Многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-111A Aardvark

28
F-111 является первым в мире серийным боевым самолетом с крылом изменяемой стреловидности, турбореактивными двухконтурными двигателями, оснащенным автоматической системой следования рельефу. Начало истории данного самолета относится к 27.03.1958 года, когда американские ВВС выпустили требования к истребителю вертикального/короткого взлета/посадки максимальная скорость которого должна была более чем в два раза превышать скорость звука. Спустя год, ВВС, поняв нереальность задачи, изменили некоторые требования. В частности, речь уже велась об укороченных взлете/посадке. Однако в требования включили новое требование: получить маловысотный полет. Самолет предназначался для уничтожения наземных целей с использованием как обычного, так и ядерного оружия. Его назвали «истребителем», хотя фактически он представлял собой истребитель-бомбардировщик, основными предназначениями нового самолета были изоляции района боевых действий, а также замена самолетов Republic F-105 в этой роли.

Противоречивые требования к машине могли быть удовлетворены лишь применением крыла изменяемой стреловидности. Подобное крыло в полностью развернутом положении уменьшает скорости взлета/посадки, и сокращает длину разбега/пробега. При максимальном угле позволяет совершить у земли скоростной бросок или развить на большой высоте максимальную скорость. В промежуточных положениях крыла изменяемой стреловидности обеспечивает быстрый разгон, длительное барражирование в зоне и большую дальность полета. Таким образом, самолета обеспечивается многорежимность.





В создании базового F-111 принимали участие ведущие американские фирмы и научно-исследовательские центры. Головной по данным работам стала фирма Дженерал Дайнемикс, вспомогательной – Грумман. Данные компании создавали самолет и организовали его постройку, а также руководили десятью другими фирмами разрабатывавшими прицельные РЛС, системы автоматического управления оружием и полетом, а также другим системам.

На авиабазе Эдвардс летно-исследовательским центром НАСА для самолета было проведено изучение крыла и выданы рекомендации по его проектированию и постройке. После этого в другом научном центре на авиабазе Райт-Петтерсон крыло испытали на прочность.

В результате, потратив на разработку опытного самолета F-111A 25 млн. человеко-часов, из которых 21 тысячу трубо-часов затратили на испытания в аэродинамических трубах, вложив в данные работы 1,2 млрд. долл. фирма 21.12.1964 выпустила в полет экземпляр с фиксированной геометрией крыла. Полеты самолетов имеющих изменяемую геометрию крыла начались в январе следующего года.

В военно-воздушные силы США серийные F-111A поступили в 1967 году. Данная программа строительства боевых самолетов стала самой крупной после Второй мировой войны.




Главное достоинство F-111A - возможность при стреловидности 72,5 градуса (максимальный угол) достигать скорости 2655 км/ч на высоте и 1470 км/ч у земли. Взлет/посадка и полет на дальность (6400 км при максимальном запасе горючего) выполнялись при углах стреловидности 16 градусов – при взлете/посадке; 26 градусов – при полете на крейсерском дозвуковом режиме (М=0,85, высота 9-10 тыс. м). Взлетный вес двухместного F-111A составлял 32 тонны, а в перегрузочном – 41,5 тонны.

Компоновка F-111A в основном соответствовала схеме, которая была предложена НАСА – высокоплан имеющий крыло изменяемой стреловидности. В хвостовой части фюзеляжа располагается два турбореактивных двухконтурных двигателя. Фюзеляж самолета типа полумонокок. Основной силовой элемент конструкции – Т-образная балка. Кресла летчиков в двухместной кабине экипажа расположены рядом.

Основным конструкционным материалом фюзеляжа является алюминиевый сплав 2024-Т851. При изготовлении отдельных наиболее нагруженных узлов использовалась сталь и титановые сплавы. Обшивка киля и кессонов крыла представляет собой механически обработанные алюминиевые панели, остальная обшивка – 22-миллиметровые слоистые панели из алюминия с сотовым заполнителем.

Крыло четырехлонжеронное. Профиль крыла – NACA-63. Обшивка плоскостей крыла работающая, фрезерованная. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков Фаулера и предкрылков, закрылки отклоняются если угол стреловидности не превышает 26 градусов. Отклонение предкрылков осуществляется лишь после выпуска закрылков на угол 15 градусов. Шарниры крыла расположены приблизительно на 25 процентах концевой хорды неподвижной части. Шарнир вписывается в крыло, которое имеет небольшую выпуклость на месте расположения шарнира.





Углов стреловидности крыла модет изменятся в диапазоне 16 .. 72,5 градусов. Крыло может фиксироваться в любом промежуточном положении, однако «штатными» считаются положения: взлетное - 16°, крейсерский полет на дозвуковых скоростях и посадочное - 26°, крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях - 50°, полет на максимальной скорости - 72,5°. Механизм изменения стреловидности – монолитная стальная балка длиной 4,3 метра, сужающаяся к концам, где расположены оси шарниров крепления подвижных консолей. Механизм исключает асимметричное изменение стреловидности.

Кабина (начиная с 12 экземпляра) – единая спасательная капсула, отделяемая от самолета при помощи линейного кумулятивного заряда. Положение кресел регулируется по трем осям. Катапультирование кабины может производиться не только на малой высоте, но и из-под воды с глубины до 15 м. Ширина кабины 1520 мм, основные радиолокационные и навигационные индикаторы расположены на приборной доске с правой стороны, пилотажно-навигационные приборы – с левой. Фонарь кабины – двустворчатый. Для каждого члена экипажа имеются индивидуальные откидываемые вверх створки. Кабина снабжается экраном, который при ядерном взрыве автоматически раскрывается для защиты летчиков от теплового и светового воздействия взрыва.

Трехопорное шасси с носовой опорой, рассчитано на эксплуатацию с грунтовых взлетно-посадочных полос. Двухколесная носовая стойка шасси убирается вперед, одноколесные основные стойки убираются в расположенный между воздухозаборниками двигателей отсек.



Под летно-технические данные истребителя-бомбардировщика F-111A Aardvark фирма Пратт-Уитни специально разработала двигатель двухконтурный турбореактивный двигатель TF-30. Вариант этого двигателя разрабатывала и французская компания Снекма. На самолете устанавливалось два двигателя TF-30P-1. Взлетная тяга каждого двигателя без форсажа составляла 8165 кг, с форсажом – 13600 кг. Коэффициент двухконтурности двигателей равняется 1,3. Двигатели TF-30P-1 устанавливались на прототипах и первых 30 серийных самолетах F-111A Aardvark. Сопла - эжекторного типа. Для запуска двигателя от внешнего источника подавался сжатый воздух. Для запуска второго двигателя сжатый воздух отбирался от компрессора работающего двигателя.

Топливо размещается в баке расположенном в отсеке киля, баках консолей крыла и в паре фюзеляжных баках. Емкость внутренних баков составляла 19050 л. Под крылом на пилонах предусмотрена возможность подвески 6 дополнительных топливных баков, емкость которых составляет по 2270 или 1700 л. За кабиной экипажа на верхней части фюзеляжа находится штанга топливоприемника для дозаправки в воздухе.

Интеграцию электронного борта F-111А осуществляла фирма Аутонетикс. Комплект бортового радиоэлектронного оборудования получил обозначение Mk.l. Особенностью системы являлось наличие двух радиолокаторов - двухканальной радиолокационной станции AN/ APQ-110 и Тексас Инструменте и радиолокационной станции AN/APQ-1 13 Дженерал Электрик. AN/APQ-1 13 служит для обнаружения и сопровождения воздушных целей и имеет «навигационный» режим картографирования местности. Антенны радаров размещены под радиопрозрачным обтекателем в носовой части фюзеляжа.

Для размещения вооружения под крыльями имеется шесть пилонов, рассчитанных на нагрузку весом до 2250 килограмм каждый. Два крайних - неподвижные, могут использоваться только при полностью развернутом крыле; эти пилоны необходимо было сбрасывать до начала полета на больших скоростях. При изменении стреловидности крыла четыре внутренних пилона поворачиваются.

Многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-111A Aardvark


На пилонах могут подвешиваться 340-килограммовые бомбы М117А1 или на держателях с принудительным сбросом кассетные бомбы GBU-58, или по одной 900-килограммовой бомбе Mk.82 и 1350-килограммовой Mk.83. Возможна подвеска управляемых бомб "Пейвуэй", оснащенных усовершенствованной лазерной полуактивной ГСН, или управляемых планирующих Рокуэлл GBU-15 для уничтожения различных целей (стартовых мощных ЗУР, аэродромов, мостов, РЛС, самолетных ангаров и кораблей), а также изоляции поля боя. Для самообороны на самолете могут устанавливаться управляемые ракеты AIM-9 "Сайдуиндер".

Между нишами основных и носовой стоек шасси расположен отсек вооружения, имеющий длину 5 метров. В нем размещается специальная боевая нагрузка (дипольные отражатели и ядерные бомбы В43, В57 или В61). Кром этого в данном отсеке может размещаться разведывательное оборудование. На F-111 установлена шестиствольная 29-миллиметровая пушка М61 "Вулкан" скорострельностью 6000 выстрелов в минуту.

Первый серийный F-111А впервые поднялся в воздух 12 февраля 1967 г. Всего в период с 1964 по 1976 годы было построено 562 самолета различных модификаций. F-111A Aardvark был принят на вооружении американских и австралийских ВВС. Кроме этого партию данных многоцелевых истребителей-бомбардировщиков хотела приобрести Англия, однако в дальнейшем от этих планов королевские ВВС отказались.





Самолет F-111A спустя всего пять месяцев с начала серийного производства принял во Вьетнаме участие в боевых действиях. Так, например, в операции «Комбат Лансер» истребтель действовал полностью автономно, как это предусматривалось тактикой разработанной для него. Даже перелет в Таиланд был осуществлен с использованием лишь инерциальной бортовой навигационной системы без дозаправки топливом, хотя с промежуточными посадками — в то время для тактического самолета это было значительным достижением.

Во время боевых вылетов сохранялся режим радиомолчания, в связи с чем точные причины гибели первых двух самолетов остались неизвестными.

В последние месяцы вьетнамской войны — сентябрь 1972—февраль 1973 года – самолеты F-111А второй раз развернули на базе Тахли. Было осуществлено более 4 тыс. вылетов. Из 52 участвовавших в них самолетов шесть было потеряно. Истребителем-бомбардировщиком F-111А в полевых условиях была продемонстрирована высокая надежность: коэффициент отмены вылетов составлял всего 0,85%, каждый экипаж совершил от 45 до 53 вылетов. Коренным отличием самолета была способность следовать рельефу местности и выходить на цель с высокой точностью, что позволяло с первого захода, «вслепую» «класть» обычные некорректируемые боеприпасы прямо на цель. Как правило, F-111А нес от 12 до 16 бомб или бомбовые кассеты калибром 227 и 340 килограмм, а изредка 907 килограмм. Более 98 процентов всех вылетов проходило на малых высотах, на режиме следования рельефу. Такой полет американские летчики называли «лыжными гонками».






Модификации:

F-111A – двухместный тактический истребитель-бомбардировщик. Оснащался двумя двигателями Пратт-Уитни TF30-P-3 тягой 8391 кг. Было построено 158 машин, 18 из них являлись опытными и предсерийными. Первый полет первого серийного экземпляра состоялся в июне 1967 года.

ЕF-111A – тактическая модификация для радиоэлектронной борьбы. Производился компанией Грумман.

FB-111A – двухместный бомбардировщик, предназначенный для Стратегического авиационного Командования американских ВВС США. Машина имеет увеличенный на 2,13 м размахом крыла, усиленные шасси, увеличенный запас топлива. Оснащался двигателями TF-30-P-7 (тяга 9185 кг). В США в конце 1965 года было решено построит 263 FB-111А для замены стратегических бомбардировщиков В-52С, D и F и В-58А. Емкость топливных баков – 21243 л (учитывая баки в бомбоотсеке). Использована навигационно-бомбардировочная система Mk.2B. произведено 76 машин.

RF-111A – разведывательная модификация, оснащенная съемным сенсорным элементом. Прошла испытания, но в производство не поступила.

Летно-технические характеристики F-111A:
Минимальный размах крыла – 9,74 м;
Максимальный размах крыла – 19,20 м;
Площадь крыла – 48,77/61,07 м2;
Длина самолета – 22,40 м;
Высота самолета – 5,22 м;
Масса пустого самолета – 20943 кг;
Нормальная взлетная масса – 37566 кг;
Максимальная взлетная масса – 44838 кг;
Объем топлива во внутренних топливных баках – 19090 л;
Объем топлива в подвесных топливных баках – 9085 л;
Тип двигателя – 2 Pratt Whitney TF30-P-3;
Максимальная тяга – 2х5443 кгс;
Тяга на форсаже – 2х8391 кгс;
Максимальная скорость у земли – 1471 км/ч;
Максимальная скорость на высоте – 2338 км/ч;
Перегоночная дальность – 5094 км;
Боевой радиус действия – 2140 км;
Максимальная скороподъемность – 7788 м/мин;
Практический потолок – 17700 м;
Экипаж – 2 человека.

Вооружение:
- одна шестиствольная 20-миллиметровая пушка М61А1 Вулкан, боекомплект 2028 патронов;
- боевая нагрузка на 6 узлах подвески – 13608 кг;
- 227, 340, 454и 907 кг бомбы, бомбы Paveway с лазерным наведением, бомбы GBU-15 c оптронным наведением;
- до 12 управляемых ракет AGM-65 Maveric класса «воздух-земля»;
- до 6 управляемых ракет AIM-9L Sidewinder класса «воздух-воздух»;
- 24 бомбы Мк.82 в роли фронтового бомбардировщика.










Подготовлено по материалам:
http://www.airwar.ru
http://www.paralay.com
http://www.combatavia.info
http://crimso.msk.ru
http://airspot.ru
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    19 марта 2013 08:43
    Вот смотрю на этот самолет и вспоминается Су-24
    1. vaf
      vaf
      +6
      19 марта 2013 13:36
      Цитата: evgenii67
      Вот смотрю на этот самолет и вспоминается Су-24


      Когда амеры впервые выставили его на салоне, то Самойлович привёз с собой...кучу фото, которые сам снимал, но...в итоге Су-24-й по практически индиентичным габаритным характеристикам "стал" в итоге стоять очень далеко по боевым возможностям от FB-111A, к сожалению......не получилось!



      Сейчас тоько наш су-34-й подходит под сравнение по боевым возможностям. но прошло 40 с лишним лет recourse
    2. +3
      19 марта 2013 14:35
      и на миг 23 похож немного(задние шасси изменяемая геометрия), но с сушкой больше сходств... тогда была мода на такие схемы в авиастроении... тот же торнадо по списку решаемых задач сюда подходит...Но если честно то аж дух захватывает насколько ф-111 был хорош для того времени, как бомбардировщик в первую очередь
  2. avt
    +3
    19 марта 2013 09:04
    Получился у них бомбардировщик ,ну никак истребитель к нему не приклеевается ,машина конечно интересная ,знаковая ,но не супер . Статье плюс .
  3. 0
    19 марта 2013 10:11
    А я считаю что хорошо что списали ЕF-111A отличный был самолет .
    А ЕМНИП я на авантюре читал что там планер был изначально неправильно просчитан.
  4. +3
    19 марта 2013 11:12
    Вот только никогда он 13 тон не брал. Летал с 6-ю. Плюс в бомбоотсеки навсегда прописался топливный бак. Да так, что впоследствии и узлы для подвески бомб в этом отсеке срезали. А в целом самолет был эпохальый, даже без учета привычного для американцев завышения данных. Но, блин, и дорогущий зараза.
    1. vaf
      vaf
      +6
      19 марта 2013 12:43
      Цитата: qwert
      Вот только никогда он 13 тон не брал. Летал с 6-ю.


      Здесь надо выбирать или дальность или вес бомб..поэтому он и летал..хрен знает куда(нашим до этого..как до Луны пешком) с типовой закрузкой 12-16 авиабомб.
      В бомболюке ТП 2-а, а не один.
      Полностью согласен-самолёт ШЕДЕВР!+!Я имею ввиду FB-111B! good
      1. +2
        19 марта 2013 14:49
        Добрый день Ветеран! FB -111b действительно опередил свое время.Уникальная машина!
        1. vaf
          vaf
          0
          19 марта 2013 17:54
          Цитата: Устин
          Добрый день


          Привет,уважаемый Устин drinks !
          Как "пересел"на 24-ки,то постоянно сравнивал......небо и земля...во всём, к сожалению! recourse Особенно по МВК Рельеф-24 crying



          Да,там вопрос возник дня два назад..тебя не было..-вы выполнили дополнительный контракт на поставку дополнительных 16-ти Су-30МКА для Алжира полностью или заканчиваете? recourse
          1. Pinochet000
            +2
            19 марта 2013 18:13
            Цитата: vaf
            Как "пересел"на 24-ки,то постоянно сравнивал
            На F-111 летали до 24рок? laughing
            Vaf как оцениваете состояние нашей ударной авиации?
            1. vaf
              vaf
              +1
              19 марта 2013 19:43
              Цитата: Pinochet000
              На F-111 летали до 24рок?


              Нет конечно (шутку оценил drinks ) с Су-17-х!

              Цитата: Pinochet000
              как оцениваете состояние нашей ударной авиации?


              Не патриотичный вопрос..но отвечу:

              1. Если по количеству, то на 2.
              2. Если по качеству, то на 3с+!
              3. Если по количеству и качеству при применении ДНЁМ в ПМУ и против "папуасов" то почти на 4-е.
              4. Если то же самое НОЧЬЮ, то на 3 с минусом.
              5. Ну а если реально- НОЧЬЮ в СМУ , высокоточным оружим то....на данный момент =ДВА!!! soldier т.к. только су-24М и Су-34 всё..больше не на чем!
              РЕАЛЬНО специально выделил, что бы не было про...а Ту-22М3, а Ту-95МС, а Ту-160 и т.д.
              1. Pinochet000
                0
                19 марта 2013 20:06
                Цитата: vaf
                т.к. только су-24М и Су-34 всё..больше не на чем!
                Вот и я об этом говорил...мне минусов навтыкали..

                Цитата: vaf
                а Ту-22М3, а Ту-95МС, а Ту-160 и т.д.

                Туда же добавляют Су-25 обычно, тут мне пытались доказать, что Су-25 фронтовой бомбер, это с его дальностью и брэо....
                Как Вам, как летчику, Су-24 как самолет вообще(сложен в пилотировании?) и бомбер в частности, как по сравнению с Су-17? Как вы думаете снятие с вооружения Су-17, Миг-27 оправдано?
                1. vaf
                  vaf
                  +1
                  19 марта 2013 23:18
                  Цитата: Pinochet000
                  Су-24 как самолет вообще(сложен в пилотировании?)


                  Машина сложная, много ограничений,требует постоянного внимания. не прощает ошибок,но...мне нравилась, а как бомбер....то же не плох,особенно М-ка(всё таки Орион+Кайра-это сила) да и простая Т-6 то же неплохая маштна. а на пилотаже даже устойчевее,чем М-ка( задница была плоская и гребешков не было)!
                  Ну Су-17-й проще,т.к. были Фон и Клён,а это для ракет хорошо, а так Б\м с АСП, как на су-25-м, ну а НК,вернее КН. как на Миг-23-м.
                  Двигатели одинаковые,самолёт легче,можно было выполнять б/м со сложных видов маневра, практически истребитель, но летал по дальности меньше и брал.есстественно то же.т.к. много надо было цеплять в контейнерах.

                  Цитата: Pinochet000
                  Как вы думаете снятие с вооружения Су-17, Миг-27 оправдано?


                  М3 и М4 и 27К нет.неоправдано. смотрел версию индийского Миг-27К в израильском "абгрейде".......слов нет,одни....вздохи! good
                  Если кабину показать, то покажется что су-30-й. только потом поймёшь. что 27К, а так...всё есть и Елбит и Лайтнинг
                  1. 0
                    19 марта 2013 23:37
                    Цитата: vaf
                    М3 и М4 и 27К нет.неоправдано. смотрел версию индийского Миг-27К в израильском "абгрейде".......слов нет,одни....вздохи!

                    А что скажете про оценку возможностей Су-17/Миг-27.В версии Су-17М4/Миг-27К ?
                    И оправдано ли было запускать сразу 2 массовые серии истребителей-бомбардировщиков ?
                    1. vaf
                      vaf
                      +1
                      20 марта 2013 00:28
                      Цитата: Одиссей
                      В версии Су-17М4/Миг-27К ?


                      М4 это прекрасная машина,но 27К лучше из-за Кайры.да и обзор визуальный получше, а так комплексы оба на Орбите, но выполнение б/м и пусков на М4 проще.
                      27К из-за кайры перетяжелён, очень частые отказы . пушка так вообще....после стрельбы самолёт как минимум на 100часовые РР в ТЭЧ загоняли.
                      Большие ограничения по применению "крупных" НАР'ов...ну много чего...

                      Цитата: Одиссей
                      И оправдано ли было запускать сразу 2 массовые серии истребителей-бомбардировщиков ?


                      Миг-23-это вообще лобби Кутахова,так что..."дальнейшая карьера" была обеспечена, ну и массовым его не назовёшь.

                      А вот су-17-е те да..массово строились,т.к. машина себя полностью оправдала,как простая и надёжная,а 27К попросту не успела быть доведённой до ума, хотя он впплотную подходил к возможностям Су-24М!
                  2. Pinochet000
                    +1
                    19 марта 2013 23:47
                    Благодарю, vaf! Очень интересно мнение реального летчика.
          2. 0
            20 марта 2013 07:26
            Я про него уже забыл.Скоро" гарантия" закончится, Ветеран.Алжирцы довольны матчастью,особых проблем в эксплуатации не испытывают.Летают много .
  5. +1
    19 марта 2013 14:26
    Многоцелевой истребитель-бомбардировщик из F-111 не получился (уровень развития техники еще не позволял делать подобные машины),а вот бомбардировщик получился шикарный.
    Хоть и "оружие империалистической агрессии",но,черт побери,весьма неплохое оружие...
    1. vaf
      vaf
      +2
      19 марта 2013 17:59
      Цитата: Одиссей
      но,черт побери,весьма неплохое оружие..


      Одиссей, но почему прямо не сказать, что...шикарное оружие и очень большая могла быть головная боль для нас если бы..б...! Хоть в обычном варианте,хоть в "носительном"! wink

      1. 0
        19 марта 2013 21:51
        Цитата: vaf
        Одиссей, но почему прямо не сказать, что...шикарное оружие

        Так и говорю-шикарное.Но все-таки многоцелевой ИБ из F-111 не получился wink
  6. +1
    19 марта 2013 14:42
    Машина красивая, но создавалась к применению по устаревшей тактике. Еще времен 2-й мировой. А устарела, очень быстро, благодаря нашей авиации и ПВО
    1. +1
      19 марта 2013 15:39
      Цитата: вася
      А устарела, очень быстро, благодаря нашей авиации и ПВО

      Вы пишете странные вещи.Если F-111 "быстро устарел",то всю нашу бомбардировочную и ИБ-шную авиацию,включая Су-34 нужно немедленно выкидывать на свалку
  7. Aiviar
    +1
    19 марта 2013 14:44
    Случалось посмотреть на изделие "живьём". Впечатляет. И странно, что Австралия решила таки их отправить на пенсию, не обзаведясь никакой толковой заменой. F-35 вряд ли сможет ею служить, да и когда это будет, и будет ли? Пока эту функцию исполняют Super Hornet.
  8. Aiviar
    +1
    19 марта 2013 14:46
    И ещё раз тот же любимый австралийский трюк со сбросом топлива
    1. vaf
      vaf
      +1
      19 марта 2013 18:10
      Цитата: Aiviar
      трюк со сбросом топлива


      Только не со сбросом, с с аварийным сливом wink +! drinks

      А так ..они на МФР...здорово смотрится! good

  9. +2
    19 марта 2013 16:24
    американцы кстати, много этих самолетов не порезали на металл ( впрочем и много других образцов) но осторожненько законсервировали в пустыне. Видимо ждут своего часа.
    1. +2
      19 марта 2013 17:20
      но осторожненько законсервировали в пустыне. Видимо ждут своего часа.
      http://www.rumbur.ru/places/1504-krupneishee-kladbishe-voennih-samoletov
      ога так клева сделали))))
      1. 0
        19 марта 2013 23:21
        Да,впечатляет... кстати в гуглокартах интересный эффект:при максимальном приближении исчезает часть самолетов)) фото разной давности. 32.147808,-110.855917 И кстати,сколько же там Б 52х...
  10. +1
    20 марта 2013 00:43
    красивая машина