Военная операция на Украине приобретает черты ирано-иракской войны
Военную операцию на Украине принято сравнивать с Первой мировой войной, из-за позиционного тупика на фронте, однако она также имеет немало общих черт с ирано-иракским конфликтом. И есть угроза того, что именно в подобное противостояние, длящееся многие годы, конфликт на Украине в итоге и перерастет.
Ирано-иракский вооруженный конфликт 1980–1988 годов по продолжительности (он продолжался восемь лет), задействованным ресурсам и человеческим жертвам был одним из крупнейших конфликтов второй половины ХХ века. Война между государствами началась по целому ряду причин и представляла собой еще одну главу традиционного арабо-персидского противостояния, которое продолжалось не одно столетие.
Данный конфликт имел определенное сходство с Первой мировой войной – начавший наступление Ирак через несколько недель боевых действий потерял инициативу, и военный конфликт приобрел позиционный характер, развиваясь волнами: противники раз за разом пытались перехватить друг у друга инициативу и чередовали наступательные действия с оборонительными.
В материале «Перемирие на Украине или прямое столкновение с НАТО: чего ожидать России в 2024 году», автор уже отмечал, что СВО может приобрести формат ирано-иракский войны при определенном стечении обстоятельств. А именно – в случае если Демократическая партия США останется у власти после выборов в США в 2024 году.
Сейчас же мы рассмотрим более подробно ирано-иракское противостояние и попытаемся ответить на вопрос: трансформируется ли СВО окончательно в ирано-иракскую войну 1980–1988 годов, или данного сценария все же можно избежать?
Ирано-иракская война: политическая подоплека конфликта
Во второй половины XX века до начала войны отношения Ирана и Ирака претерпевали значительные трансформации: от участия в одном военном блоке (Багдадский пакт) до взаимных военных угроз и продвижения к границам войск. Иран и Ирак имели весьма серьезные разногласия: территориальный спор, религиозные расхождения, курдская проблема, вопрос ущемления шиитов на юге Ирака и др. Однако до сколько-нибудь серьезных вооруженных столкновений дело не доходило [1].
Ситуация усугубилась после прихода к власти в Иране исламских радикалов, провозгласивших курс на «экспорт исламской революции» в страны Ближнего Востока. Духовный лидер Исламской Республики Иран (ИРИ) аятолла Рухолла Хомейни, обвиняя монархические режимы стран Персидского залива в отходе от исламских норм и традиций, наиболее ожесточенной критике подвергал правящую в Ираке светскую партию БААС во главе с Саддамом Хусейном [2].
Тегеран критиковал Багдад за ущемление прав шиитского большинства Ирака, упирая как на религиозную доказательную базу, так и на ошибки баасистского руководства. Более того, Тегеран ставил вопрос о необходимости расширения шиитского представительства, тем самым подвергая сомнению компетентность самого баасистского руководства. В ответ на идеологическое давление Саддам Хусейн решил начать боевые действия против Ирана.
Среди целей, преследуемых Ираком в войне, можно выделить следующие: лидерство в регионе Персидского залива, а также установление контроля за богатой нефтью провинцией Хузестан, где преобладало арабское население. Кроме того, Ирак стремился пересмотреть в свою пользу соглашения, определившие границы между двумя странами [1].
Со своей стороны Иран преследовал цель уничтожить режим Саддама Хусейна, экспорта исламской революции в Ирак, где преобладало шиитское население, а в перспективе создать пояс государств с шиитским руководством: Ирак – Сирия – Ливан. Кроме того, война и использование фактора «военной опасности» помогли бы подавить внутреннюю оппозицию, добиться национального консенсуса и консолидации вокруг Хомейни [1].
17 сентября 1980 года С. Хусейн в одностороннем порядке денонсировал Алжирские соглашения, заключенные в 1975 году на невыгодных для Ирака условиях, закрепляя принцип раздела реки Шатт-эль-Араб по линии тальвега, и через пять дней иракские войска вторглись в Иран. По планам Хусейна, предстоящая военная кампания должна была продлиться несколько недель и завершиться блестящей победой Ирака. Его уверенность разделяли и другие арабские страны Персидского залива. Однако реальность оказалась совершенно иной.
Война, не выявившая победителей
К началу войны Ирак имел подавляющее превосходство в сухопутных войсках и авиации. В приграничной зоне с Ираном было сосредоточено около 140 тыс. солдат, 1 300 танков, 1 700 орудий и минометов, 350 боевых самолетов. Со стороны Ирана им противостояла группировка войск в составе около 70 тыс. человек, имеющая на вооружении 620 танков, 710 орудий и минометов, 150 боевых самолетов. Таким образом, иракские вооруженные силы имели превосходство по личному составу и танкам в 2 раза, по самолетам – в 2,3; а по артиллерии и минометам – в 2,4 [3].
Боевые действия начались с нанесения массированных ударов иракской авиации по военно-экономическим и административным центрам Ирана, а также по его аэродромам, портам и военно-морским базам. Уже к концу первого дня войны иракской стороне удалось вклиниться на территорию противника до 20 км, а за 10 дней иранские войска были отброшены на 40 км [3].
Однако иракские войска смогли удерживать инициативу только на протяжении первых шести недель войны. За этот период была захвачена часть провинции Хузестан с расположенными на ней богатыми нефтяными месторождениями, но преобладающее арабское население этой провинции, вопреки ожиданиям, не выступило на стороне иракской армии [2].
К концу ноября 1980 года наступление иракских войск прекратилось. С этого периода до осени 1981 года война носила позиционный характер. Ни одной из сторон длительное время не удавалось захватить инициативу. Только в начале сентября 1981 года иранские войска перешли в наступление и вернули часть захваченной территории. При этом в ходе этого наступления иранцы понесли большие потери.
Таким образом, руководство Ирака, утратив стратегическую инициативу, не сумело осуществить планировавшийся блицкриг и решить поставленные задачи, в короткий период разгромив силы противника. В связи с этим Багдад предпринял попытку склонить Тегеран к мирным переговорам, предложение о начале которых, однако, было отвергнуто иранским руководством.
По мере того, как становилось очевидным, что план блицкрига не удался, менялось и отношение к войне арабских стран. Уже к ноябрю 1980 года Саддам Хусейн обнаружил, что арабские государства, на лидерство среди которых он претендовал, разделились на три категории: твердые союзники, полностью поддерживающие усилия Ирака; сторонники, которые могли бы более активно оказывать ему помощь; и ренегаты, вставшие на сторону Ирана. Причем к первой категории можно было отнести только Иорданию [2].
Второй период войны с июля 1982 по февраль 1984 года ознаменовал собой попытки Ирана вести наступательные действия. С конца 1982 года обе стороны перешли к тактике постепенного «вгрызания» в оборону противника. Без особых успехов. В итоге война зашла в позиционный тупик и все более принимала характер «войны на истощение».
Силы флотов Ирана и Ирака до 1984 года особой активности не проявляли, их действия ограничивались редкими ударами по военно-морским базам и портам, нерешительными попытками осуществить блокаду побережья своего противника [3]. В период с марта 1984 года по август 1988 года позиционные бои сочетались с боевыми действиями на море, которые получили в зарубежной и отечественной историографии название «танкерная война», а также с ракетно-авиационными ударами по городам.
Сверхдержавы – СССР и США – при этом заняли достаточно двоякую позицию, меняя ее по ходу конфликта. Так, сначала СССР проводил политику нейтралитета (1980–1982), а затем открыто поддержал Ирак (с 1982 по 1987 гг.) [4]. Учитывая, что Ирак являлся традиционным союзником Советского Союза и что на момент начала военных действий (22 сентября 1980 года) действовал Договор о дружбе и сотрудничестве, это неудивительно. А вот на завершающем этапе конфликта (1988 год) отношения СССР и Ирака охладели, и Советский Союз поддержал инициативы Ирана и расширил экономическое сотрудничество с ним.
Что касается США, то в начале конфликта американцы, как и СССР, занимали выжидательную позицию. Однако, как только инициатива в войне стала переходить к Ирану, с 1982 года США стали проводить откровенно проиракскую политику. Кроме военных поставок, Вашингтон обеспечивал Ирак разведывательной информацией, а также предоставил Багдаду кредит 2 миллиарда долларов.
Однако подобная поддержка Ирака со стороны США вовсе не говорила о том, что американцы хотели, чтобы Саддам Хусейн одержал победу. Для Вашингтона скорая победа любого из этих крупных государств Персидского залива представлялась невыгодной; максимально же затянувшееся противостояние в регионе, во-первых, ослабило бы оба региональных «центра силы», а во-вторых, дало бы возможность усилить их военное присутствие под предлогом стабилизации обстановки в бассейне Залива [2]. По этим причинам истощение воюющих сторон вполне вписывалось в планы США.
Такая позиция Вашингтона подтверждается фактом тайной продажи оружия Ирану. Цель этих поставок заключалась в том, чтобы в конечном итоге решить судьбу американских и других западных заложников в Ливане и восстановить дипломатические отношения с Ираном [1].
20 августа 1988 года было положено начало ирано-иракским переговорам по заключению мирного соглашения. Война между Ираком и Ираном завершилась. Этот военный конфликт не выявил победителя, поскольку ни одна из проблем, отравлявших отношения двух государств, так и не была разрешена, а обе конфликтующие стороны не смогли добиться поставленных целей.
Приняв решение о начале боевых действий, Саддам Хусейн совершил, по крайней мере, две ошибки, обусловившие впоследствии длительный характер конфликта.
Во-первых, он полагал, что ослабленная чистками иранская армия будет не в состоянии эффективно противостоять иракскому вторжению.
Во-вторых, президент Ирака очень рассчитывал на то, что арабское население Хузестана выступит против центральной власти. Однако эти расчеты оказались неверными. Беспочвенными оказались и надежды Ирана на помощь со стороны иракских шиитов.
Последствия войны были катастрофическими для обеих стран. Она привела к гибели более миллиона человек, к разрушению инфраструктуры обеих стран – по оценкам экспертов, ущерб, нанесенный войной, оценивался в 188 млрд долларов для Ирака и 369 млрд долларов для Ирана.
Ирано-иракская война и СВО: сходные черты двух конфликтов
Военная операция на Украине все отчетливее приобретает черты ирано-иракской войны, поскольку продолжается уже без малого два года, а ее завершение пока что на горизонте не просматривается.
России не удалось одержать быструю победу над украинской армией, и теперь военный конфликт точно так же, как и ирано-иракская война, развивается волнообразно: наступление Российских войск сменилось обороной и наступлением ВСУ, которое завершилось неудачно. После чего уже ВСУ снова перешли в оборону, а ВС РФ пытаются вести наступательные действия (успехи в лучшем случае имеют тактический характер, при этом не имея оперативно-стратегического значения).
При этом Украина, несмотря на патовую ситуацию, пока что отказывается от переговоров на условиях статус-кво, видимо, рассчитывая на продолжение поддержки США и их союзников. Запад в целом на стороне Украины, однако единства по этому поводу уже нет, и чем дольше продолжается конфликт, тем больше сомнений у политиков европейских стран.
Нет единства и в самих США, где существенная часть республиканцев сомневается в целесообразности продолжения финансовой и военной помощи Киеву и блокируют пакет экстренной помощи для Украины на десятки миллиардов долларов, связывая его принятие с консенсусом об изменениях в иммиграционной и пограничной политике США.
Тем не менее нынешняя американская администрация и Демократическая партия США настаивают на продолжении поддержки Украины. Они рассчитывают, что военный конфликт будет продолжаться еще длительное время. Об этом, например, говорится в материале The New York Times «США и Украина ищут новую стратегию после неудачного контрнаступления» (U. S. and Ukraine Search for a New Strategy After Failed Counteroffensive).
Американцы настаивают на консервативной стратегии, направленной на удержание территории, оборону и наращивание запасов и сил в течение 2024 года. Соединенные Штаты считают, что эта стратегия повысит самодостаточность Украины»,
– пишет издание.
Кроме того, как отмечает NYT, американские официальные лица говорят, что «Украине придется воевать с более ограниченным бюджетом».
Таким образом, американские демократы, понимая, что ВСУ не смогут одержать победу над Российской Армией, выступают за продолжение войны на истощение и трансформацию военного конфликта на Украине в формат ирано-иракской войны.
В связи с чем возникает вопрос – является ли окончательная трансформация СВО в подобие ирано-иракской войны высоко вероятной или и вовсе неизбежной?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку многое, как ни странно, зависит в том числе и от политической динамики внутри самих США (противостояние республиканцы – демократы), а также позиции стран ЕС. Украина полностью зависит от западной (в первую очередь – американской) военной и финансовой помощи, а ее нынешнее политическое руководство, полагаясь на эту помощь, абсолютно неадекватно оценивает ситуацию и пока что отказывается от переговоров.
А Россия в свою очередь продемонстрировала неспособность одержать убедительную победу на поле боя и попала в ловушку позиционного тупика. Поэтому ситуация непосредственно на поле боя все менее существенно влияет на общую стратегическую ситуацию.
Использованная литература: [1]. Белоусова К. А. Ирано-иракская война (1980–1988) и политика США в Ираке // Вестник Рязанского ГУ им. Есенина, 2005.
[2]. Абалян А. И. Ирано-иракский вооруженный конфликт 1980–1988 гг. и его влияние на систему международных отношений на Ближнем Востоке.
[3]. Доценко В. Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. – М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001.
[4]. Мирный Д. С. Вмешательство СССР и США в ирано-иракскую войну 1980–1988 гг.
Информация