Турция и вторичные санкции. О том, что ещё предстоит нам почувствовать в торговле

38
Турция и вторичные санкции. О том, что ещё предстоит нам почувствовать в торговле

В феврале пошли новости о том, что некоторые китайские финансовые организации, как и ряд поставщиков, начали либо останавливать платежи и поставки, либо серьёзно их притормаживать.

Процесс этот в реальности не был столь уж масштабным, однако некоторые финансовые структуры, остановившие платежи, имеют статус довольно серьёзных операторов, вроде Chouzhou Commercial Bank, и сигнал этот многих в России заставил задуматься.



Через неделю аналогичные новости пошли уже с западного направления — из Турции. Проблема здесь была в целом ожидаемая (ужесточение работы по сделкам, связанным с Россией, идёт с декабря), а вот масштаб оказался больше китайского. Речь уже идёт не о единичных, пусть и крупных операторах, а о системе расчётов в целом. Причём как для физических, так и для юридических лиц.

Ситуация на этом направлении сложилась очень неприятная и довольно чувствительная, поскольку, несмотря на все сложности, Турция для нужд импорта, в том числе «параллельного», всё равно остаётся одним из двух (вместе с Китаем) основных каналов.

Это сложнейшая задача. Причём именно в секторе оборудования, электроники и высоких технологий. Сырьевикам «путать схемы» все-таки намного проще. Здесь будут необходимы и изменение подходов логистов, и изменение подходов со стороны государства. Чем быстрее это будет осознано, тем лучше.

Просто взять и перейти к примеру «из Турции в Пакистан» не так-то просто, как может показаться со стороны. Минимум полгода придётся выстраивать отношения, изучать, находить общий язык, притираться к особенностям других финансовой и таможенной систем, спотыкаться о подводные камни. А заодно нести немалые расходы, терять деньги на неизбежных ошибках — ресурсы, которые надо будет ещё где-то найти и обосновать необходимость трат для инвестора.

Одновременно на вас будут висеть клиентские обязательства, контракты, предоплаты, ответственность за текущие поставки. По сути дела, «вскрыть» в логистике новое направление — это равноценно созданию нового бизнеса.

Операторы предпочитают выжимать из того направления, на котором работают, тот максимум, который возможен. И вот история с Турцией как раз даёт возможность посмотреть на то, где же этот самый максимум находится. Нам часто говорят, что «Запад достиг предела санкций», а так ли это?

Рассматривать турецкое направление совсем аналогично китайскому нельзя. Они всё-таки разные, поскольку Турция из числа региональных стран, близких к ЕС, имеет с Европой особые режимы взаимодействия в плане внешней торговли, во многом аналогичные нашим связям в рамках ЕАЭС.

Это уровень полноценного таможенного союза с рядом вытекающих взаимных обязательств. Зато можно будет выделить как общие для Китая и Турции, так и отдельно специфические черты и угрозы.

Более того, с августа прошлого года Анкара ведёт переговоры с ЕС об углублении и расширении таможенного союза — фактически о его переформатировании.

«Мы обсудим это с нашими командами после лета и посмотрим, возможно ли использовать эти новые сигналы из Турции»,

— сказал тогда П. Джентилони, глава Еврокомиссии по экономике. А что это за новые сигналы? Часть из них рассматривалась в материалах.

Турция летом приняла неизбежное — она часть стоимостного кластера Еврозоны со всеми вытекающими не только сложностями, но и бонусами в виде пула инвестиционных фондов, зашедших туда с осени, прямыми инвестициями и даже новыми самолётами. НАТО, «азовцы», о которых столько летом писали, и т. п. — это только часть более крупной модели.

Это уже не гипотетические прогнозы, а факт, и разговоры в наших медиа — вроде тех, что, дескать, Турция из-за своих проблем через некоторое время чуть ли не войдёт в Евразийский союз — тут только вредят.

Ведь раз она войдёт, то зачем логистам строить новые каналы, надо просто потерпеть и подождать пока войдёт, выжимать максимум из существующих. Вот лучше на это не рассчитывать, а строить каналы новые, пусть это и действительно накладно.

Зато на примере Турции можно посмотреть, чего можно ожидать в странах, которые находятся с тем же ЕС на приличном уровне торгового и таможенного взаимодействия. Ведь у ЕС есть особые соглашения и режимы и с Тунисом, с Марокко, с Алжиром и т. д. Просто потому, что Анкаре воленс-ноленс придётся первым номером из нейтральных стран большую часть нормативов всё-таки начать выполнять.

Итак, с чем с декабря частично, а сейчас уже по нарастающей столкнулись операторы? Не принимаются и не отправляются платежи.

Сказать, что банк как финансовая организация не имеет права на такие остановки, нельзя. В любом случае там должны сверить предмет сделки, получить подтверждение её выполнения или условий выполнения, сверить суммы и валюты, проверить получателя и отправителя.

Процедура верификации сделки, или как это иногда называется — «банковский комплаенс», по большому счёту регулируется самой финансовой организацией. Более того, существует системы обмена подобной информацией.

В ливанском банке или израильском вам также могут отказать в проведении транзакции, если вдруг решат, что вы финансируете, например, «Хезболлу» или есть просто подозрение на это. Где-то можно отделаться просто письмом, что не знаете, кто это и что это, а где-то и нет. Это работает обмен данными по протоколам борьбы с отмыванием средств и борьбы с терроризмом.

Причём протоколы эти могут быть как национальные, так двусторонние, так и в рамках системы вроде FATF («Группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег»).

У нас очень много писали о том, какую свободу от «глобальных гегемонов» даст китайская система CIPS по сравнению со SWIFT. Однако, согласно Меморандуму ещё от 2016 г., обе системы ведут обмен информацией и используют ресурсы друг друга.

Это не означает, что банки и платёжные системы «всё сливают», но означает, что обмен данными есть, и то, как он будет происходить, с какой частотой и глубиной, от клиента зависит довольно слабо. Это работают соглашения об удобстве обмена данными и полноте рыночной информации.

В плане санкций также есть имеющиеся протоколы и регламенты на основе политики безопасности ЕС (CFSP) и протоколы от небезызвестного «Управления по контролю за иностранными активами Минфина США» (OFAC). Дополняются они уже непосредственно перечнем санкционных товаров и их таможенных кодов, санкционных организаций и их международных SWIFT-кодов, а также персоналий под санкциями.

Теперь рассмотрим, как должен себя вести «приличный» банковский клерк, которому надо на все эти протоколы и соглашения опираться в работе при верификации очередного контракта и платежа.

Во-первых, он обязан запросить по всем имеющимся каналам степень пересечения всех контрагентов с подсанкционными компаниями и организациями, а также доли участия подсанкционных лиц в каждой по цепочке.

В итоге выстраивается модель риска «А», «В», «С» и т. д. По большому счёту длина просчёта и анализа этой цепочки зависит от самой финансовой организации. Отказать в проведении операции могут, если где-то засветилась причастность сделки к подсанкционным лицам и компаниям (пусть и на третьем круге) свыше 25 %.

При этом 25 % — это «норматив», а клерк и его подразделение могут пользоваться своей системой оценки, в которой «на всякий случай» может стоять 0 %, и сделать тут клиент ничего не может, ему даже объяснять этого не обязаны — «внутренний протокол безопасности».

Но и это ещё не финал процесса. Даже при 0 % совпадений есть ещё и рекомендации по косвенным признакам риска.

Например, выясняется, что компания, с которой сотрудничает турецкий поставщик, никогда до этого не занималась покупкой микропроцессоров, а платит за покупку контора из Дубая, которая до этого оплачивала сделки по мандаринам. Или в стране, куда направляются микропроцессоры, нет производства, использующего оные и продающего изделия на их основе на внешние рынки. Зачем Киргизии или Монголии сейчас понадобились микропроцессоры?

Казалось бы, покупают в Бангладеш, платят арабы, в чём проблема? В косвенных рисках. Причин отказа фин. организация не объяснит, это страховочное решение подразделения контроля. Как и с той же «Хезболлой», о которой говорилось выше.

По идее, нормальный банк не сильно заинтересован в подобном изучении таких подробностей внешнеторговых операций. Это создаёт нагрузку на систему, приводит к снижению числа операций, загрузке персонала и потере дохода от РКО.

Однако в таком случае OFAC просто рассылает уведомление, что банк, конечно, может использовать метод анализа и менее глубокий, но в случае, если уже OFAC сама пройдёт по всей цепочке и найдёт «комплаенс» банка слабым и ненадёжным, то банк получит довольно существенные штрафы. При этом сама цепочка может быть вообще «белой», в ней даже могут не светиться подсанкционные компании и персоналии.

Отсюда самый простой ответ от той же турецкой банковской системы может быть только один — независимо от таможенных кодов в «пакетах санкций» надо исключить саму возможность, даже теоретическую связь сделки и платежа с Россией.

Это проще, чем разбирать каждый инвойс и сертификат по таможенным кодам, тем более что пакетов санкционных и так больше десятка. А поскольку поставщики и покупатели банку известны, раз работают годами, то увы.

Всё сказанное учитывает далеко не весь спектр возможностей и возможных пакостей системы. По большому счёту львиная доля тех дыр, которые мы наблюдали в вопросе исполнения санкций, это заслуга самих контрольных органов ЕС и OFAC, которые, будучи сами бюрократическими структурами, банально не могут весь этот поток администрировать.

Автор совершенно не исключает того, что и санкции вводятся именно такими «пакетами» с ограниченным перечнем товаров, компаний и персоналий, что системе контроля ЕС и OFAC так проще обрабатывать операции по времени. Но база-то нарабатывается, тем более что цифровизация процессов в сфере финансового контроля идёт по всему миру весьма приличными темпами. Заметим, что к каждому пакету санкций предлагается ещё и набор мер по их «автоматизации».

В этом плане не очень дальновидны усмешки над тем, что, дескать, «миллион санкций не работают». Даже у логистов можно встретить мнение, что «через какое-то время этот «чёс санкционный» закончится.

Не закончится. Есть такая старая мудрость, что взявший в руки меч, может, и не является воином, но на пощаду рассчитывать уже не может. Вот меч в руки взят, а ощущения глубины этого шага, кажется, до сих пор полноценного нет. Впрочем, хорошо будет в этом плане ошибиться.

Видимо, следует как-то уяснить, что те дыры, что имеются в санкционных сетях, преимущественно заслуга трёх факторов.

А) Позиция продавца, который не хочет терять выручку и прибыль. Этим объясняется тот факт, что до сих пор многие производители не задействовали по полной программе нормативы патентного регулирования в рамках соглашений ВТО. Но сколько это продлится по времени, неизвестно, а ещё это всё равно зависимость от степени «жадности» продавца и производителя, а не импортера-покупателя.

Б) Бюрократия контроллеров, которые не могут разом выкатывать такое количество требований, чтобы не парализовать работу финансового сектора. Но база решений и цепочек поставок нарабатывается с каждым месяцем. И не стоит рассчитывать, что эта бюрократическая машина скажет «мы устали».

В) Некоторое сопротивление на уровне структур МВФ. Последнее выглядит несколько необычно для российского дискурса, однако именно МВФ пока тормозит и изъятие международных резервов, и столь доскональную проверку цепочек платежей, избегая опять-таки разбалансировки системы. Но это временный фактор, как, впрочем, и остальные два.

Всё это означает, что при не самом сильном эффекте от вала санкций в текущем моменте, реального давления всей системы мы ещё не почувствовали, это вопрос времени, причём не самого далёкого. Вот сейчас американская бюрократия OFAC занялась конкретно станками с ЧПУ, на следующий квартал займётся ещё одним сегментом и т. д.

Если уж вести речь о полноценном импортозамещении, то разворачивание производств — это 6-7 лет. На этот период страна должна быть обеспечена импортным станочным парком и комплектующими — это не столь уж малый срок, довольно комфортный для западной бюрократии, чтобы постепенно залатывать дыры в своей системе, адаптировать свои производства и каналы поставок в том числе.

У нас же, как ни включишь информацию — взвейтесь, развейтесь. Как в немного изменённых стихах В. Берестова: «О чём поют воробушки в последний день зимы: «Мы выжили, мы дожили, мы живы, живы мы»». Запад разваливается, оковы глобалистов трещат, но даже если они трещат, то каким образом это снимает ограничения и смягчает условия, написанные выше?

Вроде бы каждый день нам утверждают, что западные элиты — это стая гиен. И это является совершеннейшей правдой. Однако, заявляя себя на роль льва, следует помнить, что вокруг него стая гиен может кружить долго.

Измотать, отойти, показать слабость, повыть от тоски, что нет, например, снарядов, дать льву немного успокоиться и почувствовать победу. Дать поймать добычу и поесть.

Дождаться, пока лев сытый уснёт, прикончить, а потом съесть и льва, и остатки его добычи. И каким бы лев ни был большим, сильным и благородным, от этой стаи его спасёт только исключительное внимание и дальновидность. Западу надо отступить и перегруппироваться, и он не стесняется это делать, даже теряя в репутации, но санкционный режим стягивается и стягивается. Базы нарабатываются, информация анализируется, выводы делаются.

Вот сколько дискуссий было на тему платежей золотом или о «золотых валютах», кстати, и на нашем ресурсе, но в числе прочих ведь есть ещё и содержание т. н. «седьмого пакета» санкций — запрет на покупку, импорт или передачу золота и ювелирных украшений из России.

То есть принять оплату российским золотом за товар, которую осуществляет покупатель, к примеру, из Китая европейский поставщик вряд ли сможет. А значит, и принять оплату за китайский товар металлом с нашим пробирным клеймом может не каждый китаец.

Из таких кирпичей Запад шаг за шагом, но возводит вокруг нас весьма неприятную стену, и те два года, за которые санкциями на Западе внешне добились, казалось бы, меньше, чем хотелось бы, это только часть большого длительного процесса. Показывать на них «ничтожных» пальцем — дело в плане информационных войн может и не лишнее, но всё-таки надо понимать, что мы должны иметь совершенно иную инфраструктуру внешней торговли, чем она имеется сегодня.

Открываешь наши медиа, а там радость от того, как мы укрепились. Ну хорошо, а вот вопрос: наша контролирующая система готова поручиться за то, что наша же отечественная банковская система с её «комплаенс» не даёт подобных сведений во внешний мир? Есть ли такие гарантии, которые должны быть железобетонными? А как быть с фактически открытыми данными по ЕГРЮЛ? Часть информации закрывается отдельно, но ВЭД занимается значительное число предприятий или сотрудничает с ними.

Замечательная вещь цифровизация, но есть нюансы. Надо закрывать от внешнего мира внутреннюю информацию, а то сами разделись до трусов перед глобальным миром. Будет логист год выстраивать цепочки компаний, а какой-то квази-оппозиционер из Литвы сядет и посмотрит по открытым базам — мир открытый ведь или как? Или, может, пока не стоит держать окна нараспашку, оставить только форточки?

Турция в этом плане важна именно тем, что все описанные процедуры ей придётся выполнять в первую очередь, поскольку идёт новый этап таможенной интеграции с ЕС. Важна и тем, что у нас с Анкарой одна из наиболее глубоких интеграционных бизнес-моделей. Это важно понимать, чтобы в очередной раз не вышло, как на нетленном полотне И. Репина «Не ждали».

Вместо того чтобы размышлять, насколько крепка наша броня перед валом санкций, здесь надо работать превентивно, и технологический импорт из этой юрисдикции выводить, заодно отрабатывая новые каналы логистики. Выжать из Турции большее, чем есть, не получится, а вот что получим наверняка, так ещё и проблемы с расчётами в тур. секторе, поскольку ЕС просто перекроет Турции выпадающие поступления субсидиями, о чём переговоры ведутся.

Как и с платёжными инструментами, о которых дискутировалось в материале Китайские банки и антироссийские санкции. Некоторые аспекты проблемы, создание альтернативных цепочек является не просто усложнением схемы оформления, а связано с выстраиванием целой промежуточной сферы мини-производств в разных странах, которые будут использоваться для многоступенчатого реэкспорта. Причём выстраивать их так, чтобы не было ни одного внешнего признака на нескольких уровнях связей с Россией.

Это сложнейшая задача. Причём именно в секторе оборудования, электроники и высоких технологий сырьевикам «путать схемы» намного проще. Здесь будут необходимы и изменение подходов логистов, и изменение подходов со стороны государства. Чем быстрее это будет осознано, тем лучше.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    26 февраля 2024 03:17
    За 24 года можно было в отрасли высоких технологий немного почесаться. Но чесали не там и не те и не тогда.
    1. +8
      26 февраля 2024 05:46
      Цитата: Paul Zewike
      Но чесали не там и не те и не тогда
      А по-моему, не чесали совсем
      1. +12
        26 февраля 2024 06:12
        Цитата: Голландец Михель
        Цитата: Paul Zewike
        Но чесали не там и не те и не тогда
        А по-моему, не чесали совсем

        ещё как чесали...по ушам.
      2. -1
        26 февраля 2024 07:48
        Цитата: Голландец Михель
        Цитата: Paul Zewike
        Но чесали не там и не те и не тогда
        А по-моему, не чесали совсем

        Совсем недавно президент сказал, что верил нашим "партнёрам". Кроме того, не стоит забывать, что микроэлектроника и в советское время осваивалась очень не просто. Вот в годы "дружбы" с западом процесс освоения высоких технологий, вроде как, сам снялся с повестки ( они нам давали почти все, что нам было нужно). Виновных можно искать всегда, только стоит ли это делать. Ошибки неизбежны при любом раскладе.
        1. +6
          26 февраля 2024 07:59
          Цитата: Южноукраинец
          Вот в годы "дружбы" с западом процесс освоения высоких технологий, вроде как, сам снялся с повестки ( они нам давали почти все, что нам было нужно)

          Закон Джексона-Вэника был отменён только в 2012 году и в этом же году был введен закон Магницкого. Так что кроме жвачки и Кока-Колы мы от своих западных "друзей" ничего не получали, разве что советов, что и как надо делать wink wink wink
          1. -1
            26 февраля 2024 11:10
            После отмены ограничений на эмиграцию с 1989 года в США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, хотя официально поправка не была отменена.
      3. +6
        26 февраля 2024 08:27
        А по-моему, не чесали совсем

        Ну почему, языком чесали и чешут, а за слова у нас не принято отвечать...
        1. +2
          27 февраля 2024 12:09
          Ещё они умеют "чесать" бизнес и бюджет для наполнения своих личных карманов.
    2. 0
      3 марта 2024 01:50
      Отдельное спасибо Чубайсу. Как можно было эту гниду держать в российском топе?
  2. +5
    26 февраля 2024 05:37
    Из таких кирпичей Запад шаг за шагом, но возводит вокруг нас весьма неприятную стену
    Вот примерно с пол года некоторые специалисты стали открыто говорить о том что санкции стали вводить именно по тем ручейкам, по которым производиться параллельный импорт. То есть санкции вводятся по тем транспортным компаниям , а так же банкам тех стран которые помогают обходить все эти санкции. Если наши власть имущие не поймут окончательно, что только своё производство а не очковтирательство типо всё хорошо, всё под контролем, то нас ждут большие проблемы.
    1. +10
      26 февраля 2024 07:08
      Если наши власть имущие не поймут окончательно...

      Наши власть имущие получают зарплату от власть имущих запада, чтобы ни чего не понимать. Увы, но такое ощущение складывается, что работают они не на наше с Вами государство, а на весь вражеский мир.
  3. +9
    26 февраля 2024 05:39
    что ещё предстоит нам почувствовать в торговле
    "Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик, и ты уже на небесах."(с)
  4. +15
    26 февраля 2024 06:37
    Эта бравада о том, что санкции и ограничения никаким образом не сказываются на российской экономике, что Запад теряет больше, чем Россия, - пустая болтовня.
    Все процессы в России идут со скрипом, а ненасытные аппетиты российских воров говорят о том, что они продолжают разворовывать то, что по конституции принадлежит народу.
    Какая-то безнадёга и безысходность. Вернее исход виден, - дорога на погост...
    1. +3
      26 февраля 2024 07:42
      Юрий, это точно всё нам выгодно - санкции в помощь, валютные резервы отберут - победа эрэф ит. д. и не только в экономике в войне тоже ничто не влияет на ход сво, все врут как дышат
  5. +6
    26 февраля 2024 08:46
    Чем быстрее это будет осознано, тем лучше.
    Терзают смутные сомнения,что осознают, с 1991 г осознают ..и все ни как..
  6. +4
    26 февраля 2024 09:44
    остается только надеяться, что все вот это осознают, и очень напряженно где-то под кустиком трудятся, без лишних глаз и ушей выстраивая именно вот эти вот схемы-системы-цепочки...
    а на публику бравурное "развейтесь", да... а потом стенания имени пригожина "дайте микропроцессоры" (при том что реальный чипы будут тихонько ползти логистическими прокси-туннелями)...
    это взгляд мега-оптимиста, конечно...

    скорее будет наоборот... "внезапно" рухнет, героически с огромными потерями преодолеем, найдем в авральном порядке какие-то решения... увы... (
  7. +5
    26 февраля 2024 11:43
    Все векторы сходятся на том, что нам придется выращивать у себя микроэлектронную,обрабатывающую и фармацевтическую промышленность полного цикла . Чтобы это окупило себя нам логично было бы выбрать стратегию захвата этой продукцией тех рынков, где ЕС и в целом запад "безобразничает". Мы ведь не одни под санкциями находимся. Там,где малейший кидок с их стороны местным должны будем появляться мы и играть на этом.
    Однако все это невозможно без понимания долгосрочности конфронтационного курса и углубления разрыва с западом как данности. Пока мы будем держать в уме возможность улучшения отношений с ЕС -мы не пойдем на подобную линию действий, разворот в которой будет уже крайне затруднен и полон издержек.
    Нам либо нужно ступить на нее и наказать наших врагов через отъем их доли глобального рынка как стратегию , либо и дальше наслаждаться тем, как они практически безнаказанно делают нам чувствительные гадости .

    Но все это ,конечно, в теории. На практике мы накрепко застряли в порочной парадигме мышления, где блеф и имитация будут раз за разом пытаться вернуть "старые-добрые" времена и расклады. Сейчас мы,к сожалению,излишне думаем над тем как выстоять в сей момент, а нам надо думать о том, что будет дальше и как нам не просто выстоять ,переждав день и продержавшись ночь, а о том, как нам стать страной которой будет строго пофиг на санкционное давление и мышиную возню. Как нам нарастить массу и качество , занять место в мире ,которое мы потенциально можем занять .
    1. +3
      26 февраля 2024 15:37
      Соглашусь. У нас почему-то не делается акцентов на том простом факте, что боевые действия всегда конечны по времени, причем в относительно короткий период, а вот то, что мы называем «санкции», это не просто надолго, а на исторический период времени. И совершенно ненормально делать подачу в инфо-поле таким образом, что «завтра Запад развалится» и осознает порочность санкций. Не развалится и не осознает, скорее необорот, если он будет отступать, то он еще больше будет режимы ужесточать.

      Потом у нас практически не описывается реальная глубина и реальные механизмы санкционные. У нас такие информационные дыры, что просветить большую часть цепочек для Запада труда не составляет. Весь вопрос по большому счету в способности их этот процесс администрировать. Поэтому и долбят по частям.
      1. +4
        26 февраля 2024 16:05
        Опыт ХВ отлично показал западу что мы куда легче "удушаемы" ,нежели "в лоб". Они сделали из этого массу выводов ,подшили и осмыслили. Мы же наплели из этого феерической дичи и легенд-мифов древней греции, что мы обожаем в принципе делать из любой истории. С анализом-же противодействия этому у нас по факту были беда ,и кое-как чесаться мы начали в 2020х.Именно что кое-как , хотя,конечно,отдельные вялые потуги можно узреть и в более ранних слоях - на направлении микроэлектроники,например. Но это были именно отдельные и вялые попытки ,совершенно не сочетающиеся со степенью важности вопроса нашей устойчивости перед "удушением".
        Вот и сейчас - я периодически вижу как мы отбиваемся от текущих ситуёвин (типа Эквадорских выпадов) с переменными успехами, но подготовки к ситуёвинам заблаговременно я не вижу .
        Есть ощущение что там,наверху , есть какая -то фанатичная вера в то, что в какой-то момент, довольно скоро, европеец не выдержит и побежит ,роняя штаны и попутно ломая собственную санкционную архитектуру. А ЕСЛИ НЕТ ? Есть-ли у нас понимание нашей РЕАЛЬНОЙ степени важности в мире ? Я вот вижу что мир текущий без нас может прочить вполне - все что мы продаем (кроме разве что АЭС под ключ) вовне - диверсифицируемо более чем одним аналогом мировым (я имею ввиду цельные изделия а не "неимеющиеаналогов" комплектующие типа сапфировых подложек).
        Они там могут и подождать пока санкции нас закопают ,у них тропки в обход РФ протоптаны еще со времен СССР. Мы задаемся вопросом - а нафига оно им ? В чем их выгода ? Но примеры у нас на виду - а нафига оно им было надо с КНДР , с Ираном , с какими-то африканскими и ЛА-странами ? Вот просто так ! Будут приняты решения "с этим челом не дружить" и все,байкот и.т.д. Вон у США санкции времен раннего Брежнева до сих пор на нас весят (Джексон-Вэник тот же) ,и им ни холодно-ни жарко от этого ,и нельзя сказать что это их разоряет или истощает.
        Нам надо это понимать и готовиться к худшему,стараясь извлечь из этого выгоду для себя ..
        1. +2
          26 февраля 2024 23:34
          Ну кстати вот в тему статьи. Это к тому, что у нас с данными, сохранность которых является одним и базовых условий борьбы в условиях санкций
          Роскомнадзор проверяет достоверность утекшей в сеть базы данных, в которой могут содержаться 500 млн записей о россиянах. Об утечке РКН сообщил 23 февраля. Когда она произошла и кто к ней причастен, ведомство не уточнило. «В его содержимом файле с записями отсутствуют признаки, однозначно указывающие на период, в течение которого преступники получали эту информацию. Роскомнадзор проверяет достоверность, отсутствие признаков компиляции и актуальность, в том числе год формирования оригинальных записей, содержимого этой базы»,— сообщили в пресс-службе Роскомнадзора. Представитель РКН добавил, что подобные утечки увеличивают риск мошенничества в отношении россиян и их привлечения к противоправным действиям. Факт увеличения количества скомпрометированных данных, по его словам, подтверждает необходимость перехода к системе, в которой данные могут обрабатывать только организации, гарантирующие исполнение обязанностей по безопасности. Замглавы РКН Милош Вагнер 23 февраля сообщил, что с начала года в интернет утекло более 510 млн записей о россиянах, 500 млн из них были скомпрометированы в результате одной утечки. Он не уточнил, когда именно она произошла и кто к ней причастен. По его словам, ведомство ведет расследование. За весь предыдущий год в сеть утекло 300 млн записей, добавил Вагнер.

          Ну реально это же решето.
          1. +2
            26 февраля 2024 23:46
            с начала года в интернет утекло более 510 млн записей о россиянах, 500 млн из них были скомпрометированы в результате одной утечки

            Ну это цифробесие дает вполне закономерный результат. Вот сегодня закончик подписал ВВП - про возможность самозапрета на кредиты. Это оч. хорошо демонстрирует тенденцию к судорожному заднему ходу от последствий этой ,не всегда умной но очень навязчивой цифровизации и "типа облегчений" ,которыми приманивают в нее. Жить стало легче,жить стало веселее -вот только повесят на вас кредитоС какого-нибудь дяди Пети и потом вам кирпичами ср*ть и концов не найти -кто скан паспорта увел,СНИЛС и прочее.
            Чееем же они будут бороться с этим ?:) Дай-ка угадаю - наверное они ужесточат уголовную ответственность. Это типа палочка-выручалочка, в любой непонятной ситуации нужно ужесточать уголовную ответственность и все, тип-топ,чики-брики. То ,что поди найди еще этих "киберов" , да и просто даже точечные низкоактивные дыры ,через которые данные утекают к агрегаторам , а потом еще поди докажи что это имело место,и что это не грамотная подстава.

            Увы и ах, к обычному печальному состоянию дел на этой ниве еще и противник подключился ,усилив мошенническую деятельность и наловчившись ,судя по всему, координировать ее более сильно со стороны спецслужб. Не говоря уже о том, что наши западные "не друзья" также могут к этому подключиться более серьезно -если противник нащупает через это мощные рычаги ,которые там потенциально есть .
            1. +1
              26 февраля 2024 23:54
              Это везде. А сколько инфы в коммерческих данных? Выписки из ЕГРЮЛ можно смотреть он-лайн любому, кадастры, машины.... А что информация о бизнесе и сделках типа "это другое". Да при целеполагании Запад может отследить 4\5 цепочек, если не больше. Но у нас вы правы "цифробесие".
              Тетка 82года, пошла в поликлинику, теперь у нее "цифровая карта". В карте записано,одно заболевание когда-то в прошлом wassat Магия цифровизации - бабка 82 была больной, стала здоровой! Магия работает
              1. +2
                27 февраля 2024 00:02
                Ну у нас никогда особо не заморачивались над приватностью ,какими-то холопскими тайнами и вообще правом на анонимность. Этого тупо нет в культуре общества ,откуда взяться ? С крепостного права практически прыгнули в колхозы , коммуналки и КГБ ,а из этого прыгнули в 90е, где все можно было купить и подделать.
                Это государство будет каждую свою закорючку мазать тремя-четырьмя слоями краски если оно застеснялось , а людишке "не положено", все должно быть как на блюде , "советскому человеку скрывать нечего" , ядрена ж ..

                Менталитет + рукопопие это страшная и разрушительная сила.
              2. +2
                27 февраля 2024 00:09
                Главной их проблемой всегда было то, что они там у себя на верхушке белой башни ,на каком-то подсознательном уровне думают что "за бугром" все устроено "сильно похоже" на то, как тут, в садке ,правила которого они умеют писать,обходить,нарушать и вообще трюкачи-ловкачи. Они набивают руку на этом ,натачивают на этом свои инструменты ииии.. оказывается что там НЕ ТАК. Хуже того, там вот все эти приемы вызывают лютый попабёрн и даже обратную реакцию,в том числе коллективную.
                Что ж делать тааа ? Надо учиться и учиться, но как учиться если ты привык мухлевать ?! Это и некошерно и постыдно и непривычно - может просто с картами не свезло ?А может бэкдор плохой ,может еще бэкдоры поищем ? Ну вот, такая ,блин,логика.
                Плохая ,чотам.. порочная.
                Каждый раз наш садок плющит и колбасит от целенаправленных и методичных воздействий извне - потому что как навести "типа порядок" внутри садка сферического в вакууме (зажелезнозанавесного) еще худо-бедно представляют, но когда дело доходит до КА-НКУ-РЕН-ЦИИ это уже немыслимоооо , как же действовать ? Ведь никого не посадишь и Басманный суд не поможет и законами в ГД этого "не астанавить".
      2. +3
        26 февраля 2024 16:13
        Тут вот кстати хороший вопрос - что бы реально заставило нас однозначно встать на рельсы долговременной модернизации ?
        Должна же быть некая линия ,которая поменяет парадигму объективно ,потому что за ней уже не будет никакой возможности втирать себе очки про "старые-добрые".
        Я правда не могу нащупать эту линию ,как ни стараюсь. Уже и экстерриториальными санкциями обложили по полной, и СП подорвали, и деньги арестовали и санкции на танкерный флот накладывают ,и давно уже отлучили сколь-нибудь значимых прямых поставщиков .
        Где,блин, эта линия ?!
        1. +3
          26 февраля 2024 20:54
          А нигде. Вот вы же сами и сказали "фанатичная вера, что европеец не выдержит". Вряд ли наша медийка так настойчиво и тоже с фанатизмом продвигала бы этот тезис, если бы не было одобрено по всей вертикали.
          Фишка в том, что европеец и правда не выдержит. А ему и не надо выдерживать. Здесь возникает другой вопрос, а изначальные проектные задачи-то в чем у каждой стороны заключались? Если еще в начале СВО все гадали, что да как, то теперь-то уже хотя бы контуры имеются. И они хоть и контуры, но вполне четкие — граница между двумя экономическими и политическими моделям. Где пройдет? Вот американцы вообще не скрывали, что по Днепру. Британцы и за ними ЕС предложили (и видимо у Лондона были основания так предполагать), что Россия на Днепр полноценно не выйдет. Это их модель. А наша модель оказалась еще проще — усадить всех за стол переговоров и навязать «Нейтральную Украину». Для США это неприемлемо, поскольку сохраняет размытость границ между моделями. Как ни странно, но наша модель для США потенциально была хуже, чем все остальное, потому что границы (не государств), а экономических и политических моделей можно было бы поменять, а РФ сохраняла влияние в Европе. В итоге пошло как пошло и пользуясь нашими ошибками, нам решили за дополнительные инвестиции в 100 ярдов нанести поражение. А не получилось. Новых инвестиций не дадут, поскольку теперь надо фиксировать границы систем. Вот и прикидываются, мол, снарядов нет, того нет. Все там есть, просто никакого стратегического эффекта не будет. Только доп.расходы вместо того, чтобы тратить время на фиксацию границы.

          Наша проблема в том, что мы видимо считаем, что можно добиться чего-то вроде Стамбула-2 и соответственно не фиксировать границу, поэтому и к санкциям по настоящему не готовимся. По крайней мере это так ощущается. И это ошибка, потому что это даже не санкций, а полный разрыв двух моделей. Осознания этого видимо полноценного нет.
          1. +2
            26 февраля 2024 23:58
            Все равно, Михаил, мой разум отказывается верить в столь глубокую яму с глупостью , хотя я и смотрю на ситуацию без оптимизма ,хотя я и придерживаюсь усугубляющегося скепсиса.
            Разговоры о том, что Украина прям адовски важнюще-важна для ЕС в качестве "рынка" или кубыхи с ресами ,про типа чернозем и прочее я считаю большей частью не то чтобы чепухой ,но скорее не ключевым даже близко. Ресурсы Украина и так продавала мега охотно и нужды для этого тягать ее в ЕС или в прямое подчинение не было - ибо Шенген лишь добавил бы с пятак жадных и активных зробитчан в уже пресыщенную рабочей силой Европу. Рынок ? Ха-ха ! Какой нафиг рынок , в отличии от СССР 1991 Украина уже была достаточно освоена бизнесом, в том числе и ЕСовским. Я имею ввиду что взрывных прибылей от освоения девственной глуши по всей широте номенклатуры бы не было . 40 лямов (довоенного) населения это тоже ну такооое, учитывая реальную платежную способность этих людей в большинстве. Чернозем ? Накой дьявол им укровский чернозем если у них более чем достаточно своих фермачей (что мы сейчас и наблюдаем) ,чью продукцию не всегда можно реализовать внутри самого ЕС.

            Тут ,видимо, нечто вроде принципа стоит на первом месте. У Европы отросла свистулька и им очень захотелось за последние годы ,по какой-то причине, в нее посвистеть . Это не слишком рационально - рациональным сейчас было бы инвестировать в термояд и копать усиленно в направлении Ливия-Нигерия для закрытия "по дешмани" своих энергетических и ресурсных нужд.
            1. +4
              27 февраля 2024 00:08
              А это не глупость, это последовательная отдача предпочтения одному проекту глобалистскому против другого. Римскому против американского. Повальная цифра это чисто римский проект глобализации. Заметьте, что в ЕС и США такой цифровизации нет, а где есть? Китай и Россия. Побеждал бы римский проект Шваба в Европе — там бы тоже все с цифровыми паспортами ходили уже. Но там другая свадьба. И хрен поймешь еще что лучше, цифровой мир или мир трангендеров и 122 полов как в США, хотя видимо на «мета-уровне» оба проекта естественным образом сольются в окончательном экстазе. Европа от Лиссабона до Китая это Римский клуб, мир, разделенный на два-три стоимостных кластера и выглядящий как трансформер-тессеракт — США. Я бы сам просто выстроил сам стену на границе с Европой и занимался бы нашими делами, но кому это объяснить, и как, да и слушать кто будет.
  8. +3
    26 февраля 2024 13:11
    Статья немного затянута, основную мысль можно полаконичнее было изложить. Какой вывод из нее можно сделать? Политика высокотехнологичного производства и импортозамещения провалена. Все эти годы мы от нашей власти слушали в основном победные реляции. Основной вывод: С такой "элиткой" мы ничего не добьемся без ее замены.
  9. +2
    26 февраля 2024 15:04
    Последняя соломинка сломает спину верблюду.
  10. +1
    26 февраля 2024 18:24
    Цитата: vasyliy1
    Какой вывод из нее можно сделать? Политика высокотехнологичного производства и импортозамещения провалена.

    Вьивод что надо наконец всерьез занятса импортозамещением. Если с етим успели соравится КНДР и Иран тем более успеет Россия вместе с КНДР и Иран.
  11. +1
    26 февраля 2024 21:44
    Спасибо за подробный анализ!

    Не экономический вопрос, но задам...

    Если бы первые 3-4 недели начиная с 24-го февраля 2022-го года шли лишь боевые действия между двумя странами, и политики всех сторон конфликта не вмешивались бы...
    Сейчас уже всё бы завершилось:
    - в пользу России?
    - в пользу Украины?
    - продолжалось бы примерно как сейчас?
    - апокалипсис из-за желания не проиграть любой ценой уже произошёл бы?
    - может кто то ещё вмешался бы и всех утихомирил?
    1. +2
      26 февраля 2024 22:00
      Благодарю!
      Я вижу эту историю так. Целью США было добиться полного разрыва экономической и политической системы ЕС и России. Логика тут вполне прозрачная — они формируют единый макро-кластер США-Канада-Мексика-ЕС. Поскольку стартовые условия по взаимной торговли у США тут изначально не были лучшими, то они сделали вполне адекватные шаги: забрали под себя политическое руководство ЕС + начали ослаблять ЕС таким образом, чтобы его торговля с внешним миром сокращалась, а внутри ЕС связи наоборот возрастали. Одновременно в энергетике они меняли наши потоки на свои (здесь даже важен не физический поток сырья, сколько стоимость и поток финансовый).

      Судя по всему, США рассчитывали, что Россия быстро выйдет на Киев и Днепр, принудит укров к какому-то соглашению, при этом на полную катушку врубятся санкции, которые с одной стороны отсекут Россию от ЕС, с другой стороны пристыкуют к НАТО и ЕС Украину левобережную. По Днепру таким образом прошла бы граница двух систем.

      Видимо Джонсон что-то знал, раз убедил многих бороться «до талого», поскольку в таком случае граница систем проходила бы гораздо восточнее, а политическое влияние наше весьма ослаблено. При этом санкционный режим врубили бы тот же. Профит был не очевиден в то время, но интересен. Позже, из-за наших ошибок возникла иллюзия того, что Джонсон был прав и за венчурные инвестиции в 100 миллиардов долл можно получить еще и сверх-прибыль в этом проекте. Этого не вышла. Инвестиций таких больше не дадут. Но зато теперь у Запада вопрос — а как вернуться к первоначальной схеме — фиксации границ между системами. Вот в этой точке мы сейчас находимся.

      В пользу кого все шло и идет? Если брать британский план — не сложилось. Если брать американский план — они пока имеют даже больше, чем предполагали до февраля 2022. У нас ситуация следующая — мы до сих пор считаем, что можно сохранить открытые границы между системами, принудив Киев к какому-то промежуточному договору типа Стамбул-2 с учетом реального факта наличия новых территорий. Т.е. мы математически рассчитываем получить больше, чем мог бы быть Стамбул-1. Другое дело, что США никогда и никак не согласятся на открытые границы между системами. Там должна пройти бетонная стена метром на 100 в высоту и шириной с Днепр. Ну до чего все «дободаются», увидим. Но на мой взгляд, самое рациональное, пусть и самое тяжелое, это физически занимать территории до Днепра, поскольку любые промежуточные варианты будут означать, что бетонная стена рано или поздно пройдет восточнее.
  12. 0
    28 февраля 2024 05:50
    Помниться наши упыри из кремля вещяли, зачем изобретать велосипед, всё купим за бугром среди них был и ДАМ. Результат на лицо, мы упали на дно в технологическом плане. А на западе велосипеды проезжают по 70 км без нагрузки на мышцы. Малый пример.
  13. 0
    28 февраля 2024 14:21
    Западная цивилизация построена на садизме. Она ее суть. И будут скрупулезно искать, как нам еще сделать больно. Ресурсы есть, совести нет, все это очень надолго. Вторичные санкции - это жесткая вещь. Но надо думать о том, как отвечать. Хотя бы несимметрично.
  14. 0
    28 февраля 2024 14:22
    Если было бы все так просто ,то у Хамас не было бы вооружения и денег .Еще во времена СССР (был под санкциями ) покупали станки в Японии , для ВПК СССР .
    В современном мире столько придумано инструментов ,что было бы желание торговать .Можно за акции ,облигации,закладные записки ,через биржевые платежи в пользу третьих лиц
  15. 0
    1 марта 2024 10:09
    Бухгалтерский учет был введен при Ельцине по требованию "партнеров" якобы для того, чтобы контролировать распределение западных кредитов. На самом деле ,эта система позволяет контролировать все процессы ,происходящие в экономике .Помимо бух.учета, есть еще масса дополнительных механизмов.
    Пока мы эти процессы не спрячем от противника, они смогут нам мешать.
    Вчера сообщили, что мы свои цены отвязываем от общемировых.А кто-нибудь помнит ,чтобы нам говорили, что мы их привязали к общемировым?Лично я нет. Один только бензин чего стоит.
    А сколько еще мы не знаем?
    1. 0
      1 марта 2024 17:56
      Справедливости ради надо отметить, что как таковая Система национальных счетов, введенная вместо принятой методологии учета в СССР с точки зрения именно финансового учета была получше. И о переходе не нее дискуссии велись и в СССР. Но глубоким минусом этой модели было практически полное отсутствие объемов физического выпуска и приоритет именно финансовой картинке. Это давало куда как более широкий простор для манипуляций с переоценкой. А вот вопрос с закрытостью макро-экономической отчетности, вы правы, на самом деле надо было вопрос решать радикально (с 2014г так точно). Но, увы, отчитывались, отчитываемся и видимо еще долго будем отчитываться.