Переулками Москвы. По Миусам и Новой Слободе к Булгакову – из жизни старых подворотен
Столичные штучки
На Маяковку и Большую Садовую, где в доме номер 10, бывшем 302-бис находится «нехорошая» квартира № 50, откуда-нибудь с Новослободской или Миусской площади несложно добраться и общественным транспортом. Но зачем, если пешком немногим дольше, и точно обойдёшься без пересадок. И увидеть можно куда больше интересного.
Хотелось бы сразу предупредить, что в этом очерке всё самое интересное мы, прошу прощения, рассматривать станем не очень внимательно. И прежде всего потому, что многое тут довольно банально, однако вполне заслуживает серии отдельных рассказов. Их ещё предстоит написать, а вот рассказать про такие объекты, как старые московские подворотни, в эту снежную морозную зиму самое время.
Московские подворотни. Их всегда любили кинорежиссёры, чего стоят хотя бы сразу три подворотни в «Романсе о влюблённых», ими проходили герои множества рассказов, в них, как у Лазаря Карелина в «Змеелове», отрицательные герои покушались на жизнь положительных.
Думается, что подворотен, а ещё и проходных дворов в Москве не меньше, чем переулков. В старой российской столице, в отличие от северной, не так много дворов-колодцев, и здешние подворотни дружат с проходными дворами.
Чаще всего ими несложно пройти чуть ли не куда угодно – если, конечно, дорогу не перегораживают заборы чего-нибудь секретного, или уже нынешнего – элитного с электронными калитками. Но представлять их, подворотни, сами по себе можно только через тех, кто по ним проходит, а ещё – через дома, дворы, улочки и переулки, которые эти подворотни соединяют.
И Тверские, и Ямские
Миусы – район, соседствующий с уже представленными автором переулками (Весковский и Вадковский – даже не однофамильцы ), и других в нём почти не осталось. Здесь всего два Тверских-Ямских переулка, три одноимённых улицы, со второй по четвёртую, и несколько ныне уже безымянных переулков.
Вот от них-то в результате сталинской реконструкции и осталось немало проулков и подворотен, буквально всё в районе соединяющих. И они нередко в чём-то интереснее и улиц, и переулков. Не переоценивая качество и оригинальность фотографий, предлагаю – смотрите сами.
Итак, заглянем в один из первых проходов с улицы Долгоруковской, которая от Садового кольца приводит к Бутыркам, по улицам Новослободской и Лесной. Сделаем это рядом с бывшим зданием Союзмультфильма, которое по-прежнему скрывает за собой густо-малиновый кирпичный храм Николая Чудотворца в Новой Слободе.
Храм давно на реконструкции, с тех пор как мультипликаторов переселили под бок к Телецентру в Останкино. Но как слева от него, так и справа, не получится не заметить разрекламированный итальянский квартал, который на самом деле стоит там уже не первый год.
Однако слова доброго, кажется, ни одного, он так и не заслужил. И это неудивительно – квартал фактически полумёртвый, считанные квартиры и апартаменты, которые кто-то в нём всё же купил, ничем достойным так и не подкреплены.
Ни рядом, ни в квартале, укрывшемся за теми самыми заборами, нет ни кафе, ни ресторанчиков или клубов, и уж тем более – поликлиник, школ и что там ещё по жизни нужно людям. Оставляя позади и квартал, и всю бывшую Новую Слободу, через несколько тех самых подворотен выходим на улицу Фадеева.
Великие имена
Теперь улица, названная в честь легендарного писателя, который здесь, возможно, и не бывал – уже не переулок, на половине своего протяжения граничит с Медицинским центром имени Н. Н. Бурденко. Зато на ней можно отвести душу в одном из лучших магазинов для художников с красивым именем «Передвижник». Он занял половину первого этажа сталинского дома с роскошной аркой в левом с фасада крыле, которую назвать подворотней язык не поворачивается.
Незадолго до войны улицу Фадеева едва не расширили до проспекта, выходящего прямо на Миусскую площадь с высотным зданием Дома Радио. Высотку вместо Собора Александра Невского, разбитого фашистской бомбой, так и не возвели, но пара наркоматовских зданий – нынешних Внешторга и МИДа, украшает район до сих пор. Как и примыкающий к ним уже современный Национальный музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки – по архитектуре не шедевр, но всё же.
Шедевры совсем рядом – числятся они по Фадеева, 5, но смотрят прямо на 1-й Тверской-Ямской переулок. Это два корпуса уже упомянутого НИМЦ имени Бурденко, который сегодня специализируется на нейрохирургии.
Первый из них – главный, работы не самого известного архитектора А. Ф. Мейснера, не так давно очень трепетно отреставрированный с сохранением элементов декора в стиле модерн. Второй – восстановительный, что-то вроде санатория в самом центре Москвы. С просторными балконами, которые, кажется, не используются даже летом.
До цели нашего небольшого путешествия остаётся совсем недалеко, и есть несколько маршрутов к нынешней Триумфальной площади, раньше носившей имя Маяковского. Хотя, кто объяснит, чем столичным чинушам от переименования не угодил бунтарь-поэт, хорошо, что ещё памятник не тронули.
Ради того, чтобы срезать путь, дефилирующая дворами и подворотнями публика идёт на самые разные ухищрения (на фото выше). Все дороги тут ведут, конечно, не в Рим, но к Концертному залу имени П. И. Чайковского, двум театрам – Сатиры и имени Моссовета, а также к уютному саду «Аквариум» выводят точно. Ну и к нехорошей квартире на Большой Садовой тоже.
Хотя опасаюсь, что неплохая кафешка, чью «булгаковскую» вывеску (на фото) можно увидеть рядом с входом в пресс-центр «Интерфакса», долго не протянет. Почему? Да потому что и место не самое удачное – на шумном загазованном развороте над тоннелем Садового кольца, и цены зашкаливают, и от булгаковских мест далековато.
Впрочем, с этой точки до самой нехорошей 50-й квартиры в бывшем доме 302-бис по Большой Садовой ходу минут десять или чуть больше. Ну а там и до Патриков, пардон, Патриарших прудов, точнее – пруда, рукой подать – по скверу Фёдора Шехтеля и Ермолаевскому переулку. Но об этих объектах уже в ходе наших следующих прогулок.
А пока – совсем немного про двор и дом с той самой квартирой Берлиоза и Стёпы Лиходеева, которую оккупировала банда Воланда. Двор приведён в порядок – на радость коммунальщикам, и превращён в арт-объект на горе фанатам «Мастера и Маргариты».
Дом в очень приличном состоянии, по крайней мере, снаружи, да и оранжерея на третьем этаже за роскошным модерновым окном не может не впечатлять. Само помещение, отведённое под театр-музей на первом этаже дома 10 или 302-бис прямого отношения к писателю, вообще-то, не имеет, хотя коты Бегемоты (один из первых на фото) там обосновались самые настоящие.
Театральные постановки практически все хвалят, не то что киноверсии «Мастера и Маргариты». Знаменитый подъезд с квартирой № 50 наверху, тоже ставшей музеем – конкурентом театра-музея, не раз ремонтировали, избавили от тусовок и неприличных росписей. И... честно говоря, полностью вытравили дух Булгакова и его героев.
Информация