Противолодочные ракеты семейства Sea Lance

0
Противолодочные ракеты семейства Sea LanceC середины шестидесятых годов американские подводные лодки вооружались противолодочными ракетами UUM-44 SUBROC. Эти боеприпасы позволяли поражать субмарины противника при помощи 5-килотонной боевой части на дальностях до 55 километров. Противолодочная оборона надводных кораблей в те же годы осуществлялась при помощи ракет RUR-5 ASROC, доставлявших торпеду или ядерную глубинную бомбу на дальность до девяти километров. В начале восьмидесятых командование ВМС США посчитало характеристики обеих ракет недостаточными. Морякам, как тогда думали командующие, требовалось более мощное и дальнобойное оружие. Для его создания Пентагон начал программу ASWSOW (Anti-Submarine Warfare Stand Off Weapon – Противолодочное дистанционное оружие), в которой приняли участие четыре компании.

Среди участников конкурса была компания Boeing, техническое предложение которой полностью устроило заказчика. В 1982 году был подписан контракт и началась разработка нового вооружения. Пентагон желал получить противолодочную ракету, пригодную для применения на надводных кораблях и подводных лодках. Первый вариант получил условное обозначение RUM-125, второй – UUM-125. Проект в целом носил название Sea Lance («Морское копье»). Примечательно, что на определенных этапах внутри конструкторского бюро «Боинг» ракету называли Seahawk («Морской ястреб»), но к середине восьмидесятых везде стали использовать только название «Морское копье».

Проектные работы начались в 1982 году и всего лишь через несколько месяцев программу сократили. Пентагон посчитал излишней разработку противолодочной ракеты для надводных кораблей. Дело в том, что из-за некоторых аспектов технического характера более удобным для кораблей признали новый проект RUM-139 VL-ASROC, представлявший собой глубокую модернизацию предыдущей ракеты RUR-5. В связи с этим далее разрабатывался лишь боеприпас для подлодок – UUM-125 Sea Lance. Отсутствие необходимости унифицировать оружие кораблей и подлодок значительно облегчило работу конструкторов. Благодаря этому на проектирование ракеты ушло не слишком много времени.

В результате конструкторских работ сформировался окончательный облик противолодочной ракеты. Предполагалось, что боеприпас UUM-125 будет стартовать не из шахты подводной лодки, а из специального транспортно-пускового контейнера (ТПК). Пуск в таком случае должен был выглядеть следующим образом. Экипаж подлодки вводит программу в автоматику ракеты и помещает ТПК в торпедный аппарат калибра 533 миллиметра. Далее контейнер с ракетой выходит из аппарата и всплывает на поверхность, принимая вертикальное положение. На поверхности герметичная крышка контейнера открывается и позволяет осуществить пуск ракеты. Взлетев на определенную высоту, ракета сбрасывает боевую часть и та продолжает движение по баллистической траектории. В нужный момент боеголовка раскрывает собственный парашют и, сбросив скорость, входит в воду.

Предложенный оригинальный способ пуска существенно ограничил габариты ракеты. ТПК ракеты UUM-125 пришлось вписать в габариты стандартных 533-мм торпедных аппаратов, что соответствующим образом сказалось на облике всего боеприпаса. Ракета Sea Lance, визуально состоявшая из двух сопряженных цилиндров разного диаметра и головного обтекателя, имела длину 6,25 метра и вместе с ТПК весила около 1400 кг. В большем цилиндре, имевшем диаметр менее полуметра, размещался твердотопливный двигатель и механизмы управления складными стабилизаторами. Второй цилиндр с обтекателем содержал в себе системы управления ракетой, а также боевую часть – глубинную бомбу W89 мощностью 200 килотонн. Заряд такой мощности был выбран для компенсации несовершенной системы наведения и целеуказания. По расчетам, 200-килотонная глубинная бомба могла уничтожить любую подлодку в радиусе десяти километров от точки взрыва. На больших дистанциях субмарины рисковали получить серьезные повреждения.

Мощность твердотопливного ракетного двигателя Hercules EX 116 MOD 0 позволяла ракете разгоняться до скорости порядка 1700-1800 км/ч. При таком разгоне боевая часть по баллистической траектории могла преодолеть до 185 километров. При этом система наведения Mk117 в сочетании с оригинальным способом пуска не гарантировала высокую точность попадания на дистанциях, близких к максимальной. Заказчик и авторы проекта понимали это, но посчитали, что низкая точность может быть компенсирована большой дальностью и высоким могуществом боевой части.

В середине восьмидесятых, когда основные работы по проекту были завершены, одно за другим произошли несколько событий, прямо повлиявших на ход создания нового ракетного комплекса. Сначала военные предложили сделать неядерный вариант противолодочной ракеты. Имевшийся проект из-за этого получил обновленное обозначение UUM-125A, а новый с конвенциальной боевой частью – UUM-125B. В качестве боевой нагрузки неядерная ракета должна была нести торпеду Mk 50, незначительно доработанную для соединения с агрегатами ракеты. Ввиду изменения веса полезной нагрузки дальность эффективной стрельбы сократилась до 60-65 километров, не считая 15-километрового радиуса действия торпеды.

Транспортно-пусковой контейнер Sea Lance


В 1988 году военно-морские силы пришли к выводу о необходимости возвращения к идее унифицированной противолодочной ракеты для подлодок и надводных кораблей. В связи с этим проект с литерами «RUM» вновь открыли, но теперь его планировалось делать на основе UUM-125B с неядерной полезной нагрузкой. Дело в том, что к этому времени вступили в силу международные соглашения, согласно которым надводные корабли больше не могли нести ядерное вооружение. Поэтому RUM-125B решили оборудовать торпедой Mk 50. Работы по ракете для подлодок с ядерным зарядом продолжились, но с меньшими темпами, поскольку необходимо было сохранить высокую степень унификации двух боеприпасов. Со временем разработка ракеты UUM-125A фактически прекратилась.

Требования по унификации привели к интересным последствиям. Ракеты RUM-125B и UUM-125B отличались друг от друга лишь несколькими деталями, в первую очередь системами управления: автоматика ракет была приспособлена для взаимодействия с аппаратурой соответствующего носителя. Что касается транспортно-пусковых контейнеров, то они различались лишь системой открытия крышки, поскольку корабельные ракеты RUM-125B не нуждались в автоматическом раскрытии контейнера после выхода на поверхность воды. ТПК с ракетами предлагалось помещать в ячейки вертикальной пусковой установки Mk 41, что позволяло использовать противолодочный комплекс Sea Lance на любом корабле проекта Ticonderoga или Arleigh Burke. Стоит отметить, крейсера и эсминцы этих типов служат в ВМС США до сих пор и останутся на вооружении в течение ближайших десятилетий.

На момент возобновления разработки противолодочной ракеты для надводных кораблей ВМС намеревались закупить до 3-3,5 тысяч боеприпасов обоих типов в неядерном варианте. Однако к концу десятилетия над проектом Sea Lance стали сгущаться тучи. Начало испытаний затягивалось из-за массы неожиданных технических проблем, а Пентагон постоянно снижал финансирование новых проектов. Главный враг США, Советский Союз, слабел и по этой причине американские военные стали понемногу сокращать свои расходы. В итоге остававшиеся проблемы и недостаточное финансирование решили судьбу всей программы. В 1990 году проекты RUM-125 и UUM-125 были закрыты ввиду неясных перспектив. Согласно некоторым источникам, было построено несколько ракет, но информация об их испытаниях отсутствует.

Для оснащения кораблей выбрали глубокую модернизацию ракеты RUR-5 под названием RUM-135 VL-ASROC, которую доделали к середине девяностых. Что касается подводных лодок, то они до сих пор не получили никакой новой противолодочной ракеты. После снятия с вооружения ракет UUN-44 SUBROC, произошедшего в конце восьмидесятых, американские подводники так и не получили новое оружие этого класса. На протяжении последних двадцати с лишним лет для уничтожения подлодок противника они могут применять лишь торпедное вооружение.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://designation-systems.net/
http://raigap.livejournal.com/
http://harpoondatabases.com/