Навигация на ощупь. Недофинансирование гидрографической службы ВМФ – угроза безопасности мореплавания

12
В марте состоялось заседание Комитета Государственной думы по обороне, один из вопросов которого – «Навигационное и гидрографическое обеспечение морских путей. Проблемы и перспективы». На мероприятии по данной теме выступили начальник Управления навигации и океанографии Минобороны РФ Александр Шеметов, директор Департамента финансового планирования Минобороны РФ Анна Кондратьева, депутат Госдумы Франц Клинцевич и другие. Вел заседание председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Комоедов.

Заглянуть в завтрашний день

Мы не случайно поднимаем вопрос по навигационному и гидрографическому обеспечению (НГО) морских путей, потому что он актуален для боевой службы флота и в мирное время, и в военное.

Навигация на ощупь. Недофинансирование гидрографической службы ВМФ – угроза безопасности мореплавания

НГО морской деятельности представляет собой комплекс мероприятий, который в основном направлен на создание благоприятных в навигационном и гидрографическом отношении условий. Концепция войн шестого поколения – это концепция бесконтактных войн. Она основана на применении новых технических решений в различных областях знаний. Появилась возможность создания картографической основы театра военных действий с помощью результатов зондирования Земли, доведения данных о противнике до каждого участника боевых действий в удобном для применения оружия по нему виде.

Современная жизнь требует создания геопродуктов, которые бы с высокой пространственной точностью отображали быстро меняющиеся во времени и пространстве процессы и обстановку. Визуализация их стандартными картографическими средствами сейчас очень затруднительна. В первую очередь это связано с характерным векторным представлением данных на картах. Следует учитывать, что процесс создания векторных карт длителен и весьма непрост. Это завтрашний день, но в этом завтрашнем дне уже находятся все передовые государства во главе с Соединенными Штатами Америки. К сожалению, мы в нем не находимся. Хотелось бы оценить нынешнюю ситуацию и понять, как на данном направлении обстоят у нас дела.

Виктор Комоедов,
председатель Комитета Госдумы по обороне



Необходимо активное изучение Мирового океана

Актуальность вопроса озвучена, но я бы хотел еще раз обратить внимание на последнее выступление министра обороны, связанное с активизацией внимания к Военно-морскому флоту. Мы можем строить корабли, делать новое оружие, однако если мы не будем иметь нормальной информации о среде, о Мировом океане, о том, где действуют силы, то грош цена всем деньгам, которые будут вложены в эти технологии и оружие. Сегодня именно обеспечивающая составляющая, вопросы, связанные с навигационным и гидрографическим обеспечением, лежат в основе принятия решения по применению сил. И если это не учитывать, то страна скатится на самые последние роли.

Очень большое значение этому придают и США, и Китай. Другие страны также активно занимаются изучением Мирового океана, проведением исследований, чего не скажешь, к сожалению, о нашем ВМФ и о гидрографической службе, которую я здесь представляю.

Насчет актуальности вопроса – простой пример. Буквально недавно получил информацию от командующего Тихоокеанским флотом: корабль планирует зайти в один из портов Малаккского пролива, но возникли проблемы с соответствующим обеспечением и картой. В советское время таких проблем не было, потому что картографические материалы имелись практически на все порты.

В настоящее время мы форсируем и выполняем эту задачу, но без поддержки отдельных структур Министерства обороны, в одиночку выкручиваясь из положения. Но когда-то это должно закончиться.


Более того, в этом году мы не смогли издать морской астрономический ежегодник. Это впервые в истории, даже в Великую Отечественную войну не было перерывов в издании его и таблиц приливов для мореплавателей. Данные материалы непосредственно влияют на вопросы безопасности плавания не только Военно-морского флота, но и всех наших гражданских судов. Но то, что мы не издали, естественно, эту ячейку займет кто-то другой, например Великобритания. Наши гражданские мореплаватели сразу начали закупать соответствующие зарубежные издания.

О том, что такое навигационно-гидрографическое обеспечение морской деятельности, кратко здесь уже было озвучено вначале. Основными руководящими нормативно-правовыми документами являются: первый – Конвенция по обеспечению безопасности человеческой жизни на море 1974 года, правила, которые написаны и приведены в главе 5 «Безопасность мореплавания», и второй, касающийся непосредственно нас, – это указ президента Российской Федерации, где конкретно написано, что Минобороны осуществляет полномочия, связанные с картографированием Мирового океана в интересах обороны и навигационно-гидрографическим обеспечением морских путей за исключением трасс Северного морского пути.

Есть еще Кодекс торгового мореплавания, в котором сейчас вне согласования с ВМФ проведено такое положение, что НГО в портах и на подходах к ним возложено на Министерство транспорта. Однако согласования по этому поводу никакого не было. И здесь также возникает вопрос безопасности мореплавания.

НГО является как бы коммерчески непривлекательным бизнесом и требует соответствующего вложения со стороны государства. Без денег эта схема не работает ни в одной стране мира.

Вот что мы сегодня имеем в отношении финансирования гидрографической службы Военно-морского флота. В 2010 году получили последние средства – 442,4 миллиона рублей. В 2011–2012-м денег не поступало. То, что мы сделали задел в 2010 году, как-то позволяет нам более или менее существовать. Но могу сказать: даже сейчас для того, чтобы отпечатать таблицы приливов, я привлекаю средства от своих спонсоров, прошу у них 50 тысяч рублей на покупку бумаги и издание таблицы.

В США, например, 100 миллионов долларов выделяется только на вопросы картографии. Вообще во всех странах есть отдельная бюджетная конкретная строка финансирования вопросов навигационно-гидрографического обеспечения. Вот если бы такая строка появилась у нас в бюджете, было бы замечательно.

Следующая позиция. Это очень важный вопрос, который касается реформирования Министерства обороны. У нас был всегда такой институт – Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт ОАО «ГНИНГИ». К сожалению, сегодня он акционирован. Может быть, это и веление времени, однако за счет такого разделения и того, что он входит в холдинг «Оборонсервис», мы способны потерять навигационно-гидрографическую научную составляющую. ГНИНГИ – единственная структура, которая в стране занимается вопросами разработки идеологии построения навигационного обеспечения как для применения оружия, так и для строительства новых кораблей, подводных лодок, соответствующих морских средств навигации. Потеряем институт, значит, будут проблемы.

Естественно, хотелось бы вернуть его в лоно Управления навигации и океанографии. Понимаю, что вопрос непростой. Но важно, чтобы этот институт не ушел куда-нибудь в другие структуры, а остался в ведении Министерства обороны.

Очень существенный вопрос – объем гидрографических работ, которые проводятся в Мировом океане. Они намного снижены. Если раньше мы могли полноценно выполнять исследования везде, то сейчас, к сожалению, только в прибрежных районах. И то не во всех.

О кадрах. Сегодня средний возраст людей, которые работают в картографическом производстве, мягко говоря, зашкаливает за 60 лет. Почему? Потому, что молодежь не идет, зарплата небольшая. Молодой человек за шесть-семь тысяч не хочет работать. В настоящее время мы привлекли трех выпускников, но есть сомнение, что они останутся у нас надолго. Обычно приобретают опыт и уходят в коммерческие структуры. Поэтому проблему финансирования зарплаты тоже необходимо решать, чтобы люди получали достойные деньги за свой труд.

Что касается коллекции навигационных карт, то наша коллекция является самой крупной. У нас есть карты для общего мореплавания (6780 навигационных карт и 620 пособий) и режимные карты (закрытые), используемые на подводных лодках, очень подробные карты Северного Ледовитого океана, которые обеспечивают деятельность в том числе и Военно-морского флота. Сейчас коллекция потеряла во многом свою актуальность за счет того, что нет взаимного обмена с гидрографиями зарубежных стран. И мы не можем предусмотреть централизованное финансирование, вопросы обмена картографической информацией: они меняются постоянно. Нам необходимо закупать карты, продавать их. То есть должна быть очень живая работа, но для этого важно, чтобы Центральное картографическое производство (ЦКП) стало федеральным бюджетным учреждением. По данному поводу есть понимание у Департамента финансового обеспечения, мы соответствующие документы подготовили и будем выходить на министра обороны с предложением преобразовать это предприятие из федерального казенного учреждения (ФКУ) в федеральное бюджетное (ФБУ).

По ФЦП «Мировой океан» мы получили средства, идет ремонт Центрального картпроизводства. Одной из главных задач является переход от технологий прошлого века, когда мы делали сначала бумажную карту, потом электронную, на новые – создавать сначала электронную карту, а уже дальше использовать ее как основу для составления карт бумажных и соответственно для обеспечения базы данных.

К слову, буквально недавно мы получили информацию, что Индия запретила вход в свои воды кораблям и судам, не имеющим на борту бумажных карт. Это к вопросу о том, будет ли перспектива бумажной картографии принципиально присутствовать.

Средства навигационного оборудования находятся не в очень хорошем состоянии, я это называю фасадом России. Сегодня он выглядит, мягко говоря, не очень привлекательно. В Сочи планируется Олимпиада, а мы не можем выделить средства на то, чтобы Сочинский маяк привести в нормальное состояние, а это в том числе и исторический маяк.

По строительству судов. Есть кораблестроительная программа, однако она также переносится, поскольку главный акцент ставится на военные корабли. Совсем недавно главнокомандующий подписал акт о приеме малого гидрографического судна на Дальнем Востоке «Виктор Фалеев». Мы строим суда, которые будут оснащены современными навигационными и промерными комплексами, что позволит обеспечить соответствующую работу в наших водах. А в перспективе, к 2020 году планируем построить ледокольное судно, оно будет решать задачи в Арктике. Китайцы такие суда уже имеют.

И еще один из важнейших вопросов – это международная деятельность, которой занимается Управление навигации и океанографии. Мы участвуем в ряде организаций. Это является важнейшей задачей в том числе для приобретения даже элементарных данных. Их можно получать, имея представителей в комитетах МГУ и МАМС. Англичане и американцы руководят практически во всех комитетах этих структур, мы этого себе позволить не можем, потому что с трудом выбиваем деньги для командировок на соответствующие мероприятия.

Необходимо проводить реформирование Управления навигации и океанографии, делать из него полноценное предприятие, чтобы оно действительно звучало в мире, как раньше, и помогало навигационно-географическому обеспечению.

Александр Шеметов,
начальник Управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации, капитан 1-го ранга в запасе



Вопросы финансирования можно решить

После доклада у меня сложилось впечатление, что по этой теме очень много вопросов, касающихся переформирования управлений. Что такое ФБУ и ФКУ, что такое части финансирования? Безусловно, эти вопросы и работы важны. Они должны быть в гособоронзаказе и планово выполняться, включить их можно до 2020 года. Соответственно будет длительный контракт и под него предусмотрены денежные средства. Относительно всех остальных вопросов, мне кажется, их нужно прежде всего разобрать уже более конкретно, адресно. Что касается заработной платы, перевода из одного типа бюджетного учреждения в другой – нужно ли это? Я не думаю, что есть смысл заниматься этим в другом формате.

Основная задача – те позиции, которые денежно емкие. Это структура гособоронзаказа. Нужно выйти с этой важной проблемой еще раз к заместителю министра обороны Юрию Борисову. Я не думаю, что возникнут какие-то проблемы по этой составляющей.

По заработной плате, заверю вас, у Министерства обороны существует определенный приказ 1010, подготовлены дополнительные денежные средства.

Переход на ФБУ и ФКУ тоже достаточно сложный и длительный процесс, и он связан прежде всего с тем, что нужно грамотно просчитать планируемые доходы от внебюджетной деятельности. Поскольку если предполагается ФБУ, то это будет субсидия, выданная на год, в рамках которой данное предприятие должно будет существовать. Все остальные внебюджетные доходы могут использоваться уже по тем направлениям, которые необходимы. Но нужно четко понимать, что субсидия выдается по отдельным статьям и она кратна. Относительно всего, что получается вне бюджета, необходим глубокий финансовый анализ.

Анна Кондратьева,
директор Департамента финансового планирования Министерства обороны
12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    10 апреля 2013 09:11
    О кадрах. Сегодня средний возраст людей, которые работают в картографическом производстве, мягко говоря, зашкаливает за 60 лет. Почему? Потому, что молодежь не идет, зарплата небольшая. Молодой человек за шесть-семь тысяч не хочет работать. В настоящее время мы привлекли трех выпускников, но есть сомнение, что они останутся у нас надолго. Обычно приобретают опыт и уходят в коммерческие структуры. Поэтому проблему финансирования зарплаты тоже необходимо решать, чтобы люди получали достойные деньги за свой труд. Как и везде, за последние двадцать лет перестройки, угробили почти всю инфраструктуру. И этот средний возраст касается не только Управления навигации и океанографии.Такая ситуация по всем предприятиям, легкой и тяжелой промышленности, Школы, медицина Дет сады. Последнюю точку в этом беспределе ставит ОПТИМИЗАЦИЯ, и Стимулирующие выплаты (собакам на драку).Еще чуть чуть и нашим экономистам, юристам, и менеджарам, работать негде будет. Помрут наши работающие пенсионеры, не передав ценный опыт. Что будем делать дальше?
    1. 0
      10 апреля 2013 10:42
      Необходимо обозначать проблемы и решать, многие и не знают о существовании таких проблем.
  2. opkozak
    0
    10 апреля 2013 10:44

    К слову, буквально недавно мы получили информацию, что Индия запретила вход в свои воды кораблям и судам, не имеющим на борту бумажных карт. Это к вопросу о том, будет ли перспектива бумажной картографии принципиально присутствовать.

    трудно объяснить 70 летним инженерам, что бумажную карту можно напечатать в 1 (одном) экземпляре на широкоформатном плоттере и заламинировать. к слову малаккский пролив на google earth
    https://maps.google.com.ua/maps?hl=uk&client=firefox-a&channel=rcs&q=%D0%BC%D0%B
    0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8
    %D0%B2&ie=UTF-8&ei=kAplUc_DDo_RsgaA44Bo&ved=0CAgQ_AUoAg
    1. Alex_yy
      0
      15 апреля 2013 19:38
      не говорите фигню, вы карту видели хоть раз?
  3. +2
    10 апреля 2013 10:47
    Ну вот не пойму вроде и деньги у России есть, кредиты всем раздает в фонды США инвестирует, а вот поднять уровень граждан как всегда денег нету. Мне тут пытались доказать что в России зарплаты начинаются от 30000 и выше и дела в плане социалки получше чем у Норвегии, а оказывается не все так хорошо как показывают по телевизору.

    Очень хочется надеется что граждане России будут жить как люди, а не выживать на эти нищенские зарплаты
    1. itkul
      +1
      10 апреля 2013 11:27
      Цитата: Atrix
      Мне тут пытались доказать что в России зарплаты начинаются от 30000 и выше и дела в плане социалки получше чем у Норвегии, а оказывается не все так хорошо как показывают по телевизору.


      То что зарплаты от 30,это пиздёш.Про Норвегию даже не вспоминайте,нам до них,как до Китая раком.По зарплатам,в интернете посмотрите по городам на сайтах вакансии,и всё сами поймёте.
      Да вот хоть в моём городе

      http://www.portofmurmansk.ru/vacansy.php?cid=64
  4. +4
    10 апреля 2013 12:36
    У нас реально не хватает карт (различного назначения) в ВМФ, ВВС, СВ и т.д. Сам столкнулся с их нехваткой в авиации. А в кабине истребителя или окопе (где нет сети интернет) воспользоваться гуглом проблематично (да и не будет его во время ведения боевых действий).
    По поводу карт: то, что наши карты самые точные - это признано во всём мире. Как и многое в нашей стране - производство их по...но.
  5. pinecone
    0
    10 апреля 2013 14:05
    А какой от неё толк, от службы этой, когда в ней живые деньги не водятся. Со строительством и ремонтом кораблей, или с обустройством мест базирования намного интереснее работать.
  6. 0
    10 апреля 2013 18:15
    После распада Советского Союза активность нашего ВМФ сошла на нет и гидрографическая служба оказалась никому не нужна.Постепенно к этому привыкли.Сам помню,карту Балтийского моря на стену наклеил вместо фотообоев.Высшим шиком была тогда карта Мирового Океана.Неважно.Сейчас корабли начали строить,а гидрография в полном загоне.Как им в зарубежных портах ориентироваться?Лоцмана из местных постоянно нанимать?Вывод:возрождать пока не поздно.Не так у нас много единиц в строю,чтобы терять их по навигационным причинам.Лишь бы выделенные средства,буде таковые появятся,не разворовали.Вообще,по сути,всю флотскую инфраструктуру придётся воссоздавать заново.
    1. Alex_yy
      0
      15 апреля 2013 19:40
      Самое веселое, что сейчас в УНиО люди которые не разворуют, видимо поэтому средства и не выделяют.
  7. 0
    10 апреля 2013 19:29
    Если верить ТВ, то в стране полностью уничтожена система маяков на побережье морей и океанов. Все надеются на Глонасс и GPS.Но как показывает практика конфликтов их в первую очередь и глушат... так что сектант и логарифмическая линейка вам в помощь товарищи.
  8. Alex_yy
    0
    15 апреля 2013 19:42
    Шеметов все правильно сказал, только очень дипломатично. Ситуация гораздо страшнее чем это следует из его доклада.