Перспективный и загадочный беспилотник «Альтиус-М»

48

Не секрет, что наша страна отстает от ведущих государств мира в области беспилотных летательных аппаратов. Для того чтобы сократить это отставание, в последние годы было начато несколько проектов, целью которых является создание БПЛА различных классов и разного назначения. Некоторое время назад стало известно, что среди перспективных беспилотников будет присутствовать и некий экспериментальный аппарат с большой дальностью полета. Первые сведения об этом проекте появились еще в 2011 году.

Немного более подробная информация по проекту «Альтиус-М» стала поступать в начале февраля текущего 2013 года. Во время визита министра обороны С. Шойгу на Казанское авиационное производственное объединение среди прочих экспонатов демонстрировался макет перспективного беспилотного аппарата. Почти сразу стало известно, что он был создан в соответствии с текущим состоянием проекта «Альтиус-М». Тогда же в ряде источников появились примерные сведения о новом БПЛА. К сожалению, пока данных мало, но и из них можно сделать некоторые выводы.



Еще осенью 2011 года совместный проект казанского конструкторского бюро «Сокол» и петербуржской компании «Транзас» под названием «Альтиус-М» выиграл конкурс министерства обороны. Он смог обойти аналогичный проект Российской самолетостроительной корпорации «МиГ». Представленные на конкурс проекты имели сходные параметры: взлетный вес до пяти тонн, возможность несения некоторого количества полезной нагрузки, а также большая дальность полета. Точные характеристики БПЛА обоих проектов не сообщались, но из результатов конкурса следует, что военные признали более интересным аппарат от КБ «Сокол» и «Транзаса». По результатам конкурсного сравнения казанская и петербуржская организации получили контракт на один миллиард рублей, целью которого является завершение разработки. Кроме того, до 2014-15 годов «Сокол» должен построить и поднять в воздух первый прототип «Альтиуса-М».

Имеющаяся информация о требованиях относительно большой дальности полета полностью подтверждается внешним видом нового беспилотника. Он имеет сравнительно короткий фюзеляж, а также высокорасположенное крыло большого удлинения и малой стреловидности. В хвостовой части «Альтиуса-М» установлено V-образное оперение, два руля которого используются для управления по тангажу и рысканью одновременно. Из-за недостаточного качества фотоматериалов сложно говорить о конструкции элеронов и другой механизации крыла. Поэтому пока приходится ограничиваться лишь предположениями: два элерона на консолях крыла и «чистый» центроплан. Благодаря большому удлинению крыло беспилотника, по-видимому, может не нуждаться в средствах увеличения подъемной силы.

Интересна силовая установка нового БПЛА. Она состоит из двух турбовинтовых двигателей, размещенных на центроплане. Очевидно, при выборе такой силовой установки преследовалось несколько целей. Во-первых, обеспечение относительно низкого расхода топлива (в сравнении с турбореактивными двигателями), а во-вторых, достаточной тяги. Кроме того, использование двух двигателей на крыле вместо одного в фюзеляже может свидетельствовать о принятых мерах по снижению вибраций, передающихся на целевое оборудование беспилотного летательного аппарата, или же о банальной невозможности одновременно вписать в объем фюзеляжа силовую установку и электронику. Так или иначе, у подобного расположения двигателей есть свои преимущества. Это уже упоминавшаяся изоляция аппаратуры от вибраций, а также воздушные винты меньшего размера в сравнении с винтом одного двигателя, мощность которого эквивалентна двум использованным. В таком случае можно достичь некоторой весовой и габаритной экономии на агрегатах шасси.

Относительно систем управления и целевой аппаратуры БПЛА «Альтиус-М» пока почти ничего не известно. Еще на стадии завершения конкурса говорилось, что ряд систем будет унифицирован с более легким (взлетный вес около одной тонны) беспилотником «Иноходец», создаваемым конструкторским бюро «Сокол». О целевой аппаратуре трудно говорить по той причине, что пока не оглашалось, для каких именно целей предназначен пятитонный аппарат. Судя по внешнему виду, он должен выполнять разведывательные задачи, барражируя на сравнительно большой высоте. В пользу этого предположения также говорит требование о большой дальности и, как следствие, продолжительности полета. Таким образом, в итоге «Альтиус-М» может получить стабилизированную платформу для оптико-электронной системы и сопутствующего оборудования.

Стоит отметить, существует и другое мнение. Так, «Ведомости» цитируют эксперта в области беспилотников Д. Федутинова. По его мнению, основное предназначение «Альтиуса-М» – нанесение ударов по наземным объектам, что делает его в некотором роде конкурентом зарубежных машин наподобие MQ-1 Predator или MQ-9 Reaper. В таком случае в дополнение к разведывательной аппаратуре беспилотный аппарат получит ряд средств, предназначенных для несения и применения оружия. Таким образом, на первый план может выйти вопрос полезной нагрузки. К примеру, американский разведывательно-ударный БПЛА MQ-9 Reaper при максимальном взлетном весе в 4700-4800 килограмм способен нести свыше полутора тонн оружия. Что и в каком количестве будет нести ударный «Альтиус-М» – пока неизвестно.

И все же сейчас еще рано говорить о боевой нагрузке или разведывательных возможностях нового беспилотника. На данный момент он, по всей видимости, существует лишь в виде конструкторской документации и одного либо нескольких макетов. Летные испытания стартуют, как минимум, в 2014 году, а это значит, что сборка первого прототипа еще даже не начиналась. Более того, согласно условиям контракта, компании «Транзас» и «Сокол» к указанному сроку должны построить и поднять в воздух лишь прототип-демонстратор технологий. Этот нюанс соглашения прозрачно намекает на тот факт, что в нынешнем виде «Альтиус-М» представляет собой лишь некую пробную платформу, предназначенную для установки целевого оборудования. Возможно, с конкретным составом последнего заказчик определится только после первых испытаний, если, конечно, характеристики и перспективы нового БПЛА его устроят.


По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://vedomosti.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://okb-sokol.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-719.html
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vladsolo56
    +5
    18 марта 2013 07:58
    Я вообще не понимаю для чего голову морочить с новыми планерами, в России наработано море данных в постройке самолетов. что такое беспилотник самолет управляемый дистанционно, и чего тогда мудрить взять любой перспективный самолет установить в нем электронику управления. Не могу понять для чего придумывать проблемы там где их нет, Хотя вроде есть одна причина, бюджетные деньги, ведь на разработку беспилотника можно выдавить из бюджета не только миллионы, но даже миллиарды. и создать посредственный аппарат
    1. семеныч
      +7
      18 марта 2013 08:53
      Видимо есть отличия в планере, если и в других странах все беспилотники делаются не на базе существующих ЛА. Беспилотнику не нужно крутить "мертвые петли" и "бочки". Не нужно пикировать с большими углами и перегрузками.
      А насчет миллиардов. Не бесплатно же людям работать как раньше "по заданию партии и Советского государства."
      1. vladsolo56
        +5
        18 марта 2013 10:49
        Конечно, если исходить из концепции что беспилотник это самолет разового употребления то с вами можно согласится. прилетел отбомбился и улетел если позволят. Только это может пройти в Афганистане или кое-где еще, в нормальных боевых условиях такой с позволения сказать самолет будет сбит и очень быстро. Если уж делать дистанционно управляемый ударный самолет, то он должен быть нормальным боевым самолетом а не мишенью с бомбовой нагрузкой. за миллионы. Как раньше люди работали не вам судить, а работали лучше чем сейчас и намного
        1. семеныч
          +9
          18 марта 2013 11:14
          "Как раньше люди работали не вам судить"

          Как люди раньше работали я знаю. И в оборонке тоже. Успел поработать в советское время. Могу судить, не мальчик. Так что Вы не правы.

          "а работали лучше чем сейчас и намного"

          А тут правы.

          По поводу планера и вообще характеристик беспилотника спорить не буду, не специалист. Все знания с "Паралая". Есстесно хочется чтобы наш БПЛА летал как ПАК ФА и еще и крестиком вышивал. Но сами же знаете что любая техника это куча компромисов для достижения тех. задания.
    2. +4
      18 марта 2013 10:59
      Цитата: vladsolo56
      Я вообще не понимаю для чего голову морочить с новыми планерами, в России наработано море данных в постройке самолетов. что такое беспилотник самолет управляемый дистанционно, и чего тогда мудрить взять любой перспективный самолет установить в нем электронику управления.


      Ага и получить абсолютно не нужный комплекс с провальными характеристиками. И какую платформу вы планируете использовать, например, если будем делать аналог RQ-4? Допустим возьмем планер M-55. Нужно ставить антенну спутниковой связи - увеличивается мидель, ползет балансировка и прочие "радости". Проще и дешевле сделать новый планер, по современным технологиям.
      1. vladsolo56
        +1
        18 марта 2013 11:04
        Планером как известно в авиации называется не только спортивные модели без двигателя, а так же любая конструкция любого самолета без двигателя, по простому корпус самолета и есть планер. Так вот можно взять за основу любой боевой штурмовик или бомбовоз установить на него дистанционное управление провести модернизацию по использовании пространства кабины пилота.
        1. +1
          18 марта 2013 12:16
          Цитата: vladsolo56
          Планером как известно в авиации называется не только спортивные модели без двигателя, а так же любая конструкция любого самолета без двигателя, по простому корпус самолета и есть планер. Так вот можно взять за основу любой боевой штурмовик или бомбовоз установить на него дистанционное управление провести модернизацию по использовании пространства кабины пилота.

          Еще раз скажу. Слишком большой объем доработок пилотируемого варианта в беспилотный. Проще и в конечном счете дешевле новый планер создать. Да и стоимость разработки нового планера не настолько заоблачная как кажется. Там не только система управления дорабатывается.
          Мне не ясна концепция ударного БПЛА. Штурмовик заменить они пока не могут. Можно конечно пытаться вклинится в нишу истребителя-бомбардировщика - но это другие скорости. Одно время ударные БПЛА позиционировали для удара по заранее разведанным и хорошо защищенным целям. НО (!) эту задачу дешевле выполнить крылатыми ракетами.
          1. +1
            18 марта 2013 16:25
            Мне не ясна концепция ударного БПЛА. Штурмовик заменить они пока не могут. Можно конечно пытаться вклинится в нишу истребителя-бомбардировщика - но это другие скорости. Одно время ударные БПЛА позиционировали для удара по заранее разведанным и хорошо защищенным целям. НО (!) эту задачу дешевле выполнить крылатыми ракетами.


            Ударные БПЛА могут находиться в воздухе гораздо дольше, чем КР или пилотируемые ЛА. В этом их основной плюс.
    3. 0
      18 марта 2013 11:06
      Цитата: vladsolo56
      что такое беспилотник самолет управляемый дистанционно, и чего тогда мудрить взять любой перспективный самолет установить в нем электронику управления

      Все верно. Но проблема в отсутствии элементной базы, в частности микроэлектроники.
      В Союзе эту проблему решить не успели. А в современной России - было не до этого.
      Помните анекдот. Наши изготовили копию американской микросхемы. Но у американской микросхемы было 16 ножек а у нашей 20. Откуда 4 лишние ножки? Для того что бы нашу микросхему можно было переносить.
      Надо создать современное производство микроэлектроники. Нужно решить эту проблему здесь и сейчас, а иначе будем упираться в нее постоянно.
      1. +1
        18 марта 2013 18:54
        Как не крути - а в центре современного самолета - человек, отсюда в какой-то степени идет и размер планера,и то что ценность самолета увязана с ценностью жизни летчика...
        У беспилотника - там возможно все по другому..
        Как разработчик я плохо переношу когда надо "плясать" от чего-то старого (пусть по своему хорошего) и неадекватного текущей задаче..

        А сейчас самое важное - наращивание опыта, разработка спец.математики управления такими системами..
        За одной конструкторской итерацией должна тут же идти следующая конструкторская итерация...

        На счет микросхем - тут не надо париться и изображать супер-гордость.
        Надо банально взять из-за бугра процессоры градации Automotive ( что очень близко по характеристикам к Military) и на этом делать..
        Сейчас это стоит копейки...
        А завтра технологии этих процессоров будут стоить копейки..
  2. +4
    18 марта 2013 08:19
    В СССР создана и потом в России продолжает развиваться отличная школа авиамоделизма, там столько всего наработано, так вот интересно - используется этот опыт, или нет, а то опять начинается миллиардо-вталкивание в "чисто поле".
    1. +1
      18 марта 2013 15:19
      Малые отечественные беспилотники -- фактически "бойцовки" 1 в 1. :)
  3. -3
    18 марта 2013 08:58
    Мифическое чудо техники потянет не мифические деньги! Не хотят идти по пути наименьших затрат используя уже готовую базу, хотят собирать с нуля с огромными затратами.......Похоже на высасование денег из бюджета
  4. +1
    18 марта 2013 09:04
    У Российского ВПК есть уникальный шанс,не вкладывая большие деньги,создать принципиально новый БПЛА.Зачем, идти протоптанной дорогой,зачем изобретать велосипед.?!
    БПЛА уже давно создан,создание аналоговых БПЛА ни к чему,лишняя трата денег,а вот создание принципиально нового экономичного,вооруженного и более рентабельного БПЛА возможно и нужно.
    1. +6
      18 марта 2013 10:26
      Цитата: Apollon
      БПЛА уже давно создан,создание аналоговых БПЛА ни к чему,лишняя трата денег,а вот создание принципиально нового экономичного,вооруженного и более рентабельного БПЛА возможно и нужно.


      Здесь главная задача стоящая перед нашими учеными и конструкторами не планер и вооружение а собственно создание полностью автономного БПЛА. . то есть такого который способен управляться не только дистанционно как современные действующие аналоги а полностью автоматически вне связи с базовой станцией, практически при любых погодных условиях.Именно такой способ управления БЛА является в настоящее время наиболее востребованным со стороны эксплуатантов беспилотных систем, т.к. предъявляет наименьшие требования к подготовке персонала и обеспечивает безопасную и эффективную эксплуатацию систем беспилотных летательных аппаратов.
      1. +2
        18 марта 2013 10:52
        Цитата: Аскет
        Здесь главная задача стоящая перед нашими учеными и конструкторами не планер и вооружение а собственно создание полностью автономного БПЛА.


        1)Задача - создать комплекс, а не отдельную его часть или свойство.

        2)Разведывательный БПЛА должен передавать информацию в реальном масштабе времени. Следовательно, нам потребуется приличная спутниковая группировка для организации этой передачи информации. Иначе дальность, на которую может быть организована передача информации будет не очень большой. И еще должна быть предусмотрена связь для возможности изменения маршрута полета. так что не настолько БПЛА автономен.

        3) Если речь идет об ударном варианте, то должна быть предусмотрено а обнаружение и распознавание цели. Пока каждый пехотинец и гражданский не оснащены ответчиками свой-чужой возникают вопросы по поводу автоматического (без вмешательства оператора) уничтожения целей.
        1. семеныч
          0
          18 марта 2013 11:21
          Благодарен за расшифровку объема работ по созданию БПЛА. А то что то уперлись - планер, планер.
        2. +1
          18 марта 2013 14:46
          Цитата: Zerstorer
          Если речь идет об ударном варианте

          Хотелось бы добавить. Каким бы автономным не был БПЛА он должен знать, всегда слышать и беспрекословно исполнять команду: - Фу! laughing
          1. +2
            18 марта 2013 16:19
            беспрекословно исполнять команду: - Фу!


            А так же ФАС!
      2. +1
        18 марта 2013 14:20
        Цитата: Аскет
        создание полностью автономного БПЛА.

        Ударный автономный БПЛА? belay
        Недавно над Челябинском именно такой пепелац пролетел - беспилотный, ударный и автономный. wassat
        Или ударный - или автономный. hi
        1. 0
          18 марта 2013 14:25
          Цитата: Сухов
          Недавно над Челябинском именно такой пепелац пролетел - беспилотный, ударный и автономный.

          А по плану он должен быть раз в 10 больше и приземлится на территории США.
  5. +1
    18 марта 2013 09:07
    Отстали конкретно. Летные испытания начнутся только в 14 году. Это при том, что многие страны имеют уже рабочие аппараты. Чтобы не быть в роли догоняющего, нужно пересмотреть те решения, которые складывались в угоду кому-то на полку.
  6. fenix57
    0
    18 марта 2013 09:11
    Цитата: vladsolo56
    можно выдавить из бюджета не только миллионы, но даже миллиарды. и создать посредственный аппарат

    И "удачно" их освоить- это и настораживает. hi
    1. семеныч
      0
      18 марта 2013 11:31
      И "удачно" их освоить- это и настораживает.


      Кто ж знает сколько стоит разработка и создание летного образца. Если меньше чем миллиард, то остатки вероятнее всего будут "освоены" производителем. Практика же показывает (например Ф-35) что стоимость новых разработок растет со временем
  7. Аликово
    0
    18 марта 2013 10:41
    ударных беспилотников 50-100 хватит.
  8. MegaDan
    0
    18 марта 2013 10:56
    Крупнейшая в США торговая ассоциация БПЛА (AUVSI) в прошлый вторник выпустила исследование, в котором говорится, что производство беспилотников может создать около 70 000 рабочих мест в США в течение следующих трех лет и привлечь 14 миллиардов долларов в экономику.
    Эти, весьма пафосные, заявления происходят на фоне широкой дискуссии в Штатах по поводу планов администрации Обамы разрешить использование дронов на территории США.
    Уверен, что дискутировать по поводу, нужны БПЛА или нет, уже бессмысленно. Дроны, баражирующие боеприпасы - безусловно нужны, и чем больший спектр их будет, тем лучше.
    http://www.youtube.com/watch?v=x_dnU-tF-Ps
  9. +2
    18 марта 2013 10:57
    Гладко было на бумаги, да замучили овраги! Это не первый проэкт, вокруг которого сного шума, а на "выхлопе" что? Деньги освоят, а будет ли этот аппарат? Достаточно вспомнить т-90с, БТР-90 и т.д., они гордо существуют в единственном экземпляре! Как то не очень понравился нашим крючкотворцам, дешевле старые на кап ремонт посылать! А вспомнить ЯК-144 не имеющий аналогов в мире, уже сгнил на территории завода, никому не нужным! angry
  10. +2
    18 марта 2013 11:01
    Буран приземлялся автоматически чем не беспилотник.
    1. семеныч
      0
      18 марта 2013 11:25
      Из космоса , конечно, дальше видно. Но блин, запускать его каждый раз...
      1. семеныч
        +7
        18 марта 2013 11:47
        Запуск Российского БПЛА "Буран"
        1. +6
          18 марта 2013 13:43
          Советского*
          1. семеныч
            0
            19 марта 2013 10:31
            Да знаю что советского.
            Kazbek предложил Буран в качестве нового российского БПЛА. Ну я и прикололся. wink
            1. +1
              19 марта 2013 23:28
              Я уже представил как погранцы будут запускать их на своих заставах)
  11. лехатормоз
    +3
    18 марта 2013 13:26
    НАША главная проблема в отставании тупость политического руководства.
  12. 0
    18 марта 2013 15:20
    Мне вот интересно, беспилотники создают потому что это можно или потому что для них выработали свое место в системе войскового управления?? Что то я не слышал о новой тактике действия войск с применением БПЛА. А ведь в ней кроются огромные перспективы. Под конкретные задачи и технику разрабатывать легче.
  13. +3
    18 марта 2013 15:31
    А вот есть у нас такое пепелац -- Як-130. Учебный самолет, он же легкий штурмовик. Фишка его в том, что его управление компьютеризировано больше прочих машин, поскольку он должен имитировать поведение других самолетов в полете. Так вот, на его базе (правда при 60% модификации) КБ Яковлева предлагает БПЛА.

    Что думает уважаемое сообщество на эту тему?
    1. 0
      18 марта 2013 16:32
      К ударным и разведывательным БПЛА есть определённые требования по части малой заметности и продолжительности полёта. Навряд ли эти требования возможно удовлетворить на базе реактивного УБС.
      1. 0
        19 марта 2013 15:31
        Зайдите на сайт КБ Яковлева. Планер перспективного БПЛА на базе ЯК-130 сильно отличается от самолета. Это дельтовидное летающее крыло. Соответственно будет и малая радиозаметность хотя бы при облучении снизу.
    2. vladsolo56
      0
      19 марта 2013 05:08
      Это именно то о чем я и писал, небольшая доработка и ударный самолет готов. Кто-то утверждал что у нас нет электронной начинки, так это заблуждение, в Белоруссии довольно сильная промышленная база для этого есть, ведь согласитесь беспилотников нам не надо тысячи, по крайней мере пока. А создать даже пару сотен компьютеров способна и наша электроника, а насчет программного обеспечения так это вообще вопрос пустой.
  14. +1
    18 марта 2013 16:24
    экспериментальный аппарат с большой дальностью полета


    Очень большое удлинение крыла наводит на мысль, что на представленной фотографии макет дальнего высотного РАЗВЕДЧИКА. Коллеги, Ваше мнение?
    1. 0
      18 марта 2013 22:29
      Не обязательно дальнего. И необязательно разведчика. Это аппарат с высокой продолжительностью полёта. А уж как её применять- дело заказчика. это могут быть ретрансляторы, разведчики, аппараты ДРЛО, радиоразведки и т.п.
  15. 0
    18 марта 2013 21:09
    А малый БЛА "Искатель" принят на вооружение или нет?
  16. 0
    18 марта 2013 22:09
    Вероятно основной функцией БПЛА в условиях военного конфликта будет являться прорыв ПВО, который сопряжен с большими потерями. Поэтому цена их должна быть минимальна, при достаточно (но не больше) функциональности по уничтожению средств ПВО. Целесообразно ли переделывать в такие БПЛА старые самолеты и вертолеты или создавать на основе используемых моделей-очень может быть.
    С другой стороны, если создаются БПЛА "мирного" времени необходима как раз дорогостоящая и как можно более "продвинутая" начинка т.е системы разведки, передачи данных, точность позиционирования, длительность полета, возможность применения высокоточного вооружения и т.д. Эти БПЛА не сбивают всеми возможными средствами, им не нужна "живучесть", что видно на картинке-при попадании любого снаряда он сразу "сложится".
    Представленная модель-скорее всего аппарат "мирного" времени.
    1. +1
      18 марта 2013 22:25
      Основной функцией беспилотников в условиях военного конфликта останется разведка. Потому как альтернативы им в этой сфере практически нет. Так что никаких "мирных", никаких "военных", каждый аппарат должен проектироваться под свою задачу.
      1. +1
        18 марта 2013 22:38
        Напоминает Первую Мировую:
        Сначала самолеты использовались только как разведчики, а потом все поняли что можно и бомбу сбросить и другой самолет уничтожить.
        Поставили пулеметы, сделали "Илью Муромца" и пошло.
        Не надо готовиться к прошлой войне, надо делать из нее выводы и применять результаты.
        P. S. "Каждый аппарат должен проектироваться под свою задачу" - полностью согласен!
  17. +1
    19 марта 2013 07:47
    Располневший до 5 тонн Elbit Hermes 1500?
  18. Илья Гуренко
    0
    19 марта 2013 21:39
    Несомненно нужно наращивать свой военный потенциал. Беспелотники могут помочь нашей армии. Но все это как-то позновато( sad
  19. Zahard
    -1
    27 октября 2013 23:45
    БЛА не планер,а единственное средство сохранить жизни пилота.Пилоту необязательно самому находится в летательном аппарате.Цель пилотирование а приоритет в ценности жизни определяет важность развития именно в этом направлении.Что касается самой разработки,то чегодня ВПК пытается делать равные или немного превосходящие средства каторые аналогичны вооружению потенциального противка.Это ошибка в управлении ВПК.Начало разработки сами средства разработчиков.А это обаронный суперкомпьютер.По производимой КБ продукции видно что никаких фантастических Скайнет просто не существует.КБ это люди.А сегодня революцию в ВПК может произвести только искусственный интеллект потому биологический кластер из ученых заходит в тупик по сравнению с потенциальной мощностью предельных суперкомпьютеров.Мозг человека 23ТФЛОП 10 млрд нейронов.Любой искусственный интеллект ниоставит никаких шансов человеку изобретателю или научной группе потому что матиматическая логика безошибочна а человек медленный и ограничен.БЛА управляемый суперкомпьютером дистанционно уничтожит любую цель управляемую человеком.
    Короче
    Нужно разрабатывать первоночально системы высокой готовности и ставить им задачи а не делать бесполезную работу каторая в своей концепции подхода сегодня проигрышная на практике
    1 уперкомпьютеры с ИИ мощнее мозга человека сами разработают вооружения превосходящие все что есть у противника
    2 Обеспечат управление
    А мы занимаемся не тем что нужно.Все это будет бесплезно когда появятся суперкомпьютеры каторые сделают все существуюшее оружие бесполезным на современного для ближайшего будущего времени,на поле боя.
  20. 0
    8 февраля 2018 11:01
    Движки только фашистские ))) и это всё))) санкции......