Испытательная подводная лодка «Саров» проекта 20120

24
Б-90 «Саров» – это российская испытательная или как ее называют опытовая дизель- электрическая подлодка, являющиеся единственным кораблем, который был построен по проекту 20120. Данная субмарина предназначена для осуществления испытаний новых образцов военной техники и вооружений и была построена на заводе «Красное Сормово» и «Севмаш». Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 26 мая 2007 года данной лодке было присвоено официальное почетное наименование «Саров». Подводная лодка была спущена на воду в декабре 2007 года, 7 августа 2008 года после подписания акта приемки на лодке был поднят флаг ВМФ России.

Большая опытовая дизель-электрическая подлодка первоначально носила обозначение «Сарган». Работы над ней были начаты еще в 80-е годы прошлого века. К марту 1988 года разработка проекта лодки-стенда «Сарган» в ЦКБ МТ «Рубин» была закончена. Главным конструктором по проекту являлся А. В. Белов. В марте 1989 года был утвержден технический проект, и началось изготовление рабочих чертежей лодки. Существует предположение, что основой конструкции корпуса новой лодки стал проект ПЛ 877Б. Единственная лодка серия была заложена 18 сентября 1988 года, планируемый срок сдачи – 1993 год. Однако распад СССР и отсутствие финансирование чуть не погубили проект. В 1998 году постройка подводной лодки была остановлена при готовности проекта на 40%.

Решение о дальнейшей достройке подлодки на ПО «Севмаш» было принято в октябре 2001 года. Корпус подлодки «Сарган» поступил на достройку по доработанному в июне 2003 года проекту 20120 (главным конструктором выступил А. П. Прасолин). Работы на лодке были начаты в августе 2003 года. В 2007 году корабль был спущен на воду, в торжественной церемонии вывода лодки из цеха приняли участие представители ВМФ, проектных организаций и руководство предприятия-изготовителя. В 2008 году лодка вошла в состав флота, к этому времени ее первый экипаж уже прошел необходимую подготовку в учебном центре флота. В настоящее время лодка базируется на Северном флоте, в городе Северодвинск.
Испытательная подводная лодка «Саров» проекта 20120

Конструкция подводной лодки проекта 20120 – двухкорпусная. В передней части корпуса и по бокам расположены комформные обтекаемые блоки. С большой долей вероятности можно говорить о том, что они предназначены для установки дополнительной компенсирующей балластной системы, которая применяется во время испытаний опытных образцов торпед и других средств поражения противника. В то же время существует мнение, что это обыкновенный атавизм, который достался лодке в наследство от проекта «Сарган» назначение которого неизвестно, и который пока что (или вообще) не будет использоваться. Подводная лодка проекта 20120 оснащена всплывающей спасательной камерой, до сих пор подобные спасательные устройства устанавливались только на атомных подводных лодках.

Двигательная установка лодки включает в свой состав 1 дизель-генератор и 1 гребной электродвигатель. Также сообщается об установке на лодке энергетической установки «Кристалл-27», созданной ОАО СКБК на базе топливных элементов, которые позволяют продлить срок автономного подводного плавания лодки до 60-90 суток. Данная установка отличается криогенным и интерметаллидным хранением кислорода и водорода, а также низкотемпературным электрохимическим генератором со щелочным матричным электролитом.

Водоизмещение лодки надводное составляет 2300 тонн, подводное – 3950 тонн, максимальная длина – 72,6 метра, ширина – 9.9 метра, осадка – 7 метров (если верить фотоснимкам ресурса maps.google.com, длина и ширина лодки больше этих значений и составляют 98,5 и 12,5 метров соответственно). Максимальная скорость подводного хода составляет 17 узлов, надводного – 10 узлов. Максимальная глубина погружения – 300 метров, автономность плавания – 45 суток. Экипаж лодки состоит из 52 человек (мичманы и офицеры). Вооружение лодки состоит из 2-х торпедных аппаратов и пусковой установки больших размеров, расположенной в носовой части лодки. Возможно, установленная на подлодке экспериментальная ПУ является съемным модулем, который может являться револьверным и многозарядным.

29 октября 2012 года подводная лодка Б-90 «Саров» вышла в море на испытания. Как позднее выяснилось, на лодке испытывается экспериментальный водородный двигатель. По информации газеты «Известия», подобного рода двигатели в будущем планируется устанавливать на дизельные подводные лодки проекта 677 «Лада» и ее экспортный вариант – «Амур-1650». По словам представителя Минобороны, работы над воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ) были активизированы в 2011 году. В настоящее время подобного рода силовыми установками оснащаются немецкие подлодки U-212 и их экспортные версии U-214. Смысл установки данных двигателей заключается в том, что электродвигатель подводной лодки будет получать ток не от аккумуляторных батарей, а от топливных элементов, работающих на базе водорода.

До настоящего времени все поколения неатомных субмарин, включая дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка», применяли аккумуляторы, которые заряжались от дизельного двигателя. По истечении их зарядка лодка была вынуждена всплывать на поверхность для запуска двигателя, в этот момент субмарина становилась очень уязвима для противника. В то же время подводная лодка Б-90 «Саров», оснащенная новой энергетической установкой, обладает практически неограниченным ресурсом подводного хода, который сопоставим с современными АПЛ.

В случае успешных испытаний новой ВНЭУ ей будут оснащены современные российские неатомные подлодки 4-го поколения. Первая субмарина проекта 677 «Санкт-Петербург» была спущена на воду с обычным дизельным двигателем и аккумуляторными батареями. В то же время строительство экспортного варианта «Амур-1650» было остановлено в 2009 году, тогда же в январе 2009 года была приостановлена постройка следующих лодок проекта 677 для нужд ВМФ России. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и Минобороны приняли решение приостановить постройку лодок Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь» из-за отсутствия двигателей. Их постройка начнется в том случае, если испытания на «Сарове» закончатся успешно.

Плюсом неатомных субмарин является то, что их электродвигатели практически не слышны. В то же время на АПЛ постоянно работают насосы системы охлаждения реактора, которые могут демаскировать лодку. К тому же для решения ряда задач такие лодки избыточны, очень сложны в ремонте и эксплуатации и требуют хорошо обученного личного состава. В то же время обычный дизель на лодках пр. 677 не имеет никаких преимуществ перед устаревающими лодками проекта «Варшавянка», которые по сей день пользуются коммерческим успехом. Лодка «Амур-1650», оснащенная обычным дизельным двигателем, в сравнении с немецкой U-214 – это просто прошлый век, в то время как с новой ВНЭУ она сможет бороться с немецкой лодкой за своего покупателя считают представители ВМФ России.

По мнению Владимира Захарова контр-адмирала запаса, воздухонезависимая энергетическая установка – это существенный шаг вперед в развитии российского подводного флота. ВНЭУ существенно снижает акустические шумы субмарин и повышает их автономность, повышая боевые возможности лодок. Таким образом, опытовая подводная лодка проекта 20120 «Саров» может приблизить тот день, когда российский флот получит принципиальной новые дизельные подлодки.

Источники информации:
- http://militaryrussia.ru/blog/topic-216.html
- http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/20120/list.htm
- http://www.arms-expo.ru/049057054050124051051055048.html
- http://izvestia.ru/news/538431
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +10
    28 марта 2013 09:16
    Опытовые корабли нужны как воздух! Тогда не придется по факту превращать в них головные корабли серии .Жаль конечно что не узнаем что там внутри ,но оно и к лучшему . Присказка такая была в СССР - за угаданный ответ ты получишь десять лет . bully
    1. +5
      28 марта 2013 09:54
      Это точно! Радует, что в наш период гласности и открытости, всё-таки не все карты раскрывают!
    2. Рустайгер
      +5
      28 марта 2013 10:21
      .Жаль конечно что не узнаем что там внутри ,но оно и к лучшему . Присказка такая была в СССР - за угаданный ответ ты получишь десять лет


      Присказка годная, но не актуальная. В смысле воздухонезависимых энергетических установок Россия опять догоняет. Тех же немцев, у которых контрактов уже уйма с почти десятком стран. И вряд-ли все эти покупатели выстроятся в очередь за "Амурами".
      И в чем принципиальная, прорывная новизна Б-90 «Саров», кроме может быть вооружения .семейств «Яхонт» и «Калибр» (и это уже не диковина). Ну если, конечно "то, о чём не должен знать никто", тогда ещё понятно, а так статья из разряда "грустно, и надо было сделать вчера" . . .

      Подлодки с ВНЭУ различных стран мира:
      Немецкая U-212
      Немецкая U-214(А)
      Французская «Скорпен»
      Испанская S80
      Японская ПЛ «Сорю»
      Шведские «Готланд» и «Вестергетланд»
      Китайская проекта 041 «Юань».
      1. +3
        28 марта 2013 17:14
        Калитка собсна не боевая по большому счёту. нет смысла её с чем то серийным сравнивать, эта лодка исключительно для экспериментов, причем для каких именно мало кому доподлинно известно. Скажу лишь, что я пытал моих коллег вооруженцев, что же там такое, и даже они не знают, там настолько все секретно, что в их чертежах трубы пересекающие определенную границу тупо обрываются волнистой линией и хрен его знает что там дальше за ней. Поэтому ваши предположения о калибрах и яхонтах весьма маловероятны.
        1. 0
          29 марта 2013 00:52
          doktor_alex, имхо Вы написали чуть больше подробностей о проекте, чем следует писать в открытых источниках.

          А статья интересная, поэтому жаль что ложь "Известий" про мифические испытания ВНЭУ в октябре не обошла её стороной.
          1. +2
            29 марта 2013 10:06
            Александр, вы не правы, я написал лишь, то что и так всем известно, а всем известно, что назначение лодки толком никому не известно, простите за каламбур, а небольшая подробность в принципе лишь добавляет пикантности, но совершенно не добавляет информации. О своей подписи на "определенных документах" я отлично помню.
            1. 0
              29 марта 2013 17:27
              Я не про назначение Б-90, которое всем (почти) известно ровно в той степени о которой Вы написали, а про самое-самое начало Вашего сообщения.
              Впрочем, дело Ваше!
              1. 0
                29 марта 2013 18:26
                Про назначение лодки в общих чертах тоже всем известно, имею в виду что она не боевая и создана для тестирования непонятно чего, собственно даже в статье написано больше чем известно мне, я например понятия не имел о том что проводились испытания анаэробных ЭУ.
              2. 0
                29 марта 2013 18:34
                Александр, это тоже не секрет, скажем так, на более профилированных форумах люди уже лет 5 как разобрались "кто есть кто", это дано уже секрет полишинеля.
        2. 0
          29 марта 2013 10:00
          К тому же, если в экипаже только офицеры и мичманы, это тоже о многом говорит, а, при такой секретности, точно не просто экспериментальная... hi
    3. +1
      28 марта 2013 20:03
      1. Не подпускать "эффективных и успешных" на пушечный выстрел к подобным технологиям.
      2. Не продавать пока не выпустим 2 поколение данных двигателей.
      3. Подготовить мирное применение для коммерческого использования.
  2. 0
    28 марта 2013 10:12
    На фото ни как не Саров
    1. +2
      28 марта 2013 12:10
      Смотреть нужно внимательнее. На фото "Саров" стоит первым корпусом, кормой вперёд. Узнаваем по характерному горбу на надстройке.
      1. 0
        28 марта 2013 13:36
        Обмишурился, смотрел на Варшавянку.
  3. +2
    28 марта 2013 10:25
    Гриф секретности на ней как говорили был выше чем на Лошарике. СеЙчас на Звездочке стоит.
  4. 0
    28 марта 2013 14:14
    ПУ, видимо для "Водопада".
    1. Gradient
      0
      29 марта 2013 09:10
      Только зачем испытывать на опытоывой лодке "Водопад" разработки конца 60-х годов и зачем "Водопаду", который запускается из тарпедных аппаратов ПУ?
    2. Gradient
      0
      29 марта 2013 09:11
      Только зачем испытывать на опытоывой лодке "Водопад" разработки конца 60-х годов и зачем "Водопаду", который запускается из тарпедных аппаратов ПУ?
    3. Gradient
      0
      29 марта 2013 09:17
      Только зачем испытывать на опытоывой лодке "Водопад" разработки конца 60-х годов и зачем "Водопаду", который запускается из тарпедных аппаратов ПУ?
    4. Gradient
      0
      29 марта 2013 09:55
      А зачем "Водопаду", запускаемому из торпедного аппарата ПУ? Я уж не говорю о том какой смысл испытывать на секретной опытовой лодке комплекс конца 60-х годов.
    5. Gradient
      0
      29 марта 2013 09:55
      А зачем "Водопаду", запускаемому из торпедного аппарата ПУ? Я уж не говорю о том какой смысл испытывать на секретной опытовой лодке комплекс конца 60-х годов.
    6. Gradient
      0
      29 марта 2013 09:56
      А зачем "Водопаду", запускаемому из торпедного аппарата ПУ? Я уж не говорю о том какой смысл испытывать на секретной опытовой лодке комплекс конца 60-х годов.
  5. +1
    28 марта 2013 17:13
    статья очень порадовала, однозначно +, хоть и не семимильными шагами но все вперед
  6. +1
    28 марта 2013 17:13
    статья очень порадовала, однозначно +, хоть и не семимильными шагами но все вперед
  7. toldanger
    +1
    28 марта 2013 21:34
    Красивая лодка. И без них будущего не будет
  8. toldanger
    0
    28 марта 2013 21:34
    Красивая лодка. И без них будущего не будет.
  9. т-101
    0
    30 марта 2013 16:46
    Коммерциализация российского,а правильнее, на мой взгляд-Советского судостроения !возможно поможет некоторым предприятиям почувствовать РАЗНИЦУ! УвЫ-Завод и КБ !Смежники-а это 80%работ-как всегда-в ауте!
  10. 0
    30 марта 2013 20:02
    Будем надеяться, ждать и верить, что наши сделают лучше. drinks
  11. saryman
    0
    31 марта 2013 12:39
    Новые дизельные подлодки просто необходимы армии и флоту!!!
  12. смотритель
    0
    20 июля 2013 08:57
    У немцев значит водородный движитель есть?