Американский палубный самолет ДРЛО E-2C Hawkeye

12
E-2 Hawkeye с момента принятия на вооружение (1964 год) выполняет задачи дальнего радиолокационного патрулирования авианосных групп американских ВМС и управления действиями палубной авиации. Данный самолет является одним из немногих специально спроектированных для выполнения задач дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Первый полет прототипа состоялся в октябре 1960 г. Для размещения на авианесущих судах самолет выполнили максимально компактным. Было построено 59 самолетов E-2A, в январе 1964 года первый самолет был передан военно-морским силам, 51 из них модернизировали до модификации E-2B. Затем начался выпуск E-2C. Данная модификация выполнила первый полет 23.09.1972. До 1994 г. для американских ВМС построили 139 машин. Малосерийное производство было возобновлено в 2000 г. Внешние различия между этими тремя вариантами невелики, но бортовое оборудование отличается радикально. Первоначально на E-2C устанавливалась поисковая РЛС APS-125, с 1988 года на модификации Group I она была заменена на AN/APS-139, на Group II – РЛС AN/APS-145, которая позволила обнаруживать цель типа "истребитель" на фоне земли на удалении 407 км. Пассивная система обнаружения предупреждает экипаж E-2C Hawkeye об облучении самолета радиолокационной станцией противника на дистанции, которая в два раза превосходит дальность действия РЛС E-2C.



Благодаря пассивной системе обнаружения и новой РЛС Е-2С Hawkeye является одним из наиболее эффективных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления в мире. Он уступает только крупногабаритным и более сложным российскому А-50 и американскому Е-ЗА. На Е-2С также установлены более мощные двигатели Т56-А-425 "Аллисон" мощностью по 4910 л.с.

Эскадрилья VAW-123, которая дислоцировалась на береговой авиабазе военно-морских сил в Норфолке, стала первой получившей на вооружение Е-2С. Первым авианосцем, получившим в сентябре 1974 г. Е-2С, стала "Саратога".

Самолеты Е-2С в эскадрильях флота постепенно заменяли предыдущие Е-2В (в 1988 г. с вооружения сняли последний). В процессе производства постоянно совершенствовалось бортовое оборудование самолета, иногда весьма серьезно, однако на обозначении машины эти доработки не отражались. В декабре 1976 года начали устанавливать радиолокационную станцию AN/APS-125, которая позволяла с высоты 9 км на удалении 480 км обнаруживать 800 воздушных целей и наводить на 40 из них истребители; аналоговая бортовая ЭВМ была заменена цифровой. В 1977-1984 годах на всех построенных Е-2С РЛС "120" заменили на "125".

Самолет Е-2С Hawkeye выполнен по схеме двухмоторного высокоплана с размещением двигателей на крыле.

Фюзеляж – полумонокок, круглого поперечного сечения, с максимальным диаметром 1981 мм. Для его изготовления использовались алюминиевые сплавы. Экипаж самолета состоит из 5 человек: 2 летчика находились в кабине в передней части фюзеляжа, в фюзеляжном отсеке – 3 оператора систем; первый оператор следит за работой всего боевого информационного поста, второй управлял самолетами-перехватчиками, третий — оператор радиолокационной станции. Кабина летчиков, отсеки операторов и оборудования герметизированы. В хвостовой негерметичной части фюзеляжа находятся блоки допплеровского радиолокатора и проводки системы управления. В нижней части фюзеляжа смонтирован тормозной гак.



Трапециевидное трехлонжеронное крыло с положительным V (3 градуса). Центроплан закреплен к верхней части фюзеляжа, внутренние объемы центроплана используются в качестве интегральных топливных баков. Внешние части крыла (длина консоли 7,8 м) для удобства хранения на авианосце убираются с поворотом назад на 90 градусов. Складывание осуществляется при помощи гидроприводов. Механизация крыла – зависающие элероны и закрылки Фаулера.

За крылом, над фюзеляжем, на специальном опускаемом на 640 мм подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны радиолокационной станции диаметров 7320 мм. Антенная система включает ФАР РЛС дальнего обнаружения, привод вращения, антенна запросчика системы опознавания, а также антенна передачи данных.

Стабилизатор располагается в хвостовой части фюзеляжа, имеет 11-градусное положительное V. На стабилизаторе имеются рули управления по тангажу. На стабилизаторе установлено четырех шайбовидных киля. Крайние шайбы имеют рули направления.

Трехопорное шасси с носовой стойкой убирающееся. Двухколесная носовая опора – в фюзеляж, одноколесные основные стойки – в гондолы турбовинтового двигателя. В хвостовой части фюзеляжа – опускаемый тормозной гак и предохранительная опора.

Силовая установка – пара турбовинтовых двигателей «Аллисон» Т56-А-427, мощность каждого 3800 кВт. Четырехлопастные винты «Аэропродакс» Т-41 имели диаметр 4,1 м.



Находящиеся в составе американских ВМС самолеты Е-2С имеют стандартный камуфляж: боковая и верхняя поверхности светло-серые, нижние поверхности белые.

Элементы бортового радиоэлектронного комплекса сведены в шесть основных подсистем связанных между собой:

1. В основе подсистемы обнаружения лежит трехкоординатная радиолокационная станция ANA\PS-145. Главным отличием данной РЛС от предыдущей модификации является возможность дальнего обнаружения надводных и воздушных целей на фоне любой подстилающей поверхности. Станция способна сопровождать до 1200 целей одновременно, на 40 из которых может наводить истребители.
2. Подсистема опознавания решает задачи опознавания гос. принадлежности воздушных судов по принципу «свой-чужой» а также управляет воздушным движением. Состоит из запросчика обеспечивающего работу со всеми международными стандартами опознавания, процессора обработки сигналов и антенны запросчика размещенной в обтекателе вместе с ФАР РЛС.
3. Подсистемой навигации определяется местоположение, пространственное положение и скорость самолета-носителя для географической привязки объектов разведки, а также стабилизации положения антенны радиолокационной станции.
4. Подсистемой связи и передачи данных обеспечивается связь оперативной группы E-2C и наземных (корабельных) ПУ и самолетов в воздухе.
5. Подсистемой обработки данных выполняются функции, аналогичные тем, что возложены на аналогичную систему самолета Е-3.
6. В подсистему отображения и управления входит три автоматизированных рабочих мест AN/UYQ-70, которые объединенных в локальную сеть.

Палубные самолеты ДРЛО Е-2С кроме эскадрилий первой линии, имеют на вооружении на вооружении две резервные эскадрилий авиации флота. Помимо ВМС, «Хокай» имеются в Береговой охране и агентстве по борьбе с наркотиками. Самолеты ДРЛО, которые используют эти службы, арендуются у военно-морских сил. Обычно в каждой из служб имеется по два Е-2С. Экипажи и машины периодически меняются.

Кроме этого, «Hawkeye» привлекается гражданской службой управления воздушным движением для осуществления контроля воздушного пространства около мыса Канаверал во время запусков орбитальных кораблей «Спэйс «Шаттл».



Е-2С «Hawkeye» стал первым и единственным вариантом данного самолета который поставлялся на экспорт. Шесть E-2C приобрел Египет, три – Франция, четыре – Израиль, тринадцать – Япония, по четыре – Сингапур и Тайвань.

Первым иностранным заказчиком Е-2С «Hawkeye» стал Израиль, купивший четыре машины "Гроуп О" в 1977-1978 годах. В июне 1979 года экипаж "Хокая" координировал действия и наводил 6 F-15A и 2 "Кфира" над Южным Ливаном. В результате воздушного боя израильтяне сбили 6 из 8 сирийских МиГ-21. В воздушных боях 1982 года самолеты ДРЛО над Ливаном многократно успешно наводили израильские F-15 и "Фантомы". В декабре 1983 года один из израильских Е-2С был сбит советским расчетом ЗРК С-200, который находился в Сирии в "командировке". Ракету запустили на дальности 190 км. Советские военные специалисты считают, что основной причиной успеха авиации израильтян являлось использование самолетов ДРЛО.

Воздушные силы самообороны Японии в 1982 г. закупили 4 самолета в варианте "Гроуп О", в 1984 г. еще четыре машины аналогичной комплектации. В 1991 году под руководством американских специалистов на самолеты установили РЛС AN/APS-145. В 1992 г. Япония закупила два самолета "Гроуп II", и еще три в 1995 г.

Французские военно-морские силы приобрели два "Хокая" для атомного авианосца "Шарль де Голь". Необходимо отметить, что все страны, кроме Соединенных Штатов и Франции, используют Е-2С «Hawkeye» в качестве "сухопутного" самолета дальнего радиолокационного обнаружения с базированием на "обычных" аэродромах.



Кроме серийной модификации Е-2С Hawkeye и тренировочной модификации ТЕ-2С Hawkeye был разработан транспортный вариант С-2А "Greyhound". В целом данные машины были подобны самолету Е-2С. Отличия заключаются в отсутствии V-образности горизонтального оперения, вращающегося надфюзеляжного обтекателя и наличии нового фюзеляжа имеющего большую вместимость. Внутренние изменения заключались в усилении пола, его оснащении рельсовыми направляющими и демонтаже оборудования. Кроме перевозки грузов С-2А был способен вместить 20 носилок и четырех сопровождающих или 39 солдат.

В 2000 году компанией «Northrop Grumman» был разработан еще более совершенный вариант E-2C. В военно-морские силы США он поступил в конце 2001 года под обозначением E-2C Hawkeye 2000. Все системы самолета обновили, приборное оборудование выполнили по принципу «стеклянной кабины», установлены новые винты с восемью лопастями. В середине 2010 г. E-2C стояли на вооружении эскадрилий американских ВМС и будут эксплуатироваться до 2020 года.

Летно-технические характеристики
Размах крыла – 24,56 м;
Длина самолета – 17,54 м;
Высота самолета – 5,58 м;
Площадь крыла – 65,03 м2;
Масса пустого самолета – 17265 кг;
Максимальная взлетная масса - 23556 кг;
Внутренние топливо – 5624 кг;
Тип двигателя - 2 турбовинтовых двигателя Allison T-56-A-425 мощностью 3661 кВт (до 1989), 2 турбовинтовых двигателя Allison T-56-A-427 мощностью 3803 кВт (после 1989);
Максимальная скорость – 598 км/ч;
Крейсерская скорость – 576 км/ч;
Практическая дальность – 2583 км;
Дальность действия – 320 км (время патрулирования 3 – 4 часа);
Продолжительность полета – 6 ч. 06 мин.;
Практический потолок – 9390 м;
Экипаж – 2 пилота и 3 оператора ДРЛО.














Подготовлено по материалам:
http://www.airwar.ru
http://www.warships.ru
http://hobbyport.ru
http://kn5.info
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    4 февраля 2013 11:03
    Интересный самолет конечно. Внешность так себе, но головную боль противнику устраивает хорошую.... жаль только, что этот потенциальный противник - мы.
  2. Рожденный в СССР
    +3
    4 февраля 2013 13:20
    Необходимо создать аналог для наших будующих авианосцев!
    1. black_eagle
      +1
      4 февраля 2013 16:44
      Да куча разработок была и Илы и Аны, лично мне больше нравился Ан-71, необычный самолет
    2. Вовчик
      0
      4 февраля 2013 22:03
      Те которые строятся маловаты будут.
      1. 0
        9 февраля 2013 01:01
        Як.........................................................................
  3. biglow
    +2
    4 февраля 2013 13:30
    В советские времена такой самолет был просто не нужен.Будут у нас авианосцы и все будет тоже самое и как обычно намного лучще
  4. +6
    4 февраля 2013 14:23
    Иэххх...хороша Маша, да жалко, что не наша...
  5. black_eagle
    +3
    4 февраля 2013 16:46
    Нашел еще картинку, сравнения американского Хокая и наших авианосных разработок
  6. +2
    4 февраля 2013 17:01
    В свое время в СССР разрабатывался аналог Е-2С,самолет Як-44Э.По своим характеристикам он должен был не уступать "Хокаю".Но после развала Советского Союза в 1992году финансирование прекратилось и работы были прекращены на этапе постройки опытных самолетов для летных испытаний.
  7. 0
    4 февраля 2013 22:22
    Больше всего завораживает взлёт этой поршневой дуры с авианосца!





    Ну и посадки тоже...
  8. phantom359
    0
    5 февраля 2013 00:15
    Хороший самолет для своего класса. Жаль, что Як палубный так до ума и не довели, достойный конкурент был, учитывая, что тогда еще создавали.
  9. +2
    5 февраля 2013 02:38
    Цитата: Сомад

    Больше всего завораживает взлёт этой поршневой дуры с авианосц
    На Е-2 стоят вообще-то турбовинтовые движки.Да и в статье про это написано.Но как эта мандула с палубы взлетает,всё равно впечатляет.Тут я полностью согласен.
    1. 0
      7 февраля 2013 00:07
      Да - да! Поправляюсь: "турбовинтовая дура"...