ВВС России собираются обновить парк «летающих танкеров»

46
К самому знаковому и крупному военному контракту прошлого года на приобретение 39 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А, известных также как Ил-476, Минобороны России собирается добавить еще один не менее значимый контракт на закупку 31 самолета-заправщика Ил-78. Как и Ил-476 заказ планируется разместить на мощностях ульяновского авиастроительного завода «Авиастар-СП». Стоит отметить, что указанное количество «летающих танкеров» в 1,5 раза превышает имеющийся в составе военно-транспортной авиации России парк данных машин. В настоящее время ВВС России располагают 19 самолетами Ил-78М еще советской постройки. Учитывая приобретение данных танкеров, можно сказать, что Минобороны России намеревается значительно повысить возможности Военно-воздушных сил страны по выполнению боевых задач на значительном удалении от существующих авиабаз.

Стоит отметить, что заправочная авиация является одним из наиболее молодых родов ВВС. В условиях ведения современной войны такого рода авиация из вспомогательного превратилась в один из ключевых компонентов ВВС. В войска такая техника начала поступать с начала 1950-х годов. При этом первоначально такие самолеты обеспечивали действие стратегических бомбардировщиков, а теперь от их работы зависит практически вся авиация – от тактической до военно-транспортной.

Стоит отметить, что на протяжении многих лет единственным отечественным самолетом-заправщиком остается Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas). Данный самолет был построен на базе военно-транспортного Ил-76МД. В настоящее время Ил-78М – это единственный самолет-топливозаправщик, стоящий на вооружении ВВС России. Самолет Ил-78 предназначен для обеспечения действий как стратегической бомбардировочной авиации и транспортной дальней авиации, так и фронтовых самолетов, а также самолетов ДРЛОиУ. При этом приоритетно, конечно же, обеспечение полетов дальней авиации: российские стратеги Ту-95 и Ту-160 регулярно совершают полеты продолжительностью в 12-16 часов и более, что, естественно, требует дозаправки машин в воздухе. Самолет Ил-78 обеспечивает выполнение задач по нанесению ударов по удаленным стратегическим объектам вероятного противника, а также противодействию средствам воздушного нападения противника на сверхдальнем удалении к границам России.
ВВС России собираются обновить парк «летающих танкеров»

Первоначально самолет мог преобразовываться в военно-транспортный, но в версии Ил-78М, которая была создана в 1987 году, он утратил эту возможность. Усовершенствованный самолет заправщик Ил-78М обладает увеличенной максимальной взлетной массой в 210 000 кг., и способен взять на борт до 80 000 кг. топлива, которое размещается в 3-х топливных баках. Самолет в состоянии передать 60-65 тонн топлива при удалении от точки вылета в 1800 км., или 32-35 тонн при удалении на расстояние в 4000 км. При этом следует учитывать, что при взлете с грунтовых ВПП данные цифры уменьшаются примерно в 2 раза.

По имеющейся на данный момент времени информации 31 самолет-заправщик будет построен в варианте Ил-78М-90, данный самолет создается на основе Ил-76МД-90А, серийное производство которого будет развернуто в Ульяновске. Покупка 31 «летающего танкера» увеличит общее количество таких машин в составе ВВС России сразу в 2,5 раза. Однако необходимо учитывать и тот факт, что в ближайшие 10-15 лет из состава ВВС будут выводиться самолеты-заправщики Ил-78М, построенные еще в советские годы.

Самолет Ил-78М-90 предназначен для заправки топливом в полете самолетов разного назначения, помимо этого он может применяться для наземной заправки летательных аппаратов, а также боевых и транспортных средств. Данный самолет является преемником Ил-78М и сохраняет совершенство конструкции его планера. При этом машина претерпела качественные изменения систем и оборудования. В частности благодаря отсутствию грузового люка и рампы, использованию длинномерных панелей кессона крыла была существенно уменьшена масса пустого самолета, а значит, у него увеличилась полезная нагрузка. Применение новых пермских двигателей ПС-90А-76 позволяет увеличить максимальную дальность полета машины при снижении удельного расхода топлива.

Кабины экипажа, оператора дозаправки и штурмана были оснащены многофункциональными индикаторами и объединены в единое информационное поле. На самолете используется новый пилотажно-навигационный комплекс, комплекс связи, система автоматического управления, а также «стеклянная» кабина. Все эти элементы отвечают требованиям к авионике современных самолетов и существенно повышают точность самолетовождения и безопасность полетов.

На базе Ил-76МД-90А существует вариант постройки конвертируемого самолета-заправщика. Такой самолет, в отличие от узкоспециализированного Ил-78М-90, можно будет использовать для перевозки грузов и десантных операций. Дополнительные фюзеляжные баки в таком самолете могут быть съемными, так что в случае их демонтажа он превращается в обычный военно-транспортный самолет.

Решение по началу производства танкеров на базе Ил-76 с учетом возобновления производства модернизированной версии данной машины в Ульяновске выглядит вполне логичным, но есть у этого варианта и 3 минуса.

Во-первых, это цена данных самолетов, которая значительно выросла с переносом производства в Ульяновск. Следует напомнить, что Ил-76МД-90А обходится Минобороны России по цене в 120 млн. долларов за самолет. При том, что характеристики данного самолета практически идентичны Ил-76ТД-90ВД, которые построены в Ташкенте для транспортной авиакомпании «Волга-Днепр» по цене в 55 млн. долларов за штуку.

Во-вторых, выпуск 31 самолета в варианте «летающих танкеров», пусть и с возможностью конверсии данных машин в транспортные самолеты, уменьшит число новых транспортников, которые могут получить ВВС России, при этом обновление транспортного авиационного парка сегодня необходимо. С другой стороны, данный вопрос, возможно, удастся решить за счет ремонта уже существующих Ил-76 советской постройки с заменой их двигателей.

В-третьих, даже 50 самолетов-заправщиков Ил-78 (19 старых + 31 новый) не способны решить проблему дефицита данных самолетов в полном объеме. Для обеспечения возможностей тактической авиации ВВС России в полном объеме подобного рода самолетов требуется еще больше. При этом вовсе необязательно, чтобы все эти машины были столь же грузоподъемными, как Ил-78. К примеру, США, которые обладают крупнейшими военно-воздушными силами в мире, обладают порядка 500 самолетами-заправщиками 3-х основных типов.

Вряд ли можно всерьез рассматривать отказ от заключения сделки по приобретению 31 топливозаправщика Ил-76М-90, но вполне очевидно, что данная сделка в обозримом будущем может быть дополнена приобретением дополнительного числа более дешевых самолетов-топливозаправщиков. Задачи самолетов-танкеров для нужд тактической авиации можно достаточно успешно решить за счет создания таких самолетов на основе коммерческих лайнеров. К примеру, в качестве базы для такой машины можно рассмотреть Ту-154 – с учетом большого количества самолетов данного типа с еще не выработанным ресурсом или Ту-204. При этом последний самолет – это достаточно современная машина, которую сегодня можно выпускать крупными сериями. Строительство нескольких десятков танкеров данного типа в течение ближайших 10 лет было бы реальным усилением отечественных ВВС, которые бы получили возможность оперативного маневра большими соединениями тактической (фронтовой) авиации.

Также не исключено, что вполне разумным решением может стать создание легких «летающих танкеров» на базе самолетов типа Ан-148/158 или будущего российско-индийского военно-транспортного самолета МТС/МТА. Данные машины примерно соответствуют по своим возможностям самолету-заправщику KС-130 ВВС США и позволили бы поднять вопрос об оснащении оборудованием для дозаправки в полете в том числе частей морской авиации и вертолетов армейской авиации. Подобные решения сегодня практикуются американцами. Это особенно важно, если учесть, что возможность быстрого маневра позволяет добиваться поставленных целей даже сравнительно малыми силами. Стоит отметить, что данная истина справедлива для всех времен без исключения – маневр считали основой победы практически все известные полководцы еще со времен античных войн.

Источники информации:
- http://rus.ruvr.ru/2013_03_13/Letajushhij-tanker-dlja-VVS-Rossii-voprosi-i-perspektiv
- http://vpk-news.ru/articles/14875
- http://www.aviaport.ru/directory/aviation/il78
- http://www.uac-ta.ru/productsall/2009-11-02-11-30-36/-78.html
46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. fenix57
    +2
    15 марта 2013 09:18
    Самое главное,чтобы было что заправлять. Чтобы не простаивали на стоянках, чтобы не "попилили" эти машины. hi
    1. +3
      15 марта 2013 09:33
      Определена проблема, а эту уже неплохо, осталось дело за решением, главное не затягивать....
    2. +3
      15 марта 2013 14:38
      Цитата: fenix57
      чтобы не "попилили" эти машины.

      Вот вот. Сразу задумываешься, почему в Ташкенте построить такой же самолёт стоит в 2,5 раза дешевле чем в России...
      1. Rrrrr
        0
        15 марта 2013 21:05
        Это кто тебе такое сказал?
        1. Rrrrr
          0
          15 марта 2013 21:09
          Где написано из чего складывается конечная цена за борт?
        2. 0
          19 марта 2013 11:43
          Цитата: Rrrrr
          Это кто тебе такое сказал?

          Человече, ты прежде чем оставлять комментарии статью читал? Вот тебе копипаст из неё:
          "Во-первых, это цена данных самолетов, которая значительно выросла с переносом производства в Ульяновск. Следует напомнить, что Ил-76МД-90А обходится Минобороны России по цене в 120 млн. долларов за самолет. При том, что характеристики данного самолета практически идентичны Ил-76ТД-90ВД, которые построены в Ташкенте для транспортной авиакомпании «Волга-Днепр» по цене в 55 млн. долларов за штуку."
  2. +1
    15 марта 2013 09:39
    Правильно. Пофиг на авианосцы. Делаем заправщики и никакая авианосноая группировка не сможет противостоять эскадрилье наземной авиации.
    Кто в курсе: МИГ-31 имеет дозоправочную штангу?
    1. +4
      15 марта 2013 09:45
      Да, имеет и с некоторых пор регулярно ею пользуется.
    2. 0
      15 марта 2013 21:04
      Цитата: PROXOR
      Кто в курсе: МИГ-31 имеет дозоправочную штангу?

      В статье на картинке 2-а Миг-31 дозаправляются, красиво, средняя картинка.
    3. 0
      15 марта 2013 21:13
      Цитата: PROXOR
      Кто в курсе: МИГ-31 имеет дозоправочную штангу?

      На видео дозаправляются
      [media=http://www.youtube.com/watch?v=SBSVse2NPdE]
  3. +2
    15 марта 2013 09:42
    Почему автор непременно смотрит на американские ВВС? 3 типа заправщиков - это три типа различного обслуживания, три типа запчастей и т.д. Ну и где тогда экономия?? А производство 476-х и Ил-76М-90 (а по сути то очень похожие фюзеляжи, только оборудование разное) позволит снизить цену на один самолет.
    1. +1
      15 марта 2013 09:46
      Цитата: Wedmak
      Почему автор непременно смотрит на американские ВВС? 3 типа заправщиков - это три типа различного обслуживания, три типа запчастей и т.д. Ну и где тогда экономия?? А производство 476-х и Ил-76М-90 (а по сути то очень похожие фюзеляжи, только оборудование разное) позволит снизить цену на один самолет.

      Здрастивуйте уважаемый Ведьмак. Боюсь Вы сами упустили кое какие момнты. А именно, в ВВС РФ помимо ИЛ-78, есть заправщики на базе ТУ-22 и ТУ-16. (Как то не странно, но до сих пор есть заправщики на ТУ-16) Гонять 78й ради дозаправки на обратную дорогу звена ТУ-22 ну просто нерационально. ИЛ-78 машины для заправки либо стратегов, либо истребительной и штурмовой авиации в крупных операциях.
      1. +1
        15 марта 2013 09:56
        А именно, в ВВС РФ помимо ИЛ-78, есть заправщики на базе ТУ-22 и ТУ-16.

        Верно, забыл, что Ту-22М может оснащаться подвесным заправочным оборудованием. Но ведь это не специализированный заправщик. А я имел ввиду именно их. Насчет Ту-16 - разве остался хоть один летающий борт этого типа? Кажется, они сняты с вооружения.
        1. +2
          15 марта 2013 10:05
          Цитата: Wedmak
          Насчет Ту-16 - разве остался хоть один летающий борт этого типа? Кажется, они сняты с вооружения.

          На конец 2012 года была парочка в строю. Сам был в шоке.
          1. vaf
            vaf
            0
            15 марта 2013 14:24
            Цитата: PROXOR
            На конец 2012 года была парочка в строю. Сам был в шоке.


            ГДЕ???????
        2. +2
          15 марта 2013 10:11
          Ээээ... по моему мы перепутали, stranik72 прав. Не Ту-22М, а Су-24М.

          1. +1
            15 марта 2013 10:13
            Цитата: Wedmak
            Ээээ... по моему мы перепутали, stranik72 прав. Не Ту-22М, а Су-24М.

            ТЛЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПОЗОР НА МОИ СИДИНЫ!!!!!!!! Каюсь, действительно он.
        3. vaf
          vaf
          +2
          15 марта 2013 14:24
          Цитата: Wedmak
          Верно, забыл, что Ту-22М может оснащаться подвесным заправочным оборудованием.


          Денис, НЕ МОЖЕТ! Это только был "нереализованный проект" не более!
      2. GeorGS
        0
        15 марта 2013 12:07
        Па-па-пааазвольте! При чем здесь 22-е? Какая им дозаправка? Ведь с 22-х амерам в угоду ободрали все системы дозаправки. Или уже что-то изменилось и я что-то прошляпил?
        1. +1
          15 марта 2013 12:10
          Систему дозаправки(штанги) действительно сняли. Но поставить их обратно - дело нескольких часов.
          Но мы говорили о Ту-22М как о танкере, и ошиблись, спутав его с Су-24М в варианте танкер с подвесным оборудованием для заправки.
          1. GeorGS
            +1
            15 марта 2013 13:14
            Цитата: Wedmak
            Систему дозаправки(штанги) действительно сняли. Но поставить их обратно - дело нескольких часов.

            Эх, не о том речь! Прикрутить назад железо - действительно не проблема. Проблема в выучке летного состава. Теперь в полках состав, наверное, уже полностью сменился и может статься, что экипажей с опытом дозаправки и не осталось. А заправка в воздухе - это вам не жук начихал на скатерть. Сколько аварий и катастроф и при освоении и при штатном выполнении было. Конечно, носовой штангой легче в шланг ткнуться, чем, скажем, на ТУ-16 из крыла в крыло, но ведь все равно навык-то нужен. А значит нужны инструкторы, вывозить экипажи, тренироваться, аттестовываться и т.д. и т.п. На такое ведь время необходимо, почитай, все заново, как в 50-х. Всю дальнюю авиацию (вернее, что от нее осталось) наново учить. У кого дозаправка-то осталась? Только у стратегов, коих единицы и у фронтовиков. Такой получается компот.
            1. 0
              15 марта 2013 13:25
              Тут полностью согласен. Если самолеты можно относительно быстро построить или модернизировать, то летный состав учить - дело трудное, долгое и дорогое.
            2. vaf
              vaf
              +2
              15 марта 2013 14:33
              Цитата: GeorGS
              Эх, не о том речь! Прикрутить назад железо - действительно не проблема.


              Нет,действительно..ПРОБЛЕМА!

              Цитата: GeorGS
              Проблема в выучке летного состава. Теперь в полках состав, наверное, уже полностью сменился и может статься, что экипажей с опытом дозаправки и не осталось.


              А вот это как раз нет, правда ваша в том, что в строевых полках на Ту-22М3 уже нет людей, которые могли летать на дозаправку.....но это всё решается через ГЛИЦ и ЛИИ!!!

              А на Ту-95-х,142-Х и Ту-160-х летают на дозаправку постоянно!
              1. GeorGS
                0
                18 марта 2013 10:57
                Цитата: vaf
                А вот это как раз нет, правда ваша в том, что в строевых полках на Ту-22М3 уже нет людей, которые могли летать на дозаправку.....но это всё решается через ГЛИЦ и ЛИИ!!!

                Решается, разумеется, решается! Но опять же повторю: вопрос времени и немалого.
                Цитата: vaf
                А на Ту-95-х,142-Х и Ту-160-х летают на дозаправку постоянно!

                Да-да, все верно, о них и разговору нет. Все стратеги в теме, проблема стоит колом в Дальней авиации.
          2. vaf
            vaf
            +1
            15 марта 2013 14:30
            Цитата: Wedmak
            Систему дозаправки(штанги) действительно сняли. Но поставить их обратно - дело нескольких часов.



            Денис..уже 1000 раз писал, что это не верно! Поставить по новой оборудование для дозаправки на Ту-22М3 это практически полная переделка топливнгой автоматики и понадобится работ на месяц и только в условиях завода изготовителят.е. КАПО!
            1. +1
              15 марта 2013 14:31
              Да забыл как-то... но все же можно. При необходимости. smile
              1. vaf
                vaf
                +3
                15 марта 2013 15:21
                Цитата: Wedmak
                но все же можно.



                Можно было только на первых 5-ти машинах,которые "пришли" в 185-й гвардейский в Полтаву...но амеры быстро расскусили это и..все остальные уже выпускались ЧИСТЫМИ.
                А вот на первой 10-ке самолётов, вот там да можно было за 4-6-ть часов поставить штанги,даже в ТЭЧ не надо было загонять...прямо на стоянке..."эесперименты" проводили!

                Вот фото первой и второй 3-ек....хорошо видно обтекатель, который закрывает узел крепления и установки штанги! yes





                Но этих машин уже...нет вообще!
            2. GeorGS
              0
              18 марта 2013 11:05
              Цитата: vaf
              Денис..уже 1000 раз писал, что это не верно! Поставить по новой оборудование для дозаправки на Ту-22М3 это практически полная переделка топливнгой автоматики и понадобится работ на месяц и только в условиях завода изготовителят.е. КАПО!

              В таком случае, проблема еще глубже и острее. Весь комплекс траблов указывает на то, что наша Дальняя авиация при отсутствии возможности дозаправки пододвинута ближе к фронтовой и серьезно отодвинута от потенциальных зарубежных целей. Крылья подрезаны капитально.
      3. vaf
        vaf
        +1
        15 марта 2013 14:23
        Цитата: PROXOR
        А именно, в ВВС РФ помимо ИЛ-78, есть заправщики на базе ТУ-22



        И откуда вы это.."взяли" recourse ????? Из "танкеров" были только 3М-Н, 3М-С и Ту- 16Н..всё!!

        Цитата: PROXOR
        Как то не странно, но до сих пор есть заправщики на ТУ-16


        ну ка озвучте..где это есть хотя бы один летающий Ту-16-й в ВВС РФ????

        Вообщем МИНУС!
    2. vaf
      vaf
      +1
      15 марта 2013 14:27
      Цитата: Wedmak
      А производство 476-х и Ил-76М-90


      Денис,только Ил-78М-90!

      А аффтору поставильминус за статью....уже 1000 раз говорил..не пользуйтесь Викой...бредятина полнейшая (цифры по дальности) и нет у нас заправляемых транспортных самолётов!
      1. +1
        15 марта 2013 14:35
        Денис,только Ил-78М-90!

        Тогда уточню: 476 и 78М-90, у них настолько сильно отличается фюзеляж, что нет даже одинаковых частей? Или я не верно понял, что эти самолеты - глубокая модернизация Ил-76? Да, сильно переработанная, но ведь что-то осталось без изменений?
        1. vaf
          vaf
          +2
          15 марта 2013 15:24
          Цитата: Wedmak
          476 и 78М-90, у них настолько сильно отличается фюзеляж, что нет даже одинаковых частей?


          На 78М-90 нет рампы,нет створок грузового отсека,нет гермоперегородки и вследствии чего..не герметичен грузовой отсек!

          Цитата: Wedmak
          Или я не верно понял, что эти самолеты - глубокая модернизация Ил-76?


          Почему не правильно..всё правильно именно глубокая модернизация 76-ТД!
  4. stranik72
    +2
    15 марта 2013 10:02
    Цитата: PROXOR
    А именно, в ВВС РФ помимо ИЛ-78, есть заправщики на базе ТУ-22 и ТУ-16. (Как то не странно, но до сих пор есть заправщики на ТУ-16)

    Сомневаюсь, что это так, тем более на базе ТУ-22 в строевых частях этот вариант никогда даже не рассматривался.
    1. -1
      15 марта 2013 10:09
      Цитата: stranik72
      Сомневаюсь, что это так, тем более на базе ТУ-22 в строевых частях этот вариант никогда даже не рассматривался.

      Блин где то видел фотку этой операции. Найти не могу.
      1. vaf
        vaf
        +3
        15 марта 2013 14:46
        Цитата: PROXOR
        Блин где то видел фотку этой операции. Найти не могу.


        Не миожешь найти..потому что её никогда ..НЕ БЫЛО!!

        Единственное фото это..заправка Борисова от танкера 3М-С...всё!

    2. vaf
      vaf
      +1
      15 марта 2013 14:33
      Цитата: stranik72
      Сомневаюсь, что это так, тем более на базе ТУ-22 в строевых частях этот вариант никогда даже не рассматривался.


      Абсолютно верно! Был только проект на базе Ту-22М-2 и всё...!
  5. 0
    15 марта 2013 12:03
    Ненадо собираться, надо обновлять и не только танкеры, но весь парк ВВС, а то продляем ресурсы, а потом "черные ящики" собираем. Я летал на Ан-26 который старше меня на 7 лет, после каждого вылета одни отказы систем, а он досих пор в строю.
  6. +3
    15 марта 2013 12:06
    Меня интересует вот что по словам автора "В-третьих, даже 50 самолетов-заправщиков Ил-78 (19 старых + 31 новый) не способны решить проблему дефицита данных самолетов в полном объеме". Но по данным МО в 2011г. было совершено более 380 дозаправок в воздухе, а в 2012г. до 380 дозаправок. Получается, что 19 Ил-78 совершают за год всего 20 дозаправок! Это блин менее двух в месяц. Отсюда возникает вопрос, а существует ли дефицит данных самолётов? И зачем списывать старые, если они свой ресурс практически не тратят находясь всё время на земле?
    П.С: для справки, за февраль 2013г. ВВС США в одном только Афганистане совершили 3836 дозаправок в воздухе.
  7. НИКТО КРОМЕ НАС
    0
    15 марта 2013 12:54
    Интересное место в статье......самолёт произведённый в России 120 млн а за бугром такой же 55 млн........Как так может быть ? Вариант типа а-ля Сердюков?
    1. +1
      15 марта 2013 13:21
      Не такой же. А другая модель.
      1. vaf
        vaf
        0
        15 марта 2013 15:26
        Цитата: Wedmak
        Не такой же. А другая модель.



        Денис..в сказки веришь? wink Модель то вроде бы и не очень.."другая", об этом уже писал неоднократно, но вот цена то ..в 2 раза ровно .."вылезла" drinks
        1. 0
          15 марта 2013 16:01
          Пока еще верю.. в обоснование цены. Ведь она не складывается только из цены производства отдельных деталей и работ по монтажу.
  8. +2
    15 марта 2013 15:23
    Уважаемый vaf! -здравствуй! Ответь если не трудно на вопрос :дозаправка в ваздухе СУ -34, СУ -35, МИГ -35 -есть или нет, будет не будет, есть шанс или ... и еще один маленький вопросик на ПАК ФА дозаправка предусмотренна или... гос тайна? Заранее благодарен!
    1. vaf
      vaf
      +3
      15 марта 2013 15:45
      Цитата: TSOOBER
      дозаправка в ваздухе СУ -34, СУ -35, МИГ -35


      Есть! drinks и на Су-24-х и на Миг-31-х, кстати 24-е и Миг-35-е(Миг29М2) могут использоваться в "роли" танкеров! drinks

      Цитата: TSOOBER
      на ПАК ФА дозаправка предусмотренна или... гос тайна?


      Нет не тайна..дозаправка есть испытывали в прошлом году летом на Т-50-2 и "сухой контакт" и ...."полный" drinks

      1. 0
        15 марта 2013 23:01
        Вот видео про топливозаправщики гдето на 12 минуте миг 29 в роли заправщика.
        [http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=483230]
  9. +1
    15 марта 2013 16:24
    vaf большое спасибо! Читал статью про заправщики и думал а на кой их такое количество (запас карман не тянет но ...), теперь все встало на свои места! Если планы "сбудутся " то сокращение числа самолетов можно скомпенсировать увеличением боевого радиуса за щет дозаправщиков .
  10. томич
    +2
    15 марта 2013 17:38
    главное было бы чего заправлять, а то с таким темпом обновления парка боевой авиации и пару заправщиков хватит
  11. audentes
    -1
    15 марта 2013 21:44
    Цитата: fenix57
    Самое главное,чтобы было что заправлять. Чтобы не простаивали на стоянках, чтобы не "попилили" эти машины. hi

    Мне нравятся новости на этом сайте ввс то десант это, флот вот это и это и так из года в год
    1. +1
      15 марта 2013 22:10
      Цитата: audentes
      Мне нравятся новости на этом сайте

      Простите , уважаемый , вашу мысль понять очень трудно .... Если это сарказм , то что Вас заставило месяц назад зарегистрироваться ?
      Цитата: audentes
      и так из года в год
  12. Ну про Ту-16 в строю, это видать шутка была.