Морская авиация России. Что дальше?

32
К началу 90-х российский флот располагал 2-мя авиадивизиями, 23-мя отдельными авиационными полками, 8-ю отдельными авиационными эскадрильями,1-й авиагруппой. В их составе находились: 145 Ту-22М2 и М3,67 Ту-142,45 Ил-38,223 Ка-27, Ка-25 и Ми-14,41 Ка-29. Всего более 500 боевых самолётов и вертолётов, без учёта транспортных, разведывательных, спасательных и РЭБ. По состоянию на 2012 г. в морской авиации осталось 7 авиабаз и один отдельный 279-й корабельный авиаполк, приписанный к "Кузнецову".

Парк авиатехники насчитывает около 300 летательных аппаратов: 24 Су-24М/МР,21 Су-33 (в лётном состоянии не более 12), 16 Ту-142 (в лётном состоянии не более 10), 4 Су-25 УТГ(279-й корабельный авиаполк),16 Ил-38(в лётном состоянии не более 10), 7 Бе-12 (в основном на ЧФ, будут списаны в ближайшее время), 95 Ка-27 (исправны не более 70), 10 Ка-29 (приписаны к морпехам), 16 Ми-8, 11 Ан-12(несколько в разведвариантах и РЭБ), 47 Ан-24 и Ан-26, 8 Ан-72, 5 Ту-134, 2 Ту-154, 2 Ил-18, 1 Ил-22, 1 Ил-20, 4 Ту-134УБЛ. Из них технически исправными, способными выполнять боевую задачу в полном объёме не более 50%. Годовой налёт, в среднем на экипаж, в пределах 30 часов.



Из представленных цифр видно, что количество флотских боевых самолётов и вертолётов сократилось в 3 раза. Полностью ликвидированы морские авиаполки на Ту-22М и морская штурмовая авиация. В целом по сравнению с 92-м годом парк противолодочной авиации уменьшился на 73%, всего самолётов на 70%,вертолётов на 74%. Противолодочная авиация продолжает эксплуатировать два типа самолетов Ил-38 и Ту-142МЗ/МК. Эти четырехмоторные самолеты имеются на вооружении двух «больших» флотов – Северного и Тихоокеанского. Их основная задача состоит в поиске, обнаружении, слежении и уничтожении вражеских подводных лодок.

Следует отметить, что эти функции также подразумевают, выполнение реальных задач мирного времени – так называемые «вылеты на боевое патрулирование», в рамках которых самолеты ведут поиск и слежение за подводными лодками в международных водах. Эти вылеты могут быть «наступательными» и «оборонительными». К первым относятся зоны патрулирования ПЛАРБ потенциального противника, в первую очередь американских подводных лодок. Во втором случае российская противолодочная авиация прикрывает зоны вероятного патрулирования своих стратегических ракетоносцев, наблюдая за активностью вражеских подводных лодок, которые могут представлять угрозу российским ПЛАРБ при ведении ими боевого дежурства.

Например, подобные вылеты время тот времени, осуществляются Ту-142 и Ил-38 вокруг полуострова Камчатка, где обычно находятся российские ПЛАРБ. Патрульный и противолодочный самолет Ту-142 был разработан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95 специально для проведения дальних операций в океанских водах. Радиус действия составляет 4500 км. Самолет поступил на вооружение в 1972 г., нынешние модификации Ту-142МК и Ту-142МЗ поступили на вооружение в 1980-х гг. и находились в производстве до начала 1990-х гг.



Оба флота имеют по одной эскадрилье этих самолетов. Ресурс планера самолетов еще весьма значительный, но их модернизация не планируется. Последние Ту-142 будут вероятнее всего списаны к 2020 г. Полёты этих самолётов были приостановлены, после катастрофы 6 ноября 2009 года Ту-142МЗ принадлежащий 568 отдельному смешанному авиационному полку ТОФ (п. Монгохто Хабаровского края, аэродром Каменный Ручей). 9 ноября на месте крушения самолета (на удалении 26 км от аэродрома базирования), при проведении поисково-спасательной операции были обнаружены плавающие обломки конструкции самолёта и части тел погибших людей. На борту Ту-142МЗ находились 11 военнослужащих. Весной 2011 года (то есть почти через полтора года) расследование катастрофы завершено. Официальной причиной назван «человеческий фактор».

Ил-38 является вторым типом российского противолодочного и патрульного самолета. Изначально предназначавший для действий в «средней океанской зоне», он был принят на вооружение в 1968 г., создан на базе известного пассажирского Ил-18. Оставшиеся экземпляры постройки конца 1960-начала 1970-х гг. имеются на вооружении одной эскадрильи Северного флота и двух Тихоокеанского.



Несмотря на свой возраст, ресурс планеров остается весьма значительным, а стоимость эксплуатации относительно невысока. Часть парка предполагается модернизировать с целью повышения их возможностей. Однако на сегодня боеготовность этих самолётов крайне не высока, в августе 2011года, мне довелось наблюдать полёты этих машин с аэродрома Николаевка, не далеко от города Партизанск, в Приморском крае. Из находившихся на аэродроме 8 машин, значительная часть находится в весьма неприглядном состоянии, в воздух способны подняться от силы половина из них.

Не ясно будущее и разведывательной флотской авиации, разведчики Ил-20, постройки 70-х годов, так же созданные на базе Ил-18, физически и морально устарели. Количество построенных разведывательных Ту-214Р, созданного им на замену, решили ограничить парой штук.



Как заявили военные, он им не слишком подходит, так как не способен выполнять устойчивый полёт на малых скоростях, в режиме патрулирования. Не устраивает так же и время нахождения в воздухе, по этому параметру, он уступает Ил-20. Очевидно, для этих требований, больше соответствует самолет, оснащённый турбовинтовыми двигателями. Однако, особенно неопрятный осадок оставило посещение в 2011 году аэродрома Воздвиженка под Уссурийском. В своё время я ещё застал там полёты флотских Ту-16. Которые были заменены в начале 90-х сверхзвуковыми Ту-22М3. В настоящее время эти совсем не старые машины, находятся на «консервации», под открытым небом. Об их состоянии сегодня, можно судить по фотографиям.

Морская авиация России. Что дальше?





Вообще, будущее морской авиации в нашей стране, весьма туманно. Каких либо внятных прогнозов со стороны власть имущих, на фоне предстоящего массового списания летательных аппаратов по старости, о её развитии на перспективу не озвучено. На ближайшее время намечена замена из-за износа, палубных Су-33 на МиГ-29К.

А также модернизация части Ил-38. И это пока всё…

Кто-то может сказать, что нашей стране вообще не нужна морская авиация, все задачи можно решить в рамках ВВС.
Но посмотрим, как обстоят дела у наших ближайших «вероятных друзей».

Авиация ВМС США, с учётом находящихся в резерве, насчитывает около 2000 летательных аппаратов, что сравнимо со всем парком отечественных ВВС, из них только противолодочных Р-3 «Орион» (аналог Ил-38), более 150.


В полёте базовые патрульные: Р-8 "Посейдон" и Р-3 "Орион"
Началась поставка в ВМС нового базового - патрульного Р-8 «Посейдон», созданного на базе Боинг-737. Активно развивается тема морских беспилотников.



Командование ВМС США намерено заключить контракты на создание палубных беспилотных летательных аппаратов (UCLASS) с четырьмя американскими компаниями: Boeing, General Atomics, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Как сообщает Flightglobal, контракты будут заключены в рамках тендера на создание и поставку палубного беспилотника.

Китай тоже укрепляет свою морскую авиацию. Численность парка морской авиации, без учёта транспортных и вспомогательных превышает 400 самолётов и вертолётов. Происходит замена и модернизация устаревших образцов. Самыми боеспособными считаются поставленные нашей страной и построенные на месте: 50 Су-30МК2, истребители собственной разработки: 24 J-10А, истребители-бомбардировщики, адаптированные для ударов по морским целям: 54 JH-7A.

Создаётся своя палубная авиация, для базирования на авианосцах. Бомбардировщики авиации флота представлены китайским аналогом Ту-16- Хун-6 (H-6). Хун-6 в морской модификации стал называться Хун-6D и может нести ракеты класса «воздух-корабль» С-601 и С-611 с дальностью до 200 км.



Кроме того, авиация флота имеет модификацию самолета-заправщика Хун-6D, который может заправлять технику в воздухе.

Индия также уделяет большое внимание своей морской авиации. Особенно примечательно, что на вооружении авиации ВМС этой страны состоит техника советской и российской постройки. Недавно заключены контракты с Россией на модернизацию имеющихся Ту-142 и Ил-38 с оснащением бортовым поисково-прицельным комплексом "Морской змей".


Ту-142 ВМС Индии


Спутниковый снимок Google Earth: Ил-38, Ту-142 ВМС Индии, аэродром Гоа

Также, на базе P-8A «Poseidon» создан экспортный вариант P-8I для ВМС Индии.


P-8I"Посейдон" ВМС Индии

Первые 12 машин должны поступить на вооружение индийской морской авиации в 2013 году. Всего индийцы планируют получить до 24 «Морских богов»
Закуплена партия МиГ-29К для базирования на авианосцах.

Как видим, морская авиация за рубежом продолжает активно развиваться, поскольку без неё ВМС не способны адекватно и в полной мере выполнять поставленные задачи.

Источники:
http://topwar.ru/5642-den-rozhdeniya-morskoy-aviacii-vmf-rossii-morskaya-aviaciya-rossii-i-ss
http://www.samoupravlenie.ru/28-12.php
http://periscope2.ru/2012/03/12/5373/
http://structure.mil.ru/structure/forces/navy/structure/naval_aviation.htm
http://ru.zero.wikipedia.org/wiki/Военно-морские_силы_США
http://mirror.flot.com/nowadays/concept/opposite/uavspecialists.htm
К.В Чуприн : «ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СТРАН СНГ И БАЛТИИ». Справочник.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +23
    29 апреля 2013 08:16
    Да ..полный....звиздец, если честно.
    1. avt
      +11
      29 апреля 2013 09:25
      Цитата: fzr1000
      Да ..полный....звиздец, если честно.

      Ответить Цитировать Сообщить о нарушении правил сайта

      Похоже да , полный negative может вот пару тройку Бе-200 добавят ,а так что то просвета не видно .
      1. +11
        29 апреля 2013 10:22
        Самолёты-амфибии Бе-200, минобороны закупать не планируют и никогда не закупали(при Серьдюкове). Все выпущенные в авиации МЧС, в пажарном варианте.
        1. avt
          +4
          29 апреля 2013 11:21
          Цитата: Bongo
          Самолёты-амфибии Бе-200, минобороны закупать не планируют и никогда не закупали(при Серьдюкове). Все выпущенные в авиации МЧС, в пажарном варианте.

          Была на сайте инфа что заказывать будут в варианте ПСС при новом министре .
          1. +4
            29 апреля 2013 13:46
            Хотелось бы, но в планах на этот год их нет.
          2. +5
            29 апреля 2013 22:39
            Цитата: avt
            Была на сайте инфа что заказывать будут в варианте ПСС при новом министре

            эх. "Альбатрос" поставить бы на поток. и не только (и не столько) как ПСС, а и как противолодочный. отличная машина, не имеющая аналогов в своем классе. да и бриты очень интересовались ей...
            А-40 "Альбатрос"
      2. laurbalaur
        +1
        29 апреля 2013 17:00
        avt ? да и неплохо бы ,только БЕ-200 не смогут выполнять задачи ИЛ-38 ((
  2. 0
    29 апреля 2013 08:27
    В последнее время нас всё больше и больше радуют новостями о перевооружении и модернизации наших ВВС, надеюсь, что и авиация ВМФ тоже уже прошла свою низшую точку "падения" и сейчас начнет подъем - так как от неё зависит обороноспособность нашей страны напрямую...
  3. +2
    29 апреля 2013 08:28
    Сколько упущено и потеряно, "спасибо" двум нашим "лидерам" - Горбачеву, который все продал, и Ельцину, который все пропил. Работы по восстановлению морской авиации немерено.
    1. +5
      29 апреля 2013 08:53
      И при чём тут Горбачёв? Он лично разваливал морскую авиацию? Вы можете сколько угодно скрипеть зубами от злости, но при Горбачёве построена практически все эксплуатирующиеся на сегодняшний день самолёты, от МиГ-29 до Ту-160. А Ту-142М3 тем более.
      1. +13
        29 апреля 2013 10:23
        Полностью согласен с вами, наибольшие потери, морская авиация понесла за последние 12 лет.
        1. +11
          30 апреля 2013 13:25
          То бишь при... Путине...
      2. +5
        29 апреля 2013 11:30
        По всем этим самолетам работы начались до появления на политической сцене Горбачева, 142-й вообще модернизация Ту-95, который начали проектировать наверное еще при Сталине.
      3. +8
        29 апреля 2013 12:21
        Цитата: Nayhas
        но при Горбачёве построена практически все эксплуатирующиеся на сегодняшний день самолёты, от МиГ-29 до Ту-160. А Ту-142М3 тем более.
        Да вот не соглашусь,все это построено не благодаря Горбачеву,а вопреки ему, так как он усиленно насаждал в это время выпуск на этих заводах кастрюлек и сковородок...
        1. +4
          29 апреля 2013 19:51
          Да, всё шло по накатанной, но Горбачёв же не издавал указы о развале морской авиации, не требовал списать все машины на металлолом? Горбачёв туда вообще нос не совал. Он виновен во многих преступлениях, но честное слово уже надоело что в каждой хрени его пытаются обвинить. Горбачёв принял страну, которая уже была на грани, к 1984г. вся страна жила по талонам, чего допустим я сейчас с трудом могу объяснить молодым, закончилось тем, чем закончилось, был бы другой вариант?
          1. +3
            30 апреля 2013 04:47
            В 84-м никаких талонов не было. Талоны появились при Горбачеве, Вперед на сахар, из которого самогонку гнали, а потом постепенно и на все остальное. Его антиалкогольная программа убила экономику.
            1. 0
              1 мая 2013 06:33
              Талоны появились как бы ещё не при Брежневе,помню году в 1981м,на масло.Сахар у нас пропал поздней осенью 87-го,а в антиалкашной кампании реальные плюсы были,только об этом предпочитают помалкивать.Впрочем и явных перегибов хватало.Да уж наворотили,и тогда и после 2000-го.
      4. 12061973
        +7
        29 апреля 2013 12:23
        не при,а вопреки горбачу.
      5. +10
        29 апреля 2013 12:43
        Цитата: Nayhas
        И при чём тут Горбачёв? Он лично разваливал морскую авиацию? Вы можете сколько угодно скрипеть зубами от злости, но при Горбачёве построена практически все эксплуатирующиеся на сегодняшний день самолёты, от МиГ-29 до Ту-160

        Он проводил политику перестройки (перехода к капитализму) которая закончилась развалом СССР и его экономики,в результате чего в дальнейшем никакие самолеты больше не строились.
        Ну а начале руководства Горбачева Советская плановая экономика еще функционировала и поэтому производство самолетов велось полным ходом.
      6. laurbalaur
        +4
        29 апреля 2013 17:04
        Уважаемый Nayhas , Горбачев был еще девственником,когда ТУ-142 на крыло становился,не порите чушь !
        1. +2
          29 апреля 2013 19:44
          Дмитрий, я писал про Ту-142М3, который начали выпускать в 1985г. Именно эта модификация осталась в живых.
          1. laurbalaur
            0
            29 апреля 2013 21:53
            Поправлюсь ,мною имелось ввиду "политическая девственность" вышеназванного гос.деятеля !))
    2. vaf
      vaf
      +13
      29 апреля 2013 18:08
      Цитата: Canep
      "спасибо" двум нашим "лидерам" - Горбачеву, который все продал, и Ельцину,


      Тёзка привет! Ты здесь не прав, вернее право отчасти.т.к. Горбатый вообщем-то не при делах (конкретно за авиацию флота), а вот Елкин ,то да, авиация ЧФ прекратила своё существование благодаря его услилиям!

      А вот задайся вопросом,а кто "урулил" авиацию БФ,СФ и ТО? Или .."слабо"? wink
      1. +4
        29 апреля 2013 21:07
        Цитата: vaf
        А вот задайся вопросом,


        Приветствую, уважаемый!
        Еще бы и ответ получить...
        1. vaf
          vaf
          +13
          29 апреля 2013 22:39
          Цитата: Ботановед
          Еще бы и ответ получить...


          Приветствую Вас категорически! :drinks

          Ответ прост,как правда-Вова и Дима и "любимый и обожаемый ими" Табуреткин!

          Всё просто-раз и нет Авиации Флота! crying
          1. +2
            30 апреля 2013 00:06
            Цитата: vaf
            Всё просто-раз и нет Авиации Флота


            После очередного обострения типа 080808 начнут бегать и руками по бокам хлопать request . А системно разобраться что-то никак не получается.
  4. +4
    29 апреля 2013 13:18
    Вопрос просто убойный!!! А если модернизировать что ставить на вооружение будем? В средствах разведки у нас ...опа.
  5. 0
    29 апреля 2013 14:46
    Флоту нужен Альбатрос, почему до сих пор машины не поставляются?
    1. vaf
      vaf
      +6
      29 апреля 2013 19:19
      Цитата: Иван Тарасов
      Флоту нужен Альбатрос,


      Флоту не нужен Альбатрос, в том состоянии.в каком он на сегодняшний момент (по мореходности -никакой!).

      Цитата: Иван Тарасов
      почему до сих пор машины не поставляются?


      Потому что во первых-на него уже ничего нет из оснастки и оборудования (это я вообщем,что бы не вдаваться в подробности).

      а во-вторых все НИКОР на него.."похоронили"! К сожалению.!

      Вот поэтому его и не будет НИКОГДА!
      1. 0
        29 апреля 2013 21:11
        Мореходность "Альбатроса" лучше чем у "Чайки".
        Машина летала, осталось довести и запустить в серию.
        И это необходимо сделать.
        1. vaf
          vaf
          +6
          29 апреля 2013 22:45
          Цитата: Иван Тарасов
          Мореходность "Альбатроса" лучше чем у "Чайки".


          Ошибаетесь,уважаемый!

          Цитата: Иван Тарасов
          Машина летала


          С акватории Азовской лужи и Геленджикской бухты!

          Цитата: Иван Тарасов
          осталось довести


          Не внимательно читаете? Ведь написал-некому и не начем!

          Что я с Вами спорю, приезжайте на ТНТК и сами посмотрите.все вопросы отпадут сразу,вместе с..надеждами!
  6. +8
    29 апреля 2013 16:06
    Хорошая статья дающая реалистичный взгляд на положение дел в морской авиации.
    Положение это трудное.Особенно сильно ее нехватка(как и нехватка новых кораблей) ощущается на Дальнем Востоке.
  7. +10
    29 апреля 2013 16:34
    Не совсем мне понятно с Ту-214Р.Два сделали и только в процессе эксплуатации выяснилось,что турбовинтовые предпочтительней?Военные заранее не могли предвидеть или такие вещи достигаются,только опытным путём request ((( Ту-22М3 на консервации---тихий ужас.Снятые лючки под открытым небом-на запчасти их разбирают,чтоли?У меня за городом Ан-2 тоже вот не летаел,но весь "заклееный",да "укутанный" стоял,а тут ракетоносец.
    1. vaf
      vaf
      +15
      29 апреля 2013 18:25
      Цитата: Громобой
      Не совсем мне понятно


      Лёша,привет!

      Если очень коротко, то по всем вопросам:

      1. Автору-огромный +, правда есть недочёты:

      -сильно завышены боеготовые единицы,его цифры на половину а то и больше можно смело уменьшить!
      - забыл указать в наличии остатки бывших 698-й ОГИАП и 865-й ИАП.( Чкаловск и Елизово)-хотя и сухопутчики,но моряки, правда это уже не полки, а авиагруппы с мизерным составом боеготовых истребителей, но всё же.
      ну и в Гвардейском ещё "теплится" жизнь "группы" из старых су-24 и Су-24МР.

      2. По ту-214Р-прекрасный самолёт, но...здесь чистая "политика" КБ Туполева и желание хоть как-то срубить ещё денежек на свою жизнь,ведь великий папа ОАК Миша всё прёт на свой супер-пупер, вот потому и рождаются всякие договора и "договорчики" на техническое сопровождение, расширения условий эксплуатации и кучу всего остального, что позволяет продолжать тянуть миллионы денег, при этом практически ничего не делая.
      так что сам понимаешь 64502 и 64503 сейчас бы летали вовсю, но..... bully

      3. Полк в Воздвиженке был "убит" при Великом и Всемогущем, как и вся МРА в целом, а не при Горбатом и Ёлкине....!
      Не хотят fellow патриоты признать сей ФАКТ!
      И это никакое не хранение, а обыкновенное кладбище,не подлежащее никакому восстановлению!
      1. +7
        29 апреля 2013 19:01
        Серега приветствую! Давно не было слышно, как всегда спасибо за то, что все по полочкам разложил. drinks good
        1. vaf
          vaf
          +11
          29 апреля 2013 19:36
          Цитата: SrgSoap
          Давно не было слышно,


          Привет, дружище! drinks

          А всё,"халява" закончилась( зимняя спячка),весна пришла и "пришла " и работа. Вон,тёзка ССИ с солнечного Острова Свободы,вообще не вылазит,скоро негром станет от загара! fellow

          Мотаюлся в Киев,затем надо было успеть на праздник в Кубинку,ребят посмотреть,новости узнать и погдядеть как Дима Селиванов за всех Стрижей отдувается.

          Ну и посетил Кущёвку,посмотрел как новые Липецкие Стрижи слётываются и готовятся к "Ле Буржам"!

          Цитата: SrgSoap
          что все по полочкам разложил


          А по другому никак нельзя! До тех пор пока не научатся озвучивать проблему такой,какая она есть,не смотря на всю горечь и стыд, ничего путнего не будет!!!
          А будет как в том знаменитом фильме-ну старший же сказал wassat

          Хочется пошутить,да что-то шутки не очень "клеятся", просто фото, кстати можно увидеть очень много о "действительном положении дел" в авиации флота, к сожалению crying

          1. +4
            29 апреля 2013 22:56
            Серега спасибо, насыщенная программа у тебя. Так держать. Я то думаю куда ССИ пропал, а он с Фиделем сигары покуривает good
            Если крайние фото Стрижей есть выложи хоть парочку для коллекции. Спасибо.
          2. +4
            29 апреля 2013 23:10
            Цитата: vaf
            А всё,"халява" закончилась( зимняя спячка),весна пришла и "пришла " и работа. Вон,тёзка ССИ с солнечного Острова Свободы,вообще не вылазит,скоро негром станет от загара!

            Привет и уважение ветерану! ССИ здоровья и успехов! Мужики, чем больше у Вас работы тем спокойней у нас на душе. Удачи ВАМ!!! Не отчаивайтесь, всё наладиться, нынешняя власть не вечна в отличии от ВС! За Вас и ВВС! drinks
      2. +8
        29 апреля 2013 21:02
        Цитата: vaf
        И это никакое не хранение, а обыкновенное кладбище,не подлежащее никакому восстановлению!

        Сергей низкий вам...Я понимаю ваши слова,знаю о чем вы говорите.Я не знаю как своей дочери это объяснить,что в той Родине что она живет,уже продана,а сказать что у нас есть страна,глупо.Есть только РОДИНА.
      3. +5
        30 апреля 2013 13:57
        Спасибо! Когда писал статью, то предполагал, что цифры окажутся завышенными. Данные соответвуют 2012г., других в открытых, заслуживающих доверия источников мне найти не удалось
  8. USNik
    -9
    29 апреля 2013 17:23
    Да ..полный....звиздец, если честно.

    Да, прямо сейчас можете заворачиваться в простынку и ползти в сторону кладбища.
    А подумать, что ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ трудно? Сейчас активно восстанавливают ВВС, насытят войска современными истребителями, штурмовиками, модернизируют бомберы и потом, по графику примутся за морскую авиацию. Главное не разводить панику и думать головой.
    1. +8
      29 апреля 2013 22:56
      Цитата: USNik
      Сейчас активно восстанавливают ВВС

      это где?или мания величия?
      Цитата: USNik
      насытят войска современными истребителями

      Чугуном по врагам(Сергей спасибо)

      Цитата: USNik
      и потом, по графику примутся за морскую авиацию

      не смеши,и так все плохо.прости,но +
  9. laurbalaur
    +1
    29 апреля 2013 18:26
    Цитата: USNik
    Да ..полный....звиздец, если честно.

    Да, прямо сейчас можете заворачиваться в простынку и ползти в сторону кладбища.
    А подумать, что ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ трудно? Сейчас активно восстанавливают ВВС, насытят войска современными истребителями, штурмовиками, модернизируют бомберы и потом, по графику примутся за морскую авиацию. Главное не разводить панику и думать головой.

    Эх,Вашими бы словами ...
  10. +4
    29 апреля 2013 20:39
    Тут еще разговор идет о сотрудничестве с Китаем на Севморпути ,а вот морская авиация России не на высоте.О каких то залежах нефти за полярным кругом может идти речь ,если нам её нечем охранять с воздуха!