«Вектор» укажет курс

9
Сегодня уже мало кого удивляют сообщения прессы о том, что российская «оборонка» поставила в войска очередную новинку ВВТ. Сказываются усилия руководства страны в перевооружении частей и соединений современными образцами оружия, техники и специального оборудования. Причём армия получает не единичные образцы - одномоментно перевооружаются целые подразделения. Таким подразделением является и 1-й автомобильный батальон бригады материально-технического обеспечения Южного военного округа, который наряду с новыми автомашинами получил и навигационное оборудование.

Разработки московского Специализированного опытно-конструкторского бюро систем и средств измерений «Вектор» знают во многих отечественных силовых ведомствах. К примеру, соединения внутренних войск МВД России уже практически полностью оснащены его продукцией. А вот в военном ведомстве разработки «Вектора» начиная с 2010 года проходили апробацию. 29 августа 2012 года министром обороны России на основании положительных результатов приёмочных испытаний был подписан приказ о принятии на снабжение российских Вооружённых Сил автоматизированной системы мониторинга местоположения подвижных объектов с использованием спутниковых навигационных систем ГЛOHACC/GPS производства ЗАО «СОКБ «Вектор». Эта система предназначена для оперативного контроля в мирное время (с отображением на электронных цифровых картах) местоположения и скорости движения контролируемых транспортных средств (КТС), накопления, хранения и обработки указанных данных с целью их предоставления для анализа результатов использования КТС. Тогда же системе и её составным частям были присвоены наименования и установлены коды по Классификатору вооружения, военной, специальной техники и военно-технического имущества Минобороны России.

А близко ознакомиться с ней представители высшего командного состава военных округов смогли в сентябре прошлого года в рамках масштабного учения подразделений материально-технического обеспечения Южного военного округа на полигоне Прудбой. Генералы и офицеры знакомились с техническими новинками, которые в скором будущем должны массово поступить в эксплуатацию. Одной из них и является система мониторинга местоположения подвижных объектов с использованием спутниковых навигационных система ГЛОНАСС. Возможности системы проверили в деле - в ходе выполнения задач материально-технического обеспечения. На полигоне развернули диспетчерский пункт дорожно-комендантского батальона бригады МТО, личный состав которого с помощью системы в режиме реального времени осуществлял мониторинг и управление автомобильными колоннами при выполнении задачи по доставке боеприпасов, горючего и продовольствия к месту учебных боевых действий. При необходимости это оборудование может монтироваться и на бронетехнику. Указанные комплексы в разы повышают безопасность выполнения воинских перевозок, что особенно актуально в условиях выполнения боевых и специальных операций, и увеличивают эффективность управления перемещением транспорта.

«Вектор» укажет курсПодобных «маячков» очень не хватало во время обеих кавказских кампаний. Те, кто участвовал в тех событиях, хорошо знают, как часто осуществлялись нападения боевиков на отставшие от своих армейские автомобили и даже целые колонны, двигавшиеся на удалении от базовых районов. О том, что сослуживцы попали в беду, порой становилось известно очень поздно. Помощь безнадёжно опаздывала. Это и стало одной из причин внедрения в армии подобной техники. Как отметил в разговоре с «Красной звездой» начальник автодорожной службы Департамента транспортного обеспечения Минобороны РФ полковник Владимир Буравцев во время проведения в 2012 году специального учения МТО, эти комплексы, установленные на транспорте автомобильных батальонов двух бригад материально-технического обеспечения ЮВО, уже хорошо себя зарекомендовали. Одним из таких подразделений является 1-й автомобильный батальон, где командиром подполковник Сергей Кошельников. Именно он был полномасштабно задействован в прошлогоднем учении МТО.

Батальон подполковника Кошельникова дислоцируется на значительном удалении от своей бригады - в городе-герое Волгограде. Более того, еженедельно десятки единиц техники работают в отрыве от основных сил. В настоящее время, например, часть личного состава батальона участвует в обустройстве военного городка в Ашулуке. Длительное время военнослужащие привлекались к работам по утилизации боеприпасов на полигонах Ашулук и Прудбой. Именно они подвозили предназначенные для уничтожения бомбы, ракеты и снаряды со складов к местам подрывов. Довелось им поучаствовать и в ликвидации последствий наводнения в Крымске. Современная аппаратура позиционирования позволит объективно контролировать местоположение автомобилей, находящихся вдали от пункта постоянной дислокации.

- Система даёт возможность безошибочно определять местоположение транспортных средств с установленными абонентскими навигационными комплектами по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Привязанные ко времени данные о местоположении контролируемых транспортных средств передаются по каналам сотовой связи стандарта GSM от абонентов в диспетчерский центр. При этом обеспечивается техническое закрытие передаваемой информации, - поясняет принцип работы «новинки» подполковник Сергей Кошельников.

И это далеко не всё, что даёт использование разработанной «Вектором» аппаратуры. Например, в диспетчерском центре накапливается полученная информация о местоположении и параметрах движения КТС. Через Интернет диспетчерские центры разных уровней могут обмениваться ею друг с другом. Причём в диспетчерских центрах определяются и отображаются различные параметры движения как отдельных КТС, так и групп. На электронных картах местности указываются скорость, направление движения и даже время остановок и их продолжительность. Техника позволяет формировать и осуществлять автоматический контроль маршрутов и расписания движения, без промедления сигнализировать об отклонении от заданного маршрута. Кроме того, у водителя есть возможность подать сигнал тревоги при возникновении нештатной ситуации.

Командир автомобильного взвода лейтенант Алексей Агишев, подчинённые которого и выполняли различные задачи в ходе прошлогоднего прудбойского испытания, опробовал все возможности системы, как говорится, на себе. И остался ею доволен. Это хороший помощник и для командования, и непосредственно для водителей. Ведь в случае аварии или серьёзной поломки им подчас неоткуда ждать поддержки. Отнюдь не лишним является и контроль за действиями водителей. Оптимизация штатов привела к тому, что водители (а это не только контрактники, но и военнослужащие по призыву) в составе колонны выполняют многокилометровые рейсы без старших машины, которые находятся лишь в кабинах первого автомобиля и технического замыкания.

Не случайно аппаратура, разработанная «Вектором», установлена на самые «работоспособные» автомобили батальона. Командир автомобильной роты лейтенант Дмитрий Чернобаев, в ведении которого сегодня находятся оснащённые оборудованием машины, уверен, что система востребована не только во время ведения боевых действий. Актуальна она и при выполнении задач по центроподвозу или иных дальних перевозок. В КамАЗах не предусмотрены навигаторы, а мониторинг движения автомобилей из диспетчерского центра позволяет скорректировать их маршрут в случае отклонения от запланированного.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. S-200
    +2
    23 июля 2013 09:44
    однозначно, господа присяжные и заседатели сайта...
    "Лёд - ТРОНУЛСЯ !"

    good
    1. +1
      23 июля 2013 14:26
      Цитата: S-200
      однозначно, господа присяжные и заседатели сайта...
      "Лёд - ТРОНУЛСЯ !"
      good

      Сильно не хватало в Чечне. Еще спутниковую группировку увеличить и совсем хорошо будет. И на уровне взводных приемники с нормальными картами и привязкой.
  2. абырвалг
    -1
    23 июля 2013 09:57
    Ух ты ж! Оттэта ДА-А. "Глонасс" на автомобилях. На самых «работоспособных» автомобилях батальона! Коренной перелом! Вперед, богатыри!
    1. +2
      23 июля 2013 14:30
      Цитата: абырвалг
      Ух ты ж! Оттэта ДА-А. "Глонасс" на автомобилях. На самых «работоспособных» автомобилях батальона! Коренной перелом! Вперед, богатыри!

      Да, именно ГЛОНАСС и именно на автомобилях. И именно коренной перелом. В отношении к Армии и Флоту. Безусловно, что сделать нужно еще очень много, но этот самый ГЛОНАСС на автомобилях над которым вы изволите потешаться внушает некоторый оптимизм.
  3. +1
    23 июля 2013 09:57
    ИМХО, "Вектор" это первая часть в "создании улучшения оперативную совместимость между войсками на случай потенциальных боевых ситуаций".
    оно как нам не хватало в Чечне, Дагестане и Южной Осетии.

    вот никак не могу я забыть те самые штабные "хамеры" захваченные в Ю. Осетии
    1. +1
      23 июля 2013 10:26
      "во время отражения нападения Грузии на Южную Осетию в 2008 году российские артиллеристы столкнулись с проблемой сдвига в гражданском сигнале GPS. Американцы сдвинули в этой зоне координатное поле на 300 метров, намеренно исказив гражданский канал. В результате российские корректировщики огня не могли пользоваться гражданскими устройствами GPS. Предположения подтвердились, когда у грузинской стороны были захвачены штабные «хаммеры» с жесткими дисками с резервным ПО для управления GPS на борту."

      http://www.inoforum.ru/forum/index.php?showtopic=105163
      1. Капитан Врунгель
        +1
        23 июля 2013 11:07
        Ну а Вы как бы поступили. Ваших друзей точно метелили по Вашей спутниковой системе? Сдвинули бы так , чтоб первый залп врага по своим пришелся, а дальше корректируйте традиционным артиллерийским способом.
  4. +4
    23 июля 2013 11:38
    Били,бьем и будем бить!Пусть даже с трехлинейкой.А новость ХОРОШАЯ- ПЛЮС статье.
    1. +1
      23 июля 2013 14:08
      Есть еще винтовки в загашниках :) буим бить супостатов!
  5. vlasov70
    0
    23 июля 2013 15:36
    а сколько стоит такая красавица и где купить? (имею ввиду трехлинеечку)
  6. +1
    23 июля 2013 16:58
    Привязанные ко времени данные о местоположении контролируемых транспортных средств передаются по каналам сотовой связи стандарта GSM от абонентов в диспетчерский центр.

    А как будет работать сотовая связь при ведении боевых действий, если и в мирной обстановке она не везде существует? И сколько будет стоить передача информации у оператора связи да еще в другом регионе (при мобильной переброске техники)?