Boeing разрабатывает новую модификацию управляемой авиабомбы JDAM

47
Boeing разрабатывает новую модификацию управляемой авиабомбы JDAM
Проектный облик ракеты Boeing PJDAM в полетной конфигурации


Американское семейство управляемых авиационных бомб JDAM (Joint Direct Attack Munition) включает целый ряд изделий с разными характеристиками и возможностями. Компания Boeing и ее подрядчики сейчас работают над дальнейшим развитием этой линейки вооружений. Предложен проект с шифром PJDAM, целью которого является перестройка планирующей бомбы в полноценную авиационную ракету.



От идеи до проекта


Первый вариант комплекта JDAM, превращающего свободнопадающую бомбу в управляемую, был разработан в девяностых годах. В конце десятилетия его приняли на вооружение боевой авиации США, и позже начались поставки за рубеж. В середине десятых годов компания Boeing довела до производства новый комплект JDAM-ER. Он отличается наличием модуля со складным крылом, благодаря которому бомба становится планирующей.

Еще на стадии разработки проекта JDAM-ER появилось предложение о дальнейшем развитии семейства средств поражения. Компания «Боинг» представила концепцию Powered JDAM («JDAM с двигателем»). Она предусматривала оснащение планирующей бомбы собственным двигателем, способным резко улучшить ее летные характеристики. По сути, авиабомба стала бы высокоточной ракетой.


Планирующая бомба JDAM-ER

При всех своих преимуществах, концепция PJDAM тогда не заинтересовала потенциальных заказчиков. Работы по такому оружию остановились на самой ранней стадии. Тем не менее, интересную идею не забыли, хотя ее реализация была отложена на неопределенный срок.

Наблюдая за тенденциями развития авиации и средств поражения, в конце десятых годов компания Boeing вновь начала прорабатывать концепцию PJDAM. Результат этой работы представили в феврале 2020 г. на ежегодном симпозиуме Ассоциации ВВС США. Представители компании-разработчика отмечали, что все заказчики постоянно требуют повысить дальность бомб, и новый проект должен решить эту задачу.

К выставке 2020 г. специалисты «Боинга» провели часть необходимых исследований, определили облик будущей бомбы-ракеты и т.д. При этом на тот момент они не были готовы раскрыть все особенности проекта. В частности, остался неизвестным тип двигателя, планируемого к установке на PJDAM, и достижимые летные характеристики.


Двигатель TDI J85, при помощи которого бомба станет ракетой

Как следует из официальных публикаций, проект PJDAM получил дальнейшее развитие. В 2022 г. компания-разработчик опубликовала первые рекламные материалы по нему, в которых приводились примерные характеристики, назывались основные преимущества и т.д. Кроме того, показали возможность создания ракет разного назначения – были опубликованы фотографии испытаний таких изделий в аэродинамической трубе.

В рамках сотрудничества


К настоящему времени фирма Boeing завершила все предварительные исследования и работает над техническим проектом. Кроме того, заключаются соглашения с субподрядчиками, от которых компания хочет получить те или иные компоненты. Сразу два таких контракта появились в последние дни, что явно указывает на активизацию работ.

16 октября Boeing и Kratos Defense & Security Solutions подписали договор о поставке малогабаритных турбореактивных двигателей типа TDI J85. Компании прямо сообщают о намерении применять такие изделия на перспективных ракетах PJDAM. В то же время, подробности договора не уточняются. Неизвестны объемы и сроки поставок, стоимость двигателей и т.д.

Можно предположить, что пока речь идет только об ограниченном количестве двигателей, достаточном для сборки опытной партии ракет. Если изделие PJDAM дойдет до серийного производства, «Боинг» и «Кратос» заключат новое соглашение.


Модель изделия PJDAM в аэродинамической трубе

На протяжении последних лет в проекте JDAM-ER участвует австралийская компания Ferra Engineering. Она собирает модули крыла для планирующих бомб и отправляет их в США на завод Boeing. 24 октября две компании подписали меморандум о продолжении подобного сотрудничества. Согласно документу, «Ферра» будет поставлять крылья для бомб до 2028 г. включительно. Основная их масса будет использована при сборке планирующих JDAM-ER, но некоторое количество модулей пойдет на перспективные унифицированные ракеты.

Появление дополнительных соглашений с подрядчиками указывает на прогресс проекта PJDAM. Тем не менее, график работ остается неизвестным. Появление полноценных опытных бомб для проведения летных испытаний остается делом неопределенного будущего. Впрочем, можно ожидать, что компания-разработчик обязательно сообщит о начале испытаний и отработки конструкции в условиях полигона.

Бомба с двигателем


Перспективная авиационная ракета PJDAM строится на основе планирующей бомбы JDAM-ER и сохраняет ее архитектуру, а также заимствует некоторые готовые агрегаты. При этом для нее пришлось разработать новый хвостовой отсек, вмещающий ключевые агрегаты. Кроме того, появились ограничения по массе – ракету будут делать из бомб калибром не более 500 фунтов, тогда как комплект JDAM совместим с более тяжелыми боеприпасами.


PJDAM с головкой самонаведения

При сборке ракеты готовая авиабомба будет помещаться в цилиндрический корпус, на котором находится модуль с раскладным крылом, без изменений заимствованный у JDAM-ER. Хвостовую часть ракеты образует удлиненный отсек, вмещающий двигатель, топливный бак и электронику управления. Снаружи на нем помещены Х-образные рули для управления в полете.

Согласно последним новостям, ракету PJDAM оснастят малоразмерным ТРД типа TDI J85. Это короткоресурсный двигатель массой 12,7 кг с тягой ок. 500 фунтов, оптимизированный для применения на ракетах или беспилотных летательных аппаратах. Двигатель будет получать атмосферный воздух через два небольших ковшовых заборника в передней части хвостового модуля. Сопло выведено сверху корпуса. При помощи ТРД ракета сможет поддерживать высокую дозвуковую скорость.

По расчетам, новая ракета будет отличаться большой дальностью полета. Изделие PJDAM на основе 500-фунтовой авиабомбы сможет лететь на 300 морских миль (более 550 км). При использовании бомбы или кассеты меньшей массы, максимальная дальность достигнет 700 морских миль (ок. 1300 км). Для сравнения, бомба «ER» летит лишь на 70-72 км.

В хвостовом модуле оставят средства управления, заимствованные у JDAM-ER. В базовой конфигурации предусматривается наведение по данным инерциальной и спутниковой навигации. При этом не исключается возможность оснащения ракеты дополнительными средствами наведения, такими как полуактивная лазерная ГСН. Возможна установка дополнительных средств связи для обмена данными с самолетом-носителем.


Ракета PJDAM с нагрузкой в виде мины Quickstrike

По желанию заказчика, ракета PJDAM будет строиться на основе доступных авиабомб калибром до 500 фунтов. Нельзя исключать, что в дальнейшем найдут способ увеличить калибр совместимых бомб, возможно, ценой сокращения дальности полета. Кроме того, уже предложен вариант ракеты с нагрузкой в виде донной морской мины Quickstrike.

Изделие PJDAM по аппаратуре управления будет максимально унифицировано с существующими JDAM и JDAM-ER. Это должно упростить ввод новой ракеты в эксплуатацию и ее включение в боекомплект разных самолетов. По сути, все носители бомб JDAM смогут нести и ракеты PJDAM. Впрочем, ввиду определенных отличий и иных возможностей, может потребоваться обновление программного или аппаратного обеспечения.

На стадии разработки


Таким образом, компания Boeing нашла еще один способ дальнейшего развития удачной концепции JDAM и недавно всерьез занялась им. Проведены предварительные исследования, сформирован общий облик будущей ракеты, и теперь начинается новый этап проектирования с участием смежных предприятий. Можно ожидать, что в течение нескольких следующих лет «Боинг» выведет новую ракету PJDAM на испытания и продемонстрирует ее возможности.

Boeing и подрядчики с оптимизмом смотрят в будущее и ожидают, что новый проект удастся завершить, и получившаяся авиационная ракета заинтересует потенциальных заказчиков. Судя по доступным данным, такие прогнозы имеют право на жизнь. Кроме того, очевидно, что проектом PJDAM заинтересуются другие разработчики авиационных средств поражения. Если он завершится успехом, то вскоре появятся и аналогичные иностранные образцы.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    27 октября 2023 05:08
    Если появляется двигатель, то она ведь теряет все преимущества малозаметности планета, и проще тогда делать ракеты или я чего-то не понимаю
    1. +7
      27 октября 2023 05:35
      Согласен с вами, теряет незаметность.
      С другой стороны не всегда у противника есть на этом участке плотное ПВО. Либо путем перезагрузки таковой.
      Зато как расширяет радиус действия ВВС и выводит ее за пределы действия ПВО.
      1. +2
        27 октября 2023 09:57
        ну как сказать. в ик-диапазоне может и теряет. в радиолокационном - с чего бы? увеличится незначительно. и в любом случае это будет небольшая и относительно малозаметная цель. к тому же, стоимость сего боеприпаса будет явно меньше ракеты от с-300 или бука.
      2. +2
        27 октября 2023 10:00
        Тут как бы к ракете в качестве БЧ приделали авиабомбу. Может смысл и есть, в качестве утилизации авиабомб, но мне кажется, что тогда уж ракету и оптимизированной для таких целей БЧ оснащать, а не чугуний возить. Ну а бомба вроде бомбой должна быть, ну с крылышками и системой наведения уже достаточно.
        1. +4
          27 октября 2023 11:52
          Тут как бы к ракете в качестве БЧ приделали авиабомбу.

          Бомбе придали небольшие качества ракеты. Ведь делать уклоняющие маневры, использовать складки местности она не сможет, поэтому цена у неё все таки гораздо дешевле ракеты. Промежуточный вариант между свободнопадающей бомбой и "умной" ракетой.
        2. -3
          6 ноября 2023 11:53
          Если все так хорошо, то как мы пропускаем то что по нам пускают?
    2. +1
      27 октября 2023 11:52
      Двигатель после отработки всего топлива будет сбрасываться как у обычных ракет. По сигнатуре будет как обычная бомба, чуть хуже из-за крыльев.
  2. -1
    27 октября 2023 05:09
    а не дешевле тогда уж от истребителей вообще отказаться и запускать эти бомбы с земли? приделать сопло и бак с топливом, запустить в сторону противника,а потом уже планирование выправить куда нужно...
    1. +3
      27 октября 2023 08:31
      Цитата: Constantin N
      а не дешевле тогда уж от истребителей вообще отказаться и запускать эти бомбы с земли? приделать сопло и бак с топливом, запустить в сторону противника,а потом уже планирование выправить куда нужно...

      Наземные пусковые установки маломобильны. Авианосец с тремя дюжинами самолётов обвешанных данными бомбо-ракетами может быстро переместиться из одного участка в другой, а самолёты с боевым радиусом в пол тысячи километров дополняют это. В результате с помощью маневра можно сконцентрировать превосходящие силы на дальнем участке.
      1. +1
        28 октября 2023 04:06
        Так если на авианосце только пусковые установки, то с них можно столько бомб отправить - только в путь! Особенно если бомбы вместо самолетов в ангар напиханы.
      2. 0
        22 января 2024 18:51
        С другой стороны теперь несколько пусковых заменят полк морской ракетоносной авиации. И эти пусковые тоже могут быстро маневрировать. Но для нас важно в основном то что они имеют гораздо меньшую цену, чем морская авиация или дизельные подлодки. Поэтому тоже имеет смысл развивать такое направление.

        "При использовании бомбы или кассеты меньшей массы, максимальная дальность достигнет 700 морских миль (ок. 1300 км). Для сравнения, бомба «ER» летит лишь на 70-72 км."
    2. +2
      27 октября 2023 08:52
      Нет не дешевле.При пуске с земли потребуется разгонный блок,что увеличит стоимость изделия.К тому же радиус действия авиации,её оперативность, гораздно большая мобильность так же играют в пользу варианта воздушного базирования планирующих авиабомб.Сопоставьте расстояние которое преодолеет самолёт и время которое ему для этого понадобится с расстоянием и временем,необходим для его преодоления наземной пусковой установки.

      Кстати.Что то подобное у нас могло появиться ещё 20 лет назад.

      Это было сказано в 2003 году. ГНПП «Базальт» разработало четыре версии модернизации авиабомб: с простым модулем планирования и коррекции, с навесным малоразмерным управляющим блоком с инерциальной системой наведения (блок ИНС), со специальными приводами и приемником спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС, позволяющими повысить эффективную дальность пуска до 40–60 км, и с блоком двигательной установки с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, повышающим эффективную дальность применения до 80–100 км. Отечественный аналог американских JDAM-ER, потенциально превышающих их по характеристикам, был представлен на «Аэро Индия 2003».

      https://topcor.ru/33673-pochemu-vks-rf-ne-poluchili-analog-amerikanskih-upab-jdam-er-esche-20-let-nazad.html
      1. 0
        28 октября 2023 04:09
        Самолет тоже небесплатный, подозреваю что твердотопливный ускоритель типа как от смерча стоит относительно дешево. При дальнобойности в тысячу км таких бомб - доставить наземную пусковую установку вообще не составит труда для американцев, прямо с палубы транспортника можно запускать
      2. 0
        25 декабря 2023 22:34
        Цитата: Orange-Bigg
        При пуске с земли потребуется разгонный блок,что увеличит стоимость изделия.К

        У авиков есть готовые катапульты, которые стартанут такой снаряд почти забесплатно. А вот зачем это нужно владельцам авиков - например, чтобы бомбить в тропический ураган-шторм, когда обычная авиация не летает, - бомб много и видимость очень плохая, отчего двигатели и подвесные баки, навешенные на авиабомбу вообще е никак не демаскируют.
    3. 0
      28 октября 2023 22:27
      Цитата: Constantin N
      а не дешевле тогда уж от истребителей вообще отказаться и запускать эти бомбы с земли? приделать сопло и бак с топливом, запустить в сторону противника,а потом уже планирование выправить куда нужно...

      Ну так и есть.
      SDB уже приделали к НУРС, получалась очень качественная и дальнобойная система
    4. -2
      6 ноября 2023 11:54
      Так вроде была тема с Химарсов пускать. Бомбе дается ускорение и она летит дальше сама
      1. 0
        12 января 2024 01:31
        Цитата: Narrator
        Так вроде была тема с Химарсов пускать. Бомбе дается ускорение и она летит дальше сама

        GLSDB и PJDAM - это разные вещи.
  3. 0
    27 октября 2023 05:22
    Спасибо, Кирилл, за статью.
    Если по соотношению цена/эффективность это оружие превзойдёт крылатые ракеты воздушного базирования аналогичной дальности, то наверное последние будут смещены управляемыми бомбами данного класса. Во всяком случае масса боезарядов при одинаковой боевой нагрузке самолёта-носителя возрастает кратно.
  4. +1
    27 октября 2023 09:54
    какая-то каша из топора. берем бомбу, приделываем крылья, двигатель, систему наведения.. не проще ль сразу ракету делать?
    1. +2
      27 октября 2023 10:31
      Вопрос цены и боевой эффективности данного изделия по сравнению с ракетой. Если переделка намного дешевле чем изготовление ракеты со схожей боевой частью, то почему нет? Считать нужно.
      1. 0
        27 октября 2023 11:58
        По сути у тебя есть только БЧ и кусок корпуса.
        Остальное все новое.
        Если они и крылышки возьмут от прошлой модификации, тогда да, должно быть не особо дорого.
      2. +1
        27 октября 2023 15:27
        Цитата: Artunis
        Вопрос цены и боевой эффективности данного изделия по сравнению с ракетой.

        Такая постановка вопроса насколько типична, настолько и порочна. В стратегическом, долгоиграющем плане.
        Уверенно предположу, что по цене будет не сильно дешевле, чем делать сразу новую ракету с подобными характеристиками. Вспомните что современная модернизация Абрамсов по цене как бы и не дороже производства нового танка. И у них даже отсутствуют мощности по их производству с нуля. И возглас "ну тупые" тут возникает от не понимания сути. Американцы, в отличии от многих, мыслят не убого-рыночным "сэкономил - значит эффективен", а в не очевидной стратегии технологического лидерства, стратегии эффективности в долгоиграющем плане вложенных в текущий момент времени денег. Они тратят сегодняшние деньги не на утилизацию "старого", а потом на воспроизводство ровно такого-же "старого", банального (к примеру корпусов танков), а на инновации, на развитие. Ведь вложенный доллар в воспроизводство давно освоенного, это минус доллар в инновации.
        Есть готовые БЧ в виде бомб. Их миллионы. Смысл нести издержки на их утилизацию, и производство по сути ровно таких же БЧ? Вот когда будет революционный тип взрывчатки, тогда смысл появится, а пока рациональнее вкладывать сегодняшние бюджеты именно в высокотехнологичные производства - передовые двигатели, совершенную электронику. В т.ч. и поэтому они имеют самую передовую промышленность.
        1. 0
          27 октября 2023 21:31
          Цитата: Мимопроходящий
          Есть готовые БЧ в виде бомб. Их миллионы. Смысл нести издержки на их утилизацию, и производство по сути ровно таких же БЧ?
          Смысл простой: срок службы боеприпасов ограничен. Потом их необходимо утилизировать,так как они могут не взорваться. Или взорваться, когда не надо, что еще хуже. И вешать систему управления и двигатель на бомбу, которую скоро придется утилизировать, дело довольно странное. Кроме того, бомба была сделана как бомба, без учета возможной ее переделки в ракету, что при доработке ухудшает ее характеристики.
          1. 0
            28 октября 2023 23:00
            Цитата: bk0010
            Цитата: Мимопроходящий
            Есть готовые БЧ в виде бомб. Их миллионы. Смысл нести издержки на их утилизацию, и производство по сути ровно таких же БЧ?
            Смысл простой: срок службы боеприпасов ограничен. Потом их необходимо утилизировать,так как они могут не взорваться. Или взорваться, когда не надо, что еще хуже. И вешать систему управления и двигатель на бомбу, которую скоро придется утилизировать, дело довольно странное. Кроме того, бомба была сделана как бомба, без учета возможной ее переделки в ракету, что при доработке ухудшает ее характеристики.

            Какая доработка в виде сегмента в 30 градусов по окружности в зоне крыльев снижает процесс детонации в бомбе?
            Если скорость ее падения с крыльями, без крыльев, с разгонным двигателем или без него, все равно в одном уровне с обычной свободнопадающей?
            Никакой разницы для взрывателя нет.

            Неужели вы думаете, что на той стороне сидят дураки, которые вешают крылья на бомбы времён 2 мировой войны?
            У нас есть такие бомбы, а у них нет, они эти бомбы в Корее , во Вьетнам все давно использовали.
            А старье откровенное они за копейки продавали всему миру, который с удовольствием их покупал.


            Вспомнить атаки аргентинской авиации....
            Со старьем.
            1. 0
              29 октября 2023 00:24
              Цитата: SovAr238A
              Какая доработка в виде сегмента в 30 градусов по окружности в зоне крыльев снижает процесс детонации в бомбе?
              Вы это о чем? Я ничего такого не писал.
              Цитата: SovAr238A
              Неужели вы думаете, что на той стороне сидят дураки, которые вешают крылья на бомбы времён 2 мировой войны?
              Там сроки хуже, лет 30 вроде, потом - на разбор.
              Цитата: SovAr238A
              Вспомнить атаки аргентинской авиации....
              Со старьем.
              Вспомнил. У аргов много чего не взорвалось. Даже новые экзосеты.
      3. 0
        28 октября 2023 14:47
        Так ото ж, как бы переделка не обошлась дороже, обычной серийной КР))) не, я понимаю, "Локхиду" или "Бонгу", им все - равно на чем деньги зарабатывать, главное, чтобы побольше.
    2. 0
      28 октября 2023 04:12
      Ракеты не летят на такую дальность, только с воздушным двигателем, либо как у герани, либо как у калибра, ну тут маленький калибр получается, движок как от авиамодели. А подобные американские ракеты стоят по паре лямов баксов, и даже богатыре американцы не очень охотно их заказывают.
  5. -2
    27 октября 2023 10:36
    Использование бомбы типа JDAM-ER на большую дальность предполагает большую высоту сброса бомбы, что делает уязвимым носитель. Применение двигателя- удорожает конструкцию. Для бомб подобного типа целесообразно было бы использовать твердотопливные ускорители, срабатывающие после сброса. Он относительно дешевый и позволяет намного увеличить дальность применения, в том числе при сбросе с малых высот.
    1. +2
      27 октября 2023 17:09
      Цитата: solar
      Использование бомбы типа JDAM-ER на большую дальность предполагает большую высоту сброса бомбы, что делает уязвимым носитель. Применение двигателя- удорожает конструкцию. Для бомб подобного типа целесообразно было бы использовать твердотопливные ускорители, срабатывающие после сброса. Он относительно дешевый и позволяет намного увеличить дальность применения, в том числе при сбросе с малых высот.

      Твердотопливные ускорители начинающие работать сразу после сброса - плохая идея. Конечно они могут разогнать планирующую бомбу, но этот импульс будет кратковременным и интенсивным. Большая скорость бомбе не нужна, ибо тут же возрастут потери на трение. А вот турбореактивный двигатель будет разгонять ракету в час по чайной ложке но всю дорогу, да и энергоэффективность у него за счёт использования атмосферного кислорода больше.
      1. 0
        28 октября 2023 11:53
        Конечно они могут разогнать планирующую бомбу, но этот импульс будет кратковременным и интенсивным. Большая скорость бомбе не нужна, ибо тут же возрастут потери на трение.

        При сбросе бомбы на малых высотах на период работы ускорителя направить вектор скорости вверх под углом. Бомба наберет высоту за короткое время без большой скорости. А дальше планирование, как и при сбросе с большой высоты. Дешево и эффективно, в отличии от полноценного реактивного двигателя, который мало того что дорогой, приближающий бомбу по стоимости к ракете, так еще и топливо нужно.
  6. +1
    27 октября 2023 11:48
    Цитата: solar
    Использование бомбы типа JDAM-ER на большую дальность предполагает большую высоту сброса бомбы, что делает уязвимым носитель. Применение двигателя- удорожает конструкцию. Для бомб подобного типа целесообразно было бы использовать твердотопливные ускорители, срабатывающие после сброса. Он относительно дешевый и позволяет намного увеличить дальность применения, в том числе при сбросе с малых высот.

    Ну если будут сбрасывать PJDAM за
    600 -1000 км то про ПВО противника можно забыть
    1. -2
      27 октября 2023 11:56
      Что мешает примотать Иглу к дирежаблю и запустить в сторону вероятного подлета противника?
      1. 0
        28 октября 2023 23:02
        Цитата: pettabyte
        Что мешает примотать Иглу к дирежаблю и запустить в сторону вероятного подлета противника?

        Наличие разума и мозга!
    2. 0
      28 октября 2023 11:55
      При такой дальности у неё стоимость будет как у крылатой ракеты. А по идее бомба с крылышками- дешевый заменитель КР.
    3. 0
      29 октября 2023 14:01
      Где вы видели планирующую бомбу с дальностью 600 км.? про тысячу вообще молчу.
  7. +1
    27 октября 2023 11:55
    Вроде смысл в том, что бомбы грубо говоря бесплатные(их обычно запас большой есть).
    А доплатив недорого за "крылышки" - можно получить занедорого нечто близкое к ракете(ну планирующую бомбу с рулилкой).
    А тут "крылышки" - по сути вся ракета, и стоят явно нехило, преимущество в цене пропадает.
  8. -1
    27 октября 2023 17:33
    Тренды известны. Известно и то, что у кого нет бомб с крылом, тот не сможет бомбить.
  9. +1
    27 октября 2023 17:49
    Дурь какая-то: вкорячивать на бомбу систему наведения и ТРД вместо того, чтобы просто сделать нормальную ракету - извращение. Ладно бы еще простой пороховой ускоритель...
  10. 0
    27 октября 2023 18:34
    По сути концепция модульного вооружения вокруг дешевой бомбы. Видимо есть предел, когда модульность оправдана, и имеет преимущество перед специализированными ракетами.
  11. -1
    28 октября 2023 13:20
    Так не проще ли сразу сделать нормальную КР, а не эту дикую смесь бульдога с носорогом?)))
    1. 0
      28 октября 2023 23:14
      Цитата: ТермиНахТер
      Так не проще ли сразу сделать нормальную КР, а не эту дикую смесь бульдога с носорогом?)))

      Эта смесь обходится не более 100 тысяч долларов.
      85 двигатель имеет стоимость не более 50-60 тысяч долларов.
      Крылья в комплекте с ГСН более 40 тысяч долларов.
      Теперь сравни с полутора миллионами за КР.
      Иногда нужно, кроме написания оторванных от реалий статей, и шапкозакидательства, ещё и матчастью интересоваться....
      Реальной. Много лет.
      И на мировых ресурсах искать.
      А не на агитках Угарной Силы.
      1. 0
        29 октября 2023 00:31
        Цитата: SovAr238A
        Теперь сравни с полутора миллионами за КР.
        У КР за полтора миллиона характеристики куда круче.
        Цитата: SovAr238A
        Эта смесь обходится не более 100 тысяч долларов.
        Ну так взяли бы эти сто штук и на них сделали бы ракету за сто штук с взрывчаткой из бомбы. Она летела бы и точнее и дальше. Просто потому, что специально для этого заточена, а не под падение, как бомба.
      2. -1
        29 октября 2023 14:07
        Как говаривала моя покойная бабушка: "Дешева рыба - погана юшка"))), перевожу на русский - дешевая рыбка - плохая уха. Мне очень даже понятно, по быстрому и недорого, переделать чугунину, в супер - пупер бомбу. Но вот какова будет ее эффективность? Не получится ли что, пусть и дорогая КР, окажется эффективней десяти "переделок". Я понимаю желание "Локхида" или "Боинга", срубить по быстрому деньжат))) 100 тыщ баксов - это немного, но если переделывать десятки тыщ, то получаются нормальные деньги. А что из этого выйдет, так это же не их проблемы, а тех, кто это будет использовать)))
        1. 0
          29 октября 2023 16:39
          Все было в пределах разумного, пока они не стали прикручивать к бомбе двигатель. И ладно бы дешевый ускоритель, нет - двигатель, на котором можно сделать нормальную крылатую ракету. Это - перебор.
  12. 0
    28 октября 2023 17:46
    Главное, что бы была подороже, чт о бы бюджет развести на огромные бабки.
  13. 0
    29 октября 2023 15:31
    Цитата: Etoya
    Если появляется двигатель, то она ведь теряет все преимущества малозаметности планета, и проще тогда делать ракеты или я чего-то не понимаю

    Больше малозаметности она теряет дешевизну ...
  14. 0
    1 ноября 2023 03:22
    Молодцы янки, а у нас только сейчас поняли, что на бомбы можно и нужно вешать УМПК. Глядишь лет так через 20 и двигатель на УМПК повесят.