Ингвар Путешественник: вождь викингов и его трагическая экспедиция на Восток

9 441 11
Ингвар Путешественник: вождь викингов и его трагическая экспедиция на Восток

Ингвар Путешественник (ок. 1010–1041) был вождем викингов из центральной Швеции. В шведских провинциях Седерманланд, Уппланд и Остергетланд есть несколько рунических камней, называемых Камнями Ингвара, которые рассказывают историю великой экспедиции на Восток, возглавляемой вождем викингов Ингваром.

Еще около 30 рунических камней, также называемых руническими камнями Ингвара, были воздвигнуты в память о тех, кто погиб во время экспедиции.



Экспедиция Ингвара была единственным шведским событием, которое упоминается на большинстве рунических камней. 24 из этих камней стоят в районе озера Меларен в Уппланде (Швеция) и относятся к шведским воинам, которые отправились с Ингваром в его экспедицию в земли сарацин. Камень, принадлежащий брату Ингвара, указывает на то, что он отправился на Восток за золотом, но погиб в сарацинской земле.


Рунический камень Харальда (Sö 179), один из «Камней Ингвара»


Рунический камень Тиллинге в Уппланде, воздвигнутый человеком в память о своем брате, погибшем в Серкланде, заканчивается молитвой за душу брата. Этот рунический камень тоже может быть одним из рунических камней Ингвара. Однако в нем не упоминается сам Ингвар. Поэтому он может быть памятником любому варягу, погибшему во время службы в Азии.

Эта судьбоносная экспедиция состоялась между 1036 и 1041 годом. Викинги пришли на юго-восточные берега Каспийского моря, а также, вероятно, принимали участие в битве при Сасирети в Грузии. Немногие вернулись, так как большинство погибло в боях и от болезней.


Саги об Ингваре Путешественнике


Согласно сагам, сначала Ингвар отправился в гости к Ярославу Мудрому в место, известное на древнескандинавском языке как Гардарики или «Земля Русов». Поездки в эту землю были обычным явлением среди скандинавов из-за относительной близости.

Согласно саге, Ингвар и его соотечественники оставались в Киевской Руси в течение трех лет, изучая языки и особенности местных рек. Затем гости-викинги двинулись дальше на юг вдоль великой реки (очевидно, Волги), где столкнулись с великанами и змеями.

Пережив эти мифические невзгоды, викинги наконец достигли города Китополис, которым правила королева Силкисиф. Прекрасная королева встречает их у ворот и любезно предлагает свое гостеприимство. В Саге так об этом говорится:

«Ингвар уже много дней плывет по реке. Затем показались города и большие здания, а затем они увидели великолепную цитадель. Она была построена из белого мрамора. Когда они приблизились к цитадели, они увидели огромные толпы мужчин и женщин. Тогда они поразились красоте, которую увидели там, и грации женщин, ибо многие из них были поразительно красивы. Но одна из них выделялась как нарядом, так и красотой. Эта прекрасная женщина дала знак Ингвару и его людям, что они должны прийти на встречу с ней».

Невозможно с какой-либо уверенностью сказать, куда именно Ингвар и остальные викинги отправились дальше.


Страница рукописи Саги об Ингваре Путешественнике

Сага описывает долгое и трудное путешествие по реке, отмеченное встречами с великанами и ужасающим драконом, а также нападениями пиратов, которые замаскировали свои корабли, чтобы они напоминали плавучие острова.

В битве с пиратами Ингвар выпустил пылающую стрелу, которая воспламенила один из пиратских кораблей:

«Но как только Ингвар услышал звук мехов, он выстрелил освященным огнем и с Божьей помощью уничтожил этих дьявольских людей, так что от них не осталось ничего, кроме пепла».

Позже Ингвар и его команда вернулись в Гелиополис, чтобы помочь Йольфу сражаться против его брата. В жестокой битве викинги убили всех сыновей Бьольфа с помощью шипастых колес и специально подготовленного оружия.

Когда потенциальный узурпатор был окончательно побежден, король Йольф немедленно ополчился против своего союзника, и викинги были вынуждены бежать.

Вскоре после битвы и предательства короля Йольфа Ингвар смертельно заболевает неназванной болезнью, которая также унесет жизни многих его попутчиков.

Перед смертью Ингвар приказывает разделить свое состояние на три части: треть церкви, треть бедным и треть своему отцу и сыновьям.

Удрученные, оставшиеся викинги возвращают тело Ингвара в город Китополис, где их снова принимает королева Силкисиф:

«Она с великими почестями внесла его в город и приготовила к погребению с дорогими мазями. Затем королева попрощалась с ними с благословением Бога и Ингвара. «Он – мой Бог, тот, кто твой. Передай мои приветствия родственникам Ингвара, когда приедешь в Швецию, и попроси кого-нибудь из них приехать сюда с проповедниками и окрестить этот народ, и тогда здесь будет построена церковь, где упокоится Ингвар».

В конце саги член экипажа Кетиль возвращается в Швецию и рассказывает сыну Ингвара, Свейну, об их подвигах на Востоке. Свейн героически возвращается, чтобы убить дракона, жениться на прекрасной Силкисиф и основать церковь, которую он называет в честь своего отца.

Кетиль отправляется в Исландию, где он, наконец, оседает и передает историю будущим поколениям.

Историчность преданий об Ингваре


Историк Т. Д. Кендрик в своей книге «История викингов» рассказывает:

«Это вторжение викингов в Каспийский регион было широко известной экспедицией королевского шведского викинга Ингвара Виттфарне, чье прославленное имя встречается на более чем двадцати рунических камнях в его стране...

Этот принц со свитой шведов совершил смелое путешествие по всей длине Волги, сражаясь по пути, как повествует его сага, с драконами, змеями и чудовищами всех видов, пока, наконец, не прибыл в Саркланд, где и умер в 1041 году в юном возрасте.

На памятном камне в Седерманланде, таким образом, написано: «Тола установила этот камень для своего сына Харальда (или Хавальда), брата Ингвара; в далеких землях они смело искали богатства; на востоке их битвы приносили пищу орлу; на юге, в Саркланде, они умерли».

В XI веке Швеция вновь нашла повод искать богатства в землях по ту сторону Балтики. Это было время, когда шведские торговцы основали здесь свои поселения, и время, когда шведские пираты снова опустошили эти берега.


Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерда. Алексей Транковский

Семь рунических надписей на шведских мемориальных камнях этого периода (1020–1060) рассказывают о шведах, павших в этих странах. В эти десятилетия Ингвар Виттфарне вторгся и захватил западное и южное побережье Рижского залива.

Археологи спорят о конкретном маршруте путешествия Ингвара. Рунические камни не конкретизированы, и единственный письменный источник, в котором упоминается путешествие, это более поздняя средневековая сага, в которой трудно определить правду.

Источники утверждают, что Ингвар, сын шведского принца и великого человека по имени Эймундр, внук короля Эрика Сегерсалля (Эрик Победоносный), отправился примерно с 700 людьми на 30 кораблях в Саркланд. Это была «земля серкиров», которую обычно отождествляют с сарацинами, в основном арабами-мусульманами, живущими к югу от Каспийского моря, о чем также упоминают христианские авторы, жившие в Европе в Средние века.

В рунических камнях упоминаются помощники рулевого, капитаны и навигаторы, участвовавшие в экспедиции. Они также сообщают, что корабли были потеряны в Саркланде, и ни один из рунных камней не подтверждает, что кто-то выжил в этом инциденте.

Год смерти Ингвара, 1041, согласно саге и исландским анналам, соответствует предполагаемому возрасту этих рунических камней.

Другим важным источником являются грузинские хроники Картлис цховреба («Жизнь Картли»). Этот древний источник разделен на Древнюю Картлис Цховреба и Новую Картлис Цховреба. Первая охватывает грузинскую историю вплоть до XIV века, а вторая – с XIV по XVIII век. В этих важных грузинских хрониках упоминается экспедиция Ингвара из Швеции через русскую реку Волгу к Каспийскому морю.

Викинги, вероятно, использовали небольшие корабли, которые могли перемещаться по водам между долинами Риони и Куры, Сурамским перевалом. Причиной экспедиции могло быть открытие нового торгового пути на Каспий, поскольку ранее Волга была закрыта татарскими племенами.

Летописи также рассказывают о варягах, участвовавших в войне около 1040 года между грузинским царем Багратом IV и его вассалом Липаритом. Ингвар и его люди, вероятно, участвовали в грузино-византийской битве при Сасирети, расположенной примерно в 6 км к северу от реки Кура, примерно в 70 км к западу от Тифлиса (ныне Тбилиси).

Рунические надписи далее говорят, что Ингвар продолжил свое путешествие, вероятно, в земли халифата Аббасидов, столицей которого был Багдад. По пути туда их корабли подверглись нападению пиратов, у которых были «большие острова, похожие на корабли». Один из кораблей сгорел, но они открыли ответный огонь своими горящими стрелами и продолжили путь через Каспийское море.

Наконец, экспедиция пережила какое-то ужасное бедствие, возможно, чуму, и лишь немногие вернулись в Швецию.

Много лет спустя родственники и друзья погибших установили камни, которые представляют собой дань уважения этой роковой экспедиции на Восток, вождю викингов Ингвару и его людям.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    28 мая 2024 07:03
    Причиной экспедиции могло быть открытие нового торгового пути на Каспий, поскольку ранее Волга была закрыта татарскими племенами.

    Угу, приняв во внимание, что большинство скандинавских исследователей относят «экспедиции» Ингвара-путешественника к событиям 1038-1040 годов, татар в Поволжье в априори не было, от слова совсем. Волжские Булгары с которыми Автор возможно путает «татар», контролировали Итиль только в среднем течении, но никогда не препятствовали торговле по нему. Сами скандинавы насчитывают более 13 достоверных торговых и военных экспедиций в районе Волги до Ингвара.
    Ну и если по историчности, более вероятно, что Ингвар с дружиной дальше стольного Киева Ярослава Мудрого и не ходил. Мед, пиво пил и от белой горячки и представился.
    1. +1
      28 мая 2024 13:12
      Ну и если по историчности, более вероятно, что Ингвар с дружиной дальше стольного Киева Ярослава Мудрого и не ходил. Мед, пиво пил и от белой горячки и представился.

      Если "по историчности", то один шведский профессор определил историю об Ингваре как "средневековый фентэзийный роман". На сегодняшний день историки сходятся во мнении, что был какой то куда то поход викингов. Ни одна часть саги, описывающая путешествие, не может быть связана убедительно с историческими событиями или географическими объектами. В 2011 году даже шведско-грузинский симпозиум в Стокгольме собрали по этому вопросу. Грузины цистерну вина не пожалели для участников. Вино выпили и одобрили, но никаких конкретных исторических результатов так и не получили.
      1. 0
        28 мая 2024 21:09
        Спустя 18 часов три комментария под статьей! Мой будет - четвёртым. Как минимум Автору необходимо задуматься, что лучше публиковаться реже, но с качественным материалом.
        hi
        1. +1
          29 мая 2024 08:36
          «Единственный грех, который мы не прощаем друг другу, — расхождение во мнениях» но, несмотря на это каждый из нас имеет право делать собственные выводы.
          Спасибо автору за проделанную работу.
    2. 0
      6 октября 2024 15:00
      Ну и если по историчности, более вероятно, что Ингвар с дружиной дальше стольного Киева Ярослава Мудрого и не ходил.


      Вполне мог и сходить, присоединившись к новгородской дружине или каравану купцов, которые в те времена активно использовали Волгу. Если учесть, что Ярослав Мудрый многократно путешествовал по Волге, то и поход Ингвара вполне объясним и не только рыбалкой в устье Волги, но и как наёмники, что характерно для викингов того периода. Ну а сагах они конечно приврали, для красного словца, как водится. Да и кто ещё с Запада там побывал и живой вернулся. Есть чем гордиться.
  2. +5
    28 мая 2024 11:25
    Дела давно минувших дней , предания старины глубокой ...(с) Не вызывает сомнений только одно - некто Ингвар , викинг , кондотьер королевских кровей , возжаждав злата и резни , на юг отправился с дружиной . С кем то бились , кого-то грабили и в большинстве перемерли от инфекции . Остальное предположения , недоказуемое за давностью лет .
    ПС Кстати в дельте Волги много плавучих , оторвавшихся от берега островков с растительностью . Так что маскирующие под них свои корабли пираты вполне достоверная деталь .
    1. 0
      28 мая 2024 21:17
      К воспоминаниям и мемуарам, особенно эпохи средневековья, надо относится кране осторожно. Правду от вымысла отличить очень сложно, но ряд источников, даже насыщенных великанами, змеями и драконами фрагментарно представляют научную ценность. Например, история Ахмата Ибдн Фадлана.
      1. +1
        28 мая 2024 21:22
        Полностью согласен с Вашими тезисами . Я лишь за то , что бы обоснованные предположения не перетекали в необоснованное фэнтэзи
        1. 0
          28 мая 2024 21:38
          Скандинавские гости вплоть до татаро-монгольского нашествия торговали на протяжении всей Волги. Так что история с гуляющими островами была известной. Кроме того до 10 века самостоятельно, а после в составе дружин наших князей норманы участвовали в операциях на Каспийском море и нижнем Поволжье. Малина закончилась с развитием Владимиро-Суздальской земли и централизацией Волжской Булгарии. К слову, как минимум один раз варяжские гости стали причиной эскалации конфликта Владимирского князя (кажется Брия Всеволодовича) против правобережной черемсы денников Булгар.
  3. +4
    28 мая 2024 21:23
    Это была «земля серкиров», которую обычно отождествляют с сарацинами, в основном арабами-мусульманами, живущими к югу от Каспийского моря, о чем также упоминают христианские авторы, жившие в Европе в Средние века.
    А может быть это просто земля людей, одетых в рубашки ?
    Кстати, "берсеркеры" - это без рубашечные, то есть с голым торсом.
    Другим важным источником являются грузинские хроники Картлис цховреба («Жизнь Картли»). Этот древний источник разделен на Древнюю Картлис Цховреба

    Смешно, но историки датируют армянский якобы перевод «Картлис цховреба» более ранним временем, нежели они датируют самый ранний список грузинского оригинала, который по мнению ряда историков написан между 1479 и 1495 годами. wink Оригинал, как это обычно водится, до времен исторического материализма, увы, не дошёл negative
    В общем, интересно, но как обычно, не подкреплено никакой документальной основой.
  4. 0
    22 ноября 2024 16:19
    Меня только один факт заинтересовал: Дойдя до Киева, Ингвар ТРИ ГОДА "изучал местные реки" - Зачем? Ты же аж за горизонт собрался, зачем такое подробное изучение МЕСТНЫХ рек?? Не жалко ТРЁХ лет своей экспедиции? Можно перепиться, пережениться, осесть наконец от безделья. Потом он доплывает до какого-то Китополиса и Силкисиф (на которой позже женится его сын????). Потом Гелиополис!!! Это Египет???? По-моему, тут намешано в кучу много РАЗНЫХ экспедиций. о которых помнили только необычные названия городов и царей...