2023 10:30
                        Цитата: bayard
                        А когда командование прилетало , то на таком красавце вся комиссия по точкам с инспекцией могла пролететь . На высокогорные точки смотаться . Других то вертолётов у нас не было .

                        Хммм.... судя по распределению вертолётных эскадрилий в ПВО страны, Ми-24 были редким зверем - только в ЛенВО, ПрибВО и ТуркВО. И всегда кроме них в округе были другие вертолётные части и соединения войск ПВО.
                        Практические во всех округах у войск ПВО были свои отдельные полки, эскадрильи и отряды на Ми-8 и Ми-9. В нескольких округах были эскадрильи и отряды аж на Ми-26 (ЗакВО, ЛенВО, СибВО).
                      2. +1
                        25 октября 2023 22:38
                        Цитата: Alexey RA
                        Хммм.... судя по распределению вертолётных эскадрилий в ПВО страны, Ми-24 были редким зверем - только в ЛенВО, ПрибВО и ТуркВО.

                        ЗакВО забыли . К нам в 1989 г. эскадрилью дали , в Сангачалах базировала , на аэродроме школьной авиации (Армавирского училища) . Дежурство несли по одному (в угрожаемый период и во время военного положения \было такое\ по два) в Кюрдамире и Имишлах .
                        Ну и насчёт воздушного транспорта . В нашей дивизии конечно был истребительный авиаполк на МиГ-25 , были там и вертолёты ПСС , но их старались не трогать . А Ми-24 - целая эскадрилья , да асы с опытом боевых действий в горах . И конечно броня . У нас ведь там неспокойно было - три военных положения за три года . Ну , а самое главное - не надо никого просить о выделении транспорта авиационного . Прилетел командующий в Насосную , Калу или на Сангачалы , пересел со свитой на Ми-24 и айда по точкам .
                        Цитата: Alexey RA
                        В нескольких округах были эскадрильи и отряды аж на Ми-26

                        Я по сей день не забуду , как за пол дня к нам (в Азербайджан) 17 (семнадцать) вертолётных полков было переброшено ( по 44 - 48 машин в каждом) , и кроме этого несколько дивизий ВДВ на Ил-76-х . И это не считая самолётов ВТА (Ан-12 , Ан-22 и Ил-76) занятых эвакуацией семей военнослужащих . Вот уж каша в небе была . И если б они прилетев на местах сидели , так нет - эвакуацией армянского населения занялись и переброской войск . Большей плотности авиации в небе с тех пор не припомню .
                        А у нас - своя вертолётная эскадрилья . Хочешь командование по точкам катай , можно боевиков в Карабахе шугануть , чтоб нашу отдельную радиолокационную роту не тревожили , ну и боевое дежурство двумя бортами в Имишлинском Выступе . Благодаря тому , что в Имишлах и Кюрдамире (это рядом) у нас дежурки (Ми-24) в готовности были , удалось сорвать теракт на нефтегазопроводе ... Ну и ко "второму пришествию Руста" (когда он вдоль наших южных границ на "Цесне" путешествовал) были готовы - по оперативной информации он опять хотел к нам залететь , но на этот раз с юга . Но у нас его уже ждали , да и арестовали его тогда , то-ли в Ираке , то-ли в Пакистане . Но не менее недели контроль за малыми высотами на границе был особенно пристальным .
                        Цитата: Alexey RA
                        В нескольких округах были эскадрильи и отряды аж на Ми-26

                        Бывали и у нас и Ми-26 , и старые но здоровенные Ми-6 в январе-феврале 1990 г. , не менее полка по совокупности ... fellow Всё небо в вертолётах . hi
                      3. 0
                        30 октября 2023 11:18
                        Цитата: bayard
                        …нам в 1989 г. эскадрилью дали, в Сангачалах базировала, на аэродроме школьной авиации (Армавирского училища). Дежурство несли по одному …
                        ..на аэродроме школьной авиации - злобный вы, очень lol ну хотя бы назвали ‘полевым аэродромом Аджи-Кабулского учебного полка’… обидно понимаешь laughing
                        ‘90 в соседний Пирсагат ака Ковбой перекинули звено 24П, их из ящиков собирали на месте. Ребята сидели вдали от начальства и радовались.., и нам не мешали .. школьная авиация - вот придумали же lol
      2. +3
        25 октября 2023 01:22
        Цитата: Рус_80
        AH-1 ещё старше на десяток лет, если не ошибаюсь

        "Супер Кобры" имеются только в авиации КМП США. Это глубоко модернизированные достаточно свежие вертолёты, оснащённые современным БРЭО и двумя двигателями.
    2. +12
      24 октября 2023 12:50
      Цитата: Господин ПэЖэ
      В нормальной стране это назвали бы вредительством.

      * внимательно смотрит на два типа LCS, параллельно производящихся в нормальной стране. smile

      Три типа вертолётов - это наследие "15 лет без заказов". В результате, когда ВС наконец-то вспомнили про вертолёты, то внезапно оказалось, что промышленность просто не может переварить их деньги. Формула "товар-деньги-товар" без наличия производства внезапно перестала работать.
      В результате, пришлось заказывать вертолёты сразу у двух поставщиков - Миль один не вытянул бы, а переоборудование "Прогресса" под милевские вертушки потребовало бы времени и допфинансирования.
      Наследие советской эпохи - каждый завод рассчитан под продукцию "своего" КБ.
      Собственно точно такая же ситуация сложилась и с "Сухими" - Иркутск и Комсомольск-на Амуре настолько разошлись по древу модификаций, что пришлось заказывать два типа Су-30. А потом вместо одного из них появился Су-35.

      Возвращаясь к вертолётам: третий тип, Ми-35, появился потому, что мебельщик настороженно относился к неимеющиманалоговвмире изделиям, на прошедшим обкатку хотя бы в экспортных заказах. И поэтому решил подстраховаться, заказав параллельно ударный вертолёт локализованной "экспортной" версии, который уже был отработан. Что характерно, Сердюков оказался абсолютно прав - что Ка-52, что Ми-28, даже будучи принятыми на вооружение, при войсковой эксплуатации в Торжке показали столько дефектов, что устраняли их до 2015 года. Ибо поначалу пришедшие в Торжок машины могли стрелять только пушкой - НАРы при пуске глушили движок, а у ПТУР были проблемы с наведением.
      1. +3
        24 октября 2023 13:13
        Все перечисленные Вами проблемы, касающиеся Ка-52, были устранены еще на этапе испытаний Ка-50. Который, между прочим, победил 28-го в конкурсе, и должен был стать единственным боевым вертолетом. Но близкие к Роствертолу олигархи продавили в верхах свое право и дальше сидеть на бюджетных потоках. Ми-35 стал всего лишь вишенкой на торте.
        Таким образом, лично я считаю, что наличие в производстве одновременно трех боевых вертолетов имеет в своей основе вовсе не технические причины.
        1. +4
          24 октября 2023 18:34
          Цитата: Господин ПэЖэ
          Все перечисленные Вами проблемы, касающиеся Ка-52, были устранены еще на этапе испытаний Ка-50.

          Ну да, ну да... и у Ка-52 они были якобы устранены.
          А как только машины попали в руки конечных пользователей, так тут же и выяснилось, что у Ка-52 и Ми-28 на 2015 год одна и та же проблема.
          - Выходит, что застарелая проблема с НАР так и не решена?
          - Да, есть недоработка. Ракеты очень дымные, есть опасность, что дым попадет в двигатель, и он просто «чихнет». На машине стоит система защиты: при стрельбе НАР идет впрыск воды в двигатели, что увеличивает их мощность и компенсирует попадание дыма. Но эта система работает только при поступательном движении вертолета, на висении же двигатель может спомпажировать.
          - Это обещают исправить?
          - Пока ничего не слышно. Вероятно, что-то надо менять в двигателе ракет. Но когда их заменят, если еще старых НАР много?..

          Это Ми-28, но у Ка-52 в Торжке проблема была той же.

          С ПТУР у обоих машин тоже были проблемы - но тут, скорее, уже вопросы к удобству управления и сложности обслуживания системы наведения ПТУР.
          1. -2
            24 октября 2023 19:37
            НАР при правильной вертолетной тактике вообще не нужны. ПТУРы с навесным пуском - да, нужны. А еще нужнее беспилотники. Те же Ланцеты, применяемые с вертолета, закроют 90% задач. И при их запуске помпаж движкам не грозит.
            1. +3
              25 октября 2023 01:13
              Ланцет в сегодняшнем виде - растопыренная во все стороны коряга, его вертолетный винт при отцеплении сразу сдует. Птуров с навесным пуском у нас нет, если не считать ЛМУР и С-8Л (первых мало, вторые дальше выставки не ушли)
              1. +1
                25 октября 2023 05:23
                Цитата: alexoff
                Птуров с навесным пуском у нас нет, если не считать ЛМУР и С-8Л (первых мало, вторые дальше выставки не ушли)

                А "Вихри" ?? Они себя в СВО очень даже показали .
      2. +1
        25 октября 2023 05:46
        В Ирке вроде только Су-30СМ выпускается; доделка Су-30 толи МКИ, толи МКК или МКВ.
        1. +3
          25 октября 2023 11:11
          Цитата: АлексисТ
          В Ирке вроде только Су-30СМ выпускается; доделка Су-30 толи МКИ, толи МКК или МКВ.

          Иркутск - это бывшие индийские Су-30.
          Там история была типичная для наших ВС конца 2010-х. Ко временам Сердюкова техника ВС деградировала настолько, что новые серийные машины были нужны здесь и сейчас. Времени на перестройку процесса не было - и так уже авиаполки скукожились до эскадрилий. Поэтому было решено заказывать то, что уже есть в производстве и подо что оптимизирован завод. Конкретно по "Сухим" на то время были иркутский Су-30СМ (в девичестве - индийский Су-30МКИ) и комсомольский Су-30М2 (в девичестве - китайский Су-30МКК). Иркутские машины были богаче по оснащению, а комсомольские... они просто были в серии - ЕМНИП, их раздавали по полкам в качестве учебно-боевых, взамен окончательно изношенных Су-27УБ.
          На следующем этапе Иркутск и Комсомольск-на Амуре разошлись по ветвям семейства Сухих окончательно: на КнААЗ, освоили выпуск Су-35С. Теперь Иркутск продолжал делать истребители-бомбардировщики с уклоном в работу по наземным целям (Су-30СМ), а Комсомольск-на-Амуре - истребители-бомбардировщики с уклоном в воздушный бой (Су-35С).

          А отдуваться за всё это пришлось 22-му гвардейскому истребительному авиационному Краснознамённому полку (имени лебедя рака и щуки smile ).
          У него в 2016 году эскадрильи имели на вооружении одновременно Су-27СМ, Су-30М2 и Су-35С (по некоторым данным - ещё и Су-30СМ). Ах да, ещё в полку была (и есть) одна эскадрилья на МиГ-31 и МиГ-31БМ/БСМ. laughing
    3. +1
      25 октября 2023 00:00
      абсолютно поддерживаю. И даже не смотря на то, что они сейчас неплохо дополняют друг друга (отлично когда пара состоит из КА 52 и Ми 28), уверен, что нужно допилить Ка 52, а Ми 28 в тройке лишний.
    4. +1
      25 октября 2023 15:52
      Предлагаете закрыть один из заводов Камова или Миля? Это куча рабочих мест и большое количество смежных производств
      1. 0
        26 октября 2023 10:41
        Ни в коем случае! Завод перевести на Ми 35/8/26
    5. 0
      26 октября 2023 10:51
      В самой лучшей стране так и было.
      КА это для флота и народного хозяйства.
      МИ это для армии и народного хозяйства.
      А сейчас добавились современные модели и немного перемешалось. Разницы огромной в обслуживании 24/35 и 28 нет.
  3. -1
    24 октября 2023 09:02
    А знает ли автор, что современные Ка-52 и Ми-28 по ряду важных характеристик проигрывают Ми-24?
    1. -1
      24 октября 2023 09:20
      Современный боевой вертолет, по сути - аэромобильный ПТРК/носитель дронов. Правильная тактика для современного боевого вертолета сводится к скрытному (на предельно малых высотах, скрываясь за рельефом местности и строениями) подползанию к цели на дальность пуска ПТУР, выныриванию из-за укрытия, пуску ПТУР и нырку обратно за укрытие. Поэтому основные динамические характеристики для боевого вертолета давно утратили актуальность - времена, когда вертолеты с пакетами НАРов грудью ломились на врага, давно прошли. И попытки поностальгировать, как правило, заканчиваются трагично.
      1. +1
        24 октября 2023 09:25
        Цитата: Господин ПэЖэ
        Современный боевой вертолет, по сути - аэромобильный ПТРК/носитель дронов. Правильная тактика для современного боевого вертолета сводится к скрытному (на предельно малых высотах, скрываясь за рельефом местности и строениями) подползанию к цели на дальность пуска ПТУР, выныриванию из-за укрытия, пуску ПТУР и нырку обратно за укрытие. Поэтому основные динамические характеристики для боевого вертолета давно утратили актуальность - времена, когда вертолеты с пакетами НАРов грудью ломились на врага, давно прошли. И попытки поностальгировать, как правило, заканчиваются трагично.

        Только между "выныреванием" и "нырку за укрытие" вертолёту приходится висеть в воздухе и наводить ракету на цель.
        1. +3
          24 октября 2023 09:45
          Нашим, к сожалению, да. Из-за древних, как говно мамонта, ракет с лазерно-лучевым или радиокомандным наведением, тогда как у наших оппонентов уже давно на вооружении и Спайки, и Бримстоуны.
          Впрочем, и у нас уже потихоньку появляется в товарных количествах ЛМУР ("изделие 305"), которая после захвата идет на цель самостоятельно, давая возможность вертолету сразу уходить в укрытие.
          1. +2
            24 октября 2023 11:33
            А чего же Вы с дивана то все вещаете, Ваше место в КБ ОАК. Показали бы этим недоумкам класс, научили бы.
            1. +4
              24 октября 2023 13:16
              Я приношу Вам свои искренние извинения за то, что вещаю с дивана без Вашего разрешения.
          2. 0
            25 октября 2023 01:15
            ЛМУР не позволяет сразу лететь в укрытие, так как сигнал надо как-то передавать, а передатчик на ракете не слишком мощный
        2. 0
          25 октября 2023 01:02
          Можно и чуть ниже радиогоризонта висеть. Но тогда нужно нести на вертолете БПЛА разведки и наведения самолетного типа. И ПТУР с дальностью 15 км. Концепция будет такой, что вертолет вылетает к заданному району, запускает БПЛА и оператор вооружения уже управляет дроном. По тому же ИК наведению с БПЛА подсвечивает цель и совершает пуск ПТУР. Тогда вертолет может вообще не взодить в зону действия ЗРК. Главное люди не рискуют. После пусков ракет оператор самостоятельно ведет БПЛА на базу. По массам ПТУР+БПЛА вполне возможно справится тому же Ми-8. Только переделать систему связи с БПЛА и подвес его к вертолету.
          1. +1
            25 октября 2023 05:31
            Цитата: МДП
            нужно нести на вертолете БПЛА разведки и наведения самолетного типа. И ПТУР с дальностью 15 км. Концепция будет такой, что вертолет вылетает к заданному району, запускает БПЛА и оператор вооружения уже управляет дроном. По тому же ИК наведению с БПЛА подсвечивает цель и совершает пуск ПТУР.

            Максим ... what , а зачем для этого вертолёт должен тащить на себе БПЛА с хорошей оптикой и лазером подсвета ? БПЛА может вылетать загодя , осуществлять поиск целей , а обнаружив их , вертолёт из зоны ожидания как арсенал ПТУР\ЛМУР осуществляет пуски по целеуказанию от БПЛА-разведчика-целеуказателя .
            А с вертолёта никакого БПЛА запустить невозможно - поток несущих винтов их всех к земле сдует .
      2. +5
        24 октября 2023 13:04
        Цитата: Господин ПэЖэ
        Правильная тактика для современного боевого вертолета сводится к скрытному (на предельно малых высотах, скрываясь за рельефом местности и строениями) подползанию к цели на дальность пуска ПТУР, выныриванию из-за укрытия, пуску ПТУР и нырку обратно за укрытие.

        Всё новое - это хорошо забытое старое. smile
        Тактика "подскок-захват-пуск-поражение-уход на ПМВ" - это ж времена конца Холодной войны, стандартная тактика вертолётов НАТО в зоне сильной войсковой ПВО. А дальше на Западе разработали надвтулочные системы и ПТУР "выстрелил-забыл", не требовавшие высокого подскока и висения вертолёта в зоне видимости цели до её поражения.
        1. 0
          24 октября 2023 13:25
          Сейчас еще проще. Вертолету уже не нужно самому обнаруживать цель - эта функция возложена на беспилотник. И даже выскакивать из-за укрытия не нужно. И Спайк (с наведением по оптико-волоконному кабелю), и Бримстоун (с внешней подсветкой ЛЦУ с беспилотника) вертолет может запускать навесом, оставаясь за укрытием.
          1. +1
            25 октября 2023 05:34
            Цитата: Господин ПэЖэ
            И Спайк (с наведением по оптико-волоконному кабелю), и Бримстоун (с внешней подсветкой ЛЦУ с беспилотника) вертолет может запускать навесом, оставаясь за укрытием.

            Подвесь БПЛА с хорошей ОЛС и лазером подсвета , и пускай "Вихри" из за укрытия . Дешевле , массовей и на имеющейся матчасти .
      3. 0
        24 октября 2023 14:54
        Правильная тактика для современного боевого вертолета сводится к скрытному (на предельно малых высотах, скрываясь за рельефом местности и строениями) подползанию к цели на дальность пуска ПТУР, выныриванию из-за укрытия, пуску ПТУР и нырку обратно за укрытие.


        Именно эта дебильная тактика пуска ПТУР с режима висения, которую слизали с запада и стала причиной потерь вертолётов.
        1. -3
          24 октября 2023 15:00
          Основная причина потерь вертолетов - ковбойские атаки НАРами (Гостомель все помнят?). Получив по соплям, стали запускать НАРы с кабрирования, не пересекая "ленточку". С соответствующей "эффективностью".
          И только когда стали работать ПТУРами с висения - у украинцев начались реальные проблемы.
          1. +6
            24 октября 2023 15:38
            Основная причина потерь вертолетов - ковбойские атаки НАРами (Гостомель все помнят?). Получив по соплям, стали запускать НАРы с кабрирования, не пересекая "ленточку". С соответствующей "эффективностью".
            И только когда стали работать ПТУРами с висения - у украинцев начались реальные проблемы.


            Цирк с конями. В какое удивительное время мы живём, благодаря интернету. Когда всякий школьник может поучать специалиста.
            Серёжа, у меня не один десяток ПТУР применённых с Ми-24 в боевых условия. И среди оных ни одного с висения, только динамические пуски.
            И вовсе не потому, что это недоступно для Ми-24. Ладно ещё Афган, там когда жара, высокогорье, да полная загрузка топливом с БК возникали некоторые проблемы.
            Но это касается и Чечни в первую половину весны, где ещё и жары нет, да и высоты ниже.
            Во-первых, пуск с висения не использовали потому, что опытному экипажу такой тактический приём и даром не нужен. Хотя бы потому, что для его осуществления нужно гасить скорость до нуля, тем самым уменьшая живучесть вертолёта.
            Во-вторых, даже в условиях Чечни найти удобное место для засады практически невозможно. То есть, не хочет реальность подстраиваться под "гениальные тактические замыслы", удобные укрытия за которым вертолёт сможет безопасно зависнуть будет отдельно, а противник отдельно. И даже если совпадёт, то не гарантия безопасности. Противник такие места возьмёт под контроль, устраивая свои засады расчётами ПТУР. Это ещё противовертолётное минирование не применяется.
            В-третьих, находясь за укрытием экипаж теряет визуальный контроль за обстановкой, а именно оная основа боевого применения вертолётов. А после того как вертолёт поднимется из-за укрытия, нужно будет время для оценки обстановки, поиска целей, пуска. И это всё время, в течение которого вертолёт будет красоваться у всех на виду, аки звезда на новогодней ёлке. Вполне достаточно, чтобы противник расстрелял аки всплывающую мишень на полигоне.
            1. +2
              24 октября 2023 15:55
              Цитата: vovochkarzhevsky
              Но это касается и Чечни в первую половину весны, где ещё и жары нет, да и высоты ниже.

              Так в Чечне такой ПВО не было. В СВО не ПВО-засады рядом с укрытиями устраивают, а перекрывают весь район применения вертолётов, начиная с линии фронта и даже частично над нашей территорией.
              Цитата: vovochkarzhevsky
              В-третьих, находясь за укрытием экипаж теряет визуальный контроль за обстановкой, а именно оная основа боевого применения вертолётов.

              А летя в зоне видимости цели - подставляется под ПВО противника. Ибо видимость - она в обе стороны работает.
              Опыт Чечни и Сирии - это, конечно, хорошо. Но СВО - это полномасштабная войсковая операция против сравнимого по оснащению противника с изрядно побитой, но до сих пор существующей армейской ПВО.
              1. -1
                24 октября 2023 16:09
                Так в Чечне такой ПВО не было. В СВО не ПВО-засады рядом с укрытиями устраивают, а перекрывают весь район применения вертолётов, начиная с линии фронта и даже частично над нашей территорией.


                И какое ПВО достанет вертолёт который на высоте не выше 15 метров, скорости более 200 км/ч, и удалении более 3000 метров от передовых порядков противника?

                А летя в зоне видимости цели - подставляется под ПВО противника. Ибо видимость - она в обе стороны работает.


                При перечисленных выше условиях может достать только ПТУР, но опять же. исключительно статичный вертолёт.

                Опыт Чечни и Сирии - это, конечно, хорошо. Но СВО - это полномасштабная войсковая операция против сравнимого по оснащению противника с изрядно побитой, но до сих пор существующей армейской ПВО.


                Простите, но вы абсолютно ничего не понимаете в данной тематике. К примеру, совершенно не представляете какое ПВО представляет угрозы для вертолёта.
                1. +2
                  24 октября 2023 17:50
                  Цитата: vovochkarzhevsky
                  И какое ПВО достанет вертолёт который на высоте не выше 15 метров, скорости более 200 км/ч, и удалении более 3000 метров от передовых порядков противника?

                  А по каким целям можно работать с высоты 15 м на удалении более 3000 м от передовой? С учётом того, что ПТУР у нас пока что требуют непрерывной видимости цели от захвата до поражения.
                  Цитата: vovochkarzhevsky
                  При перечисленных выше условиях может достать только ПТУР, но опять же. исключительно статичный вертолёт.

                  ПЗРК "Стингер" или "Старстрик". Которые по движущейся цели работают, увы, очень хорошо.
                  Это не Чечня - тут у противника ПЗРК со всего западного мира собраны. И даже ЗРК МД армейской ПВО до сих пор встречаются.
                  1. +1
                    24 октября 2023 18:21
                    Цитата: Alexey RA
                    А по каким целям можно работать с высоты 15 м на удалении более 3000 м от передовой? С учётом того, что ПТУР у нас пока что требуют непрерывной видимости цели от захвата до поражения.

                    По тем же самым, по которым работают наземные ПТУР fellow
                    1. +1
                      25 октября 2023 11:16
                      Цитата: Maxim G
                      По тем же самым, по которым работают наземные ПТУР fellow

                      С позиций в 3 км от фронта и перемещаясь на скорости 200 км/ч? wink
                      1. 0
                        25 октября 2023 13:28
                        А что смущает то ?
                        Цитата: Alexey RA

                        С позиций в 3 км от фронта и перемещаясь на скорости 200 км/ч?
                  2. +2
                    25 октября 2023 05:45
                    Цитата: Alexey RA
                    А по каким целям можно работать с высоты 15 м на удалении более 3000 м от передовой? С учётом того, что ПТУР у нас пока что требуют непрерывной видимости цели от захвата до поражения.

                    Судя по многочисленным роликам , те же Ка-52 сейчас очень активно использую "Вихри" , у которых дальность поражения до 10 км. , так что находясь га 3 км. от ЛБС ракета улетает до 7 км. вглубь порядков противника . Так что цели там разные - от танка до отдельного джипа или грузовика с БК .
            2. -3
              24 октября 2023 15:57
              Вовочка, у меня к Вам два вопроса.
              Вы слышали о применении в Чечне экспериментальной группы из Ка-50 и Ка-29? Которые, используя как раз полеты на ПМВ и работу ПТУРами с висения, разобрались с целями, с которыми лихие ковбои на Ми-24 - "не шмогли".
              И отчего это прекрасные динамичные 24-е не участвовали в пятидневной войне 080808 (в Южной Осетии)? Из-за того, что не хватило высоты для преодоления главного кавказского хребта. И тут "не шмогли". А камовский соосник даже и не вспотел бы.
              Двадцать четвертый - легендарная машина, принесшая немало пользы. Но ее время прошло. Точнее, прошло время героических штурмов НАРами и пушкой.
              Теперь пусть этим займутся беспилотники.
              1. +6
                24 октября 2023 16:28
                Вы слышали о применении в Чечне экспериментальной группы из Ка-50 и Ка-29? Которые, используя как раз полеты на ПМВ и работу ПТУРами с висения, разобрались с целями, с которыми лихие ковбои на Ми-24 - "не шмогли".


                Это вы баек в интернете начитались? Какие цели, всё в первую чеченскую вынесли, мы на тех самых Ми-24. lol

                И отчего это прекрасные динамичные 24-е не участвовали в пятидневной войне 080808 (в Южной Осетии)?


                Кто вам сказал что не участвовали? lol

                Из-за того, что не хватило высоты для преодоления главного кавказского хребта. И тут "не шмогли"


                А вы тот ещё "знаток". Даже не в курсе ни потолка Ми-24, ни высот Кавказа, ни где базировался в советские годы 292 вертолётный полк. lol

                Двадцать четвертый - легендарная машина, принесшая немало пользы. Но ее время прошло. Точнее, прошло время героических штурмов НАРами и пушкой.
                Теперь пусть этим займутся беспилотники.


                Об этом могут судить только те, кто на Ми-24 летал, а не диванные стратеги.
                1. -5
                  24 октября 2023 16:32
                  Какие цели, всё в первую чеченскую вынесли, мы на тех самых Ми-24.

                  Евгений Ваганович? Не узнал Вас в гриме.
                  1. +3
                    24 октября 2023 17:01
                    Евгений Ваганович? Не узнал Вас в гриме.


                    Вам не нужно пытаться дурака включать, это у вас давно включено и законтрено.
                    А работали мы, рядовые лётчики.
                    1. -2
                      24 октября 2023 17:45
                      И что я должен понять из этого видео?
                      Парный полет двух 24-х над некой равнинной местностью. Без маневров по высоте и направлению, без отстрела ЛТЦ. Не похоже на боевой вылет, и еще менее похоже на Чечню.
                      А работали мы, рядовые лётчики

                      Пока что от Вас не слышно ничего, кроме художественного свиста.
                      1. +4
                        24 октября 2023 17:59
                        И что я должен понять из этого видео?
                        Парный полет двух 24-х над некой равнинной местностью. Без маневров по высоте и направлению, без отстрела ЛТЦ. Не похоже на боевой вылет, и еще менее похоже на Чечню.


                        Чтобы понимать, надо быть специалистом, а не диванным стратегом вроде вас. Это Чечня 1995 работа в районе площадки "Шток", там долина, если вы не в курсе. Имелась линия фронта, работа по переднему краю на максимальной дальности.
                        АСО используется далеко не всегда, только после отворота на обратный курс. Они очень быстро кончаются, если бездумно расходовать.
                        А что похоже, а что нет, ну это разве вам судить? lol

                        Пока что от Вас не слышно ничего, кроме художественного свиста.


                        По этой дисциплине вы безоговорочный лидер.
                      2. -2
                        24 октября 2023 18:25
                        Ну разумеется! Это же я всем рассказываю, что поразил все цели еще в первую чеченскую.
                        Не правда ли, господин Мюнхаузен?
                      3. +5
                        24 октября 2023 19:16
                        Ну разумеется! Это же я всем рассказываю, что поразил все цели еще в первую чеченскую.
                        Не правда ли, господин Мюнхаузен?


                        А вы однако врун. Где я говорил что это сделал один? Но свой скромный вклад таки внёс.
                        Вот в этом мы с вами и отличаемся. Я уже несколько раз выходил здесь из анонимности. Вы же так и останетесь ПэЖэ, или ЖэПэ, не суть. Как говориться, от перестановки слагаемых ничего не меняется. lol
                      4. -4
                        24 октября 2023 19:31
                        Аргументов нет - пора переходить к тонким шуткам над ником? Предсказуемо. Можете даже скринчик из Кин-Дза-Дзы тиснуть. Если это Вас утешит.
                      5. +2
                        24 октября 2023 19:45
                        Аргументов нет - пора переходить к тонким шуткам над ником? Предсказуемо. Можете даже скринчик из Кин-Дза-Дзы тиснуть. Если это Вас утешит.


                        Что же вы сразу в слёзы, Серёжа? Смиритесь уже с тем кто вы тот кто есть и не пытайтесь умничать в темах где у вас ни знаний, ни практического опыта. lol
                      6. -6
                        24 октября 2023 19:52
                        Вовочка, Вы меня с кем-то путаете. Это Вы превратили дискуссию в выяснение отношений.
                        Зачем Вы пришли на битву умов, не взяв с собой оружия?
                      7. 0
                        25 октября 2023 09:57
                        Зачем Вы пришли на битву умов, не взяв с собой оружия?


                        Это у вас вопрос самому себе? lol
                      8. +6
                        24 октября 2023 20:17
                        В феврале 1995 ми24 взлетали с Моздока и наносили удары по противнику и затем садились в аэропорту Грозного где был развернут пункт зарядки боекомплектом и топливом ,а под конец дня улетали в Моздок . Ми 24 основные ударные вертушки в первую и вторую Чечне войны.
                      9. +1
                        25 октября 2023 10:00
                        В феврале 1995 ми24 взлетали с Моздока и наносили удары по противнику и затем садились в аэропорту Грозного где был развернут пункт зарядки боекомплектом и топливом ,а под конец дня улетали в Моздок . Ми 24 основные ударные вертушки в первую и вторую Чечне войны.


                        Это не всё, десять Ми-24 базировалось в аэропорту Беслан, в апреле из этой группы звено (четыре машины) перебросили на полевое базирование в Кизляр.
            3. +3
              24 октября 2023 21:00
              Ребята, вот тут спорите над заклёпками, а между дело в другом, не в технической составляющей, а в тактической. В России было много сделано для укрупнения вертолётных соединений, появились ударные бригады армейской авиации, способные сосредоточить на узком участке фронта 50-60 боевых вертолётов. Хватило их для развития тактического успеха в оперативный? Ответ - мягко говоря, не хватило. Почему? Перенасыщение средств ПВО, одних ПЗРК Украина в самом начале получила в районе 15 тысяч. В итоге перешли на нурсы с кабрирования... ну надо что-то делать, не на базе же сидеть. Сейчас во всём мире военные эксперты думают над тем, что озвучил ПэЖэ - вертолёт просто платформа для запуска оружия, причём сама по себе нуждающаяся в прикрытии от серьёзного ПВО (афганская и чеченская войны, где противник не имел серьёзного ПВО и где вертолёт господствовал на поле боя, не в счёт). Но ПэЖэ не пошёл дальше логически и не закончил конструкцию. Зачем вообще тогда вертолёт, если он просто платформа для запуска ракет и дронов? Платформой может быть даже автомобиль "Запорожец" ЗАЗ-965А, но как платформа "горбатый" гораздо дешевле вертолёта. То есть смысла в вертолёте тогда вообще нету. Зачем навешивать оружие на дорогостоящий вертолёт, когда и так работает с условного "запорожца"? А вот тупик, ракеты и дроны стали слишком умными, им уже не нужны дорогостоящие носители. Собственно, это ещё "война тойот" показала.
              1. +3
                25 октября 2023 06:17
                Цитата: yaglon
                Платформой может быть даже автомобиль "Запорожец" ЗАЗ-965А, но как платформа "горбатый" гораздо дешевле вертолёта.

                А какова скорость и время реакции у вашего "запорожца" ?
                Да , вертолёты стали более уязвимы на перенасышенном средствами ПВО ТВД , но они носители дальнобойных ПТУРов , и эти платформы достаточно быстры и маневренны для быстрого появления в нужной точке и срыва атаки противника , или поражения его колонн в момент развёртывания . При целеуказании им (а если ещё и с подсветом) от БПЛА , им и вовсе цены нет .
                Нет устаревших видов вооружения . И СВО это отчётливо показала . Боевая эффективность может снижаться в виду появления новых угроз , но оружие остаётся оружием . Те же НУРС при использовании с кабрирования могут сорвать атаку противника , пока арта меняет позицию , или пока перезаряжают РСЗО . НУРСы - это система залпового огня на воздушном носителе , площадного действия . И если надо накрыть группу пехоты противника в посадке , изготовившуюся к атаке , это вполне себе инструмент . Один залп парой блоков НУРС , это 40 ракет , а если работает пара - 80 . И столько же со второго захода . И собирай потом пехоту по посадкам .
                Те же Т-55 давно уже своё отслужили , но в качестве САУ огневой поддержки пехоты в обороне , очень даже полезны оказались . К ним и снарядов полны закрома , и защита от тяжелых осколков на высоте . Для работы с закрытых позиций вполне себе инструмент .
                На войне каждое лыко в строку .
                Тем более вертолёты .
                1. +1
                  25 октября 2023 19:13
                  С вашим описанием возможностей боевого вертолёта я совершенно согласен, более того, вы очень чётко расписали основные его задачи, вам респект. Вертолёт очень мощная боевая единица, с этим нельзя не согласиться. Но я говорил больше про критерий "эффективность-стоимость". Вертолёт очень дорогая машина, про длительную подготовку пилота уже и говорить нечего - даже пилотировать вертолёт сложнее, чем самолёт. Потеря даже одной машины и одного пилота - весьма серьёзная потеря, которую сразу не восполнишь. Я не случайно привёл в пример ливийско-чадскую "войну тойот", в которых чадские ополченцы на гражданских пикапах с пулемётами и ПТРК (весьма бюджетный вариант), без всякой авиации, разгромили ливийскую армию, вооружённую дорогостоящим оружием - танками, БМП, САУ, ударными вертолётами Ми-24, бомбардировщиками...
  4. 0
    24 октября 2023 12:33
    Это же летающая Галезь по сути.
    Маршрутка для десанта.
    Ей или людей возить или не лезть вообще бы.

    Другое дело если радар\пусковые от Хризантемы в багажник вкорячить, тогда будет интересно.
  5. +2
    24 октября 2023 17:34
    В первие месеци операции применяли и ПТУР 9М120 с разними БЧ. Как и Ми-28Н и Ми-24. Ракета хорошая . Но дальность до 6 км потом оказалась недостаточной. Поетому сейчас УР приненяются только с Ка-52 и Ми-28 НМ- Вихрь и Ми-28НМ- Хризантема. У них дальностть до 8-10 км .Конечно и ЛМУР с Ка-52М и Ми-28 НМ. А Ми - 35М и Ми-28Н сейчас работата только НАР ами С-8 иС-13 . Применение последних видел только с Ми-28Н и 28 НМ.
  6. +2
    24 октября 2023 22:46
    Никто вроде никогда не был против птуров на вертушках, ещё с времен "малютки".
    Но при этом НАРы имеют свою нишу. Разсредоьоченную пехоту птурами непогоняешь... В городе тоже залп по фасаду высотки тяжёлыми нарами зачастую эффективнее птура даже с термобарической бч.
  7. +1
    25 октября 2023 14:44
    Цитата: Господин ПэЖэ
    А что до Ми-24 - то еще в Афганистане выяснилось, что он может быть либо боевым (и тогда его транспортная кабина - мертвый груз), либо транспортным, но при этом вертолет не в состоянии нести на пилонах вооружение

    Ты сам придумал или сам так летал?
    1. +1
      25 октября 2023 17:29
      Ты сам придумал или сам так летал?


      Да он вертолёт только на картинке видел. Да и ругают Ми-24 за грузовой отсек только диванные специалисты.
      На практике, этот довольно небольшой отсек:
      длина — 2,52 м
      ширина — 1,46 м
      высота — 1,2м
      здорово выручал, особенно когда работали с площадок подскока.
  8. 0
    27 октября 2023 22:32
    А это точно статья Рябова? Обычно они у него гораздо интереснее читаются и подкреплены фактами и ТТХ, здесь же - бледное и нудное подобие с клише от ТК "Звезда" и прочих СМИ.
  9. -1
    28 октября 2023 18:29
    ми-28 и ми-35м это ошибка
  10. 0
    29 октября 2023 12:28
    Крылья зря подрезали, доп точки подвески и шасси надо убирать, скорость на 10% падает, Миль был прав, дальнейшая модернизация, только за счет композитной брони, титан это вес 500-600 кг, композит 100-200 кг. БРЭО уже не уменьшить вес, только менять Броню!
  11. 0
    7 января 2024 20:49
    Уже не раз писалось, что транспортно-боевой вертолет - это тупиковая ветка в развитии. Нужен либо ударный с различным типом управлямого вооружения, либо грузовой, способный перевозить 20-30 человек минимум...