В. Р. Поплавко – с небес в броневик

96
В. Р. Поплавко – с небес в броневик

Часть I. История создания первого русского самолета-истребителя

Предисловие


Изначально этот рассказ задумывался как глава в небольшом историческом исследовании, повествующем о создании первых серийных моделей русских и советских колесных машин повышенной проходимости. Но в процессе сбора сведений о главном герое первой главы я был поражен явной неординарностью и многогранностью его личности. Поэтому историческая справедливость требует подробно описать его яркий жизненный путь.



Задача осложнялась тем обстоятельством, что сведения о жизни героя весьма скудны и порой противоречивы. В этом рассказе предпринята попытка увязать различные данные между собой посредством интуиции, а отдельные пробелы восстановить, используя творческое воображение. Но каркас повествования держится на четко зафиксированных исторических событиях.

Рассказ не претендует на звание исторической работы. Это своеобразная легенда, художественный вымысел, своеобразная попытка вдохнуть жизнь в героя повествования, которого давным-давно нет на белом свете...

А уж насколько хорошо удалась эта попытка – судить тебе, читатель.

Рождение героя и начало его военной карьеры


История России примечательна тем, что первые изобретения в отечественном воздухоплавании и автостроении были сделаны офицерами.

Первый русский летательный аппарат с крыльями и мотором изобрел морской офицер А. Ф. Можайский. Первый двигатель внутреннего сгорания для дирижабля сконструировал в 1884 году морской офицер О. С. Костович. Первый русский автомобиль был сконструирован в 1896 году морским офицером В. А. Яковлевым.

И был в России еще один легендарный офицер, внесший огромный вклад в развитие военной техники – В. Р. Поплавко.

В ту сказочную эпоху русские люди были патриотами своей Родины, и служить в Русской армии многими считалось делом чести. В военные училища производился строгий отбор, туда попадали физически крепкие, энергичные и целеустремленные юноши из лучших слоев общества. А установленная в них единая система базового образования предоставляла молодым людям хороший багаж необходимых в военном деле знаний.

Виктор Родионович Поплавко (по происхождению дворянин Полтавской губернии) родился 24 ноября 1880 года (по старому стилю) в Полтаве и в юности выбрал главным делом своей жизни службу в Русской императорской армии (РИА).

Необходимо отметить, что в те годы юноши становились офицерами двумя путями.

Чаще всего родители сначала отдавали ребенка в кадетский корпус, где он получал начальную военную подготовку и привыкал жить на казарменном положении в изолированном от внешнего мира коллективе (выход за территорию корпуса только по «увольнительным»). Преподаватели с малых лет прививали детям самые лучшие традиции Русской армии (в том числе умение носить форму и гордиться ею), давали хороший багаж базовых школьных знаний, и особое внимание уделяли физической подготовке.

Затем, если у юноши не возникало желание посвятить себя какой-то мирной профессии, он «держал экзамен» в юнкерское училище, откуда выходил уже офицером, и направлялся в Русскую армию для дальнейшего прохождения службы.

Юнкера шутливо называли таких первокурсников «прибывшими с болота».

Гораздо реже юноши поступали в юнкерское училище после окончания обычной школы, их шутливо называли «прибывшими с вокзала». Они с трудом приживались в новой для себя среде, состоящей из бывших кадетов. Не имея должной физической подготовки и простейших военных навыков, а также не привыкшие к жизни на казарменном положении, они не могли в короткий срок «вживиться» в специфический коллектив, не выдерживали выпавших на их плечи тягот, и за редким исключением выбывали из училища в первые месяцы обучения.

Юный Поплавко уже на этом начальном этапе своей военной карьеры проявил свою явную неординарность. Он прибыл в училище и не «с вокзала», и не «с болота».

Виктор, как тогда говорили, «вступил в службу» в феврале 1899 года сразу в войска – в 36-й пехотный Орловский полк «на правах» вольноопределяющегося II разряда». То есть, выражаясь современным языком, он начал службу простым солдатом, вступившим в армию добровольно.

В апреле 1899 года юноша окончил курс учебной команды, а в июне 1900 года получил свое первое военное отличие – знак за отличную стрельбу в цель.


В августе 1900 года Поплавко был командирован в Чугуевское пехотно-юнкерское училище «для держания вступительного экзамена» и в том же месяце зачислен в список юнкеров младшего класса. Тогда ему уже было 19 лет, и среди однокурсников (вчерашних кадетов) он выглядел этаким бывалым «армейским дедом».

В ноябре 1901 года Виктор был переведен в младшие унтер-офицеры училища.

В августе 1902 года «по окончании курса наук в военном училище» по I разряду Поплавко «переименовывается» в подпрапорщики и переводится в 74-й пехотный Ставропольский полк, куда прибывает в августе того же года.

Поскольку училище тогда еще было двухгодичным, его выпускники производились в офицеры не в училище, а уже по прибытии в войска через некоторое время, но в год выпуска.

В декабре 1902 года В. Р. Поплавко Высочайшим приказом производится в свой первый офицерский чин подпоручика с переводом в 76-й пехотный Кубанский полк, куда пребывает 25 декабря 1902 года.

Службу он начинает временно исполняющим должность батальонного адъютанта. В 1904 году молодой офицер временно исполняет обязанности заведующего охотничьей командой и командира 8-й роты того же полка.

В июне 1904 года Поплавко прикомандировывают на 6 месяцев к 74-му Ставропольскому пехотному полку «для пользы службы».

Однако принести пользу службе в полном объеме Виктор не успел, поскольку уже в октябре 1904 года он переводится в 9-й пехотный Ингерманландский полк, а в декабре того же года становится младшим офицером пешей охотничьей команды и принимает участие в Русско-японской войне.

Здесь необходимо пояснить, что в боевых условиях командами охотников назывались небольшие подразделения, в основном занимавшиеся тактической разведкой и проведением диверсий в ближайших тылах противника.

По всей видимости, теперь Виктор оказался в условиях, позволивших ему проявить с наибольшей пользой самые лучшие качества боевого офицера-разведчика: смелость, решительность и умение мыслить нешаблонно.

Видимо, Виктор воевал отважно, поэтому приказом по войскам 3-й маньчжурской армии от 12 мая 1905 года № 42 был награжден Орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»:


И буквально через 2 месяца, в апреле того же года получил второй орден – Святого Святослава 3-й степени с мечами и бантом:


За время участия в боевых действий в 1904–1905 гг. Поплавко ранен и контужен не был.
В ноябре 1906 года В. Р. Поплавко «за выслугу лет» был произведен в поручики (в РИА выслуга в чине подпоручика составляла 4 года, и столько же в чине поручика). 24 ноября ему исполнилось 26 лет.

После войны карьера Виктора как-то не заладилась. Отчего так вышло, можно лишь гадать. Полагаю, что по своему характеру он, как и всякий хороший боевой офицер-разведчик, отличался излишней лихостью, самостоятельностью и прямолинейностью в общении с начальством. Что в боевой обстановке оказывало явную пользу делу, а в мирное – лишь вызывало неприязнь начальства. Возможно, поэтому его дальнейшая военная карьера складывалась как-то излишне витиевато.

В апреле 1907 года он для дальнейшего прохождения службы направляется в 137-й пехотный Нежинский полк, но почему-то опять в статусе прикомандированного на 6 месяцев. А в списки постоянного состава полка включается только 15 сентября 1907 года. Однако после этого не успевает прослужить даже полгода, и с 29 февраля 1908 года вдруг зачисляется в запас.

Но в июне 1910 года Поплавко возвращается на военную службу теперь уже в 11-й гренадерский Фанагорийский полк. В том же месяце он был назначен временно исполняющим должность полкового квартирмейстера и в конце того же года утвержден в этой абсолютно нестроевой должности.
Но в следующем 1911 году в карьере Виктора Родионовича вдруг происходит резкий виток вверх, причем в буквальном смысле.

В марте сего года он сдает свою должность и командируется… в город Севастополь в только что учрежденную офицерскую школу авиации отдела воздушного флота, позже известную под наименованием Качинская авиашкола.

Причем (во что сейчас трудно поверить) будущий военлёт Поплавко еще со времен юнкерского училища имел слабое зрение и по этой причине носил очки.

Несмотря на данное обстоятельство (очередное проявление неординарности), 26 марта 1911 года Виктор Родионович Поплавко прибывает в школу, становится одним из офицеров первого набора и уже 9 июня 1911 года выдерживает испытание на звание летчика, а 6 августа 1911 года он был удостоен звания летчика-наблюдателя.

За время обучения он находился в воздухе 19 часов 37 минут.

Возможно, у него была врожденная дальнозоркость, что вызывало необходимость в очках лишь при чтении и письме и никак не мешало управлению аэропланом.

Новоиспеченный летчик был откомандирован от школы 16 ноября 1911 и командирован в Читу в 4-ю воздухоплавательную роту (апрель 1912 года).

15 декабря 1912 года Поплавко был произведен в штабс-капитаны, в коем чине и застрял, благополучно пребывая в нём до самой кончины Русской иператорской армии.

В этом же году его нашла еще одна награда – светло-бронзовая медаль за Русско-японскую войну на Владимирской ленте. А в следующем – другая светло-бронзовая медаль, теперь уже на Романовской ленте (в честь 300-летия дома Романовых).

В 1914 году (предположительно, в феврале) В. Р. Поплавко был прикомандирован к штабу Московского военного округа и состоял в 4-й Авиационной роте, находящейся в г. Лида (видимо, на роду ему было написано постоянно зависать в статусе прикомандированного).

История создания первого русского истребителя


О том периоде жизни Виктора Родионовича до нас долетели лишь отзвуки героических дел: то газеты писали о длительном перелете, совершенным летчиком Виктором Поплавко. То рассказывали об ужасной авиакатастрофе, когда из-за случившейся в воздухе поломки летчик Поплавко пошел на вынужденную посадку, и в итоге так приложился о землю, что у сидящего рядом с ним другого летчика П. А. Самойло аж каблуки от сапог отлетели. Аэроплан был разбит вдребезги, но пилоты не пострадали – Господь хранил летчиков для их будущих подвигов.


В. Р. Поплавко среди сослуживцев (стоит в центре)

Имя нашего героя широкая общественность России впервые услышала в 1913 году. И, как это положено воистину великому человеку, его появление на исторической сцене было чрезвычайно бурным и сопровождалось громкими шумовыми эффектами.

В одно прекрасное летнее утро сладкие сны молодых дачниц, нежащихся на пуховых перинах в Серебряном бору под Москвой, были прерваны громким рёвом авиационного мотора, которому временами аккомпанировало злобное тарахтение пулемета. Причиной переполоха явился маленький шустрый аэроплан, выделывающий в воздухе невероятные кульбиты над расположенным неподалеку Ходынским полем и по ходу выполнения маневров проносящийся над самыми крышами прятавшихся под соснами дач. Он то стремительно взмывал ввысь, то коршуном падал вниз и на бреющем полете проносился буквально в нескольких метрах над землёй.

Тогда еще никто не знал, что это лихой военлет Виктор Поплавко демонстрирует «высочайшей комиссии» разработанную им новую тактику использования аэропланов для уничтожения живой силы противника.

Необходимо пояснить, что в те годы, на заре авиации, основой задачей военных аэропланов было ведение воздушной разведки: аэроплан летел над линией вражеской обороны, сидящий спереди наблюдатель наносил на карту-верстовку укрепления противника, а находящийся за ним летчик управлял летательным аппаратом.

Также в задачу авиации входила корректировка огня артиллерии и бомбометание. Но последняя была сопутствующей, в то время аэропланы не могли брать на борт бомбы большого веса.

Если же русский аэроплан встречал в полете аэроплан противника, то в лучшем случае летчики могли устроить «воздушную дуэль», безрезультатно постреляв друг в друга из табельных наганов.

Виктору Родионовичу Поплавко пришла в голову разумная идея расширить боевые возможности аэроплана. Он установил перед наблюдателем на специальной турели пулемет «Максим». Теперь наблюдатель превращался по совместительству в воздушного стрелка: он мог по ходу дела сбить из пулемета вражеский аэроплан, сдуру оказавшийся на встречном курсе, или прочесать пулеметным огнем какую-нибудь передвигающуюся по дороге колону вражеских солдат.

Проведя несколько испытательных полетов и опробовав в деле свое изобретение, Поплавко решил наглядно продемонстрировать командованию действие своего устройства с целью его дальнейшего внедрения на русских военных аэропланах. Для показа было выбрано Ходынское поле под Москвой.

Виктор усадил за управление лучшего летчика из своего отряда, а сам, вспомнив лихую пехотную молодость, взялся за пулемет. После этого началось форменное светопреставление: аэроплан с ревом носился над полем, а Виктор лихо отсаживал короткими очередями по мишеням. Расстреляв весь боекомплект, аэроплан зашел на посадку, и через несколько минут наступила тишина.

По истечении некоторого времени на Ходынское поле одна за другой стали подкатывать красивые лаковые кареты с золочеными гербами. Это прибыла парламентерская делегация от дачников, состоящая из самых красивых и влиятельных дам высшего света. Они были заплаканы, жутко возмущались и потребовали от генералов немедленно прекратить «весь этот кошмар». А некоторые не на шутку перепуганные знатные дамы даже грозились пожаловаться самому царю (!).

Встревоженные таким неожиданным поворотом событий инспектирующие генералы мигом послали денщиков в буфет за фруктами и шампанским, а сами принялись галантно успокаивать нежных дам и их трепетных дочек. Мало-помалу дело начало налаживаться: слезы просохли, появились улыбки, а в некоторых чудных женских глазах даже запрыгали лукавые бесенята.

Вскоре над Ходынским полем стал разноситься столь необычный здесь женский смех, звенели бокалы, звучали пламенные речи (О, mon general, вы были так храбры… madame, позвольте ваш бокал… mesdemoiselles, извольте откушать ананас, сущий мед…).

Сложившуюся идиллию испортил Поплавко. Он как-то незаметно подошел сбоку и, пряча лукавую улыбку в густых усах, объявил, что убедительно попросит почтенное общество не расходиться. Через несколько минут начнется второе отделение спектакля, в котором он покажет уважаемой публике как с помощью изобретенного им огневого устройства можно сбивать в воздухе вражеские аэропланы.

Тут дамы, не сговариваясь, дружно заревели, старшие офицеры с перехваченным дыханием принялись яростно махать в воздухе кулаками, а итоговую черту подвел начальник аэродрома: «Здесь, между прочим, авиапарк, а не кладбище сбитых аэропланов».

На этом полеты Поплавко были благополучно завершены, а зря…

Но ведь тогда никто из присутствующих даже и не подозревал, что на их глазах происходит знаковое историческое событие – рождение первого русского истребителя, а этот небольшого роста усатый офицер является его создателем.


Позже на дружеской офицерской пирушке закадычный друг Виктора и такой же сорвиголова Петр Николаевич Нестеров с легкой ноткой зависти скажет летчикам своего отряда: «Молодец Витенька! Наглядно показал всем, что пулемет на аэроплане вещь отнюдь не лишняя. Только вот заковыка – попробовал бы он также лихо отстреляться с моего аэроплана».

Дело было в том, что у аэроплана Поплавко модели «Фарман-15» винт находился сзади, а гондола, в которой располагался экипаж, располагалась спереди, таким образом ничто не мешало ведению стрельбы. А на Ньюпоре, на котором летал Нестеров, винт находился спереди, и ни одному здравомыслящему летчику в то время не приходила в голову мысль стрелять сквозь винт.

Разумеется, сия презабавная история является художественным вымыслом автора (да простит его за это читатель). Однако достоверно известно, что военный летчик РИА В. Р. Поплавко в 1913 году неоднократно демонстрировал различным комиссиям на разных аэродромах свой аэроплан, вооруженный пулеметом. Но, как это ни удивительно, столь важное для русской военной авиации изобретение применения не нашло.

Впрочем, ничего удивительного в этом не было. В те годы среди высшего командования Русской армии было множество немецких агентов, изо всех сил тормозящих все полезные новшества. Да и просто людей недалеких среди генералов тоже хватало.

В результате был сделан итоговый вывод: «Применение пулемета на аэроплане нецелесообразно и чрезвычайно опасно, так как сильная вибрация, возникающая при стрельбе, может повлечь разрушение и гибель оного».

Изобретение Виктора Поплавко положили под сукно.

И лишь в 1916 году в РИА были сформированы первые истребительные авиаотряды. Поэтому 1916 считается годом рождения русской истребительной авиации, хотя фактически инициатором этого начинания выступил Виктор Родионович Поплавко еще в 1913 году.


В. Р. Поплавко у винта аэроплана (стоит справа)
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    14 декабря 2023 05:29
    В. Р. Поплавко среди сослуживцев

    На этой фотографии изображены военные с околышками на фуражках разного цвета. Какие тогда были цвета околышек?
    1. +11
      14 декабря 2023 11:05
      Какие тогда были цвета околышек?

      В 1-м полку дивизии околыш фуражки красный, во 2-м – синий, в 3-м – белый и в 4-м – зеленый. Четырехцветная схема различия полков в пехотной дивизии по цвету околышей фуражек была введена в 1856 году.
      1. +4
        14 декабря 2023 11:23
        Цитата: Dekabrist
        Четырехцветная схема различия полков

        Всегда считал, что цвет околышек и петлиц, как и в Советской Армии определялся причастностью к роду войск. Спасибо
      2. 0
        15 декабря 2023 16:38
        Плюс чёрные околыши в артиллерии и инженерных частях.
        Сама авиация на момент её появления была причислена к инженерным войскам и военнослужащие, изначально поступавшие и числившиеся по спискам авиационных и воздухоплавательных формирований, носили расцветки инженеров.
        Но большинство офицеров-лётчиков было именно прикомандированными из других родов войск и носили не только погоны и фуражки по старому месту службы, но и знаки различия своих родов войск в дополнение к лётным эмблемам.
      3. 0
        15 декабря 2023 16:38
        Плюс чёрные околыши в артиллерии и инженерных частях.
        Сама авиация на момент её появления была причислена к инженерным войскам и военнослужащие, изначально поступавшие и числившиеся по спискам авиационных и воздухоплавательных формирований, носили расцветки инженеров.
        Но большинство офицеров-лётчиков было именно прикомандированными из других родов войск и носили не только погоны и фуражки по старому месту службы, но и знаки различия своих родов войск в дополнение к лётным эмблемам.
    2. +2
      14 декабря 2023 12:04
      У двух офицеров на фото околыши видимо голубого цвета - оба летчики.
      Фото в интернете проходит как  Офицеры 23-го авиационного отряда и чины 4-й Сибирской воздухоплавательной роты. 1913 г.
      1. +5
        14 декабря 2023 12:39
        У двух офицеров на фото околыши видимо голубого цвета

        В РИА не было околышей голубого цвета. Они появились в РККА в 1940 году, сперва только у генералов. В 1913 году у летчиков форма была, как у инженерных войск.
        1. 0
          14 декабря 2023 14:58
          Я не настаиваю на точности своего вывода, но хочу заметить что околыши фуражек у двух летчиков явно светлые, в то время как у остальных офицеров они темные
          1. +2
            14 декабря 2023 16:33
            но хочу заметить что околыши фуражек у двух летчиков явно светлые

            А белые околыши какими должны быть - темными?
          2. 0
            15 декабря 2023 16:40
            Авиация в Российской империи не была выделена в отдельный род войск и поэтому собственных расцветок не имела по определению. Лётчики, как позднее и броневые части, входили в состав инженерных войск.
  2. +8
    14 декабря 2023 06:12
    Первый русский истребитель РБВЗ-С-16,разработанный Сикорским,в 1914,прообразом послужил английский Сопвич - Таблоид.Первый в мире и России истребитель, оснащенный синхронизатором для стрельбы через диск винта. Синхронизатор был разработан в 1915 году лейтенантом Г. И. Лавровым.
    1. 0
      15 декабря 2023 19:38
      Первый русский истребитель РБВЗ-С-16,разработанный Сикорским
      Уточню: первый серийный истребитель
      Поплавко же сделал прототип - опытный экземпляр и считается первым русским летчиком установившим на аэроплан пулемет на специальной турели и испытавшим свою конструкцию стрельбой во время полета
      1. 0
        15 декабря 2023 22:47
        Генералы и тогда и сейчас болеют здоровыи консерватизмом.
        Угодить дамам света важнее, чем настырных, талантливых(?) лейтенантов на свои должности продвтнутьвсе ради карьеры-не победы
  3. +14
    14 декабря 2023 08:17
    На сайте можно открывать новую рубрику - "История, высосанная из пальца", в которой местные графоманы от истории смогут реализовать свои разнокалиберные фантазии, не вводя в заблуждение читателей.
    К сведению автора. Браться за написание статьи на тему истории чего либо в столь невежественном состоянии применительно к описываемой теме - это дурной тон и неуважение к читателю.
    Во первых - установка на летательный аппарат пулемета не превращает его не то что в истребитель, а даже в военный самолет вообще.
    Во вторых - "разумная идея расширить боевые возможности аэроплана" пришла "в голову" не Поплавко, а организаторам Третьего русского конкурса военных аэропланов, который проходил в сентябре - октябре 1913 года в Санкт-Петербурге, на Корпусном аэродроме. Условия конкурса для "зари авиации" были весьма серьезными - аэроплан должен был лететь не менее 3 часов со скоростью не менее 80 км/ч, нести на себе пулеметы и бомбы, иностранные участники допускались к участию только с обязательством открыть, в случае победы, производство самолетов в Российской Империи.
    Заявлено было 15 самолетов. Из них с пулеметными установками было три - все сборки московского завода Дукс - "Фарман-15", "Меллер-I" и "Дукс № 2". На прилагаемой фотографии - "Меллер-I" с пулеметной установкой.
    К сожалению, ни один из этих самолетов ввиду поломок и аварий условий конкурса не выполнил. Соответственно и возможностей стрелкового вооружения продемонстрировать не удалось. "Фарман-15" Поплавко до Петербурга вообще не долетел, из-за поломки двигателя упал по дороге. Летчик не пострадал.
    По поводу утверждения -
    в то время аэропланы не могли брать на борт бомбы большого веса.

    В то время аэропланы еще никакого веса бомб не брали за неимением таковых. Как раз в 1913 году в ходе Первой Балканской войны были предприняты первые попытки бомбометания импровизированных "гранат", как их тогда называли. Фотография прилагается.
    1. 0
      14 декабря 2023 12:16
      Во первых - установка на летательный аппарат пулемета не превращает его не то что в истребитель, а даже в военный самолет вообще.
      и даже не превращает его в самолет laughing
      Уважаемый, давно заметил, что на этом сайте количество критиков зашкаливает все неразумные пределы
      Во вторых - "разумная идея расширить боевые возможности аэроплана" пришла "в голову" не Поплавко, а организаторам Третьего русского
      Вы в этом точно уверены?
      Стояли рядом с хронометром и отмечали посекундно время кому когда какая идея пришла?
      В то время аэропланы еще никакого веса бомб не брали за неимением таковых.
      Вот тут согласен - с бомбометанием немного забежал вперед, до 1914 с аэропланов только гранаты бросали
      1. +11
        14 декабря 2023 12:25
        на этом сайте количество критиков зашкаливает все неразумные пределы

        Нормальных критиков на сайте осталось совсем немного, как и нормальных авторов (этих вообще по пальцам можно пересчитать).
        А где в статье сказано что могли?

        Вы собственный текст не помните? Или в нем есть неведомый, скрытый от всех смысл.
        Но последняя была сопутствующей, в то время аэропланы не могли брать на борт бомбы большого веса.

        Вы себя с такими "произведениями" на сайте "Клуб любителей фэнтези" попробуйте. Там оценят.
        1. 0
          14 декабря 2023 15:07
          Нормальных критиков на сайте осталось совсем немного
          и ваши критические замечания являются тому наглядным подтверждением.
          Вы зачем привели инфу о Третьем русском конкурсе военных аэропланов, который проходил в сентябре - октябре 1913 года?
          Может хотите заявить, что именно этот проводимый в сентябре конкурс побудил Поплавко начать эксперименты с пулеметом на аэроплане весной (а может и ранее) 1913 г.? feel
          Вы собственный текст не помните? Или в нем есть неведомый, скрытый от всех смысл
          Скрытого смысла нет - написано максимально точно.
          Могу еще вам сообщить, что если в 1913 году еще не было авиабомб, то это не ограничивало возможность применения летнабами обычных ручных бомб.
          Далее развивать эту ветвь не вижу смысла - статья не про создание первого бомбардировщика
          1. +6
            14 декабря 2023 15:53
            то это не ограничивало возможность применения летнабами обычных ручных бомб.

            Ваши попытки возражений навеяли воспоминания о шолоховской "Поднятой целине", где один из героев аналогичные потуги охарактеризовал очень точно: " Закрутилась, гада, как ужака под вилами!".
            1. 0
              14 декабря 2023 16:46
              " Закрутилась, гада, как ужака под вилами!".
              Коллега, не нужно прибегать к демагогии когда нечего возразить по сути.
              И на будущее рекомендую вам при прочтении моих публикаций читать внимательнее и воспринимать написанное буквально - я ничего не прячу между строк и всегда готов признать ошибку в случае если это действительно ошибка.
              И еще раз повторю специально для вас:

              1. Факт что осенью 1913 г. проводился Третий русский конкурс военных аэропланов, где были представлены несколько прототипов с пулеметами, не делает ошибочным утверждение что "разумная идея расширить боевые возможности аэроплана" путем установки пулемета намного раньше пришла "в голову" Поплавко, который (насколько можно судить) начал испытательные полеты на аэроплане с пулеметом весной 1913 г.

              2. Тот факт, что в 1913 г. еще не выпускались авиабомбы, вовсе не свидетельствует о невозможности использования аэропланов тех лет для бомбометания.

              В следующий раз не торопитесь со своей критикой hi
              1. +4
                14 декабря 2023 17:00
                не делает ошибочным утверждение что "разумная идея расширить боевые возможности аэроплана" немного раньше пришла "в голову" Поплавко

                Пока нет документального подтверждения, это не утверждение, а бездоказательная версия некоего индивида, не более.
                1. 0
                  14 декабря 2023 17:14
                  Пока нет документального подтверждения

                  Вы хоть сами понимаете смехотворность своего требования?
                  Какое может быть документальное подтверждение фрагменту:
                  Виктору Родионовичу Поплавко пришла в голову разумная идея расширить боевые возможности аэроплана.

                  Если он летом 1913 г. уже летал на аэроплане с пулеметом установленном по своей инициативе (о чем сохранились свидетельства), то вполне разумно предположить что такая идея пришла в голову именно ему.
                  И если вы не согласны с таким выводом, то попробуйте его мотивированно опровергнуть, только не так нелепо, как вы попытались в первый раз hi
                  1. +4
                    14 декабря 2023 17:25
                    Вы хоть сами понимаете смехотворность своего требования?

                    То есть Вы считаете требование подкрепить предположение фактами смехотворным?
                    Однако! Это нечто революционное в науке. Как в известном анекдоте - у нас джентельменам верят на слово. Браво!
                2. +1
                  15 декабря 2023 22:59
                  О ваших правоте и гениальности обеих.
                  Шла перманентная революцич. Против старого мира были всн:разночинцы, мещане, миллионеры и тп. Гучков и рлдзянко свалили князей и сословный строй. Их поддерживпли все низы. Рсдрп пошли гораздо дальше.
                  НО против верхов.
                  Пмв поквзала тормознутость самых верхних.
                  Официоз сгнил.
                  Отказ ему подчиняться явно был во всех слоях общества.
                  Рядом с офиц конкурсами за финансировпние были такие как поплавко и "непоплавко".
                  Инициативники, без страховоу и премий римк жизни
          2. +3
            14 декабря 2023 16:31
            "не ограничивало возможность применения летнабами обычных ручных бомб"
            то есть, то ли могли, толи не могли. и что такое- обычные ручные бомбы?
            1. 0
              14 декабря 2023 17:43
              то есть, то ли могли, толи не могли. и что такое- обычные ручные бомбы?
              ручные бомбы это взрывные устройства различной конструкции которые кидали вручную для уничтожения людей (в частности еще русские террористы), позже их усовершенствовали и стали называть гранатами:
              В начале XX в. бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов лётчики.

              Массовое применение бомб с аэропланов развернулось с началом Первой Мировой, но до этого рассматривалась возможность такого применения
              1. +2
                14 декабря 2023 17:59
                "ручные бомбы это взрывные устройства различной конструкции которые кидали вручную для уничтожения людей (в частности еще русские террористы"
                их выпускала промышленность, или их лётчики сами собирали, в свободное от полётов время? что то вы фантазируете. а спецы пишут: " Тем не менее, к августу 1914 г.,то есть началу Первой Мировой Войны ни одна страна мира не имела серийных авиационных бомб. Даже в первый год войны применялись в основном самоделки"
                флешеты, как я уже говорил, до бомб ещё далеко было
                1. +1
                  14 декабря 2023 18:06
                  то то вы фантазируете. а спецы пишут: " Тем не менее, к августу 1914 г.,то есть началу Первой Мировой Войны ни одна страна мира не имела серийных авиационных бомб.

                  Мда, еще один критик
                  А когда я утверждал что в 1913 г. применялись серийные авиабомбы???

                  Вот публикация http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii-2/konkursy-voennyh-aeroplanov-v-sankt-peterburge/konkurs-voennyh-aeroplanov-1913-goda/?ysclid=lq4z9y02m161269005

                  там указано:
                  В сентябре 1913 года в Санкт-Петербурге, на Корпусном аэродроме, прошел международный конкурс на лучшую модель военного самолета, который должен был стать основным аппаратом Русского Воздушного Флота. Условия конкурса были довольно жесткими: аэроплан должен был лететь не менее 3 часов со скоростью не менее 80 км/ч, нести на себе пулеметы и бомбы.
                  ...Особенно высоко комиссия оценила его военные свойства. Он был признан самым удобным для наблюдения, фотографирования, бомбометания
                  Никто не утверждал что это были АВИАбомбы - читайте внимательно тексты
                  1. +3
                    14 декабря 2023 18:11
                    "А когда я утверждал что в 1913 г. применялись серийные авиабомбы???"
                    а если не серийные, и одноразово, то это просто кирпичами сверху кидались. и, то что падало сверху, не надо называть авиабомбами. это были просто пехотные гранаты. и опять же- во время первой мировой войны
                    1. 0
                      14 декабря 2023 18:51
                      и, то что падало сверху, не надо называть авиабомбами.

                      Никто не утверждал что это были АВИАбомбы - читайте внимательно тексты
          3. +8
            14 декабря 2023 16:55
            Вы зачем привели инфу о Третьем русском конкурсе военных аэропланов, который проходил в сентябре - октябре 1913 года?
            Может хотите заявить, что именно этот проводимый в сентябре конкурс побудил Поплавко начать эксперименты с пулеметом на аэроплане весной (а может и ранее) 1913 г.?

            А где Вы увидели информацию, что Поплавко такие эксперименты проводил вообще? Приведите ссылку на документ, а не на свои предположения.
            Можете документально подтвердить, что в вооружении аэропланов завода Дукс, которые готовились к конкурсу, Поплавко ввобще какое либо конструктивное участие принимал?
            Рекомендую Вам почитать в Известиях Императорской Николаевской военной академии статью Н.Н. Родкевича "Военно-авиационные войска", хотя бы параграф "Бой в воздухе", опубликованную в июле 1913 года. Может это как то развеет Ваши фантазии.
            1. 0
              14 декабря 2023 17:51
              А где Вы увидели информацию, что Поплавко такие эксперименты проводил вообще?
              даже дергаться не стану - не вижу смысла вести с вами бессмысленную дискуссию, ибо заранее предвижу что она окончится вашими голословными утверждениями о недостоверности фактов в приведенных мной публикациях.

              Однако замечу что сведение о том, что летом 1913 г Поплавко демонстрировал в полетах над Ходынским полем аэроплан с установленным им пулеметом, до сего времени ни кем не оспаривалось, посему предлагаю вам стать в этом вопросе пионэром hi
              1. +2
                14 декабря 2023 17:55
                сведение о том, что летом 1913 г Поплавко демонстрировал в полетах над Ходынским полем аэроплан с установленным им пулеметом, до сего времени ни кем не оспаривалось

                Так и я их не оспариваю. Просто прошу ссылку на источник сведений. "Имя, сестра, имя!"
                Где можно эти самые "сведения" увидеть?! Дзен и ЖЖ не предлагать, естественно. Всего одна строчка - и вопрос закрыт! А Вы уже том целый написали. Ни о чем.
                1. 0
                  14 декабря 2023 18:11
                  Где можно эти самые "сведения" увидеть?

                  «Военно-исторический журнал»- №1 2010 г
                  Солдатова Ольга Николаевна — начальник отдела информационного обеспечения и публикации архивных документов филиала Российского государственного архива научно-технической документации, кандидат исторических наук

                  Из истории создания авиационного вооружения в 1920—1946 гг.

                  По документам филиала Российского государственного архива научно-технической документации

                  Идея вооружения самолёта автоматическим стрелковым оружием для ведения воздушного боя родилась в России. В 1909 года А.А. Пороховщиков разработал проект первого самолёта, оснащённого пулемётом. В начале 1913 года русский военный лётчик Поплавко установил на самолёте пулемёт и провёл пробные стрельбы по наземным целям.
                  Есть и нные публикации, не вижу смысла приводить, ибо
                  не вижу смысла вести с вами бессмысленную дискуссию, ибо заранее предвижу что она окончится вашими голословными утверждениями о недостоверности фактов в приведенных мной публикациях.
                  1. +2
                    14 декабря 2023 18:28
                    Книга "Оружие воздушного боя". Автор Кандидат технических наук, полковник-инженер в отставке Романов Д. И. Глава 1. Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года).
                    Первым вооруженным стрелковым оружием, встроенным в конструкцию, были аэропланы инженера И.И.Сикорского С-X и С-XI, принимавшие участие в Петербургском конкурсе 1913 года.
                    В этом же году, в августе на самолет "Фарман-XV" в носовой части фюзеляжа установил пулемет "Максим" энтузиаст поручик Р.В.Поплавко.
                  2. 0
                    14 декабря 2023 18:28
                    О, дискуссия приобретает конструктивный характер.
                    1. 0
                      14 декабря 2023 18:59
                      Первым вооруженным стрелковым оружием, встроенным в конструкцию, были аэропланы инженера И.И.Сикорского С-X и С-XI, принимавшие участие в Петербургском конкурсе 1913 года
                      Чем автор доказывает этот вывод, каким историческим документом?
                      У вас есть сведение что Сикорский сконструировал модель с пулеметом ранее чем Поплавко?
                      Фото самолета С-10 Сикорского с пулеметом и сведениями о его точной датировки можете предоставить?
                      1. +2
                        14 декабря 2023 19:08
                        Надо соблюдать очередь. Вы то ведь кроме статьи в журнале человека, от авиации далекого, пока никаких документов не представили. Я Вас и так в плане литературы опережаю.
                      2. +1
                        14 декабря 2023 19:53
                        Вы то ведь кроме статьи в журнале человека, от авиации далекого, пока никаких документов не представили.
                        Ну вот видите - все закончилось именно так, как я и предполагал:
                        не вижу смысла вести с вами бессмысленную дискуссию, ибо заранее предвижу что она окончится вашими голословными утверждениями о недостоверности фактов в приведенных мной публикациях.
                        Вы хотя бы для начала нучИтесь дословно воспринимать написанное в источниках, на кот. сами же ссылаетесь.
                        Мало того, что автор вашего источника не подкрепляет написанное какими-либо документами, он вдобавок пишет:
                        Первым вооруженным стрелковым оружием, встроенным в конструкцию, были аэропланы инженера И.И.Сикорского С-X и С-XI, принимавшие участие в Петербургском конкурсе 1913 года
                        .стрелковым оружием вовсе не означает, что на его представленном на конкурс С-10 стоял пулемет
                        По крайней мере в публикации Конкурс военных аэропланов 1913 года. об установке пулеметов на этот образец нет ни слова, да и на фото пулемета не видно.
                        Поэтому повторю свои вопросы:
                        У вас есть сведение что Сикорский сконструировал модель с пулеметом ранее чем Поплавко?
                        Фото самолета С-10 Сикорского с пулеметом и сведениями о его точной датировки можете предоставить?
                      3. +2
                        14 декабря 2023 20:06
                        Ну вот видите - все закончилось именно так, как я и предполагал

                        Абсолютно согласен. Все было предсказуемо. Автор, не сумев предоставить внятных доказательств своей версии, перешел на личные качества оппонента, хотя, как мы знаем - ei incumbit probatio qui dicit, non qui negat; negantis nulla probatio est.
                      4. +1
                        14 декабря 2023 20:20
                        Автор, не сумев предоставить внятных доказательств своей версии
                        Ну я так и подумал что на мои конкретные вопросы вы ответить не сможете и уйдете в демагогию.
                        Вы мои посты не читаете или тут же забываете прочитанное?
                        Это что по вашему, не доказательство, не?
                        «Военно-исторический журнал»- №1 2010 г
                        Солдатова Ольга Николаевна — начальник отдела информационного обеспечения и публикации архивных документов филиала Российского государственного архива научно-технической документации, кандидат исторических наук

                        Из истории создания авиационного вооружения в 1920—1946 гг.

                        По документам филиала Российского государственного архива научно-технической документации

                        ...В начале 1913 года русский военный лётчик Поплавко установил на самолёте пулемёт и провёл пробные стрельбы по наземным целям.
                        Всё, хорш, продуктивной дискуссии у нас не получится - желаю удачи! hi
                      5. +1
                        14 декабря 2023 20:25
                        Вы мои посты не читаете или тут же забываете прочитанное?

                        Это Вы свои источники не читаете, я то как раз их читаю внимательно.
                        Поэтому вижу, что
                        По документам филиала Российского государственного архива научно-технической документации

                        это о периоде 1920—1946 гг. Объект спора под эту юрисдикцию не попадает.
  4. +5
    14 декабря 2023 08:37
    Как-то сложно Фарман и Ньюпор назвать российскими.Если Ньюпор можно отнести к категории истребителей,Фарман,больше как легкий бомбардировщик и разведчик.Интересно,как опишет автор деятельность В. Р. Поплавко в период с 1917 по 1921 год.
    1. +8
      14 декабря 2023 08:39
      Интересно,как опишет автор деятельность В. Р. Поплавко в период с 1917 по 1921 год.

      Автор до этого момента не дочитал. Погряз в собственных фантазиях.
      1. +6
        14 декабря 2023 09:20
        Автор до этого момента не дочитал
        Думаю дочитал,пока опубликована часть первая,видимо нас ждет продолжение.Тем более что этот Рассказ не претендует на звание исторической работы. Это своеобразная легенда, художественный вымысел со слов автора. smile
      2. +2
        14 декабря 2023 12:33
        В то время аэропланы еще никакого веса бомб не брали за неимением таковых.
        В каких именно фантазиях?
        Что не так с историей прохождения службы Поплавко в РИА?
        Конкретная критика последует, или как обычно на ВО критика огульная?
        1. +7
          14 декабря 2023 12:44
          В каких именно фантазиях?

          В буйных,
          О том периоде жизни Виктора Родионовича
        2. +4
          14 декабря 2023 13:01
          А где Вы увидели огульную критику?Ни в одном комментарии нет сомнений по истории прохождения службы в РИА Поплавко.То о чем Вы пишите,попытка Поплавко установить пулемет на Фарман.Но Фарман от этого не стал истребителем.Легкий штурмовик,бомбардировщик,ну,еще туда-сюда с натяжкой,ну ни как не истребитель.И Поплавко, Фарман не изобретал.
          1. -1
            14 декабря 2023 15:29
            И Поплавко, Фарман не изобретал.
            А где в статье сказано что изобретал?
            Но Фарман от этого не стал истребителем.Легкий штурмовик,бомбардировщик
            Уважаемый, любой аэроплан тех лет с установленным пулеметом в первую очередь перспективен для использования в качестве истребителя аэропланов противника, сомнителен в качестве штурмовика и совсем бесперспективен в качестве бомбардировщика.
            Давно заметил что в дискуссиях на ВО тяжелее всего отстоять правильность очевидного.
        3. +2
          14 декабря 2023 16:35
          "В каких именно фантазиях? Что не так с историей прохождения службы Поплавко в РИА?"
          никто не спорит, что поплавко служил в ри армии. вопрос то в том, были ли тогда авиабомбы, любого веса. сколько помню, тогда, в основном, флешеты применялись
    2. +1
      14 декабря 2023 12:29
      Очень скупо - достоверных сведений практически нет
      1. +4
        14 декабря 2023 12:42
        достоверных сведений практически нет

        О чем нет достоверных сведений - о периоде с 1917 года и далее?
        1. +1
          14 декабря 2023 15:20
          о периоде с 1917 года и далее?
          да
          1. +4
            14 декабря 2023 16:41
            да

            Вы, если очень мягко выразиться, лукавите. Или реально не дочитали до конца биографию Поплавко.
            1. +1
              14 декабря 2023 18:16
              Или реально не дочитали до конца биографию Поплавко.
              Где вы видели достоверную подробную биографию Поплавко описывающую его жизненный путь от 1917 г. и вплоть до его смерти?
              Источник укажИте
              1. -1
                14 декабря 2023 19:00
                Где вы видели достоверную подробную биографию Поплавко описывающую его жизненный путь от 1917 г. и вплоть до его смерти?
                Источник укажИте

                УказУю.
                Книга воспоминаний "Защитникам отечества и мира" История ХВВКИУ.
                Глава 7. ОФИЦЕРСКИЕ ДИНАСТИИ ХВВКИУ. Далее, смотрите скан страницы.
                1. +1
                  14 декабря 2023 19:18
                  Глава 7. ОФИЦЕРСКИЕ ДИНАСТИИ ХВВКИУ. Далее, смотрите скан страницы.
                  Уважаемый, вы написанное в моих постах вообще не читаете?
                  Еще раз:
                  Где вы видели достоверную подробную биографию Поплавко описывающую его жизненный путь от 1917 г. и вплоть до его смерти?
                  Где в этом скане ПОДРОБНАЯ ДОСТОВЕРНАЯ БИОГРАФИЯ Поплавко после 1917 г. - ткните пальцем

                  Там даже подробной биографии до 17-го нет
                  1. 0
                    14 декабря 2023 20:03
                    Во первых - это была подсказка, где искать. Оригинал сканировать будет, к тому же он на вражеском языке.
                    1. +1
                      14 декабря 2023 20:25
                      Во первых - это была подсказка, где искать.
                      ну я так и подумал что вы опять закончите демагогией - не выходит продуктивная дискуссия
                      Короче говоря источников подробной достоверной биографии Поплавко вы не видели - так бы прямо и написали, к чему Ваньку валять?
                      1. 0
                        14 декабря 2023 20:27
                        Я Вам направление поисков указал, можно сказать - путеводную нить. А Вы все о демагогии. Просматривается "звездная болезнь". Опасная штука.
                      2. +1
                        14 декабря 2023 20:32
                        Вы хотя бы для начала ознакамливались с тем что нагуглили наспех.
                        В той публикации что вы указали и выложили скан (Крыловцы: отцы – дети – внуки – правнуки – воспитанники и сотрудники ХВВКИУ им. Крылова Н.И.) биография В.Р. Поплавко не представлена и упомянут он только в таблице что вы выложили.
                        В этом и проблема что данные по его жизни после 17-го скупы и сильно противоречивы
                      3. 0
                        14 декабря 2023 21:09
                        Я "не гуглю наспех". В таблице подсказка, что искать надо на украинских ресурсах. Но Вы этот момент так и не осилили.
                      4. +2
                        14 декабря 2023 21:35
                        В таблице подсказка, что искать надо на украинских ресурсах.
                        Там такое не сказано - не фантазируйте.
                        Вы типичный интернетный критик, коих за последний год на ВО прибавилось за счет перетекания на данный ресурс из дзена

                        А я то поначалу сдуру подумал что вы знакомы с историей русской авиации laughing
                        Вот уж воистину и на старуху бывает проруха

                        Однако плюсов за свои комменты вы набрали превеликое множество от таких же интернетных знатоков как и вы love
                      5. -1
                        14 декабря 2023 22:09
                        Там такое не сказано - не фантазируйте.

                        А я то сдуру подумал, что у Вас наличествует сообразителность и прочитав текст, Вы сделаете нужные выводы. Но серьезно ошибся. Но от ошибок никто не застрахован.
                        А с историе русской авиации я знаком. Хотя это и не основная сфера моих интересов. И на дзене никогда не был.
                        Что касается критики, снимите корону, сойдите с пьдестала, на который Вы себя сами водрузили, напишите нормальную статью и никто Вас критиковать не будет. Будут только благодарить. И я тоже.
                      6. +1
                        14 декабря 2023 23:33
                        Что касается критики, снимите корону
                        типичный демагогический заход.

                        Я вам ранее вопросы задал:
                        У вас есть сведение что Сикорский сконструировал модель с пулеметом ранее чем Поплавко?
                        Фото самолета С-10 Сикорского с пулеметом и сведениями о его точной датировки можете предоставить?
                        Где вы видели достоверную подробную биографию Поплавко описывающую его жизненный путь от 1917 г. и вплоть до его смерти?
                        Источник укажИте


                        Конкретные ответы на эти вопросы от вас последуют, или честно признаетесь что ответить на них вы не в состоянии? hi

                        (предвижу что сейчас последует очередной демагогический пост со словами: ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ Я ВАМ УЖЕ ДАЛ
                        drinks )
                      7. 0
                        15 декабря 2023 10:59
                        типичный демагогический заход

                        Типичный демагогический заход - это биться головой о стену с причитаниями, что "ответить на вопрос Вы не в состоянии", вместо того, чтобы ответ на него найти. Дело Ваше. Звездитесь дальше.
                      8. +1
                        15 декабря 2023 12:54
                        Ну всё как обычно - когда у критика нет веских аргументов он начинает прибегать к демагогии и оскорблениям.
                        Уважаемый, сведений о том, что Сикорский в 1913 г. установил на свои аэропланы пулемет, в источниках заслуживающих доверие не встречается - видимо вам это приснилось.

                        Мало того, если бы вы хотя бы поверхностно знали историю боевой авиации, то сообразили бы, что установить спереди пулемет на С-10А и С-11А конечно было можно, но вот только стрелять из него без риска прострелить винт было невозможно - тогда еще не был изобретен синхронизатор.
                        Но по всей видимости углубленное знание предмета критики явно не ваш конек hi
                      9. 0
                        15 декабря 2023 13:36
                        Ну всё как обычно

                        Да, все - как обычно. Безусловное Ваше стремление оставить за собой последнее слово в споре это подтверждает. Это явный признак завышенной самооценки.
                        Кстати, я никаких оскорбительных выражений в своих комментариях не использовал.
                        Но это лирика. Что касается истории авиации, то если бы Вы ее знали так хорошо, как декларируете, то не писали бы глупостей о том, что из установленного на биплан пулемета нельзя стрелять без риска прострелить винт. Фотография биплана с пулеметом, из которого можно стрелять без риска прострелить винт, прилагается.
                      10. +1
                        15 декабря 2023 14:56
                        Фотография биплана с пулеметом, из которого можно стрелять без риска прострелить винт, прилагается.
                        Замечательно, теперь ответьте: это биплан Нестерова, участвующий в конкурсе 1913 г.?
                        В источнике, что вы привели ( Глава 1. Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года). написано:
                        "Пулемет "Мадсен" образца 1903 г. был установлен на шкворне в центроплане верхнего крыла биплана С-XI, выше головы летчика. "
                        Чем докажете что на фото именно этот С-XI ???
                        Кстати, я никаких оскорбительных выражений в своих комментариях не использовал.
                        Ну значит вот этот текст:
                        Дело Ваше. Звездитесь дальше.
                        мне привиделся во сне laughing
                      11. 0
                        15 декабря 2023 15:01
                        Ну Вы реально, как бы это сказать помягче, морочите голову. Любому, хотя бы мало мальски знакомомму с историей авиации, понятно, что это Ньюпор 11. Фотография приводится ля того, чтобы показать, как на биплан ставились пулеметы до изобретения синхронизатора, о чем Вы, историк авиации, до сего дня, судя по всему, не знали.
                        Второе. Указание на надичие завышенной самооценки и звездной болезни - это не оскорбление, а критика. Притом объективная. Засим прощаюсь. Оставляю последнее слово за Вами, чтобы не травмировать Ваше эго. Творческих успехов.
                      12. +2
                        15 декабря 2023 15:07
                        Коллега, вы мои вопросы не замечаете специально или намеренно?
                        Я понял цель размещения вами фото.
                        А теперь повторю свой вопрос в немного иной форме.

                        В источнике, что вы привели ( Глава 1. Зарождение оружия воздушного боя (до 1914 года). написано:
                        "Пулемет "Мадсен" образца 1903 г. был установлен на шкворне в центроплане верхнего крыла биплана С-XI, выше головы летчика. "

                        Вы считаете что написанное имело место в действительности?
                      13. +2
                        15 декабря 2023 20:59
                        ОК, Dekabrist, раз вы упорно уклоняетесь от ответа на мой вопрос, объясню.
                        Аэроплан Сикорский С-XI это моноплан, поэтому грош цена приведенному вами источнику, где автор называет этот аэроплан бипланом.
                        Внимательнее изучайте нагугленные публикации на предмет достоверности приведенных в них данных.

                        И самое главное, повторю еще раз: то, что осенью 1913 г. был проведен конкурс на котором были представлены аэропланы со стационарно установленными пулеметами, вовсе не опровергает факт, что идея установки на аэроплан пулемета намного ранее пришла в голову военлету В.Р. Поплавко, который уже летал на своем опытном аэроплане летом 1913 и скорее всего даже весной того года.
                      14. 0
                        15 декабря 2023 22:04
                        автор называет этот аэроплан бипланом.

                        Это чисто техническа опечатка, не более. Автор или издатель вместо С10 напечатал С11.
                        Что касается шкворневой установки на моноплане, она на фото ниже. Это, кстати, 1909 год. За четыре года, думаю, Сикорский вполне мог создать аналогичную конструкцию.
                      15. +1
                        15 декабря 2023 22:29
                        Да, обратите внимание, Deperdussin, который на фото и С-11 (С.XI) - двухместные.
                      16. +2
                        16 декабря 2023 00:22
                        Это чисто техническа опечатка, не более. Автор или издатель вместо С10 напечатал С11.
                        Может и опечатка, однако она повторяется аж 2 раза.
                        Вопрос к качеству источника что вы приводили.
                        За четыре года, думаю, Сикорский вполне мог создать аналогичную конструкцию.
                        Может и мог, и даже создал.
                        Вопрос когда создал.

                        Сведения что Поплавко уже в августе 13-го вовсю испытывал свой аэроплан с пулеметом встречается во многих источниках.
                        А вот инфы что Сикорский сделал пулемет на биплане ранее осени 13-го нет.
                        Да и фото его С11 датированного осенью 13-го не встречается.
                        Например вот в публикации "Конкурс военных аэропланов 1913 года." представлены фото его выставочного образца С11 - не видно на нем пулемета и в плоскости верхнего крыла нет отверстий.
                        Также автор публикации не пишет что на нем был установлен пулемет.

                        Пишу не ради спора - для размышлений о достоверности источника на который вы ссылаетесь.
                        Что касается шкворневой установки на моноплане, она на фото ниже. Это, кстати, 1909 год.
                        Фото не может быть сделано в 1909 г. ибо на фото двухместный Deperdussin В был спроектирован в 1912 г., , а фото этого аэроплана с пулеметом в источниках датируется 1914 г.
                        Внимательнее разбирайте текст источников
                      17. 0
                        16 декабря 2023 00:38
                        двухместный Deperdussin В был спроектирован в 1912 г.

                        Ага, только в отчете о Парижском авиасалоне 1911 года почему то о нем уже пишут.
                        С годом ошибся, принципиально в плане возможности установки пулемета на моноплан это ничего не меняет.
                      18. +3
                        16 декабря 2023 01:15
                        Смотрю, налетел какой то Ваш поклонник и яростно заминусовал все мои комментарии. Хорошо, что не фельдмаршал местный, а то я бы в минуса ушел.
                        Но я о другом. Вы не находите, что наша дискуссия очень напоминает эпизод из фильма "Берегись автомобиля", когда пастор Деточкину отвечает: "одни говорят, что бог есть, другие - что бога нет. Ни то ни другое недоказуемо!"
                        В этом плане меня заинтересовал такой момент - чего Вы так упорно пытаетесь меня положить на лопатки? Вы же сами определили, что я обычный интернет-критик, коих несчесть, слабо ориентирующийся в вопросе.
                      19. +2
                        16 декабря 2023 11:06
                        Цитата: Dekabrist
                        фельдмаршал местный

                        Респект! wink wink wink
                      20. +1
                        16 декабря 2023 11:39
                        С годом ошибся
                        ну хоть это признали, уже огроооооооооооооооооооооооооооооооооооооооомный прогресс laughing
                        Смотрю, налетел какой то Ваш поклонник и яростно заминусовал все мои комментарии.
                        не обращайте внимание, на ВО плюсы/минусы часто ставят не от компетенции а по велению сердца
                        Вы так упорно пытаетесь меня положить на лопатки?
                        Ваше впечатление ошибочно.
                        Я веду полемику исключительно ради того, чтобы проверить правильность своих убеждений, подкорректировать их в случае аргументированной критики, и ради получения новых знаний (сведений).

                        Поплавко вошел в историю русской авиации как первый русский летчик, установивший на аэроплан пулемет и проведший официальные испытания своей конструкции.
                        Первые полеты им были проведены в г. Лида предположительно весной 1913 г.
                        Затем Поплавко выступил с инициативой показа своего детища перед официальной комиссией.
                        Для этого был выбран аэродром под Москвой на Ходынском поле. Испытания не были проведены до конца из-за жалоб дачников поселка Серебряный бор. Об этом было написано в газетах, но в каких точно не скажу - к сожалению эта инфа у меня потерялась.
                        Затем испытание было перенесено под Можайск (либо это были новые испытания) и в августе 1913 г. доведено до конца, его результаты запротоколированы, сохранились в архивах и хорошо известны историкам русской авиации.

                        Так что ваше замечание :
                        К сведению автора. Браться за написание статьи на тему истории чего либо в столь невежественном состоянии применительно к описываемой теме - это дурной тон и неуважение к читателю.
                        правильнее переадресовать вам - пред тем как обрушиться на автора с критикой тщательно изучите тему, рассматриваемую в публикации, чтобы ваша критика не была огульной и смешной
                      21. 0
                        16 декабря 2023 13:12
                        его результаты запротоколированы, сохранились в архивах

                        Но почему то ни один историк русской авиации эти документы не привел. Хотя бы ссылки на их номера в архивах. Или я ошибаюсь?
                      22. +1
                        16 декабря 2023 15:47
                        Или я ошибаюсь?
                        Да, как обычно.

                        В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
                        Франция Farman HF.15/16/20 1912
                        ...Поручик В. Р. Поплавко производил на нем первые в России опыты со шкворневой установкой пулемета "Максим" в носовой части кабины.

                        Перов В. И., Растренин О. В. Штурмовики Красной Армии Т.1
                        6 августа 1913 г. на Клементьевском полигоне близ г. Можайска поручиком В. Р. Поплавко были проведены опытные стрельбы в воздухе по наземным целям (пехота на марше — 200 манекенов) из пулемета «Максим», установленного на шкворне в носовой кабине самолета Farman F.15. Шкворневая установка позволяла вести стрельбу вверх под углом 20°, вниз — до 45° и в стороны — до 20°. Стрельбы показали хорошие результаты — в цель попало 8,1% от общего числа выпущенных пуль.

                        В сборнике Л.Н. Бычков ЛЕТОПИСЬ АВИАЦИИ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ (Институт истории естествознания и техники РАН) на стр. 375 приведены прямые цитаты из отчета о стрельбах Поплавко под Можайском.

                        Еще раз замечу что вы недостаточно компетентны в предмете, но это ни разу не мешает вам обрушиваться с критикой на мою статью good
                      23. +2
                        16 декабря 2023 16:40
                        Перов В. И., Растренин О. В. Штурмовики Красной Армии Т.1

                        То есть Поплавко все же не истребитель, а штурмовик сконструировал? А мы двое суток копья ломаем!
                        Однако, что Вам мешало привести эти ссылки в статье или сразу в первом комментарии?
                      24. 0
                        16 декабря 2023 19:12
                        То есть Поплавко все же не истребитель, а штурмовик сконструировал?
                        У вас с логикой явно что-то неладное твориться.
                        То вы утверждали, что "разумная идея расширить боевые возможности аэроплана" пришла "в голову" не Поплавко, установившему пулемет на свой аэроплан весной 1913 г., а организаторам Третьего русского конкурса военных аэропланов, который проходил в сентябре - октябре 1913 года в Санкт-Петербурге laughing

                        Теперь очередной пассаж.
                        Название книги "Штурмовики Красной Армии Т.1" не означает что Поплавко сконструировал штурмовик. и еще могу заметить что истребитель осуществляющий штурмовку не становится от этого штурмовиком.
                        Поплавко стрелял по наземным и воздушным целям
                        Однако, что Вам мешало привести эти ссылки в статье
                        А зачем? Люди, знакомые с историей русской авиации о разработке Поплавко и так знают, а моя статья не историческая работа чтобы приводить ссылки на источники
                      25. +1
                        16 декабря 2023 23:46
                        А зачем? Люди, знакомые с историей русской авиации о разработке Поплавко и так знают, а моя статья не историческая работа чтобы приводить ссылки на источники

                        Ой, лукавите... Но ладно. Еще раз творческих успехов. Без сарказма!
    3. 0
      14 декабря 2023 15:11
      Как-то сложно Фарман и Ньюпор назвать российскими.
      А где в тексте они названы российскими?
      Цитатой приведите
      1. +2
        14 декабря 2023 15:56
        Цитатой приведите
        Часть I. История создания первого русского самолета-истребителя
        1. -1
          14 декабря 2023 16:10
          Как-то сложно Фарман и Ньюпор назвать российскими.

          А где в тексте они названы российскими?
          Цитатой приведите

          Часть I. История создания первого русского самолета-истребителя
          в этой цитате нет наименований Фарман и Ньюпор. а также нет слова "российскими."
          Уважаемый, давайте при ведении полемики не использовать демагогию, это не конструктивно hi
  5. +1
    14 декабря 2023 14:55
    Уважаемый автор! Критика у меня будет совсем не огульная. Критика будет конкретная, всего по одному фото в Вашем труде. Позвольте полюбопытствовать, кто, когда, куда и зачем с ордена Святого Станислава с мечами и бантом, что на фото, бант увёл?
    1. +1
      14 декабря 2023 15:18
      Критика по существу - не ту картинку вставил по невнимательности, благодарю за дельную поправку
  6. +2
    14 декабря 2023 17:05
    Уважаемый автор! Знаю в Российской империи, в начале 20 века, одну медаль «100-летие Победы в Отечественной войне 1812», что носили на Владимирской ленте.
    Вы написали:"В этом же году его нашла еще одна награда – светло-бронзовая медаль за Русско-японскую войну на Владимирской ленте." Никогда о такой не слышал, не видел, не читал. Можно ссылку на источник дать?
    1. 0
      14 декабря 2023 17:20
      Тут автор тоже "недочитал". Медаль "В память русско-японской войны" учреждена 21 января 1906 года по указу императора Николая II в трех вариантах - серебра, бронзы, тёмной бронзы. Вариант из светлой бронзы полагался всем военным чинам, участвовавшим хотя бы в одном сражении. Лента медали - Александровско-Георгиевская.
      (Военно-исторический журнал, 1990, № 9. С. 81- 86)
    2. +1
      14 декабря 2023 18:28
      а Русско-японскую войну на Владимирской ленте." Никогда о такой не слышал, не видел, не читал. Можно ссылку на источник дать?
      В его послужном так дословно записано - возможно про ленту написали ошибочно - тут ничего не могу сказать, не специалист по наградам РИ
  7. +2
    15 декабря 2023 09:20
    Первый русский автомобиль был сконструирован в 1896 году морским офицером В. А. Яковлевым.

    hi Лев, не стоит "передергивать". Было бы лучше вообще не включать этот абзац серии "Россия - родина слонов" в статью. recourse
    Автомобиль. Яковлева и Фрезе, представленный на Нижегородской выставке 1896 (Всероссийская промышленно-художественной выставка) - не экспериментальный, это серийный коммерческий автомобиль. Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колёса фабрикой Фрезе. Автомобиль был представлен посетившей выставку императорской чете...
    Как теперь говорят "импортозамещение"... на уровне 100%.
    «Журнал новейших открытий и изобретений» в 1896 году отметил ряд существенных улучшений в конструкции ходовой части, трансмиссии и кузова автомобиля по сравнению с машинами других фирм
    Шугуров Л. М., Ширшов В. П. Автомобили страны советов. — 2-е изд. — М.: ДОСААФ СССР, 1983.
    В 1889 году был изготовлен первый двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе конструкции Яковлева, который выдержал все испытания и даже выгодно продан. На VIII съезде Русского общества естествоиспытателей Яковлев сделал сообщение об итогах работы по созданию двигателя на жидком топливе, которое вызвало большой интерес. Новейший двигатель его конструкции был выставлен в лаборатории Д. И. Менделеева, который высоко оценил труды отставного лейтенанта. Начали поступать заказы и в 1891 году было уже изготовлено двадцать двигателей конструкции Яковлева. Для расширения производства вместо мастерской 6 апреля 1891 года был основан "Машиностроительный, чугунно- и меднолитейный завод Е. А. Яковлева", располагавшийся в Санкт-Петербурге по адресу: Большая Спасская улица, 28. Завод выпускал нефтяные, газовые и бензиновые двигатели внутреннего сгорания, а также системы отопления на их основе. Завод был хорошо оборудован — имел 58-ти сильную паровую машину, 20-ти сильный керосиновый двигатель, два газовых двигателя мощностью по 4 лошадиных силы. Объём выпуска двигателей составлял несколько десятков двигателей в год...
    После смерти Е.А. Яковлева в 1898, его компаньоны не проявили интереса к ДВС.
    П.А. Фрезе пришлось использовать импортные двигатели.
    1. +1
      15 декабря 2023 12:34
      Автомобиль. Яковлева и Фрезе, представленный на Нижегородской выставке 1896 (Всероссийская промышленно-художественной выставка) - не экспериментальный, это серийный коммерческий автомобиль.
      Уважаемые критики, прежде чем написать свои комментарии потрудитесь хотя бы бегло ознакомится с предметом, о котором беретесь судить.

      Серийным автомобиль.может называться только в том случае, если эта модель была выпущена серией - хотя бы мелкой, по тем временам хотя бы десяток.
      А между тем сведений, что модель "Яковлев и Фрезе", представленная в 1896 г. была построена в нескольких экземплярах не имеется.
      По сути это был даже не опытный, а рекламный образец, навроде тех, что сейчас изготавливаются автоконцернами в единичных экземплярах и потом выставляются на различных выставках для привлечения внимания обывателей.
      Было бы лучше вообще не включать этот абзац серии "Россия - родина слонов" в статью
      Уважаемый, выражение ."Россия - родина слонов" уместно в том случае когда автор публикации необоснованно утверждает, что в России что-то создано впервые в мире
      В моей публикации такого нет - старайтесь читать текст вдумчиво
      1. 0
        15 декабря 2023 13:37
        Первый русский автомобиль был сконструирован в 1896 году морским офицером В. А. Яковлевым.
        Ваши слова, не отрицайте.
        Отставной лейтенант Евгений Александрович Яковлев строил ДВС (с 1889), а не автомобили, Экипажами (не только авто) занимался Петр Александрович Фрезе (Экипажная фабрика "Фрезе и Ко")
        Концепт 1886 "Яковлев-Фрезе" был представлен коммерческим, готовым к серии. А случилась ли это серия доподлинно неизвестно. Отсутствуют данные о продажах. После смерти Яковлева П.А. Фрезе еще 12 лет строил автомобили (и электромобили), пока не продал завод "Руссобалту" (РБВЗ) в 1910.
        Лев, только в одном предложении Вашего текста 2 неточности.
        1. Вы приписали первый русский автомобиль только Яковлеву.
        2. Неправильно указали инициалы Евгения Александровича
        Достаточно вдумчиво прочитано?
        После этого, ваш текст особенно "вдумчиво" читать? Приходится уже делать "скидки" на вполне возможные ляпы и соображать, что автор собственно имеет ввиду. Статья не комментарий - времени разобраться у Вас больше, а Вы торопитесь и применяете "адвокатско-юридические" методы дискуссии. "Я такого не писал"- угу laughing
        1. 0
          15 декабря 2023 14:39
          Ваши слова, не отрицайте.
          А когда я это отрицал?????
          Концепт 1886 "Яковлев-Фрезе" был представлен коммерческим, готовым к серии. А случилась ли это серия доподлинно неизвестно.
          Раз неизвестно, то не имеется ни малейшего основания называть этот автомобиль серийным.
          Будете это оспаривать? Ну-ну hi
          После смерти Яковлева П.А. Фрезе еще 12 лет строил автомобили
          и в добрый путь, но это обстоятельство ни разу не делает автомобиль 1896 г.в. серийным
          1. Вы приписали первый русский автомобиль только Яковлеву.
          Я не написал про Фрезе, но и не утверждал, что ав-ль сконструирован Яковлевым исключительно самостоятельно.
          В инициалах допущена опечатка - тут вы совершенно правы, правильно Е.А., благодарю за поправку
          После этого, ваш текст особенно "вдумчиво" читать? Приходится уже делать "скидки" на вполне возможные ляпы
          Уважаемый, у меня есть книги, изданные докторами технических наук и содержащие массу опечаток и неточностей даже после проверки текста редакторами.
          Это вполне нормально, ненормально это когда автор тупо упирается когда ему указывают на неточности и уверяет что написано правильно
          Если увидели в моей статье еще какие-то опечатки - укажите, буду благодарен
          Вы торопитесь и применяете "адвокатско-юридические" методы дискуссии.
          Я сторонник точности в формулировках и обязательного использования прямого цитирования оспариваемых утверждений оппонента.
          Иначе пропадает смысл ведения дискуссии и полемика превращается в демагогию с приписыванием оппоненту ахинеи собственного сочинения
          1. 0
            15 декабря 2023 18:22
            Отставной лейтенант Евгений Александрович Яковлев строил ДВС (с 1889), а не автомобили
            А когда я это оспаривал?

            Коллега, могу довести до вашего сведения что название "Автомобиль "Яковлев-Фрезе" придумали отечественные историки.
            На нижегородской выставке эта самобеглая коляска была представлена под наименованием "Самодвижущийся экипаж Яковлева", а не Яковлева-Фрезе.
            Это позволяет сделать весьма вероятное предположение что основную роль в конструировании играл именно Яковлев, так что фрагмент статьи
            Первый русский автомобиль был сконструирован в 1896 году морским офицером В. А. Яковлевым.
            вовсе не является ляпом или нелепицей - вы не к тому месту придрались, к коему следовало