Перекосы трудового рынка

0
Современный рынок труда в России выявляет весьма ощутимый перекос. Связан этот перекос с тем, что всё большее число соискателей рабочих мест ищут работу в сфере, которая, так или иначе, сопряжена с применением знаний из сферы высшего образования. Многие активно откликаются на информацию о вакансиях бухгалтера в Новосибирске и других городах России, вакансиях экономистов, юристов, менеджеров, но при этом в проигрыше остаётся сегмент рынка, который связан с физическим трудом. То есть далеко не в полной мере заполняются вакансии электрогазосварщиков, токарей, плотников, станочников и многих других подобного рода специальностей. Причина здесь в том, что за последнее время в России количество учебных заведений, готовящих представителей рабочих профессий существенного сократилось, а вот число вузов при этом выросло.

Сегодня в России больше 7 миллионов студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. И из этих людей большая часть – студенты гуманитарных факультетов. Это и приводит экономику России к негативным последствиям.



Чтобы хоть как-то справляться с нехваткой рабочих кадров, многие руководители вынуждены идти на весьма скользкие меры. Заключаются эти меры в том, что на предприятия привлекаются рабочие-нелегалы, которые приехали в Россию из стран так называемого ближнего зарубежья в поисках рабочих мест. Таким сотрудникам можно и платить меньше, и никаких социальных пакетов вообще не оформлять.

Эта ситуация приводит к ещё большему ухудшению ситуации на рынке труда. Возникает демпинговый эффект, когда даже желающему трудоустроиться по той или иной вакансии россиянину очень сложно, так как работодатель предпочитает работать с нелегалами целях экономии денежных средств. Такая ситуация ярко проявляет себя в крупных российских городах: Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Санкт-Петербурге и ряде других.

Для решения проблемы насыщения рынка квалифицированными рабочими кадрами уже не обойтись без модернизации образования. Только не той модернизации, о которой говорят в нынешнем Минобрнауки, а о модернизации реальной. Нужно разъяснять молодому поколению, что получение диплома о высшем образовании не может быть самоцелью. Нужно популяризировать обучение по рабочим специальностям, привлекая для этого все средства.

Нужно оборудовать учебные места качественной техникой, которая поможет обучающимся и студентам в полной мере овладеть выбранной профессией.