Як-130 стал лучшим учебно-боевым самолетом на «Ле-Бурже» благодаря интегрированному комплексу авионики КРЭТ

3


На международном аэрокосмическом салоне «Ле-Бурже-2013» Як-130 был признан международными экспертами лучшим образцом учебно-боевой техники. Новейший интегрированный полностью цифровой комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), разработанный и произведенный предприятиями Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Госкорпорации Ростех, позволяет Як-130 имитировать информационно-управляющее поле кабин, основные летные характеристики и применение боевых систем новейших истребителей четвертого и пятого поколений.

Двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 предназначен для обучения, повышения квалификации и поддержания летных навыков пилотов для истребителей четвертого и пятого поколений. Для Як-130 предприятиями КРЭТ были разработаны, произведены и интегрированы в единый цифровой комплекс авионики передовые системы навигационного, пилотажного и боевого БРЭО. Таким образом, Як-130 стал первым российским самолетом, не имеющим на борту аналоговых приборов.

Интегрированный комплекс бортового оборудования, созданный, входящим в КРЭТ, Опытно-конструкторским бюро «Электроавтоматика» имеет открытую архитектуру, что облегчает его модификацию за счет установки нового оборудования и внедрения дополнительных программно-функциональных модулей. В отличие от учебно-боевых самолетов прежних поколений Як-130 не имеет в составе БРЭО электромеханических приборов. На нем реализована концепция так называемой «стеклянной кабины», которая дает возможность моделировать информационно-управляющие поля кабин боевых самолетов различных типов. В составе этого комплекса – многофункциональные пульты, комплексные системы управления, интеллектуальные жидкокристаллические и коллиматорные индикаторы.

Полностью электродистанционная цифровая комплексная система управления, созданная одним из ведущих научных центров КРЭТ, Московским институтом электромеханики и автоматики, выполняет функции систем автоматического управления и обеспечения безопасности полета. Предусмотренный системой режим программирования, дает возможность изменять пилотажные и динамические характеристики Як-130 для имитации летных характеристик практически любого современного боевого самолета.

Бортовая система имитации режимов боевого применения, интегрированная с комплексом управления оружием СУО-130, разработанным курским предприятием КРЭТ «Авиаавтоматика», позволяет при обучении пилотов исключить необходимость использования реальных бомб и ракет, сохраняя при этом реалистичность отображения событий боевого задания. В Курске произведена также аварийно-эксплуатационная система сбора и регистрации полетной информации.

Реализованная в комплексе БРЭО современная система встроенного контроля и сигнализации облегчает эксплуатацию и техобслуживание самолета, отображая все необходимые данные о состоянии двигателя и агрегатов, выводя предупреждения и рекомендации на индикаторы. Установленная на борту Як-130 система управления общесамолетным оборудованием СУОСО-130, которую разработало и изготовило Ульяновское конструкторское бюро приборостроения, также входящее в КРЭТ, отвечает за сбор и отображение информации о состоянии всех систем БРЭО, датчиков и исполнительных устройств самолета.

Универсальные летно-технические характеристики Як-130, достигнутые в том числе, благодаря реализованным в авионике самолета передовым современным решениям, делают эту машину лучшим в мире учебно-тренировочным комплексом для освоения новейших истребителей российского производства.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. waisson
    +3
    22 июня 2013 05:27
    хорошая новость хоть в чем то мы ПЕРВЫЕ! good soldier
    1. патрон
      +11
      22 июня 2013 07:29
      Хороший видеоматериал об этом самолёте
      1. +11
        22 июня 2013 08:31
        А мне почему то на память пришла история, как возмущались, что Россию "допустили" до участия салона в то время, как она помогает Асаду...
        Зато, что видим сейчас?
        Организаторы авиакосмического салона в Ле Бурже обратились с просьбой к России увеличить количество демонстрационных полетов Су-35С до пяти, сообщил в пятницу высокопоставленный представитель российской делегации.

        «Французская сторона, с учетом того, что в последний день работы салона ожидается прибытие на выставку до 100 тыс. посетителей, попросила россиян организовать дополнительное выступление летчика-испытателя компании «Сухой» Героя России Сергея Богдана на Су-35С в воскресенье», - сообщил член российской делегации.

        И представители РФ после консультаций с Москвой уже предварительно дали согласие на увеличение числа полетов, передает РИА «Новости».


        Вот этим можно гордиться, это показатель классности пилота и оценка самолета good
        1. 0
          23 июня 2013 20:16
          Нет тут нужно задуматься,добра ли хотят нам французы. Мож они надеются чтоб он шлепнется?
      2. Levinson 1st
        +3
        22 июня 2013 14:06
        Красивый самолёт! Мне нравится!
    2. 0
      22 июня 2013 09:04
      Цитата: waisson
      хорошая новость хоть в чем то мы ПЕРВЫЕ!

      Ну как бы гордиться можно, но меру надо знать... Перечитайте внимательно
      Универсальные летно-технические характеристики Як-130, достигнутые в том числе, благодаря реализованным в авионике самолета передовым современным решениям, делают эту машину лучшим в мире учебно-тренировочным комплексом для освоения новейших истребителей российского производства.

      Так что самолет хороший, а не из серии "не имеющий аналогов" hi
    3. stranik72
      +1
      22 июня 2013 09:46
      НЕ ПЕРВЫЕ, и об этом необходимо просто знать и говорить инженерная мысль наша, производство наше, на импортном оборудовании, вся элементная база забугорная и это проблема №1 и сейчас в канун этой трагичной для всего СССР даты, просто нужно понимать, что в случае времени Ч нам всем будет Бресткая крепость, в том числе и по этой причине, "ослепнут" комплексы ПВО, прицельные и навигационные системы, в том числе могут возникнут проблемы и с управлением нашими СЯС там тоже электроника и прцессоры. Нашей власти уже пора не говорить о этой проблеме, а о ней в кулуарах говорят, а действовать, и чтобы лет за 10 не ликвидировать отставание, а хотя бы наладить производство своей элементной базы, нам нужны влажения по затратам больше чем на Сочинскую олимпиаду. А кричать "браво и бросать чепчики", это для пипла, он как известно всё "схавает".
      1. Konsmo
        +2
        22 июня 2013 10:46
        Проблема не такая большая.Во всем мире идет специализация.Корейцы лучше всех память делают и LCD панели.Американцы и Канадцы процессоры.
        Если кричать что все что на импортном оборудование сделано, то вообще делать ни стоит.
        Наши купили лицензию на 155 серию Микросхем у Техас инструментс в начале 80-х годов, и очень неплохо использовали эту универсальную серию не смотря на социализм.
        У нас станок стоял токарный немецкий 30 годов на нем детали точили длинной несколько метров,причем и для мавзолея Ленина.Это штучное производство и изобретать такие себе дороже.Его включали несколько раз в год.Лазерная резка металла купленная в середине 80 у немцев же работала еще 3-4 года назад.Сейчас не знаю.
        А микросхемы ну купите у Кореи или Тайваня, Малазии и так далее.
      2. vaf
        vaf
        +1
        22 июня 2013 14:09
        Цитата: stranik72
        вся элементная база забугорная и это проблема №1


        Только +! drinks

        И за что,позвольте поинтересоваться,уважаемые форумчане,Вы столько минусов понавтыкали Страннику72? По незнанию, по вредности или...просто так, что не fellow ,как все,про неимеющие аналогов и тому подобное???

        А кто -нибудь задавался вопросом почему на ШОУ выставили древнейший экземпляр Ка-52-го,под №63,который практически..пустой



        и не имеет ничего общего с серийными машинами,которые идут к нам?



        Или никто ничего не заметил,а может сделали вид..что всё нормально?

        И какие "успехи" могут быть у Ка-52,после такого .."показа"? request
        1. Орда
          0
          22 июня 2013 15:53
          А кто -нибудь задавался вопросом почему на ШОУ выставили древнейший экземпляр Ка-52-го,под №63,который практически..пустой


          Сергей приветствую!
          и почему же выставили именно этот? Видимо ради самого показа, пустой и летает хорошо и пыль в глаза пускает?
          1. vaf
            vaf
            0
            22 июня 2013 21:12
            Цитата: Орда
            и почему же выставили именно этот?


            Приветствую,+! drinks Отписал в личку bully wink
            1. 0
              22 июня 2013 23:37
              Цитата: vaf
              Отписал в личку


              А это уже нечестно. Я понимаю - военная тайна, и все такое, но наличие управляемого вооружения на демонстрационном экземпляре и его отсутствие на серийных тайной не является.
              Или что погрустней? belay
  2. waisson
    +2
    22 июня 2013 05:31
    Тактико-технические характеристики:
    Экипаж......................................... 2 чел.
    Скорость, км/ч
    максимальная на высоте до 10 км ............. 1 000
    максимальная на высоте до 3 км .............. 1 050
    крейсерская.................................. 960
    Практический потолок, м ....................... 12 500
    Дальность, км
    перегоночная................................. 2 000
    Масса, кг
    нормальная взлетная.......................... 6 000
    максимальная взлетная........................ 8 500
    Максимальная боевая нагрузка, кг .............. 2 000
    Длина разбега, м .............................. 380
    Длина пробега, м .............................. 670
    Габариты самолета, м
    размах крыла ................................ 10,64
    длина ....................................... 11,9
    высота ...................................... 4,7
    Силовая установка
    ТРДД ДВ-2С, кгс.............................. 2 по 2200
    На семи внешних узлах могут подвешиваться пушечные установки, управляемые ракеты, корректируемые и обычные бомбы. Высокая эффективность применения Як-130 обусловлена следующими показателями:
    уникальными для учебного самолета маневренными качествами, позволяющими реализовать перегрузку установившегося виража более 5 на высоте 4500 м и скорости 700 км/ч, а радиус неустановившегося виража — не более 200 м;
    способностью выполнять маневры и сохранять устойчивость и управляемость при углах атаки до 35° что позволяет обучать нестандартным маневрам, характерным для истребителей четвертого и пятого поколений;
    возможностью имитации поведения в воздухе самолетов с различными степенью статической устойчивости и динамическими характеристиками;
    активной системой безопасности полета;
    возможностью базирования как на грунтовых, так и на бетонных взлетно-посадочных полосах длиной не более 1000 м;
    возможностью использования самолета в качестве наземного тренажера;
    возможностью имитации на борту работы системы управления оружием и прицельно-навигационных комплексов современных самолетов с управлением поведением цели с места инструктора;
    имитацией применения оружия без его реального использования; :-
    системой многопараметрического объективного контроля за действиями курсанта;
    высоким уровнем эксплуатационной технологии.
    1. 0
      22 июня 2013 09:01
      " Силовая установка
      ТРДД ДВ-2С, кгс.............................. 2 по 2200" belay
      Ещё сегодня утром были АИ-222-25.... smile
  3. +4
    22 июня 2013 07:14
    Отличная машина уже в Борисоглебске, в Сирию отправлять не надо, туда СУ-25.
  4. +3
    22 июня 2013 08:58
    У меня есть свой, сугубо личный повод порадоваться этой новости. В детстве, когда увлёкся авиацией, самолёты Як1,3,9 и Як-2 были самыми любимыми! Як-3 даже был в виде модели, потрясающе качественно сделанной!! Опять же "Цель жизни" - очень популярная в народе книга была в те времена. По-этому очень рад, что марка "Як" живёт! А то уж забывать начали!
  5. +1
    22 июня 2013 09:03
    Цитата: бывалый
    А мне почему то на память пришла история, как возмущались, что Россию "допустили" до участия салона в то время, как она помогает Асаду...

    А, что были подобные вопли? Вот ведь политические проститутки...
  6. Орда
    +1
    22 июня 2013 09:04
    хоть бы знал ,что пишет, датчики то всегда АНАЛОГОВЫЕ.
    интересно, а что конкуренты итальянцы АЭРОМАКИ ,китайско-украинский со своим L-15 не проставлялись на этом Лебурже?
    1. +1
      22 июня 2013 09:43
      Цитата: Орда
      датчики то всегда АНАЛОГОВЫЕ.

      Точно! Я сразу то и не обратил внимание! А то интересно было бы: цифровой закон Паскаля или Бернулли.
      1. Комментарий был удален.
      2. Орда
        +1
        22 июня 2013 10:57
        Цитата: пенсионер
        Точно! Я сразу то и не обратил внимание! А то интересно было бы: цифровой закон Паскаля или Бернулли.


        для измерения скорости самолёта придуман довольно сложный механизм измерений ДАВЛЕНИЙ статичесого,динамического.Всё это многократно калибровано и процессы происходящие в этих манометрических коробках конечно непрерывные т.е. аналоговые.

        Схема работы трубки Прандтля (ПВД)скоростиметр самолётный


        Скоростемер на принципах эффекта Доплера наверно на военных самолётах применять нельзя т.к. имеет в конструкции приёмо-пердатчик и может выдавать присутствие самолёта.
        1. +1
          22 июня 2013 13:56
          Спасибо! Я в свое время ради интереса изучал авиационные агрегаты. автопилот на Ил-4 меня просто убил помню своей сложностью и остроумностью. Но вроде как за основу английский там был взят. Не уверен особо - столько лет прошло...
  7. 0
    22 июня 2013 09:21
    И по логике вещей - следует информация о закупке для нужд ВВС России 50-60 машин.
    Нет не следует.Пока она не станет самой распространенной в нашей стране - покупать её за рубежом скорее всего не станут.
  8. -1
    22 июня 2013 09:28
    В Сирии он хорошо поработает!! маленький верткий идеальный охотник на малой территорией за всякой нечистью..!!
    1. stranik72
      +4
      22 июня 2013 09:49
      Для этих целей очень дорог, там СУ-25 с избытком хватит.
  9. +1
    22 июня 2013 09:46
    Цитата: Орда
    хоть бы знал ,что пишет, датчики то всегда АНАЛОГОВЫЕ.
    интересно, а что конкуренты итальянцы АЭРОМАКИ ,китайско-украинский со своим L-15 не проставлялись на этом Лебурже?

    Отчасти вы правы, но если датчик имеет в своем составе АЦП, микроконтроллер и т.д, информация выводится в цифровом виде, то такой датчик, как правило, цифровым называют.
  10. -1
    22 июня 2013 10:58
    Цитата: stranik72
    Для этих целей очень дорог, там СУ-25 с избытком хватит.

    Дело не в цене..Как говорили раньше "Мы за ценой не постоим.." Скоро и по круче будут поставки..не все сразу...
  11. duke
    0
    28 июня 2013 12:31
    кто из спецов подскажет, почему на базе Як-130 нельзя сделать легкий истребитель? Двигатели для полетов на сверхзвуке -есть, афар понимаю -тоже, конечно нужны доработки по усилению планера, но не думаю это будет слишком дорого, ремонтная база имеется. Дело в том, что МиГ-35 весит уже более 23 тонн и легким его нельзя назвать даже с натяжкой, а ниша тяжелых истребителей занята великолепными Су...Базы кроме Як-130, для этой цели у нас пока -нет, если китайцы сумели на базе МиГ-21, создать новый FC-1, то у нас то их просто списали и никто этим не занимался. Создавать же с нуля реально легкий ястребок -дорого. Для такой страны нужно много легких и недорогих истребителей, так вместо одного МиГ-35 можно купить 3 Як-130. Зачем из него делать штурмовик, когда есть бронированный Су-25/39, а вот истребитель, ну хорошо, истребитель -штурмовик - был бы не плох. Или же все таки его планер не подходит для этих целей? А так рынок для него был бы огромный, многие страны с удовольствием бы купили такую птичку за 15 то миллионов, вместо 50-70 или 100 (МиГ 35, Су 30)...пож. подскажите...