Война племен в дальнем углу Ливии

7
Сегодня в Ливии вторая годовщина февральских событий. Специально для наших читателей мы решили поставить этот материал.

В прошлом году практически все боевые действия в ливийской гражданской войне проходили на севере страны – на относительно узкой полосе вдоль побережья Средиземного моря. Бои в глубине страны, в Западных горах развернулись только летом, но тоже относительно недалеко от берега моря.

С юга страны на протяжении всей войны практически никаких новостей не поступало. Однако в феврале уже 2012 года из города Аль-Куфра (на картах Google – аль-Джауф) в дальнем юго-восточном «углу» Ливии начали поступать сообщения о тяжелых столкновениях, и даже вторжениях иностранных наемников из соседних стран.

Сообщения были настолько противоречивы, что стало ясно, что без личной поездки туда невозможно составить ясную картину происходящего.

Война племен в дальнем углу Ливии

На помощь пришел мой старый бенгазийский знакомый Мухаммед Хамис, бывший вертолетчик, выпускник Фрунзенского летного училища, который во время учебы нашел себе и русскую жену:

- Я сам родом из Аль-Куфры, вся моя родня там живет. Что там происходит, знаю из первых рук. Поэтому если хочешь, просто берем новую надежную машину напрокат и едем туда.

- Туда же опасно ехать. Мои знакомые в Бенгази говорят, что лучше пристроиться к армейской колонне. А еще лучше – как-то сесть на военно-транспортный самолет, который туда летает из Бенгази.

- Это чушь. Поездка на машине опасна не дорожными разбойниками, которых там нет, а тем, что за 200 км до самой Аль-Куфры дороги как таковой нет. Поэтому лучше выехать ночью, чтоб в любом случае доехать до города засветло. Но ехать туда надо только на машине, потому именно автомобильная дорога – это ключ к пониманию жизни не только в Куфре, но и во всей южной Ливии.

В Бенгази прокат машин стоит 20 динаров в сутки (примерно 16 долл.). Но если надо на Куфру, то надо платить все 50 – за дополнительную амортизацию.

БРОСОК НА ЮГ

Траса

Мы выехали из Бенгази в 5 утра. С нами в компании была еще дочь Мухаммеда Амира и американская журналистка Клер Гиллис. Расстояние от Бенгази до Куфры такое же, как от Бенгази до Триполи – 1050 км. Разница между дорогами в Восточной и Западной Ливии сейчас состоит в том, что в самом Бенгази и до самой Адждабии блокпосты уже стоят пустые. В то время как в Западной части на дорогах действует круглосуточная проверка машин и документов. То есть ситуация по организации безопасности западная часть страны, включая Триполи, примерно такая же, как была в Бенгази полгода назад.

Адждабия – узловой город в Восточной Ливии. От него лучами расходятся дороги на Триполи, Бенгази, Тобрук и египетской границе, и на юг – города Уджла, Джалу, Куфру и дальше в Чад и Судан.

И сегодня мы едем не на запад, а именно на юг.


От Адждабии практически сразу начинается голая пустыня. По дороге попадались фуры с товарами, но большинство грузовиков везли буровые трубы. Об интенсивности грузопотока на этой трассе говорили залежи брошенных грузовых покрышек, которые тянулись от Адждабии километров на 50. Еще по дороге встретилось стадо верблюдов. В Ливии из транспортного средства купцов – корабля пустыни, верблюды превратились исключительно в источник шерсти, молока и мяса.



Оазисы

Исторически передвижение по караванным путям сводилось к броскам от одного оазиса к другому. По дороге на Куфру таких городов-оазисов всего два – Уджла и Джалу. Это города-огороды. Джалу – это главная помидорная плантация Бенгази. Оазис выглядит как зеленое пятно посреди пустыни – пальмовые рощи, окруженные изгородями из пальмовых веток, защищающие от песка. Впрочем, в голой пустыне именно в этих краях как раз находится и главное богатство Ливии – нефтяные месторождения, куда обычных посетителей не пускают – требуется специальное разрешение. Именно в Джало на глаза попался мужичок в фирменном комбинезоне Halliburton. Не факт, правда, что он работает в Halliburton, комбез мог и на базаре купить.



ВЕЛИКАЯ РУКОТВОРНАЯ РЕКА

Циклопический мегапроект Каддафи крупным планом

Возможно, дело было в Великой Рукотворной реке Каддафи. Каддафи приказал построить огромный водопровод почти из самых южных пустынных окраин до берега.

Асфальт кончался именно в тех местах, где шла укладка огромных труб 4-метрового диаметра.


В точке N 27.96352 E 21.58587 находится завод по производству этих труб. От Адждабии до Джало водопровод идет уже под землей, и на поверхности торчат только технологические люки.

Трубный завод выглядит покинутым, вокруг ряды труб.


Едем дальше. Мухаммед говорит:

- Вот это я тоже хотел вам показать. Дальше будут два городка строителей. Трубу укладывали турецкие строители. В прошлом году после начала революции всех рабочих отсюда срочно эвакуировали. И местные раскурочили здесь всю технику, сняли все, что представляло ценность, увезли в Чад и Судан, городки разграбили и сожгли.


И вот здесь умерло все – и водопровод, и строительство дороги.

В Куфре больше всего недовольны новой властью потому, что новое правительство полностью заморозило строительство именно дороги. Но дорогу, видимо, откладывали до окончания строительства трубопровода.

Этот водопровод в Куфре не нужен, как и в других городах-оазисах вроде Тазирбу. Географию ливийских оазисов можно изучать по этикеткам на бутылках с питьевой водой – во многих городах эту воду разливают в бутылки из местных пресных источников.

- Великую рукотворную реку у нас считают одним из самых великих достижений Каддафи. Но вот за год в Ливии я слышал только скептические мнения. С чем это связано?

- Каддафи строил этот водопровод в первую очередь как памятник самому себе. Подземные озера в пустыне геологи открыли еще при короле. Когда прикинули затраты, решили, что овчинка выделки не стоит. Более целесообразно строить опреснительные станции в каждом большом городе Ливии, которые находятся прямо на берегу моря. Тем более, имея источник энергии от нефти и газа.

Но Каддафи решил иначе и водопровод суммарной длиной в несколько тысяч километров начали строить. На самом деле не совсем понятно зачем, поскольку трубы рассчитаны на срок эксплуатации всего в 40 лет. Городам такие огромные объемы воды не нужны, весь расчет был на озеленение пустыни и выращивание сельхозпродукции. С воздуха можно увидеть огромные зеленые круги посреди пустыни, которые расположены кластерами рядом друг с другом.

- В СССР тоже загорелись идеей развернуть сибирские реки в пустынные районы Средней Азии, чтобы обеспечить водой плантации хлопка. Но от этого отказались еще во второй половине 80-х из-за непомерных затрат и непрогнозируемого экологического ущерба.

Разграбленный и покинутый городок турецкой строительной компании TEKFEN находится в точке N 25.06897 E 22.95279, но на Google Earth его не видно – старая съемка.


Еще дальше – последний участок укладки трубы. Стоит огромный кран, в траншее – экскаватор и выложенные кольца длиной в километр, если не больше.

До Куфры – 110 км. С этого места грунтовая дорога с укатанным гравием переходит просто в направление, и начинается черная пустыня, с базальтными холмами, и выветренной с торчащих из-под песка скал базальтной пылью, которая создает впечатление, что здесь «что-то горело».



Соловьи-разбойники

Мухаммед продолжает:

- За 200 км до Куфры, где кончается нормальная дорога, всегда стоял крайний пост дорожной полиции и служб безопасности. Их хлеб – проверка и сбор дани с транзитных фур, идущих на Куфру. Водителей заставляли полностью выгружать содержимое прицепов на землю и предъявлять груз к досмотру. Откупиться, чтобы не разгружаться и ехать дальше без досмотра, стоило 400 динаров.
Проигнорировать полицию в этом месте никак нельзя, потому что по такой дороге нельзя далеко сбежать – быстро догонят.


Но еще больший навар снимали ливийские пограничники и таможенники. При зарплате в 500 динаров они брали с каждой фуры 2000 динаров. Платили все, потому что рыночная стоимость груза в Судане была в среднем на 250 тысяч динаров. Система была полностью коррумпирована сверху донизу – от таможни порта Бенгази, администрации социальных магазинов, которые отпускали оптовые партии продуктов налево, перевозчиков Адждабии, которые имели монопольное право на перевозки, и до последнего таможенника на южной границе.

Контроль над границей всегда был довольно условный. С аэродрома взлетала пара вертолетов на облет границы, но в летнюю жару они не могли подниматься в воздух днем из-за высокой температуры.

- А у египтян тоже есть такой мощный контрабандный канал?

Нет, у египтян, которых 80 или 90 миллионов населения, армия тоже большая и у них хватает войск, чтобы полностью перекрывать свою границу с Суданом. А у Ливии – нет. Потому весь трафик идет через нас.

ТУБУ И ЗВАЙ

Звай


Контрабанду в Куфре держали в руках люди племени звай, которых в Куфре подавляющее большинство. Контрабанда была дана им на откуп в кормление как привилегий за лояльность Каддафи. Поэтому город на самом деле состоит из его сторонников, которые сейчас просто поменяли флаг. Но при этом в 2011 весь их бизнес полностью пошел под откос. Звай в Адждабии поддержали революцию после расстрелов там демонстрантов в прошлом феврале.

Само племя звай в Куфре – это бывшие работорговцы, пришедшие из Чада около 200 лет назад, которые осели и переженились с черными женщинами, которых они наловили на продажу.

(Другие источники говорят, что племя кочевых пастухов звай появилось на юге Ливии в 1840 году и вытеснило оттуда племя тубу, захватив плантации пальм в оазисы и обратив тубу в угнетаемых батраков. Прим. автора)

Тубу

Тубу, общее количество которых насчитывается от 12000 до 350 000, проживают в основном в Чаде вокруг гор Тибести. Но общая зона их расселения простирается от южного Египта, северного Судана, через Чад включительно до Нигера.


В Куфре общее количество населения – около 60 тысяч, хотя по официальным данным. Из них тубу – всего 4 тысячи. Это то, что осталось от них за 160 лет, хотя их территории в первой половине 19 века простирались до Джало.

От Каддафи они получили только дальнейшие преследования от звай, на которых Каддафи сделал ставку. Столкновения между тубу и звай случались в Куфре каждый год, но происходили на ровне массовых драк и поножовщины. Оружия на руках не было ни у той, ни у другой стороны. Когда началась революция, звай разделились на тех, которые жировали на контрабанде и поддерживали Каддафи, и тех, кто поддержал оппозицию.

Тубу же имели к Каддафи свои счеты и полностью перешли на сторону революции. Но самое главное – их родичи, которые живут вдоль границы в Чаде и Нигере и контролируют пустыню, перекрыли маршруты переброски черных наемников из Чада и Нигера через пустыню в Ливию на помощь Каддафи.

Самая большая ирония, что в отличие от Таверги или Машашии, которые воевали за Каддафи и за это поплатились изгнанием всего населения из своих городов, из Куфры пытаются стопроцентных сторонников революции – тубу. И причем заправляют всем процессом бывшие каддафисты, которые поменяли флаг. Я сам – из звай, но что есть, то есть.

«Теплый» прием в Куфре

Последние 20 км до Куфры мы ехали уже просто по песку, угадывая направление по свежим следам и встречным фурам.


На КПП у нас начались неприятности. Дежурным на КПП членам местной милиции не понравились бумаги на машину. В машину прыгнул боец, который велел ехать в штаб отряда и дальше – в местный «Военный совет». В «штабе» у нас забрали документы на машину и паспорта. В «Военном совете» велели утром явиться на допрос – пояснить, каким образом оказались в городе без особого разрешения.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. UPStoyan
    +5
    18 февраля 2013 11:19
    Каддафи держал все племена в повиновении, а теперь каждый сам себе хозяин. Поэтому мира на этой земле не будет пока не придет новый диктатор с жесткой властью.
  2. vladsolo56
    +3
    18 февраля 2013 11:40
    Интересно на Анна ньюз эта же статья выдается какой-то Еленой Платоновой, на что рассчитывают эти так сказать господа, пытаясь пропихнуть подобную писанину? на кого рассчитаны эти басни?
    1. 0
      18 февраля 2013 14:47
      Всё просто . Русский "фээсбешник" съездил с подругой "цээрушницей" по бескрайним просторам Ливии... Теперь надо "отчёт-прикрытие" написать... smile Интересно она хоть красивая была..эта "цээрушница"..
  3. Гога
    0
    18 февраля 2013 12:22
    Это статья или анонс статьи? Чем кончилась поездка и где ответ на предложенный в начале вопрос - кто и с кем там воюет? В общем -
    - в огороде бузина, а где же в Куфре дядька ? fellow
    1. vladsolo56
      -2
      18 февраля 2013 13:08
      есть и продолжение, но суть в одном, с Каддафи воевал народ против тирании, и если сейчас и есть небольшие очаги противостояния в Ливии, о это всего лишь бандиты и грабители, на племенной основе. Кто-то упорно пытается нам всучить якобы истину кто и почему воевал в Ливии против Каддафи.
  4. +2
    18 февраля 2013 12:23
    Ливия теперь надолго в ..опе, демакратизаторы хреновы добились своего.
  5. Аликово
    +1
    18 февраля 2013 13:05
    где интересы америки там война голод смерть разруха.