Немного о перспективном ударном вертолете

25
Несколько лет назад на прилавках со сборными моделями военной техники появился набор с громким названием. В коробках с надписью «Ка-58 “Чёрный призрак”» поставлялись детали некоего вертолета с фантастическим внешним видом и загадочными характеристиками. Вскоре после появления в продаже этих моделей стали расходиться слухи о подробностях загадочного проекта Ка-58. Высказывались самые разные предположения относительно технических и летных данных, составе оборудования и вооружения и т.п. Но и спустя несколько лет после начала продаж так и не появилось ни одного официального сообщения о существовании «Чёрного призрака», зато стало известно, что вертолет Ка-58 был придуман дизайнерами одной фирмы, производящей сборные модели. В результате загадочный проект окончательно перешел в разряд курьезов.



Тем не менее, после истории с гипотетическим Ка-58 остался малоприятный осадок в виде вопросов о перспективных боевых вертолетах. Вполне очевидно, что в ближайшие годы должны появиться новые типы ударных вертолетов, а Ка-58 – если бы он существовал – вполне мог бы претендовать на это «звание». Но по вполне понятным причинам на смену нынешним Ми-28Н и Ка-52 в будущем придут совершенно другие машины. Еще в середине двухтысячных годов в прессе начала обсуждаться тема вертолета пятого поколения, призванного в будущем заменить нынешнюю технику. Стоит отметить, термин «пятое поколение» в отношении вертолетов в определенной мере сомнителен. В отличие от самолетов-истребителей, которые уже давно разделяются на поколения, к вертолетам такая классификация не применяется. В то же время, при желании можно найти определенные закономерности и разделить винтокрылые машины на поколения, но такая классификация будет странной и не вполне справедливой.

Первые слухи о работах над перспективным ударным вертолетом относятся к середине двухтысячных годов, однако тогда, очевидно, дело не пошло дальше разговоров. Немного более подробная информация появилась в 2008 году, когда главком военно-воздушных сил России А. Зелин рассказал о начале разработки нового вертолета, который будет иметь лучшие характеристики в сравнении с существующими. Примечательно, что и в 2008-м официальные лица ограничились лишь самыми общими фразами и формулировками. Новые данные о ходе проекта пришли через полтора с лишним года после заявлений командующего военной авиацией. В середине 2010 года генеральный конструктор фирмы «Миль» рассказал о том, что исследовательские и конструкторские работы по новому проекту начнутся примерно через год.

Кроме того, в 2010 году стало известно об участии в программе обоих ведущих вертолетных предприятий России – конструкторских бюро «Камов» и «Миль». По имеющимся данным, в первой половине того года в Центральном аэрогидродинамическом институте проводились продувки нескольких моделей вертолетов, отличавшихся друг от друга обводами фюзеляжа, конфигурацией крыла и конструкцией несущего винта. Оценивались перспективы и возможности как классического винта, так и соосного. Результаты тех исследований в открытых источниках не упоминались, но было объявлено, что окончательный выбор компоновки и общего облика будет сделан в начале 2011 года, а до того времени обе конструкторские организации будут работать сообща.

Последние на данный момент сообщения о перспективном ударном вертолете относятся к осени 2011 года. Тогда генеральный директор «Вертолетов России» А. Шибитов рассказал о продолжающихся работах по программе и существовании сразу двух проектов от обеих компаний, участвующих и ней. Одновременно с этим и осенью 2011-го года продолжались работы по формированию облика перспективной винтокрылой машины. Подобные задержки выглядят странно, но их можно объяснить сложностью определения приоритетов и необходимых черт облика. Тем не менее, по состоянию на конец 2011 года ситуация с новым ударным вертолетом выглядела неоднозначно и были все основания предполагать, что новый вертолет, в самом лучшем случае, поднимется в воздух только во второй половине текущего десятилетия.



В ходе освещения и обсуждения официальных заявлений и ходе проекта время от времени появлялись различные сведения и слухи о характеристиках и возможностях нового вертолета. При этом лишь некоторые из них были подтверждены официальными источниками. К примеру, со слов официальных представителей «Вертолетов России» и фирмы «Миль» известно, что новый вертолет должен получить новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование с более высокими характеристиками по сравнению с имеющимся, в том числе и с возможностью автоматического возвращения на свой аэродром в случае ранения или смерти пилота. Также новый вертолет должен иметь возможность производить атаку целей из укрытий, обладать высокими летными данными, минимально достижимой заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах и т.д. Кроме того, была заявлена способность вертолета бороться с самолетами противника.

Исходя из имеющихся данных, трудно говорить о сроках завершения проекта или точных характеристиках нового вертолета. Вероятно, новые винтокрылые машины будут представлять собой изрядно переработанную существующую технику. Этому есть объективные причины. К примеру, невозможность создания малозаметного для радиолокационных станций вертолета обусловлена его главной особенностью – несущим винтом. Постоянно вращающиеся лопасти, которые к тому же принципиально не могут быть исключены из конструкции, губят на корню все усилия по снижению заметности. По этой причине снижение вероятности обнаружения может быть достигнуто только в инфракрасном диапазоне, при помощи специальных устройств, охлаждающих выхлоп турбовальных двигателей.



Что касается вооружения перспективного ударного вертолета, то оно тоже вряд ли претерпит серьезные изменения. Как и предыдущие машины, новая должна будет нести подвижную установку с автоматической пушкой и определенный спектр управляемого и неуправляемого вооружения. Возможно, в состав вооружения перспективного вертолета войдет новый противотанковый ракетный комплекс «Гермес-А» либо имеющиеся системы аналогичного назначения. Само собой, сохранится возможность применения неуправляемых боеприпасов. Для обеспечения полноценной работы прицельно-навигационного комплекса перспективный вертолет должен оснащаться собственными радиолокационной и оптико-локационной станциями. Само собой, в настоящее время нет никакой информации о точном составе оборудования нового вертолета.

В целом, программа разработки вертолета «пятого поколения» в настоящее время представляет собой одну из самых больших загадок сегодняшнего времени. Официальная информация ограничена лишь несколькими высказываниями представителей оборонных организаций, а кроме того, самые новые данные о проекте появились более года назад. Возможно, в ближайшее время оборонная промышленность и военное ведомство приоткроет завесу тайны над новым ударным вертолетом и порадует общественность первыми подробностями технического характера. Если, конечно, проект не будет закрыт по каким-либо серьезным причинам, как это нередко случалось в последние десятилетия.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://paralay.com/
http://vpk.name/
http://arms-expo.ru/
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 февраля 2013 07:41
    И в дествительности - появление "Черного призрака" просто как-то не понятно - чья-то фантазия разыгралась.... сперва думалось, что возможно от этого пошло... но не совсем похоже.... далеко не совсем


    но фотографий было мало... качество желало лучшего, а интеренет был не распространен - это так и осталось мифом... а наверное жаль.....
    интересен Макет Ка-90, да и вообще - новая проектная линейка КБ Камова
    1. +3
      6 февраля 2013 07:51
      Уверен наши конструкторы не спят-сейчас время тревожное.
      1. +15
        6 февраля 2013 07:55
        конечно не спят - они-ж роботы))))) у нас же не лето 41-го!)))))
        мудрят что-то)))))

        wink
        скоро увидим - чего придумают, будут развивать ОПК - будет дело...
    2. +11
      6 февраля 2013 08:49
      На фото Ка-50-2 Эрдоган.
      Это специально под турецкий тендер был изуродаван наш Ка-50, к слову совместно с израильтянами. Короче изначально провальный проект.

      А образ Ка-58, больше чем уверен, появился из симбиоза RAH-66 "Команч" и Ка-52 "Аллигатор". Видимо придумавший много играл в вертолетный симулятор "Команч".
      1. 0
        6 февраля 2013 10:05
        ну - то что это Эрдоган - понятно... просто в своё время не было ни фото ни чего, как и интернет собственно в зачаточном состоянии для массового пользователя был малодоступен... просто расположение кабины пилотов схоже, просто без обводов в стили стелс... а Команч, если мне не изменяет память даже по составленным ТТХ уступал уже поднимающимся в воздух Ка-50 и Ми-28, + довольно дорогим оказался, как и все в США... хотя если-бы удалось создать машину с подобными габаритами, и ТТХ как у Ка-52 - это было-бы здорово...
    3. Капитан
      +2
      6 февраля 2013 12:46
      "Черный призрак" это больная фантазия моделистов кампании Звезда. У КБ Камова такого проекта никогда не было и быть не могло в виду его абсурдности(внешняя подвеска вооружения, соосная схема и стелс это в принципе не реализуемо)
      1. 0
        6 февраля 2013 14:28
        А не "Итальери" это были? Они же и МиГ-37 придумали.
    4. 0
      7 февраля 2013 18:53
      вертолет, изображенный на ваших картинках скорее всего экспортный вариант Черной акулы Ка-50. называется Ка-50-2. Модификация для Турции. Сделка в итоге провалилась.
      http://www.airwar.ru/enc/ah/ka502.html ---ссылка на статью для большей эрудиции drinks
  2. borisst64
    +1
    6 февраля 2013 12:01
    "вертолет Ка-58 был придуман дизайнерами "

    Добавить нечего.
  3. GTI
    GTI
    +3
    6 февраля 2013 12:26
    похож на американский вариант нового верталета
    1. 0
      6 февраля 2013 13:33
      Смахивает на динозавра REX. Он, конечно хищник первостатейный, но только никогда не летал. А в авиации красивый самолет лучше летает.
    2. AER_69
      +1
      6 февраля 2013 15:27
      Так он уже не новый у них.
      1. +3
        6 февраля 2013 16:26
        GTI данный проект назывался команч и он был закрыт.
    3. +1
      6 февраля 2013 21:54
      Это "Команч" новый? о_О

      Проект начался в 1991, а закрыт в 2004 ввиду своей нецелесообразности в сравнении с БПЛА.
  4. AndreyAB
    +1
    6 февраля 2013 13:28
    А вообще то в проектировании вертолётов боевых схем судя по всему какая то задержка образовалась, то что сейчас идёт как новое проектировалось ещё в советское время и благодаря перестройкам и демократическим изменениям страны отбросило всё как минимум лет на десять, а если учесть финансирование на разработку то и на больше и продолжаем отставать от самих себя даже, вернее от советской школы проектирования. А вообще на данный период надо придумывать что то перспективно новое с заделом на годы в перёд, как ми -8.
  5. 0
    6 февраля 2013 13:49
    Как закончилась программа команча мы все знаем)))как-нибудь обойдёмся wink
  6. DuraLexSedLex.
    0
    6 февраля 2013 19:03
    У меня в детстве была моделька "Чёрный призрак", в обще на картинках на этих какая-то непонятная метаморфоза, слившая во едино корпус от американского Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche, и систем соосного, классического, камова.Стелс вертолёт не самая лучшая идея в принципе...Амеры нам это показали, раз уж ОНИ его не приняли ( RAH-66), то думаю лезть в то же болото не стоит.
  7. almamatkulov
    0
    6 февраля 2013 20:40
    всё это наши мечты. Подонки, вставшие во главе оборонных предприятий и вообще всего и вся утопят любой проект. Пока научились только выдавать поленья за МБР.
  8. Andrey58
    0
    6 февраля 2013 22:41
    Что сейчас можно принципиально нового придумать в вертолётостроении? Набор вооружений стандартный, форма корпуса стандартная, электронное оборудование тоже более менее одинаковое у всех. Законченная схема, ИМХО.
  9. 0
    7 февраля 2013 00:26
    Хотелось чтобы те что есть принимались оперативней на вооружение.
  10. +1
    7 февраля 2013 08:47
    "Также новый вертолет должен иметь возможность производить атаку целей из укрытий"- хотят отказаться от атак на бреющем и перейти к атакам из-за укрытий -как американцы ?
  11. Dark Warrior
    +1
    7 февраля 2013 11:47
    Лес,
    МО захочет - сделает заказ на разработку возможности ведения огня вертолётами в окопе стоя laughing
  12. politruk419
    +2
    8 февраля 2013 07:09
    Мне кажется что при проектировании перспективного ударного вертолёта необходимо изначально "правильно" заложить желаемые результаты. А каковы эти "перспективные желаемые отличия" от существующих ныне Ми-28 и Камовых?
    Я бы рассмотрел вопросы :
    1. увеличения боевого радиуса действия.
    2. Кардинального усиления малозаметности( но изначально реализовать это условие при наличии винтов очень непросто), снижение шумности и "инфракрасного" выхлопа.
    3. Кардинальная "гуманизация"( упрощение для пилота) систем управления огнем и полетом,наведения, позиционирования, ночного видения.
    4. Кардинальное повышение живучести машины.
    5.Увеличение запаса и мощи вооружения. Совершенствование средств связи, их защищенности и интеграции в единый комплекс боевого управления.

    Какова должна быть планка-ориентир? Исчерпаны ли возможности модернизации имеющихся моделей на этих направлениях? Мне кажется что тут пока непочатый край для модернизации.
    Так нахрена "Козе" новый дорогостоящий "боян"? Может научимся играть на собственном, отнюдь не старом?
  13. 0
    7 декабря 2017 16:11
    В принципе, ка58 может построить в натуральную величину из фанеры и пенопласта любой желающий.
  14. 0
    19 февраля 2018 11:20
    Привет из 2018, ни белого ни черного призрака так и не увидели.