Французы придут морем

0
В Кремле и в Елисейском дворце в пятницу сделали совместное заявление о сделке, которая является беспрецедентной для отечественной истории. Так сайт президента России Дмитрия Медведева опубликовал информацию о том, что тендер на поставку двух ДВКД (десантных вертолетоносных кораблей-доков) для МО РФ выиграл консорциум, включающий французскую компанию – DCNS и российской Объединенной судостроительной компании (ОСК). Первоначально планируется построить два десантных судна, с возможностью производства еще двух судов в дальнейшем. Сообщается, что общая сумма сделки превысила 1,5 млрд. евро. Французское заявление отличается от российского упоминанием о том, что данная сделка позволит сохранить Франции работу для тысячи человек на протяжении 4-х лет, в основном на судостроительной верфи STX в городе Сен-Назаре.

Корабли типа Mistral предназначены для транспортировки 500 пехотинцев, 13 танков, до 16 вертолетов. Корабль способен выполнять 4-е разных задачи: применять вертолеты, осуществлять десант на сушу, быть центром командования и выступать в роли плавучего госпиталя. При эксплуатации Россия будет использовать отечественные вертолеты Ка-27 и Ка-52, а двух-трехместные каюты, которые предназначены для экипажа судна и десанта будут заменены менее комфортабельными кубриками. Вместе с кораблем будет продана боевая информационно-управляющая система Zenith 9, но без лицензии на нее.

О российских планах покупки Mistral первые заговорили летом 2009 года, активные переговоры начались весной этого года, которые прерывались на период назначенного по российскому законодательству тендера. На нем помимо предложений DCNS и ОСК рассматривались проекты корейской компании Daewoo, немецкой TKMS, испанской Navantia и питерского Невского ПКБ. В итоге победителем стал консорциум DCNS (разработчик Mistral) и ОСК
Французы придут морем

По имеющейся информации на верфи STX по контракту построят два корабля, сборка еще двух кораблей в России будет опционом. Стоимость первого судна с учетом строительства, обучения экипажа, сервиса и запчастей составит 700 млн. евро, второго – 600 млн. евро. Два корабля данного типа построенные для ВМС Франции обошлись ей в 650 млн. евро, но, как отметили менеджеры ОСК, цены с тех пор выросли, да и постройка кораблей для французов не предусматривала подготовку экипажей судов и верфей, услуги сервиса и запчасти.

Уже в первом корабле доля российского участия составит 20%. Для ОСК рентабельность проекта будет на нулевом уровне, главной целью компании станет получение передовых технологий. Это означает, что в России может быть собрана секция корабля стоимостью в 20%, но конкретные верфи в России еще не выбраны. В дальнейшем это участие будет увеличиваться, сообщает редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов, но постройка еще двух судов в России довольно неясный вопрос. Сам Барабанов удивляется, зачем ВМФ понадобился данный корабль, спроектированный для нужд заморских экспедиций французского флота.

На этот счет у начальника генштаба Николая Макарова есть свое мнение, первый подобный ДВКД типа Mistral отправится на Тихоокеанский флот, где его предполагается применять для переброски войск на Курильские острова в случае крайней необходимости.

Для французской DCNS сделка с Москвой в первую очередь важна даже не в денежном отношении, а в перспективе выхода на международные рынки. Данная сделка станет первой в истории компании. До этого Mistral проиграл австралийский тендер испанской компании Navantia. После заключения сделки с Россией у компании появляется больше шансов на заключение выгодных сделок на азиатском рынке.