Пушки на железнодорожном транспортере. Французские 340-мм пушки М 1881, М 1884, М 1893 и М 1912

1
В 1916 году конструкторы фирмы Schneider, постепенно увеличивая калибр пушки, установленной на ж/д транспортере для 274-миллиметровой пушки, обратили внимание на устаревшие 340-миллиметровые орудия, которые состояли на вооружении частей французской береговой обороны. В связи с невысокими баллистическими характеристиками, они не могли противодействовать дальнобойной артиллерии, установленной на судах противника (тем более, что в Первую мировую войну ответственность за береговую оборону Франции на себя возложила Великобритания). При этом, благодаря фугасным снарядам большой мощности, которыми стреляли данные пушки, их можно было с успехом использовать на суше.



Конструкция 340-миллиметровых пушек М 1881 и М 1884, выбранных первыми для установки на ж/д транспортерах, была практически одинаковой. Длина данных пушек составляла 30 калибров, нарезной части ствола – 22,2 калибра. Для стрельбы использовались фугасные снаряды массой 432 —465 кг, дальность стрельбы составляла 19,5 —18,3 км. Масса пушки – 51,8 т, это послужило причиной увеличения веса всей артиллерийской железнодорожной установки до 187 тонн. В свою очередь это потребовало увеличения числа опор до 7 штук (на них во время стрельбы опиралась установка). При этом время, которое требуется для перевода установки в боевое положение из походного, практически не увеличилось. Тренированному расчету для выполнения этой операции требовалось 30— 35 минут.

340-миллиметровую пушку М 1893 смонтировали уже на модернизированном лафете, имеющем 7 опор. Первоначально она также предназначалась для береговой артиллерии, однако обладала большей, по сравнению с предыдущими двумя пушками, длиной ствола (36,8 калибров) и более высокими баллистическими характеристиками. 432-килограммовый фугасный снаряд пушка выстреливала на дальность 26,9 км при начальной скорости 740 м/с. Дальность стрельбы 465-килограммовым снарядом составляла 25,4 км. В вертикальной плоскости пушка могла наводиться в диапазоне +3 .. +40 градусов. Приводы наведения – ручные. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось перемещением транспортера по криволинейным участкам железнодорожного пути. Несмотря на большую длину ствола, масса М 1893 была ненамного больше двух предыдущих орудий, и составляла 53 т, а вес всей установки даже был снижен до 183 тонн. Тем не менее, конструкторы осознавали, что возможности транспортера, который был разработан для 274-миллиметровой пушки, почти исчерпаны и для более мощных артиллерийских железнодорожных установок его конструкция должна быть существенно изменена.



Прежде всего, данную железнодорожную установку нельзя было использовать из-за нагрузок на шестиосные тележки ходовой части увеличившиеся до предельных значений. Поэтому фирма Schneider, получив заказ на создание артиллерийской железнодорожной установки с 340-миллиметровой морской пушкой, имеющей длину ствола 47,4 калибра и массу 66950 кг, приступила к существенной переработке конструкции в целом удачного транспортера.

Проблему высоких нагрузок на оси ж/д тележек решили посредством установки под каждый из концов транспортера, так называемого балансира, опиравшегося на две четырехосные тележки. Таким образом, количество осей всей установки увеличилось до 16, что при весе установки около 290 тыс. кг позволяло удерживать нагрузку на каждую ось в пределах 17 тыс. кг. Данное конструктивное решение стало причиной увеличения длины транспортера до 33,22 метра, однако благодаря балансирам маневренность при движении по ж/д путям осталась практически неизменной.



Фирма Schneder для установки на модифицированные транспортеры получила 340-миллиметровые пушки М 1912 в количестве 6 штук. Данные пушки были предназначены для линкоров типа Normandie, но после отмены решения о создании линкоров 12 готовых пушек М 1912 остались на складах флота, лежать мертвым грузом. В условиях острой нехватки тяжелых артиллерийских орудий у сухопутных войск использование данных орудий для создания артиллерийских железнодорожных установок было весьма разумным решением.

Пушка М 1912 являлась современным морским орудием весом 67 тонн. Длина нарезной части ствола равнялась 39 калибрам. 465-килограммовый фугасный снаряд мог поразжать цели на дальности 33 км, имея начальную скорость 893, м/с. После принятия 445-килограммового снаряда с баллистическим наконечником дальность стрельбы возросла до 37,6 км. Для уничтожения долговременных огневых сооружений могли использоваться бронебойные снаряды весом 555 килограмм.

Необходимо отметить, что максимальная дальность стрельбы с железнодорожных транспортеров оказалась больше, чем расчетная максимальная дальность огня из башенной установки, спроектированной для линкоров. Это можно объяснить тем, что максимальный угол возвышения при велении огня из башенных установок составлял +23 градуса, в то время как угол возвышения орудия на ж/д транспортере равнялся 37 градусам.

В 1918 году фирма Schneider установила все 340-миллиметровые пешки М 1912 на железнодорожные артиллерийские установки. Они участвовали в последних боях Первой мировой войны. Установки на вооружении французской армии оставались до мая 1940 года, когда они попали в руки немцев как военные трофеи. В вермахте данные установки использовались под обозначением 34 Kanone (Е) 673 (f).

Тактико-технические характеристики М 1884/М 1893/М М 1912:
Калибр – 340 мм;
Длина ствола – 30,0/36,8/47,4 калибров;
Наибольший угол возвышения – 40/40/37 градусов;
Угол горизонтального обстрела – 0 градусов;
Масса в боевом положении – 187/183/270 тонн;
Масса фугасного снаряда – 432/432/465 кг;
Начальная скорость снаряда – 600/740/893 м/с;
Наибольшая дальность стрельбы – 19500/26900/33000 м.

По материалам сайта http://milday.ru
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. valiant
    0
    5 февраля 2013 00:44
    34 cm Kanone Gl (Е) 673(f)
    34 cm Kanone W (Е) 674(f)

    Обе 340-мм пушки различались между собой только типом применявшегося лафета. Тип лафета обозначался в названии пушки: Gl — Gleitlafette, W — Wiegenlafette. Первая пушка наглухо закреплялась на платформе, которая могла по рельсу поворачиваться в горизонтальной плоскости. Вторая пушка устанавливалась на двенадцатиосной железнодорожной платформе.
    2 340-мм пушки W (Е) 674(f) входили в состав 673-й батареи железнодорожной артиллерии, действовавшей в составе 7-й Армии. Еще две пушки из 695-й батареи участвовали в осаде Ленинграда. Остальные пушки этого типа были сняты с платформ и использованы в качестве орудий береговой обороны.