Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

38
Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор...

Многоковшовые экскаваторы (непрерывного действия)

Экскаваторами непрерывного действия называются землеройные машины, разрабатывающие и транспортирующие грунт непрерывно. При этом обе операции - копание и транспортирование грунта - выполняется одновременно. В отличие от одноковшовых экскаваторов непрерывная разработка грунта обеспечивает более высокую выработку, однако, главный недостаток машин непрерывного действия - малая универсальность. Каждая землеройная машина, будь то цепные или роторные траншейные экскаваторы, экскаваторы - дреноукладчики, шнекороторные и двухроторные экскаваторы-каналокопатели, мелиоративные многоковшовые экскаваторы поперечного копания и тем более - крупные карьерные многоковшовые экскаваторы - все они предназначены для выполнения определенных операций и их нельзя использовать на других работах.

Быстроходные траншейные машины БТМ

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л.

Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч. Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т, спроектированого харьковским машиностроительным заводом им.Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А.Морозова (выпускались АТ-Т с 1950 по 1979 гг.). На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.


Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную. Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами. На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг.

Машина БТМ-4 - опытный образец; в качестве базы использован тягач АТ-Т. Позже применен новый многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т. Серийное производство под индексом БТМ-4М.

Траншейные быстроходные машины БТМ поступали на вооружение инженерных войск ВС СССР. Для народохозяйственных целей разработаны и выпускались машины БТМ-ТМГ (роторный) и БТМ-ТМГ-2 (цепной).





Быстроходная траншейная машина БТМ на базе тягача АТ-Т. Машина установлена на постамент вблизи МЧС Украины. Фотографии сделал RIO1.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотография из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т в работе. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина БТМ-3 на базе тягача АТ-Т. Фотографии сделаны на базе МЧС Мадвежка в Ленинградской обл. Ф.Шильниковым.




Машины БТМ-3. Фотографии из архива автора сайта techstory ru.


Быстроходная траншейная машина на базе тягача МТ-Т (опытный образец 1978 г.). Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Траншейные машины ТМК

Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.

Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.

Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.

Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.

Изготовливались машины ТМК с 1975 года на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже на колесном тягаче КЗКТ-538ДК выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2.



Траншейная машина ТМК-2 на базе полноприводного тягача КЗКТ-538ДК. Фотографии сделаны Е.Берниковым.


Траншейная машина ТМК-2 на базе тягача КЗКТ-538ДК 1982 г.выпуска. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Котлованные машины МДК и МКМ

С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания, и в 1953 году вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый).

Котлованная машина МДК-2 (МДК-2м) представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и тп.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.

Котлованная машина МДК-3 (первая, опытный образец) предназначена для отрывки котлованов шириной 3,5 м глубиной до 5 м для укрытия техники. Базовым тягачом является тягач АТ-Т с дополнительной силовой установкой, в результате чего установленная мощность двигателей достигает 1115 л.с!!! Производительность машины на грунтах II - III категорий - 1000 - 1200 м3/ч. Вес машины - 34 т.

Котлованная машина МДК-3 (поздняя, серийная версия) является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным завод им.Малышева.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.


Опытная котлованная машина МКМ на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлована машиной МДК-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-2м на гусеничном тягаче АТ-Т в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на базе гусеничного тягача АТ-Т в транспортном положении, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3, вид спереди. Опытный образец. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Отрывка котлова машиной МДК-3. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в транспортном положении на испытаниях. Фотографии из архива Харьковского КБ им.А.А.Морозова.




Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т в работе. Фотографии из архивов Харьковского КБ им.А.А.Морозова.


Котлованная машина МДК-3 на гусеничном тягаче МТ-Т. Автор фото А.Кравец.

Землеройные машины ДЗМ и ПЗМ

Полковая землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.

Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.

Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.

Землеройная машина ПЗМ-2 смонтирована на колесном тягаче Т-155 Харьковского тракторного завода. На нем установлен двигатель СМД-62 мощностью 165 л.с.

Дивизионная землеройная машина ДЗМ - опытный образец прицепной траншейно-котлованной машины, оснащенной двумя цепными бесковшовыми рабочими органами. В качестве тягача использован колесный МАЗ-538.



Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155 1991 г.выпуска. Фотографии из архива автора сайта techstory ru


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе трактора Т-155. Фотография из архива автора сайта techstory ru.


Землеройные машины ПЗМ-2. Фотография сделана в г.Н.Новгороде О.Чкаловым.


Землеройная машина ПЗМ-2. Фотография из архива автора сайта techstory ru.




Отрытие траншеи землеройной машиной ПЗМ-2. Фотографии предоставлены директором ООО "Брянского управления механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ПЗМ-2 на базе БУМ. Фотография предоставлена директором ООО "Брянское управление механизации спецтехники" И.Драчевым.


Землеройная машина ДЗМ в транспортном положении. Фотография из архива автора сайта techstory ru.

Автор будет признателен за любую информацию и за фотографии этих машин.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    30 мая 2013 08:21
    В школе производственную практику проходил на Дмитровском экскаваторном заводе. На ТМК-2 насмотрелся во всех видах, их там "крокодилами" называли. Автору огромный +!
  2. +23
    30 мая 2013 08:35
    Великолепная техника. В юности был свидетелем работы некоторых из этих машин. Впечатления на всю жизнь. Снимаю шляпу перед советскими инженерами. hi
  3. +14
    30 мая 2013 08:46
    Инженерное обеспечение в Советской Армии было на голову выше чем у вероятного противника: это и землеройные машины и понтонно-мостовые парки. Некоторым образцам до сих пор аналогов в мире нет.
    1. +6
      30 мая 2013 15:37
      Инженерное обеспечение в Советской Армии было на голову выше чем у вероятного противника


      Опыт 1941-1945 не пропал даром, готовились, хоть на своих ошибках, но учились! А сейчас.........., у нас же врагов нет.
  4. +5
    30 мая 2013 09:25
    БТМ и МДК у МЧСников

  5. +5
    30 мая 2013 09:27
    Еще и ИМР виднеется
  6. Комментарий был удален.
  7. avt
    +7
    30 мая 2013 09:30
    Как то вот с годами стал проникаться уважением и восхищением к такой технике good .Спасибо за обзор ! Плюс
  8. +4
    30 мая 2013 10:28
    У нас на заводе стоит МДК-2, в советские времена изготоавливались, в рабочем состоянии! правда хотели продать МЧС, перекрасили в белый! Если автору интересно могу сходить сфотографировать и отпавить персонально на электронку!
    1. 0
      7 июня 2013 11:21
      Уверен, и автор, и все читатели будут рады. Координаты:
      techstory.ru/autor.htm
      Спасибо.
  9. +3
    30 мая 2013 10:38
    Вся эта техника разработана в 50-70 годах прошлого века, и на сегодняшний день морально устарела. Хотя на западе подобной техники в войсках практически нет. Обновлять модельный ряд нужно.
    1. +4
      30 мая 2013 23:33
      Морально мабуть и устарела... На базе АТ Т есть еще и бурильный агрегат. Видел как то, как он нам скважину бурил под артезианскую воду. Впечатление было такое, что это не бурилка а какой то штопор - три оборота и можно вытаскивать. То есть никто и кавкнуть не успел, а скважина готова уже...
      В кабину заглянул - все приборы разбиты. ВСЕ. Ни один индикатор не работает... Спрашиваю прапора - что ж вы, звери, делаете? А он говорит - на нее уже лет тридцать запчастей нету. Эти приборы побили, когда я еще в школе учился. Только на работоспособности такая ерунда, как приборная панель, никак не сказывается laughing Главное все жидкости залить, она заревет и свою работу всегда сделает...
  10. +3
    30 мая 2013 10:50
    Вот это техника. Гений инженерной мысли!!!
  11. +2
    30 мая 2013 11:21
    на дачу такой пойдет.
  12. +8
    30 мая 2013 11:39
    Всегда с уважением относился в военно-инженерным частым.

    У них практически нет различий - военное время или мирное. Всегда пашут как проклятые.
    Доводилось видеть как работают эти «кроты».

    Огромное уважение к саперам.
    Искренне спасибо автору. Очень интересно было читать и хорошие фото.
  13. Дзержинец
    +5
    30 мая 2013 11:45
    На вооружение принята новейшая траншейная машина БТМ-4М,на модифицированном шасси 2С7М(Малка). Использование ранее инженерными войсками шасси на снове ходовки Т-64, было огромной ошибкой, последствия которой не преодолены и сейчас. Из колёсных землероек ожидается универсальная " Ингода"с рабочим органом аналогичным ПЗМ-2 и в замену ей, разработанная кировским заводом на базе К-701.
  14. Дзержинец
    +1
    30 мая 2013 11:52
    Землеройные органы машин непрерывнрого действия инженерных войск представлени тремя видами и их комбинациями: роторный многоковшовый (БТМ-3),фрезерный(МДК-3), цепной( ПЗМ-2).
  15. +2
    30 мая 2013 12:13
    Столько техники землеройной простаивает, а в России каждую весну затапливает кучу населенных пунктов.
    Вот почему не взять все эти машины и не накопать ими рвов вокруг них.
    1. +6
      30 мая 2013 13:20
      Цитата: tchack
      Столько техники землеройной простаивает, а в России каждую весну затапливает кучу населенных пунктов.


      И спасают на ПТС и переправы ПМП наводят при наводнении. ИМРами и БАТами завалы разгребают. БТМ и МДК траншеи да котлованы копают при пожарах. Воду подвозят, очищают и опресняют её при необходимости.
      Не говоря уже и про прямые служебные обязанности.
      Военно-инженерные части все это делали всегда, делают и теперь, если МЧС не справляется. По долгу службы видел это не один раз, да и самому принимать участие с бойцами приходилось.

      Зачем с таким недовольством спрашивать ? Если Вам не приходилось видеть помощь войск населению - значит вам повезло, т.е. такие беды проходили мимо вас.
      И использование данной техники не дешевое занятие. А снимать с консервации и ставить обратно - искреннее сочувствие мужикам.
  16. +3
    30 мая 2013 13:13
    танки -вещь!! но с ними вообще-сказка!!! wink
  17. +5
    30 мая 2013 13:25
    статье 100 +,мощная техника, советская инженерная технология- это сила!
  18. wei
    +2
    30 мая 2013 13:34
    статье +
    такая техника всегда завораживала
    тонны стальных мускулов.Такая мощь военные в созидании прекрасный парадокс
  19. Dima190579
    +4
    30 мая 2013 13:37
    Статья очень понравилась. Я к своему стыду про такие чудесные машины только из статьи узнал. Огромное спасибо. Что называется век живи век учись дураком помрешь.
  20. +2
    30 мая 2013 14:17
    Эх. На дачу бы такой ;)
    1. 0
      12 ноября 2016 07:48
      Цитата: kirgudu
      Эх. На дачу бы такой ;)

      - огород копать? belay
      - Вы на характеристики посмотрите - Вам одна такая весь участок за час траншеями покроет... а дальше что Вы с ней делать планируете?
  21. +5
    30 мая 2013 14:29
    Техника зверь! У нас в колхозе такая была, в глубоком детстве наблюдал за её работой) Вроде как ей мелиорацию земель делали.
  22. roskaz
    +4
    30 мая 2013 16:02
    Техника класс!!! нам бы на строительство дорог такую!!!!)))
    1. black_eagle
      -2
      30 мая 2013 16:54
      Такая техника весь асфальт угробит, особенно МДК
      1. roskaz
        +4
        30 мая 2013 16:57
        так на строительстве до асфальта на землянке работы куча) МДК Видел на трале военные перевозили.
  23. +4
    30 мая 2013 17:56
    особенно грустно смотреть копая фундамент на даче в глине и суглинке.
  24. Jeber
    +3
    30 мая 2013 19:43
    ХА ХА у нас в Казахстане эти машины потихоньку снимают с консервации и распродают :)
  25. griha988
    +4
    30 мая 2013 19:54
    Служил в МЧС 06-08гг всю эту технику видел воочую действительно впечатляет сейчас и вспоминать приятно))
  26. +4
    30 мая 2013 19:58
    В 1972 при тушении пожаров,без БТМ у нас бы руки отвалились.Спасибо конструкторам и изготовителям этой машины.
  27. Kazanok
    +2
    6 июня 2013 15:34
    Вещь!!!! Моща!!!!
  28. +4
    7 июля 2013 13:18
    Кстати, а вот и обычные гражданские ЭТЦ-202 в военной раскраске.

  29. zhe602
    +1
    3 ноября 2013 11:31
    Замечательная техника - применима и на гражданке.
  30. +1
    4 июня 2015 22:14
    мощные машины! краса и гордость!
  31. +2
    9 марта 2016 14:34
    Коротко
    Машина БТМ-2 не существовала.
    В 1969-1970 годах на Дмитровском экскаваторном заводе было выпущено 10
    машин БТМ-ТМГ, у которой на дисках ротора было смонтировано 16 ковшей
    с сетками (у БТМ-3 – 8 ковшей) и была установлена гидрообъёмная передача
    обеспечивающая рабочие скорости от 0 до 1000 м/ч, необходимые при рытье
    траншей в мерзлых грунтах.
    Последняя машина БТМ-3 сошла с конвейера Дмитровского экскаваторного
    завода в июне 1980 года.
    Опытного образца машины БТМ-4 на базе АТ-Т не существовало.
    В 1978 году на Дмитровском экскаваторном заводе был изготовлен
    единственный опытный образец траншейной машины (на базе МТ-Т) с
    бесковшовым рабочим органом траншейной машины ТМК-2.
    К сведению. Траншейная машина ТМК в мерзлых грунтах не могла рыть
    траншеи. В мерзлых грунтах работала траншейная машина ТМК-2.
    Машины ДЗМ, представленной на фото, не существовало в металле.
    Это фотомонтаж сделанный в 1970 году. Разве не видно, что при такой
    компоновке машина не работоспособна. Это фото надо убрать и не
    затуманивать людям мозги. По котлованным машинам много ерунды.
    Надо пользоваться проверенными источниками, а не ………
    Успехов в изучении техники.
  32. 0
    12 ноября 2016 07:07
    Статье плюс! Инженерка это - Сила!
  33. 0
    20 марта 2018 10:44
    Интересная статья, большое спасибо автору.