Латвия-Россия: неприкосновенный транзит

21
Латвия-Россия: неприкосновенный транзит


Кто крайний?


В Латвии немало желающих конкурировать с Польшей в качестве форпоста антироссийской политики Запада, или же в роли «Последней собаки Антанты». Как минимум, в официальной Риге уже решили как можно прочнее «охватить» транзит российского зерна на экспорт.



Зато под давлением Брюсселя Рига на днях ввела запрет на ввоз российской сельхозпродукции. Хотя это приведёт, по оценкам латвийского бизнеса, к весомым убыткам для страны. Но её власти всерьёз рассчитывают, что доходы от транзита зерновых компенсируют такие убытки…

Сейм Латвии в конце февраля утвердил в окончательном чтении поправки к Закону «О сельском хозяйстве и развитии сельских территорий», запрещающие импорт сельскохозяйственной продукции из России. Точнее, ввоз в Латвию российской сельхозпродукции, включая кормовую, запрещается и из третьих стран. Запрет будет действовать до 1 июля 2025 года включительно и может быть продлён.

Статистика не врёт и не лукавит


Между тем в прошлом году импорт зерновых продуктов из РФ, по официальным латвийским данным, составил 424 тыс. тонн, что рекордно – почти на 60 % больше, чем в 2022 году. То есть из РФ поступило 295 тыс. тонн кукурузы, 75 тыс. тонн пшеницы, 53 тыс. т ржи. Причём ввоз кукурузы возрос вдвое, а ржи – более чем на 60 %.

Точнее, Латвия заняла второе место в ЕС – после Испании – по зерновому импорту из России. Российские же поставки обеспечивают – отнюдь не первый год – не менее половины внутреннего спроса Латвии на зерновую продукцию.

В то же время транзит российских зерновых на экспорт через латвийские железные дороги и порты Рига не будет запрещать. Как заявил на днях министр земледелия Латвии Армандс Краузе, зерновые и другие сельхозгрузы из России не будет разрешено ввозить в Латвию,

«но мы не имеем права ограничивать возможности компаний других стран ЕС транспортировать российское зерно через Латвию в свои и другие пункты назначения.»

По прогнозам министра, в случае запрета на перевалку в Латвии зерновых из РФ – их объём в текущем году оценивается латвийской стороной в 4 млн тонн – доходы портов сократятся на 60 млн евро, а железных дорог – до 45 млн евро. Как говорится, себе дороже…

Вспомним всё


Напомним в этой связи, что крупные зерновые терминалы на Балтике в советский период были созданы именно в «братской» Прибалтике. Более того: порты Латвии, Литвы и Эстонии с начала 70-х получили право самостоятельно распоряжаться до 80 % ежегодных доходов от транзита советских внешнеторговых грузов.

Характерно, что почти на таких же тепличных условиях работали в те годы и порты Азербайджана, Грузии, Украины. Хотя там эта планка была всё же поменьше – 60-70 %. Таких льгот не имел ни один морской порт РСФСР…


Между тем только в прошлом году доходы Латвии от транзита этой российской продукции почти достигли 100 млн долл. Чем это не подспорье для латвийского госбюджета, для железнодорожных и портовых доходов Латвии? Тем более что транзит через Латвию всех других внешнеторговых грузов РФ только за 2023 г. упал более чем на 60 %, в том числе нефти и нефтепродуктов – почти на 90 %, химудобрений – на 70 %.

А ведь с 1990-х до начала 2010-х именно российский транзит обеспечивал от 15 до 20 % ежегодных доходов латвийского госбюджета, свыше половины суммарного грузооборота портов и железных дорог Латвии. Так что сохранить транзит российских зерновых – самое время…

Тем временем латвийский бизнес, судя по его реляциям в правительство и комментариям в местных СМИ, вторит министру. Опасаясь, что запрет транзита российского зерна нанесёт весомый ущерб экономике страны.

Никто не крайний


За счёт лишь местных грузов портовую и железнодорожную инфраструктуру уже невозможно поддерживать. Поскольку только в прошлом году в Латвии, ввиду резкого сокращения российского (и белорусского) транзита, грузооборот портов упал на 20 %.

При этом грузоперевозки по железной дороге рухнули почти на треть. В этой связи вполне конкретен Владислав Шафранский, глава правления «Ventspils Grain Terminal» в латвийском порту Вентспилс. Напомним, что это один из крупнейших на Балтике зерноэкспортных терминалов.

Шафранский твердит:

«Лучше пусть мы, Латвия, заработаем транзитные деньги.»

Тем более что через порты Латвии

«российское зерно перенаправляется в том числе и в страны Центральной Африки.»

Не останутся ли именно латыши при таком раскладе крайними?

Ведь, соответственно, в Латвии планируют снижать железнодорожные и портовые тарифы для российских зерновых, увеличивать перевалочные мощности в портах. Словом, очевидно, что налицо яркое зерновое лицедейство Риги. Но вот вопрос – согласятся ли в России и впредь дотировать латвийскую экономику зерновым транзитом?..
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    4 марта 2024 06:23
    Но её власти всерьёз рассчитывают, что доходы от транзита зерновых компенсируют такие убытки…
    Странная ситуация с прибалтами и причем давно. Страна захлебывающаяся в анти российской истерике, запретившая ввоз российской с/х продукции, вводящая санкции, оказывающая помощь киеву рассчитывает компенсировать убытки за счет... транзита российской с/х продукции. Не слишком ли хорошо пристроились враги России под ее боком? Но это вопрос исключительно к нашему правительству, которое позволяет зарабатывать на нашей стране ее врагам.
    1. +1
      10 марта 2024 13:53
      если бы только под её боком. А внутри? Все эти певцы ртом, гадившие на свою страну, слинявшие в израили и оттуда поливающие нашу страну и армию помоями. А потом приезжают и дают концерты за государственный счет и всё у них хорошо. И никаких изменений за эти годы. Только когда люди уже начинают сильно бузить тогда пытаются по-тихому все скрыть. Вон для Арбакайте недавно в Питере треть билетов на концертах за госбюджет выкупать собрались.
  2. +6
    4 марта 2024 06:27
    Пока на нашей Балтике не будет достаточных мощностей для перевалки зеоновых, транзит через Латвию продолжится, Высоцк, Луга не справляются с нынешним потоком вагонов, да и Октябрьская жд практически на максимуме пропускной способности.
  3. +4
    4 марта 2024 06:34
    Но вот вопрос – согласятся ли в России и впредь дотировать латвийскую экономику зерновым транзитом?..
    Это впредь,длится 30 лет и вероятно продолжится.
    1. -1
      7 марта 2024 09:55
      Это впредь, длится 30 лет и вероятно продолжится.
      . Тем более, что это не вопрос. Это аксиома.
  4. +15
    4 марта 2024 06:36
    это байки , что зерно из России до сих пор спасало латвийский внутренний рынок . Сегодняшняя Прибалтика , это не прибалтийские республики СССР. Сегодня там животноводство фактически уничтожено (мясо привезут из Польши , Финляндии и даже из Южной Америки да Новой Зеландии ) , а чтобы выпечь хлеб ,сварит пиво и накормить кур в паре птицефабрик , там хватает и зерна выращенного и в самой Латвии и в Прибалтике если говорить в целом . Просто латыши и остальные прибалты закупая зерно из России как будто для себя , потом перепродавали его за границу как своё. Но Брюссель ихнюю эту аферу раскусил и запретил . Брюссель наивен и пока до него дойдёт на что способны эти аферисты , которые в своё время даже советских ОБХСС и Народный Контроль обманывать умели... Потерь от прекращения этого Россия даже не почувствовала бы ,если смогла бы загрузить свои порты на Балтике- Калининград ,Пионерск , Усть-Лугу тем зерном на экспорт из России , который она до сих пор направляла продать Прибалтике , мол для неё внутреннего рынка в прибалтийские порты Ригу, Мууга ,Клайпеду . Но "серые кардиналы" российского бизнеса это не позволяет . Кстати , те же самые российские порты на Балтике справились бы и с потоком зерна из России на экспорт, который эти же самые "серые кардиналы" упорно транзитом направляет из России через ту же Ригу или Клайпеду официально дальше на экспорт из России . Зерно получается как транзитное , а за транзит своего зерна Россия платят и Рижскому и Клайпедскому портам , ну а те отстёгивает в те 2% ВВП Прибалтики , чтобы та заплатила НАТО . Вот и вся схема . Кого кормите , господа?!!!
    1. +1
      4 марта 2024 06:47
      Ну не справляются еще наши плрты на Балтике, не хватает мощностей доя хранения и перевалки. Калининград, там только теоминалы Содружества, плюс транзит через Литву. Пока не будет мощностей как в Новороссийске будет и транзит через Латвию, к тому же там все порты могут принимать корабли типа панамаксов, наши пока нет. Дело времени.
    2. +3
      4 марта 2024 06:51
      Цитата: север 2
      а чтобы выпечь хлеб ,сварит пиво и накормить кур в паре птицефабрик , там хватает и зерна выращенного и в самой Латвии и в Прибалтике если говорить в целом .

      На пиво, зерно идёт, а вот на хлеб, зерно прибалтики не идёт (протеин не тот), Да и без удобрений, при нашей земле, не растет зерно в Прибалтике.
    3. 0
      7 марта 2024 09:58
      Кого кормите , господа?
      Господа кормят господ. Товарищи бы этого не допустили бы. И про 2% очень верно подмечено.
  5. +9
    4 марта 2024 09:26
    Герои на фронте воюют, а в это время “бизнесмены” с врагом торгуют.
    Классика капитализма – деньги не пахнут.
  6. +4
    4 марта 2024 09:34
    Логично.
    Типа , в общем Латвия не ввозит ,санкции и т.д.
    Но частникам можно.
    У нас схоже.
    деньги не пахнут
    1. -3
      4 марта 2024 15:17
      Если Вы не в курсе,то с 15 февраля как обычно уже несколько лет введены квоты на экспорт зерновых и не каждый кто хотел их получил,просто так со стороны тут не войти.
      1. +1
        6 марта 2024 08:00
        Если Вы не в курсе,то с 15 февраля как обычно уже несколько лет введены квоты на экспорт зерновых и не каждый кто хотел их получил,просто так со стороны тут не войти.

        На муку и макароны квот нет и не предвидится, дерзайте...
        1. -1
          6 марта 2024 09:05
          А при чем тут мука и макароны?не надо смешивать все в одну кучу,
  7. Конечно согласятся! Компрадорская буржуазия, она токая.!
  8. +2
    4 марта 2024 11:26
    вспомните еще что прибалтика стала крупнейшим экпортером вин в РФ и умудрилась увеличить объемы в 21-22 годах
  9. +2
    4 марта 2024 13:50
    Этот баланс интересов расшатан, но по обе стороны границы есть серьезные силы, которые оставляют внешнюю торговлю и транзит на плаву. Мы вряд ли будем взбрыкивать, нам и так логистику обрубили фактически по военному сценарию, прибалтам тоже не сладко - они, выполняя санкции, обрубили тучу веток, на которых сидели. Но есть и отдельный сценарий - жесткий приказ из фашингтона, тогда стрельнут себе в последнюю коленку и транзит встанет.
  10. 0
    4 марта 2024 15:18
    Капитализм-это про деньги, а деньги не пахнут. Про РЖД и мощности Октябрьской ж.д. правда, но есть нюансы...По состоянию на июль 2023 , на Балтике с зерном работали только 5 компаний. Кроме новичка в лице "Порта Высоцкий" в Ленинградской области , это терминал "КЦТЛ" (66,4 тыс. т. январь-июль в 2023г., 27,8 тыс.т. январь-июль в 2022г.) в Большом порту Санкт-Петербурга и троица из Калининграда – "Содружество Соя" (144,8 тыс.т. в январь - июль 2023г., 106,5 тыс.т. январь-июль в 2022г.), "Портовый элеватор" ( 74,7 тыс.т в 1 полугодии 2023г. и 44,9 тыс.т. в 1 полугодии 2022г) и "Калининградский МТП" (22,3 тыс.т. в 1 полугодии 2023 г. и 6,8 тыс.т. в 1 полугодии 2022г.). С конца апреля с казахстанской и сибирской пшеницей стало работать ООО "Порт Высоцкий" бизнесмена Андрея Полякова. За три месяца работы перевалено 174,3 тысячи тонн. Этого объёма Высоцку вполне хватило, чтобы стать самым мощным по зерну на российской Балтике...И за транзит Литве платить не надо, если везти зерно в Ленинградскую область и СПб. НО!...Дальше только вопросы, в основном не совсем цензурные...
    Правда без Латвии экономике нашей никак, и мне тоже. Инчукалнское ПХГ введено в эксплуатацию в 1968 году и сегодня снабжает газом, особенно в отопительный сезон, Псковскую и Ленинградские области РФ. Чтобы мне вечером помыться и приготовить ужин при свете, надо чтобы Юго-Западная ТЭЦ СПб работала, а она на газе работает.
  11. 0
    4 марта 2024 23:19
    Чем то это напоминает отношения между"'антирасистским" блоком африканских стран с одной стороны, и ЮАР и Родезией с другой.
  12. 0
    5 марта 2024 08:01
    А будет по другому: покупать у России нельзя, но другие страны могут покупать у РФ и транспортировать через Латвию, и вот у этих стран Латвия и будет покупать, но дороже для себя. Подумаешь, какая нибудь условная Испания купит у РФ на условные 424 тыс. тонн больше и перепродаст в Латвию. Вот только Латвии за это придётся доплатить, но исполнить предписание хозяина.
    1. 0
      6 марта 2024 09:08
      Европейцам запретили покупать наше зерно,объявили его токсичным, там сначала они махинировали по иному,корабль грузился и по документам направлялся в Африку,отойдя от пирса,менялись документы,которые подтверждали,что зерно не Российское,а казахстанское например..но и там лавочку потом прикрыли.