Боевой вертолёт AH-1»Кобра»

23
Используя в Юго-Восточной Азии вертолёты UH-1 «Ирокез», американцы пришли к выводу, что при всех их многочисленных достоинствах, это машина, малопригодна для использования в качестве вертолёта огневой поддержки. «Ирокез» оказался слишком уязвим для огня стрелкового оружия и в особенности крупнокалиберных пулемётов, составляющих основу системы ПВО Вьет-Конга. Положение усугублялось ещё и тем, что экипажи, борясь за увеличение грузоподъёмности своих вертушек, демонтировали с них всё, без чего можно было обойтись в полёте, в том числе и без того слабую бронезащиту.



Требовался специализированный, гораздо более защищённый и вооружённый, скоростной и манёвренный, ударный вертолёт. В марте 1965 года в США начались разработки по созданию многофункционального вертолета, который в полной мере мог бы выполнять множество возложенных на него боевых задач.

Победу в конкурсе одержал AH-1 Huey Cobra, созданный на базе узлов и агрегатов всё того же проверенного UH-1. Первый полет АН-1G "Хью Кобра" состоялся уже в сентябре 1965 года. Эта машина имела некоторые преимущества: лучшую аэродинамическую форму, на треть большую скорость, более мощное вооружение, меньшую уязвимость.



"Хью Кобра" создавалась применительно к действиям в Юго-Восточной Азии. Вооруженные силы государств этого региона имели довольно незначительное количество бронетехники, поэтому создатели вертолета не стали особо мудрить с подвесным вооружением, да и время поджимало: новую машину с нетерпением ждали во Вьетнаме. На опытном вертолете, на крыле было всего два узла подвески, на серийных машинах - четыре. Подвесное вооружение включало блоки НАР двух типов, контейнеры ХМ-18 с 7,62-мм пулеметами и с автоматическими 40-мм гранатометами ХМ-13 , кассеты с минами ХМ-3, дымовые авиационные приборы Е39Р1 и топливные баки емкостью по 264 л. Для применения во Вьетнаме было предложено три типовых варианта боевой нагрузки на внешней подвеске. Легкий – 2 блока НАР ХМ-157 с 7 ракетами калибра 70 мм каждый на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом - на внутренних. Средний - 4 блока НАР ХМ-159 по 19 ракет калибра 70мм в каждом. Тяжелый - 2 блока НАР ХМ-159 на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом - на внутренних.

Стрелок с переднего кресла управлял огнем подвижного вооружения, размещенного на турели, а летчик применял оружие, подвешенное на крыльевых пилонах. Система управления оружием позволяла задавать количество одновременно выпускаемых пар ракет из левых и правых блоков в залпе и интервал между залпами. НАР выпускались только симметрично из блоков, подвешенных под левым и правым крыльями, поскольку асимметричный пуск ракет приводил к появлению возмущающего момента и затруднял управление вертолетом. В случае необходимости летчик мог управлять огнем вооружения, установленного на турели, которая в этом случае жестко фиксировалась относительно продольной оси вертолета, а стрелок – пускать НАРы.

Подлинное признание пришло к "Кобрам" во время новогоднего 1968-го наступления отрядов Вьет-Конга на американские авиабазы.
Вертолетам для взлета достаточно было небольших площадок. "Кобры" совершали несколько вылетов за день, заходя в атаку над головами обороняющихся джи-ай. Именно тогда родился термин "воздушная артиллерия", во Вьетнаме по отношению к вертолетам AH-1G он применялся гораздо чаще, чем традиционный - воздушная кавалерия. Аэромобильным частям придавались вертолетные роты в составе двух плутонгов по восемь вертолетов UH-1D и одного (тоже восемь вертолетов) AH-1G.

Боевой порядок "Кобр", подобно истребительной авиации, строился на базе пары: ведущий - ведомый. Пара обеспечивала хорошую взаимосвязь и не сковывала маневр. Во Вьетнаме вертолеты большую часть полетного времени находились над местностью, неконтролируемой армией США или их южновьетнамскими союзниками. Применение вертолетов парой повышало шансы экипажа выжить при вынужденной посадке на чужой территории. Второй вертолет в этом случае прикрывал сбитого товарища огнем до прибытия поисково-спасательного вертолета.

На ранних этапах войны задачей боевых вертолетов было уничтожение пехоты и легких средств доставки людей и грузов (таких, как сампаны и велосипеды). Для поражения подобных целей огневой мощи "Кобр" вполне хватало. Положение изменилось, когда по тропе Хо Ши Мина в Южный Вьетнам хлынул поток тяжелой техники советского производства. Сразу же выявилась недостаточная эффективность НАР для поражения танков ПТ-76, Т-34 и Т-54.

Вплотную "Хью Кобры" столкнулись с танками в Лаосе в 1971-м году. 2-я эскадрилья 17-го воздушно-кавалерийского полка уничтожила НАРами с тяжелой БЧ пять танков, четыре ПТ-76 и один Т-34. Попытки уничтожить танки огнем из 20-мм пушек подвесных контейнеров успеха не имели. Танки было трудно поразить не только ракетами. Прекрасная маскировка и камуфляжная окраска сильно затрудняла их обнаружение. Первые атаки танков были неудачными. Летчики предложили атаковать их минимум двумя вертолетами: один заходит с фронта, отвлекая внимание танкистов, а второй - наносит удар с фланга или с тыла. На практике же пилоты, обнаружив танк, в азарте сразу бросались в атаку, не забивая себе голову отвлекающими маневрами. Возможно, танков было уничтожено больше. Так, в одном из боевых вылетов были обнаружены две колонны танков. В результате последовавшего удара колонну остановили, но не один танк не загорелся. Установить с воздуха, что танк выведен из строя, не представлялось возможным. Радикальным средством для борьбы с танками стали ПТУР "Toy". Первыми машинами, оснащенными управляемыми ракетами, стали UH-1D. Успешное применение этих вертолетов в борьбе с бронированными целями во Вьетнаме активизировало работы по интеграции ПТУР в систему вооружения "Хью Кобр". В опытном порядке УР-ми оснастили два AH-1, с мая 1972-го по январь 1973-го они испытывались в боевых условиях. 81-м ПТУРом уничтожили 27 танков (в их числе Т-54, ПТ-76 и трофейные М-41), 13 грузовиков и несколько укрепленных огневых точек.

Уничтоженный ПТ-76


При этом вертолеты не получили ни одного попадания. Пуски ракет производились обычно с дистанции 2200 м, вместо 1000 м при пуске НАР. В 1972-м американцы преподнесли сюрприз, применив против танков вертолетные ПТУР, но и вьетнамцы удивили янки. В том же году они использовали для борьбы с низколетящими целями советские ПЗРК "Стрела-2М".

ПЗРК Стрела-2М


Конструкторы фирмы "Белл" при проектировании "Хью Кобры" предусмотрели меры противодействия ракетам с тепловым наведением, применив охлаждение выхлопных газов, но этого оказалось недостаточно. "Стрелы" уверенно захватывали вертолеты, и первым сбитым был "Хью", затем - две "Кобры".

В первом случае АН-1G летел один на высоте около 1000 м. После попадания "Стрелы" машина развалилась в воздухе. В другом случае ракета ударила в хвостовую балку. Несмотря на значительные повреждения, пилот снизился до макушек деревьев, но машина задела за крону и перевернулась. Американцы оценили угрозу. На все вертолеты фирмы "Белл", летавшие во Вьетнаме, устанавливалась коленчатая труба, отводившая горячие газы вверх, в плоскость вращения несущего винта, где мощный турбулентный поток моментально смешивал их с окружающим воздухом. Как показала практика, для захвата доработанных таким образом вертолетов чувствительности головки самонаведения "Стрелы" не хватало. За годы войны в Юго-Восточной Азии "Кобры" продемонстрировали хорошую живучесть. Из 88 "Кобр", принимавших участие в операции в Лаосе, были сбиты 13. К окончанию войны во Вьетнаме в составе авиации армии США числилось 729 вертолетов АН-1G из 1133 построенных. Львиная доля недостающих 404 машин навсегда осталась во Вьетнаме.

В мае 1966 года фирма Bell начала разработку двухдвигательного вертолета АН-1J «Sea Cobra», являющегося усовершенствованным вариантом вертолета АН-1, для корпуса морской пехоты США, заказавшего первоначально 49 вертолетов. Применение силовой установки из двух ГТД большей мощности в сочетании с новым несущим винтом с увеличенными диаметром (до 14.63м) и хордой лопастей обеспечивало улучшение летных характеристик и повышение безопасности эксплуатации с авианосцев, а также увеличение боевой нагрузки до 900кг, что позволило использовать турельную установку ХМ-1-87 с трехствольной пушкой калибром 20мм и различные варианты вооружения, подвешиваемого под крылом.

Первый серийный вертолет АН-1J со спаренными ГТД Pratt & Whitney РТ6Т-3 «Twin Pac» взлетной мощностью 1340кВт, совершил первый полет 14 октября 1970 года, а уже с февраля 1971 года боевые вертолеты АН-1J стали использоваться во Вьетнаме в боевых действиях корпуса морской пехоты, которому было поставлено 63 вертолета. Первые 140 вертолетов были такими же, как для корпуса морской пехоты США, последующие 69 были вооружены ПТУР «Тоу».

Следующими модификациями стали АН-1Т «Sea Cobra» -усовершенствованный вариант для корпуса морской пехоты США с ПТУР «Tow» и системой управления с большей точностью наведения. Первый полет состоялся в мае 1976 года, поставки первых заказанных 57 вертолетов начались в октябре 1977г. АН-1W «Super Cobra» - развитие вертолета АН-1Т с двумя ГТД General Electric. Т700-GЕ-401 взлетной мощностью по 1212кВт; совершил первый полет 16 ноября 1983 года.



Первый серийный вертолет АН-1W поставлен в марте 1986 года для корпуса морской пехоты, заказавшего первоначально 44 вертолета, дополнительно заказано 30 вертолетов. Кроме того, 42 вертолета АН-1Т были модернизированы в АН-1W.

Боевые вертолёты АН-1 различных модификаций поставлялись в вооруженные силы: Бахрейна, Израиля, Иордании, Ирана, Испании, Катара, Пакистана, Таиланда, Турции, Южной Кореи и Японии.

Боевые вертолёты этого типа применялись в следующих вооруженных конфликтах:
Война во Вьетнаме (1965—1973, США)
Ирано-иракская война (1980—1988, Иран)
Операция «Мир Галилее» (1982, Израиль)
Вторжение США на Гренаду (1983, США)
Турецко-курдский конфликт (с 1984, Турция)
Операция «Богомол» в Панаме(1988, США)
Война в Персидском заливе (1991, США)
Миротворческая операция в Сомали (UNOSOM I, 1992—1993, США)
Война в Афганистане (с 2001, США)
Иракская война (с 2003, США)
Война в Вазиристане (с 2004, Пакистан)
Вторая ливанская война (2006, Израиль)

В некоторых конфликтах вертолёты этого типа понесли существенные потери. Иран потерял больше половины из имевшихся в войне с Ираком.


Иранский АН-1J


Израиль был вынужден применять «Кобры» в Долине Бека, с большой оглядкой, столкнувшись с мощной сирийской ПВО советского производства.



Расчёт на безнаказанные, маловысотные атаки с помощью ПТУР «Тоу», не оправдался.

Боевой вертолет обнаруживался РЛС зенитно-ракетных комплексов «Круг» (SA-4) и «Квадрат» (SA-6) на дальности 30 км , если он летел выше 15 м над землей, а РЛС ЗСУ-23-4 "Шилка" в этом случае обнаруживала его на дальности 18 км. Стандартная 96-сна-рядная очередь из четырех стволов "Шилки" поражала "Кобру" с вероятностью 100% на дальности 1000 м, на дальности 3000 м вероятность поражения составляла уже 15%.



Снова американские " Кобры" вступили в бой зимой 1990-1991 годов. Боевые вертолеты 1-й кавалерийской и 1-й бронетанковой дивизий перебросили военно-транспортными самолетами из Европы и Штатов в Саудовскую Аравию, где приняли активное участие в операции "Буря в пустыне". В первый день наступления "Кобры" вместе с "Кайовами" вели разведку в интересах танкистов 1-й бронетаковой дивизии и прикрывали боевые машины с воздуха. В тот день "Кобры" загружались топливом и боеприпасами под самую завязку. Под крылья подвешивались по четыре ПТУР "Toy". Одного дня оказалось вполне достаточно, чтобы убедиться в несоответствии этих ракет требованиям современной войны. ПВО Ирака полностью подавлена не была, на переднем крае находилось значительное количество самоходных ЗРК с автономным радиолокационным наведением и ЗСУ-23-4.

Плоская поверхность пустыни позволяла издалека обнаруживать вертолеты, которые к тому же при пуске "Toy" имели крайне ограниченные возможности по маневрированию. Ракета, запущенная на максимальной дальности, летит 21 сек., а время реакции "Шилки" после обнаружения цели 6-7 сек. Поэтому уже на следующий день на вертолеты стали подвешивать вместо четырех ПТУР два блока НАР с 14-ю ракетами "Гидра" 70 с кассетной боевой частью и две "Toy".

Лазерный дальномер прицельной системы ПТУР позволял осуществлять точное наведение при пуске НАР. После пуска летчики получили возможность резким маневром выходить из атаки, не думая о наведении ракеты на цель. Главным недостатком и "Кобр", и "Кайов" было отсутствие на них систем ночного видения, подобных системе TADS/PNVS, установленной на "Апачах". Положение усугублялось тем, что дым от пожаров нефтепромыслов и мельчайшая песчаная пыль сильно ограничивали видимость и в дневное время. Все экипажи имели очки ночного видения, но использовали их только для полетов по маршруту.



Экипажи "Кобр" корпуса морской пехоты были оснащены более совершенными очками и имели меньше проблем при атаках наземных целей в условиях плохой видимости. В какой-то мере положение улучшилось с установкой на не вращающейся части 20-мм пушки лазерной систем , которая проецировала точку прицеливания пушки на местность и воспроизводила ее на очках ночного видения. Дальность системы была 3-4 км. Этими системами к началу войны успели оборудовать только "Кобры" 1-й бронетанковой дивизии. Песчаные бури не только ухудшали видимость, песок стирал лопатки компрессоров двигателей.

Для эксплуатации в условиях пустыни на воздухозаборники двигателей планировалось установить специальные фильтры, но к началу войны сделать этого не успели. В среднем, движки меняли после 35 часов работы. На всех армейских "Кобрах" за время боевых действий, по крайней мере, один раз меняли двигатели. Всего в операции "Буря в пустыне" армейские "Кобры" налетали 8000 часов и выпустили более 1000 ПТУР "Toy". Более страшным врагом, как и в Заливе (фильтры так и не были установлены), оказался мелкий красный песок, изъедавший лопатки компрессоров двигателей и лопасти несущего винта. Благодаря усилиям летно-технического состава, боеготовность "Кобр" поддерживалась на уровне 80%. Кроме сопровождения конвоев, вертолеты часто привлекались к ведению разведки.

После этого были ещё боевые вылеты в Сомали и «Война 2003 года» длящаяся до сих пор. В наступившем десятилетии этим вертолетам исполнится 50 лет. Совершив свой первый полет в 1967-м, вертолёт огневой поддержки AH-1 по-прежнему остается в строю.


Спутниковый снимок Google Earth: боевые вертолёты Ми-24 советского производства (пятилопастной) и АН-1"Кобра" (двухлопастной) на аэродроме Форт- Блис, заметна разница в геометрических размерах обоих машин.


Сухопутные войска США уже отказались от него в пользу более «продвинутого» AH-64 Apache, а вот американские морпехи, полюбившие эту машину, ставят на вооружение новую ее модификацию – («Гадюка»), также получившую кличку Zulu Cobra (за букву, обозначающую модификацию).

AH-1Z


Разработка «Гадюк», тогда еще носивших прозвище King Cobra, началась в 1996 году, когда Корпус морской пехоты принял программу модернизации вертолетного парка. Она предусматривала замену 180 винтокрылов AH-1W Super Cobra на AH-1Z (закупкой новых машин или переделкой имеющихся), а около сотни многоцелевых геликоптеров UH-1N – на UH-1Y Venom. Первый полет «Гадюка» совершила в декабре 2000 года и затем в течение десяти лет ее постепенно доводили до ума, пока, наконец, в декабре 2010-го руководство морпехов не решило окончательно принять вертолет на вооружение.
Масса винтокрыла изрядно возросла (8390 килограммов максимального взлетного веса против 6690 килограммов у «Суперкобры»). Во многом именно поэтому основным конструктивным отличием «Вайперов» является новый четырехлопастной композитный несущий винт, сменивший традиционного для семейства машин «Хью» двухлопастного предшественника, – тот исчерпал свои возможности для поддержания в воздухе все более тяжелеющих «Кобр». Также четырехлопастным стал и хвостовой винт. Полностью переведена на современную элементную базу авионика: аналоговые полетные приборы «Суперкобр» уступили место интегрированному комплексу управления с двумя многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями в каждой кабине.

С точки зрения тактических возможностей, «Гадюки» отличаются от «Суперкобр» почти трехкратно увеличенным боевым радиусом (200 километров против 100) и возросшей скоростью. Состав собственно бортового вооружения практически не поменялся: те же «Хеллфайры», «Гидры», «Сайдармы» и «Сайдвиндеры». Однако новая прицельная система позволяет сопровождать цели на дистанциях, превышающих радиус применения бортового оружия. Заодно радикально упростилось использование управляемых ракет – летчики «Суперкобр» постоянно жаловались на необходимость переключать для запуска «Хеллфайров» множество тумблеров в нужной последовательности.

Кроме того, на вертолёт установили инфракрасную систему обзора передней полусферы FLIR, подобную той, которой оснащен AH-64 Apache. В свое время одной из основных претензий к «Суперкобрам» было отсутствие подобного оборудования.

Добавился и нашлемный комплекс целеуказания Top Owl корпорации Thales, позволяющий выполнять боевые задачи в сложных погодных условиях, а также ночью.

В данный момент Корпус морской пехоты уже получил 15 таких вертолетов. Всего же к 2021 году командование Корпуса морской пехоты планирует иметь 189 «Гадюк»: 58 новых винтокрылов плюс 131 переоборудованную и переоснащенную машину AH-1W Super Cobra из числа имеющихся в авиации КМП.

Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен «Суперкобр» и «Хью», а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов. Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка «Гадюк» на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися вертолетами боевого обеспечения UH-1Y, что значительно упростит техническое обслуживание.



Вопрос с непосредственной авиационной поддержкой у КМП стоит достаточно остро. Первоначально планировалось к 2010 году заменить часть выбывающих штурмовиков AV-8B Harrier II на разрабатываемые многоцелевые истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и посадкой. Однако затягивание сроков сдачи «молнии пятого поколения» и значительное удорожание ее разработки фактически лишают американскую морскую пехоту помощи ударами с воздуха. Неспешность замены «Харриеров» на новые машины возлагает на вертолеты КМП повышенную нагрузку.

Тенденция к вымыванию из линейного состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52. Простые, привычные и надежные «Кобры» тоже стали таким оружием. Получив новые «глаза» и «уши», эти винтокрылы будут вполне готовы перевалить на шестой десяток беспорочной службы.

Источники:
http://www.soldiering.ru/avia/helicopter/usa/ah-1.php
http://www.litmir.net/br/?b=143939&p=50
http://www.airwar.ru/enc/ah/ah1w.html
http://chinascout.narod.ru/helicopters/strike/ah-1.html
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    8 мая 2013 08:39
    Ирокез» оказался слишком уязвим для огня стрелкового оружия и в особенности крупнокалиберных пулемётов,

    АК-47 прошивал его насквозь. А ДШК просто рвал на куски.



    1. +18
      8 мая 2013 09:03
      Вообще то любой транспортный вертолёт "прошивается" из ДШК и автомата. Корпус то не из броневой стали, а из люминия...
      1. 0
        8 мая 2013 23:55
        Нашу технику оставшуюся с 60х годов запад критикует, называя нашу армию отсталой, а сами держат старье, ай, ай, ай...
      2. petry4io
        0
        13 мая 2013 09:36
        У них все такие, даже у апача стекло из пластмассы.
    2. Разумный,2,3
      0
      9 мая 2013 07:34
      На главном снимке-не кобра.
      1. +4
        9 мая 2013 07:56
        Главный снимок из всей статьи выбирает модератор , от автора, т.е от меня это не зависит.Там где речь идёт о "Ирокезе", на снимке он и есть.
  2. avt
    +4
    8 мая 2013 09:38
    Статья хорошая .Вот только с увеличением радиуса в три раза со 100км до 200км автор похоже погорячился . Ну а то что вертолет задержался у морпехов ,вполне объяснимо стесненными условиями корабельного базирования на УДК.
    1. +5
      8 мая 2013 13:19
      ТТХ вертолётов
      Характеристики АН-1
      Z W
      Масса, кг:
      пустого 5 500 4 820
      максимальная боевой (полезной) нагрузки 2 860 1600
      максимальная взлетная 8 400 6700
      Скорость, км/ч:
      максимальная 320 300
      крейсерская 270 245
      Диапазон эксплуатационных перегрузок, единиц
      -0.5..+2.8 -0.5..+2.4
      Боевой радиус действия, км 240 110
      Дальность полета, км 690 590

      Так что я не сам это выдумал.
      1. avt
        0
        9 мая 2013 14:23
        Цитата: Bongo
        Так что я не сам это выдумал.

        Если в три раза ,то наверное если было 100 то должно стать 300 laughing Cам в запятых путаюсь ,а статья хорошая good
  3. USNik
    +2
    8 мая 2013 10:10
    Хорошая и проверенная машина с шикарным БРЭО, но со слабой защитой. Интересно, в сравнении с европейскими тиграми, кобра будет лучше? (с ми-28 и ка52 естественно она в сравнение не идёт bully )
    1. +2
      8 мая 2013 11:58
      Тигр,28-й и 52-й с какого года летают? а Хью-Кобра- с середины 60-х. Не кажется, что сравнение малость не корректно? wink С 24-м еще туда-сюда, но не с выпшеописаными образцами smile
      с Белл-Коброй их еще можно сравнить, но она уже "Супер Кобра", да и статья не о ней hi
  4. +1
    8 мая 2013 10:31
    и кто там что говорит по поводу нашей старой техники?
    60 лет, йопти. просрали ы полимеры.
    1. petry4io
      0
      13 мая 2013 09:36
      На воре и шапка горит).
  5. +3
    8 мая 2013 16:48
    На ранних этапах войны задачей боевых вертолетов было
    уничтожение пехоты и легких средств доставки людей и грузов (таких, как сампаны и велосипеды).


    Выгодное, однако, дельце: шмалять ракетами по самокатам :)
    1. KononAV
      +2
      8 мая 2013 19:01
      а у америкосов сейчас все так же на беспилотниках вроде как хелфаэр ракеты стоят, 1 90000$ стоит а стреляют в глининые дома.
      1. kurtz755
        +2
        9 мая 2013 04:34
        Они-то с удовольствием стреляли-бы в уютные многоэтажки,но процент вечнонебритых в них пока не закритичен
    2. kurtz755
      +1
      9 мая 2013 04:41
      Полагаю,что потенциальным жертвам все равно на чем подвезут тротиловые шашки например,не?
  6. KononAV
    +4
    8 мая 2013 18:59
    Бодрый вертолет всетаки, уже столько лет воюет.
  7. +4
    8 мая 2013 20:18
    да вредная была змеюка в свое время!!!! belay yes
    1. +8
      9 мая 2013 07:57
      Да и сейчас "не подарок".
  8. pilot_mi_24
    0
    15 августа 2013 15:36
    Цитата: petry4io
    У них все такие, даже у апача стекло из пластмассы.

    Вот это да,показатель то какой немаловажный:-)
    Вообще то хотелось бы тогда увидеть хоть один летательный аппарат с остеклением фонаря кабины из стекла.
    1. 0
      14 ноября 2017 20:40
      https://topwar.ru/95221-steklo-dlya-kabiny-t-50.h
      tml
  9. 0
    14 ноября 2017 20:27
    наверняка,в СССР под микроскопом изучался американский опыт ведения боевых действий в обеих вьетнамских войнах,в том числе,использование американцами вертолётов огневой поддержки семейства Кобра.поэтому,интересно,почему тема этих самых двухместных ударных вертолётов не нашла должного отклика у военных и в конструкторских бюро,когда промышленность СССР была ещё на подъёме и даже в то благодатное для оборонной промышленности время,не было рождено ничего,кроме Ми-24,который нельзя отнести полностью к этому самому классу ударных вертолётов.чем можно объяснить такое положение вещей,ведь в то время вроде бы не было недостатка ни в финансировании,ни в мощностях,ни инженерных кадрах,которые могли осуществлять разработку.и сейчас выходит,к большому сожалению,что Россия намного отстаёт от Америки,как в плане наработок по этому направлению,по численности авиапарка и что не менее важно,в численности личного состава,имеющего боевой опыт применения машин данной категории и те единичные машины с экипажами,проходящие обкатку войной в Сирии навряд ли сделают погоду в общей картине происходящего,ведь время по большому счёту,упущено,в том числе,во многом из за событий 90-х,когда производство да и всё остальное в России,было отброшено на десятки лет назад.
    1. 0
      22 июля 2018 20:35
      Ми-24 как раз-таки и являлся плодом анализа американского опыта, были и более легкие прототипы без транспортного отделения, но военные посчитали, что им крайне нужна эта фишечка, а в результате ей практически не пользовались. В остальном же язык не повернется назвать 24-й неудачным или недоударным.