Строительство морских тральщиков проекта 12700 «Александрит»

23
Строительство морских тральщиков проекта 12700 «Александрит»
Церемония закладки шестого серийного тральщика "Лев Чернавин", 24 июля 2020 г.


С начала прошлого десятилетия для военно-морского флота России строятся современные корабли противоминной обороны / морские тральщики проекта 12700 «Александрит». К настоящему времени боевой состав ВМФ пополнили семь таких кораблей, и недавно начались заводские ходовые испытания восьмого. Еще несколько корпусов уже строятся или, как минимум, законтрактованы. Предполагается, что в отдаленном будущем количество «Александритов» увеличится в разы.



Проект и планы


Перспективный проект тральщика «12700» или «Александрит» разрабатывался в двухтысячных годах в ЦМКБ «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). Целью проекта являлось создание корабля противоминной обороны, способного бороться с современными морскими минами иностранного производства и выполнять установку собственных мин. Такой тральщик предназначался для работы в базовой и ближней морской зонах.

Пр. 12700 разработали с широким применением новых решений, технологий и материалов. Так, для снижения магнитных полей корпус корабля выполняется в виде монолитной детали из композитного материала. Также предусматривалось использование современного противоминного оборудования и иных агрегатов отечественного и иностранного производства.

Контракт на первые корабли нового проекта появился в начале десятых годов. В соответствии с ним, 22 сентября 2011 г. заложили головной тральщик. В дальнейшем министерство обороны выдало промышленности в лице Объединенной судостроительной корпорации еще несколько аналогичных заказов для увеличения размеров строящейся серии.


"Лев Чернавин" во время подготовки к испытаниям, осень 2023 г.

Командование ВМФ несколько раз раскрывало планы по строительству «Александритов» и проявляло в этом отношении большой оптимизм. Так, в 2015 г. сообщалось, что до 2025-го флот получит 10 таких вымпелов, а до 2050 г. по проекту 12700 и его будущим модификациям может быть построено еще 20 кораблей. В конце 2016 г. информацию уточнили. На тот момент имелись контракты на 8 тральщиков, а долгосрочные планы расширили до 40 ед.

Строительство кораблей пр. 12700 не отличается простотой – как в техническом отношении, так и из-за проблем с импортными комплектующими – однако оно успешно продолжается и решает поставленные задачи. К настоящему времени ВМФ получил семь таких тральщиков, и еще один уже вышел на ходовые испытания. Он будет передан заказчику в ближайшие месяцы.

Следующие три единицы уже строятся и находятся на разных стадиях. Имеются сведения о выдаче заказа на следующие тральщики. По результатам выполнения имеющихся контрактов флот к началу следующего десятилетия или позже будет располагать 18-20 кораблями типа «Александрит». Вполне возможно, что к этому времени появятся новые заказы и начнется строительство следующих вымпелов.

Строительством «Александритов» с самого начала программы занимается Средне-Невский судостроительный завод (г. Санкт-Петербург). Все заказы на такие корабли пока выдаются только ему. Кроме того, ВМФ планирует заказать часть тральщиков Амурскому судостроительному заводу (г. Комсомольск-на-Амуре). Однако в 2018 г. реализацию этой идеи перенесли на неопределенное будущее.


Корпус тральщика "Александрит" на ранней стадии производства

В ходе строительства


Головной тральщик пр. 12700 получил имя «Александр Обухов» и был заложен в сентябре 2011 г. на СНСЗ. В ходе его постройки предприятие должно было отработать процесс изготовления цельного композитного корпуса и последующего его насыщения механизмами и агрегатами. После завершения строительства головного корабля планировалось перейти к серии.

Освоение новых технологий оказалось не самым простым делом, и постройка затянулась. «Александра Обухова» спустили на воду в июне 2014 г. К этому времени проект столкнулся с дополнительными трудностями – французский подрядчик из-за введенных санкций отказался поставлять ряд агрегатов. Тем не менее, в июле 2015 г. тральщик отправился в Балтийск для прохождения всех необходимых испытаний. 9 декабря следующего года заказчик подписал приемный акт. Корабль вошел в состав Балтийского флота.

К этому времени на СНСЗ был заложен и строился первый серийный корабль под именем «Георгий Курбатов». Его постройка на стапеле продолжалась с апреля 2015 г. по сентябрь 2020-го. Как и в случае с головным тральщиком, на сроках строительства негативно сказалось отсутствие иностранных комплектующих и необходимость их замещения доступными изделиями. Тем не менее, в 2020-21 гг. корабль прошел испытания, и в августе 2021-го его приняли в состав Черноморского флота.

В январе, апреле и декабре 2017 г. заложили три новых тральщика – «Иван Антонов», «Владимир Емельянов» и «Яков Баляев». Так же ритмично в 2018-20 гг. их спустили на воду для достройки. ВМФ принял «Ивана Антонова» и «Владимира Емельянова» в начале и конце 2019 г.; корабли отправили служить в составе Черноморского флота. В декабре 2020 г. подписали акт приемки на «Якова Баляева», предназначенного для Тихоокеанского флота.


Извлечение готового корпуса из формы

В июле 2018 г. состоялась закладка пятого серийного тральщика «Петр Ильичев», и примерно через год СНСЗ начал строительство следующего корпуса «Анатолий Шлемов». В апреле и ноябре 2021 г. их спустили на воду для достройки и последующих испытаний. В ноябре и декабре прошлого года их принял заказчик; корабли зачислены в состав Тихоокеанского флота.

Сейчас все внимание судостроителей сосредоточено на седьмом серийном тральщике «Лев Чернавин», заложенном в июле 2020 г. 14 апреля 2023 г. он был спущен на воду, и в середине октября вышел на заводские ходовые испытания. Ожидается, что эти мероприятия пройдут в ближайшие месяцы, и не позднее начала 2024 г. заказчик примет новый тральщик. Ему предстоит служить на Балтике.

На разных стадиях строительства находятся еще три корабля, «Афанасий Иванников», «Полярный» и «Дмитрий Лысов», заложенные в 2021, 2022 и 2023 гг. Ранее сообщалось, что эти тральщики будут строиться по модернизированной версии пр. 12700. Доработанные «Александриты» будут длиннее предшественников и получат обновленный комплекс противоминных средств. Впрочем, официальные источники пока не уточняли, по какой версии проекта строятся три новых тральщика.

В структуре флота


Таким образом, к настоящему времени судостроители из Санкт-Петербурга передали ВМФ семь кораблей противоминной обороны нового пр. 12700, и вскоре ожидается приемка восьмого. Один из построенных кораблей служит в составе Балтийского флота, и к нему должен присоединиться «Лев Чернавин». Черноморский и Тихоокеанский флоты получили по три вымпела. Предполагается, что следующие корабли серии отправятся служить на Северный флот.


Головной "Александрит" - "Александр Обухов"

По известным данным, в настоящее время в составе минно-тральных сил ВМФ России имеется ок. 45 тральщиков разных классов и проектов. В это число входят 7 построенных и сданных «Александритов», а также 8 морских тральщиков других проектов. Остальные корабли относятся к классу базовых тральщиков и имеют иной уровень характеристик.

Любопытно, что к настоящему времени корабли пр. 12700 успели стать самыми массовыми морскими тральщиками нашего флота. Вторыми по численности являются вымпелы пр. 266М/МЭ «Аквамарин». Также в малых количествах имеются тральщики пр. 12660 «Рубин» и пр. 02668 «Агат». Самым новым морским тральщиком до появления «Александра Обухова» был корабль «Вице-адмирал Захарьин» типа «Агат» из состава Черноморского флота, начавший службу в 2008 г.

Корабли проекта «Александрит» имеют ряд очевидных преимуществ перед другими морскими тральщиками ВМФ России. В первую очередь, они отличаются новизной, которая обуславливает превосходство в технических характеристиках и рабочих возможностях. Кроме того, корабли новой постройки сохраняют практически весь ресурс и смогут продолжать службу в течение нескольких следующих десятилетий.

В последние годы, с принятием в строй очередных серийных кораблей, «Александриты» стали самыми массовыми морскими тральщиками российского флота. Пока численное превосходство невелико, но уже в ближайшие годы эта ситуация существенно изменится, и в дальнейшем такая тенденция будет проявляться еще ярче. Соответствующим образом будут меняться и возможности минно-тральных сил, которые смогут списать устаревшие вымпелы и заменить их современными.


Корабль "Яков Баляев" в день приемки флотом, 26 декабря 2020 г.

Флот будущего


Отечественная судостроительная промышленность в лице ОСК и СНСЗ преодолела все трудности прошлого и запустила полноценное серийное строительство новых кораблей противоминной обороны пр. 12700 «Александрит». Заказчик уже получил семь таких кораблей, и в ближайшие годы их количество продолжит расти. Кроме того, на отдаленную перспективу планируются новые контракты, по итогам которых общее количество «Александритов» может выйти на уровень нескольких десятков.

Появление новых кораблей пр. 12700 позволит нашему ВМФ провести полноценную модернизацию минно-тральных сил в составе всех стратегических объединений. При этом со временем появится возможность отказаться от кораблей старых типов и полностью перейти на современные «Александриты», в т.ч. с увеличением численности этой составляющей флота. Также значительно вырастут как количественные, так и качественные показатели.

Для получения таких результатов промышленности предстоит продолжать строительство тральщиков, а также разрабатывать и доводить до постройки модернизированные версии исходного пр. 12700. События и достижения последних лет показывают, что ЦМКБ «Алмаз», СНСЗ и ОСК в целом готовы решать такие задачи, и будущее минно-тральных сил дает поводы для оптимизма.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 ноября 2023 06:11
    Пока численное превосходство невелико, но уже в ближайшие годы эта ситуация существенно изменится, и в дальнейшем такая тенденция будет проявляться еще ярче.
    Что что? Численное превосходство? Это имеются ввиду корабли старых проектов ВМФ России, или корабли вероятного противника, что то не пойму.
    1. +3
      2 ноября 2023 07:13
      Скорее всего корабли старых проектов.
      1. +2
        2 ноября 2023 23:13
        Климов делал подробный разбор как самих Александритов так и состояние минных сил флота в целом. И состояние это печальное и самое плохое то что командование флота этого не признает а значит не собирается исправлять.
  2. +12
    2 ноября 2023 07:18
    Как, тяжело читается данное повествование, специалиста по ОВМБ и ВМФ.
    Самая главная отличительная черта тральщиков «Александрит», что его корпус производится из стеклопластика. В проекте 12700 предусмотрено формирование противоминного контура с применением новейших высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах для поиска и уничтожения морских мин в прибрежной и морской зоне. Так же он производит траление традиционным способом.
    1. +4
      2 ноября 2023 10:05
      Цитата: Sergey39
      В проекте 12700 предусмотрено формирование противоминного контура с применением новейших высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах для поиска и уничтожения морских мин в прибрежной и морской зоне. Так же он производит траление традиционным способом.
      Хотелось бы, чтобы автор это в статье расписал. А вам+ hi
      А то выходит, по статье, что основное преимущество этих тральщиков в том, что они просто новые, в плане постройки fellow
    2. -1
      2 ноября 2023 19:54
      Как, тяжело читается данное повествование, специалиста по ОВМБ и ВМФ.
      Самая главная отличительная черта тральщиков «Александрит», что его корпус производится из стеклопластика. В проекте 12700 предусмотрено формирование противоминного контура с применением новейших высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах для поиска и уничтожения морских мин в прибрежной и морской зоне. Так же он производит траление традиционным способом.

      Получается, что в современной войне эти тральщики в таком виде малоэффективны?
  3. +4
    2 ноября 2023 07:39
    Тральщики-искатели одни из самых наукоемких кораблей ВМФ. Необходима текущая модернизация в части поисковых средств и средств борьбы с беспилотниками.
  4. +2
    2 ноября 2023 09:18
    Строительством тральщиков занимается, только Средне-Невский судостроительный завод. Только, он обладает компетенцией производить монолитные корпуса из стеклопластика. А, водоизмещение тральщика, сопоставимы с водоизмещением МРК «Каракурт»и «Буян».
  5. -1
    2 ноября 2023 10:01
    все очень медленно, такое ощущение что у нас корабли ИПшники строят совместно с самозанятыми на патенте...
  6. +4
    2 ноября 2023 10:06
    К этому времени на СНСЗ был заложен и строился первый серийный корабль под именем «Георгий Курбатов». Его постройка на стапеле продолжалась с апреля 2015 г. по сентябрь 2020-го. Как и в случае с головным тральщиком, на сроках строительства негативно сказалось отсутствие иностранных комплектующих и необходимость их замещения доступными изделиями.
    Пожар на заводе, негативно сказался на сроках постройки этого тральщика. Весь корпус выгорел fellow
  7. +8
    2 ноября 2023 10:45
    Читал материал и радовался, уважаемый автор меня лет на 50 омолодил. Благодарю!
    Классная курсовая работа курсанта двух орденов Красной звезды (СССР и ЧССР) Львовского высшего военно-политического училища МО СССР! Или я ошибся, работа курсанта Киевского высшего военно-политического училища МО СССР.?
    "Также в малых количествах имеются тральщики пр. 12660 «Рубин» и пр. 02668 «Агат»." А конкретные цифры можно? "Рубинов" у ВМФ РФ: на 2 океанских флота, на ЧФ (с САР) и БФ, на флотилию - 2 (ДВА) корабля. "Агат" - 1 (ОДИН). На СФ ВМФ РФ с 1995 по 2023 год скока-скока новых тральщиков пришло? Правильный ответ: 0 (НОЛЬ).
    " Кроме того, на отдаленную перспективу планируются новые контракты, по итогам которых общее количество «Александритов» может выйти на уровень нескольких десятков." Очень БЫ хотелось, увидеть на всех флотах Рф хотя БЫ по 6 (ШЕСТЬ) "Александритов". Но боюсь, к тому времени они будут такими же грозными, как сегодня "Альбатросы", которым на базах разделки прогулы ставят много лет.
    1. +3
      3 ноября 2023 10:45
      Цитата: Тестов
      Очень БЫ хотелось, увидеть на всех флотах Рф хотя БЫ по 6 (ШЕСТЬ) "Александритов".

      Хотя бы на СФ и ТОФ. И ещё бы с нормальным противоминным комплексом.
      А к ним - ещё и корабль разведки и контроля минной обстановки. У французов лет 40 назад была такая тема: противоминный корабль без вооружения, но с мощной ГАС, который регулярно снимает картинку дна в районе выхода из базы, а потом на берегу её сравнивают с прошлыми съёмками и проверяют подозрительные новые объекты обычными ТЩИМ.
  8. +6
    2 ноября 2023 10:58
    Корабли проекта «Александрит» имеют ряд очевидных преимуществ перед другими морскими тральщиками ВМФ России. В первую очередь, они отличаются новизной, которая обуславливает превосходство в технических характеристиках и рабочих возможностях.

    С зарубежными ТЩ автор предусмотрительно решил "Александриты" не сравнивать. wink
    Климов, помницца, много ласковых слов сказал по поводу стоящей на 12700 противоминной системы Inspector Mk 2. Начиная с того, что проектирование ТЩ и его начинки велось настолько параллельно, что в нарушение ТТТ штатный безэкипажный катер на палубе корабля размещён быть не может.

    И решить эту проблему способом, традиционным для кораблей с традиционным корпусом (врезкой отсека или изменением геометрии кормовой части), на ТЩ с цельным композитным корпусом крайне сложно - нужно полностью пересчитывать корпус и переделывать матрицу.
    Что же до самой системы, то...
    ...этот проект сложно отнести к успешным изделиям фирмы, - с 2008 г. на вооружение ВМС Франции он так и не был принят, не имел коммерческого успеха на рынке (кроме возникших несколько лет назад предложений по поставке БЭК Inspector Mk 2 ВМФ РФ).

    Ведение планомерных противоминных действий БЭК Inspector Mk 2 может осуществляться только в виде минной разведки. Ввиду высокой стоимости НПА-уничтожителей решение задачи по ликвидации обнаруженной минной угрозы, при сколько-нибудь значительных постановках мин средствами БЭК Inspector Mk 2 нецелесообразно и невозможно.
    1. +3
      2 ноября 2023 11:33
      Действительно, была статья про эти тральщики, французы впарили нам ненужное барахло. Беда в том, что своего современного нет......да и весь этот вид кораблей внушает далеко не оптимизм, как нам это преподносят большие СМИ. sad
  9. +4
    2 ноября 2023 22:18
    "События и достижения последних лет показывают, что ЦМКБ «Алмаз», СНСЗ и ОСК в целом готовы решать такие задачи, и будущее минно-тральных сил дает поводы для оптимизма."
    Мне вот честно говоря- не дают.
    ОСК, вообще довольно странная контора. Которая живёт по неким своим правилам. Плюс её председателя как я понял- сняли, возможно даже закрыли. С чего бы вдруг?
    Теперь- тут некие банкиры рулят...
    Короче от всех этих коварных игр ситуация не меняется.
    Лично у меня на заводе- всё тоскливо. Хотя у нас даже есть пластмассовый цех( полуумерший судокомпозит).
    Какой оптимизм?!.. СВО идёт, завод- без работы стоит. Я не понимаю, что происходит request
  10. +2
    3 ноября 2023 09:06
    Так, для снижения магнитных полей корпус корабля выполняется в виде монолитной детали из композитного материала.

    Как этот монолит ремонтировать?
    1. +2
      3 ноября 2023 17:30
      Видимо, еще нет опыта эксплуатации. В советские времена тоже делали стеклопластиковые корпуса, но, по опыту эксплуатации, от них отказались. В качестве немагнитных материалов чаще использовали дерево. Более простые технологии строительства корпусов могут решить одну из главных проблем - необходимость существенного и скорого наращивания количества тральщиков для всех флотов путем использования судостроительных заводов на ЧФ.,СФ и ТОФ. Планы строительства, озвученные в статье, явно недостаточны. Нужны десятки модернизированных тральщиков-искателей на всех флотах.
  11. +2
    3 ноября 2023 20:01
    Alexey RA (Алексей), уважаемый, не подкидывайте идей ОСК, ну пожалуйста...Они ЖЕЖ "голубей мира" серию забабахали. Правда "Калибр" на Чижу из Белого моря с "Котова" так и не запустили, побоялись кораблик утопить, что-то не рассчитали с модульностью. А Вы предлагаете новый корабль разработать,какого в ВМФ РФ и не бывало, и его запустить в серию. Они ЖЕЖ лет 7-8 будут проектировать и лет 5 строить головной. Может, лучше, пусть что-то с функциями ПЛО и ПВО (с учётом опыта с 24.02.2022 года и позже в Северном Приазовье и Северном Причерноморье) родят на Дальнем Востоке в 6-12 кораблей, да для СФ, хотя БЫ столько же. Да для обеспечения выхода АПЛ в моря, хотя БЫ, по 12-20 новых вертолётов для СФ и ТОФ, да по эскадрилье на каждый флот, хотя БЫ, чего-нибудь нового, типа Ил-38...
    1. 0
      4 ноября 2023 16:47
      эка вы замахнулись laughing туда дюжину кораблей сюда дюжину, каких Новых вертолетов? А уж про новые вариации Ил-38 это из области ненаучной фантастики....
    2. 0
      7 ноября 2023 10:35
      Цитата: Тестов
      А Вы предлагаете новый корабль разработать,какого в ВМФ РФ и не бывало, и его запустить в серию. Они ЖЕЖ лет 7-8 будут проектировать и лет 5 строить головной.

      Это да... а в конце всё равно вернутся к проверенному варианту: траулер с БУГАС бокового обзора.
      Нечто подобное проектировалось для ВМФ СССР в рамках программы "Аргус", правда в противолодочном варианте (мини-"Сталворт" из траулера), но было прибито Горшковым вместе с "Халзаном".
      Цитата: Тестов
      да по эскадрилье на каждый флот, хотя БЫ, чего-нибудь нового, типа Ил-38..

      Пффф... без проблем: переименуют звенья в эскадрильи, и вот Вам две эскадрильи по 4 машины в каждой. laughing
  12. +1
    9 ноября 2023 05:30
    Здесь есть нюанс, и автор по не знанию об этом ничего не сказал.
    На тральщиках 12700 должна была быть установлена французская система поиска мин от ECA Robotics. Даже контракт подписали…ну а дальше вы сами догадываетесь.
    Что сейчас монтируется - компромисс, очередная, уже изначально устаревшая модернизация Советской разработки.
  13. 0
    26 января 2024 14:54
    Статья- сплошная вода, ни о чём. Количество и сроки строительства и сдачи в одной табличке дать можно было. Ещё две строки про монолитный композитный корпус. И всё. Ни слова о вооружении, об оснащении, о поисковых и противоминных средствах не сказано. Как и чем эти корабли Флота будущего будут выполнять боевую задачу? Только не говорите, что это сИкретная информация!
    Лучше бы вообще ничего на эту тему не писали. Не так уныло было бы.
  14. 0
    21 февраля 2024 20:58
    морские тральщики проекта 12700 «Александрит». К настоящему времени боевой состав ВМФ пополнили семь таких кораблей, и недавно начались заводские ходовые испытания восьмого.


    В составе ВМФ насчитывается 14-ть военно-морских баз.
    Для обороны одной ВМБ, а также прилегающей к ней морской акватории необходимо иметь бригаду из четырёх - шести тральщиков...
    Простейшие вычисления показывают, что ВМФ требуется около сотни тральщиков, а при их строительстве нынешними темпами требуемое количество тральщиков не будет достигнуто никогда.
    Не просматриваются перспективы получить даже половину от требуемого количества тральщиков.