"Sea Jet" -экспериментальное судно (AESD)

16


"Sea Jet" – экспериментальное судно (AESD) былo построенo на верфи Дакота Creek Industries в Anacortes, штат Вашингтон.
Корабль (AESD) был крещен 24 августа 2005 года. Церемония состоялась в Центре акустических исследований в Bayview. Начальник военно-морских исследований контр-адмирал М. Джей Коэн выступил с речью на крестинах. Спонсор судна Кэтлин Харпер, жена Турман Харпер, вице-президент по техническому обеспечению компании Rolls-Royce , по традиции разбила бутылку шампанского об фортштевень. Kорабль окрестили «Sea Jet».
Pазработка и проведение дальнейших исследований по проекту финансируется Управлением военно-морских исследований (ОНР). По существу, это уменьшенная (1:4) модель эсминца класса "Zumbalt" – имеет 40 м в длину и водоизмещение при полной загрузке 120 тонн. Дизайн "Sea Jet" был спроектирован Computer Sciences Corporation (CSC). Cудно проходит испытания довольно далеко от моря, на озере Pend Oreille. Озеро Пенд Oreille по своим природным характеристикам идеально подошло для гидродинамических, электромагнитных и акустических испытаний. Озеро довольно глубокое (350 метров) и изолированное. Акустические испытания осуществляются в течение ночи, когда влияние посторонних шумов минимально . В холодное время года испытания могут начаться только в начале дня. Также предпочтение открытого oкеана озеру позволило избежать немалых денежных издержек.




Исследования проводит Центр разработки надводного вооружения ВМС США в Carderock и Oтдела акустических исследований (the Naval Surface Warfare Center Carderock Division, Acoustic Research Detachment) в Bayview, штат Айдахо. На тот момент на "Sea Jet" стоял дизель-генератор мощностью 250 кВт, питающих через систему батарей, состоящей из 720 штук 12V-элементов (XE40 Genesis батареи ), позволяющих в итоге выдать 650kW мощности, два электродвигателя, которые в свою очередь приводили в движение Rolls-Royce AWJ-21 (мощность-по 300 кВт каждый), интегрированные в корпус ниже ватерлинии. На "Sea Jet" работает экипаж до шести человек. Судно достигает максимальной скорости 8 узлов на дизеле и 16 узлов на батареях.
Среди первых технологий, апробированных на судне, были Rolls-Royce AWJ-21 – движетели, разработанные в Rolls Royce Naval Marine (RRNM), обеспечивающие повышенный КПД на винтах, снижение акустической сигнатуры, а также улучшение маневренности по сравнению с предыдущими кораблями DDG 51- класса эсминцев. Дополнительные преимущества от применения технологий, заложенных в AWJ-21, по мнению проектировщиков, заключаются в увеличении скорости судна, это позволяет сделать корпус судна более изящнее, работая без рулей, валов и распорки гребного винта . В отличие от обычных водомётов, система работает полностью под водой, снижая шум и след на поверхности для улучшения скрытности. Легкий и компактный AWJ-21 позволяет судам работать на мелководье. Комплекс его рулевого управления и реверсивной системы улучшает маневренность на низких скоростях. Испытания AWJ-21-движетеля проводились на Большом канале кавитации в Мемфисе, штат Теннесси, в середине 2005 года.
Служащие Philadelphia's Code 90 спроектировали электрические двигатели и системы их жизнеобеспечения. General Dynamics также внесла свою лепту в проектирование и разработку электрического силового привода. В ARL в Университете штата Пенсильвания была предоставлена тестовая поддержка в начальной стадии развития AWJ-21-движетелей. MIT помогал с его дизайном.



30 ноября 2005 года состоялся первый день ходовых испытаний на озере Pend Oreille. К середине мая 2006 года сообщалось, что "Sea Jet" на озере Pend Oreille проходит тесты уже в течение 16 дней подряд, проходящем через трёхфутовые волны, расщепляя их, как бритва.

14 марта 2008 года после доработок, связанных с установкой Rimjet-движителя, а также соответствующих механических и электрических систем, "Sea Jet" вернулся на озеро Pend Oreille для продолжения гидродинамических, электромагнитных и акустических испытаний.
Другие изменения включают в себя удаление алюминиевой рубки и установкой взамен рубки, изготовленной с применением композитных материалов, в той или иной степени абсорбирующей электромагнитные волны.
RIMJET-движитель-новый тип двигательной установки, разработанный General Dynamics Electric Boat c электрическoй системой управления, рaзработанной Rolls Royce, в нем гребной винт является частью электродвигателя.


"Sea Jet" -экспериментальное судно (AESD)




Преимущества по сравнению с AWJ-21 является наличие высокого крутящего момента на выходе, минимального воздействия на контур корпуса и возможность сделать мотогондолы поворачиваемыми. Лопасти движителя RIMJET установлены не в ступице, а в ободе, что обеспечивает ряд преимуществ: RIMJET работает при относительно низких оборотах в минуту. При работе RIMJET кавитационные явления снижаются значительно, а обод предотвращает образование наконечных вихрей. Он также обещает быть гораздо более надежным и проще в обслуживании: исключается необходимость в системе охлаждения, устраняется необходимость в системе смазки подшипников и уплотнений, отсутствие стойки снаружи винта уменьшает кавитационную эрозию.
Питаясь от стоящих на то время аккумуяторах "Sea Jet", имела автономность максимум 3 часа, после чего требовалось 14 часов времени на перезарядку, что значительно замедляло эксперименты.
В мае 2008 года Центру разработки надводного вооружения ВМС США в Carderock и Oтделу акустических исследований был предоставлен доклад о результатах исследований, связанных с возможностью установки на "Sea Jet" топливных элементов как источника питания. Из доклада следовало, что интеграция топливных элементов на борт "Sea Jet" является возможной.
В докладе рассматривались как различные варианты топливных элементов, так и различные способы хранения водорода на борту "Sea Jet".
В качестве вариантов на топливные элементы были представлены:
SIEMENS (BZM 120), BALLARD (HD6), HELIOCENTRICS (HyPM HD-65).
В декабре 2010 года университет штата Айдахо- University of Idaho College of Engineering Moscow, ID 83844 (есть такой город в США) представил доклад NAVSEA, Отделу акустических исследований.
В докладе топливные элементы уже не были рассмотрены в качестве источника питания-система выходила слишком громоздкой и дорогой для дальнейшей реализации.
В качестве альтернативы рассматривалось использование литий-ионных батарей, обеспечивающие запас хода на них до 10 часов....
В октябре 2008 года на судоверфи Bath Iron Works состоялась закладка USS Zumwalt (DDG-1000).
В эсминец вошли многие из наработок, полученные при эксплуатации "Sea Jet".














16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    3 июня 2013 11:07
    Интересная подборка фотографий. Очень хорошо видна необычная форма корпуса.
    1. +6
      3 июня 2013 11:38
      Искал ещё другие.
      К примеру, на третьей фотографии седоволосый мужчина с фотоаппаратом на корточках сидит - он же фотографии не для семейного альбома делал. laughing

      Пробовал некоторые фотографии и схематические рисунки как графику к тексту добавить- очевидно такой возможности не имеется при опубликовании статьи.

      Зайдите по этим ссылкам: (необходим Adobe Reader)

      http://seniordesign.engr.uidaho.edu/2007_2008/quest/documents/AESD_fuel_cell_fea
      sibility_study_final_report.pdf

      http://www.bmtdsl.co.uk/media/1057684/BMTDSL-The-Advanced-Waterjet-Confpaper-INE
      C-May10.pdf

      http://www.gdeb.com/news/ebnews/PDF/ebnews_2008_07.pdf

      http://www.navsea.navy.mil/nswc/carderock/seaframe/issues/SEAFRAME-Vol1-Iss2.pdf
      1. +4
        3 июня 2013 13:20
        Мне кажется,что информация в оригинале(не статья),является хорошо продуманной"дэзой".Один из любимых методов американцев-"Если хочешь скрыть черное,не говори,что его нет,скажи сегодня,что это темносинее,завтра,что серое,а послезавтра пресса сама назовет это голубым"-.Думаю,что вопрос акустики для надводного корабля не настолько критичен,эффект "звукового коридора"сводит на нет все усилия.Допускаю,что есть определенный резон,в режиме поиска ПЛ иметь ход на выдвижных электро-колонках,что несколько снизит фактор звуковых помех,однако применение вертолета позволяет решать эту проблему кординально.Насколько мне известно,движители с периферийным основанием лопасти позволяют создать поток с высокими параметрами ламинарности,в конце 80х "Алмаз"работал над подобными устр-ми(только с мех приводом) в контексте защиты от кавитации,изменения пропульсивности,и много чего там,короче для скорости.А одним из побочных эффектов стало уменьшение "буруна" за кормой.Так вот,на мой взгляд,вся эта возня на озере направленна на снижение турбулентноси потоков в спутном следе коробля,если вспомнить,что именно такой метод положен в основу систем поиска противника наших АПЛ,а спутный след при определенных условиях моря можно распознавать до 2х суток,то "весь сыр-бор" на эту тему вполне оправдан. no
        1. +1
          3 июня 2013 16:58
          Цитата: Argon
          Так вот,на мой взгляд,вся эта возня на озере направленна на снижение турбулентноси потоков в спутном следе коробля,если вспомнить,что именно такой метод положен в основу систем поиска противника наших АПЛ,а спутный след при определенных условиях моря можно распознавать до 2х суток,то "весь сыр-бор" на эту тему вполне оправдан


          Меня тоже удивляла заявленная цель программы. А борьба со спутным следом ставит все на свои места. Тогда понятна идея корабля.
      2. Mother Russia
        0
        4 июня 2013 18:15
        Спасибо за статью, Александр!:)
  2. +5
    3 июня 2013 11:32
    это уменьшенный "зумволт" какой то. Непонятно зачем оно им - мжт это модель на которой испытывали гидродинамику зумволта? смотрите сами вот модель последнего...
    1. +2
      3 июня 2013 11:45
      Первая мысль которая пришла в голову - уменьшенный "Зумвольт" )) Что они дураки, чтобы без опыта строить такой большой корабль...так что согласен с вами полностью
  3. +1
    3 июня 2013 11:54
    Так и есть- испытывают (и далее будут испытывть).
    Так же имеются уменьшенные копии (в два и в четыре раза)от той
    модели, за которую написано в статье-для испытания в бассейнах.

    Кстати, на первом "Zumwalt" поставят обычные винты:

    На видео с 5:44 минуты видно:

  4. Алексей Приказчиков
    +1
    3 июня 2013 11:59
    Народ, а сколько зумвальтов предпологается построить и будут ли н6ынешние эсминцы на них менять?
    1. White
      +2
      3 июня 2013 14:44
      Пока три. Кому интересно почитайте -
      http://forums.airbase.ru/2011/06/t82261,5--zumwalt-dd-21-dd-x-ddg-1000.html

      Максимум информации о Zumwallte на русском.
  5. 0
    3 июня 2013 12:06
    Сошлись на трёх- уж больно дорого.

    При таком количестве, сами понимаете, ни о какой полноценной замене речи быть не может.



    http://www.globalsecurity.org/military/systems/ship/dd-x.htm
  6. 0
    3 июня 2013 12:38
    На видео-USS MICHAEL MONSOOR (DDG-1001)
    Ha данный момент степень готовности- более 60%.
    Планируемое вступление в строй- 2016 год.

    Экипаж- около 150 человек- с одной стороны хорошо, с другой- не очень.


  7. в запасе
    0
    3 июня 2013 13:15
    автор ну ты хоть бы подредактировал перевод то.
    1. 0
      3 июня 2013 13:19
      Старался избегать неточностей.
      Где нашли?
  8. mga04
    0
    3 июня 2013 18:49
    Очень интересный движитель, может быть особо ценен для подводных лодок.
  9. 0
    27 октября 2013 17:29
    RIMJET-движитель-новый тип двигательной установки, разработанный General Dynamics Electric Boat c электрическoй системой управления, рaзработанной Rolls Royce,


    В General Dynamics только испытывают свою разработку, а другие уже вовсю используют
    выдвижные двигатели с гребными винтами похожей конструкции.
    Они убираются в корпус судна как шасси у самолета.
    Кажись заврались ребята насчет уникальности и гениальности их разработки.

    Наберите поиск Retractable BOW THRUSTER - выдаст 10 простыней с картинками.

    Мне приглянулось решение от Rodriquez-Cantieri Navali