Ракета для «Шторма»

29
В соответствии с имевшимся планом строительства советского ВМФ в конце 1950-х годов предусматривалась постройка серии специальных кораблей ПВО пр 1126 и кораблей радиолокационного дозора пр.62, главным оружием которых должен был стать универсальный зенитно-ракетный комплекс М-11, предназначенный для эффективной борьбы не только с воздушным, но и с надводным противником типа эсминцев, торпедных катеров и катеров-ракетоносцев.


зенитно-ракетный комплекс М-11


Основные технические решения, принятые при создании ракеты для этого комплекса, были предопределены тем, что на начальных этапах разработки М-11 одним из требований к нему стало обеспечение его максимальной преемственности с комплексом М-1, а по возможности, и унификация с его элементами. Предполагавшаяся унификация, наряду с естественным стремлением вписаться в ограниченные объемы погребов боезапаса кораблей, определила и длину ракеты нового комплекса, практически равную ракете комплекса М-1 С другой стороны, по дальности действия новый комплекс не должен был уступать корабельному варианту ЗРК средней дальности С-75 — М-2 «Волхов-М» с ракетой В-753, эксперимент по установке которого на крейсере «Дзержинский» был проведен в конце 1950-х годов.

Ракета  для  «Шторма»

Пуск ракеты 4К60 корабельного зенитного ракетного комплекса М-11 "Шторм


Окончательно параметры комплекса М-11 были определены в постановлении правительства от 25 июля 1959 года, а через год, 22 июля 1960 года, необходимость расширения этой работы была подтверждена очередным постановлением, которым был также расширен список носителей нового комплекса, включивший противолодочные крейсера пр 1123.

Комплекс М-11 должен был поражать воздушные цели, летящие со скоростями до 800 м/с, на высотах от 250 м до 20 км и на дальностях от 3 до 25 км от корабля. На тех же дистанциях М-11 должен был поражать и надводные цели. Одновременно с этим были предъявлены самые жесткие требования по габаритам и массе ракеты — ее длина не должна была превышать 6 — 6,5 метра, размах крыльев должен быть не более 1,7 метра, масса — менее полутора тонн.

Головным разработчиком М-11, получившего условное наименование «Шторм», был определен НИИ-10 (в дальнейшем— НПО «Альтаир»), главным конструктором — Г Н Волгин. Разработка пусковой установки была поручена конструкторскому коллективу во главе с ТД.Вылкостом.

Создание ракеты для М-11, получившей обозначение В-611, поручили возглавляемому П.Д Грушиным ОКБ-2 (в дальнейшем — МКБ «Факел»). Первый анализ требований, предъявленных к новой ракете, показал, что характеристики В-753, которые еще в середине 1950-х считались пределом достижимого, надлежало реализовать в ракете с почти вдвое меньшими размерами. Не менее жестко заказчики из ВМФ настаивали и на том, чтобы в составе новой ракеты использовались только твердотопливные двигатели.. О всевозможных жидких топли-вах на основе высокоэффективных углеводородных соединений и кислот не было и речи. Единственным, что могло поработать на облегчение решения задачи, было время Запас в несколько лет считался тогда более чем реальным, тем более что первые же оценки показали, что при использовании твердых топлив, производство которых было освоено к концу 1950-х годов, достичь требуемых характеристик ракеты при ее одноступенчатом исполнении будет крайне сложно. Впрочем, и двухступенчатый вариант В-611 значительных преимуществ также не обеспечивал — получая требуемую дальность, перед разработчиками одновременно вырастала проблема поиска средств защиты кораблей ордера от падающих ускорителей.

Разрубить туго затягивавшийся узел проблем предстояло за счет реализации целого комплекса мер, в том числе разработки рационального метода радиокомандного наведения ракеты на цель, выбора аэродинамической схемы ракеты и, естественно, создания максимально эффективной двигательной установки.

В окончательном варианте ракета В-611 массой 1833 кг, из которых 125 кг приходилось на боевую часть, была выполнена по нормальной схеме с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей. Наиболее рациональным для ракеты был признан двухрежимный двигатель, обеспечивавший ее интенсивный старт с короткой направляющей и поддержание высокой средней скорости полета.

Корпус ракеты состоял из пяти отсеков. В первом отсеке располагались радио- и контактный взрыватели, а также антенна взрывателя, во втором — основные элементы системы управления, а в третьем — боевая часть. Четвертый отсек представлял собой корпус твердотопливного ракетного двигателя. Хвостовой отсек ракеты был выполнен в виде усеченного конуса, в котором размещались элементы рулевого привода, расположенные вокруг сопла двигателя с удлиненным газоводом.

Подобная компоновка позволила получить ряд преимуществ. Так, твердотопливный заряд удалось расположить ближе к центру массы ракеты, и его выгорание стало меньше сказываться на изменении центровки ракеты в процессе полета. При этом время работы двигателя было соизмеримо со временем полета ракеты на максимальную дальность, а значит, ракета могла обойтись без использования пассивного участка полета траектории и сопутствующих ему эффектов снижения маневренности и управляемости. Не менее важным было и сохранение работоспособности корпуса двигателя при выполнении ракетой интенсивных маневров в районе цели.

Еще одной новинкой, предложенной ОКБ-2, стал бортовой источник электроэнергии для питания аппаратуры ракеты переменным и постоянным током. В отличие от предшественников новый источник электроэнергии работал на твердом топливе.


крейсер «Москва»


15 декабря 1962 года, практически одновременно с выпуском эскизного проекта по В-611, на стапеле николаевского завода № 444 (в дальнейшем «Черноморском заводе») был заложен первый противолодочный крейсер проекта 1123, будущий крейсер «Москва», спроектированный в ЦКБ-17 под руководством А.С Савичева, затем А В.Маринича. По своему назначению, архитектуре, вооружению, техническим средствам и тактико-техническим данным он в корне отличался от всех кораблей, которые когда-либо строились для советского флота, а потому привлекал к себе самое пристальное внимание руководства страны. Первоначальным графиком работ его строительство планировалось осуществить за два с половиной года, к середине 1965 года. Это потребовало значительно ускорить темп работ по созданию ракеты В-611.

К лету 1964 года первые ракеты В-611 были подготовлены для бросковых испытаний с наземной пусковой установки, поскольку к тому времени еще не было завершено оснащение элементами комплекса выделенного для испытаний «Шторма» опытового корабля ОС-24 Первый бросковый пуск ракеты состоялся 30 июля. После этого потребовалось проведение ряда необходимых доработок и исследований, на что ушло почти полгода. Впрочем, от графиков работ отставали не только ракетчики, но и кораблестроители. К лету 1964 года стало ясно, что завершение строительства «Москвы» переносится по срокам приблизительно на полтора года. В конечном счете, спуск корабля на воду состоялся только 14 января 1965 года, и окончание его постройки запланировали на 1967 год. Вслед за ним, буквально на следующий день после спуска «Москвы» на воду, был заложен второй крейсер пр 1123, получивший в дальнейшем наименование «Ленинград».


Противолодочный крейсер "Ленинград", осень 1981 года


Первый бросковый пуск доработанной В-611 выполнили с опытового судна ОС-24 14 января 1966 года. Эта серия испытаний продолжалась до конца января. Их результаты также не были идеальными, поскольку к началу 1966 года еще не удалось завершить стендовую отработку двигательной установки ракеты — случались ее прогары, корректировались размеры и усиливалась теплозащита.

Тогда же для решения еще одной выявленной проблемы —экранирования прохождения радиосигналов от станции наведения факелом горячих газов — было выполнено четыре дополнительных пуска, во время которых уточнялось влияние факела двигателя на функционирование радиолинии управления при различном расположении бортовых антенн. В результате появилось решение об установке на пилонах в хвостовой части ракеты двойных антенн канала команд и канала ответа Теперь при любом взаимном положении ракеты и корабля факел больше не мешал получению ракетой необходимых команд управления.

27 февраля 1966 года выполнили первый пуск В-611 в замкнутом контуре управления, и вскоре ракетой впервые сбили мишень, летевшую на удалении 26 км и высоте 10,3 км. Еще один пуск произвели по двигавшемуся с высокой скоростью катеру-мишени, находившемуся на расстоянии 20 км.

В следующем году испытания М-11 продолжились не только на ОС-24, но и на противолодочном крейсере «Москва». В отличие от опытового судна на нем установили две двухбалочные пусковые установки Б-189 с устройствами хранения и подачи, способные принимать по 48 ракет. «Москва» была оснащена и двумя станциями наведения «Гром». Но поскольку оба зенитных ракетных комплекса разместили последовательно в носовой части, с превышением пусковых установок и антенных постов второго комплекса над первым, то огромная надстройка с мачто-трубой закрывала кормовые углы, начиная примерно с +/-130 градусов, от носа. В результате за кораблем образовывалась значительная «мертвая зона», в которой «Москва» была беззащитна от атак воздушного противника. В какой-то мере этот недостаток можно было компенсировать возможностью совершения кораблем маневра при своевременном обнаружении целей.

Государственные испытания М-11 с ракетами В-611 должны были начаться одновременно с испытаниями других систем будущего флагмана советского ВМФ и самого корабля. При подготовке к ним по отработанной при сдаче на вооружение предыдущих корабельных систем ПВО технологии стрельбы зенитными ракетами осуществлялись по запускавшимся с земли самолетам-мишеням, которые по условиям безопасности сопровождались двумя истребителями-перехватчиками. Они должны были добить самолет-мишень в том случае, если он отклонился от курса, а также при промахе ракеты или отмене стрельбы. Для обеспечения этих испытаний выделили эскадрилью самолетов-истребителей, базировавшихся на аэродроме вблизи Феодосии.



Однако первые стрельбы с «Москвы» зенитными ракетами, даже подготовленными по всем параметрам, не получились. Истребителям пришлось добивать в воздухе мишени несколько раз. Вскоре на корабль прибыл директор судостроительного завода А. В. Ганькевич, назначивший специальную премию участникам стрельб за каждый результативный пуск. Ведь без успешного завершения испытаний ракетного комплекса не могло быть и речи о завершении государственных испытаний корабля. И дело стало постепенно выправляться.
К середине августа 1967 года, перед самым началом государственных испытаний, оставалось выполнить последнюю стрельбу. И вновь пришлось подключаться директору завода. Неожиданным препятствием стал приближавшийся День авиации, перед которым во избежание аварий или катастроф были запрещены все полеты военных самолетов Ганькевичу удалось пробиться на прием к командующему армией А. И. Покрышкину, который вошел в положение судостроителей и ракетчиков и дал разрешение на выполнение истребителями полетов.

Все это так подняло напряжение среди моряков, работников и испытателей, что перед последней стрельбой на полетной палубе и надстройке крейсера собрались все, кто только мог, искренне переживая за результат столь важного пуска. И когда первой же парой стартовавших с корабля «611-х» ракет мишень была поражена, ликованию собравшихся не было предела1 Государственные испытания М-11 начались в заданный срок.

В ходе государственных испытаний «Москвы» было проведено 20 пусков ракет, включая девять телеметрических. Примерно треть из них прошла неудачно. Однажды сказались недоработки в документации, в трех случаях подвела корабельная система управления и в трех — бортовая ракетная. Четыре пуска провели по имитированным целям, столько же — по парашютным мишеням ПМ-6, спускавшимся с высоты 8 км на дальностях около 30 км. Кроме того, выполнили по два двухракетных залпа по мишеням Ла-17, летевшим на той же высоте, но на удалении чуть больше 20 км, и еще два — по барже, поставленной на том же удалении. В целом при испытаниях была подтверждена способность комплекса поражать цели на дальностях от 6 км до 33,5 км в диапазоне высот от 100 м до 25 км.

Следует отметить, что пуски зенитных ракет с «Москвы» ставили своей основной целью испытания конкретного образца вооружения корабля, а не комплекса М-11, который по-прежнему продолжал отрабатываться на ОС-24 и после сдачи флоту первого противолодочного крейсера 25 декабря 1967 года. В окончательно отработанном виде М-11 с ракетами, получившими флотское обозначение 4К60, был принят на вооружение 6 сентября 1969 года.

Практически одновременно с принятием «Шторма» на вооружение вступил в строй флота и однотипный с «Москвой» противолодочный крейсер «Ленинград», при испытаниях которого было запущено восемь ракет В-611, в том числе две — по имитированной цели, пара — по катеру пр 199, а остальные — двумя двухракетными залпами по мишеням Ла-17. Несмотря на то, что одна из ракет после старта не стала управляться, обе мишени были сбиты и испытания сочли вполне успешными.


Тяжелый авианесущий крейсер "Киев"


В дальнейшем М-11 с пусковыми установками Б-187 установили и на тяжелом авианесущем крейсере «Киев» пр 1143, основой авиагруппы которого стали уже не вертолеты, как на «Москве» и «Ленинграде», а самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 Увеличение почти втрое водоизмещения в сравнении с вертолетоносцами позволило более рационально разместить зенитные ракетные комплексы один — в носовой части, второй — в кормовой, избежав наличия «мертвой зоны». При испытаниях корабля на Черном море, продолжавшихся с 6 мая по 24 октября 1975 года, успешно провели семь пусков ракет В-611 по парашютным мишеням М-6 и катеру-цели.


Тяжелый авианесущий крейсер "Минск"


Спустя почти два года, 15 октября 1977 года начались испытания однотипного «Киеву» корабля «Минск», завершившиеся 18 февраля 1978 года. При этом было проведено восемь успешных пусков ракет В-611 по корабельному щиту, мишеням Ла-17М и М-6. Последним из тяжелых авианесущих крейсеров комплексом типа «Шторм» оснастили «Новороссийск», построенный по усовершенствованному проекту 11433, имевшему ряд заметных отличий от предшественников. При его испытаниях, проведенных с 20 по 27 мая 1982 года, было выполнено 11 пусков по корабельному щиту, мишеням Ла-17М и М-6.


Стрельба УЗРК «Шторм-М» ТАВКР «Новороссийск» пр.11433


Комплекс М-11 был дважды модернизирован в 1969 году внедрили «Шторм-М», оснащенный усовершенствованными многофункциональными станциями «Гром-М», и в 1986 году — «Шторм-Н», характеристики которого обеспечивали поражение аэродинамических целей на малых высотах.. Кроме того, еще в начале 1970-х годов были предприняты попытки глубокой модернизации «Шторма» с доведением его максимальной дальности действия до 50 км. Но к этому времени его основные разработчики были загружены работами по создававшемуся для его замены С-ЗООФ и, чтобы не отвлекать конструкторов от этой работы, от радикальной модернизации «Шторма» отказались.

В целом за годы службы «Шторм» проявил себя с положительной стороны, став, по характеристике главкома советского ВМФ С. Г. Горшкова, становым хребтом противовоздушной обороны флота. Более того, поскольку «Шторм» устанавливался в основном на кораблях, лишенных ударного ракетного вооружения, он стал и важнейшим противокорабельным оружием крупнейших надводных кораблей флота постройки конца 1960-х и 1970-х годов, за исключением тяжелых авианесущих крейсеров.

В целом было изготовлено 44 комплекса «Шторм», установленных на ОС-24 и 22 боевых кораблях. Но к началу XXI века в строю из них осталось всего два корабля-носителя М-11 пр 1134Б — «Керчь» и «Очаков».
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    20 апреля 2013 08:33
    вот государственная воля была, нужны были корабли и ракеты, строили не смотря ни на что...
    1. -10
      20 апреля 2013 12:11
      Цитата: vadson
      вот государственная воля была, нужны были корабли и ракеты, строили не смотря ни на что...



      А в чем проблема ? Плановая государственная экономика, читай бесплатный рабский труд позволяет произвести что угодно и в любых количествах. Государственная воля тут совсем не причем.
      1. +6
        21 апреля 2013 02:26
        Бесплатный рабский труд говоришь? Давай посчитаем. В 1987 в должности командира роты я получал 234 рубля + продовольственный паёк,к примеру билет на самолёт от Перми до Симферополя стоил 17,5 рублей,сейчас билет на тот же рейс стоит порядка 12 тысяч рублей (примерно 380 долларов) эконом классом,зарплата командира роты сейчас 30-40 тыс.руб. (берём по максимуму) итог: даже отметая дешёвое топливо и обслуживание самолётов одним Аэрофлотом + единое воздушное и территориальное пространство (пускай будет 250 долларов) у меня выходило с перерасчётом на доллар 2000 - 2500$ в месяц,а учитывая дешёвый бензин и хлеб то вообще 3000 - 3200$.

        P.S. Всё познаётся в сравнении.
        1. 0
          21 апреля 2013 02:55
          Цитата: Saburov
          P.S. Всё познаётся в сравнении.

          Военные жили в Союзе лучше всех.
          Другое дело, сколько получали на гражданке. Там были совсем иные правила игры

          ps/ меня всегда удивляет, когда в качестве примера для сравнения берут современную Россию. Ясно, что РФ - огрызок от Союза и тут что-либо сравнивать бессмысленно.
          гораздно честнее сравнивать СССР образца 1980 года и США образца того же года. И сразу вся разница налицо
          1. +3
            21 апреля 2013 21:27
            И какие же иные позвольте вас спросить ? У моего отца на заводе была З/П 330-384 руб в 81 году , что дальше ? Я сам пришёл на завод намного позже - в 1990г , и у меня , у молодого специалиста З/П была 257-283 руб. Кто хотел РАБОТАТЬ - тот зарабатывал и очень неплохо ... hi
            1. 0
              23 апреля 2013 04:25
              И где это так хорошо платили? Аппаратчик на оборонном заводе в начале восьмидесятых годов получал 200-220 рублей, рискуя своим здоровьем, а иногда и жизнью
          2. 0
            22 апреля 2013 00:12
            В США в 80е годы зарплата 350$ в неделю считалась средней,а точнее в период 1985-1990.
          3. +2
            22 апреля 2013 00:16
            Средний доход на душу населения сша в период 1985-1990 был порядка 380-450$ в неделю.Так что смысл понятен,да и не забудте,что с 1950 по 1990 зарплаты в СССР упали почти в 2 раза.
          4. 0
            22 апреля 2013 00:21
            А по поводу военных,то это не совсем так,моя жена преподаватель в музыкальной школе,на тот же период получала 187 рублей и работала лишь 2 дня в неделю + каждый год курортные путёвки бесплатно.
  2. +2
    20 апреля 2013 10:24
    Автору большое спасибо за труд и интереснейший материал! hi
    Универсальный "Шторм", прекрасное вооружение!
    Интересно С-300Ф тоже так может???
  3. +2
    20 апреля 2013 13:43
    Цитата: Арберес
    Универсальный "Шторм", прекрасное вооружение! Интересно С-300Ф тоже так может???


    Может в пределах радиогоризонта. Даже сухопутные С-300 могут стрелять по наземным радиоконтрастным целям
    1. +3
      20 апреля 2013 15:03
      Цитата: ВохаАхов
      Может в пределах радиогоризонта. Даже сухопутные С-300 могут стрелять по наземным радиоконтрастным целям

      Спасибо за ответ Вам уважаемый ВохаАхов drinks
      Я не профи, поэтому и спрашиваю! Ваш ответ меня обрадовал, это действительно мощно!!!
  4. +1
    20 апреля 2013 15:10
    Цитата: Арберес
    это действительно мощно!!!


    Конечно мощно - бовая часть- 143 кг.
    1. +2
      20 апреля 2013 16:55
      Цитата: ВохаАхов
      Конечно мощно - бовая часть- 143 кг.

      Цитата: xomaNN
      Смотрелись ракеты там мощно живьем.

      зенитный боекомплект БПК пр. 1134-Б - 80 таких малышек
  5. +1
    20 апреля 2013 15:35
    Пришлось взаимодействовать с этим комплексом на БПК 1134 проекта. Смотрелись ракеты там мощно живьем.
  6. +2
    20 апреля 2013 18:33
    Комплекс так себе был. Потому как двухканальный. А это значит одновременно мог обстреливать максимум 2 цели. Но такие задачи даже не ставились и не отрабатывались. Для надежности стреляли двумя ракетами по одной цели. Как и англичане в конфликте с аргентинцами. То есть воевать можно было с одной ракетой.Потом с другой. А если прилетало бы 3 самолета, которые не входя в зону поражения, выпускали по 2 ракеты - то кораблю был гарантирован крындец.

    Стреляли обычно по ла- 17. Об этом и в статье говорится. А это полуторатонная "дура" размером с самолет "миг-17". А у "врага" в то время были "гарпуны", да "экзосеты", которые летали на высоте 20-30 м, а не 1-2 км. Против них "шторм" был бессилен.
    Любой коротышка- фрегат типа "Оливер Перри" с дистанции 80-100 км
    запускает 4 "гарпуна" и громадная "Москва " вместе со всеми вертолетами гордо идет на дно.
    Вот так вот.
    Потому и не стали их модернизировать, что многоканальные комплексы нужны были. Как у супостата.
    1. +2
      20 апреля 2013 18:53
      Цитата: Силуэт
      А у "врага" в то время были "гарпуны", да "экзосеты", которые летали на высоте 20-30 м, а не 1-2 км. Против них "шторм" был бессилен.

      Все смешалось в доме Облонских

      ПКР "Экзосет", Франция.
      Мод. MM.39 корабельного базирования - принята на вооружение в 1975 г.
      Мод. AM.39 авиацинного базщирования - принята на вооружение в 1979 г.

      ПКР "Гарпун", США
      Мод. RGM-84A принята на вооружение в 1977 г., среди недостатков - высотный (!) профиль полета
      Мод. RGM-84C принята на вооружение в 1982 г., первая вменяемая модификация, способная преодолевать ПВО корабля на ПМВ

      Корабельный ЗРК М-11 "Шторм", СССР
      Впервые установлен на противолодочном крейсере "Москва" в 1967 г.
      Официально принят на вооружение в 1969 г.

      В 1972 году прошел модернизацию, в задачу которой входило снижение нижней границы зоны поражения и обеспечение возможности стрельбы по маневрирующим целям и вдогон. После модернизации комплекс получил наименование "Шторм-М" и в том же году был принят на вооружение. В 1980-1986 годах комплекс подвергся модернизации для стрельбы по низковысотным противокорабельным ракетам. ЗРК получил название "Шторм-Н", а ракета - В-611М (4К65).


      Вывод: "Гарпун", "Экзосет" и "Шторм" - вещи из разных эпох.
      В то время, когда основу ПВО советских кораблей составлял ЗРК "Шторм" у авиации ВМС США не было ничего, кроме дозвуковых штурмовиков А-6 "Интрудер" и свободнопадающих бомб
      1. 0
        20 апреля 2013 19:26
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Мод. RGM-84A принята на вооружение в 1977 г., среди недостатков - высотный (!) профиль полета

        Вы уверены в этом? Не путаете с необходимостью набора высоты перед атакой?
        1. +1
          20 апреля 2013 19:48
          Цитата: Незнайка
          Вы уверены в этом? Не путаете с необходимостью набора высоты перед атакой?

          Для чего требуется такой маневр?
          1. +1
            20 апреля 2013 20:11
            Возможно, для захвата цели ГСН.
            Ракеты первых модификаций (RGM-84A и другие) при подходе к цели совершали горку, захватывали цель и пикировали на нее под углом примерно 30°.

            http://commi.narod.ru/txt/0000/xx04.htm

            Или, предположу, "Гарпуны" изначально рассматривали только как средство борьбы с маломерными судами, которым ракета при горизонтальном полете попадала в надстройку.
            Утром к 8.00 был нанесен удар по кораблям Ливии, находившимся вдоль линии параллели 32о30/, силами ОБК и палубной авиации. Удар был безжалостный, жестокий и бессмысленный, учитывая превосходство со стороны сил 6-го флота США. Практически все находившиеся там корабли были уничтожены. Очевидцы потом рассказывали, что в основном пострадали надстройки кораблей, ходовые рубки и палубные устройства. Ракеты буквально сносили всю верхнюю часть катеров с командованием вместе. Живыми оставались специалисты внутренних боевых постов и специалисты машинных отделений.

            http://blackseafleet-21.com/news/29-02-2012_reb-podavit-protivnika-i-obespechit-

            svoj-uspeh
            1. +1
              20 апреля 2013 20:40
              Цитата: Незнайка
              Возможно, для захвата цели ГСН.

              Каким образом определяется момент для выполнения горки?
              ИНС? а если точное положение ОБК противника неизвестно? или данные устарели?

              По вашей ссылке:
              Начиная с 1982 года на вооружение стала поступать модификация ракеты (В1) с меньшей высотой полета на маршевом участке траектории.

              С 1985 года появилась очередная модель ракеты "Гарпун" - RGM-84D... Увеличение объема запоминающего устройства в 2 раза и усовершенствование программного обеспечения позволили ввести три опорные точки на траектории, в которых ПКР меняет направление полета, проходящего на малых высотах. Благодаря этому можно использовать ракету в закрытых акваториях и среди островов, скрывая истинное направление, с которого нанесен ракетный удар

              Т.е. янки доводили Гарпун до ума до середины 80-х и позже
              1. +1
                21 апреля 2013 16:38
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                Каким образом определяется момент для выполнения горки?

                Задает оператор перед пуском.
                Цитата: SWEET_SIXTEEN
                а если точное положение ОБК противника неизвестно? или данные устарели?

                Ракета первых модификаций будет сканировать на высоте "горки", но всё равно это десятки метров, а не высотный полет.
      2. +1
        20 апреля 2013 19:44
        Вывод: "Гарпун", "Экзосет" и "Шторм" - вещи из разных эпох.

        Смешной вывод.

        БПК "Таллин" вошел в строй в 1981 г., "Ташкент" в 1980.
        В 80-е годы какой "Интрудер" с бомбами? А F-18 с палубы не хотите? Или F-16 с Окинавы или Диего-Гарсии?

        Хотя бы в "Википедию" заглянули:

        Наведение ракеты осуществляется в две стадии. На первой, ракета следует по заданному курсу на сверхмалой высоте в сторону цели. В рассчитанный момент времени, ракета инициализирует активную радиолокационную головку самонаведения AN/DSQ-28 и начинает поиск цели в секторе 45 градусов от направления полёта. Максимальная дальность обнаружения эсминца для современных ГСН составляет, по имеющимся данным, 40 км, а катера — до 18 км.
        А там еще "Спрюенсы" были с "Тикондерогами"....
        1. 0
          20 апреля 2013 19:58
          А по надводным целям "Штормом" стрелять можно было только в прямой видимости. Да и только лишь затем чтоб осколками супостату корабельные антенны из строя вывести или окна на ходовом побить.
          Вот и весь ущерб.
        2. +2
          20 апреля 2013 20:24
          Цитата: Силуэт
          В 80-е годы какой "Интрудер" с бомбами? А F-18 с палубы не хотите? Или F-16 с Окинавы или Диего-Гарсии?

          80-е годы не сулили американцам ничего хорошего:

          Осонову ПВО кораблей ВМФ СССР составляли
          - С-300Ф;
          - ЗРК самообороны "Кинжал" с собственной РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат";
          - ЗРК М-22 "Ураган" (официально принят на вооружение в 1983 г., фактически устанавливался на корабли с 1980 года).

          ЗРК большой дальности С-300Ф устанавливались на корабли:
          - опытный образец на БПК "Азов" (1977 год)
          - ТАРКР пр. 1144 "Орлан" (Киров - 1980 г., Фрунзе-1984 г., Калинин - 1988 г.)
          - РКР пр. 1164 "Аталнт" (Москва - 1983 г., Устинов - 1986 г., Варяг - 1989 г.)

          ЗРК средней дальности М-22 "Ураган" устанавливалося на эсминцы пр.956 с 1980 года.

          ЗРК малой дальности "Кинжал" устанавливался на БПК пр.1155 с 1980 года

          А в те вермена, когда строились вертолетоносцы "Москва" и БПК пр. 1134-А, у авиации ВМС США не было ничего, кроме бомб.
          Цитата: Силуэт
          А там еще "Спрюенсы" были с "Тикондерогами"....

          Эти то причем? Спрюэнс достиг вменяемого сотояния лишь в начале 80-х, первая Тикондерога появилась в 1983 г.

          ПУ С-300Ф на борту крейсера пр. 1164. Есть желание сесть за штурвал F/A-18?)))
          1. +2
            20 апреля 2013 20:48
            80-е годы не сулили американцам ничего хорошего:

            Осонову ПВО кораблей ВМФ СССР составляли
            - С-300Ф;
            - ЗРК самообороны "Кинжал" с собственной РЛС обнаружения низколетящих целей "Подкат";
            - ЗРК М-22 "Ураган" (официально принят на вооружение в 1983 г., фактически устанавливался на корабли с 1980 года).
            ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

            Не обольщайтесь. Нам они сулили еще меньше.
            Опытный "Азов" и штучные 1144 и 1164 погоды в ПВО не делали. Тем более если учесть забытые 61 и 1135.
            Можно конечно и дальше на голубом глазу шапкозакидательством заниматься, но я помню как в 80-е на Тихий океан приходили корабли 1155 проекта с недоделанными "Кинжалами" (т.е без "Подката").
      3. почтальон
        0
        22 апреля 2013 03:55
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Мод. RGM-84A принята на вооружение в 1977 г., среди недостатков - высотный (!) профиль полета

        чё то как то не так (не как в учёбниках,что нас учили


        С корабельной пусковой установки ракета запускается с помощью стартового ускорителя и делает горку. В наивысшей точке горки отделяется стартовый ускоритель и включается маршевым двигатель, с помощью которого ракета продолжает полет. На начальном (рис. 3, АБ) и маршевом (рис, 3. БВ) участках ракета управляется и наводится с помощью автономной инерциальной системы и радиовысотомера, На конечном участке (рис 3, ВГ) ракета снижается на малую высоту полета, включается активная головка самонаведения, которая начинает поиск, захват, слежение и наведение ракеты на цель. На малой высоте она летит до встречи с целью или делает перед ней горку и пикирует на нее.



        Пуск ракеты "Гарпун" из погруженной подводной лодки осуществляется через торпедный аппарат с помощью специальной капсулы......Далее полет ракеты аналогичен корабельному варианту.

        Если высота и скорость полета самолета-носителя небольшие, то маршевый реактивный двигатель начинает работать в момент ее пуска. Если самолет находится на большой высоте, то маршевый двигатель ракеты не запускается до тех пор, пока ракета не достигнет определенной высоты, на которой запускается маршевый двигатель, и ракета продолжает полет на маршевом участке (рис. 3, БВ) аналогично корабельному варианту.



        В последних моделях ПКР (С и D) используется горючее повышенной энергоемкости (JP-10 вместо JP-5).
        а голова у всех PR-53/DSQ-28 РВМ AN/APN-194
        1. 0
          22 апреля 2013 07:07
          Спасибо. Из статьи http://pentagonus.ru/publ/17-1-0-660
          После выполнения стартовой горки ракета снижается до высоты 15 м над уровнем моря и далее совершает маршевый полет. Ракеты первых модификаций (RGM-84A и другие) при подходе к цели совершали горку, захватывали цель и пикировали на нее под углом примерно 30°.

          можно сделать вывод, что захват цели RGM-84A производила на горке, а не в полете на малой высоте.
          Ну это так, к слову...
          1. почтальон
            0
            22 апреля 2013 13:59
            Цитата: Незнайка
            можно сделать вывод, что захват цели RGM-84A производила на горке, а не в полете на малой высоте.

            Всё верно, но к профилю полёта(как утверждал О.К.) -это не имеет отношения.
            Если не ошибаюсь- захват у цели ЛЮБОЙ ПКР (если это не дистанция пистолетного выстрела) происходит на горке.
            А как иначе?
            20м РЛС Орли- что то 30-40 км.
            волны пока только по прямой.
            Ну если нет пассивных датчиков по шумам(как РЛС Ф-35)
  7. +2
    20 апреля 2013 21:21
    Цитата: Силуэт
    Опытный "Азов" и штучные 1144 и 1164 погоды в ПВО не делали.

    В период с 1980 по 1990 гг.

    С-300Ф: установлены на 6 крейсерах + опытный БПК. Основа для шести боевых океанских групп.
    М-22 "Ураган": 13 эсминцев пр. 956
    "Кинжал": 11 БПК пр. 1155 + ТАВКР Баку
    ____________________
    Итого - 32 корабля с новейшими ЗРК
    + модернизация "Шторм-Н" (1986 г.) для борьбы с ПКР
    Цитата: Силуэт
    Тем более если учесть забытые 61 и 1135.

    Аналоги американских противолодочных фрегатов "Нокс" и "Перри"

    "Нокс" вообще не нес зенитного вооружения, кроме Фаланкса
    "Перри" в плане ПВО оказался полным лохом: повреждения "Страка" в Персидском заливе, 17 мая 1987 г.
    1. 0
      20 апреля 2013 23:25
      "Перри" в плане ПВО оказался полным лохом: повреждения "Страка" в Персидском заливе, 17 мая 1987 г.
      __________________________________

      А что США воевали с Ираном? Война была? Не слыхал, однако.
      Если на улице прохожий молча даст вам в глаз - это не значит что вы лох.

      Вы так ловко съехали с темы посредственности "шторма" и его бесполезности в ПРО и по надводным целям, что дальше продолжать бессмысленно.
  8. 0
    20 апреля 2013 23:17
    "Перри" в плане ПВО оказался полным лохом: повреждения "Страка" в Персидском заливе, 17 мая 1987 г.
    ------------------------------------------------

    Опять передергиваете. А что была война США с Ираном? Что-то не припоминаю.
    Если на улице встречный прохожий молча даст вам в морду - это совсем не значит, что вы лох.

    Вы так ловко съехали с темы посредственности "Шторма" на преимущества "Форта" и "Урагана", что все забыли о его бесполезности в ПРО и по надводным целям.
    1. +3
      21 апреля 2013 01:19
      Цитата: Силуэт
      Опять передергиваете. А что была война США с Ираном? Что-то не припоминаю.


      Горит иранский фрегат "Саханд", уничтоженный авиацией ВМС США, 1988 год


      С Ираном шла необъявленная война - танкерное побоище, рейс AirIran 655, операция Богомол и т.д. и т.п.

      Но в данном случае был "Мираж" ВВС Ирака.

      Однако специалисты ВМС США из Центра боевого применения авиации ВМС (TASMC), хорошо знакомые с реальными боевыми возможностями вооружения фрегатон УРО типа ╚Oliver Н.Perry╩, заключили, что в имевшей место обстановке МЗАК "Vulcan/Phalanx" не смог бы по разить цель или открыть огонь из-за подлета ПКР в мертвом секторе с носовых курсовых углов

      за два дня до инцидента, то есть 15 мая, ВМС США в Мексиканском заливе провели испытания боевых возможностей ЗОС фрегата УРО типа ╚Oliver Н.Perry╩ и крейсера УРО типа ╚Ticoderoga╩ по отражению атаки ПКР "Exocet". С этой целью в качестве стреляющего корабля был приглашен один из кораблей союзных ВМС, имеющий на вооружении ПКР этого типа (в публикации не был указан ни корабль, ни флаг - авт.). Результаты показали, что ╚Ticonderoga╩ сбивает "Exocet", ╚Perry╩ - нет.
      Цитата: Силуэт
      Если на улице встречный прохожий молча даст вам в морду - это совсем не значит, что вы лох.

      Старк находился на границе зоны боевых действий. И пришел он туда не раков ловить, а заявить о военном присутствии ВМС США

      В момент, предшествовавший развернувшимся событиям, фрегат имел боевую готовность №3 (средства обнаружения и оружие - в готовности к использованию, личный состав - на боевых постах) и поддерживал автоматическую двухстороннюю связь с эсминцем УРО DDG 40 "Coontz", штабным кораблем AGF 3 "La Salle" и самолетом ДРЛО Е-ЗА системы AWACS ВВС Саудовской Аравии
      Цитата: Силуэт
      Вы так ловко съехали с темы посредственности "Шторма" на преимущества "Форта" и "Урагана", что все забыли о его бесполезности в ПРО и по надводным целям.

      Вам же объяснили: корабельный М-11 "Шторм" был создан за 15 лет до появления ПКР "Гарпун". Это вещь из совсем другой эпохи.
      К моменту появления боеспособных модификаций "Гарпунов" и "Экзосетов", на советских кораблях появились уже гораздо более совершенные ЗРК.

      Также, не забудьте учесть, что ПРО в ближней зоне обеспечивалась в первую очередь ЗАК самообороны - советские БПК несли по 2 батареи зениток с радарным наведением АК-630, ТАВКРы и ТАРКРы по 4 батареи (8 орудий).
      Цитата: Силуэт
      и по надводным целям.

      ?
      Второстепенные возможности "Шторма" (как и любого ЗРК)
      140 кило ВВ гарантированно веведут из строя МРК или любой катер
      Время реакции ЗРК значительно меньше чем у любого противокорабельного ракетного комплекса
      Годное средство для коротких дистанций

      Фрегат ВМС США типа "Нокс". Отсутствие сколь-нибудь внятной системы ПВО превращает его в гарантированный труп при любом серьезном развитии событий
      1. 0
        21 апреля 2013 21:50
        Большой Вам + за интересную информацию ... С удовольствием прочитал Ваш диалог , узнав для себя много нового о нашем ВМФ ... good good good
  9. +3
    21 апреля 2013 01:19
    "Сократ нашёл свой способ постижения истины. Он отверг высказывание, что в споре рождается истина, и противопоставил спору диалог." Большое Вам: Силуэт, SWEET_SIXTEEN, спасибо за Ваш диалог в какой то мере он был интересней статьи.